Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
АКЦИЯ | Липчане откликнулись на призыв о помощи На доброе дело ничего не жалко Таких убеждений придерживается липецкая пенсионерка, которая сделала пожертвование на ремонт храма Смолен- ской иконы Божией Матери. Пожилая женщина отдала последние триста рублей, полностью опорожнив свой и без того тощий кошелек. Узнав из нашей публикации о беде небольшой церкви, находящейся в селе Первомайское Лев-Толстовского района, она не смогла остаться в сторо- не. Так же поступили еще несколько читателей «Липецкой газеты», да и журналисты не остались равнодушны. Как мы писали ранее, храм в селе Первомай- ское был закрыт в 30-е годыпрошлого века. Вна- чале его превратили в склад, затем—в спортив- ный зал. С Божьей помо- щью в 90-е годы храму удалось вернуть прежний статус. Второе десятиле- тие сельчане бьются над проблемой, как привести здание в божеский вид. На эти цели у прихожан уходят последние деньги, но средств все равно не хватает. Редакция «Липецкой газеты» не могла пройти мимо этойбеды.Впослед- нем выпуске нашей тема- тической полосы был опубликован материал под названием «И вере нужен дом». В нем подробно описано, в каком ужасном состоянии нахо- дится здание церкви: дырявая крыша, полусгнивший пол, свисающие с потолка церкви сырые куски линолеума, кото- рые в любой момент могут «приземлиться» на головы веру- ющих, травмировав их. В этот же день в редакции газеты раздался звонок—липчанка предложила помощь. Придя в Издательский дом, она отдала последние «крохи». Пожилая женщина не захотела представиться, объяснив: «Для свер- шения благих дел паспорт не нужен». В течение нескольких дней в редакцию приходили лип- чане, которыежертвовали на храм деньги. Присоединились к сбору средств ижурналисты. После этого корреспонденты «Липецкой газеты» выехали в Первомайское, где и пере- дали пожертвования казначею Смоленской церкви Вален- тине Крысановой. Она честно призналась: не ожидала, что на их беду откликнется столько людей, а тем более, что они пожертвуют храму деньги. Она от всего сердца поблагода- рила липчан за помощь и уверила корреспондентов, что все средства до копеечки пойдут на ремонт церковной кровли. К слову, селяне тоже, как могут, изыскивают средства. Каждую субботу—и в лютый мороз, и в невыносимуюжару —пожилые, больные бабушки едут за тридцать километров в райцентр. Там на рынке они собирают средства на храм. Кто пятьдесят рублей даст, а кто и все сто — так за один выходной пожилые женщины привозят в храм около двух тысяч рублей. А затем всю неделю подкапливают силы, чтобы в следующую субботу вновь поехать на рынок, до- бывать деньги для родной церкви. Нам важно, чтобы храм был восстановлен, поэтому кор- респонденты «Липецкой газеты» будут пристально следить за сбором средств и за ходомремонтных работ. Так что к этой теме мы еще не раз вернемся на страницах нашего издания. Все, кто хочет помочь Смоленскому храму, могут связаться с автором материала «И вере нужен дом», корреспондентом Викторией Удачиной по телефону 30-81-45 и передать через нее пожертвования. Также возможно перечислить денежные средства на банковский счет церкви: р/с 40703810635050108074, кор. счет 30101810800000000604, БИК — 044206604, Липецкое ОСБ № 8593 г. Липецка Лицевой счет — 13091000386, ИНН 4812000996 КПП 481201001 мне поступать. И добавила: от веры в Бога она не будет меня заставлять отказы- ваться. Ей говорят, что меня исключат из школы. А она им в ответ: значит, тому и быть. Но через несколько дней из школы сообщили, мол, пусть приходит дальше учиться… После десятого класса никуда поступать я не ста- ла, боялась, что из-за этого придется службы в церкви пропускать. Трудилась в разных местах: и в колхозе учётчицей, и на лимонад- ном заводе, и на кирпич- ном… Работу выбирала, чтобы можно было на служ- бы в храм ходить, и началь- ство не против такой моей веры было. Ведь для меня пропустить церковный праздник—беде равносиль- но… Не хотела замуж выхо- дить. Мечтала поближе к монастырям уехать. И вот поехала в Воронежк батюш- ке одному посоветоваться, он провидцем считался. Спрашиваю: как мне быть? Он говорит: покопайся у меня в волосах. Положил подушечку на мои колени, прилёг и вроде как задре- мал. А за ним ухаживала одна благочестивая вдова, она потом монахиней стала. Вдруг он вскочил и говорит вроде как ей: «Зина, тыкуда ехать хочешь?Акорову, дом на кого оставишь?» Она от- вечает: нет, батюшка, нику- да не уеду, останусь тут. Как выяснилось позже, это он через нее вот так ко мне об- ращался. Словом, осталась я дома и всю жизнь с мамой прожила. С 1969 года стала еще чаще в церковь ходить. Апотомумерлапсаломщица храма Мария Дмитриевна Глушкова, восемнадцать лет читавшая на клиросе. И в 1970 году меня на её место назначили… Первая служба бабы Верыпришлась на праздник Покрова Пресвятой Бого- родицы. И с той поры вот уже более четырех десятков лет она на одном месте, по- сещает все службы, не про- пустила ни одного праздни- ка. — Когда мне исполни- лось 70 лет, отец Михаил, настоятельнаш, после служ- бы объявил: «У нас сегодня знаменитый день! У нашей псаломщицы юбилей. Она уже много лет в этом храме верой и правдой отслужи- ла... » Так приятно было эти слова слышать, дай Бог ему здоровья. Я ведь со многими батюшками служила, о каж- дом добрую память храню. Помню, был такой отец Ев- гений, он мне еще говорил: «Никогда не бойся. Ты с любым архиереем служить сможешь!» А я, грешным делом, со- мневалась. И вот приехал Владыка Ювеналий в наш храм. Говорю: «Ваше Пре- освященство, простите, ни- когда службу архиерейскую не вела. Вдруг не смогу?» Он отвечает: «Не волнуйся, всё будет хорошо». А после службыулыбается: «Ну вот, все нормально, а ты боя- лась…» Многие детали из своей жизни, несмотряна возраст, баба Вера помнит отчетли- во: — Родители мои, Ната- лья Яковлевна и Григорий Семёнович, были колхозни- ками. Мама была грамот- ной, отец нет. Братья на войне воевали. Старший, Иван, добровольцем на фронт ушёл, второго, Васи- лия, уже под конец войны призвали. Николай дома трактористомтрудился. По- том на шахты уехал рабо- тать. Вернулся и к среднему брату на Кшень уехал на сахарный завод. Своровал там однажды кто-то мешок сахара, а обвинили его. Суд прошёл — ему большой срок дали. Судья посовето- вал подавать на апелляцию. Мама так и сделала. Его всё равно осудили, но дали на пять лет меньше. Через два года за хорошее поведение отпустили домой. И что удивительно — на Николу он родился, на Николу его осудили, на Николу он вер- нулся домой. Ну не Божий ли Промысел? Войну хорошо помню. Рядом с нашей старой хатой пулемёты стояли. А что в избёнке? Сенцы, печка, кроватка, под хорами теля- та, под печкой поросята. Немцыпришли—все сенцы разворотили, лошадей там ставили. Мы в окошко на- блюдали, что они на улице творят. А когда немцы от- ступали, к нам в дом зашёл наш солдат. Попросил тря- пок—ноги растёр до крови. Как он, бедный, терпел — на дворе-то зима, холод. Мать ему пелёнки от млад- шей сестрыотдала—только что с печки, тепленькие. Он её долго благодарил. Ещё к нам по вечерам солдаты за- глядывали перед тем, как немцам отступать. Брат Василий всё бегалпо окрест- ностям, узнавал, где и что у немцев есть, а потом нашим рассказывал. Мама нашим еду какую могла собирала и давала с собой в дорогу. Знаете, раньше люди были добрее. Сейчас много ненависти, злобы. Почти в каждой семье на столах «ре- стораны», а мы в прежние времена столько много еды только на Пасху видели. Но все равно радует, что моло- дёжь в храм ходит. Ста- риков-то меньше и меньше становится. А молодым без Бога никак нельзя. Баба Вера с любовью го- ворит о своем храме: — Всегда вспоминаю, какмытут трудились. Ябло- невый сад, что рядом с цер- ковью, это мы когда-то са- жали. Сейчас-то в храме хорошие полы. Тряпку на- кинулнашвабруинамывай. А мы как раньше? Служба отойдёт, босиком ползали, чистили с досок грязь, если много её в осеннюю или ве- сеннюю погоду с улицы на- таскалось. А утром рано снова в храм…Материал для церкви привозили из раз- ных мест. Роспись в храме одна художница сделала. Помнится, Наташей ее зва- ли. Из Тулы приезжала, целый год тут жила. На последниймой вопрос баба Вера ответила так: — Счастливая ли я? Да! Я живу с Богом, посвятила Ему свою жизнь. Родные никогда не препятствовали в моёмжелании. Никогда не было скучно. Молюсь за всех, чтобы смилостивился Господь, не оставлял помо- щью своею. Без молитвы никак жить нельзя. Мой день с неё и начинается, и заканчивается... СЛОВО ПАСТЫРЯ | Священник рассуждает о творчестве Александра Пушкина Наш духовный иммунитет Протоиерей Геннадий Рязанцев, настоятель Михайло-Архангельского храма Липецка, писатель Однажды Дмитрий Сергеевич Лихачев, которого вспоминают теперь все реже и реже, заметил, что Александр Сергеевич Пуш- кин оказывает влияние на душу ребенка более чем вся педагоги- ка вместе взятая. С чем связано это остроумное наблюдение? Прежде всего, с пониманием, что искусство, которое сопровождает человечество на протяжении всей его истории, является важной составляющей в воспи- тании личности человека. Ребенок рождается в некой среде вековой народной культуры, в которой он будет расти, разви- ваться и жить. Значение же Пушкина заключается в том, что он выразил через искусство, через его образную систему, программы и коды национально- го самосознания. Энциклопедией русскойжизни назван роман «Евгений Онегин». Не только потому, что Пушкин описал внешнюю жизнь разных сословий в определенный истори- ческий отрезок времени, но, что более важно, показал особенности национального миропонимания. Поэт первым открыл русским са- мих себя, помог имчерез искусство посмотреть на себя со стороны. Пушкин предложил несколько принципов в творчестве, которые стали правилом для многих по- колений писателей. Первый он выразил в стихотворении «Я па- мятник себе воздвиг нерукотвор- ный» — «Чувства добрые я лирой пробуждал». Второй прозвучал, когда поэт откликнулся на книгу Александра Радищева «Путеше- ствие из Петербурга в Москву». «Ибо нет убедительности в поно- шениях, и нет истины, где нет любви», — написал он. Третий принцип Пушкин выразил так: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Александр Сергеевич дал от- веты на многие вопросы бытия, но больше все же оставил загадок и недоумений. Во что веровал рус- ский человек? Как он созерцал родную природу? Как взаимодей- ствовал с ней, всматриваясь в ее необъятные пространства? Как любил или ненавидел свое Отече- ство?Каквоспринимал свойнарод, с полуязыческими, полухристиан- скимимечтаниями?Как представ- лял себе идеал русского человека, русской барышни «с французскою книжкою в руках»? Федор Михайлович Достоев- ский однажды написал, что мы, литераторы, не разработали в своем творчестве и десяти про- центов из тех идей и направлений, которые нам оставил Пушкин. И это высказал авторуже вышедших в свет романов «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Преступление и наказание»?! Всамомделе, корневая система творчества Пушкина напитана живительной влагой почвы на- родной жизни и культуры, кото- рая более восьми столетий зижди- лась на Столпе и утверждении Истины, на постулатах Церкви Православной. Не удивительно, что исследователи генеалогиче- ского древа поэта находят: тридца- тьюколенами родства он связан со святой равноапостольной княги- ней Ольгой! И в роду Пушкина насчитывается более тридцати человек, причисленных к лику святых. … Стоит также напомнить, что по Уставу 1804 года все начальные школы были приходскими. Они продолжали существовать вплоть до 1917-го. Причемнесмотря на то, что с конца 1870-х появился новый тип начального обучения в виде земских школ, которые тоже про- существовали до октябрьского переворота. Чему и как учили здесь русских ребятишек? Общий уровень учебной программы зем- скойшколы выглядел следующим образом. В соответствии с Законом Божиим детям преподавались главнейшие события Священной истории, элементарные сведения из богословия, ребята заучивали несколько десятков молитв на церковнославянском языке с уме- нием объяснить их по-русски. Интересен такой момент. Обу- чение чтению на церковнославян- скомязыке не относилось кЗакону Божию, а входило в курс русского языка и производилось на послед- нем году пребывания в школе. Министерская обязательная про- грамма 1897 года предписывала обучать детей по Псалтири и Ча- сослову (богослужебные книги ПравославнойЦеркви), в то время как учителя предпочитали давать детям знания по Евангелию (Бла- гая весть Иисуса Христа). Собственно, из этого, на первый взгляд, незатейливого обучающе- гокурсаискладывалсяменталитет русского народа, который, несмо- тря на трагические события двад- цатого столетия, продолжает со- храняться в сознании нации. Все помнят Христа и основные собы- тия Священной истории—Рожде- ство, Крещение, Распятие и Вос- кресение из мертвых. Многие знают главную молитву «Отче наш», прозвучавшуюиз уст Боже- ственного Учителя для апостолов и всего мира. Большинство любят храмБожий, с удовольствием слу- шают, как чтецы, диаконы и свя- щенники отправляют чинопосле- дования служб по тому же Часо- слову и другим богослужебным книгам — Октоиху, Триоди и Ми- неям. Кто-то с удивлением обнару- живает, что в храме читается Евангелие, которое священник толкует по-русски предстоящему на службе народу. Почему? По- тому что в Церкви ничего не по- менялось за тысячу лет. А мери- лом жизни и искусства в народе всегда был ИКОНОСТАС. На нем выникогда не увидите «срамных» изображений. Следовательно, грех созерцать подобные изобра- жения (в широком смысле слова) и в простой жизни. Наши предки в отличие от современного челове- ка, например, в слово «блуд» вкладывали совсем другое значе- ние, оно означало привязанность к вещам мира. Словом, целому- дренное отношение к жизни пере- давалосьиз поколениявпоколение через веру и живой опыт Церкви. Александр Сергеевич Пушкин понимал это. Он много обращался в своем творчестве к библейским сюжетам. В Михайловском, перед созданием «Пророка», Пушкин усиленно штудировал библию, дважды просил своего брата при- слать ее, писал в письме к нему: «Библия для христианина, то же, что история для народа». Пушкин переложил в стихо- творную форму великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина: «Отцы пустынники и жены непорочны…», — молитву, которая воспитывала русский на- род, «Во дни печальные Великого поста». Это, пожалуй, единственный поэт и прозаик во всей русской культуре, в творчестве, которого «жизнь жительствует». Пушкина как бы нет, а есть дыхание самой жизни, выраженное через стихию родного языка. «Солнце русской поэзии не закатилось», оно светит и укрепляет духовный иммунитет русского народа. Не заслоняйтесь от него. ФОТО ЕЛЕНЫ БОЛОТСКИХ ПОДВИЖНИКИ | Живет в Волово псаломщица Любимое чтение бабы Веры Д орога к Храму Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие выпуска Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко 6 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 5 ОКТЯБРЯ 2013 № 194 (24572) РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРИХОЖАНИНА Чудо горами движет Алексей Шишкин Как-то заспорил со знакомым. Большой скептик, он считал, что чудес на свете не бывает. Но я все же сумел привести несколько примеров, объяснить которые не в силах даже наука. Так, в 1395 году орда Тамерлана вторг- лась на территорию Руси. По пути на Москву у стен древне- го града Ельца он увидел во сне «великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась ВеличаваяЖена. Она повелела ему оставить пределы Руси». Проснувшись, Тамерлан вдруг дал приказ развернуть свои полки, обра- тил знамена к югу и покинул Русь навсегда. Другой пример—уже из историиXVIII века.Не стану спорить с тем, чтоАлександр Суворов был гениальным полководцем, но все же его победы в сражениях и сегод- нявызываютизумление.Ну, какпятнадцать тысячсолдат обратили в бегство турецкую армию в двести тысяч чело- век и при этом практически не понесли потерь? Фактор неожиданности — скажут знающие военное искусство люди. Дескать, напал Суво- ров на противника, букваль- но скатившись с неприступ- ной горы. Конечно, звучит логично. Но есть и другое, не столь очевидное объяснение. Многие знают, что Суворов был невероятно набожным человеком и перед каждым сражениемгорячомолился в своем походном шатре. Воз- можно, это и сыграло в боях решающую роль. В ответ мой собеседник тут же поспешил привести контраргумент: «Внаше вре- мя чудес не бывает». Но я нашел, что возразить. Из- вестно, кпримеру, что в1941 году чудотворную икону Божией Матери поставили в самолет, который облетел несколько раз вокруг Мо- сквы, как бы воздвигая «не- рушимую стену» перед на- ступающими фашистами. Возможно, благодаряименно этому«путешествию»иконы враг не прорвался в столицу. А еще в голову пришла история, рассказаннаястеле- экрана Патриархом Москов- ским и всея Руси Кириллом. Его отец в начале Великой Отечественной войны ушел на фронт. На попечении ма- тери оказалось шестеро де- тей. Наступил момент, когда изедыосталсятолькопослед- ний мешочек с мукой. «Сей- час я приготовлю ужин, — сказаламать,—ибольшенам есть нечего, будем умирать». Наследующийвечерзаокном раздался крик в духе того времени. «Открывайте, хозя- ева! Вам посылка». Удиви- лись: какая такая посылка, откуда? Кто-то из старших распахнул дверь, но за ней никого не оказалось. Мест- ность открытая, скрыться быстро невозможно, вокруг — ни удаляющейся телеги с лошадью, ни единой челове- ческой фигуры! Зато около крыльца стоял мешок с про- дуктами. Так, возможно,Бог уготовил будущему Святей- шему путь во служение. Спор с моим собеседни- ком длился больше двух часов. За это время я рас- сказал ему около двадцати историй: об исцелениях, о мироточащих иконах, о по- явлениях стигматов и мно- гом другом. В ответ знако- мый, не сумевший объяс- нить ни одного чуда с пози- ции науки, лишь обреченно вздохнул и пожал плечами. Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » Елена Болотских —Мне года не беда. Правда, на одно ухо туговата, но читаю без очков. Пока Господь милует. Ну, спрашивай, всё расскажу, — такими словами баба Вера встре- тила журналиста. А послушать было что. Жизнь её необычная и интересная. Баба Вера по паспорту… —Лидия Григорьевна Вату- тина. В православии креще- на как Вера. Так и привык- ли многие её называть. — И она так привыкла, что порой на Лиду даже и не отзывается, — на минутку вмешалась в нашразговор её младшая сестра Валентина Григорьевна, что приехала погостить сюда с Украины. Она обняла за плечи бабу Веру и поцеловала. Та, не поняв, в чем дело, отодвину- ла от ушка платочек—мол, про что это вы заговорили? Мыулыбнулись.АбабаВера стала вспоминать: — Корни мои тут, в Во- лово. Родилась в многодет- ной семье. Уродителей было три сына, маме дочку хоте- лось. Она Бога молила, при- говаривала вмолитвах, мол, если дочка родится, будет её в церковь пускать. Господь её молитвы услышал, я ро- дилась. Своим обещанием пускать меня в церковь мать меня и обрекла. С детства к Богу тянусь. Бывало, вшко- лу днём схожу, а вечером убегаю в храм во имя Алек- сандра Невского, что в селе Воловчик, послушать, как молитвычитают, песни цер- ковные поют… Помолчав немного, баба Вера продолжила: — Училась я хорошо. В школе висели фотографии лучших, и моя среди них. Преподаватели говорили: берите пример с Ватутиной. А потом пришло время в комсомол вступать. А я так не хотела! Учитель у нас был один вредный. Увидел у меня крестик на шее и гово- рит — сними. А я ему: вы свои часы снимите. Он мне: сними крест и закопай его. Я ему: снимите часы и за- копайте их. Несколько дней даже на занятия из-за этого не ходила. Иизшколы тоже никаких вестей. Мама спра- шивает, почему на уроки не идешь? Я ей тогда всё и рас- сказала. Она пошла вшколу и сказала, что я уже взрос- лая и сама могу решать, как ” Корневая система творчества Пушкина напитана живительной влагой почвы народной жизни и культуры, которая более восьми столетий зиждилась на Столпе и утверждении Истины
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz