Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Ф инансовый вестник 4 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 28 СЕНТЯБРЯ 2013 № 189 (24567) „ Сегодня в Липецкой области в сфере здравоохранения , образования , со - циальной помощи функционирует 537 учреждений . Общая численность рабо - тающих в этом сегменте превышает 83 тысячи человек . „ Годовой объем услуг , производимых только за счет бюджетных средств , до - стиг 4 миллиардов рублей . Причем еже - годно этот показатель увеличивается в среднем на 17 процентов . „ Объем ассигнований на деятельность учреждений здравоохранения , образова - ния и социальной помощи только в 2012 году составил 23 миллиарда рублей , или 62 процента от общего объема расходов консолидированного бюджета . „ Ежегодно производители услуг заключа - ют до 350 тысяч контрактов . Номенкла - тура закупаемых товаров , работ и услуг не только постоянно обновляется , но и расширяется . Сегодня она достигла уже трех тысяч единиц . ЦИФРЫ И ФАКТЫ Эдуард Зубков, начальник управления контроля в сфере размещения государственных заказов Липецкой области Сегодня государство начинает на практике более ясно понимать свою главную функцию— быть нужным человеку. И потому эффективные социальные программы и бюджетные услуги стано- вятся по-настоящему национальным приорите- том. По существу от здравоох- ранения, образования, куль- туры, социальной помощи и других отраслей общество как заказчик требует мак- симальной отдачи. Кроме того, острота проблемы эф- фективного использования общественных финансов в последнее время только нарастает. В сложившейся ситуации власть и общество по-разному задаются вопро- сами, в которых обеспокоен- ность за бюджетные сред- ства, затраченные на про- изводство государственных и муниципальных услуг, противопоставляется более справедливому и законно- му беспокойству о влиянии таких услуг на качество жизни. Практика, к сожалению, показывает, что больницы, школы, детские сады во многом сегодня не готовы работать в условиях соци- альной и экономической эффективности. Так, в июле на заседании президиума ГоссоветаПрезидент России Владимир Путин озвучил данные, согласно которым «лишь 35,4 процента граж- дан страны удовлетворены уровнем медицинской по- мощи». Лучшие мировые прак- тики свидетельствуют о том, что дальнейшая динамика развития отечественной сферы производства «об- щественных услуг» невоз- можна без ее качественной трансформации. Требуется адаптация к условиям и принципам смешанной мо- дели развития экономики, в которой сбалансированным образом сочетается государ- ственное регулирование и рыночные принципы эконо- мических отношений. Эти стратегические цели были ранее сформулирова- ны в докладе Владимира Путина: «Считаю важным остановиться на нашемфун- даментальном подходе к развитию социальной сфе- ры. Государство должно не командовать повседневной хозяйственной деятельно- стью десятков тысяч дет- ских садов, школ, больниц, поликлиник, социальных центров, а безусловно гаран- тировать людям получение бесплатных и качественных социальных услуг». Такая концепцияреформирования бюджетной сферы макси- мально интегрирует ее в прогрессивное экономиче- ское и законодательное про- странство. Одним из важнейших механизмовинтеграцииэко- номических и социальных отношений в сферу «новой» экономики на пути фор- мирования современного рынка услуг могли бы стать процессы закупки товаров. Проблемы, которые нужно решать В настоящее время не- обходимо системно-органи- зационно решить имеющи- еся ключевые проблемы. В первую очередь экономи- ческая оценка закупочного процесса не должна, во- преки фундаментальным законам организации про- изводственных процессов, осуществляться автономно, то есть отдельно от основ- ного процесса производства бюджетной услуги и, со- ответственно, конечного уровня ее качества. Другая проблема за- ключается в низком уров- не эффективности самого управления закупочными процессами. Как правило, это обусловлено отсутствием повседневной экономиче- ской оценки характеристик воздействия закупочных процессов как внутрипро- изводственного элемента на необходимый уровень и эко- номические условия форми- рования всей совокупности производственных затрат, а значит, и параметров ка- чества будущей бюджетной услуги. Скажем, недопусти- В поисках эффективности Качественные бюджетные услуги — во многом продукт хорошо организованной системы госу- дарственных закупок. Однако эта сфера по- прежнему остается одной из «болевых» точек отечественной экономики. На приобретение современного медицинского оборудования, школьной мебели, компьютерной техники для бюджетных учреждений ежегодно выделяются серьезные суммы. Но в трех из десяти случаев торги выигрывают компании, которые совер- шенно не заинтересованы в качестве поставляе- мых товаров. Главная их цель — поскорее заключить контракт, освоить бюджетные день- ги, получив при этом максимальную прибыль. Между тем значимость госзакупок трудно пере- оценить. Работающего в этой системе специали- ста в чем-то можно сравнить с настройщиком музыкального инструмента. Как он отрегулиру- ет систему закупок — такое качество государ- ственных и муниципальных услуг получат граж- дане. Или капитально отремонтированный фельдшерско-акушерский пункт будет стоять как новенький годами, или же трещины по стенам поползут уже через пару месяцев после ухода подрядчиков. К сожалению, плохо звуча- щий инструмент в свою пользу может донастро- ить теневая экономика, которая попытается заработать на закупках. Но нужна ли государ- ству такая «музыка»? О том, как повысить эффективность государ- ственных и муниципальных закупок, превратив их в хорошо настроенный инструмент, на стра- нице «Финансовый вестник» рассказывает начальник управления контроля в сфере разме- щения государственных заказов Липецкой области Эдуард Зубков. Лучший опыт липчан Сегодня в целях развития повышения качества бюджет- ных услуг учреждениям социальной сферы нужно ради- кально переоценить место и возможности внутрипроиз- водственных процессов закупок как инструмента, предна- значенного для эффективного поиска и приобретения, распределения и использования материальных ресурсов. Необходимо задаться вопросами: зачем государство в лице производителей бюджетных услуг совершает конкретную закупку и какой конкретно результат наме- рено получить. Взяв на вооружение луч- ший мировой опыт, бюд- жетные учреждения Ли- пецкой области должны начать преобразования в социальном секторе эконо- мики. Ведь достичь хороше- го результата можно даже в современных условиях. В качестве лучших практик приведу несколько при- меров. Липецкая областная клиническая больница не- давно закупила наркозно- дыхательные аппараты. Каждый обошелся в 2,6 миллиона рублей. Несмо- тря на высокую степень конкуренции на рынке медтехники, в других ре- гионах лечебные учрежде- ния закупают аналогичное оборудование по 5,3 мил- лиона рублей и выше. Се- крет успешной сделки — в качественно проведенном закупочном процессе на стадии предконтрактной работы. Несомненно, с по- явлением нового наркозно- дыхательного аппарата в больнице улучшилось об- служивание пациентов, од- нако для финальной оценки производственного цикла производителюпотребуется количественная и каче- ственная оценка степени достигнутого социального эффекта с использованием данного оборудования в предоставленной конкрет- ному человеку бюджетной услуге. Другой пример эффек- тивной взаимосвязи за- купочных процессов и ка- чества услуги — работа Липецкого областного пе- ринатального центра. Здесь для улучшения качества с помощьюудачно используе- мых маркетинговых техно- логий закупочного процесса на рынке медтехники было найдено оборудование с наилучшими для произ- водства услуг функциональ- ными характеристиками. Были закуплены много- функциональные удобные хирургические столы. На них можно выполнять лю- бые операции, менять по- ложение тела беременной женщины, перевозить ее затем в палату. В этом слу- чае, безусловно, уровень социальных эффектов от из- менения качества произво- димой услугиповысился, но в окончательном результате для производителя будет требоваться, напротив, уже ее экономическая оценка. ОБЩЕСТВЕННАЯ ИЛИ БЮДЖЕТНАЯ УСЛУГА — это совокупность двух главных начал: объективной социальной необходимости и экономических возможностей общества. Поиск баланса пользы и смысла в этой сфере отчасти зависит от эффективного использования уже имеющихся у производителей ресурсов. Учитывая мировой опыт, легко составить «портрет» хорошей услуги. Он предусматривает не только высокое качество, но и эффективное производство и управление ее производством. Услуга оперативно обязана реагировать на нужды и желания потребителей, но при этом, несомненно, оставаться подотчетной налогоплательщикам, и, конечно же, предоставляться справедливо. Более двух десятков лет назад эффективные государства в качестве вектора развития своего социального сектора экономики на основе анализа, расчетов и мировой практики выбрали и последовательно расширяют производство общественных услуг на основе модели «выбора и конкуренции». Суть ее в том, что потребителям предлагают услуги, предоставляемые конкурирующими производителями. Это как раз тот случай, когда главным действующим лицом становится человек, имеющий возможность контролировать весь процесс отношений, в том числе и закупок. АКТУАЛЬНО | Повышая качество работы бюджетной сферы Каков «портрет» хорошей общественной услуги мы ситуации, когда товары приобретаются по не объ- ективно рыночным ценам, а высокотехнологичное до- рогостоящее оборудование простаивает из-за нехватки обученного персонала или несвоевременности ввода его в эксплуатацию. Более того, зачастую бюджетные учреждения в результате бессистемного и выборочно- го использования возможно- стей закупочных операций не всегда получают лучшие товары. Особенно важно отме- тить, когда формальное использование процессов планирования и проведения закупок со стороныпроизво- дителя услуг, при постоян- ном давлении возможности «неосвоения» к назначен- ному отчетному периоду бюджетных ассигнований (заметьте, не под экономи- ческим и конкурентным давлением произведенных некачественных услуг) при- водят его к поставщикам с «имеющимися» у них ре- сурсами, а не к товарам, работам, услугам с «нужны- ми характеристиками» для получения максимальной ценности, в соответствии с параметрами, заложенными в изначально спроектиро- ванной услуге. В данном контексте под словом «нуж- ных» характеристик про- изводителями должны по- ниматься закупки не самых дорогостоящих ресурсов, но вместе с тем «лучших». Для решения всего ком- плекса проблем необходимо найти новые инструменты и подходы к работе про- изводителей бюджетных услуг. И сделать это нужно на экономической основе. Мы привыкли наблюдать более эффективную работу производственного сектора экономики, и поэтому всег- да будем требовать сопо- ставимых результатов и от производителей бюджетных услуг. О реальной «цене» процесса закупки Реальная «цена» про- цесса закупкиприпроизвод- стве общественной услуги измеряется не бюджетны- ми средствами и временем, которые были затрачены на ее осуществление, а со- относится с другими по эф- фективности закупочными процессами, которые можно было бы осуществить, если бы эти деньги уже не были израсходованы. В этой си- туации необходимо помнить сформулированнуюОскаром Уайльдом мысль о том, что можно знать цену всему и ничего при этом не ценить. В связи с этим руководи- тели бюджетных учрежде- ний в первую очередь долж- ны экономически оценить эффективность организа- ционных внутрипроизвод- ственных взаимосвязей, ко- личество и квалификацию специалистов по закупкам, а также время и ценность тех действий, которые они совершают в процессе фор- мирования качества обще- ственной услуги. От этого во многом будет зависеть появление в учреждениях социальной сферы и госу- дарственном управлении большего количества дей- ствий с реальными призна- ками «эффективности». Поэтому, с одной сторо- ны, хорошо организованные механизмы закупок могут послужить источникомфор- мирования конкурентных преимуществ, позволяю- щих производителю услуг двигаться в направлении рыночных социально ори- ентированных отношений. Сдругойстороны, новые, самостоятельные, систем- ные подходы по формирова- нию именно экономических отношений в сфере приоб- ретения, использования и перераспределения това- ров будут способствовать развитию интеграционных эффективных процессов между производителями государственных услуг, по- ставщиками и обществом в системе «социальная польза в обмен на налоги». Не идти на поводу у поставщика По существу бюджетные учреждения с помощью за- купочной деятельности должны создавать условия для формирования иннова- ционного вектора развития своих производств. Если сегодня школы, больницы, библиотеки будут приоб- ретать товары с низкими и устаревшими характери- стиками, у производителей ресурсов не будетмотивации вкладывать в свое развитие. Получаемая норма прибы- ли на старых технологиях вполне их устраивает. В такой ситуации каналы по- вышения качества государ- ственных услуг и производ- ства материальных ресурсов практически не работают. Производители государ- ственных услуг на посто- янной системной основе должныосуществлять оцен- ку влияния характеристик материальных ресурсов, за- проектированных в услугах, на воспроизводство социаль- ных эффектов. Сегодня этот механизм в учреждениях бюджетной сферы практи- чески отсутствует. В результате приоб- ретается то, что закупа- лось годами или осталось у поставщиков на момент отправленных в их адрес письменных предложений. С учетом высокой длитель- ности проведения закупоч- ных операций (заказчик — уполномоченный орган) эта проблема становится предельно актуальной. Как правило, поставщи- ки предлагают только то, что выгодно сегодня им, но не производителю государ- ственных услуг. А действу- ющие федеральные техноло- гии закупокне способствуют изменению такого порядка вещей в пользу бюджетных учреждений.Производители бюджетных услуг должны понимать, что результатив- ность закупочныхпроцессов во многом предопределена экономической сущностью используемых технологий приобретенияматериальных ресурсов. Сегодня товары, работы, услуги должны быть макси- мально увязаны с предпро- ектной стадией формирова- ния характеристик предме- тов закупки, качественной преддоговорной работой и с последующей стадией эффективного извлечения из закупленных ресурсов социальных эффектов на основе спроектированного процесса производства каж- дой услуги. Что необходимо сделать? Для повышения каче- ства государственных услуг сегодня необходимо пере- ориентировать институцио- нальнуюиорганизационную инфраструктуру производ- ственных процессов и под- ходов в закупках на работу в условиях единых эконо- мически мотивированных рыночных механизмов. Современные рыноч- ные механизмы, успешно используемые в производ- ственных системах реаль- ного сектора экономики, необходимо максимально адаптировать к условиямра- боты производителей услуг и в системы закупок в соци- альной сфере. В связи с чем имнеобходимо в первуюоче- редь установить надежную взаимосвязь между харак- теристиками закупаемых товаров и их стоимостью, качеством производимых услуг имаксимальнымудов- летворением конкретного потребителя данных услуг. Чтобы повысить эффек- тивность процессов заку- пок, необходимо рассма- тривать их в непрерывной взаимосвязи с технологиями использования и перерас- пределения финансовых и материальных ресурсов непосредственно в процессе производства. Такая про- грамма аллокативной эф- фективности в случае ее реа- лизациикаждымпроизводи- телем услуг существенным образом скажется на повы- шении уровня социальных эффектов государственной услуги. Качественное воздей- ствие на формирование со- циальных эффектов за счет закупочной деятельности будет существенным обра- зом усиливаться с помощью жестко и эффективно инте- грированного в производ- ственные процессы марке- тинга на стадии проектиро- вания услуги. Атакже после маркетинговой организации процесса на стадии оценки производителем удовлетво- рения потребителя услуги с использованием приоб- ретенных материальных ресурсов. Сегодня крайне акту- альна для производителей государственной услуги и органов государственной власти разработка систе- мы экономической оценки эффективности работы с материальнымиресурсамии показателямидействий, вза- имоувязанных с конечными производственными процес- сами, а также показателями с учетом полученных на вы- ходе социальных эффектов. Производителю услуг необходимо рассматривать производственную систе- му закупок через призму влияния ее на изменения «добавочной ценности» со- циальных эффектов от про- изводимыхгосударственных услуг. Обеспечение баланса между действующими в процессе производства орга- низационнымииэкономиче- скимимеханизмами должно ориентировать производите- лей бюджетных услуг на ми- нимизациюиздержекимак- симизацию конкурентных характеристик качества. В целях формирования нужных экономических ус- ловий и мотивации между затратами и результатами должен быть механизм ры- ночного содержания — та- кой, как спроектированный «процесс» эффективного производства услуги, на- полненный соответству- ющими технологиями, принципами, критериями и показателями эффектив- ности, а также новыми эко- номическими институтами контроля, препятствую- щими бездарному расхо- дованию общественных ресурсов. …Не научить, а научиться Индикаторы эффектив- ного приобретения товаров должны быть встроены в экономическуюсистемупро- изводственных показателей качества произведенной ус- луги и быть неразрывными с показателямиудовлетворе- ния потребностей общества и конкретного потребителя — человека. Внутрипроизводственная структура закупок мате- риальных ресурсов долж- на научить производителя бюджетных услуг работать вусловияхрыночныхконку- рентныхотношений. Всвязи с чем в условиях дефицита качественногочеловеческого капитала хочу напомнить особенно актуальную сегод- няустановкуВсеволодаМей- ерхольда о том, что «нельзя научить, можно только на- учиться». Со стороны главных рас- порядителей бюджетных средствнеобходимо создание социальных и экономиче- ских механизмов, препят- ствующих неэффективному поведению производителей услуг. Одним из главных век- торов рыночной ориентации длявсехэффективныхучаст- ников социального сектора экономики должны стать показатели экономичности деятельностиипроизводство конкурентногокачествабюд- жетных услуг. Бюджетным учрежде- ниям и заинтересованным органам госвласти необхо- димо обратить внимание на существующие противоре- чия между эффективностью деятельностипроизводителя услуг, ресурсомкоторой слу- жат бюджетные средства, и собственно эффективностью государственных расходов. Анализ мировых трен- дов, всей совокупности вы- шеназванных факторов, по моему глубокому убежде- нию, свидетельствует о том, что главным направлением реформ бюджетной сферы и закупочных процессов на предстоящее десятилетие будетформирование условий для максимального насы- щения деятельности произ- водителей бюджетных ус- луг именно экономическим смыслом. Для этого первым шагом со стороны руководителей бюджетных учреждений должна стать переоценка организации своей деятель- ности и минимизация ее противоречий с объективны- ми законами развития эко- номикиипроизводственных процессов. Данные подходы позво- лятпроизводителямбюджет- ных услуг полностью рас- крыть свои потенциальные, конкурентныевозможности, а также сделать достойные шаги в сторону экономиче- ской эффективности и ново- го качества жизни липчан. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Чтобы бюджетная сфера «работала как часы», и проводятся закупки для оказания качественных госуслуг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz