Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 213/24591/ 2 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Эмма Меньшикова Первый Дом культуры в Липецке появился в 1950 году. И построили его горняки Студеновского карьера. Мало того, что они в крайне тяже- лых — после войны — услови- ях добывали камень для «железоделательного» произ- водства, так еще и благоустраи- вали город, строили жилье и социальную, как сказали бы сейчас, инфраструктуру. Все эти доблестные дела коллектив осуществлял под руководством легендарного управляющего Студеновским рудоуправлением Иллариона Ковалева. Имя его навсегда вошло в историю не только предприятия, но и города Липецка, в 1954 году ставшего центром вновь созданной области. 3 ноября исполняется сто лет со дня рожденияКовалева. Слав- ная дата, которая, однако, вряд ли стала бы достоянием широ- кого круга наших сегодняшних читателей, если быне одно обсто- ятельство: он оставил после себя добрую и долгую память. Хотя и стоял во главе рудоуправления всего-то чуть больше десяти лет. Причем ушел из жизни Ковалев в далеком 1955-м. Что же вместила в себя такая короткая судьба человека, чье сердце не выдержало нагрузок и переживаний за производство, за людей, о благе которых он за- ботился в первуюочередь, прене- брегая собственным здоровьем, партийной дисциплиной и ка- рьерными—в смысле професси- ональными — возможностями? От каменоломов до стахановцев Если бы автору этих строк нужно было написать о Кова- леве сценарий для фильма, то начинался бы он с мрачных сцен времен петровской Руси, когда «приписные» рудокопы с помощью лома, кирки и лопаты добывали в обширных логах флюсовый камень для производ- ства руды. Около сотни рабочих — каменоломов и возчиков — в адских трудах бьются в ямах над горами камней, тащат, надрыва- ясь, неподъемные повозки на за- вод и получают за всё это гроши. Меняются фон и экономиче- ская ситуация вРоссии, большие запасы руды и лучшие в стране флюсовые залежи в Липецке то востребованы, то не очень, а судьба рабочих всё та же — тя- желый ручной труд, мизерная плата за работу, мужик изнурен и оборван, школ и больниц нет, дети болеют и мрут... Далее идут кадры револю- ции, воодушевление и подъем в среде рабочих. Начинается вос- становление сокольского завода, возобновляются заброшенные работы по добыче флюсового камня и железной руды. В 1928 году создается самостоятельный НЕГРОМКАЯ ДАТА | Факультет дизайна ЕГУ им . И . А . Бунина отметил свое десятилетие Где царит красота Дмитрий Бровкин Классик русской литературыФёдор Достоевский утверждал, что красота спасёт мир. Работы преподавателей и студентов факультета дизайна ЕГУ имени И. А. Бунина — яркое тому доказательство. Современные, креатив- ные, востребованные — результат их творчества радует глаз и создаёт мажор- ное настроение. На днях елецкие дизай- неры в очередной раз показали собствен- ный потенциал. В альма-матер они отметили десятилетие своего факультета. Праздничная программа состоялась в концертном зале университета. Поздра- вить коллег с юбилеем пришли не только учителя и школьники города Ельца, местные ученые, но и преподаватели Ли- пецкого государственного технического университета. Они с увлечением дискути- ровали о развитии креативности личности в образовательномпроцессешколыи вуза. Доверие к своей персоне факультет дизайна заслужил длительной и кропот- ливой работой. Инициатором его создания выступил тогдашний ректор Елецкого госуниверситета Валерий Кузовлев, который также поздравил юбиляров с праздником и отметил роль факультета в сохранении и приумножении народных традиций. — Чтобы любое изделие стало худо- жественным, нужно вложить в него ча- стичку своей души и таланта. Иу елецких дизайнеров это прекрасно получается. Благодаря деятельности факультетских малых предприятий появилось большое количество сувениров, что очень важно для развития туризма в Ельце,—подчерк- нул Валерий Петрович. Сегодня факультет располагает всеми условиями для подготовки специалистов: есть мастерские рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, лаборатории компьютерного проектирования, конструирования и ма- кетирования костюма, просторныйшвей- ный цех с современным оборудованием. За десять лет выпускниками факультета стали более 200 человек. Одной из тех, кто после окончания обучения остал- ся в родных пенатах, стала ассистент кафедры дизайна Любовь Клепикова. Будущим специалистам она преподает профильные дисциплины. Несмотря на статус выпускницы, молодой ученый по-прежнему с теплотой вспоминает студенческие годы. — На факультет я поступала с твор- ческим багажом, поскольку в детстве за- нималась в художественнойшколе. Но это не значит, что в университете приходилось скучать.Наоборот, яполучила здесьновые знания и навыки, которые еще сильнее приблизили меня к любимой профессии. А участие в международных и всероссий- ских конкурсах и выставках оказалось бесценным опытом, — отметила она. Процесс обучения на факультете максимально направлен на раскрытие творческого потенциала студентов. Это- му способствует проведение пленэров на спортивно-оздоровительной базе ЕГУ в Задонском районе, музейных практик в Санкт-Петербурге и Воронеже и произ- водственных—вМоскве, Туле. Регулярно организуются экскурсии в историко-куль- турные центры России. По традиции главным событиемпразд- ника стало шоу-дефиле — одна из «фи- шек» дизайнеров ЕГУ. Десяткиюношей и девушек прошлись по сцене, как по поди- уму. Каждая коллекция представленной одежды — мужской и женской — отли- чалась креативностью и современностью. Никого не оставила равнодушным и худо- жественная выставка «Спустя десятиле- тие», посвященная юбилею факультета. На ней былипредставленылучшие работы елецких дизанейров: картины, куклы, шкатулки.Выставочныйзалуниверситета переливался красками. Гости универси- тета внимательно знакомились с экспо- натами и фотографировались на их фоне. — Наш факультет еще молод, однако уже имеет свои традиции, а главное — преданных своему делу людей. В этом плане вырисовываются вдохновляющие перспективы, что дает основание оптими- стично смотреть в будущее, — резюмиро- вала декан факультета Марина Климова. НЕОБЫЧНАЯ ВЫСТАВКА | Все начинается с любви Импровизации по Канищеву И. Неверов Когда московский коллекционер, заглянув на эту выставку в малень- кой уютной липецкой галерее «Ольга», попросил Вячеслава Канищева продать одну из работ его учеников, он услышал отказ. Канищев ни в коем случае не хочет разрознивать необычный цикл, созданный несколькими поколени- ями воспитанников студии «Вдох- новение». Зато готов не продать, а подарить все листы, если кто-то согласится экспонировать их вместе. Москвич задумался и сказал, что он найдет такую возможность. К слову, рисунки и картины питомцев Канищева в столице на- шей Родины уже в течение ряда лет украшают читальный зал Республи- канской библиотеки для людей с дефектами зрения, приблизительно где-то тридцать произведений. А около ста тридцати вещей уехали во Францию. Вообще учащимся липец- кой школы для слабовидящих могут позавидовать даже маститые авторы. С творчеством этихмальчиков и дево- чек давно знакомымосквичи и пари- жане, оно не раз с успехомдемонстри- ровалось вБельгии. Была экспозиция и в СоветеФедерацииРоссии. Спикер тогда посмотрел ее и удивился: «Мне сказали, это детская выставка, ну я и подумал, что показывают какие- нибудь игрушки, поделки. А тут, оказывается, настоящая живопись, настоящее искусство». Таки есть. УВячеславаКанищева в студии все настоящее. Без скидокна то, что рисуют дети, да к тому же сла- бовидящие. Это поистине липецкое чудо. Руководителя «Вдохновения» все время просят поделиться секре- тами, как он работает с ребятами. И он не раз по-честному пытался объяс- нить, научно описать свою методику. Но и сам понимал: это практически бессмысленно. Какаяметодика, если, по его признанию, к каждому из со- тен учеников Вячеслав Михайлович ищет особый, не поддающийся ни- какой стандартизации подход. Так что остаются лишь три самые общие предпосылки. Первая: надо любить детей. Вторая: надолюбитьживопись. Третья: надо быть... Канищевым. Вячеслав Михайлович — вечный энтузиаст-импровизатор. И в педаго- гике, и в искусстве. Не случайно уже сложившийся, нашедший себя ху- дожник, негромкий лирик, поэтич- ный реалист, однаждывдруг поразил коллег взрывными абстрактными и полуабстрактными холстами. В них он импровизирует, как джазовыйму- зыкант, прихотливо, азартно, радост- но кладя мазок за мазком. На кани- щевских картинах темноту, черноту прочерчивают цветные молнии фан- тастических образов. Храм—символ России, окруженный кольцом огня, но неуничтожимый, вечный. Цветы, рожденные свободным движением кисти и воображением. Композиции, насыщенные энергией надежды. Вообще-тотрудно сказать, ктокого учит импровизации. То ли Канищев — своих питомцев, то ли они — Ка- нищева. Но вот чем Канищев точно заражаетребят, такэтожизнелюбием, бесстрашиемпереджизнью, передлю- быми экспериментами, своей страст- ной потребностью быть самим собой. Парадоксальнымобразомпотребность эта проявилась и на открывшейся в галерее «Ольга» выставке под тради- ционнымдля студииназванием«Учи- тель и ученики». Почему «Учитель и ученики» — понятно: здесь работы студийцев соседствуют с живописью и графикой руководителя студии. А парадокс заключается в том, что на сей раз мы видим листы, на которых ребята воспроизводят знаменитые картины: от«Охотниковнапривале»и «Чесменского боя»дополотенСерова, Сезанна, Матисса, Петрова-Водкина. Но это не копии, а, опять-таки, им- провизации на тему, это отражения отражений, какимионизапомнились, леглинадушуюнымхудожникам. Со- гласитесь: ход неожиданный. Канищев рассказывает, почему он возник. От кого-то из преподавателей литературы Вячеслав Михайлович услышал, как группе школьников продемонстрировали репродукции известнейших, хрестоматийных кар- тинвроде «Девочкис персиками»или «Детей, бегущих от грозы». И никто из учеников не знал ни названий, ни авторов. Один мальчик попробовал угадать. Про «Утро в сосновом бору» он сказал, что это вроде бы рисунок для… фантика конфеты «Мишка на Севере». Тогда-то Канищев и пред- ложил участникам «Вдохновения» заняться, как он говорит, импрови- зами, ремейками классики. В этом году липецкой школе для слабовидящих исполнилось пять- десят лет. А студии «Вдохновение» — двадцать пять. Четверть века на- зад Вячеслав Канищев в первый раз переступил порог класса и сказал детям, что они будут учиться рисо- вать. Откуда-то с задних рядов раз- далось раздраженное, агрессивное: «А на фиг нам это надо». Но спустя недолгое время уКанищева рисовали фактически все, всяшкола. Рисовали не с помощью транспарантов, как предусматривалось программой, а раскованно, увлеченно, так, каккаж- дому хотелось. И рисуют до сих пор. Вдохновение всегда живет в стенах студии «Вдохновение». ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди Хроника одного карьерного роста цех «Каменоломни Студеновско- го карьера». С развитием металлургии в Липецке растет и развивается карьер. Труд рабочих механизи- руется. Ручную откатку вагоне- ток меняют на конную. Строят подъемники. Растет число стаха- новцев: эти кадры фильма могут быть весьма впечатляющими. А вот уже к карьеру прокладыва- ют узкоколейку, и два паровоза «ОВ» по прозванию «овечки» везут составы с камнем… Мирный труд прерывает вой- на. Несмотря на «броню», до- бровольцами уходят на фронт более 300 горняков: 77 из них погибнут. А оборудование карье- ра, оставшихся сотрудников и членов семей вывезут наЮжный Урал, где горстка студеновских горняков в голом поле на вновь созданном руднике будет добы- вать огнеупорную глину. В 44-м году рудоуправление возвращается из эвакуации в Липецк. Тогда-то и возглавляет его Илларион Ковалев, обнару- живший в карьере только полу- разрушеннуюжелезнуюдорогу и длиннейшую стену известняка. Однако уже вмарте были добыты первые кубометры камня. Большая семья Если бы о судьбе Ковалева предстояло написать лириче- скуюповесть, то она началась бы со встречи Иллариона Ковалева иМаргаритыАнисимовой. В том же 44 году, узнав, что молодой врач — выпускница Воронеж- ского медицинского института — ищет работу, Ковалев через горздравотдел пригласил де- вушку возглавить здравпункт рудоуправления. Когда Маргарита с папой, Владимиром Петровичем, по- дошли к кабинету управляюще- го, она даже не предполагала, что за порогом ее ждет еще и судьба. Однако, едва встретив- шись взглядами, молодые люди и не думали ей сопротивляться. «Он был очень скромный», — вспоминает сегодня Маргарита Владимировна. Как?—удивится внимательный читатель. Илла- рион Степанович родился сто лет назад. Сколько же тогда лет его вдове? Маргарите Владимировне — 93. Но она и ныне красива, муд- ра, интеллигентна. Можно себе представить, какой удивитель- ной, необыкновенной она была в свои 24 года, когда ее увидел Ковалев. Позже он признавался ей, что это была любовь с первого взгляда. — Я про любовь тогда не ду- мала,—говоритМаргарита Вла- димировна, — но когда увидела его, на душе стало так хорошо и спокойно… Семейнаяжизнь в небольшом домике, который ей дали как врачу, сразу оказалась подчи- ненной интересам карьера. Оба пропадалина работе: ондобывал, строил, развивал производство, она лечила, принимала роды, делала прививки. На огромный участок с Ниженки до вокзала у нее в помощниках были четы- ре медсестры, две нянечки и… кучер. На лошади объезжала она пациентов — взрослых и детей, в том числе лагерь репатриан- тов на тысячу человек. Причем участок постоянно разрастался, к нему присоединяли всё новые территории, но Маргарита Вла- димировна не роптала. «Тогда все работали с энтузиазмом», — вспоминает она. Несмотря на трудности, от- ношения между людьми были теплыми, а труженики карьера жили большой дружной семьей, во главе которой стоял Ковалев. Его заботило всё: как работают подчиненные, как живут, как отдыхают. И они долго помнили его доброту и человечность. Роль личности Если бы требовалась просто историческая справка о проде- ланной Ковалевым работе, то и она многое сказала бы об этом человеке. Едва предприятие вер- нулось из эвакуации, как он на- чал строить дробильно-обогати- тельную фабрику. И 1 сентября 1947 года она вступила в строй. Этот день стал праздником для всего города Липецка. В 1948-м большая группа студеновских горняков во главе с управляющимИ. С. Ковалевым Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена медалью «За восстановление предприятий черной металлур- гии Юга». Позже за свои труды он был удостоен ордена Трудо- вого Красного Знамени, других наград. В 1949 году рудоуправление выдало 447 тысяч тонн извест- няка. А уже через шесть лет объемы производства достигли более миллиона тонн флюса. На карьере появились мощные отечественные экскаваторы, краны, станки, а по железнодо- рожным путям вместо «овечек» тянули вагоны с камнеммогучие паровозы. В 1951 году на заводе «Свободный сокол» вступила в строй вторая доменная печь, а на НЛМК задули две восста- новленные домны. И карьер обе- спечивал их сырьем. ОдновременноКовалев решал многие социально-бытовые во- просы. Только за 1946—1947 годы было построено 70 одно- квартирных домов со всеми удобствами и приусадебными участками: уже тогда он пони- мал преимущества коттеджного жилья, помогал строиться тем, кто брался за его сооружение частным образом. С именем Ковалева связано появление в поселке стадиона, парка с замечательной танцпло- щадкой, средней школы № 27, детского сада, Дома культуры. Были заасфальтированы и озе- ленены целые улицы, оснащен здравпункт, открыта баня. Даже трамвайные пути в городе строи- лись с помощью горняков. И всё это силами собственного отдела капитального строительства, так называемымхозяйственнымспо- собом. Вот она, роль личности в истории, когда личность и время «работают» в унисон. Жить дальше Трагедияпроизошлав1955-м. Двумя годами ранее Илларион Степанович поступил в Кри- ворожский горный институт. Приехав домой отдохнуть, он по- бежал на свой любимый карьер. Потом они с женой сходили в кино. И вдруг — разрыв сердца. Ему было всего 42 года. Коллектив горняков долгие годы продолжал оставаться род- ным для его жены Маргариты Владимировны. Она была по- давлена горем, но нужно было поднимать четверых детей, нуж- но было спешить к пациентам, нужно было жить дальше… Помогала мама Маргариты Владимировны, Мария Матве- евна. Ведь старшему сыну Кова- левых было всего 11, младшей дочери — пять лет. Самой вдове —35. Она навсегда осталась вер- на памяти мужа. И как он, работала не по- кладая рук. Впрочем, и при его жизни она, жена управляюще- го, никогда не давала себе по- блажек. Даже рожать детей ее увозили с… врачебного приема. А потом она и вовсе забыла про отдых. Тем более с образовани- ем молодой растущей области здравоохранение развивалось семимильными шагами. Да и в работе не так сильно ощущалась боль от потери. Продолжение романа А по большому счету о се- мье Ковалевых-Анисимовых можно написать роман. Мама Иллариона Степановича в на- чале прошлого века была на- родной учительницей, родила и вырастила шестерых детей: это одна сюжетная линия. Ба- бушка и дедушка Маргариты Владимировны, судя по сним- кам в семейном альбоме, имеют дворянские корни. Родом они из Санкт-Петербурга, похоронены в Лебедяни. Это еще один сюжет и временной пласт. Родители Маргариты Влади- мировны познакомились в той же Лебедяни: папа был воен- ным, мама училась в гимназии. В 1920-м у них родилась она, единственная дочьМаргарита. В судьбе нескольких поколений— вековая история России. О том, как встретились и жили Илларион Ковалев и Мар- гарита Анисимова, читатели вкратце уже знают. «Два челове- ка, а сколько хорошего они сде- лали для людей, для города, для области»,—написала несколько лет назад в своем школьном сочинении одна из правнучек Маргариты Владимировны. А она и впрямь словно про- должала намеченный с мужем «карьерный» путь. Постепенно здравпункт, которым она за- ведовала, разрастался. Одна- ко рудоуправлению уже была нужна настоящая полноценная поликлиника.МаргаритаВлади- мировна с уважением вспомина- ет первого секретаря Липецкого обкома КПСС Константина Жу- кова, министра черной метал- лургии СССР Ивана Тевосяна, с помощью которых происходили отрадные изменения в городе и на производстве. Кроме того, они помогли и с назначением достойного содержания на детей Ковалева. При Жукове же в 1960 году была построена поликлиника, а при первом секретаре обкома партии Сергее Пузикове заложе- на больница Студеновского рудо- управления на 120 коек, которая в 1962-м приняла первых паци- ентов. Маргарита Владимировна курировала строительство этих объектовибылапервымглавным врачом медобъединения Студе- новского рудоуправления. Она работала до 72 лет и ушла на пенсию с должности заместителя главного врача мед- объединения. Была депутатом горсовета. Удостоена многих почетных званий, в том числе «Отличник здравоохранения СССР», награждена медалями. Но главная ее награда — дети, за воспитание которых ей в 2002 году вручили областной памят- ный знак «Слава Матери». Старший сын, Леонид Ко- валев, вырос от курсанта Су- воровского училища, куда его принялив 11лет, до генерал-пол- ковника, заместителя начальни- ка Генерального штаба Воору- женных Сил СССР. Второй сын, Юрий, окончил Воронежский государственный университет, стал биологом, биофизиком. До- чериЛариса иЛюдмила отлично учились в школе, получили му- зыкальное образование, окончи- ли вузы. Лариса Илларионовна долго заведовала детским садом, который в поселке рудоуправле- нияпостроил ее отец.АЛюдмила Илларионовна занимала руково- дящие посты в управлении по- чтовой федеральной связи. УМаргаритыВладимировны четверо внуков, семеро пра- внуков: вот оно, продолжение романа. Она и сейчас находит чем заняться — читает, инте- ресуется русской православной культурой. Кстати, «Липецкую газету» под разными названи- ями она помнит в отчем доме с 1923 (!) года и почти с тех же пор читает ее. — Правда, слух снижается, зрение садится, — признается она, чуть смущаясь.—Анастро- ение — нет, всегда бодрое… И, наверное, это одна из при- чин ее мудрого активного долго- летия. Ну и, конечно, Господь дает ей сил и оптимизма. Нет, со- всемне случайно тогдаИлларион Степанович выделил этуженщи- ну из всех других: сердце ее до сих пор полно жизни и любви… Вячеслав Михайлович ищет особый, не поддающийся ни- какой стандартизации подход. Так что остаются лишь три самые общие предпосылки. Первая: надо любить детей. Вторая: надо любить живо- пись. Третья: надо быть... Канищевым. ” ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА И ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz