Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ Чтобы не случилось беды О чем нельзя забывать на объектах повышенной опасности № 187/24565/ 26 СЕНТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ УФСБ ПО ОБЛАСТИ 18 сентябряна одномиз объектов топливно-энергетическогокомплекса области прошли антитеррористические учения. СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ Современная жизнь полна опасных неожи- данностей, к ним обычно относят аварии, катастро- фы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации. Но особое место занимает сегодня терро- ризм. Он — постоянный спутник любого, даже самого демократически совершенного общества. Выводы сделаны Террористическиеактытруд- но прогнозировать и с ними непросто бороться. Они оборачи- ваютсяпороймассовымичелове- ческими жертвами, оказывают сильное психологическое дав- ление на общество, разрушают материальные и духовные цен- ности, сеют недоверие и не- нависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Несмотря на обширную географиюи пеструю историческуюспецифику терро- ризма, его сущность одна — за- явить о себе, заставить общество содрогнуться, создать атмосферу страха, вынудить власти пойти на выполнение требований тер- рористов. Последние, действуя по-бандитски, бандитами себя не считают. Они рядятся в кра- сивые политические «одежды», выступают борцами за высокие идеи, но при этом присваивают себе право ставить под угрозу жизнь ни в чем не повинных людей. Уровень террористической угрозы и борьба с ней показыва- ют эффективность усилий обще- ства и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма. Российские силовики сделали выводы из теракта 2011 года в «Домодедово», когда аэро- порт оказался незащищенным от атаки смертника. Тогда же была усовершенствована за- конодательная база и принят комплекс мер, позволяющих проводить профилактику в деле борьбы с терроризмом. Сегодня спецслужбы активно проводят мероприятия, позволяющие выявить и устранить причины и условия, которые могут спо- собствовать совершению актов терроризма на объектах повы- шенной опасности и в местах массового пребывания людей. И действительно, усилия оказались не напрасными, ко- личество терактов на транспорте снизилось, а россияне стали меньше бояться и чаще обра- щать внимание на повышенное внимание государства к вопро- сам обеспечения безопасности на транспорте. Такие данные недавно, 22 августа в РИА Но- вости, привел генеральный директор Всероссийского цен- тра изучения общественного мнения В. Федоров. Социологи считают, с точки зрения терро- ристической угрозы наиболь- шие опасения, как и раньше, вызываетметрополитен. Однако если в 2011 году 47 процентов опрошенных говорили о том, что боятся терактов в подземке, то сейчас, в 2013 году, их число снизилось до 25 процентов. На втором месте, с большим отры- вом — поезда (13 процентов), на третьем — самолеты (12 про- центов). Положительные пере- мены в деле борьбы государства с террористическими угрозами отмечают 40 процентов россиян. Проверки-учения Были приняты должные меры и в нашем регионе, где под пристальным вниманием сотрудников спецслужб иправо- охранительных органов нахо- дятся не только транспортные предприятия, но и несколько де- сятковкрупныхпромышленных объектов. По инициативе УФСБ по Липецкой области в марте 2011 года созданКоординацион- ныйСоветпо обеспечениютранс- портной безопасности. Предсе- дателемКС является начальник областного УФСБ Кирилл Гри- цай. Заседания Совета прово- дятся ежеквартально. По сути, эту профилактическую работу поставили на плановую основу, осуществляя целый комплекс мер.ВЛипецкеивовсехрайонах области проводятся заседания антитеррористических комис- сий, где регулярно рассматри- ваются вопросы защищенности объектовповышеннойопасности и массового пребывания людей, а такжемеры, которые способны антитеррористическую защи- щенность существенно повы- сить. На таких комиссиях про- веряется слаженность действий правоохранительных структур и органов исполнительной вла- сти. На объектах повышенной опасности проводится работа и с руководством этих предпри- ятий, разрабатываются и ут- верждаются планы их охраны. Кроме того, принимаютсямеры, направленные на повышение уровня координации действий УФСБ, полиции и спасателей по минимизации и ликвидации возможных последствий, если теракт на этих объектах все же произойдет. Изучается, на- сколько эффективно принятые меры действуют. С начала этого года проведено 63мероприятия, в том числе и с помощью так называемых «тест-предметов», это когда правоохранители ис- пользуют муляжи взрывных устройств или предметы, на них похожие. Особенно эффективны такого рода проверки-учения на транспорте, где в реальной ситу- ации можно оценить действия самих работников транспорта и руководителей этой отрасли, выявить ошибки или недочеты, узнать, насколько готовы они к подобным ситуациям. Регулярно, на основе ситу- ационных планов проводятся тактико-специальные и команд- но-штабные учения, поэтапные учебные тренировки. Так, в этом году прошли учения на под- станции 500 кВт «Липецкая» Верхне-Донского предприятия магистральных электрических сетей. Практические учения выяв- ляют уязвимость объектов и по- зволяют, исходя из опыта таких учений, отрабатывать алгорит- мы взаимодействия аварийно- спасательных команд самого предприятия с аналогичными подразделениями федеральных структур. Также отрабатывают- ся действия УФСБ и полиции по предотвращению повторных терактов. Практика и итоги этой работы рассматриваются на заседаниях антитеррористи- ческих комиссий, оперативного штаба, после чего вырабаты- ваются соответствующие реко- мендации по снижению уровня террористической угрозы. Надо заметить, что подобные учения и проверки имеют и дру- гие последствия, особенно для нерадивых руководителей пред- приятий. УФСБпоЛипецкойоб- ласти вносит представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности, и в этом году три таких представления были внесены. Особое внимание—объектам топливно-энергетического ком- плекса. Ведется постоянная ра- бота по паспортизации важных объектов ТЭК и жизнеобеспече- ния. Кстати, на прошлой неделе на одном из таких предприятий прошли тактико-специальные учения. Полученный опыт по- зволяет выявить характерные недостатки охранных мер на объектах повышенной опас- ности. А к ним, увы, можно отнести и возможность проведе- ния теракта без проникновения на охраняемую территорию, недостатки в ограждении объ- екта по его периметру, нехватку технических средств контроля за территорией, недостаточную освещенность объекта в темное время суток и неудовлетвори- тельное знание сотрудниками местной охраны своих обязан- ностей. Не допустить ЧП на воздушном транспорте Сделаны выводы из терак- тов на воздушном транспорте. Областное управление ФСБ во взаимодействии с Липецкой транспортной прокуратурой осуществляет постоянный мо- ниторинг использования граж- данской авиатехники на терри- тории нашего региона. В процессе контроля помимо основной задачи — недопуще- ния угона воздушных судов, в том числе лицами, вынашива- ющими преступные намерения террористического и иного ха- рактера, — выявляются факты незаконного использования воздушных судов. Здесь харак- терны такие нарушения, как отсутствие сертификата о госу- дарственной регистрации авиа- ционной техники, сертификата ее летной годности, отсутствие заявки либо соответствующего согласования использования воздушного пространства. Все перечисленные недостатки, как и каждое из них в отдель- ности, способно привести к ЧП с причинением вреда здоровью пассажиров, а также их гибели. Необходимо учитывать: для того чтобы получить право ис- пользовать воздушное судно, надо пройти комиссионнуюпро- верку его технического состо- яния, по результатам которой выдается сертификат летной годности. Отсутствие подобных сертификатов, как правило, может свидетельствовать о не- удовлетворительном техни- ческом состоянии техники, а несанкционированный вылет частного самолета может при- вести к столкновению с другим воздушным судном или к дру- гим негативным последствиям. Во взаимодействии с транс- портной прокуратурой ежегод- но выявляются факты таких нарушений, по результатам проверок ответственные лица привлекаются к администра- тивной ответственности. На них налагается штраф. За примерами далеко ходить не надо: в 2011 году в Измалков- ском районе к административ- ной ответственности привлече- ныдва пилота, осуществлявших авиационно-химические работы без соответствующих докумен- тов. В 2012 году выявлено три подобных случая. Также в ходе проверкипофакту крушения са- молета ЯК-18т в районе села Ка- менка Задонского района уста- новлено, что развлекательные полеты, организованныефирмой ООО «Формат», осуществля- лись на самолете-«двойнике» (по аналогии с автомобилями- «двойниками»). Использован- ная техника не была зарегистри- рована, не имела сертификата летной годности, а на борт был нанесен номер, за которым чис- лится другой самолет, базиру- ющийся в Московской области. Директор этого авиапредприя- тияпривлеченк административ- ной ответственности. В нынешнем году также был установлен подобный случай с жителем Липецкой области, который эксплуатировал само- лет АН-2 без соответствующих документов для проведения раз- влекательных полетов. В ходе проверки также установлено, что бортовой номер нанесен на АН-2 незаконно, так как за ним числится самолет, используе- мый ООО «Русич-Л». Виновный привлечен к административной ответственности. Целый ряд недостатков вы- явила проверка антитеррористи- ческой защищенности посадоч- ной площадки «Стебаево», экс- плуатируемой ООО «Формат» и другими частными владельцами авиатехники. В адрес директора общества внесено представление обустранениипричиниусловий, способствующих реализации угроз безопасностиРФ, согласно которому ООО обязано орга- низовать охрану территории и техники с привлечением специ- ализированной организации, а также возвести ограждение. Завершая эту непростую тему, стоит напомнить о том, что комплексная программа обеспе- чения безопасности населения на транспорте была утверждена распоряжением Правительства РФот 30 июля 2010 года. Основ- ная цель программы — защита жизнии здоровья граждан от ак- тов незаконного вмешательства на транспорте. В рамках про- граммы проводится оснащение крупных объектов транспортной инфраструктуры современны- ми инженерно-техническими средствами обеспечения безо- пасности, ведется подготовка специалистов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz