Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ПАЛИТРА МНЕНИЙ | Эксперты обсуждают интернет - ресурс «Учебник» для всех поколений Как сделать электронное пособие «Школа молодого избирателя» еще интерес- нее? Насколько доступна представленная в нем информация? Поможет ли этот ресурс повысить электоральную активность молодежи? С такими вопросами мы обратились к экспертам, многим из которых пришлось на практике применять пособие. Марина ШАРНЕНКО- ВА, заместитель директора областной научной библи- отеки: — Вот уже два года наша библиотека проводит курсы компьютерной грамотности для пенсионеров. В прошлом месяце на одном из таких занятий «ученики» познако- мились с пособием «Школа молодого избирателя», кото- рое легко найти в Интерне- те. Электронное «издание», адресованное школьникам и студентам, пришлось по душе и представителям стар- шего поколения. Им понра- вилась удобнаяформа подачи материала, позволяющая легко разобраться даже в не- простой теме. Неподдельный интерес вызвали тесты, с помощью которых каждый «ученик» может объективно оценить свой уровень знаний. На мой взгляд, электронное пособие позволяет представителям старшего поколения рас- ширить свой политический кругозор, а заоднопредлагает очень интересные темы для дискуссий. В чем, например, заключаются плюсы и ми- нусы многопартийности? И, поверьте, споры на занятиях были захватывающими и интересными. Татьяна ЕФРЕМОВА, заведующая центром право- вой информации областной научной бибилиотеки. — Электронное пособие является незаменимым под- спорьем для библиотекарей. До недавнего времени им приходилось самим состав- лять вопросы для викторины по избирательному праву, перелопачивая множество учебников и справочных из- даний. Теперь же к такому мероприятию можно под- готовиться за считанные минуты. Немаловажно, что пособие без труда перека- чивается на библиотечный компьютер. Особенно это ак- туально для тех учреждений культуры, которые пока еще не имеют круглосуточного доступа вИнтернет. Еще одно преимущество электронного пособия заключается в том, что работать с ним можно на любом компьютере, «во- оруженном» стандартным набором программ. Светлана КОЗЬЯКОВА, учитель истории, общество- знания и права задонской школы№ 2: — Такие проекты обяза- тельно нужны, ведь право необходимо изучать уже со школьной скамьи.Частопри- ходится слышать о пассив- ности молодых избирателей, которых мало интересует политика. Изменить ситуа- цию могут лишь такие про- екты, как «Школа молодого изобретателя». Детей надо просвещать, разговаривать с ними, тогда и они захотят узнатьчто-тоновое. Еслитема занятия школьникам понра- вится, на уроке обязательно возникнетжаркаядискуссия. На мой взгляд, при раз- работке электронного ресур- са автор нашел разумный баланс между информацией и анимацией. Это помогает ребятам хорошо восприни- мать изложенный матери- ал, не уставать от обилия сплошного текста, но в то же время обучение не подменено развлечением. Пособие ин- формативно, содержит инте- ресные сведения из истории избирательногоправа. Знако- мившись с ресурсом, даже я, педагог с 22-летним стажем, открыла для себя кое-что новое. Например — узнала о Губной реформе. Во время проведения тестовых занятий ребята сталкивались с некоторыми трудностями. Например, им было тяжело понять, что такое «пропорциональная система» и как «большин- ство» может быть «относи- тельным» и «абсолютным». Но такие термины сегодня используются в выборном законодательстве. Так что недостатков или каких-то не- точностей сам проект не име- ет. Представленные на сайте тесты тоже очень интересны. Единственное, что я добавила быв проект молодого ученого несколько игр. Например, мы вместе с ребятами часто организуем своюизбиратель- ную кампанию, проводим выборы и референдумы. Так мы отрабатывает теорию на практике. В будущем я стану про- водить внеклассные занятия по избирательному праву для учеников 8-9 классов. Стар- шеклассникам эту информа- циюдавать не буду—базовые знания об избирательном праве у них есть. Да и ЕГЭ на носу—не время для дополни- тельных занятий. ВикторКОНОПАТСКИЙ, председатель Молодежного парламента г. Ельца, депутат горсовета: — Буквально на днях по- смотрел проект Александра Шелагина. Немаловажно, что сайт сделан достаточно качественно. Ведь зачастую социальные интернет-про- екты теряются на фоне ком- мерческих, которые обыч- но выполнены более ярко и анимационно-насыщенно. А этот, напротив, думаю, может составить им достой- ную конкуренцию. Актуаль- ной представляется и сама задумка автора — вовлечь молодежь в политический процесс.Наша страна сегодня находится на этапе формиро- вания прозрачной, честной политической системы. Но для ее «строительства» необ- ходимыграмотные«рабочие» — молодые люди, которые обладают багажомтеоретиче- ских, практических знанийи навыков. Вообще же Александр Шелагин поставил перед со- бойдовольно труднуюзадачу. Избирательное право не так просто объяснить ишкольни- кам, и пожилым людям. Это дело не пяти минут. Но то, как молодой ученый систе- матизировал информациюпо избирательному праву, мне понравилось — все доступ- но, понятно. Единственно, чего не хватает сайту, так это динамики и постоянно обновляющейся новостной ленты, в которой была бы собрана подборка прошед- ших политических событий. Чтобы пользователи, изучив теорию, могли подкрепить ее живыми примерами со- временности. Р азговор с избирателем 4 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 12 ОКТЯБРЯ 2013 № 199 (24577) Ведущая рубрики Анастасия Карташова ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Проект российского масштаба В 2013 году электронное пособие «Школа моло- дого избирателя», подготовленное преподавате- лем липецкого вуза Александром Шелагиным, заняло первое место во всероссийском конкурсе. На днях наше издание в двух словах рассказало о презентации этого образовательного интернет- ресурса, прошедшей в Центральной избиратель- ной комиссии (см. номер за 4 октября). Но затронутая тема оказалась настолько интерес- ной, что мы решили вновь к ней вернуться. И дело не только в том, что проделанную липчана- ми работу высоко оценил секретарь ЦИК Нико- лай Конкин, а Российский Центр обучения избирательным технологиям рекомендовал всем регионам использовать пособие Александра Шелагина. Названный интернет-ресурс уже нашел свое практическое применение в школах и библиотеках. Успешная разработка, принесшая липчанам успех на федеральном уровне, заслуживает того, чтобы ей посвятили первый выпуск тематиче- ской страницы «Разговор с избирателем». Это — совместный проект «Липецкой газеты» и облизбиркома, адресованный широкому кругу читателей. Он позволит обсуждать самые инте- ресные «выборные» темы, организовывать дебаты, предоставляя возможность всем желаю- щим высказать свою точку зрения. Надеемся, что сегодняшняя дискуссия поможет Александру Шелагину в дальнейшей работе над своим проектом. Тем более, что он сам воспри- нимает электронное пособие как живой, непре- рывно развивающийся организм. Ресурс будет постоянно обновляться в зависимости от прак- тики применения и тех пожеланий, которые прозвучат из уст ученых, преподавателей, школьников, студентов и просто рядовых изби- рателей. Вскоре вся Россия сможет перенять опыт липчан, которые стали первопроходцами, создав единственное на сегодняшний день электронное пособие по избирательному праву. ” ПЕРСПЕКТИВЫ | Готовится вторая часть пособия Изучим проблемные ситуации Анастасия Коноплева — Создавая пособие, я не старался извлечь личную выгоду, главной моей целью было повысить правовую культуру избира- телей, — утверждает автор и разработчик обучающей программы «Школа молодого избирателя» Александр Шелагин. Сегодня плодами его тру- дов свободноможет восполь- зоваться каждый человек, посетив интернет-ресурс rcoit.ru. «Весит» пособие всего 84 мегабайта, а пото- му легко скачивается. По- мимо общедоступности у электронного варианта есть идругое преимущество—он позволяет быстро реагиро- вать на изменения в законо- дательстве. «Не секрет, что российская избирательная система постоянно модер- низируется, а потому даже самый замечательный учеб- ник по этой теме обречен на очень короткую жизнь. Изложенный в нем мате- риал может устареть уже в момент выхода издания из типографии», — говорит Александр. По мобильности и вариа- тивности его пособие можно сравнить с конструктором. Проект включает в себе шесть мультимедийных презентаций. Каждая со- стоит из блоков, слайдов, которые учитель может исключить, дополнить по своему усмотрению или по- менять местами. Для про- стоты и удобства материал изложен в таблицах и схе- мах, а к каждой теме при- креплён тест для проверки знаний. На ресурсе также размещена библиотека с до- полнительной информаци- ей. Прилагается глоссарий — перечень необходимых терминов. А если ученикам потребуются ещё какие- либо материалы, они могут найти их через сеть Интер- нет по полезным ссылкам, не покидая программы. Для тех, кто хочет более серьёз- но изучить избирательное законодательство, создана база нормативно-правовых актов. Она обновляется в режиме реального времени. До ноября интернет-ре- сурс функционирует в те- стовой версии, а Александр Шелагин принимает пред- ложения от пользователей по совершенствованию по- собия. Так, с учетом по- желания учеников, уроки- презентации уже украсила анимация. «Современным детям нужна цепляющая взгляд картинка. Им хо- чется игр, интерактивно- сти, — говорит Александр. — А если читать лекции как пономарь, то у них или рука устанет, или мозги отключатся». Шелагин по себе знает, насколько труд- но изучать избирательное право. Этой темой он за- интересовался еще будучи подростком—изучал допол- нительнуюлитературу, рос- сийское законодательство, несколько раз побеждал в областных олимпиадах по избирательному праву, организованных облизбир- комом. В итоге школьное увлечение переросло в про- фессию. Уже несколько лет Шелагин преподает эту дисциплину в вузе и пишет кандидатскую работу. «С областной избирательной комиссией я сотрудничаю уже десять лет. Здесь всегда готовы помочь, прокон- сультировать по вопросам права. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первыми критиками те- стового варианта пособия также стали представители облизбиркома», — говорит Александр. Сейчас разработчик интернет-ресурса увлечен новой идеей — создать вто- рую часть электронного пособия «Школа молодого избирателя», которая бу- дет содержать не только теоретический материал, но и задания на проблемные ситуации. Он уже начал подбирать для своей работы интересный статистический материал и фактические примеры. Вновой версии ав- тор собирается более развер- нуто рассказать о стадиях избирательного процесса, посвятив отдельные уроки- презентации этапам выдви- жения и регистрации кан- дидатов, агитации. Исто- рия отечественных выборов будет структурирована по нескольким тематическим блокам: президентские и думские кампании, регио- нальные и муниципальные выборы. — Современные школь- никиживут в очень плотном информационном простран- стве. Они смотрят ново- сти по телевизору, читают Интернет, но в голове у них «бульон» из названий политических партий, их лидеров, избирательных кампаний разного уровня, — говорит Александр Ше- лагин. — Во второй части пособия «Школа молодого избирателя» я собираюсь снова систематизировать информацию при помощи схем и таблиц, которые помогут молодым людям разобраться в политической ситуации. Сейчас передо мной стоит задача логиче- ски выстроить материал. ОПЫТ | Кто там шагает в « левых » и в « правых »? Путешествие в историю партий Анастасия Карташова — Существует несколько классификаций политиче- ских партий, — звучат слова учителя. И на экране тотчас же появляется камень, который, как в сказке, стоит на пересече- нии трех дорог. На нем начертаны указатели — «левые», «правые», «центристы». На уроке ребята узнают не только о существующих в России политических организаци- ях, но и проходят весь путь от создания оргкомитета до получения свидетель- ства о регистрации в Минюсте. Это путешествие чем-то похоже на настольнуюигру. С одной станции на дру- гую инициативная группа перемещается при помощи стрелки. Чтобыдойти дофи- ниша, ей предстоит подать уведомление вМинюст, опу- бликовать свое извещение в газете, провестиучредитель- ный съезд и многое другое. Щелкаешь компьютерной мышью — и ты уже на но- вом этапе пути. А в конце на флагшток поднимается красный флаг с надписью «Ура!» и из Минюста при- летает — в компьютерной программе и такое возможно —свидетельство о регистра- ции партии. Такой необычный урок по избирательному праву прошел вчера в липецкой гимназии № 19. В качестве учителя выступил разработ- чик электронного пособия «Школа молодого избира- теля» Александр Шелагин, наглядно продемонстриро- вавший возможность своего «детища». На уроке многие девя- тиклассники впервые для себя узнали, что термины «левые» и «правые» возник- ли во время Французской революции. Они происте- кали из расположения мест в парламенте. Сидевшие справа депутаты выступали за монархию и сословное общество, а находившиеся слева—за республикуимас- штабные преобразования. Такжешкольники запомни- ли, чем отличаются партии друг от друга, как проис- ходит их финансирование. После звонка ребята обсту- пили учителя и задали ему несколько вопросов. Было ясно, что новая тема им по- нравилась, а это — лучшая оценка проекта Шелагина. Надо сказать, что от- крытый урок не случайно прошел в девятнадцатой гимназии, где еще десять лет назад появились про- фильныеюридические клас- сы. В учебном заведении реализуется воспитатель- ная программа «Возрожде- ние или гражданин России XXI века», суть которой в гражданско-правовом об- разовании школьников. «В Конституции сказано, что Россия — правовое государ- ство. Но эта декларация не станет реальностью до тех пор, пока в каждой семье и в каждой школе не будут уделять внимание соответ- ствующему воспитанию»,— уверена директор гимназии № 19 Римма Пиндюрина. По ее словам, до сих пор электронного пособия по избирательному праву ни в регионе, ни даже в стране не было. Педагоги собирали информацию самостоятель- но из разных источников, а это — колоссальный труд. А потому интернет-ресурс Александра Шелагина с до- стойным сопроводительным и методическим аппаратом стал для них хорошим под- спорьем. По мнениюРиммы Евгеньевны, предложенный материал, в частности пре- зентации уроков, тесты, сло- варь, можно использовать по-разному: задействовать и при подготовке к предмет- нымолимпиадамучащихся, и во внеурочной деятель- ности. Сейчас пособие уже ис- пользуетсяв гимназииврам- ках курса «Основы право- вых знаний», главная цель которого — профессиональ- ная ориентация учащихся старших классов. Кстати, именно в этом учебном за- ведении учится победитель- ница прошедшей в 2012 году областной олимпиадыпо из- бирательному праву Алёна Исаева. По словам школь- ницы, перед соревнованием она проштудировала много литературы. — Школьных пособий по избирательному праву нет, поэтому я готовилась по вузовским учебникам, а по- нятия выписывала из юри- дического словаря, — го- ворит Алёна. — Конечно, жаль, что на тот момент интернет-ресурса «Школа молодого избирателя» еще не существовало. Самое главное его преимущество в том, что оно помогает систе- матизировать знания. Это удобно, когда нужно повто- рить пройденный материал, уже не приходится идти в библиотеку и перелисты- вать весь учебник. Мне лег- че усвоить или воскресить в памяти информацию, если она заключена в схемы или таблицы. В девятнадцатой гимна- зии с радостью поддержали инициативу Центральной избирательной комиссии провести видео-урок по из- бирательному праву. С по- мощью современной техни- ки представители других регионов страныувидят, как можно применять интернет- ресурс «Школа молодого избирателя». Так что вскоре вся Россия сможет перенять опыт липчан, которые стали первопроходцами, создав единственное на сегодняш- ний день электронное по- собие по избирательному праву. СЛОВО ПОЛИТОЛОГУ | Интерактивным пособиям принадлежит будущее Теорию должны дополнить примеры Виктория Удачина Проектом «Школа молодого избирателя» заинтересо- вался кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социальных наук ЕГУ им. И. А. Бунина Александр Толочко. Вот уже несколько лет он препо- дает в вузе политологию. Его профессиональные интересы связаны с изучением многопартийности. По просьбе «Липецкой газеты» Александр Толочко выступил в качестве эксперта и дал свою оценку электронному пособию. —«Школамолодогоизбирателя», несомненно, позво- лит не только получить новые знания, но иприкоснуться к современным информационным технологиям, — уве- рен Александр Владимирович. — Само электронное по- собие выглядит привлекательно, оно содержит основные аспектыотечественного избирательного процесса. Но, на мой взгляд, некоторые материалы все же представлены немного суховато. Я бы посоветовал разработчику до- полнить электронное пособие конкретными примерами, отражающими современнуюполитическуюжизнь и экс- курсами в зарубежную историю. Кроме того, если курс будут преподавать старшеклассникам, то необходимо включить в программу несколько понятий. Например, в интерактивном пособии упоминается «референдум», но в то же время не приводятся другие формы волеизъ- явления граждан. — Подойдет ли интерактивное пособие для студен- тов? — Достоинством этого проекта является его уни- версальность. Иными словами, электронное пособие предназначено для повышения политической культуры избирателей, независимо от их возраста. Врамках вузов- скогокурса«политология»использовать его, конечноже, можно, но с определеннымидобавлениямидля специаль- ностей, где дисциплина не является профильной. Здесь многое зависит от самого преподавателя. Важно ведь не только продемонстрировать аудитории слайды, но и ор- ганизовать на занятии дискуссиюпо спорным вопросам, пробудив у молодежи интерес к обсуждению выборного законодательства. Согласитесь, живой диалог иной раз стоит нескольких записанных в тетради лекций. В общем, увлечь студентов—значит заставить думать, раз- мышлять, спорить, аргументированно отстаивать свою позицию. Одним словом, думаю познакомить ельчан с этиминтернет-ресурсоми уделить ему одно-два занятия. — В последние годы молодежь особо не отличалась активностью на выборах. Как вы думаете, поможет ли разработка Александра Шелагина изменить ситуацию в лучшую сторону? —Думаю, да. Ведь повышение политическойкульту- рымолодежинапрямуюсвязано с получениемиминовых знаний, причем в правильной информативной окраске. Школьникам и студентам следует объяснять, что такое гражданский долг, зачем нужны выборы. Требуется давать больше объективной информации о кандидатах и политических партиях. Сейчас же в большинстве своем мы занимаемся тем, что призываем молодых ребят идти на участки для голосования. Но зачем это надо, как правильно сделать выбор и в чем вся суть — подобные вопросы почему-то остаются вне поля зрения. Страницу подготовили Сергей Кибальниченко, Анастасия Карташова, Виктория Удачина КСТАТИ Пособие «Школа молодого избирателя» уже поддержала региональная ассоциация учителей истории, обществознания и права. Его приняли на вооружение в двух десятках школ области, где внедряются дополнительные образовательные программы по правовому просвещению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz