Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

СУББОТА , 2 НОЯБРЯ 2013 № 213 (24591) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » Александр Хаустов К своему отпуску Высоко- преосвященнейший Владыка Никон, глава Липецкой митрополии, митрополит Липецкий и Задонский, относится иначе, чем обычный светский человек. В этом журналист «Липецкой газеты» еще раз убедился, услышав его рассказ о недавнем посещении острова Крит. Во время беседы вспомнил архиерей и о других своих поездках. — Отпуск я обычно беру недели на две, больше не получается, работы в епар- хии и митрополии очень много. В России и ближнем зарубежье побывал во мно- гих местах — на Дальнем Востоке, в южных городах, в Карелии, Прибалтике, Грузии. С молодых лет лю- бил паломничество, когда можно духовно обогатиться, поклониться святыням. Что же касается поездок за гра- ницу, то обычно бывает так. Кто-то из моих духовных чад предложит: дескать, Владыка, а давайте съездим в такую-то страну, посетим святые места. Заканчиваю срочные дела, и мы отправ- ляемся в путь. Вот и в этом году в сентябре, как обычно, выкроил пару недель, по- бывал на Крите. А вообще посещал разные страны, четырежды бывал в Иеруса- лиме, трижды в Греции. Понравилось в Италии, Египте. Многие места по- видал... Какие складываются впечатления от этих поез- док? К примеру, часто слы- шу, как люди восторгают- ся, мол, прекрасно от- дохнули за границей, на- слаждались купанием в море, загорали на пляже, бывали на всяческих экс- курсиях... Амне из этого не все нравится. Взять то же купание. В юности я жил, считай, на берегу реки Во- ронеж, от нашего дома тропинка шла к воде. Во- круг красиво, есть чем по- любоваться — лодки, ка- мыши, рыбалка. Многие, особенно молодежь, с удо- вольствием купались в реч- ке, отдыхали. А меня как- то не очень тянуло к воде, так, иногда для разнообра- зия окунусь, позагораю. Уже позже, когда учился в духовной семинарии в Одессе, Черное море было рядышком. Сверстники любили поплескаться в воде, позагорать, но я редко к ним присоединялся . Меня даже как-то препо- даватель семинарии спро- сил, дескать, а что же ты-то не идешь купаться. Объ- яснил ему, что я равноду- шен к этому развлечению. Мне больше по душе в храм ОТКРОВЕНИЕ | Как Владыка Никон проводит свой отпуск Главное, была бы вера ходить, на богослужения. А за границей... Все со- бытия, происходящие в от- пуске, они входят в програм- му моей жизни. Это не про- сто отдых, скорее, труд для собственной души. В отпу- ске или паломнической по- ездке, как угодно называй- те, все так же участвую в богослужениях, молюсь. Правда, активнее посещаю святые места, чаще выкраи- ваювремя для чтения духов- ной литературы. Иначе го- воря, не просто созерцаю, любуюсь панорамой той или иной страны, ландшафтом, природой, а выбираю то, что полезно для души. Меня прежде всего при- влекают святые места, кото- рых так много в мире. Хо- чется помолиться, покло- ниться святыням, получить какую-то помощь от них, привезти домой частичку той благодати, которую там ощутил. Ведь в каждой по- ездке столькорадостныхдля души моментов! В одну из них привез как-то частицы мощей младенцев, убиен- ных Иродом в Вифлееме. Святыню передал игумену Стефану (Киселеву). Дело в том, что он в свое время по- строил часовню во имя че- тырнадцати тысяч младен- цев в Вифлееме убиенных, так что иерусалимский дар оказался как нельзя кстати. В Греции дважды побы- вал на Старом Афоне, посе- щал монастыри на горах, святые места Кипра, на острове Корфу в Греции по- счастливилось поклониться мощам святителя Спиридо- на Тримифунтского, в ита- льянском городе Бар — мо- щам святителяичудотворца Николая, в Черногории — деснице Иоанна Предтечи (Крестителя), на земле свя- той горы Афон — честной главе апостола Луки. На Синайском полуострове в Египте поднимался на гору, где пророк Моисей получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Гроб Давида в Иерусалиме посе- щал. Поездки в Назарет, Вифлеем и другие святые места душеполезны, ибо мы знаем историю этих мест, связанную с Евангельскими событиями. А увидеть все воочию — это же чудо Бо- жье! За границей русских, как я заметил, с восторгом принимают, очень хотят общения. Вероятно, ино- странцев что-то в нас при- тягивает. Может, доброта, щедрость русской души. Или же они много знают о нас из произведений извест- ных русских писателей, та- ких как Пушкин, Лермон- тов, Есенин... Что меня поразило в па- ломничестве, так это вели- колепные старинные иконы — большие и маленькие, которые продаются в Иеру- салиме в специальных мага- зинах. Не перестаю удив- ляться, сколькоже святынь ушло из России за границу и во время, и после револю- ции. А в других странах наши иконы очень почита- ются, в них видят образы боговдохновенного искус- ства. Это — творчество, со- хранившееся и до сих пор! Допустим, современные по- делки и в Греции, и в Иеру- салиме, и в других местах никак не сравнить с нашими произведениями искусств — российскими. Отече- ственные кресты и крести- ки, панагии, иконы, боль- шие ималенькие, медальон- чики, церковные принад- лежности и утварь—все это произведения искусств. На золоте, на эмали… Красота! Авот то, что продается у них в магазинах и павильонах собственного изготовления —это, на мой взгляд, просто бижутерия. И если что-то покупаешь, то лишь в па- мять о посещении той или иной страны. Запоминаются поездки и гостеприимством. За рубе- жом очень почитают наших священнослужителей. Ивот какузнают, что книмв храм или монастырь направляет- ся архиерей, — мгновенно колокольный звон, торже- ственный прием. Так было в Иерусалиме, где я участво- вал в богослужении в Храме Гроба Господня, встречался с местным Патриархом. Иногда меня спрашива- ют, сильно ли различаются их службыи наши. Принци- пиально — не сильно. Но по ревности к православным традициям, Литургии, При- частию, по отношению к святыням, на мой взгляд, Россия и русские верующие все-таки находятся на пер- вом месте. Примеров тому могу привести немало. До- пустим, по нашим прави- лам, в монастырях не могут вкушать мясное, это нару- шение канонических требо- ваний. А в той же Греции — вкушают. Но мы их не осуждаем, каждый как мо- жет и желает спасает свою душудляЦарствияНебесно- го. Чем отличаются у них богослужения, так это тем, что сокращаются по време- ни. Но опятьже не везде. На Кипре, например, где я бы- вал в одном из монастырей, — с этим строго. Там архи- мандрит — наш соотече- ственник. И он очень рев- ностно подходит к богослу- жениям, следит, чтобы все готовились к молению, службам, причастию. И в одномженскоммонастыре в Иерусалиме, где духовен- ство российское служит, тоже все нормально. Там во время богослужения чув- ствуешь себя так, будто из дома не уезжал, все по таким же правилам проходит. Наши православные вез- де показывают пример. Хотя, надо признать, в не- которыхместах уже появля- ются небольшие сокраще- ния в службах. Понятно, что прихожане устают подолгу стоять на одном месте, но лично я нововведения не одобряю, стараюсь у себя в митрополии подобного не допускать. Все-таки Богу надо служить ревностно, с усердием. Возвращаясь к зарубеж- ным поездкам, отмечу, что на Крите местные порядки меня несколько разочарова- ли. Там есть небольшие храмы, вернее, часовенки. Можно зайти свечку поста- вить, пожертвование вне- сти, что мы и сделали. А богослужений-то, собствен- но говоря, и нет, как тако- вых. Одним словом, остров для туристов. По улицам расположены маленькие магазинчики, павильоны всякие. Зашел в некоторые и порадовался тому, что есть в продаже православные иконы. Но одновременно и огорчился. Представляете, посетителям тут же пред- лагаются скульптурные из- ваяния… сатаны, прочие мерзости. И этот, с позволе- ния сказать, товар находит- ся рядом с православными святынями. Но поскольку на Крите в основном тури- сты, то покупают они все подряд. Не о душе думают, конечно, лишь бы сувенир какой-нибудь оригиналь- ный привезти домой. Сам я в той поездке большуючасть времени посвятил чтению трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского, в том числе его книгу «Моя жизнь во Христе». Протоиерей Геннадий Рязанцев, настоятель Ми- хайло-Архангельского храма Липецка, писатель В современном мире процветает особый вид бизнеса, когда из человека делают медийную персону, а затем дорого продают жаждущим хлеба и зре- лищ. Первым в объятья «желтого дьявола» попал большой спорт, где игроки ценятся дорого, очень дорого. Роналдо — глобальный бизнес-проект. Все владель- цы клубов хотят купить игрока, одно имя которого гарантирует переполненные стадионы и выгодные кон- тракты с телекомпаниями, готовыми выложить огром- ные деньги за трансляцию футбольных матчей. Мэнни Пакьяо — громадный биз- нес-проект в боксе, Роджер Федерер, Новак Джокович, Рафаэль Надаль — в мире большого тенниса. Теперь появились дельцы уже и в России, которые из всего научились делать деньги.Не было быв томбольшой беды, если бы это касалось только спорта, пропитанного духом соперничества. Но дельцы пришли и в творческую сре- ду, литературу, культуру... В средневековье только священникам и обученным вокальному искусству лю- дям разрешалось петь, что- бы благотворно влиять на народ, воспитывая его в благочестии. Такое ограни- чение основывалось на том, что транслировать «развра- щенное», «вульгарное» че- ловеку не позволялось. За этим строго следила Цер- ковь. «Мы по природе лю- бим пение и стихи,— гово- рит святитель Иоанн Злато- уст,— плачущее дитя успо- каивается, слушая их. До- рожные люди, трудясь в полдень с рабочими живот- ными, пением облегчают скуку пути и для себя, и для них. То же делают земле- дельцы, виноградари. Когда слушают пение и песни, сноснее становится труд и работа». Упомянув о всеоб- щей любви людей к пению, он продолжает: «Итак, пое- лику сие утешение весьма близко к природе нашей, то, дабы Диавол не развращал людей сладострастными песнями, Господь установил пение псалмов, дабы из это- го мы получали и удоволь- ствие, и пользу». Церковь, поставленная как ладья посреди моря жи- тейского, продолжает при- держиваться древних прин- ципов. Церковное пение и теперь возвышает нашу мысль над всем земным, уменьшает немощи, облег- чает скорби, согревает серд- це небесною любовью, про- должает доставлять нам «и удовольствие, и пользу». Зато в светской жизни предостережение патриар- хов Церкви давно забыто. Это не может не насторажи- вать, ведь культура опреде- ляет сознание и судьбы на- родов. Мой руководитель семи- нара прозы в Литературном институтеМихаилЛобанов, сославшись на статистиче- ские данные, как-то сказал о том, что в России один писатель на триста человек — это очень мало! Творче- ство связано с мышлением людей, оказывает на них влияние. Чем больше будет хороших писателей, тем лучше. Причем не обяза- тельно литературных гени- ев, но и просто талантливых литераторов. Без этой пира- миды не бывает большой литературы. А совсем не- давно известный режиссер ПавелЛунгин в своеминтер- вью высказал соображение, которое мне как священни- ку и писателю очень понра- вилось. Он подчеркнул, что настоящее подлинное твор- чество—это изгнание бесов, это — создание гармонии, красоты. Итакой культуры, которая направлена на из- менение человека к лучше- му через принцип самосо- знания. А теперь зададимся во- просом, куда движется ми- ровая поп-культура, масс- медиа, какой потребитель ими воспитывается? Играя на низменных потребностях людей, бизнес-дельцы про- двигают свои проекты. В первую очередь они ловят в свои сети тех, кто только СЛОВО ПАСТЫРЯ | Вырваться из пут поп - культуры Жить в гармонии в с т упа е т в о в з р о с лую жизнь, потому что именно на них направлено жало разврата. Бизнес-дельцам удалось уже отвратить целые поко- ления от чтения классиче- ской литературы, от серьез- ного авторского кинемато- графа. Помнится, когда вышел на экраны фильм Андрея Звягинцева «Еле- на», я стал выискивать соот- ветствующие афиши в на- ших городских кинотеат- рах, но так и не нашел. В итоге поехал на просмотр в Воронеж. Но и там… сидел один в кинозале. Правда, когда сеанс уже начался, вошла парочка молодых людей. Вот так втроем мы смотрели этот потрясающий фильм. Нет интереса к настоя- щему искусству, значит, нет и вкуса. Он не воспитывает- ся. И это не означает, что в России перевелись таланты, способные создавать настоя- щие шедевры. Такие всегда были и есть. Это люди, кото- рые хотели понимать себя, соотечественников, Россию, ее культуру и ее призвание среди других народов мира. Теперь же, увы, уровень по- нимания подлинного искус- ства стремительно падает. Поколения воспитаны на телевизионных ситуацион- ных комедиях и голливуд- ских кинофильмах. Им скучно смотреть «Елену» Звягинцева или «Сталкер» Тарковсого, читать «Улисс» Джеймса Джойса. Поэтому в звуках непре- кращающегося смеха из те- левизионных экранов слы- шатся ноты, с одной сторо- ны, рабской психологии, а с другой — гомерического хохота древних языческих богов, которые время от вре- мени просыпаются, преодо- левая достижения христи- анской цивилизации не только в евразийской Рос- сии, но и «просвещенной» Европе. …Один советский чело- век в брежневское время приехал в гости к писателю Владимиру Набокову. Он беседовал со знаменитостью и, чтобыпередать атмосферу жизни в тогдашнем СССР, рассказывал анекдоты. На- боков смеялся, анекдоты ему вроде бы нравились. Но потом писатель погрустнел и сказал: «Знаете, что мне все это напоминает? Холо- пья зло смеются над своим барином, но в этотже самый момент чистят его хлев». Время от времени, если посмотреть наисториючело- вечества, дикие нравы про- сыпаются в крови народов. Фашизм в первой половине двадцатого века—это взрыв деспотизма, рецидив, не что иное, как поход языческих богов на христианскую ци- вилизацию. Они просну- лись. Когда такое происхо- дит, то воцаряется хаос, по- является потерянное поко- ление, которое не может понять—как и почему один мир пошел на другой (оба — христианские) в первую мировую войну и пролилось столько крови!? У Федора Тютчева есть удивительное по глубине стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?», в ко- тором есть замечательные строки: О, бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится!.. Этот хаос, не изжитый христианской цивилизаци- ей, продолжает существо- вать и в целых этносах, и в отдельной личности. Его питают современная поп- культура имедиа-культура. И когда они дойдут до кри- тической точки, то будет новый взрыв. АКЦИЯ На пути к миллиону НЕ ТАК ДАВНО мы рассказали о непро - стой судьбе храма Смоленской иконы Божией Матери , что в селе Первомайское Лев - Толстовского района . В здании протекает крыша , прогнили потолок и пол — на ремонт требуется более миллиона рублей . Каждую субботу прихожане отправля - ются на рынок в райцентр , где собирают пожертвования на восстановление церкви . Одна такая поездка приносит в казну храма в среднем по полторы тысячи рублей , но часть этих средств уходит на оплату газово - го отопления . Также за помощью верующие обратились к липецким предпринимателям и первомайским фермерам . Прочитав публикацию в « Липецкой газете », в редакцию стали звонить неравнодушные липчане , пожелавшие внести свою лепту в ремонт Смоленского храма . Активное участие в сборе средств приняли и сотрудники наше - го Издательского дома . Увидев живой отклик людей , журналисты решили организовать благотворительную акцию по сбору средств на ремонт Смоленской церкви . Одну тысячу двести пятьдесят рублей мы уже отвезли в Первомайское . К настоящему времени со - брано еще две тысячи сто рублей , которые мы вскоре передадим прихожанам . Все , кто хочет помочь Смоленскому храму , могут связаться с организатором нашей ак - ции , корреспондентом Викторией Удачиной по телефону 30-81-45 и передать через нее пожертвования . Также возможно перечис - лить денежные средства на банковский счет церкви : р / с 40703810635050108074 кор . счет 30101810800000000604 БИК — 044206604 Липецкое ОСБ № 8593 г . Липецка Лицевой счет — 13091000386 ИНН 4812000996 КПП 481201001 ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА НАКАНУНЕ | Праздник Казанской иконы Божией Матери в детском саду Уроки нравственности Виктория Удачина Однажды дочка подошла к маме и задала довольно странный для пятилетнего ребенка вопрос: «Кто такой Иисус Христос?». Женщина, отложив дела в сторонку, тут же принялась размышлять, как лучше, понятнее объяс- нить малышке о Богочелове- ке, принявшем Крестную смерть ради спасения людей. Не найдя вразумительного ответа, мама отправила дочку играть… Ситуация, вполне присущая светским семьям, далеким от Православия, обладающим весьма поверхностными знани- ями о своей исконной вере. Как же решить проблему? Может быть, так, как это сделали в детском саду № 3 в Лебедяни? Вот уже четвертый год под- ряд здесь для малышей пяти- семи лет проводятся занятия по православной культуре. На них дети узнают об Иисусе Христе, о том, что такое икона и какие существуют основные христи- анские заповеди. Родители та- ким урокам очень рады. — Эти занятия нам просто необходимы, — считает мама одной из воспитанниц детского сада Людмила Яковлева. — Моей дочке Софье скоро будет пять лет, но она уже знает, что такое хорошо, а что плохо во многом благодаря занятиям по православнойкультуре.Иногда доченька меня удивляет, рас- сказывая, например, о житиях святых. Замечательно, что ре- бенок принимает то доброе, родное, чистое, что несет в себе Православие. Занимается с малышами опытный воспитатель, кото- рый уже более десяти лет со- трудничает с Церквью. Это — директор воскресной школы при Ново-Казанском соборе Надежда Лопандина, несколь- ко лет назад приехавшая в Ле- бедянь из Лев-Толстовского района. Своюмиссиюженщина видит в религиозномпросвеще- нии молодежи. Сегодня она несет слово Божье воспитанни- кам двух дошкольных учреж- дений и гимназии№1. Надеж- да Лопандина старается вос- питать в ребятах такие ценные качества, как милосердие, любовь, чувство сострадания, которые им пригодятся во взрослой жизни. Воспитателя, разумеется, во всех начинаниях поддержива- ют священнослужители. На праздник, который состоялся в детском садике № 3 как раз на- кануне почитания Казанской иконыБожиейМатери, пришел клирик Ново-Казанского собо- ра, иерей Михаил. Он от всей души поблагодарил Надежду Павловну и других воспитате- лей за их труды, терпение и веру, ведь просвещать малы- шей в вопросах религии—дело не из легких. —На душе приятно, сердце радуется, когда смотрю на на- ших замечательных детей, — признался во время концерта священник. — Они ведь, как чистый лист бумаги, что на- пишешь на нем, с тем и оста- нешься на всю жизнь. Хоро- шо, что эту первую надпись делают люди, которые могут научить малышей основам христианской жизни—любви к ближнему, родной земле, истории. Важно, что инициативу по православному воспитанию детей поддерживают не только священнослужители, но и свет- ская власть. На праздник Ка- занской иконыБожиейМатери в детском садике в гости при- шел и глава Лебедянского рай- онаМихаилМицук. Он, кстати, дополнил слова священнослу- жителя: — Вовсе не материальное начало, а духовное является главным в человеке. И если мы смалыхлет будемрассказывать нашим детям о Православии, говорить им о нравственных основах жизни, то во многом благодаря этому сможемвырас- тить достойных сынов и доче- рей нашей Родины, настоящих граждан, патриотов. ФОТО ДМИТРИЯ БОЧАРОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz