Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 219/24597/13 НОЯБРЯ 2013 3 ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Слово обозревателю ВЕРНИСАЖ | В Доме Мастера открылась выставка « Диалоги » Жизнь в творчестве Сергей Малюков «Я долго думал, как обо- значить свой творческий метод, и в конце концов назвал его «формальным реализмом», — рассуждает художник Дмитрий Икон- ников. — Стараюсь ничего искусственно не придумы- вать, не приукрашивать в своих работах, всё идёт из жизни. А жизнь моя неотделима от творчества». Работы известного мо- сковского мастера, члена- корреспондента Россий- ской академии художеств представлены на недавно открывшейся в липецком художе ственном муз е е им. В.С. Сорокина — Доме Мастеравыставке«Диалоги». В простом названии — вся суть творческой концеп- ции экспозиции. Графика и живопись ДмитрияИконни- кова и скульптуры действи- тельного члена Академии художествМихаилаДронова составляют единое выста- вочное пространство. Два самобытных мастера ведут посредством своих работ ин- теллигентный, слегка иро- ничный диалог со зрителем. Иконников и Дронов принадлежат к одному по- колению, оба прошли се- рьезную академическую школуМосковского художе- ственного института имени В.И. Сурикова, во многом схожи их творческие судьбы и эстетические идеалы. Их работы хорошо из- вестны в России и за рубе- жом, неоднократно отмеча- лись престижными премия- ми, дипломамиинаградами, в том числе Золотыми меда- лями Российской академии художеств. — Выставить произве- дения Дронова почтут за честь лучшие галереи мира, — авторитетно заявляет на- родный художник России скульптор Юрий Гришко. — То, что Липецк теперь увидит одного из самых ин- тересных скульпторов совре- менности, большая удача! Иконников принял уча- стие более чем в 200 выстав- ках в стране и за рубежом, в том числе тринадцати пер- сональных. Был автором иллюстраций к книгам Ва- силия Шукшина и Павла Бажова. Его работы нахо- дятся в собрании Музея современного искусства, а также в частных коллекци- ях России, Швеции, Дании, Германии, Ирландии, США, Японии, Южной Кореи, Италии. Художник лично при- ехализ столицына открытие «Диалогов». — Липецк сегодня хоро- шо известен в московской творческой среде, — гово- рит он. — Разместить свои работы здесь, в прекрасном выставочном зале, почётно и престижно. Я очень благо- дарен директору Дома Ма- стера Галине Барбашиной за приглашение и организацию экспозиции. Здесь представ- лены мои графика и живо- пись за последние 12 лет, надеюсь, они будут интерес- ны самому широкому кругу публики. Хотите заглянуть в мою жизнь — приходите в Дом Мастера. Увидеть работы двух больших мастеров можно будет до 2 декабря. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревате - лем , и есть что сказать в ее продолжение ? Пред - лагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди Против течения Елена Оленина Французы переезжали за ними из города в город в надежде увидеть на сцене еще раз «русское чудо» и еще раз не поверить своим глазам: неужели металлурги, электрики, инженеры, студенты могут танцевать на таком высо- чайшем профессиональном уровне?! Спонтанно образовав- шийся кортеж из машин был данью восхищения и уважения. На международном конкурсе-фе- стивале в Испании «Арагонская хота» в их исполнении была признана лучшей. Случай небы- валый, поскольку россиянам удалось обойти даже самих испанцев, для которых хота — на- родный национальный танец. Похожие истории можно было бы рассказывать о выступлениях в Германии, Бельгии, других странах Европы. Если кто-то еще не догадался, то объясняю: речь идет о заслуженном ансамбле танца «Раздолье», которым на протяжении сорока пяти лет бессменно руководил Валерий Шелякин. Про мозоль и традиции Правда, почти за полвека мно- гие поколения липчан привыкли произносить эту фамилию во мно- жественном числе — Шелякины. И дело не только в том, что «Раздо- лье» невозможно представить себе без детского хореографического ансамбля «Родничок», созданно- го Галиной Шелякиной. Просто этот супружеский союз настолько творческий, что вообразить себе по отдельности Валерия Серафимо- вича и Галину Павловну нельзя: они всегда были друг для друга и самыми строгими критиками, и самой надежной поддержкой, они фактически соавторы многих по- становок. Мы готовимся отмечать ше- стидесятилетний юбилей области. Безусловно, главным фактором ее образования стал Новолипецкий металлургический комбинат, а первоначально — завод. Но все- таки целый регион не сведешь, как бы сейчас сказали, к одному градообразующему предприятию. И, наверное, не только мне было бы обидно, если бы Липецк знали исключительно как «город метал- лургов». И в других регионах, да и в других странах нас знают прежде всего благодаря замечательным культурным достижениям. И одно из таких достижений — то, что сделали Шелякины. Кстати, ометаллургии.Начина- ли Валерий Серафимович и Галина Павловна в танцевальной группе знаменитого тогда на всю страну хора металлургов, основанногоАн- дреем Петровичем Мистюковым. Печальная ирония судьбы: Всерос- сийский фестиваль хоров имени Мистюкова в Липецке проводится, а его имя не попало в юбилейный списоклипчан, которыми гордится область. Для Шелякиных такой пробел — искренняя боль. Ведь именно в мистюковском коллективе они состоялись не просто какпрофесси- оналы, ноикакличности, как твор- цы. Танцевальной группой хора руководил Григорий Галкин. Он и стал для Валерия Серафимовича и ГалиныПавловныУчителемс боль- шой буквы. Потом у них были пре- красные педагоги в вузах. Однако именноГригорийИвановичзаразил Шелякиных любовью к русскому танцу, пронесенной ими через всю жизнь.Испустя годыв программах «Раздолья» и «Родничка» главное место отводилось нашему нацио- нальному искусству. Не пляскам «а ля рюс», не балаганным шоу, а великой народной традиции. Когда президент заявил о том, что недопустимо считать культу- ру развлечением, что она должна играть важнейшую роль в патри- отическом воспитании россиян, раздались возмущенные вопли о возрождении идеологии. Один из либералов договорился до того, что «если мы запретим все грязное и безнравственное, мы убьем здо- ровое начало», а другой требовал не использовать применительно к культуре понятия«антирусский»и «вредный». Видимо, на очень боль- ную и любимую мозоль наступил ВладимирПутин, раз вызвал такое негодование. Идеология танца С точки зрения либералов вся деятельностьШелякиныхнасквозь пропитана идеологией. Но они это- го и не скрывают. Эти люди всю жизньсражалисьзанравственность и красоту. Всегда были убеждены: настоящее искусство воспитывает. Идо сих пор настаивают: культура должна быть абсолютно доступна и взрослым, и детям. А все, что противоречит этимпринципам, как раз и является вредным и антирус- ским. Нынешнюю оголтелую ком- мерциализациюонивоспринимают как прямое предвестие гибели не только народного творчества, но и культуры в целом. Той самой, у ис- токов которой в Липецкой области они стояли. Галина Павловна с ностальгией вспоминает, как между цехами на всех заводах города проводились конкурсы самодеятельности, как люди после работы спешили не к телеэкрану и банке пива, а в студии, кружки, на репетиции. Потребность в творчестве была естественной и органичной. В то время «Раздолье» насчитывало свыше ста человек, «Родничок» и того больше. В ДК профсоюзов, а позже в областном ДК для них всегда находились репетиционные залы, к их услугам всегда была сцена, гдеШелякины ставили свои феерические композиции. Валерий Серафимович и Галина Павловна до сих пор безмерно благодарны и коллективуДворца, и своимучени- кам, и зрителям, которые все эти годы были рядом. Сейчас трудно вспомнить областной или город- ской праздник, обходившийся без участия питомцев Шелякиных. За последние десятилетия наше сознание успело поменяться самым непостижимымобразом. Уже труд- но представить, чтобы люди могли в свободное время до седьмого пота часами оттачивать танцевальные па, выслушивать порой весьма жесткие замечания требователь- ныхипрофессионально бескомпро- миссных Шелякиных, с огромной радостью бесплатно в свои выходные давать концерты. Неужели это такое счастье — после рабочей смены то- ропиться не на диван, а к хореографическому станку? Оказывается—счастье. Если ты участвуешь в рождении подлинного искусства, если становишься его сотворцом, это, выражаясь языком ны- нешней молодежи, ни с чем не сравнимый кайф. А се- годня мы сплошь и рядом восхищаемсявульгарностью, смеемся над пошлыми шут- ками. Не потому ли, что уже никто не пытается сделать нам от этого прививку? Что мало таких, кто, подобноШе- лякиным, шел бы против течения? ...В конце нашего разговора Га- лина Павловна показала мне фото- графию, которую никто не видел. На ней заслуженный деятель ис- кусств, кавалер орденов «Знак По- чета»и«Дружбанародов», дважды обладательпремии«ДушаРоссии», лауреат всероссийских и междуна- родныхконкурсов, почетный граж- данин Липецка Валерий Шелякин и заслуженный работник культу- ры, кавалер орденов «ЗнакПочета» и «Дружба народов», обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат всероссийских и международных конкурсов Галина Шелякина. У них такой «иконостас», что кажет- ся, будто они были на передовой. Хотя это ведь и была их передовая, где они сражались за сохранение родного искусства, за подлинную красоту и нравственность. Ну а на войне, как на войне... Ваучер за табуретку Елена Бредис Подозреваю, что большинство наших читателей толстосу- мов не любит. В нашем семействе к ним тоже, мягко говоря, никто теплых чувств не испытывает. Правда, степень холодности этих чувств несколько варьируется, на почве чего периодически и разражаются бурные дискуссии. Родитель мой, например, почему-то считает, что своим богатством олигархи все-таки обязаны исклю- чительно своим дарованиям. Из чего делает вывод: а раз вы не преуспели, стало быть, таланта не хватило. Как говорится: если ты такой умный, то почему ты такой бедный? В сущности, идеология эта внушается нам с начала девяностых: вам, граждане, всем равные шансы были даны в виде чубайсовских ваучеров. А уж кто и как ими распоря- дился, зависит от каждого конкретного человека, его способностей и характера. При этом нам как-то за- были сообщить, что во всем мире официально призна- но: врожденная предрас- положенность к успешно- му занятию бизнесом есть только у шести процентов населения. Вот иполучилось в итоге, что кто-то, вроде моих родителей, вложил эти бумажки в «Московскуюне- движимость», которая через год благополучно самолик- видировалась. Кто-то, как мой муж, приобрел на них две табуретки. А кто-то на протяжении нескольких лет тихонько скупал ваучеры у рабочихНЛМК, чтобыпотом приобрестина них солидный пакет акций. Разница, как видите, существенная. Приходится признать правоту моего отца: да, та- ланта недостало, потому и не попали в те самые шесть процентов. А кто сказал, что все должны пламенно желать именно этого? Кто сказал, что хорошо опла- чивается только предпри- нимательский талант, а одаренные учителя, врачи, социальные работники или воспитатели детских садов должны влачить жалкое существование? Да, кто-то на залоговых аукционах ско- лотит огромное состояние, а кто-то подготовит ученика, который в будущем докажет теорему Ферма или изобре- тет лекарство от рака. Чья миссия в общечеловеческих масштабах значимее? М еня, в принципе, интересует природа нашей антипатии к богатым. Либералы-демо- краты, конечно, объяснят все просто: да завидуете вы по-черному, гражданочка, сами-то таких высот не до- стигли. Да еще напомнят, неофиты наши православ- ные: зависть — один из смертных грехов. Вот только неувязочка получается. Не знаю, как на Западе, а наши соотечественники согласныс Бальзаком: в основе любого крупного состояния частень- ко лежат совсем не благие поступки. Аужв России, где в 90-е царил «дикий капита- лизм»,—и подавно. В таком случае человек, что, будет завидоватьжулику, воруили взяточнику? И сокрушаться оттого, что не смог украсть, обмануть, что ему никто не предлагал взяток? Но если кто-то честенипорядочен, то предполагать у него зависть абсурдно. Аесликто-то и сам жулик, только болеемелкого масштаба, то ему и впрямь «таланта» не хватило. Янеподвергаюсомнению честность и порядочность моих читателей, значит, и в зависти подозревать их никак не могу. Надо ис- кать какие-то другие при- чинынелюбви к «денежным мешкам». Может, смешно и наивно вспоминать про обещанные «равные воз- можности», но что-то такое здесь есть. Представьте: ваш прия- тель занимает пост главного инженера крупного пред- приятия с соответствующим солидным окладом. А у вас не меньше талантов, актив- ности и организаторских способностей, но это место уже «уплыло». Будете вы переживать, обижаться на судьбу и злиться на прияте- ля, если в городе существуют другие предприятия, где вы можете попробовать свои силы? Если в соседнем реги- оне строятся новые фабрики и заводы? Да у вас же масса возможностей для реализа- ции собственных возмож- ностей! Зачемроптать, когда можно действовать? Когда и работу по душе можно най- ти, и семью обеспечить. Да, вы не будете олигархом, как и ваш приятель. Но поводов проклинать судьбу у вас нет. Другой пример. Живе- те вы вшестером с детьми и внуками в двухкомнат- ной «хрущевке», а купить две нормальные отдельные квартиры не в состоянии. При этомвыможете поимен- но назвать тех, кто построил себе трехэтажные особняки за высоченными заборами. Что вы к ним испытывать будете? Зависть? Да ничего подобного! Но ужточно—не любовь, не уважение.Просто потому, что у вас нет ника- ких шансов разъехаться со взрослыми детьми, которым остается лишь ждать вашей смерти. И ное дело, если в стра- не идут масштабные стройки, где требу- ются специалисты разного профиля. То есть и вашему сыну-инженеру, и невест- ке-учительнице найдется применение.Причемпотреб- ность и в этих стройках, и в этих специалистах тако- ва, что всем приехавшим работать дают квартиры. Бесплатные, социальные. А если после завершения стро- ительства люди остаются ра- ботать, им эти квартирыраз- решают приватизировать. Скажите, мало ли молодых людей с радостью ухвати- лись бы за шанс получить и работу по специальности, и жилье? Оставались бы у вас причины испытывать особуюнеприязнь к соотече- ственникам с особняками? Зачем вам трехэтажный «гроб с музыкой», когда ваши дети и внуки счаст- ливы и благополучны, а вам вдвоем с женой вполне уютно в старой привычной квартире? И никакой клас- совой ненависти, никаких поджогов по принципу «не доставайся же ты никому!» Причина косых взглядов на богатеев не в том, что у них во много раз больше де- нег, чем у меня, а в том, что меня лишили возможности честно зарабатывать, чтобы чувствовать себя обеспечен- ной. Созданиеновыхрабочих мест — это замечательное дело. Но при одном условии: если заработная плата рабо- тающих будет в разы больше прожиточного уровня. Если одновременнорешаютсяпро- блемыжилья, детских садов, другой инфраструктуры. В противном случае мы просто рекрутируем армию тех, чья нелюбовь к «хозяевам жиз- ни»будетрастиизпоколения в поколение. Е сть единственный спо- соб избежать в буду- щем межклассовых конфликтов, волны злобы и ненависти: чтобы в стра- не постоянно развивалась экономика, которая дает возможность каждому реа- лизовать его способности и энергию, нормально жить и не терзаться страхами за детей. Что такое зарплата учителя даже в двадцать тысяч? С такой зарплатой можно спокойно уходить в декретный отпуск, рожать детей, воспитывать их па- триотами? Говорят, сегодня по всей России не хватает высококвалифицированных рабочих. Но ведь такой ра- ботник на свою зарплату все равно не купит квартиру. А вот обеспечьте его жи- льем, и ниши очень быстро заполнятся. А «высокомо- ральные» рассуждения о том, что нельзя культиви- ровать «иждивенческие на- строения», недорого стоят. Человек достойно работает и достойно живет — где же тут иждивенчество? Или достойно жить и работать могут только «владельцы заводов, газет, пароходов», а такжефутбольныхклубов? Пока же мы видим, что в нашем обществе малая гор- стка купается в роскоши, а многие граждане с трудом сводят концы с концами. В такой ситуации на дне народного океана всегда бу- дут раздаваться подземные толчки возмущения. А оно нам надо? ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ | От романа до миниатюры Кто как дышит… И. Неверов В третьем номере «Петров- ского моста» можно дочи- тать окончание романа «Игровая зависимость, или История одной любви». На предпоследних страницах его автор Тамара Алексее- ва напрямую обращается к нам с призывом отбросить все предубеждения каса- тельно странностей ее повествования. Оно писа- лось самой действительно- стью, которая удивитель- нее любой невообразимой фантазии, объявляет романистка. Очень предусмотритель- но. Следуя за героиней, плы- вущей по бурным волнам моря житейского, читатель и вправду может растерять- ся. Сюжетные повороты и навороты такие, что им по- завидовали бы сценаристы многосерийных «мыльных опер». Женщина пытается излечить от игромании сына. При этом сама едва не оказы- ваетсяжертвой азарта. Ищет помощи у православного священника и влюбляется в него. А параллельно под- дается соблазну безоглядной страсти к мужчине гораздо моложе ее. Не сумев исце- лить от наваждения родно- го сына, она в буквальном смысле слова поднимает на ноги парализованного маль- чика из богатой семьи, куда нанялась в гувернантки. Оче- реднойнеожиданныйвираж: облыжное обвинение. Бедо- лага попадает за решетку… В романе вообще ужива- ются как будто быабсолютно несочетаемые вещи. «Мыль- ная опера» и претензии на философичность. Реалии наших дней и экзальтиро- ванная эмоциональность, присущая не XXI, а первой половинепозапрошлоговека. Перипетии, выпавшие на долю героини, описываются так: «Мне хотелось любойце- нойдовести его до бешенства, ударитьнаотмашь,хлестнуть пожелезному сердцу—толь- ко бы до него добраться!!!» Согласитесь, эти три вос- клицательных знака весьма симптоматичны. Впрочем, ТамараАлексе- ева, похоже, готова к упре- кам в некоторой, что ли, не- органичности и архаичности ее сочинения. Требуя от читателя отрешиться от пре- дубеждений, она на личном примере продемонстриро- вала, как надо действовать, — переступила через массу табу. В том числе иногда и через запретыхорошего вку- са. Апочему быи нет? «Каж- дый пишет, как он дышит…» У Тамары Алексеевой такое вот дыхание. Итакой роман. После него всю прочую прозу в журнале восприни- маешь приблизительно так же, как привычную город- скуюилидеревенскуюулицу после долгого и громкого концерта какой-нибудь экзо- тической группы. Все тихо, просто, по-житейски понят- но и прозрачно. Вот Федор Ошевнев в рассказе «Торже- ство справедливости», опи- раясь, скорее всего, на соб- ственный армейский опыт, не без юмора изображает косившего под дурачка ново- бранца. Командира из-за это- го несчастненького, явно не пригодного к службе парня нещадно гнобит начальство. А спустя годы уже отстав- ной офицер встречается с былым своим подчиненным, который отменно вписался в «дикий рынок», живет сыто, бессовестно, плюя на все и на всех. В непритязательном, похожемна страничкиизме- муаров тексте клокочут гнев и презрение нормального русского человека, настоя- щего мужика к прохиндею и ловкачу. В рассказах Анатолия Коновалова, Романа Бого- словского, Андрея Новико- ва нет интриги, они почти бессюжетны. А вернее — сюжетны по Горькому, ко- торый говорил, что сюжет — это характер. Памятью рождены два рассказа недавно умерше- го прозаика и журналиста Леонида Винникова. Они продолжают цикл его «сви- детельских показаний» о сельских людях военного по- коления, о судьбах трудных, драматичных, но достойных. В войну Леонид Винников был мал, да запомнил мно- гое. А потом, повзрослев, продолжал расспрашивать и ближних, и дальних, восста- навливая подробности быта, событий, человеческих отно- шений. Темипритягательны его книги и журнальные публикации. О стихах надо бы ска- зать особо, да место в газете ограничено. А следовало бы процитировать хотя бы не- сколько строк из словесной ворожбы Татьяны Лернер, задыхающиеся, трепещущие строфыНаталииРябухиной, поэтический портрет Ван Гога или пейзаж Рио-де- Жанейро с реющим над ним Христом Сергея Шилкина. Кто-то, думаю, откликнется на негромкую лирику Та- мары Романовой, близкую по духу есенинским стихам подборку Николая Воропа- ева, романсовые интонации ТатьяныЩербачевой. В разделе критики и публицистики, как обычно, много разнообразных мате- риалов. Ученый-лингвист Василий Щеулин делится мыслямиорусскомязыкекак национальном достоянии. Владимир Богданов пред- лагает собственную версию прочтения пушкинского «Я помнючудноемгновенье...»А ВладимирФалинне скупится на громкие эпитеты, востор- женно хваля прозу Алексея Колядова.ИсторикАнатолий Березнев в статье «Цифры с потолка» объясняет, кому и зачем понадобилось фальси- фицировать итоги Курской битвы. Краевед Виктор Ели- сеев знакомит читателей с талантливым драматургом, автором популярных водеви- лейАлександромПисаревым, уроженцем села Писаревка Задонского района. Среди других публика- ций упомяну комментарии к замечательным цветным вкладкам. Полина Матви- ец рассказала об очеред- ном «липецком пленэре», который в год 400-летия династии Романовых прово- дился в Липецком районе, где находятся земли бывшей романовской вотчины. А журналистка Наталья Сизо- ва представила прекрасные фотографии своего колле- ги по Издательскому дому «Липецкая газета»Николая Черкасова. Кстати, Николай не только фотохудожник, но ипростохорошийхудожник. Быть может, когда-нибудь «Петровский мост» найдет возможность опубликовать егоутонченную, выразитель- ную графику... История замечательных ансамблей, созданных Шелякиными, продолжается… ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz