Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОБРАЗОВАНИЕ | Липецкая гимназия № 64 вошла в « Топ -500» лучших школ страны Геометрия от Красной Шапочки РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | О русской соборности и связи поколений Нелегкий путь самопознания Елена Бредис Для большинства из нас фольклор — это частушки, лапти-балалайки-сарафаны, песни и пляски под гармош- ку. А вот для старейшего преподавателя филологиче- ского факультета ЛГПУ, кандидата филологических наук Риммы Кобзевой русский фольклор — это и красота, и духовность, и источник народной мудро- сти. На первой же лекции она объясняет студентам, что изучать они будут искусство, причем очень глубокое и серьезное. У Риммы Михайловны в дипломе о высшем образова- нии по нынешним временам очень редкая запись—«фоль- клорист». Она счастлива и тем, что уже сорок пять лет работает на одном месте, и тем, что почти полвека за- нимается именно народным творчеством. Сожалеет только об одном: год от года в учебных программах стремительно сокращается время, отведен- ное на ее любимый предмет. Мы встретились с Риммой Михайловной накануне ее семидесятилетнего юбилея, который она отметила в конце сентября. — Знаете, что самое пе- чальное? Старики уходят, не передавая свое искусство молодым, — говорит моя со- беседница. — И не потому, что передать нечего, а потому, что молодым это неинтересно. Разрывается связь поколений, а для нации это не может пройти бесследно. Когда-то мы ездили со студентами в фольклорные экспедиции и неделями жили в деревнях, записывая свадебные песни, духовные стихи, частушки. Ходили из дома в дом, слуша- ли, расспрашивали. А теперь, чаще всего, ездимоднимднем, тудаиобратно,—дольше быть не имеет смысла. Даже пожи- лые люди не помнят о том, что сохранялось веками. — А в чем вы видите при- чину такого разрыва связей? — Причин много, мы не сможем обо всех поговорить, я лишь обозначу некоторые. Ко- нечно, нанесли удар реформы, начатые двадцать лет назад. Закрытие в деревнях школ, клубов, при которых суще- ствовали и народные ансамб- ли, и музеи народного быта. Вслед за этим на первый план вышел человеческий фактор, который на Руси всегда играл главенствующую роль. Кто сказал, что современным де- тям не интересен фольклор? Дайте имодаренного педагога, руководителя, и они влюбятся в народное творчество! Но кто из способных молодых ребят пойдет работать в школу или в Дом культуры за гроши? Времена нынче не те. Думаете, у нас сегодня нет талантливых студентов, выпускников? Но ни в школах, ни в домах куль- туры вы их не найдете. Хотя, будь у них достойная зарпла- та, они бы с удовольствием занимались любимым делом. — А в рамках школьной программыфольклор сегодня изучают? — В пятых-шестых клас- сах, совсем немного. Но мы с вами говорим о глубинных, очень серьезных пластах на- родного творчества, кото- рые постичь в таком возрасте просто невозможно. Об этом разговаривать бы в старших классах, но там уже забота одна—подготовка к ЕГЭ. Там уже и литература не нужна, какой там фольклор. Вот мы привыкли к ставшей шаблон- ной фразе: «Пушкин — наше все». А ведь Александр Сер- геевич в своем творчестве использовал все народные жанры: и сказки, и песни, и баллады, для него народное творчество было источником вдохновения. Так почему же мы об этом забываем? Впро- чем, в сегодняшнейшкольной программе мыможем увидеть рядом с Пушкиным и Пелеви- на, иПетрушевскую. Итолько от мудрости учителя зависит, какой писатель станет для ребят постоянным спутником жизни: великий или модный. —Выстолько лет препода- ете. Как изменились студенты за эти десятилетия? — Невероятно! Увы… Я вот вспоминаю свои студен- ческие годы. Сказать, что мы очень хотели учиться, значит, ничего не сказать. В те годы студенты предъявляли требо- вания к преподавателям, а не наоборот. Мыбыли одержимы нашей будущей профессией, постоянно говорили о ней, жили насыщенной интеллек- туальной жизнью. Пустого трепа «ни о чем» в нашей среде тогда практически не было. И никто нам ничего не навязы- вал. Не надо говорить, что мы были под гнетом идеологии. — Но сегодняшний культ денег — это тоже своего рода идеология… —И этим нынешнее время кардинально отличается от времени моей молодости. Я училась в аспирантуре в Мо- скве и до сих пор вспоминаю те годы и встречи, которые они мне подарили. Сейчас даже трудно представить, что крупные ученые, как говорит- ся, именитые, с готовностью брались совершенно бесплатно консультировать аспирант- ку из провинции, помогали, подсказывали, если надо, знакомили со своими колле- гами. Тогда никого не удивлял возмущенный вопрос: «Вы что, ради денег в науку приш- ли?!»Потому что важнее всего было любимое дело, верность своему призванию, а деньги эту душевную потребность оскорбляли. Почему в наших сказках нередко главный ге- рой — Иванушка-дурачок? Да, наивный, добрый, не ищу- щий злата, он-то и становится победителем. Мыслимо ли это сегодня?Национальный архе- тип сломан. С одной стороны, восстанавливаем храмы, с другой — все больше утрачи- ваем русский дух соборности. Который, кстати, непременно находил свое отражение в на- родном творчестве. — А что нужно, на ваш взгляд, чтобы мудрость на- родная была востребована? —Люди, искренне заинте- ресованные в том, чтобы ее со- хранить. Вот мызамечательно сотрудничаем сМузеемнарод- ного и декоративно-приклад- ного искусства, с колледжем искусств, с ансамблем «Вос- кресение», который аутен- тично исполняет старинные песни нашей области. Пока былажива неустанныйопекун стариков Раиса Егоровна Зло- бина, наши студенты активно участвовали в акциях «Мы твой дом и тепло сохраним» и «Бабушкин дворик». Это давало совершенно живое ощущение связи поколений. Не будет таких людей — и цепочка прервется. —Как вы убеждаете своих студентов в том, что она не- обходима? —При первойже встрече я даю им задание: попытайтесь доказать человеку, имеющему загородный доми счет в банке, что ему необходимо читать Толстого и Достоевского. От- ветьте на вопрос, для чего ему это надо. Один из главных ответов: это необходимо для самопознания и сотворчества. Но изучение фольклора — это тоже путь самопознания, по- скольку тыпознаешь историю и культуру своих предков, их характер. Да, и духовные стихи, и скабрезные или бого- хульные частушки, ибылины, и сказки, и обряды. В нашей истории и в нас все это было и есть. Как можно любить свой народ, еслине знаешь его?Как можно не знакомить молодых людей с народным творче- ством и надеяться воспитать их патриотами? Внаших сказ- ках добро всегда побеждает зло, даже если положитель- ный герой погибает. Это и есть торжество русского духа. ХОККЕЙ Пока мы только учимся Михаил Абрамов В среду ХК «Липецк» потерпел на своём льду поражение в матче Высшей хоккейной лиги от тверского ТХК со счётом 0:3. Хоккей—игра настоящих мужчин. Жёсткая, а поройижестокая. Сезон не успел толкомначаться, а лазарет нашей команды уже не пустует. Там успели побывать Рыбин, Святына, Рязанцев. А в преды- дущем поединке против «ВМФ-Карелии» прямо с ледовойплощадкинамашине «скоройпомощи» был госпитализированфорвард «красно-жёлтых»Алек- сандр Дударов, которому угодила в лицо брошенная кем-то из соперников шайба. К счастью, худшие опасения по поводу здоровья нападающего не под- твердились—врачи диагностировали у него сильное рассечение скулы и сотрясение мозга. Тем не менее Дударов будет вынужден пропустить несколько игр. Встреча в среду началась в неторопливом темпе —для обеих команд она стала третьей за пять дней, и усталость, видимо, дала о себе знать. Соперники старались надёжно действовать в обороне, дожида- ясь ошибок друг друга. Выжидательная тактика принесла успех гостям — на 14-й минуте Никита Бондарев с близкого расстояния поразил ворота, защищаемые Максимом Проничевым, — 0:1. На 24-й минуте липчане в контратаке забросили шайбу, однако голкипер гостей сдвинул ворота, и арбитр, после просмотра видеоповтора эпизода, гол не засчитал. Шесть минут спустя судье вновь понадобилось просматривать видеозапись и вновь отменить заброшенную шайбу — на этот раз в во- рота «Липецка». В третьем периоде липчане бросились отыгры- ваться и…пропустили две контратаки с интервалом в 16 секунд. Шайбы, заброшенные всё тем же Бон- даревым и Александром Головиным, подвели итог поединку — 0:3. —Трудно сказать что-то по игре,—на послемат- чевой пресс-конференции наставник ХК «Липецк» Валерий Олейник выглядел очень расстроенным. — ВХЛ — суровая школа, немногие нюхали этого пороха. Предполагали, что соперник будет вести себе жестко — в составе ТХК более мастеровитые хоккеисты. Но мы сами сыграли очень плохо. Всё решалось в третьем периоде. Кто был сильнее, тот и забил. Насчёт слухов по возможному усилению команды отвечу так: планировать можно всё что угодно, но не всё в этом вопросе зависит от нас. После восьми проведённых встречХК«Липецк» набрал шесть очков и занимает 24-ю строчку в тур- нирной таблице. От зоны плэй-офф, куда попадают 16 лучших команд по итогам регулярного чемпио- ната, липчан на данный момент отделяют 6 очков. Теперь нашу команду ждёт первое в нынешнем сезоне «восточное» турне. В воскресенье, 6 октября, ХК «Липецк» сыграет в Усть-Каменогорске против лидера ВХЛ — «Торпедо», 8 октября «красно-жёл- тые» пожалуют в гости к ангарскому «Ермаку», а 10 октября встретятся в Красноярске с местным «Соколом». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 7 № 193/24571/4 ОКТЯБРЯ 2013 Слово обозревателю Пропущенные сенсации Виктор Ерофеев, ветеран войны, труда и Вооруженных сил Наше нелюбопытство, с грустью отмеченное Пушкиным, а вернее сказать, равнодушие, по-моему, нарастает в геометрической прогрессии. То, что не касается личного интереса, заработка, комфорта, удовольствия, выпадает из поля внимания большинства моих соотечественников. Спросите хоть у первого встречного, хоть у делового и как будто бы информированного человека, что там за зава- рушка произошла вокруг Российской академии наук, — скорее всего вразумительного ответа не дождетесь. Между тем речь-то идет не больше не меньше о судьбе фундамен- тальной науки, без которой невозможно в принципе говорить об устойчивом курсе модернизации. Н о академические ис- следованиямало кого волнуют, поскольку они ведь, в отличие от при- кладных дисциплин, не- медленных дивидендов не обещают. Хотя уж нам-то в России негоже забывать высказывание великого русского ученого Пафну- тия Чебышева: «Нет ниче- го более практичного, чем фундаментальная наука». Однако мы близоруко и доверчиво принимаем за правду то, что навешивают нам в рекламных роликах по телевизору. Самые глав- ные, судьбоносные достиже- ния — это новая тушь для ресниц или укрепляющий волосы шампунь. Так это и подается: революция в парфюме! Революционная окраска шевелюры! Перево- рот! Новая эпоха! Все ориен- тировано на потребителя, на эгоистичного обывателя, не желающего ничего видеть дальше кончика собствен- ного носа. Даже о том, как, в каком мире будут жить его дети и внуки, он имеет самое убогое представление. Что значит — в каком? Ну, конечно, в таком, где по- явятся еще более сногсшиба- тельные автомашины, еще более крутые мобильники, еще более чудодейственные лосьоны для бриться и при- способления для эпиляции волосков на ногах. Незадолго до смерти у прославленного писате- ля-фантаста Рэя Брэдбери спросили, почему не сбы- лись его прогнозы, что уже на старте двадцать первого века начнется активное ос- воение других планет, ста- нут регулярными дальние космические полеты. Он, кстати, считал, что именно это сыграет особую роль в изменении миропонимания жителей Земли, поможет им по-другому посмотреть на себя, на свои принципы, устои и цели. Так вот, на во- прос журналиста Брэдбери ответил не без раздражения и горечи примерно следую- щее: все дело в том, что люди идиоты. Они не желают раз- личать, что для них главное, а что второстепенное. Вот и тратят силы, деньги, время на те же «революции» в косметике или изобретение навороченных смартфонов. То есть близорукостью и корыстью, жаждой сиюми- нутного результата, пусть он и почти ничего в конечном счете не решает для жизни и отдельного человека, и человечества, в целом зара- женане только значительная частьроссиян.Но вмире есть страны, где все-таки фунда- ментальнаясфераподдержи- вается, развивается, причем в значительноймере и самим государством. Вот и мы ни в коем случае не должны от- ступаться от нее.Иначе стра- на, где до сих пор, несмотря на утечкумозгов, хватает та- лантливыхученых, будет об- речена покупать и покупать за рубежом перспективные технологии, создаваемые какразблагодаряоткрытиям фундаментальной науки. П усть не удивляет вас, что на сей счет ре- шился высказаться не ученый, а ветеран войны, офицер, военный журна- лист. Просто я знаю, видел, убедился на личном опыте, какое значение имеет серьез- ная наука в любой сфере, а тем более в области обороны. Наверное, поэтому в своем отнюдь не юношеском воз- расте я не утратил интереса к тому, что делают наши ученые. Для меня сенсации происходят не вшоу-бизнесе иневпарфюмернойпромыш- ленности. И я, признаться, не очень понимаю тех, кто с жадным любопытством смо- тритислушаеткаких-нибудь экстрасенсов и колдунов и знатьнежелает, что создают, находят, открывают настоя- щие исследователи. Простой пример. В по- следние годы огромные ре- гионы планеты страдают то от небывалой, убийственной жары, то от страшных наво- днений, вроде нынешнего дальневосточного. С клима- том что-то творится необъ- яснимое, во всяком случае, с позиции обывателя. И тут японеволе вспоминаюпочти незамеченную обществом подлинную сенсацию, о ко- торой рассказал в недавнем интервью академик РАН ВладимирМихайловичКот- ляков. Его труды сыграли большую роль в изучении Земли, он основатель нового направления в географии. Особый его интерес—льды. Его притягивают загадки Антарктиды. На этом континенте дав- ноиуспешно работают наши исследователи. В советские годы каждый школьник хоть что-то слышал о первой советской станции «Мир- ный» на этом материке, о нашей экспедиции, до- стигшей геомагнитного по- люса континента, самого холодного места на планете с температурой до минус 89 градусов, где была основана станция «Восток». Наши ученые первыми с помощью математических расчетов доказали: под покровом ледника на большой глубине есть вода, образовавшаяся от его таяния. Сейчас, к слову, известны уже сто пятьдесят подледных озер в разныхместахАнтарктиды. Самое крупное — в районе той самой станции «Вос- ток». Оно составляет треть Байкала. Год за годом во льду бурилась скважина, чтобы достичь поверхности озера. А лед-то толщиной 3750 метров! 5 февраля 2012 года это удалось. Тридцать летшли наши соотечествен- ники к этому результату! Вы полагаете, такого рода занятие не имеет прак- тического смысла? Отнюдь! Изучая полученные благо- даря ему данные, удалось прийти к важным выводам об изменении климата на планете. Оказывается, ны- нешнее время не похоже на межледниковые периоды, которые были сотни тысяч лет назад. Они длились где- то две-пять тысяч лет и были теплее нашего на полтора- два градуса. А нынешний длится свыше десяти тысяч лет. Сравнивая эти сведе- ния, ученые получают воз- можность прогнозировать, что будет с земным клима- том в дальнейшем. В част- ности, предвидеть, что через несколько тысячелетий на- ступит новый ледниковый период. Глобальное потепле- ние, начавшееся в середине девятнадцатого века, не бес- предельно. Уже наметились признаки похолодания. Об этом рассказал академик. То есть разговоры о катастрофическом техно- генном воздействии челове- ка на окружающую среду, которое, дескать, повышает температуру в атмосфере, не основательны. Это воздей- ствие не сравнимо по энерге- тической силе с мощьюпри- роды. Согласитесь, такой вывод должен значительно поменять привычные уже взгляды на экологические и технологические стратегии. Ч итая беседу с Котля- ковым, я, признаюсь, думал не только об исследованияхАнтарктиды, о климате и прочих глобаль- ных проблемах. Я думал и о том, что, сетуяна отставание российской науки и произ- водства от мирового уровня, мы далеко не всегда правы и справедливы. Многие из таких оценок обусловлены, прошупрощениязарезкость, все темженашимобыватель- ским невежеством, нежела- нием вникать в суть дела. И еще: если наша наука, ока- завшись еще в девяностые в весьма сложномположении, тем не менее, способна на крупные открытия вроде того, о каком поведал ака- демик, почетный президент Русского географического общества Владимир Котля- ков, токакихвысотонавновь может достичь, получая ре- альную, весомуюподдержку ипомощь?Иразве не на этом стоит нам строить все свои планы, не с этим ли должны быть связаны наши самые большие надежды? Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Сергей Малюков Хотите знать, как будет выглядеть школа будуще- го? Загляните в 64-ю гимназию Липецка. Здесь современные информаци- онные технологии и новые подходы к обучению гармонично сочетаются с накопленными за многие годы педагогическими традициями. К многочис- ленным наградам образо- вательного учреждения недавно добавилась еще одна: липчане вошли в «Топ-500» по итогам Всероссийского рейтинга лучших учебных заведений страны. Уже 25 лет гимназия из- вестна далеко за пределами области как «школа Ко- тельникова». Легендарная личность первого директо- ра давно стала своего рода брендом, знаком качества образования. — Все наши успехи — это, бесспорно, в первуюоче- редь успехи Котельникова, его педагогической системы, — подчеркивает директор гимназииОльга Карташова. — Вячеслав Александрович стремился создать школу, где будет царить культ зна- ний, в которой будут гото- вить гармонично развитых, реализовавших свой потен- циал людей, как во времена античности. Мы гордимся тем, что продолжаем дело его жизни. Время показало, что система, основанная на раннем раскрытии творче- ских способностей ребенка, бережном отношении к его талантам успешно работает и вXXI веке. А современные технологии только усилива- ют её эффективность. Вместо черного прямо- угольника обычной класс- ной доски и мела внимание первоклашек приковано к доске интерактивной. На её разноцветном экране путе- шествие Красной Шапочки с пирожками к бабушке превращается в увлекатель- ный квест, дающий ребятам начальное представление о геометрии. — Дети обожают такие уроки, интерактивная до- ска дает педагогу возмож- ностьвувлекательнойформе донести до ребят важные знания, — говорит руково- дитель кафедры учителей начальной школы Светлана Сумина. — Можно долго абстрактно объяснять про геометрические фигуры, но лучше облечь всё в игровую форму, с яркими визуальны- ми средствами. На всей территориишко- лы действует Wi-Fi, но опа- сения взрослых на счёт того, что школьники вместо весё- лых догонялокна переменах будут сидеть, уткнувшись в свои планшеты и смартфо- ны, не оправдываются. Под- вижные игры с однокласс- никами привлекательнее приключенийв виртуальной реальности. —Wi-Fi вшколе удобная штука, можно зайти на сайт гимназии, уточнить распи- сание, домашние задания, найти дополнительную ин- формацию по теме урока, — считает восьмиклассник Паша Кавин, но злоупотре- блять Интернетом глупо. Нельзя всю жизнь провести у монитора, в ней хватает и других радостей. — Мы живем в «цифро- вой век» и обязаны идти в ногу с прогрессом,—подчер- кивает Ольга Карташова, — нет смысла в запретах, важ- но научить детей правильно использовать интернет-ре- сурсы. Вот не так давно со- вместно с «Ростелекомом» и городским департаментом образования проводили в гимназии «круглый стол» о безопасности в Интернете — дети и родители обязаны знать обо всех «подводных камнях». * * * Учитель информатики Татьяна Иваненко работает в гимназии сравнительно недавно, но уже не мыслит своюжизнь без современных технологий в образовании. —Компьютернымиклас- сами, скоростнымподключе- нием к Сети сегодня никого не удивишь, это норма, — рассуждает она. — Важно сделать так, чтобы открыв- шиеся богатейшие возмож- ностииспользовались во бла- го учеников. Наша гимназия одной из первых использова- ла «СМС-дневник». Теперь мы идём дальше, запускаем «электронный журнал». Зарегистрировавшись на сайте, родители получают полный доступ к данным об успеваемости и поведении своего ребенка, возможность оперативно контролировать подготовку им домашних заданий и многое другое. Свои персональные странич- ки в Сети есть у большин- ства педагогов, общение и консультации с учениками идут и во внеурочное время через электронную почту и Скайп. Мы всегда доступны онлайн. Техника позволяет не отвлекаться по мелочам, сконцентрировавшись на педагогической работе. Оценка знаний и про- фессиональных навыков педагогов даже в такой «про- двинутой» школе — всегда дело не простое. Составить объективную непредвзятую картину помогает опять же компьютер. — Гимназия является в Липецкеопорнойплощадкой по созданию модели школь- нойсистемыоценкикачества образования, стимулирую- щей труд педагогов, — от- мечает Ольга Карташова, — Мы успешно внедрили АСОК — автоматическую систему оценки качества образования. Все професси- ональные достижения учи- теля, включая подготовку «олимпийцев»,и высокие баллы на ЕГЭ, заносятся в компьютерную программу, которая по итогам учебного года в соответствии с задан- ными параметрами оценки выводит рейтинг каждого педагога. Лидеры получают серьезные премиальные и стимулирующие выплаты в течение следующего года. Субъективный подход ис- ключён, сами знаете, как это важно в женском коллекти- ве, со своими симпатиями и антипатиями. * * * Конечно, никакая ум- ная машина не заменит хо- рошего, преданного своим ученикам учителя. В 64-й гимназии это прекрасно по- нимают. Современные об- разовательные технологии ипрочие инновации—лишь важный инструмент в руках опытных педагогов. Успех не возможен без ярких лич- ностей, умеющих повести за собой других. «Школа Котельникова не для без- дельников», гласит нефор- мальный девиз гимназии. К нему в равной степени при- слушиваютс и1343ученика, и 87 их наставников. Попасть в 64-ю мечтают многие ребята из самых разных уголков города. Ведь гимназия — это не только сильный педколлектив и хорошая материально-тех- ническая база, это ещё и неповторимая атмосфера «школыКотельникова»—с дружными походами за го- род, школьными спартакиа- дами, днями здоровья, лыж- ными вылазками, летним «Отрядом интеллектуалов» и многими другими замеча- тельными традициями. —Яживу довольно дале- ко отсюда, в посёлке Тракто- ростроителей, но с 5 класса с огромным удовольствием езжу заниматься в 64-ю гимназию, — рассказывает девятиклассница Ира По- вернова, —больше всегомне нравится здесь постоянная готовность учителей помочь тебе подняться на ступеньку выше, стать лучше, про- явить скрытые способности. Наверняка в городе есть и другие хорошие школы, но я люблю нашу и чувствую в ней себя как дома. Главное, что нас учеников, здесь лю- бят и понимают.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz