Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Ау, Ломоносовы и Капицы… Виктор Страхов Новейшие фундаментальные и прикладные исследова- ния, над которыми работают ведущие научные центры планеты, уже в обозримом будущем перевернут мир. О самых фантастических преобразованиях, как о перспек- тиве совершенно очевидной, говорят и западные, и восточные футурологи. Крупные постиндустриальные государства вкладывают в поиски новых знаний сотни миллионов долларов. В числе лидеров гонки США и Германия, Япония и Южная Корея, Франция и даже Сингапур с Куала-Лумпуром. Н у а что же Россия с сонмомНИИ, универ- ситетов и академий, армией профессоров и до- центов с кандидатами? Без- мятежно проспав едва ли не все научные, технические, технологические револю- ции, бушевавшие на планете в последние четверть века, она пока так и не смогла из- бавитьсяот статуса сырьевой державы. Безусловно, вре- мя от времени чиновники от науки вспоминают и о модернизации, и об инно- вациях, и даже в очередной раз гордо объявляют о пла- нах создания собственной «Силиконовойдолины». Но, увы, героические усилия результатов пока не дают. О Сколково, последнем кандидате на роль новой научной столицы, практи- чески ничего не слышно, наукоемкие фирмы так и не стали произрастать, будто грибы после дождя, и по их количеству Россия отстает от Европы по меньшей мере в 100 раз. Кроме того, вот уже в течение многих лет нашим компаниям принад- лежит лишь 0,2, максимум 0,3 процента мирового рын- ка высокотехнологичной продукции, в то время как доля США составляет — 36 процентов, Японии — 30 и Германии — 16 процентов. Ивпринципе ничего дру- гого ожидать пока не имеет смысла. Рынок, который, по замыслу реформаторов, должен был определить при- оритетные отрасли и рас- ходы на наиболее значимые программы, все, что смог, расставил по своим местам. Видимо, в полном соответ- ствии с представлениями реформаторов и потребно- стями самого рынка. В результате образовав- шаяся на обломках СССР Россия преуспела исклю- чительно в том, что за ми- нувшие четверть века втрое увеличила приходящееся на душу населения количество чиновников и вдвое сокра- тила количество ученых. На порядок уменьшилось финансирование научно- исследовательских и опыт- но-конструкторских работ (НИОКР). Витоге сегодняпо объему расходовнаНИОКРмыусту- паем не только США, но и каждой из стран «семерки», а также Корее, Китаю и Ин- дии. По интенсивности на- учно-исследовательскойдея- тельности гигантская страна опустилась до уровня Новой Зеландии и существенно не дотягивает до параметров Швеции и Австралии. Печальные перемены произошли не только на ма- кроуровне. Жесточайшему секвестированию были под- вергнуты и вузовские рас- ходы. При этом, по россий- ской традиции, где все и вся принято ранжировать, где столичные вузы, как, впро- чем, и сама столица, живут по одним правилам, а все прочие по другим, особенно пострадала провинциальная высшаяшкола. Попробуйте себе представить, что нечто подобное случилось бы в Англии и главным вузом страны вдруг был бы объ- явлен Лондонский универ- ситет, а всемирно известные Оксфорд и Гарвард стали бы второстепенными. Л ипецкий техунивер- ситет, тем не менее, пока выживает. Хотя выживает трудно. Я разго- варивал со многими иссле- дователями. Иоблеченными степенямии званиями, имо- лодыми. Очеммыговорили? О том, что общий уровень образования, как это ни пе- чально, снизился. О том, что этого и следовало ожидать. О том, что нельзя требовать от вузовскихученыхвескихна- учных результатов, взывая исключительно к их энтузи- азму. Серьезные программы следовало бы вовремя под- держивать. Хотя справедливости ради надо сказать, что ре- зультаты есть и сегодня. На той же кафедре химии ве- дутся очень перспективные исследованиянаноструктур. Многиеимеютпрактические цели, и не случайно пару лет назад ими заинтересовал- ся побывавший в Липецке лидер «Роснано» Анатолий Чубайс. С удовольствием «проглатывают» диссерта- ции липецких аспирантов- химиков и их коллеги из таких известных научных центров, какПущино. И все это, еще раз подчеркнем, при более чем скромной ма- териальной базе и своеобраз- нойфинансовойдисциплине Российского фонда фунда- ментальных исследований, перечисляющего деньги на исследования по графику, одному богу известному. Как говорят липецкие уче- ные, случается, проходят весна, лето, иногда и осень, а на научнуюработу не пере- падает ни копейки. Что делать? Ждать — значит, не делать ничего. Не ждать — значит, работать за свой счет. На кровные покупать материалы, реак- тивы, какое-то простейшее оборудование. И часто не в России, а за рубежом. И не потому, что исследователи такие богатые, а потому, что бедные. В России практиче- ски все, что требуется хими- кам, стоит впятьраз дороже, чем за границей. Потому, что не производится, а им- портируется. И потому, что бизнес у нас ограничиваться скромными европейскими торговыми надбавками ка- тегорически не желает. Но энтузиасты платят. До самого последнего времени у казны не было денег даженаизданиекниги учебников. Вбиблиотеках— старье.Новые работытолько вИнтернете. Итолько на ан- глийскомязыке.Количество русскоязычныхпубликаций сокращается астрономиче- скими темпами. Причина? Она, в частности, и в том, что Москва, сконцентрировав- шая некогда практически половину ученых и иссле- довательских институтов гигантского государства, стремительно избавилась от советского научного на- следия, продав с молотка и здания, и оборудование. И случилось это еще в начале 90-х, когда радио- электроника вместе с при- боро- и станкостроением, десятком других наукоем- ких отраслей и научных институтов окончательно рухнула. Когда «почтовые ящики» были отданы под торговые центры, а бывшие доцентыс кандидатами, рас- тратившие творческий по- тенциал на овощных базах, с удовольствием пополнили рядыконсалтинговых, ауди- торских и прочих контор и с удивлением с обнаружили, что это именно то, к чему они стремились всю свою со- знательную жизнь. В итоге Россия, некогда пребывав- шая на самой вершине на- учногоОлимпа, уступила его не только высокоразвитой семерке, но и Тайваню, Юж- нойКорееидажеМалайзиис Индонезией.Никогданепре- тендовавшие на роль сколь- ко-нибудь заметных науч- ных центров, именно они, а не мы производят ипродают мобильникии видеокамеры, навигаторыипланшетники, массу прочей электронной техники, никогда у нас не выпускавшейся. Н у а что же остается нам? Производить и продавать нефть, газ, руды, металлы или все- таки попытаться вскочить в последний вагон уходя- щего поезда и попытаться воссоздать все то, что у нас когда-то было? Вернуть пре- стиж профессиям ученых и исследователей и возродить исследовательские центры? Это кажущееся планов гро- мадье вполне реально. Юж- наяКорея, во всякомслучае, на практике доказала, что всего за 50лет страна с почти неграмотным населением и кустарной промышлен- ностью, способной с горем пополам собрать велосипед, в состоянии стать высоко- развитой, инновационной, процветающей державой. Все, что для этого нужно, — правильно и конкрет- но выбранные цели, четко сформулированные задачи. И, разумеется, эффектив- ные стимулы. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОБРАЗОВАНИЕ | В неоткрывшейся пока школе уже идут занятия Планета знаний и добра МИР БЕЗ ГРАНИЦ | « Ростелеком » провел урок по безопасности в Интернете для детей из Приамурья В Сети как дома Сергей Малюков Внешне они совсем не отличаются от своих сверстников. Такие же активные, подвижные, живо интересующиеся происходящим вокруг. Те, кто помладше, не устают с радост- ными криками носиться по лесным полянам, старшие не выпускают из рук смартфоны, отправляя бесконечные сообщения невидимым собеседникам. Только родной дом этих ребят остался в нескольких тысячах километрах на другом краю страны, а увидеть друзей и близких пока можно лишь в окошечке «Скайпа». «Липецкая газета» уже сообщала, что девяносто детей в возрасте от 7 до 15 лет из пострадавшей от наводнения Амурской области находятся с 1 сентября на отдыхе в реабилитационно-оздоровительном центре «Лесная сказка». Все расходы на их дорогу, прием и содержание взяла на себя Липецкая область. Какой же школьник в наши дни может прожить без Интернета?В сетиможно най- ти много всего полезного для юного ума, однако Всемирная паутина таит в себе и немало опасностей, о которых должен знать каждый ребёнок, а тем более подросток, садящийся за компьютер. Чтобы сетевые угрозы никого не застали врасплох, специалисты ком- пании «Ростелеком» провели в «Лесной сказке» игровой урок, посвященный безопас- ности в Интернете. — В виртуальном мире, как и в реальности, люди совершенно разные, можно найти себе хороших друзей, а можнонарватьсянамошенни- ка или хама, — размышляет одинадцатиклассник Усть- Ивановской школы Благове- щенского района Амурской области Илья Турамурин. — Иногда бывает, что твой аккаунт в социальных сетях или онлайн-играх взламыва- ют злоумышленники. При- сваивают заработанные тобой очки, начинают от твоего име- ни рассылать спам и творить прочие безобразия. Нужно быть осторожнее, стараться без надобности не оставлять свои персональные данные. Нередко в Интернете случает- ся встретить развязный стиль общения с нецензурщиной, оскорблениями или даже угрозами. Умный человек всегда будет выше этого, про- сто игнорируя хамство. А ребятам помладше я советую не бояться обо всех таких происшествиях рассказывать взрослым, только так можно сделать сеть зонойнормально- го общения. Все возможности Интернета в твоих руках. Только полезные сведения иникакого занудства—таким былдевизигровогоурока.Вме- сто строгих преподавателей его вели две веселые затейни- цы. При этом виртуальные хитросплетения сетей были представлены разноцветными клубкаминиток, анавязчивый почтовыйспам—летящимисо всех сторон мячами, отбиться от которых весьма непростая задача. Но ребята старались. За незаметно пролетевший час школьники узнали, с какими угрозами и вредонос- ными программами можно столкнуться в Интернете, чем могут быть опасны социаль- ные сети, что такое онлайн- мошенничество и как защи- титься от злоумышленников. Представители «Ростелеко- ма» рассказали ребятам, что такое нелегальный контент и чемопасно его использование, как защитить себя от спама и как правильно совершать по- купки в Интернете, чтобы не стать жертвой мошенников. Судя по личному опыту амур- ских ребят, эта информация далеко не лишняя. — Раньше я относилась к знакомствам в сети доволь- но беспечно, — признается Маргарита Кузина из села Усть-Ивановка Благовещен- ского района. — Понравился один парень в соцсетях, стали общаться, обмениватьсяфото. Потом мы поссорились, и он сделал в фотошопе картинки с моимизображениеми распро- странил их по всему Интер- нету. Теперь я стала гораздо осторожнее. Такие уроки, как этот, могутпредостеречь ребят от необдуманныхшагов, а зна- чит, очень нужны и важны. — С Интернетом шутки плохи, — согласна один- надцатиклассница Вероника Минькова из села Черемхово Ивановского района. — У од- ного моего товарища девяти- летний брат подсел на сайты «18+». Стал нервным, рассе- янным, успеваемость упала. А родители даже не в курсе, что он там высматривает на мониторе. Сидит дома, не ху- лиганит — и то хорошо. Кто из него может вырасти, если вовремя не вмешаться? Но нельзя видеть в сети только плохое. Как бы я жила сейчас без Интернета? Каждый день слежу за новостями из При- амурья, жду когда отступит вода. Так что виртуальная реальность, хотели бы мы этого или нет, прочно стала частью нашей жизни. А зна- чит, нужно изучать правила безопасности. Все ученики получили тетради с иллюстрациями-па- мятками на тему безопасного Интернета, а самые внима- тельные, правильно ответив- шие на вопросы ведущих, — флешки и сувениры. — Пока ребята находятся вдали от дома, наша общая задача — создать все усло- вия, чтобы у нас в гостях они чувствовали себя комфортно, проводили время с пользой и удовольствием, — считает директорЛипецкого филиала ОАО «Ростелеком» Дмитрий Аверов. — Тема правил безо- пасности вИнтернете вызвала интерес, поэтому я убежден, что наши практические со- ветыкак правильно использо- вать возможности глобальной паутины обязательно приго- дятся детям в будущем. После увлекательного уро- ка все жители «Лесной сказ- ки» отправились на поиски сокровищ. Отгадывая загадки на каждом этапе командной игры, школьники в резуль- тате отыскали «затерянный клад». В большом пиратском сундуке они нашли «золо- тые» шоколадные слитки и памятные значки. БЕЗ ПАНИКИ! | Запасаться товарами впрок оснований нет Соли и спичек хватит всем Марина Кудаева Магазинное изобилие последних лет не смогло победить советские инстинкты — многие привыкли закупать провизию и товары впрок, в том числе делать запасы «на черный день». Вот и этой осенью липчане опять приступили к пополнению запасов муки, круп, сахара и других продуктов, которые могут долго храниться. В основном оптовыми закупками занялись люди пожилого возраста, наученные горьким жизнен- ным опытом. За комментарием по поводу сложившейся ситу- ации «Липецкая газета» обратилась к начальнику управления потребительского рынка и ценовой по- литики администрации областиНиколаюКИРЕЕВУ. — Такой покупательский ажиотаж ничем не обоснован, — заверил он. — Используя большой по- тенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области, торговая сфера в полном объеме и ассортименте обеспечивает потребительский спрос на большинство продовольственных товаров. Только сахара, муки в нашей области производится в объемах, полностьюудовлетворяющих потребность жителей нашего региона. Авот такая сезонная актив- ность покупателей подчас создает благодатнуюпочву для нечистоплотных предпринимателей, подталки- вая их к искусственному повышению цен на продо- вольствие. Темне менее благодаря взаимопониманию и слаженности действий представителей органов вла- сти и бизнеса, ценовая ситуация на потребительском рынке региона остается стабильной,—отметил далее руководитель ведомства. Согласно данным мониторинга цен специалистов управления, по состояниюна 18 сентября вмагазинах сетевой торговли крупы, сахар-песок, муку можно приобрести без проблем. На сегодня в предприятиях сетевой торговли, магазинах «шаговой доступности», а также на универсальных рынках области присут- ствует широкий ассортимент продуктов питания, который постоянно пополняется и обновляется. При этом резкого роста розничных цен на них не наблю- дается. Одновременно руководителями предприятий се- тевой торговли систематически проводятся акции по снижениюценна отдельные видыпродовольственных товаров, по окончании которых цены возвращаются к прежнему уровню, что не означает их повышения. — Так что все опасения по поводу резкого и зна- чительного роста цен на продукты, а также их воз- можного исчезновения с прилавков беспочвенны. Имеющиеся запасы товаров позволят обеспечить бес- перебойную торговлю и удовлетворить потребность жителей не только нашей области, но и за ее преде- лами, —подчеркнул в заключение Николай Киреев. 7 Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? № 184/24562/20 СЕНТЯБРЯ 2013 Слово обозревателю Ольга Шкатова В коридорах еще пахнет шпатлевкой, но уроки идут по расписанию. Пока занимаются здесь только учащиеся начального звена 18-й школы, выстро- енной в 28-м микрорайоне Липецка. В пять первых, два вторых, три третьих и два четвертых класса 1 сентября пришли учить- ся 275 ребят. — Это при проектной наполняемости начальных классов в 160 человек, — объясняет директор школы Денис Шведун. — Так что не исключено, что в следу- ющемгодуначальнаяшкола будет учиться в две смены. В распоряжении малы- шей четырнадцать класс- ных комнат. В одной из них располагается группа продленного дня, в другой — игровая, еще две отданы под спальни, рассчитанные на двадцать человек. Этого требуют санитарные нормы. Для группы продлен- ного дня школа приобрела различные лаборатории, с помощью которых дети смогут на уроках по окру- жающему миру, например, измерять температуру воз- духа, изучать состав воды. В игровой комнате тот, кто задержался в школе еще на полдня, в скором будущем сможет собирать роботов, используя новое поколение конструкторов «Лего». — Развивая направле- ние «Робототехника», мы планируем сотрудничать с учреждением дополнитель- ного образования «Страте- гия», — делится планами Денис Владимирович. — Там наши учителя смогут получить навыки работы со специальными конструк- торами, способствующими развитиюмелкоймоторики. В одной из московских школШведун увидел такна- зываемые «таблетки», ина- че говоря — мини-лабора- тории, с помощью которых можно измерить атмосфер- ное давление, температуру воздуха, найти свое место- положение в настоящий момент. И такому ноу-хау найдется место в игровой зоне 18-й школы. — Дети сегодня пред- почитают познавать мир с помощью гаджетов, — убежден директор.—Но мы стремимся совмещать при- ятное с полезным: изучать окружающую среду и осва- ивать новую технику. Это и интересно, и познавательно. Исходя из этих сообра- жений, Шведун оборудовал каждый класс начальной школы интерактивной до- ской, которая использу- ется даже при проведении утренней зарядки. В других классных комнатах, как и во всейшколе, рассчитаннойна семьсот человек, еще трудят- ся отделочники. — Темпы строительных работ сбавили по разным причинам. Еще не готов бас- сейн.Поэтому, к сожалению, не открыли школу полно- стью, — сетует Денис Вла- димирович. —Но с сентября следующего года она будет работать в штатном режиме. Не сомневаетсяШведуни в том, что не будет проблем с ее наполняемостью, потому что первые встречи с роди- телями будущих учеников он провел еще в апреле. Се- годня же он занят не только хозяйственными нуждами, пристально следя за работой строителей. Врамках акции «Досуг», которая проходит в сентябре во всех школах, он готовит к открытию секции и кружки. А выбрать есть из чего: каратэ, большой тен- нис, баскетбол. Кроме того, в школе будет тир. С этим поможет спортивный клуб «Липецкий металлург». Его представители дали согла- сие проводить занятия для детей, начиная с третьего класса, бесплатно. — В школе предусмотре- ны все условия для занятий спортом, — рассказывает Денис Шведун. — К ново- му году будет сдан в экс- плуатацию бассейн. У нас два спортзала площадью двести шестьдесят и пять- сот сорок квадратных ме- тров, два тренажерных зала в цокольном этаже по сто квадратных метра каждый. Мы приобрели спортивное оборудование с учетом раз- личных возрастных групп и физических возможностей. Вхореографическом зале мы планируем занятия не толь- ко танцами, но и ритмикой, и степ-аэробикой. Им будет посвящен один из часов физ- культуры. В школе в новом микро- районе Липецка создана безбарьерная среда. Поэтому один из имеющихся лифтов предназначен для перевозки людей с ограниченными воз- можностями. Кроме того, есть специально оборудо- ванные туалеты и душевые рядом с большим спортив- ным залом. — Если лифта будет не- достаточно, приобретем еще и ступенькоход, — заверяет директор. — По школе все смогут передвигаться бес- препятственно и принимать участие в спортивных и дру- гих мероприятиях. Активно заниматься спортом со временем можно будет и на пришкольной территории, где предусмо- трены площадки для гимна- стики. Чтобы разместить на них турники необходимой высоты, пришлось подкор- ректировать проект. В так называемой спортивной зоне расположатсядве волейболь- ные и две баскетбольные площадки. Особая гордость Шведуна — площадка для начальной военной подго- товки с элементами полосы препятствий. — Будем готовить ребят к службе в армии по всем правилам, — рассказывает он. — К тому же у нас есть тир. Акакаяначальная воен- ная подготовка без сборки и разборкиавтоматаКалашни- кова? Может быть, он не по- надобится в двадцать первом веке, но навык надо иметь. На территории школы появятся и зона отдыха, и учебно-опытный участок. Во внутреннем дворе установят небольшую метеорологиче- скую станцию. С ее помо- щью учителя географии и биологии смогут проводить практические занятия. В планахШведуна также развить лингвистическое и физико-математическое на- правления, наладив сотруд- ничество с несколькими тех- ническими вузами страны. Ему бы хотелось обеспечить учебное заведение системой распределенного вещания, когда все могут видеть, что происходит в актовом зале в дни праздничныхмероприя- тий. Современемнепременно откроется зал Боевой славы, посвященный великим да- там нашей истории. Основы эстетического воспитания будут закладываться в сту- дии живописи на занятиях по рисованию и декоратив- но-прикладному творчеству. —Единственнаяшкола в микрорайоне должна стать своеобразным социокуль- турнымцентром,—убежден Денис Шведун, — чтобы здесь можно было и здоро- вье укреплять, и уровень культуры повышать, и про- свещаться, узнавая что-то новое и интересное. К этому призывает и де- визшколы, обозначенныйна ее фронтоне: «Открывайте с нами мир знаний и добра!» ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz