Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЕЛЕНА БРЕДИС «Ах, какой у вас та- лантливый ребенок!», «Да вашмалыш—настоящий вундеркинд!», «И быва- ют же такие одаренные дети!». Признайтесь, кто из родителей не мечтал бы слышатьподобныеотзывы от знакомых и незнако- мых людей? Потому что всем нам на са- мом деле хочется, чтобы наши дети были лучше нас, потому что высокая оценка ребенка — это признание наших родитель- ских заслуг, наконец потому, что у талантливого ребенка го- раздо больше шансов преуспеть в этой жизни, стало быть, и нам спокойнее. Но так ли все одно- значно на самом деле? И всегда ли талант — подарок судьбы, или же он может оказаться настоящим наказанием и для родителей, и для самих детей? Разобраться в этой непростой теме нам поможет наш посто- янный консультант, психолог, психоаналитик Екатерина Ан- тонова. — Екатерина Андреевна, на ваш взгляд, для родителей талантливое чадо все-таки по- дарок или наказание? — И то, и другое. Я вам так скажу: талантливый ребенок и «доставать» может талантливо. Его вообще «очень много», он может полностью переключать на себя внимание родителей так, что им и подумать о себе становится некогда. Правда, это лишь один из вариантов, по- скольку талантливый ребенок может быть и погруженным в себя интровертом. Вообще-то от родителей во многом зависит, станет ли эта сверходаренность подарком или наказанием. Я работала с девочкой, которая уже в первом классе изучила таблицу Менделеева, а к десяти годам стала писать очень зре- лые стихи. А привели ее роди- тели потому, что она страдала от множества страхов, у нее случались немотивированные выплески агрессии. И все это потому, что родители заняли позицию самоотреченного слу- жения талантам дочери. Кста- ти, это очень распространенная ошибка. —Но ведь особенного ребен- ка надо и воспитывать как-то особенно? — Не совсем так. Да, такой малыш требует повышенного внимания, но во всем остальном его надо воспитывать как обыч- но: в четкой системе правил, ра- зумных запретов, определений, что такое хорошо, а что—плохо. А то многие родители полагают, что для максимального творче- ского раскрытия ребенку необ- ходима максимальная свобода. Это не так! Свобода—непосиль- ная ноша для малыша, ему куда комфортнее в пространстве, где установлены понятные ограни- чения. — А может оказаться так, что ребенок на самом деле ис- ключительно одарен, допустим, музыкально, но категорически не хочет заниматься музыкой? — Запросто! Родители же начинают заставлять под мар- кой «Ты потом нам еще спасибо скажешь!» Они убеждены, что лучше знают, в чем именно со- стоит будущее благо их чада. А это самое чадо, пусть и гени- ально одаренное, хочет гонять с мальчишками в футбол. Или же наоборот: не хочет устанав- ливать спортивные рекорды, а мечтает сидеть тихонько в уголке и рисовать, хоть у него и нет никакого художественно- го таланта. И вот тут давление родителей бывает невероятным! — Но их можно понять: обидно зарывать талант в зем- лю… — Надо просто задать себе вопрос: я хочу видеть ребенка непременно на верхней сту- пеньке пьедестала почета или просто счастливым человеком? Понимаете, может быть и так, что ребенку «тяжел» его талант или даже просто не нужен. Он ведь не виноват, что его при- рода выделила. Главное, не заставлять, не принуждать, не «ломать через колено»! Попро- буйте найти варианты мотива- ции, заинтересовать малыша, не забывайте его хвалить даже за небольшие успехи. Глядишь, ребенок и сам увлечется той же музыкой, и не надо будет гнать его палкой к фортепиано. — Как известно, на пути к успеху только десять процентов зависит от таланта, а девяносто — от труда. Так стоит ли взва- ливать на ребенка такой груз ради призрачных перспектив? — Но ведь бывает немало случаев, когда ребенок этот труд воспринимает как удо- вольствие, когда его не вы- гонишь из-за пианино или из спортзала. Тут тоже необходи- ма мудрость родителей. Ведь если с детства сидеть часами за инструментом и не заниматься спортом, можно просто подо- рвать здоровье. Аесли все время проводить в спортзале в ущерб тому же чтению, то духовной недоразвитости не миновать. Есть еще одно золотое правило: нельзя складывать все яйца в одну корзину. Представьте, что ваша «олимпийская надежда» получила травму и больше не может заниматься спортом. А школа уже заброшена, да и других интересов в жизни нет. Какое будущее ждет в таком случае? — Кстати, о школе. Стоит ли ожидать, что талантливый ребенок будет в общеобразова- тельной школе учиться на все пятерки? — Бывают универсально одаренные дети, которым в равной степенилегко даются все предметы. Бывают дети с «ком- плексом отличника», которые считают себя обязанными везде бытьлучшими.Имкажется, что в противном случае их не будут любить. Но бывают и те, чей яркий талант просто «выламы- вается» из жесткой школьной системы. Им в этих рамках тесно. В итоге такие дети могут запросто «хватать» и тройки, и даже двойки. Это своего рода плата за талант. С такими деть- ми надо просто первое время сидеть рядом, когда они делают уроки. Ни в коем случае не де- лать за них! Стараться заинте- ресовать, увлечь, сделать этот процесс интересным. И обяза- тельно объяснить, что в жизни придется делать не только то, что очень нравится. —Очень часто родители пы- таются мотивировать ребенка, подхлестывая в нем честолю- бие: «Ты должен быть первым, ты можешь и должен быть лучшим!» Ребенок становится заложником вот этой бешеной гонки за призами… — Причем чаще всего роди- тели за счет этого компенсиру- ют свои собственные комплексы неполноценности: сами не до- бились успеха, не реализовали какие-то свои мечты и планы, а теперь пытаются все это во- плотить в собственном чаде. Потому что его успехи — это как бы и их успехи. И ребенок живет в постоянном страхе не оправдать родительских ожиданий, не соответствовать их представлениям о нем. Он никогда не будет доволен собой, потому что главное — чтобы родители были им довольны. Вообще-то это прямой путь к неврозу. Еще один момент: нет никаких гарантий, что юному РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ О вундеркиндах без оваций Талант как подарок судьбы № 215/24593/ 7 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Не важно, сумеешь ли ты кого-то победить или нет, главное — победить свои собственные слабости, собственные недочеты, сделать в этот раз лучше, чем в прошлый. таланту не придется испытать и поражение. Как он переживет это при таких честолюбивых установках мамы и папы? Я всегда говорю своей дочери: твой главный конкурент — ты сама. Не важно, сумеешь ты кого-то победить или нет, глав- ное — победить свои собствен- ные слабости, собственные недо- четы, сделать в этот раз лучше, чем в прошлый. — Известная строчка: «Та- лантам надо помогать, без- дарности пробьются сами». И родители нередко начинают так «помогать» своимталантливым детям, что это превращается в гиперопеку: ребенка ограждают ото всего, что не связано с его дарованием, фактическиограж- дают от жизни. — И тем самым на деле «от- бирают» у ребенка большую часть его успехов и побед, при- сваивают их себе. Ему ведь на- чинает казаться, что без мамы и без папы он бы ничего не до- бился, что сам по себе он ничего не стоит. Возникает страшная зависимость, которую позже молодой человек или девушка никак не могут разорвать. Ины- ми словами, они потом боятся жить самостоятельнойжизнью. Но ведь это уже человеческая трагедия, и никакие победы на конкурсах и соревнованиях ее не компенсируют. Я вообще за то, чтобы самых гениально одаренных детей как можно больше погружали в реаль- ность, чтобы во дворе они были обычными девчонками и маль- чишками, чтобы ссорились и мирились, влюблялись, созда- вали со временем собственные семьи. — Я думаю, на родителей давит и тревога за будущее детей. Ведь все время муча- ет мысль: как сложится их жизнь? И кажется, что если ребенок будет талантлив, то у него больше шансов добиться успеха, стабильности, мате- риального благополучия. Вот и стараются эти таланты оты- скать и развить. — Современные установки на успех и благосостояние со- всемлюдяммозги «запудрили». Если девушка вышла замуж и стала домохозяйкой, то счита- ется, что она не реализовалась. Но если она реализуется именно как жена, как мать, если она счастлива готовить, убирать и ждать мужа с работы? Может, это ее предназначение, и кто сказал, что оно менее достой- ное, чем быть бизнес-леди? Кто сказал, что человек непременно должен быть гениальныммузы- кантом, выдающимся спортсме- ном или великим художником? Почему не бухгалтером или учителем? —А бывает так, что родите- ли не хотят замечать дарование ребенка? — Да, но это, как правило, в семьях, где родители не от- личаются высоким уровнем образования и интеллектуаль- ного развития. Они восприни- мают своих талантливых детей как дурачков. По принципу: «Чего ты на своей деревяшке пиликаешь? Лучше бы делом занялся. Вот я в твои годы…». И у ребенка возникает ком- плекс: я не такой, я ущербный. Свое собственное дарование он начинает расценивать как признак ненормальности. Он пытается найти для себя какую- то практическую стезю, чтобы завоевать уважение и любовь родителей. Понятно, что тут у него ничего не получается, — ведь природа и Господь Бог его к другому предназначили. Помести этого ребенка в другую среду — и его талант расцветет в полную силу. Бывает и другая ситуация: антисоциальное по- ведение родителей становится своего рода мотивацией «от противного». Ребенок видит, что родители опустились, спи- ваются, и больше всего он хочет не повторить их судьбу, вы- рваться из такой жизни. Если у него есть какое-то дарование, талант, он сам будет приклады- вать максимум усилий, чтобы развить его. — У вас детки пока малень- кие. Вы бы хотели, чтобы в дальнейшем у них проявились какие-то яркие таланты? — Я бы хотела, чтобы они просто были счастливыми, и чтобы у них было детство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz