Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

цевых платья, в другой торговой точке купил летнюю обувь, затем кулич, чай, сахар, поде- ржанный самоварчик. Идут бабы домой с покупка- ми и плачут: никогда такой ра- дости не видали. Теперь и хатка поправлена, все сыты, одеты, обуты, на протрезвевшем кор- мильце — пиджак и даже часы с цепочкой. А что самое главное — благодать и мир в семье. Спросят теперь у жены: как живется? А она в ответ улыб- чиво: «Замужем только второй год. Раньше была на каторжной работе». —Идиллия какая-то?.. — Для того чтобы призвать к здоровому образу жизни, отец Николай заставлял мужчин прихода давать церковный обет- клятву: не пить алкоголь пять лет под угрозой религиозного проклятия. Настойчиво убеж- далпреодолевать раздражитель- ность, конфликтность, зависть, жадность, лень. — Трудно поверить, что по- грязшие в хмельномболоте вос- кресали, избавляясь от слабости и безволия… — Устав Аргамаченского общества трезвости требовал не только расстаться со спиртным, но и избавляться от скверносло- вия, курения, карточных игр. ИНТЕРВЬЮПО ПОВОДУ № 187/24565/ 26 СЕНТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 Чтобы призвать к здоровому образу жизни, отец Николай заставлял мужчин прихода давать церковный обет-клятву: не пить алкоголь пять лет под угрозой религиозного проклятия. Настойчиво убеждал преодолевать раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень. В поисках трезвой жизни Как в Ельце боролись с «зеленым змием» более столетия назад / ПЕТР ИГНАТОВ Как известно, злоупо- требление алкоголем—ос- новная причина не только высокой смертности части населения, но и главный фактор семейного неблаго- получия, низкой рождае- мости иморальных потерь общества. Проблема идет из глубины веков, и противодействовать страшному злу пыталось не одно поколение наших предшествен- ников. Подтверждение тому — интервью с педагогом из Ельца, членом Союза журналистов России, членом общероссий- ского Союза военных писателей «Воинское содружество» На- деждой Коноваловой, активно работающей с документами по краеведению. Пили испокон веков — Надежда Федоровна, в прошлом году в Ельце произо- шло знаменательное событие: открытие памятной доски на- стоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы Н.В. Брянцеву. И именно к этому событию вами была написана книга о жизни и деятельности этого пастыря, которого со- временники не особо-то знают и помнят. — Личность Николая Васи- льевича незаурядна не только по масштабам уездного городка. Двадцать четыре года он руково- дил вышеупомянутым храмом в елецкой слободе Аргамач. Помимо своей основной миссии преуспел на ниве борьбы с губи- тельными пороками, и особенно с пьянством. — Наверное, не погрешу против истины, сказав, что Россия спивается давно и тра- диционно? — Согласна. Исследуя эту проблему, отыскала интересный факт: генуэзские купцы прода- вали водку в склянках очень до- рогокак…целебныйбальзампод названием «жизненная вода». И у нас на Руси до Петровских времен медики советовали при- менять алкоголь, в том числе и как лекарство. В определенных — малых — дозах. — А в той же знакомой мне больше деревне народ все время подталкивали к пьянству в до- зах больших. При Сталине кре- стьян считали беспаспортными рабами, при Хрущеве землю отрезали по углы, скот и дере- вья облагали налогами. При Брежневе траву на сено косить разрешали только нанеудобьях. Как не запить от безнадеги? — В архивах нашла на- глядные подтверждения, как пытались искоренить вредную привычку раньше. — И как же? Ведь пили, го- ворят, и тогда немало? — В самом начале прошлого века известный общественный деятель, борец за трезвость, самарский депутат М.Д. Челы- шев писал: «40 процентов ново- бранцев допились до того, что не годятся на военную службу. За год от опоя ( в их губернии. — Авт. ) погибает свыше 200 тысяч человек. Пропивается около двух миллиардов рублей. В не- которых деревнях пьют даже школьники». —Наверное, не лучше обсто- яло дело и в городах? —Да, здесь, по утверждению все тогоже народного избранни- ка, на заре века даже 67 процен- тов мальчиков и 45 процентов девочек школьного возраста употребляли спиртное. — В этой ситуации перед здоровыми силами общества встала насущная задача: так жить нельзя! — Тем более что, по утверж- дениям историков, пьянство процветало пышным цветом и на территории нашего региона. Спивались целые семьи, рож- дались неполноценные дети, на пьяной почве царило воровство, поджоги, драки с увечьями. И как следствие: беспросветная нужда. Хотелось хоть на миг забыться. А как? — Вот поэтому и стала по- пулярной «торная дорога к кабаку». А в них бедолаг встречали трактирщики, шинкари. Спаи- вали столь беспощадно и хищ- нически, как вырубают деревья под корень. Островок в пьяной реке — Государство же тем вре- менем ломало копья: что про- тивопоставить социальному злу? —В конце XIX века в нашем Ельце при церкви Рождества Пресвятой Богородицы созда- ется Аргамаченское общество трезвости. — Наверняка новость про- звучала как гром среди ясного неба для тогдашней населенной беднотой округи, промышляв- шеймелкоремесленной и казен- ной работой… — Возглавил ячейку как раз вышеупоминавшийся про- тоиерей отецНиколай Брянцев, светлую память о котором мы теперь призываем хранить всех своих земляков. — Видимо, есть за что? — До приезда в слободу Ар- гамач батюшка не один год жил в деревне. Знал не понаслышке уклад и быт крестьянский. По- ражался, с каким остервенени- емпилимужики. Поэтому сразу обратил внимание на нравствен- ную сторону своего прихода и объявил беспощадную борьбу любителям горькой. С его бла- гословения открылась чайная с избой-читальней. Здесь можно было интересно провести сво- бодное время, узнать свежие газетные новости, обменяться мнением. Только за 1900 год в ней побывала 21 тысяча 539 посетителей, которым прода- ли 14187 порций чая. Причем членам общества трезвости по 3 копейки, а всем остальным посторонним лицам по 5. Сюда приходили целыми семьями, порой из самых отдаленных уголков города. Интересен со- циальный состав: 3 дворянина, 9 духовного звания, 14 почет- ных граждан, 212 мещан, 473 крестьянина. Профессиональ- ный состав: 272 земледельца, 73 сапожника, 68 торговцев, 61 каменотес, 48 посадчиков, 31 слесарь, 23 кузнеца, 21 портной. — Удивительно, как дошла до нас такая статистика? На моей памяти — борьба с пьян- ством в горбачевские времена. Тогда ведь тоже по директиве сверху создавались сообщества трезвости. Однако сомневаюсь, чтобы в таких подробностях сохранились данные о их дея- тельности. — Буквально за год арга- маченская ячейка трезвенни- ков широко заявила о себе не только в Орловской губернии, в состав которой входил тогда купеческий Елец, но и во всей России. В знак своего уваже- ния к результатам трудов отца Николая Брянцева протоиерей Иоанн Кронштадтский подарил ему свою фотографическую кар- точку. — Так ценилось фото в по- дарок? — Да. Настоятель получал благодарность за организацию бесед, раздачу специальных из- даний, листков, брошюр, книг, за совершение паломничества трезвенников в наиболее почи- таемые святые места. — Надежда Федоровна, не- ужели проповедью можно от- лучить от чарки? Это какой же силой убеждения должно обладать слово? — Приведу один пример. В полуразвалившейся хатке на полугоре жила семья вечно пьяногожелезнодорожного сле- саря. Чем кормилась — одному Богуизвестно. Деньполучкивы- пивохибылднемкаторгидля его домашних. Жена, ребятишки нередко ночевали у сердоболь- ных соседей. И вот на первой неделе по- ста пленник Бахуса в изрядном подпитии забрел в церковь, по- пытался отстоять обедню, и по окончании ее заявил батюшке: «Желаю вступить в общество трезвости». — Видишь ли, друг мой, — отвечал ему священник, —к нам сразу нельзя. Давай отслу- жим Божией Матери молебен с акафистом, запишу тебя после этого кандидатом. Будешь при- ходить в чайную, укрепляться в намерении своем. Через неделю- другую станешь действитель- ным членом. И мужик внял совету. Со- всем с другими мыслями хо- дил на работу, в церковь. На Страстной неделе пожаловал домой с 68 рублями в кармане и сразу пригласил на базар мать с женой. Зашли в мануфактурный магазин, хозяину приказал от- резать материи на четыре сит- Плакат о вреде пьянства первой половины XX века. Общество трезвости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz