Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Ч есть имею! 4 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 19 ОКТЯБРЯ 2013 № 204 (24582) Военно - патриотический выпуск « Липецкой газеты » и ветеранских организаций области Ведущие рубрики Владимир Грязнов и Михаил Лыткин В КУРСЕ ДЕЛА | В липецком ДОСААФ связистов готовят с первого класса Идет «охота на лис» Елена Панкрушина Увлечение радиосвязью, как черта характера или талант, передается по наследству, и если появит- ся, то не отпустит всю жизнь. Кто-то скажет: «Болезнь». Но с этим поспорят все радиолюбите- ли. Потому что болезни мучают и причиняют неудобства, а радисты и связисты свое занятие любят и искренне радуют- ся, когда их примеру следу- ют дети. В Липецкой области се- годня насчитывается поряд- ка четырехсот радиолюбите- лей. Среди них есть и насто- ящие ветераны-профи, как, например, 91-летний Петр Васильевич Карпунин из Ельца, почетный гражданин Города воинской славыМал- гобека, и совсем юные ребя- та. Кпримеру, Валере Попо- ву из Липецка всего восемь. За аппаратуру он сел год назад, как только читать на- учился. А сейчас у него уже свой позывной в эфире есть. В следующем году второ- классник всерьез подумыва- ет получить юношеский спортивный разряд по ра- диоспорту, чтобы наравне с сестрой, тринадцатилетней Олей, участвовать в соревно- ваниях. — У Оли уже третий взрослый разряд, и она яв- ляется бронзовым призером первенства страны 2013 года, — рассказывает пред- седатель совета Липецкого отделения Союза радиолю- бителей РоссииИгорьМаза- ев. — У Поповых, кстати, оба родителя — профессио- нальные радиолюбители и мои старинные друзья. Игорь Борисович сам с нескрываемой гордостью отзывается о своем сыне Виталии, который, глядя на отца, увлекся связью в де- вять лет. Сейчас он в армии, проходит после института срочную службу старшим группы радиотехнического контроля в космических войсках. — Раньше в липецком ДОСААФготовилимолодые кадры для армии — теле- графистов и связистов, — продолжает Игорь Мазаев. — Сейчас целевое обучение проводится только для во- енных водителей. Но если у призывника есть спортив- ный разряд по радио, то почти наверняка его отпра- вят служить по специаль- ности. Разве это не здорово — заниматься тем, к чему у тебя лежит душа? СамИгорь Борисович по- сле института в армии слу- жил в роте связи Тамбовско- го летного училища. «Про- пуском» к армейским ради- стам послужил первый раз- ряд по радиосвязи. — Спросили меня тогда на призывной комиссии «что умеешь?» и тут же определили в радиотехниче- скуюкоманду,—вспомина- ет Мазаев. ИгорьБорисовичпомимо всего прочего, является, официальным представите- лем руководства Союза ра- диолюбителейРоссии вЦен- тральном федеральном округе и ведет занятия с юными радистами. Под его началом сейчас науку связи осваивают девять ребят в возрасте от восьми до восем- надцати лет. В помещении, где они занимаются, есть стена особой гордости ли- пецких связистов — дипло- мы и грамоты, завоеванные за все пятьдесят шесть лет существования клуба. Са- мая первая международная награда была получена в 1962-м в Болгарии. Есть здесь дипломы за победы в Хорватии, Чехословакии, Польше и прочие. — В сами страны мы не ездили, это за участие в за- очных этапах, — поясняет Игорь Мазаев, который, кстати, удостоен звания «Почетный радист России». Еще одну стену класса практически полностью за- няла карта мира. На каждой стране помимо названия написаны ее позывные. Эту карту рисовали в 1976 году сами члены клуба, найти в продаже нечто подобное — столь большого размера — было невозможно. Купили маленькую карту и «увели- чили» ее вручную. За почти сорок лет ни краска не по- тускнела, ни названия не выгорели и не стерлись. — Здесь только одна не- точность—СССР. После его распада каждой республике был присвоен новый позыв- ной, — объясняет Игорь Мазаев. Еще одна «дислокацион- ная база» взрослой липец- кой команды мастеров эфи- ра расположена под Липец- ком, еюруководитпочетный радист РФ, мастер спорта Дмитрий Коленчук. Ребята туда выезжают для участия в крупных молодежных со- ревнованиях. Также для юных связистов организу- ются соревнования «Воен- ный радист», где им прихо- дится на местности отыски- вать «лису» (так называется замаскированный радиопе- редатчик), расшифровывать записанную азбукой Морзе радиограмму и соревновать- ся в стрельбе из пневматиче- ской винтовки. — Если радиолюбитель сможет отыскать учебную «лису», то он и любой под- польный передатчик в во- енное время отыщет без проблем,—говоритМазаев. Хотя сотовые телефоны последние годы существен- но потеснили рации и теле- граф, на энтузиазме поклон- ников радиосвязи это не от- разилось. Ктомуже вВоору- женных силах от этих спосо- бов связи еще не спешат от- казываться, так же как и от азбуки Морзе, без которой на флоте никуда. Об этом, кстати, последователям радиоспорта, улавливаю- щим сигналыв «трескучем» эфире, хорошо известно. И этой практической пользой своего хобби они особенно гордятся. РАСТИМ ПАТРИОТОВ | Кому служить в Российской армии Мальчишки в камуфляже Игорь Ждамиров Сегодня мы все чаще слышим об армии, в которой будут служить только профессионалы. Недавно по Первому каналу эти, в общем-то, не новые планы в очередной раз озвучил министр обороны РФ. Предполага- ется, что солдаты срочной службы нашим Вооружен- ным силам не потребуют- ся. Не углубляясь в рассуж- дения, хорошо это или пло- хо, а также для кого плохо и насколько хорошо, отметим очевидное: пробел в воспи- тании и становлении буду- щих мужчин, не говоря уже о подготовке мужского на- селения к защите Отечества, обозначился. Служба у нас всегда была водоразделом между дет- ствоми зрелостью. До армии ты — мальчишка, после — мужчина, многое увидев- шийи узнавший, способный принимать решения и брать ответственность на себя. Не спорю: воспитания ради прогонять всех ребят через службу — удоволь- ствие не самое дешевое. Но как без этого, тем более в наше время, когдамолодежь теряемкаждыйдень.Нарко- тики, пьяная поножовщи- на, смерть по неосторожно- сти… Армия — огромный, сдерживающий это безумие институт. В момент, когда молодому человеку стано- вится можно всё, когда он, оттолкнувшись от учителей и родителей, оказывается один в растерянностина рас- путье, его берет за руку крепкий усатый прапорщик и ведет по жизни дальше. Витоге бывшийшколяр, которому общество служило восемнадцать лет, сам обу- чался служить обществу. Обучался так, что мировоз- зрение менялось полностью. Приходило понимание, что жизнь — серьезная и ответ- ственная штука, в которой есть вечные истины и веч- ные ценности. Такие, как дом, семья, Родина. Левое плечо вперед А с чего все начинается? Вот картинка с натуры. Ста- новлянский район, деревня Палёнка, прохладное сен- тябрьское утро. Школьный стадион, ГАЗ-53 защитного цвета, полевая кухня, маль- чишкивкамуфляже помога- ют разгружать и устанавли- вать уникальное хозяйство. Две большие армейские палатки разворачивают под руководством старших. Ак- куратно укладываютсяящи- ки с учебным оружием, пневматическими винтовка- ми, пейнтбольным снаряже- нием, противогазами, фор- мой и продуктами. На улице выстраивается палаточный лагерь, в котором, возмож- но, никто не будет ночевать, но армейский антураж в компании с полевой кухней, полевым штабом и столовой — это важно. Так же, как и впервые поставить палатку своими руками. Сорок один подросток и двенадцать взрослых. Это в основном учителя физкуль- турыиОБЖСтановлянского района, привезшие на сборы старшеклассников. Но те- перь педагоги — инструкто- ры по военным и спортив- нымдисциплинам, ашколь- ники — курсанты. Первый урок—строеваяподготовка. Сержант запаса погранич- ных войск Иван Сапрыкин, преподающийв селе Толстая Дубрава, быстро и четко буквально за час до торже- ственного открытия трех- дневной смены, делает из толпы строй. — Прямо, шаго-о-ом арш! Левое плечо вперед, четчешаг! Соблюдаеминтер- вал и дистанцию! Раз, раз, песню запевай! И пацаны громко и звон- ко, до мурашей, поют леген- дарную «Катюшу», марши- руя по родным просторам, сами пораженные, как все хорошо у них получается… Одно отделение повели осваивать химзащиту, вто- рое — на перекладину, тре- тье—напреодоление водной преграды, а для начала зна- комство с плавсредствами. Инструкторы, экономя вре- мя, дают лишь самую важ- нуюинформациюпо каждой дисциплине. Но чётко и по- нятно. Пацаны все схваты- вают на лету. Но дождь, давший хоро- шо начать, потерял терпе- ние, и занятия тут же пере- носятся в спортзал, в боль- шую сорокаместную палат- ку. Все три дня погода ус- ложняла курс обучения, но оптимизм и находчивость инструкторского состава и энтузиазм курсантов позво- лили полностью отработать намеченную программу. Сборы идут очень интен- сивно, караульная служба крепнет на глазах, и вот уже забывший пароль инструк- тор, вышедший ночью по- гулять, вынужден стоять с поднятыми руками и ждать разводящего и начальника караула в одном лице Алек- сандра Тюрина, преподава- теля из села Тростное. Пра- вила для всех одни. Директор Палёнской средней школы Владимир Евдокимов, инициатор про- ведения сборов, каждый день водит представителей администрации Становлян- ского района по импровизи- рованным классам, гордясь и своим детищем, и своими коллегами. Все действитель- но на высоком профессио- нальном и человеческом уровне. Атмосфера самая теплая, самая человечная, хотя дисциплина железная. Ни слова матом, ни капли спиртного, и представляете, курящих среди педсостава всего двое, но и те вредной привычки не афишировали. Когда экран погас В субботу вечером в школьном классе демон- стрировался документаль- ный фильм «Огненная за- става» о подвиге погранич- ников 12-й заставыМосков- ского погранотряда. Я украдкой смотрел на лица ребят. Когда экран погас, пацаны без команды прак- тически одновременно на- чали вставать и аплодиро- вать. Мы не останавливали их. Они так долго и громко хлопали, словно продлевали фильм и жизнь заставы сколько могли. Так мальчишки покло- нились героям. Павшим и живым. Никто не ожидал такой реакции. Это было очень волнующе. Значит, всё у нас ещё есть. И благо- дарность, и совесть, и муже- ство. Позади три тяжелых и прекрасных дня. Позади дожди и бессонные ночи. Позади маленькая армей- ская служба. Мы сами уста- ли, смотрим на не менее уставших и немного по- взрослевших старшекласс- ников. Деликатный дождь терпит из последних сил, давая начальнику отдела образования закончить про- щальную речь. Всё. Обня- лись друзья, жмут друг дру- гу рукипедагоги. Довольны, улыбаются, и глаза наполне- ны чувством выполненного долга. Дело сделано, домой. До следующих сборов, кото- рые, несмотря на скепсис, непонимание, а иногда и откровенное противодей- ствие, они обязательно бу- дут проводить. Что ими движет? Разу- меется, неравнодушие, стремление дать ребятам то, что они не получат ни на каких других уроках. В том числе и то, что может вооб- ще уйти из жизни молодых россиян. Имею в виду сроч- нуюслужбу в армии. Вполне вероятно, что в скором вре- мени в целях повышения эффективности и «сокраще- ния» бюджета Российской армии решение о формиро- вании Вооруженных сил на контрактной основе будет принято. Обойдемся без экспериментов Но неужели это решение обязательно должно быть безальтернативным? Поче- му бы, скажем, не подумать о сохранении элементов па- триотического воспитания, тех же сборов, благодаря которым, кстати, к защите Отечества постоянно гото- вится все швейцарское на- селение? Кому повредят обучение военно-приклад- ным дисциплинам, физиче- ское развитие, да даже курс молодого бойца? Что заста- вило школу избавиться от урока НВП (это, если забы- ли, начальная военная под- готовка) и заменить его уро- ком ОБЖ (основы безопас- ности жизнедеятельности)? И вот для подавляющего большинства «не будет» и армии. Отменить ее некото- рые особо продвинутые ре- форматоры мечтали давно. И, кажется, добились. Да только забыли, что поиск решения проблем посред- ством экспериментов неред- ко приводит к неожиданно- му, а порой и нежелательно- му результату. Есть ли смысл перечислять много- численные примеры такого рода просчетов? Говорят, что школьники стали очень больные. И дей- ствительно, из семи старше- классников медики к уча- стию в сборах допускают двоих-троих. Остальные по состоянию здоровья к нор- мальным физическим на- грузкам не готовы. Девочки тоже на сборы уже давно не ездят. Какбычегоне вышло. Логика заезженная, как любимая патефонная пла- стинка. Однако не будем за- бывать о главном — о «за- бракованных»школьниках. Отстранять их от подобных мероприятий вообще — не- оправданнаяперестраховка. На мой взгляд, прижелании нетрудно найти полезные занятия для всех, в том чис- ле и для тех, кто от физкуль- туры освобожден. Вместо турников и кроссов — осо- бенности первой медицин- ской помощи раненому, краткий курс военного свя- зиста, да мало ли… И тогда, несмотря на раненую демо- графию, каждый район в год сможет собирать по сто чело- век как минимум. Смысл? Мы молодежи дадим хотя бы первоначаль- ные знания военной науки, нормальные необходимые любому человеку граждан- ские чувства. Цена вопроса? Да просто смешная. Я убе- дился, что когда деньги не воруют, для трехдневных сборов на 50 человек хватает 25 тысяч рублей. Пятнад- цать тысяч — на питание и десять — на все остальное. ПОДВИГ | 70 лет назад развернулась битва за Днепр Наводящий на цель Владимир Алехин Взявшись за ручку дверцы кабины радиолокационной станции, рядовой Михаил Щеглов привычно по стремян- ке поднялся наверх и устроился на сиденье против индикатора кругового обзора. Пальцы заученно пробежа- ли по тумблерам, станция басовито загудела. На экране возник оранжевый свет, побежала светлая строчка развертки. Оборот за оборотом. Сигналы лампочки вспыхнули красными, синими, зелеными огнями. Опера- тор проверил связь с планшетистом. Слышимость хоро- шая. Следует доклад: — Все нормально. К работе готов. Прошло не- сколько минут, и экран высветил едва заметные оранжевые точ- ки. Развертка, сделав несколько оборотов, нашла уже целую груп- пу точек-свет- лячков. Щеглов, у х в а т и в ши с ь пальцамизакрай щитка включе- ния, попытался разобраться в сложной паутине координат, за- помнить номера целей. Все вни- мание оператора РЛС — на инди- катор кругового обзора. Разверт- ка «отмывает» метки целей на экране. —Цель вижу. Азимут… Даль- ность… — передает Щеглов данные на зенитную бата- рею. Развертка делает обо- роты: один, два, десять… Операторспокойноназывает зенитчикамномера целейпо порядку, продолжая зорко следить за каждой отметкой на индикаторе. Группа немецких само- летов летела к Днепру, что- бы сбросить бомбы на Киев. Пусть гитлеровскиелетчики маневрируют, меняют высо- ту, направление — свои действия им не скрыть. У оператора Щеглова глаз зоркий. На зенитную бата- реюлетят необходимые дан- ные.Используяих, наводчи- ки будут точно направлять стволы зениток в небо. По- сле сообщения от Щеглова зенитчикам сразу становит- ся ясна воздушная обстанов- ка над Днепром. У Михаила Николаеви- ча, попавшего на фронт в семнадцать лет доброволь- но, как и многие сверстни- ки, была редкая в годы Ве- ликойОтечественной войны специальность: оператор радиолокационной станции. Командир 731-го зенитно- артиллерийского полка, за- щищавшегоКиев и перепра- ву через Днепр, в статном и крепком Михаиле сразу разглядел смышленость и определил его в операторы РЛС. Позволяло и образова- ние. До армииЩеглов успел закончить среднюю школу. Данные, которые рядовой выдавал зенитчикам, очень помогали артиллерийским расчетам. Батарея, которую он ими обеспечивал, просла- вилась даже в воздухе. Зе- нитчики уничтожили 13 немецких самолетов. Девятогомая сорокпято- го, когда вся страна ликова- ла, празднуя Великую По- беду, зенитно-артиллерий- ский полк получил приказ из Германии отправиться на Дальний Восток. На войну с Японией. А после разгрома врага Михаил Щеглов не сразу, как мечтал, вернулся в родное Ново-Дубовое. Де- мобилизовался лишь в авгу- сте пятидесятого. Директор школы сразу предложила ему работать преподавателемфизкульту- ры. Он согласился без коле- баний. Физкультуру он и сам очень любил, видел в ней большую пользу. Заня- тия легкой атлетикой, игро- выми видами спорта, к кото- рым он прикипел с детства, пригодились на войне. —Мы и на фронте стара- лись каждое утро начинать с зарядки, — с улыбкой вспоминает Михаил Нико- лаевич, разливая по чашкам кофе, который в своем доме любит заваривать сам. — Солдаты делали гимнасти- ческие упражнения, под- тягивались на турнике, бе- гали кроссы. Представляе- те, все это в военных услови- ях помогало нам легче пере- носить трудности в службе. Действительно, на войне Щеглову, который начал ее на Днепре и дошел до Герма- нии, в походах, вслед за ар- тиллерийской установкой, маршировал не с пустыми руками. Он тащил на себе боевое снаряжение. Легче тому бойцу, кто силен физи- чески. Да и в Ново-Дубов- скойшколе, где он35лет вел уроки физкультуры, это пригодилось. Всегда энер- гичный, всегда подтянутый, таким он выглядит и сейчас. И на войне, и в мирной жизниЩеглов дает нагляд- ные жизненные уроки. Сегодняшний выпуск «Честь имею!» мы решили посвя- тить одной из важнейших страниц, вписанных в славную историю советского народа в 1943 году, — битве за Днепр. Длившаяся с 26 августа по 23 декабря, она окончательно закрепила стратегический успех Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны. «Восточный вал», разра- ботанный германским командованием после поражения под Курском с целью остановить продвижение советских войск на запад, пал. Киев, столица советской Украины, был освобожден. Впервые в истории мировых войн после тяжелых наступательных сражений без паузы на восста- новление сил, в чрезвычайно сложных условиях была форсирована важнейшая водная преграда. В ходе битвы за Днепр, 70-летие которой мы отмечаем, военные операции проходили на фронте протяженностью в две тысячи километров: от Балтийского до Черного моря. «Восточный вал» обороняли более 1,2 миллиона немецких воинов, 12,6 тысячи орудий и минометов, около четырех тысяч танков и самолетов. Силы Красной Армии против врага составляли свыше 2,6 миллиона человек, 51,2 тысячи орудий и минометов, более пяти тысяч танков и самолетов. За четыре месяца было разгромлено свыше сотни дивизий противника, освобождено около сорока тысяч населенных пунктов, в том числе 162 города. В это же время были созданы условия для последующего наступления в Бело- руссии, полного освобождения Правобережной Украины, Крыма и наступления на западном и юго-западном направлениях. Причиной успеха при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдармов историки называют массовый героизм советских солдат и офицеров, боевое братство сынов и дочерей всех народов СССР. Среди 2605 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за проявлен- ное мужество, представители 41 нации и народности: русские, украинцы, татары, белорусы, казахи, узбеки, башкиры, грузины, армяне, киргизы, буряты и многие другие. Кроме того, сотни тысяч воинов были награждены орденами и медалями. Есть среди них и наши земляки. Об одном таком герое битвы на Днепре и рассказывается в сегодняшнем выпуске. Читатели также узнают и о тех, кто продолжает славные традиции дедов и прадедов, кто приходит им на смену, пополняя ряды защитников Отечества. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz