Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ И ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 218/24596/12 НОЯБРЯ 2013 3 Слово обозревателю МЕСТНОЕ ВРЕМЯ | Молодой художник учит детей гончарному искусству Умение слушать глину Ольга Шкатова Гончарный круг начинает вращаться, и небольшая горка глины из бесформен- ной рыжей массы вдруг на глазах постепенно превра- щается в стройный кувшин. Руки мастера скользят по его поверхности, доводя его форму до совершенства. Он аккуратно и терпеливо работает над своим новым творением. Мастер-класс дает лебе- дянский художник Петр Космаков. Здесь, в неболь- шой мастерской в местном Доме ремесел, сбывается его давняя мечта: он передает свой опыт детям. Вот уже пять лет приходят к нему в мастерскую мальчишки и девчонки, каки он, полюбив- шие глину за податливость и «сговорчивость». — Детская фантазия без- гранична, — рассказывает Петр. — В школе ремесел ребята не просто занима- ются лепкой, а творчески развиваются, создают что- то своими руками. Когда из куска глины рождаются классные вещи, глаза у ребят загораются. В такие момен- ты испытываешь большое моральное удовлетворение, потому что виден результат и твоей работы. Петр Космаков — потом- ственный художник. Его отец, Иван Егорович, всю жизнь проработал художни- ком-оформителем, не имея, кстати, профессионального образования. Времени на это не было. Зато для сына всегда выкраивал час-другой и раз- решал ему брать свои краски и кисти. После окончания шко- лы Петр поступил в Лебе- дянский педагогический колледж на специальность «учитель начальных классов с дополнительной подготов- кой в области информатики и экономики». Но вскоре он понял, что ему ближе живопись и рисунок, а не компьютерная техника. По- этому дальнейшее обучение Космаков продолжил на ху- дожественно-графическом факультете педагогического университета в Липецке, выбрав специальность «изо- бразительное искусство». — Всегда хотел работать с детьми, — признается ху- дожник. — Выезжать с ним на пленэры, проводить вы- ставки. Получив диплом, Петр устроился на работу в обще- образовательнуюшколу учи- телем черчения, рисованияи искусства. Нагрузка оказа- ласьнастолько велика, чтона творчество времени практи- чески не оставалось. Вот тут и выручил художника Дом ремесел. Поначалу к Петру приш- ли около тридцати человек, заинтересовавшихся его рассказом о том, что и как можно сделать из глины. На втором занятии он увидел лишь половину из тех, кому показывал мастер-класс с гончарным кругом. Пример- но столько же ребят занима- етсяунегоисегодня, проходя все этапы работы с глиной, которая, кажется, способна отгадывать самые непростые замыслы художников. Ее Петр добывает в раз- ных районах области. Са- мое главное на первом этапе — хорошенько перемять глину. Этот процесс делает рукимастера необыкновенно сильными. Гончарное ремесло Петр постигал самостоятельно, в институте керамикой не занимался. Многому он на- учился у мастеров на фести- валях народного творчества, гдекаждыйхудожникохотно демонстрирует свое искус- ство. У каждого мастера свой почерк и привязанности. Петр Космаков предпочи- тает изготавливать только экологическичистуюпосуду. Каждое свое изделие после первого (утильного) обжига, придающего механическую прочность, необходимуюдля выполнения следующих опе- раций, Петр подвергает осо- бой обработке—молочению. Кувшин попросту «ку- пается» в молоке для того, чтобы глина перестала «ды- шать», пропускать влагу. После этого посуда снова обжигается в муфельной печи. Это один из древней- ших способов обработки ке- рамических изделий. После молока и обжига на кувшине словно румянец появляет- ся. Тон окраски зависит от температуры в печи. Низкая температура дает светлый оттенок, высокая — более темный. Глазурьюхудожник покрывает лишь небольшие декоративные детали, ко- торые не соприкасаются с пищей. Кроме того, Петр работает только руками, без стека, ине обрабатываеткрая посуды. Про живопись Петр тоже не забывает. Работает в тех- нике липецкой школы. На его картинах в основномпей- зажи и натюрморты. Иногда на заказ пишет портреты. Он принимает активное участие ввыставках, которые проводит творческое объеди- нение «Холм». Одна из них состоялась в Центральном домехудожникавМоскве.На нейбылипредставленыживо- пись и керамика. Последняя пользовалась спросом у по- сетителей выставки. Петр изготавливает в основном горшки, крынки, квасники, подсвечники, тарелки. Рань- шетакаяутварьбылавлюбом сельском доме в изобилии. В наше времякаждаявещь вос- принимаетсяисключительно как предмет искусства. Сейчас художник гото- вится сразу к нескольким выставкам. Две из них прой- дут в ноябре: одна — во Льве Толстом, другая, персональ- ная, — в областном краевед- ческом музее. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕГРАД | В Липецке прошел финал IV областного фестиваля « Открытый мир » Чайник из... макарон Елена Панкрушина Из макарон, оказывается, можно не только пригото- вить обед, но и создать... необычные сувениры. Так, воспитанница тербунской школы-интерната пятнад- цатилетняя Марина Каунова сделала из этого продукта ажурный чайник. Идею девочке подсказали педагоги, они же помогли изготовить поделку и доста- вить ее на конкурс в цело- сти и сохранности. Все- таки макароны — матери- ал капризный: и склеивает- ся с трудом, и довольно хрупкий. — Целую неделю я тру- дилась над этим заварником, — рассказывает Марина. — Некоторые детали отламы- вались, приходилось переде- лывать, заново подсушивать клей, перекрашивать. Но усидчивость и акку- ратность девушки были воз- награждены. Ее творение удостоилось первого места в номинации «Декоратив- но-прикладное творчество» на IV областном фестивале молодых людей с ограничен- ными возможностями здоро- вья «Открытый мир». Своей победой Марина Каунова лишний раз доказала, что у неехорошиехудожественные способности, а значит, меч- та девушки овладеть такой творческой профессией, как парикмахер, вполне может сбыться. Но и занятия деко- ративнымтворчествомонане намерена бросать.Изнедавно освоенного сырья собирается изготовить сундучок. — Сегодня условия для творческого развития соз- даны практически во всех учебных заведенияхрегиона, — рассказывает начальник управления внутренней по- литики Алексей Грушихин. — А этот фестиваль необхо- дим для того, чтобы моло- дежь могла продемонстриро- вать свои таланты. В этом году на суд жюри было представлено около 160 работ, выполненных руками молодых — в возрасте от че- тырнадцати до тридцати лет — инвалидов. Более сорока заявок поступило от кол- лективов и индивидуальных участников: вокалистов, му- зыкантов, танцоров, актеров и мастеров жестового пения. Лучшие поделки попали на выставку, которая украсила холл первого этажа и фойе второго в ДК «Сокол», где состоялся финал фестиваля, а самые интересные номера вошли в программу гала- концерта. Пока гости разглядывали экспонаты, в гримерке и в зале шли последние при- готовления к выступлению. Среди артистов былине толь- ко лауреаты этого года, но и победители 2012-го. Напри- мер, липчанин Андрей Сту- кан. Двадцатидвухлетний молодой человек занимается вокалом с малых лет, его кумир — Майкл Джексон. Дома юноша хранит все его альбомы, знает наизусть многие песни. Но выходить на сцену с репертуаром аме- риканца не решается, пред- почитает исполнять песни отечественных авторов. К фестивалю Андрей разучил новую песню Марка Тишма- на. А подопечные Елецкого дома-интерната для преста- релых и инвалидов привезли на гала-концерт свой уже отработанный «Лирический танец». — Мне очень нравится проводить свободное время в движении: танцевать, за- ниматься спортом, гулять, особенно с моей подругой по интернату Наташей, — признается воспитанник Елецкого дома-интерната двадцатисемилетнийВиктор Хоротеев. По причине заболевания Наташа танцевать не может, но всегда ездит на выступле- ния, чтобы из зала поддер- жать своего друга. Нынешнийфестиваль,ор- ганизованныйрегиональным управлением внутренней по- литики и Центром развития добровольчества в рамках реализации областной целе- вой программы «Молодежь Липецкой области (2009— 2013 годы)», отличала от предыдущих расширенная программа. Врамках его, по- мимо творческих конкурсов, прошел «круглый стол» по теме «Актуальные вопросы профессиональной и соци- альной адаптациилиц с огра- ниченными возможностями здоровья (обучение, трудо- устройство)». В обсуждении приняли участие руководи- тели общественных органи- зацийипредставителирегио- нальных управлений. Также концерту предшествовали тренинг по межличностному взаимодействию и уроки от известных художников и фотографов. — Многие на занятие пришлипростопонаблюдать, как надо работать кистью, с чего начинать рисунок, — поделился ведущий мастер- класса по изобразительному искусству, член Союза ху- дожников России Дмитрий Дикарев.—Желающихбыло более сорока человек. Надо видеть, с каким жа- ромитрепетомучастникифе- стиваляготовилиськконкур- су, какой гордостьюсиялиих глаза во время вручения им дипломов. Они полны пла- нов, надежд на полноценную жизнь, успешное будущее. — Недуг — не повод си- деть сложа руки, главное — найти тех, кто поддержит и поможет в твоих творческих исканиях,—считает руково- дитель интегрированного ан- самбля танца «Ажур»Ирина Порядина. После аварии она полу- чила группу инвалидности, с профессиональной хореогра- фией пришлось расстаться. Но не насовсем. Ирина при общественной организации «Оптимист» создала свой коллектив, вместе с кото- рым была названа в числе победителей фестиваля. По большому счету и сам фести- валь можно смело назвать смотром победителей. История под игом толкователей И. Неверов Нервно и путанно спорим, как рассказывать сегодняш- ним детям историю страны. Составляются длинные перечни трудных вопросов о прошлом России. Трудных, то есть таких, по которым не удается достичь согласия ни в обществе, ни в академических кругах. Ч итаешь список—мать честная, да в нашей истории, получается, все непонятно, двусмыслен- но, противоречиво и зыбко. В двадцатом веке особен- но — сплошь либо крас- ные (разумеется, от крови), либо белые пятна. Но где же светлые-то? Иногда прогля- дывают. Но ужбольно много желающих с мазохистским энтузиазмом их замазать — черным, серымили опятьже красным. Как будто хуже россий- ской истории ничего и быть неможет.НашиИваныГроз- ные кровожаднее любых Ричардов III. Наши царе- убийцыпреступнее палачей, казнивших английского Карла и французского Лю- довика. Наше крепостное право безжалостнее рабства на хлопковых плантациях южноамериканских шта- тов. Наши революционеры, в отличие от французских, немецких, итальянских, изначально желали казар- мы и тирании, а не свободы, равенства, братства. Россия, одним словом. Агрессивная империя, же- стокая власть — хоть царей, хоть большевиков, темный, забитый, пьющий народ. Русские тысячу лет выла- мывались из цивилизации и проиграли свою историю. Теперь это твердят не только «советологи» за рубежом. Им вторит немало наших соотечественников. Они от- чаянно бьются за то, чтобы и впредь иметь право про- возглашать, тиражировать, навязывать эту ахинею. Не так давно один из них даже потребовал запретить оце- нивать какие-либо взгля- ды как вредные или анти- российские. А попробуйте усмотреть сходство между нацистской доктриной о неполноценности славян и разговорами о бесплодной российской истории, — что тут начнется! Вы с ходу сде- лаетесь нерукопожатным ретроградом, «совком», экс- тремистом. Потому-то столько лю- дей и встретили в штыки идею единой концепции преподавания истории в школе. Сыплются обвине- ния: злодеи покушаются на плюрализм, насаждают идеологию, возвращают цен- зуру. Не спрашивайте этих плюралистов, что бывает, когда история перестает соотноситься с какими-то идеями, не вырабатывает гражданских убеждений. Их, похоже, устраивает, чтобы школьные учебники превратились в свалку фак- тов, имен и дат, лишенных смысла. Чем больше сумя- тицы в головах, тем легче навешивать лапшу на уши. Ладно, стиснув зубы, утешают себя свободолюб- цы. Унифицируйте ваши концепции, программы, учебники. Но учителей-то вы не унифицируете. И они будут вкладывать в моз- ги учеников то, что сочтут нужным. Да мало ли еще и других способов спасти подрастающее поколение от патриотической заразы. Вот Кулистиков, плюнув на протесты ветеранов, крутит на НТВ лживые фильмы вроде «Служу Советскому Союзу!». Вот в Интерне- те безнаказанно резвится полуграмотная шпана. А издательства выбрасывают на рынок мемуары гитле- ровцев. Здесь — том «Я бил маршала Жукова». Здесь — целая серия с названиями, говорящими о многом: «Я был снайпером Гитлера», «Я служил в СС», «Я был власовцем». Не та беда, что это пере- водитсяииздается. Беда, что издается без предисловий, послесловий, комментариев. Пропагандистским текстам о героизме, благородстве оккупантов, жертвенным их служении великому фюреру нет противовеса. Стране, сражавшейся с фашизмом, предлагают восхищаться теми, кто пришел, чтобы уничтожить ее народ. Н о вернемся к школе. Я почему-то не со- мневаюсь: абсолют- ное большинство отнюдь не унифицированных, вполне творческих педагогов встре- воженыэтойидеологической (а какой же еще?) экспанси- ей не меньше меня. И луч- ше меня видят, сколь она опасна для неустоявшихся и плохо информированных умов. А значит, готовы спа- сать детей от этой опасности. Вооружать знаниями, учить думать, дать им в руки щит патриотизма. На дальнем конце безбрежного разно- мыслия — раздрай, рас- пад. Глупо и бессовестно заманивать подростков в дебри дискуссий, где никак не договорятся друг с другом ученые мужи. Мудрые воспитатели юношества во все времена понимали это. И не стано- вились в позу ревнителей истины любой ценой, не бросали с гордостью, что не могут поступиться принци- пами. ДмитрийИловайский, кслову, уроженецлипецкого края, писал блистательные учебники истории. По ним занимались несколько по- колений гимназистов. Сам Дмитрий Иванович не ве- рил, что у истоков русской государственности стояли пришедшие из-за моря скан- динавы. Однако тогдашняя программа Министерства просвещения требовала учить детей как раз тому, что Рюрик и его братья были викингами, а не славянами. И Иловайский написал эти странички как велено. А свою антинорманскую пози- цию доказательно изложил в научных статьях. Охотно допускаю: умный учитель, взяв в руки новый учебник, иронически улыб- нется, обнаружив в нем вме- стопривычного«ВеликаяОк- тябрьская социалистическая революция» — «Великую российскую революцию». Словесные игры — соблаз- нительное занятие. Помни- те старинную эпиграмму: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе»? Вот имен- но. Бунт или революция? Вождь или тиран? Стабиль- ность или застой? Надо вы- бирать. Сочинители концеп- ции постарались выбрать или придумать максимально осторожные (теперь говорят — толерантные) варианты. Они отказались и от Великой социалистической револю- ции (уж очень торжественно и масштабно), и от уничижи- тельного Октябрьского пере- ворота. А Великая россий- ская — звучит не хуже, чем Великая французская. Даже если возникает ощущение, что историки пожертвовали точностьюиосмысленностью в названии этого ключевого не только для России, но и всего мира события. Тот же учитель обра- тит внимание и на другие косметические новшества. Скажем, на замену непо- литкорректного «татаро- монгольского ига» «игом ЗолотойОрды». В таком слу- чае отчего бы не пойти еще дальше?Мы, например, ведь хотим хороших отношений с Францией? А французы-то уверены: под Бородино верх одержал Наполеон. Полит- корректно ли настаивать на победе Кутузова? Ну-ка, сделаем маленький шажок навстречу. Признаем, нам не жалко: на Бородинском поле все закончилось боевой ничьей. Н о Бог с ними, этими словесными забава- ми. Они, конечно, мельчат саму задачу созда- ния честных, правдивых учебников, но не обесцени- вают ее. Как же все-таки расска- зывать детям России исто- риюРоссии?Инеправильнее ли начать с другого вопроса: зачем ее рассказывать? Это мне однажды хорошо объяс- нила Лидия Павловна Грот. Она живет в Швеции — так сложилось. Но остается рус- ским человеком, русским ученым. Не раз приезжала в Липецк к коллегам с кафе- дры отечественной истории педуниверситета. Так вот, она сказала, что интерес к прошлому пробудился в да- лекой древности из чувства благодарности к предкам. Людям хотелось узнать, ка- кими были те, кто дал им жизнь, первым вспахал и за- щитил от недругових землю, оставил в наследство внукам и правнукам язык, веру, мо- литвы и песни. Это потом начнут гово- рить о суде истории, о приго- воре истории. Судить легче, чемлюбить, понимать, вспо- минать с благодарностью. Но, наверное, именно благо- дарности и стоит в первую очередь научить наших де- тей. Благодарность — хоро- шаяпрививка от нигилизма, скептицизма, равнодушия. А делать из них судей и про- куроров раньше времени не резон. ФОТО ДМИТРИЯ БОЧАРОВА СПОРТИВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ | Игрок ХК « Липецк » стал лучшим в ВХЛ Брать пример с капитана Михаил Абрамов Лучшим защитником Высшей хоккейной лиги (ВХЛ) в октябре признан капитан ХК «Липецк» Евгений Штайгер. Лауреатов месяца в но- минациях «лучший вра- тарь», «лучший защитник», «лучший нападающий», «Надежда Лиги» опреде- ляют комиссия ВХЛ на ос- новании статистических результатов и аналитики специальных экспертов. ВХЛ подкрепляет оцен- ки экспертов памятными призами, которые будут вручены лауреатам на до- машних матчах клуба в новом месяце. Тем временем нападаю- щий ХК «Липецк» Георгий Рязанцев прооперирован в Республиканском науч- но-практическом центре травматологии и ортопедии Белоруссии. Минские хи- рурги восстановили связки плечевого сустава. По сло- вам медиков, операция про- шла успешно. Сейчас Рязанцев про- ходит курс реабилитации в Минске. Восстановитель- ный период после опера- ции займёт четыре недели. Именно на этот срок врачи зафиксировали плечо специ- альными металлическими стержнями. После того, как их снимут, можно будет приступать к процедуре разработки и постепенно увеличивать нагрузки. Ближайший домашний матчХК «Липецк» проведёт в «Звёздном» 14 ноября. По- допечныеВалерияОлейника скрестят клюшки с игрока- ми карагандинской «Сары- арки». Начало — в 19.00. * * * В Костроме завершился Кубок России по боксу среди женщин. В весовой кате- гории до 60 килограммов бронзовуюмедаль завоевала липчанка Юлия Саблина. В соревнованиях приня- ли участие 12 спортсменок. Воспитанница известного липецкого тренера Георгия Дроздецкого начала своё турнирное шествие сразу с четвертьфинала. В нём Юлия быланаголову сильнее своей соперницы из Север- ной Осетии, одержав победу благодаря двум нокдаунам. В полуфинале Саблина провела упорный поединок с Натальей Шадриной из Улан-Удэ. Итогом стала победа спортсменки из Бу- рятии, присуждённая ей судьями. С таким резуль- татом не согласен Георгий Дроздецкий. — Обидно, что так вы- шло. Я считаю, что Юлия была сильнее своей сопер- ницы. В случае победы она бы выполнила норматив мастера спорта по боксу. В итоге же — бронзовая ме- даль. Утешением служит то, что Саблина включена в состав женской сборной России, которая в следую- щем году примет участие в чемпионатахмира иЕвропы. Акатегория до 60 килограм- мов—олимпийская, так что нам есть за что бороться в бу- дущем,—рассказал Георгий Дроздецкий. * * * В рамках первенства ЦФО по баскетболу среди мужских команд «Арма- стек Липецк» провёл две встречи в Брянске против местной «Десны». Оба раза победу праздновали хозяева — 74:61, 86:71. Брянские баскетболисты три последних сезона прове- ли в высшей лиге чемпиона- та России, но в этом году из- за финансовых трудностей перешли в первую лигу. На данный момент они уверен- но возглавляют турнирную таблицу, одержав победы во всех восьми проведённых встречах. У липчан на данный мо- мент четыре победыичетыре пораженияипятая строчка в турнирной таблице. Очеред- ные поединки «Армастек» проведёт дома 16-17 ноября. В гости к нашей команде приедет подмосковный клуб «Руна-Чеховские-Ястребы». Матчи пройдут во Дворце спорта «Динамо».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz