Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

№ 209/24587/ 29 ОКТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 МНОГАЯ ЛЕТА! | Наш коллега отмечает юбилей От репортажа до романа Плох тот журналист, который не хочет стать писателем. Попробовать себя в сочинительстве рассказов, повестей, романов не прочь любой репортер или очеркист. Но большинство откладывает осуществление своей мечты до лучших времен, когда не нужно будет ежедневно готовить комментарии и заметки на злобу дня прямо в номер. А вот Владимир Петров ничего не ждал и не откла- дывал на потом. Один из са- мых загруженных редакци- онной текучкойжурналист, который публикуется чуть ли не в каждом номере «Ли- пецкой газеты», он непонят- но когда успевает работать над книгами. Двадцать три года назад Владимир Ми- хайлович издал сборник повестей и рассказов «Сло- бода». После чего прибавил кнему еще десятоккниг, где беллетристика соседствует с публицистикой. И стал лауреатом литературной премии имени И.А. Буни- на. Что, заметим, для него особенно дорого — ведь это любимый автор Владимира Петрова, ему он посвятил многие свои исследования. Владимир Михайлович умеет удивлять. Технарь по образованию (он закончил Воронежский технологиче- ский институт), он много и серьезно читает — и не только хорошую прозу и поэзию, но и основательные философские труды, прежде всего, русских мыслителей. Возглавляя в редакции от- дел экономики и на зависть профессионально разбира- ясь в проблемах промыш- ленности, строительства, энергетики, финансов, он наряду с аналитическими статьями по этой тематике увлеченно трудится над историческими, краеведче- скими материалами. Кру- гозор, владение словом, знание жизни, людей, а главное — любовь к родной земле определяют глубину, остроту и принципиаль- ность лучших работПетрова на газетных страницах. Мы не случайно сказали о том, что он знает жизнь. Изначально Владимир Ми- хайлович постигал ее от- нюдь не в краткосрочных журналистских команди- ровках. До прихода в газету онжил и работал какмногие его будущие герои. По рож- дению Петров — человек деревенский. Его корни в селе Замартынье, что в До- бровском районе. По роду деятельности — строитель, ему доводилось возводить промышленные предпри- ятия и другие объекты во многих местах нашей обла- сти. К тому же он успел по- служить в органахМВД. Так что за его плечами — опыт, чрезвычайно полезный для журналиста и незаменимый — для писателя. Наверное, потому-то написанное им в любомжанре так убедитель- но, достоверно. Он вообще очень ответственно относит- ся к слову. Так и трудится из года в год, изо дня в день га- зетчик-ветеран. Сегодня выйдет статья в газете, зав- тра появится публикация в толстом московском жур- нале, послезавтра он бу- дет дарить коллегам новую книгу. Кроме писательской премии Владимир Михай- лович удостоен премии журналистской — имени Вермишева. Получил он и особые общественные на- грады, свидетельствующие об его гражданской пози- ции. Например, Памятный знакМеждународного обще- ственного фонда им. Г.К. Жукова «За мужество и любовь к Отечеству», зо- лотую медаль Российского фонда мира и Крест «За возрождение казачества» ВсевеликогоВойскаДонско- го. Разумеется, дорожит он и знаком «За заслуги перед Липецкой областью». Ну, а нам представляется абсо- лютно справедливым, что ему вручен Почетный знак Союза журналистов РФ «За заслуги перед профессио- нальным сообществом». Здесь перечисленыне все звания и награды Владими- ра Михайловича. Но он не будет на нас в обиде. Для него ценнее всяких регалий внимание и доверие читате- ля. А уж им-то он не обде- лен, о чем свидетельствуют регулярные отклики на его выступления в газете. Сегодня Владимиру Пе- трову — 65. Однако Вла- димир Михайлович энер- гичен, легок на подъем, полон идей и творческих замыслов не меньше, чем в молодости. Усталость его не коснулась и, даст Бог, еще долго не коснется. Он по-прежнему средиведущих журналистов нашей газеты. Спасибо, дорогой Владимир Михайлович, за то, что вы с нами! Здоровья вам, удачи и вдохновения! Журналисты «Липецкой газеты», Союз журналистов Липецкой области Слово обозревателю О равенстве и ответственности Юрий Бакланов Беды сплачивают и укрепляют общество, нацию, народ. Это видно на примере борьбы с наводнениями на Дальнем Востоке, когда в одном ряду со спасателями, военными и представителями власти оказывались волонтёры и просто соседи, которых беда не коснулась. Как сейчас пишут аналитики, губернаторы Амурской области Олег Кожемяко и Хабаровского края Вячеслав Шпорт набрали дополнительные голоса на минувших выборах 8 сентя- бря, поскольку, не жалея сил и времени, работали над предотвращением и устранением последствий стихии, помогали людям. Э то отметил и новый вице-премьер по разви- тию Дальнего Востока Юрий Трутнев, а, главное, оценили избиратели, уви- дев своих руководителей (а для некоторых, возможно, только ставших своими) в конкретном деле. О необхо- димости жить интересами людей и «работать по 30 часов в сутки», чтобы за- служить и оправдать их доверие, говорил, подводя итоги выборов в муниципа- литетах Липецкой области и глава администрацииОлег Королев. Не все прошли такое испытание доверием граждан. Хотя некоторые столичные политологи пы- таются выставить сельских жителей недалёкими людь- ми, которые голосуют по указке начальства, резуль- таты выборов показали, что это далеко не так. Селяне прекрасно знают, кто чего стоит. Но выборы — акт не- долговременный, если хо- тите, тестовый. Сплочение общества требует гораздо большего времени и усилий, изменения ряда законода- тельных и нормативных актов, словом, серьезной и кропотливой работы. В связи с этим не могу не при- вести высказывания нашего президента Владимира Пу- тина в интервью американ- ской газете «The New York Times» о том, что Бог создал людей равными. Это равен- ство от рождения блестяще аргументировал ещё фран- цузскийписатель ифилософ Ж.-Ж. Руссо в своей книге «Социальный договор». Все последующие законы созда- вались только для удобства людей и функ- ционирования тех или иных политических и социальных систем. Как пока- зывает история, подлинного равенства во всём добиться невозможно — это утопия. Но стремиться к равенству перед законом, к социаль- ной справедливости должно и необходимо. У нас много лет ищут национальную идею. Сейчас в ходу два ло- зунга «Жить по совести» и «Жить во славу Отечества». Всё правильно. Но этот тезис выдвинул ещё юный князь Александр. В 19 лет возгла- вив дружину, которая чис- ленно уступала шведскому войску, Александр сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Со своими дружинниками он разбил шведов на Неве, за что и получил звание Невский. И стал одним из самых почитаемых героев и святых не только на Руси. Храмы в его честь я видел в некоторых странах Европы. К сожалению, мир сей- час расколот. О какой справедливости мож- но вести речь, если доходы богатых в России в 16 раз превышают доходы бедных. Этого нет ни в одной разви- той стране мира. Но самое главное, что мы, на мой взгляд, растим и множим олигархов, отказываясь от общепринятой прогрес- сивной шкалы подоходных налогов, что увеличивает со- циальное расслоение и пре- пятствует тому сплочению, о котором говорилось выше. Движение в сторону всеобщей ответственности перед законом началось, но пока оно не носит всеобъ- емлющего характера. Одни споры-разговоры о мере ответственности бывшего министра обороны Анато- лия Сердюкова чего стоят. Это — тот пробный камень, который всколыхнул обще- ственное мнение, и от объек- тивного решения проблемы во многом зависит доверие общества к власти. А сколько у нас людей, которые при юридически подтверждённом равенстве в правах и обязанностях считают себя равнее других. Нередкая сценка из москов- ской жизни. Едет олигарх с охранойна крутой«тачке»и желает, чтобы ему уступали дорогу, нарушает правила. А его подручные ещё изби- вают ни в чём неповинного человека. Так же, как и охрана так называемых «звёзд» эстрадных шоу. Во Франции несколько лет на- зад тележурналисты засек- ли с помощью радара нару- шение скоростного режима министрами внутренних и иностранных дел. Оба высо- копоставленных чиновника вынуждены были извинять- ся перед (заметьте!) народом Франции. В Израиле за та- кое прегрешение министра дорожной полиции сразу отправили в отставку. Мэра Рима за парковку в непо- ложенном месте крупно оштрафовали. ВФинляндии штрафы за нарушение ПДД длябогатыхлюдейв десятки раз выше, чем для рядовых граждан. Когда закон нарушают те, кому положено его блю- сти, их примеру следуют и многие остальные, особен- но на «крутых тачках». А в сельской местности— и на «жигулёнках». «ЛГ» уже неоднократно писала о таких распространённых нарушениях, как выезд на «встречку», превышение скоростного режима, езда в пьяном виде и вообще не- умение профессионально управлять автомобилемв ус- ловиях напряжённого дви- жения, поскольку и прак- тики нет, и водительское удостоверение — липовое. Плюс — непристёгнутые ремни и непредоставление преимуществ пешеходам на переходах, проезд на красный сигнал светофора и обязательный разговор по мобилам за рулём.. Газеты много пишут о технике слежения за транс- портом, о совершенство- вании работы ГИБДД, и это правильно, я бы ещё рекомендовал «телефоны доверия» этой организации разместить по всей обла- сти. Чтобы, как на Западе, больше было «стукачей» в хорошем смысле этого слова. Но я бы хотел обра- тить внимание именно на социальные и психологиче- ские причины нарушений, которые совершаются по принципу: им можно, а мне — нельзя? Финский фило- софГеоргфонВригт ещё чет- верть века назад писал, что «интернационализация» (глобализация) товаров и услуг благодаряинформиро- ванности населения создает представления о стандартах «хорошей жизни», которой стремятсядостичь даже там, где господствует нищета. Так, в стандартыповсемест- но вписался автомобиль, желательно «статусный», а с ним —мнимое превос- ходство над другими, с од- ной стороны, и зависть— с другой. В Европе обладание автомобилем уже во многом теряет свою статусность. У образованных людей, хо- рошо оплачиваемых работ- ников статусом становится здоровый образ жизни. Мне приходилось встречать учё- ных и директоров, которые в своих городах передвига- ются не на автомобилях, а на велосипедах. Согласно анализу Европейской ассо- циации автопроизводителей «автомобиль в Европе пере- стает быть символом статуса и однойиз первых необходи- мыхпокупок для человека». Ассоциация прогнозирует снижение интенсивности движения в крупных горо- дах Европы в ближайшие годы. Так что дело не в эко- номическом кризисе, а в стремлении иметь чистый воздух и здоровье. П ервые шаги в этом направлении начи- нают предпринимать и наши муниципалитеты. А с любителями высокого статуса за счёт мощных ло- шадиных сил и авторитета помогут бороться как более высокие штрафы, так и, по мнению экспертов, неот- вратимость наказания. Для всех и каждого. Это стало бы большим шагом к созданию подлинно гражданского общества и его сплочению. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? КОНКУРС | Мэтров просят не беспокоиться Дебют для мецената Сергей Малюков — Я как петербургская тумба,— любила говорить о себе Анна Ахматова. Гранит величественных набережных города на Неве, мощные мосты, бесконечные пространства улиц и площадей северной столицы, — весь этот неповторимый образ Петербурга-Петрограда- Ленинграда прочной нитью связан с жизнью и творчеством великой поэтессы. «А я один на свете город знаю, и ощупью его во сне найду», — в своё время на- писала она. Эти строки и дали название выставке из фонда музея Анны Ахма- товой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге. В экс- позиции, открывшейся в областном художественном музее, представлены лич- ные вещи, фотографии и документы поэтессы, пор- треты ее современников — представителей Серебря- ного века, работы худож- ников «Мира искусства» Александра Бенуа, Николая Лансере, Сергея Судейкина, Константина Сомова, На- тана Альтмана и других, запечатлевших великий город, чья непростая судьба перекликается с ахматов- ской судьбой. Ценнейшие экспонаты теперь можно увидеть в Липецке. Целый зал музея в доме Губина отдан ред- ким фото, в которых словно застыл неумолимый бег времени. Они охватывают практически всю жизнь ПОЭТ И ВРЕМЯ | Открылась выставка из фонда музея Анны Ахматовой «А я один на свете город знаю…» Ахматовой от детства до зре- лости. Портреты, бытовые фото, снимки друзей— те- перь это не просто семейная хроника, а часть истории. Точно так же, как и ви- сящая за стеклом мантия доктора наук Оксфордского университета. Почётного звания Ахматова удостои- лась в 1965 году во время своей поездки в Велико- британию. Мантию ей тогда сшили на заказ британские мастера. Сопровождала её на ТуманныйАльбионАнна Каминская, внучка Нико- лая Пунина, мужа Ахмато- вой. Сегодня она известный и уважаемый в научных кругах искусствовед, более тридцати лет работающий в ГосударственномЭрмитаже. Анна Генриховна специаль- но приехала на открытие выставки в Липецке, чтобы рассказать, какой была Ах- матова в кругу семьи. — Анна Андреевна для меня родной и близкий че- ловек, не по крови, но по духу, —подчеркнула Анна Каминская.— Она долгие годы жила в нашей семье, даже когда уже развелась с дедушкой. За это время я так привязалась к ней, что просто не представляла на- шего дома без неё. Это была очень сложная эпоха — ре- прессии, война, голод, но мы всё пережили вместе. С Ахматовой я жила до 25 лет и старалась проводить с ней какможно больше свободно- го времени. Какой же была поэтесса, когда её окружали близкие люди? — Анна Ахматова жила поэзией, почти не касаясь бытовых мелочей, — вспо- минает Каминская. — Она очень легко относилась к вещам. Из повседневных дел любилаштопать носки и чистить грибы. Всё детство я проходила в носках, зашто- панных руками Ахматовой. А ещё она потрясающе чи- тала свои стихи. Ты словно погружался в её строки, оказываясь в совершенно другоммире. Еёинтонациия прекрасно помнюдо сихпор. Самым ярким воспоми- нанием об Ахматовой Ка- минская считает совмест- нуюпоездку в Великобрита- нию в шестидесятых: — Я была молода, и мне казалось, что попала на дру- гую планету. Там всё было иное—люди, мода, музыка. Анна Андреевна относилась ко всему гораздо спокойнее. Её принимали там очень тепло, и я была горда, что нахожусь рядом с таким талантом. Кашемировая шаль, образок святого Николая, подаренный Иосифу Брод- скому, пожелтевшие листы писем с характерным ахма- товским почерком, сборни- ки стихов гениев Серебря- ного века с автографами, адресованными поэтессе, всё это создает уникальную атмосферу личного про- странства Ахматовой. Особое место в экспо- зиции занимают изобра- зительные работы. На них тот самый меняющийся с годами город Ахматовой и она сама. Пожалуй, один из самых известных графиче- ских портретов поэтессына- писал в 1928 году Николай Тырса. Один из двух сейчас экспонируется в Липецке. Именно по этой хрестома- тийной работе большинство из нас представляют облик Ахматовой. Истинного ценителя ис- кусства ждет на этой вы- ставке ещё много открытий. Экспозиция «А я один на свете город знаю...» будет открыта вЛипецком област- ном художественном музее до 22 декабря. И. Неверов Сорок с лишним молодых художников решили попытать счастья на поистине необычном конкурсе, устроенном не департаментами, не творческими союзами, а владельцем большой частной коллекции живо- писи и графики Анатолием Нехорошевым. На про- шлой неделе около девяно- ста их работ выставлены на обозрение членов жюри и широкой публики в липецкой галерее «Стиль». Собрав за двадцать два года почти семьсот пять- десят картин, акварелей и рисунков, Нехорошев вдруг почувствовал обеспокоен- ность. Он всегда с особым удовольствием приобретал произведения земляков, дружил со многими насто- ящими мастерами — Соро- киным и Дворянчиковым, Лузановым и Климовым, Новосельцевым и Инкеле- сом. Только время не ведает милости—мэтры уходят из жизни. А вот молодых, по- дающих надежды, как будто быи немало, однако у одних Анатолий Никифорович давненько не находит работ, которые хотел бы иметь в своей коллекции, а другие просто бесследно исчезают из поля зрения галеристов, знатоков, искусствоведов. По мнению собирателя, молодым авторам недостает внимания, понимания, по- мощи. Потому и родилась у него идея провести конкурс для художников от восем- надцати до тридцати пяти лет. В отдельных случаях жюри может рассматривать даже произведения пятнад- цатилетних. Вообще-то меценат дей- ствовал не по правилам. Как обычно организуются конкурсы? Сперва вопрос обсуждается, согласовыва- ется. Потом на свет появля- ется документ с печатями. Дальше выделяются (добы- ваются) деньги на премии и призы. То есть история длинная. Но наш энтузиаст сам с собою все обсудил, вытащил из собственного кошелька шестьдесят ты- сяч (25000 — первая пре- мия, 15000—вторая, 10000 — третья, 10000 — приз зрительских симпатий) и бросил клич по всем городам и районам: везите, ребята, плоды своих трудов у моль- берта! Главное, что он гаран- тировал,—это авторитетное жюриичестное судейство по гамбургскому счету. Возглавила жюри член- корреспондент Российской академии художеств Татья- на Нечаева. А вместе с нею приговор будут выносить ветеран Союза художников, заслуженный художник России Виктор Слушник, заместитель директора об- ластного художественного музея Ирина Дворянчико- ва и еще восемь столь же компетентных ценителей. Что касается конкурсантов из районов, тут Анатолия Никифоровича ждало разо- чарование. Их оказалось очень мало. На победу пре- тендуют преимущественно липчане. Но если думать о продолжении начатого, то глубинка себя еще наверня- ка покажет. Стоит добавить: зара- зителен, слава Богу, не только дурной пример. Нехорошева поддержали галеристы. «Стиль» предо- ставил помещение для по- каза конкурсных работ. Галерея «Болконский» го- това устроить персональ- ные экспозиции будущих победителей и призеров. Галерея «Ольга» учредила дополнительные поощри- тельные премии. Первое впечатление от представленного соиска- телями симпатичное. Я, признаться, предполагал увидеть преимущественно постмодернистские игры и навороты — как-никак теперь это считается мейн- стримом, хорошим тоном. Однако молодые явно не чуждаются «старомодного» (а на самом-то деле вечного) реализма. Пейзажи, пор- треты — последнее, кстати, приятно удивило Татьяну Нечаеву: на крупных вы- ставках, заметила она, пор- третный жанр почему-то не котируется. Нет, ребят не заподозришь в призем- ленности. Всматриваясь в жизнь, в лица людей, они остаются романтиками, поэ- тами, фантазерами, нередко вдохновляются сказками, снами, мечтами. На открытии экспози- ции им не столько говорили комплименты, сколько со- ветовали не скромничать, проявлять инициативу, чаще и смелее стучать в двери и местной власти, и творческого союза. «Я готов встречаться с вами, готов по- могать в реализации ваших проектов», — сказал, на- пример, председатель депар- тамента культуры города Липецка Виктор Долгих. А Татьяна Нечаева напомни- ла: после многолетней пау- зы, когда творческие люди были предоставлены самим себе, руководство страны начало проявлять к ним ин- терес. Не случайно будущий год объявлен в России Годом культуры. Итакие события, как придуманный Нехоро- шевым конкурс, — как бы пролог этого Года. Через несколько дней жюри тайным голосовани- ем определит победителей. После 20 ноября состоится церемония награждения. А до того момента в галерее «Стиль» выставка конкур- сантов открыта для всех. И публика сможет не только посмотреть их работы, но и решить, кому вручить приз зрительских симпатий. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz