Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 207/24585/ 25 ОКТЯБРЯ 2013 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Постановление администрации Липецкой области № 453 от 08.10.2013, г. Липецк Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области» В целях сохранения и повышения ресурсно-экологического потенциала лесов, по- вышения лесистости территории области и во исполнение Закона Липецкой области от 25 декабря 2006 № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липец- кой области до 2020 года» администрация Липецкой области постановляет: Утвердить государственную программу Липецкой области «Развитие лесного хо- зяйства в Липецкой области» (приложение). И. о. главы администрации Липецкой области Ю. БОЖКО I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области» Ответственный исполнитель Управление лесного хозяйства Липецкой области Сроки и этапы реализации государственной программы 2014—2020 годы Подпрограммы Подпрограмма 1 «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда в 2014—2020 годах»; Подпрограмма 2 «Лесоразведение на землях иных категорий в 2014—2020 годах» Цель государственной программы Сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов в Липецкой области Индикатор цели Лесистость территории области, процентов Задачи государственной программы 1. Обеспечение сохранности и повышение продуктивности лесов на землях лесного фонда. 2. Увеличение площади лесов на землях иных категорий. Показатели задач Показатели задачи 1: — доля лесных насаждений, погибших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса в общей площади земель лесного фонда, процентов; — доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов; — доля выявленных случаев нарушения лесного законодательства на землях лесного фонда, процентов. Показатель задачи 2: — площадь созданных лесных насаждений на землях иных катего- рий, гектаров. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации государственной программы Объём финансирования государственной программы из областного бюджета составляет 1784380,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год — 230480,7 тыс. руб. 2015 год — 250616,4 тыс. руб.; 2016 год — 260656,6 тыс. руб.; 2017 год — 260656,6 тыс. руб.; 2018 год — 260656,6 тыс. руб.; 2019 год — 260656,6 тыс. руб.; 2020 год — 260656,6 тыс. руб. Объёмы финансирования на выполнение мероприятий государ- ственной программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год. Ожидаемые результаты реализации государственной программы В результате реализации государственной программы к 2020 году предполагается: — увеличение лесистости территории области на 0,8%; — сокращение доли лесных насаждений, погибших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса в общей площади земель лесного фонда на 4,7%; — сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 87,41%; — увеличение доли выявленных случаев нарушений лесного законо- дательства в общем числе зарегистрированных случаев на 25%; — создание лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения и землях населенных пунктов на площади 20 тыс. га. II. Текстовая часть ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ РИСКОВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область относится к малолесным регионам, на ее долю приходится 0,8% лесных земель Центрального федерального округа. Площадь земель лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, с 2003 года остается неизменной и составляет 200,8 тыс. га, из них лесной растительно- стью покрыто 172,8 тыс. га, или 7,2% территории области. В лесах области произрастает более 16 видов древесных и кустарниковых пород. Основу лесного фонда составляют лиственные породы — 66%, в том числе твердоли- ственные (дуб, клен, ясень) — 40%, мягколиственные (береза, осина, ольха) — 26%. Именно они наиболее устойчивы к воздействиям вредных экологических факторов. Око- ло 34% лесных земель занимает хвойный лес. Средний возраст насаждений — 51 год. Леса выполняют в основном природоохранные функции: сохранение биологического разнообразия, предотвращение эрозии почв и повышение их плодородия, обогащение атмосферы кислородом. Экономический потенциал лесов невелик и направлен на удовлетворение внутри- областных потребностей. Объем деловой древесины составляет не более 20%, осталь- ное — древесина для технологических нужд и топливные дрова. Основу лесного хозяйства составляют защитные леса лесного фонда — это 180,5 тыс. га, или 90% общей площади леса. В рамках переданных полномочий Российской Федерации в 9 лесничествах Липец- кой области функции лесного контроля и надзора, пожарного надзора в сфере исполь- зования, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляют 9 областных казенных учреждений, создано областное специализированное автономное учреждение «Лесопо- жарный центр». Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, которые препят- ствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия. Существенный экологический и экономический ущерб наносят лесные пожары. В ре- зультате аномальных климатических условий в 2010 году площадь, пройденная лесными пожарами, составила 9,1 тыс. га (5% площади земель лесного фонда), из которых 5,6 тыс. га погибло, из которых 73% занято хвойными породами. Насаждения, поврежденные пожарами, нуждаются в срочном проведении санитар- но-оздоровительных мероприятий — сплошных санитарных рубок и уборки захламлен- ности. Несвоевременно ликвидированные последствия лесных пожаров вызывают сме- ну хвойных пород на менее ценные мягколиственные древостои. Ухудшению санитарного состояния лесных насаждений лесного фонда способствует повреждение их вредителями и болезнями леса. Недостаточность федерального финансирования, сокращение федерального перечня средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов, приводит к снижению объемов мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах на тер- ритории Липецкой области. По данным лесопатологического мониторинга, на начало 2013 года вредными орга- низмами в разной степени повреждено 25,1 тыс. га леса (14% земель лесного фонда), в том числе корневой губкой — 14 тыс. га. Площадь очагов вредных организмов, требую- щих мер борьбы, превышает 12 тыс. га. Снижает обеспечение воспроизводства лесов на землях лесного фонда гибель лес- ных культур старших возрастов из-за сокращения объемов ухода за ними в молодом возрасте. При отсутствии криминальной обстановки в области незаконных рубок, увеличива- ется число случаев незаконной заготовки древесины частными лицами без оформления надлежащих документов. Показатель выявляемости виновников совершения нарушений лесного законодательства составляет в среднем 42%, взыскивается около 11% причи- ненного ущерба. В целях решения проблем экологической и продовольственной безопасности обла- сти, расширения туристско-рекреационных зон и кластеров, улучшения комфортности проживания населения в экологически напряженных местностях имеется резерв для увеличения площадей лесных насаждений на землях иных категорий. К таким относятся малопродуктивные земли сельскохозяйственного назначения, прочие земли — пески, овраги, крутые склоны, неиспользуемые земли поселений и другие. На них ежегодно предполагается создавать 3 тыс. га лесных насаждений. Сохранение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала Ли- пецкой области сопряжено с рисками, которые могут существенно ослабить лесное хо- зяйство области. К наиболее значимым относятся: — риски природного характера, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, последствиями чрезвычайных ситуаций (засуха, ветровал); — технологические риски, вызванные низким техническим уровнем лесохозяйствен- ных работ; — санитарные риски, связанные с эпидемиями развития болезней леса, захламлен- ностью лесов. Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполните- лем. Совершенствование управления рисками обеспечит поддержание защитных функ- ций лесов, биологического разнообразия лесов и их вклад в экологический баланс. 2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА И ЗНАЧЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАДАЧ Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития лес- ного хозяйства является обеспечение непрерывного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения, создание благо- приятных экологических условий для населения области. Программа предусматривает создание условий для устойчивого и эффективного государственного управления лесами, сохранения и повышения их ресурсно-экологиче- ского потенциала, обеспечения экологической безопасности и стабильного удовлетво- рения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Программой определены основные цели, задачи, объемы и источники финансирова- ния мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, опреде- лен комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, гаран- тированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических решений. Для повышения эффективности управления лесами Программа включает перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию государственного лес- ного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора на землях лесного фонда в Липецкой области. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой об- ласти на период до 2020 года, утвержденной законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ, целью Программы является сохранение и повышение ресурсно- экологического потенциала лесов в Липецкой области. Указанная цель Программы предусматривает решение следующих задач: — задача 1: обеспечение сохранности и повышение продуктивности лесов на землях лесного фонда; — задача 2: увеличение площади лесов на землях иных категорий. Набор индикаторов целей и показателей задач Программы и подпрограмм является достаточным. Они не противоречат друг другу и количественно характеризуют ход реа- лизации государственной программы развития лесного хозяйства в Липецкой области. Индикатором цели Программы является «лесистость территории Липецкой области». Показателями реализации Программы в рамках решения задачи 1 по обеспечению сохранности и повышения продуктивности лесов являются: Государственная программа Липецкой области «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области» — доля лесных насаждений, погибших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса в общей площади земель лесного фонда, процентов; — доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной раститель- ностью земель лесного фонда, процентов; — доля выявленных случаев нарушения лесного законодательства на землях лесного фонда, процентов. Показателями реализации Программы в рамках решения задачи 2 по увеличению площади лесов является «площадь созданных лесных насаждений на землях иных кате- горий», гектаров Состав показателей задач Программы увязан с показателями задач и основных мероприятий подпрограмм, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы. В ходе реализации Программы, подпрограмм и мероприятий предусмотренные по- казатели будут достигнуты при сохранении предполагаемого уровня финансирования лесного хозяйства области. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПОДПРОГРАММ, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ С ЦЕЛЕВЫМИ ИНДИКАТОРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Программа включает 2 подпрограммы, выделенные в соответствии с целью и зада- чами Программы: — подпрограмма 1: «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда»; — подпрограмма 2: «Лесоразведение на землях иных категорий». Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечи- вает достижение цели и задач Программы. В рамках подпрограммы 1 «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда» предусмотрен комплекс мер по формированию мониторинга пожарной опасности в лесах, укреплению материально-технической базы, обеспечению пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением. Они направлены на повышение оперативности тушения лесных пожаров и позволят свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить по- вреждение огнем объектов экономики. Реализация мероприятий в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблаго- приятных факторов обеспечит своевременное выявление и качественную диагностику лесопатологических факторов, своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровитель- ных мероприятий. Созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, снижению слу- чаев незаконных рубок будет способствовать дальнейшее совершенствование системы лесоуправления через повышение эффективности контроля над использованием и вос- производством лесов. Реализация мероприятий по подпрограмме 1 «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда» обеспечит сокращение доли лесных насаждений погиб- ших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса на 4,7%. Подпрограмма 2 «Лесоразведение на землях иных категорий» направлена на созда- ние лесных насаждений на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения и землях поселений. За период реализации указанной подпрограммы будет создано 20 тыс. га новых лесов. Результатом реализации подпрограмм «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда» и «Лесоразведение на землях иных категорий» станет до- стижение цели государственной программы — к концу 2020 года лесистость территории области составит 8,0%. 4. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ПЛАНОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИНДИКАТОРОВ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАДАЧ ПО ГОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Срок реализации государственной программы Липецкой области «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области» — 2014—2020 годы. Индикатор цели и показатели задач реализации государственной программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержден- ным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и от- раслевой отчетности. Сведения об индикаторах цели и показателях задач указанной государственной про- граммы, подпрограмм и основных мероприятий, вошедших в ее состав, по годам их реа- лизации приведены в приложении 1. 5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО ГОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Расходы Программы формируются за счет средств федерального и областного бюд- жетов. Объемы финансирования Государственной программы в 2014—2020 годах составят 2581622,0 тыс. рублей, в том числе: — расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета — 797241,9 тыс. рублей; 2014 год — 113891,7 тыс. руб.; 2015 год — 113891,7 тыс. руб.; 2016 год — 113891,7 тыс. руб.; 2017 год — 113891,7 тыс. руб.; 2018 год — 113891,7 тыс. руб.; 2019 год — 113891,7 тыс. руб.; 2020 год — 113891,7 тыс. руб. — расходы областного бюджета — 1784380,1 тыс. рублей; 2014 год — 230480,7 тыс. руб.; 2015 год — 250616,4 тыс. руб.; 2016 год — 260656,6 тыс. руб.; 2017 год — 260656,6 тыс. руб.; 2018 год — 260656,6 тыс. руб.; 2019 год — 260656,6 тыс. руб.; 2020 год — 260656,6 тыс. руб. Средства федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы определены прогнозно в соответствии с Федеральным законом от 03 дека- бря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Объем расходов будет уточняться ежегодно после утверждения фе- дерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Объем расходов областного бюджета на 2014—2016 годы приведен в соответствии с проектом Закона Липецкой области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Объем расходов последующих лет определен экспертно с учетом достижения значения индикатора развития лесного хозяйства, определенного Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года. Указанный объем расходов может быть уточнен после утверждения областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Подробно ресурсное обеспечение Программы на 2014—2020 годы представлено в приложениях 2 и 3 к Программе. 6. ОПИСАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2014 году реализации Программы применение мер государственного регулирова- ния не планируется. В последующем, по мере выявления необходимости, ответственным исполнителем может быть принято решение о применении в установленном порядке налоговых, кре- дитных и иных мер государственного регулирования реализации мероприятий Програм- мы. 7. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ Реализация Программы может быть подвергнута рискам, снижающим эффектив- ность ее выполнения. В зависимости от характера и масштабности проявления рисков природного ха- рактера могут возникнуть критические ситуации из-за повреждения и гибели лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов, что приведет к незапланированному увеличению объемов реабилитационных работ и не- обходимости привлечения дополнительного финансирования в целях их осуществления. При создании лесов на землях иных категорий могут возникнуть риски управленче- ского характера, связанные с оформлением земельных участков, переводом земель из одной категории в другую. С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных ре- зультатов в процессе реализации Программы необходимо принятие следующих мер: — мониторинг реализации Программы, позволяющий отслеживать выполнение за- планированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов Программы; — принятие решений, направленных на эффективное использование средств; — осуществление контроля за качеством выполняемых мероприятий; — своевременное межведомственное взаимодействие для принятия мер по созда- нию условий для закладки новых лесов. 8. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Управление лесного хозяйства Липецкой области является ответственным испол- нителем государственной программы и в сроки, установленные постановлением адми- нистрации Липецкой области от 18 августа 2011 года № 294 «О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государ- ственных программ Липецкой области», осуществляет: — разработку ежегодного плана реализации Программы, при необходимости — вне- сение изменений в него в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на реализа- цию основных мероприятий; — ежеквартальный мониторинг реализации Программы; — подготовку отчетов о финансовом обеспечении Программы, достижении значений индикаторов целей, показателей задач государственной программы; — предложения о применении мер государственного регулирования в сфере лесно- го хозяйства; — подготовку доклада о реализации Программы с описанием достигнутых результа- тов, оценкой фактической эффективности и предложениями по дальнейшей реализации Программы. 9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ МЕТОДИКАМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ДАННЫХ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ Целевые индикаторы и показатели задач Программы утверждены приказом Феде- рального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года № 141 «Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта РФ, ис- точником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целе- вых прогнозных показателей». Подпрограмма 1 Паспорт подпрограммы 1 государственной программы Липецкой области «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда» Ответственный исполнитель подпрограммы Управление лесного хозяйства Липецкой области Задачи подпрограммы Задача 1. Обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах лесного фонда. Задача 2. Улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов на землях лесного фонда. Задача 3. Охрана лесов от нарушений лесного законодательства на землях лесного фонда Показатели задач подпрограммы Показатели задачи 1: — отношение площади земель лесного фонда, пройденных лесными пожарами в течение года, к общей площади земель лесного фонда, процент; — отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда, процент. Показатель задачи 2: — проведение рубок ухода в молодняках на землях лесного фонда, гектаров. Показатель задачи 3: — количество проведенных проверок по соблюдению лесного законодательства на землях лесного фонда, единиц Этапы и сроки реализации подпрограммы 2014—2020 годы Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации подпрограммы Общий объем финансирования из областного бюджета составит 1215714,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год — 175352,7 тыс. руб.; 2015 год — 173076,9 тыс. руб.; 2016 год — 173456,9 тыс. руб.; 2017 год — 173456,9 тыс. руб.; 2018 год — 173456,9 тыс. руб.; 2019 год — 173456,9 тыс. руб.; 2020 год — 173456,9 тыс. руб. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы — сокращение доли лесных насаждений, погибших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса в общей площади земель лесного фонда на 4,7%; — сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 87,41%; — увеличение доли выявленных случаев нарушений лесного законода- тельства в общем числе зарегистрированных случаев на 25%; Текстовая часть 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в лесном хозяйстве, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития лесного хозяйства Подпрограмма 1 «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фон- да» государственной программы «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области» реа- лизуется в рамках переданных полномочий Российской Федерации Липецкой области в сфере лесных отношений. Подпрограмма 1 направлена на совершенствование системы предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, защиты лесов от вредных организмов и болез- ней, повышение продуктивности и качества лесов на землях лесного фонда, выявление нарушений лесного законодательства. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и болезней леса за счет средств федерального бюджета, отсутствие эффективной системы государственного, в том числе пожарного, контроля и надзора привело к многочисленным нарушениям пра- вил пожарной безопасности, повреждению лесов от болезней, к низкому техническому уровню лесохозяйственных работ. Низкую эффективность показала существующая система охраны лесов в критиче- ских условиях лесопожарной ситуации 2010 года, в связи с чем объемы лесовосстанови- тельных работ возросли в 3,4 раза. К катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях способно при- вести несвоевременное выявление вспышек массового размножения опасных лесных вредителей. В настоящее время 56% от общей площади поврежденных и ослабленных лесных насаждений приходится на долю поражения корневой губкой. В 2012 году зна- чительные объемы повреждения лесов связаны с массовым размножением рыжего со- снового пилильщика. Определенное влияние на повреждаемость лесов оказывают промышленные выбро- сы промышленных предприятий города Липецка. Многофакторность повреждения лесов требует многофункциональной системы за- щиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по контролю за лесопатологической ситуацией в лесах, локализацией и ликвидацией очагов вредных организмов, реабилитацией лесных насаждений, ослабленных повреждающими факто- рами. Проведение в недостаточных объемах агротехнических уходов за посадками и рубок ухода в молодняках снижает сохранность создаваемых лесных культур. Низкой остается доля заготавливаемых семян лесных растений с улучшенными на- следственными свойствами, а также доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, машин и меха- низмов, разработанных в ХХ веке. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов. Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. При отсутствии криминаль- ной обстановки в области незаконных рубок, увеличивается число случаев незаконной заготовки древесины частными лицами без оформления надлежащих документов. По- казатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем 42%, взыскивается около 11% причиненного ущерба. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы 1, цели, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы, показателей государственных заданий Государственная политика в части охраны лесов от пожаров направлена на совер- шенствование системы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров на основе концепции управления огнем в лесу, технического перевооружения, укрепления материально-технической базы учреждения («Лесопожарный центр»), на которое в соот- ветствии с Лесным кодексом возложено выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Важным приоритетом является совершенствование системы назначения и осущест- вления санитарно-оздоровительных мероприятий, повышение качественного состава лесов на основе эффективных рубок, особенно рубок ухода в молодняках при сохране- нии ключевых элементов биоразнообразия и социальных функций лесов. Совершенствование системы государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах обеспечит охрану лесов от незаконных ру- бок, других нарушений лесного законодательства. В соответствии с основными приоритетами государственной политики Подпрограм- ма 1 «Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда» предусматри- вает решение следующих задач: — задача 1: обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах лесного фон- да; — задача 2: улучшение породного состава лесов и повышение продуктивности лесов на землях лесного фонда. — задача 3: обеспечение охраны лесов от нарушений лесного законодательства. В систему показателей реализации подпрограммы 1 включены следующие показате- ли задач: — отношение площади земель лесного фонда, пройденных лесными пожарами в те- чение года, к общей площади земель лесного фонда, процентов; — отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда, процентов; — проведение рубок ухода в молодняках в лесах на землях лесного фонда, гектаров; — количество проведенных проверок по соблюдению лесного законодательства на землях лесного фонда, единиц. Набор показателей подпрограммы является достаточным. Они не противоречат друг другу и количественно характеризуют ход реализации государственной программы раз- вития лесного хозяйства в Липецкой области. Состав показателей задач подпрограммы позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы. 3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1 Мероприятия подпрограммы 1 реализуются в 2014—2020 годах. 4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1 с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий В целях реализации подпрограммы 1 в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ будут выполняться следующие основные мероприятия: противопожарное обустройство лесов и тушение лесных пожаров на землях лесного фонда; обеспечение лесопатологических обследований и осуществление санитарно-оздо- ровительных мероприятий на землях лесного фонда; проведение лесовосстановления и лесоводственных мер уходов за лесами на зем- лях лесного фонда; осуществление контроля за использованием и воспроизводством лесов на землях лесного фонда. В рамках основного мероприятия 1 подпрограммы 1 «противопожарное обу- стройство лесов и тушение лесных пожаров» предполагается осуществление следу- ющих мероприятий: эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров на тер- ритории Липецкой области; прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных мине- рализованных полос и уход за ними; эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство противопожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарно- го водоснабжения; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; приобретение пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения и инвента- ря для тушения лесных пожаров; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряже- ния и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов; осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах: осуществление наблюдения и контроля за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных и авиационных средств; организация патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и проти- вопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализирован- ными диспетчерскими службами; тушение лесных пожаров: разработка планов тушения лесных пожаров; обследование лесного пожара с использованием различных средств в целях уточ- нения его вида и интенсивности, его границ, направления движения и других особенно- стей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставка людей и средств тушения лесного пожара к месту тушения лесного пожара и обратно; локализация лесного пожара; ликвидация лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара. В рамках основного мероприятия 2 подпрограммы 1 «обеспечение лесопато- логических обследований и осуществление санитарно-оздоровительных меро- приятий» предполагается осуществление следующих мероприятий: лесопатологические обследования; локализация и ликвидация очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия. Окончание на 7-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz