Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 206/24584/ 24 ОКТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 На полпути к вершине Откуда приходит чувство одиночества и безысходности ЕЛЕНА БРЕДИС Почему-то вспомнилась песня известного барда Юрия Кукина «Тридцать лет». Там строчки такие есть: «Тридцать лет—это время свершений, трид- цать лет — это возраст вершины, тридцать лет — это время свержений тех, кто раньше умами вершили. А потом начи- наешь спускаться, каж- дый шаг осторожненько взвесив. Пятьдесят — это так же, как двадцать, ну, а семьдесят — то же, что десять». И стало очень обидно. Когда мне самой было тридцать—все было отлично, и песня эта была любимой, и обижаться было не на что. А сейчас воспринима- ется как какой-то приговор. Почему после пятидесяти — непременно спуск? Почему в семьдесят неизбежно впадать в детство? Мы глядим на старшее по- коление исключительно с «вы- соты» собственного возрас- та, собственной молодости и собственного здоровья. Но у самих-то года тоже копятся, никуда не денешься. Помните, как сказала героиня любимого советского фильма? «Теперь-то я точно знаю, что в сорок лет жизнь только начинается». Признайтесь, кому бы не хо- телось повторить эту фразу и в пятьдесят, и в шестьдесят, и в семьдесят? Вот только мало кому это удается.Может, в этом есть и вина молодых, которые самонадеянно полагают, что вот так и будут бесконечно оставаться на вершине? Об этом и о многом другом очередная наша беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. — Знаете, что самое страш- ное в старости? Это неизвест- ность. Мы знаем, что после детства будет юность, потом — зрелость, после зрелости — старость, а дальше? А дальше —тайна. Но нас всегда страшит то, чего мы не знаем. В детстве — шорохи в темной комнате, в старости — вечный мрак не- бытия. Хотя, кто сказал, что мрак? Может, вечный свет? Конечно, в этом смысле десяти- летия торжества материализма даром не прошли. Если смерть — это только небытие, разло- жение физической оболочки и неизбежное забвение, то это страшно. А если, выражаясь научно, это только переход в иную форму жизни? Опять же, в разных национальных куль- турах отношение к смерти было очень разное. ВЯпонии—одно, в Индии — другое, на Руси — третье. И это отношение тради- ционно складывалось веками. — С этой точки зрения гло- бализация сделала ужасную вещь, разрушив национально- традиционный менталитет. Она тем самым лишила людей опоры в культуре и религии предков. Но, наверное, не толь- ко страх смерти мешает спо- койно принять старость… — Депрессия и апатия в пожилом возрасте могут быть вызваны еще и тем, что многим страшно обернуться на прожи- тую жизнь, проанализировать ее, подвести какой-то итог: а вдруг окажется, что ничего ты не добился, ничего не достиг, да и вообще ничего яркого у тебя не было? Как с этим смириться, когда знаешь, что уже ничего не вернуть? Люди часто пред- почитают просто не вспоминать свою прошлую жизнь, отвер- нуться от нее. Ивот этот загнан- ный вглубь страх постепенно перерождается в депрессию. — Мне кажется, у этого страха есть одна очень серьез- ная причина. Нам только ка- жется, что у стариков остались прежние идеалы и ценности, что они упрямыи консерватив- ны. Ничего подобного! Один из социологических опросов это доказал. В конце семидесятых годов в рейтинге «жизненных ценностей» пожилых людей «материальное благополучие» занимало весьма не престиж- ную позицию. Зато сейчас оно вышло на одно из первых мест! Понятно, что низкий уровень пенсий играет тут свою роль, но я о другом. Наши родители живут в современном мире, и им давно уже доходчиво объ- яснили: деньги решают все. И вот, оглядываясь на прожитую жизнь, они понимают, что «от трудов праведных не нажили палат каменных», то есть по нынешним меркам они — не- удачники. Собственно говоря, это мы их и вгоняем в депрес- сию своими новыми «ценност- ными ориентирами». — Вы знаете, бывают слу- чаи, когда уже очень пожилые люди начинают рассказывать о своей жизни и сочинять в ней невероятные истории, эпизо- ды, в которых они выглядят настоящими героями. Даже если вы знаете, что ничего этого не было, не лезьте со своими опровержениями.Поймите, эти фантазии играют компенсатор- нуюфункцию. Выправы, новое время разрушило и идеалы, и ценности старшего поколения, которому все мы обязаны тем, что живем. Так позвольте по- жилому человеку хотя бы в фантазиях подчеркнуть свою значимость, доказать само- му себе, что он не зря прожил жизнь. И вообще, молодым надо учиться слушать стари- ков. Во-первых, это огромный жизненный опыт, который никакими гаджетами не за- менишь. А во-вторых, все мы когда-нибудь будем стариками, и нам очень будет хотеться, чтобы кто-нибудь выслушал рассказы о нашей жизни. — Вообще сравнительный анализ этих социо- логических опросов дает немалую пищу для размышлений. Смотрите, как стран- но получается: ма- териальное благо- получие выходит на первый план, а вот отдых и покой отодвигаются аж на восьмое место… Тог- да зачем материаль- ное благополучие? — Так в том-то и дело! Для пожи- лых людей важнее всего благополучие их детей и внуков, потому-то матери- альные ценности и начинают превали- ровать — они же ви- дят, как молодым нелегко живется. Так что не для себя они богатств хотят. Опять же, раньше пенсионеры могли материально помо- гать детям, а сегод- ня? Сегодня старики мечтают об одном: не стать дополни- тельной финансовой обузой. В понимании наших пожилых лю- дей «материальное благополучие»—это совсем не то, что для западных пенсио- неров, которые на- чинают жить в свое удовольствие и ез- дить по миру. — Ну да где уж нашим старикам ду- мать о покое и от- дыхе… — И это ужасно! Потому что к обыч- ным страхам добав- ляются новые, об- условленные, как говорится, реалиями времени. Это страх не получить без денег должной медицинской помощи, страх «не потянуть» коммунальные платежи, страх самим своим су- ществованием добавить детям хлопот и забот. Какой покой, какой отдых, когда уровень тревожности постоянно воз- растает? Это очень серьезная проблема хотя бы потому, что несколько лет назад Россия заняла первое место в мире по самоубийствам среди пожилых людей. И вообще, к семидесяти годам количество суицидов вы- растает в четыре раза. — Тогда я чего-то не по- нимаю. Ветераны войны, и ушедшие, и ныне живущие, умудряются сохранять не толь- ко ясность мысли, но и опти- мизм, и волю к жизни даже в девяносто лет. В чем же дело? — Мы говорим о разных поколениях. Ветераны — это поколение победителей, кото- рые совершенно сознательно шли защищать Родину и были готовы ко всем лишениям . А я имеюв виду «детей войны». Тех малышей, которые страдали от голода, холода, содрогались от грохота бомбежки, которые просто не знали чувства за- щищенности, совершенно не- обходимого каждому ребенку. Могло ли это пройти бесследно и не проявиться к старости в виде различных страхов, чув- ства заброшенности, беззащит- ности? Амногие лиженщины в тех условиях могли дать своим детям достаточно любви, тепла, нежности? Ведь задача стояла одна — как-то выжить. А «не- долюбленные» дети зачастую сами не умеют любить и с воз- растом начинают ощущать себя все более одинокими. Я уже не говорю о многодетных семьях. Могут малыши чувствовать себя виноватыми в том, что мама выбивается из сил, пыта- ясь хоть как-то накормить их? Поверьте, могут. И не здесь ли впервые появляется, как гово- рят психоаналитики, «сцена- рий» того, что ты обуза? Война была трагедией для всех, но больше всего она не пощадила детей. — Пожилые люди чувству- ют себя ненужными еще и потому, что не могут успеть за техническим прогрессом, что внукам они уже неинтересны. — Я вам так скажу: если какая-либо функция не задей- ствована, она атрофируется. Если не тренировать память —она откажет. Если не интере- соваться окружающим миром, жизнь сузится до физиологи- ческих процессов. Поверьте, в семьдесят лет человек вполне может научиться пользовать- ся компьютером. Хотя бы для того, чтобыразнообразить свою жизнь: послушать любимую музыку, «побродить» по музе- ям мира, найти новых друзей, с которымиможно общаться, не выходя из дома. И тут нам, ко- нечно, надо обратиться к детям. Ведь большинство в состоянии подарить пожилым родителям недорогой ноутбук. Более того, я не сомневаюсь, что всегда можно найти время и посидеть рядом несколько вечеров, объ- яснить, показать. Вы же тем самым невероятно расширите мир для своих стариков! Они перестанут чувствовать себя такими одинокими и «уста- ревшими». А какая радость для них иметь возможность в любой момент увидеть детей и внуков по скайпу! Я знаю, что в Липецке есть специальные компьютерные курсы для по- жилых людей, так туда даже восьмидесятилетние ходят. — Выходит, мы сами за- гоняем старшее поколение в ситуацию безрадостного до- живания, не желая сделать его жизнь хоть немного интереснее и ярче… — Получается — да. Ну нет у нас такого пенсионного обеспечения, чтобы пожилые люди могли ездить по миру, отдыхать так, как им хочется. Но ведь можно создать клубы по интересам, можно разра- ботать какие-то обучающие программы, вернуть «группы здоровья», которые были в со- ветские времена. В масштабах города это мизерные деньги, а польза — огромная! Почему пожилые люди начинают «за- цикливаться» на болезнях, ходить по врачам? Не только из-за проблем со здоровьем, но и потому, что визит в поликли- нику и многочасовое сидение в очередях становится настоя- щим событием, возможностью пообщаться с такими же ста- ричками и старушками. А мы потом жалуемся на загружен- ность врачей, на дикие очереди, на невозможность работаю- щему человеку быстро пройти обследование. Так предложите пенсионерам альтернативу этим тоскливым разговорам о болячках и лекарствах, дайте им возможность почувствовать вкус к жизни. Лично я с инте- ресом тратила бы часа три раз в месяц на то, чтобы поговорить с пожилыми людьми и поста- раться помочь им. Считайте это моей инициативой. И вообще, путь к вершине продолжается! …Предложите пенсионерам альтенативу этим тоскливым разговорам о болячках и лекарствах, дайте им почувствовать вкус к жизни. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz