Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 180/24558/14 СЕНТЯБРЯ 2013 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото 7 РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | Национальный вопрос : размышления метиса Пусть «моя» понимает «твоя» Игорь Ждамиров Дружба народов, некогда воспринимавшаяся как дан- ность, как явление природы типа легкой облачности без осадков, в последнее время становится предметом все более яростных атак. Воинственные настроения в нацио- налистически ориентированных массах подогревают любые сообщения о стычках на этнической почве. Ради- кальные СМИ с удовольствием смакуют такого рода случаи и учат нас ненавидеть людей другой национально- сти, другого цвета кожи, других убеждений. И, увы, не всегда безуспешно. Мы все чаще перестаем понимать и принимать отличаю- щиеся от наших национальные традиции, религиозные или, наоборот, атеистические убеждения. Мы становимся все более нетерпимыми. Но почему? Когда это произо- шло? Мы действительно изменились или в каждом из нас все-таки продолжает жить разумное, доброе, вечное и, если хотите, ностальгия по тем давним временам, когда мы были вместе?.. «Снежки» Моё детство прошло в Туркмении. А еще в Узбеки- стане. НаАлтае. ВЛипецком районе. Моя мама была татаркой, а папа русский. Родился я в туркменском посёлке Саят. Посёлок был большой, пять туркменских школ и одна русская. Но в русской учились не только русские, но и греки, армя- не, грузины, немцы, евреи, туркмены, корейцы, казахи, азербайджанцы, уйгуры, аварцы. Дома немцы говорили на немецком, а греки — на греческом, и так далее, но на улице русский был международным. Вечера- ми у нас во дворе, плотно занавешенном виноград- ником, часто собирались соседи всех известных мне тогда национальностей. На огромном топчане пили чай со слоеными лепёшками, белой халвой и наботом, ели фрукты и играли в лото. Говорили о работе, об уровне воды в арыках, о грядущей уборке хлопка, вспоминали Сталина, Берию, Хрущёва и, конечно, войну. Когда мы с двоюродным братишкойАлёшкой ходили на воскресный базар, тор- гующие из дальних аулов с улыбками смотрели на белобрысых и светлоглазых мальчишек, шутили: — Эй, снежки! Как деля? До потолька пригаль?Ха-ха- ха! Весь голёва белий! И, конечно, угощали кто чем, пихая нам в руки кто горсть орехов, кто гранат, кто даже целую дыню. Как- то смешно было и неловко немного. Сотни чёрных, ум- ных, смеющихся глаз с лю- бовью смотрели на нас. Ах, какой это был базар! И что там только не продавалось! Ряды с ароматными горячи- ми лепёшками из тандыра, горы дынь и арбузов высо- той в два-три человеческих роста! Виноград всех мыс- лимых цветов и оттенков, от «дамских пальчиков» до «бычьего глаза». Фрукты, овощи, растительные мочал- ки и стёганые безрукавки, тюбетейки и халаты, папа- хи и кинжалы, керосинки и казаны, национальные украшения и ковры, ишаки и верблюды, кони и овцы. В Саяте было много тур- кменских семей, где почему- то взрослые русские безу- пречно говорилина туркмен- ском и называли стариков «апа» (мама — турк.), «ата» (папа — турк.). Взрослея, мы узнавали, что во время войны из России в Среднюю Азию, ставшую огромным тылом, эшелонами везли миллионы наших детей. И восточные женщины, про- водившие мужей на войну, имея по семь, десять малы- шей на руках, брали ещё по столько же, рвали жилы, но тащили всех: русских, украинских, белорусских…. Выкармливали, воспитыва- ли, и наших детей кормили лучше, чем своих. Поднима- ли, давали образование, вы- пускали вжизнь. Но ни одна семья не сдала после войны невостребованных сирот в детские дома. Чужие среди своих Не осталось в памяти плохих воспоминаний и о Зарафшане, Навои, Бухаре и Ташкенте. Бухара просто потрясла всё моё юное со- знание. Мы с мамой посети- ли все семь музеев-дворцов эмира бухарского, это ко- лоссальное зодчество! Яр- кие моменты многовековой истории узбекского народа запечатлены в камне и моза- ике величественных башен и минаретов старой Бухары руками искуснейших масте- ров того времени. Узбеки- стан— родина легендарного Насреддинаитаквсеминами любимого плова. Да разве только это? Узбекистан — спасительный остров в море огня войны. Узбекистан — всё для фронта, всё для победы! Узбекистан — пло- дородие и трудолюбие, при- станище и домтысяч и тысяч русских сирот и беспризор- ников. Помните, «Ташкент — город хлебный!»? Когда мы мальчишками дрались толпа на толпу, мыобзывали их бабаями, а они нас — ру- саками. И их, и нашим родите- лям было больно, когда мы лупили друг дружку. Мы не прошли всех бед, как они, вместе, и, наверное, не отно- сились кмежнациональному вопросу так бережно, как взрослые, и первые кон- фликты новейшей истории в южных республиках Со- ветского Союза, не ведая по- следствий, началимы. Дети. На Алтае я оказался чур- кой, моя мама — чучмеч- кой, несмотря на то, что в школе училось не менее 30 алтайцев.Но со временемнас приняли, зауважали и даже полюбили. Переехав в Липецкий район, мы, дети, легко вли- лись в местное общество. Маме не хватило всей остав- шейсяжизни. Так она и оста- лась для большинства мест- ных чужой. Хотя, крестив всех детей, народившихся уже здесь внуков и правну- ков, мама и сама приняла Православие. «Его Бахром зовут» Призвавшись в армию из Липецкого райвоенкомата, я попал в учебный батальон в Узбекистан. Нас готовили к отправке в Афганистан. Местные знали, что это за часть, и, когда мы шли в увольнение, торгующие сам- сой, мантами и прочим по- стоянно чем-то угощали. А на рынке я снова вспомнил туркменский базар. Только шутили уже по-другому: «Эй, солдат, иди кущай! Сили будут, живой будищ». Одна женщина ярко запом- нилась навсегда: «Синок, вот возьми, ещё возьми, у меня тоже там син на война, ти его там дружи, и скажи мама ждёт ощень и любит ощень, пусть домой скорей, пуст не убьют». «Да как я его узнаю?». «Он такой же сольдат. Его Бахром зовут, красивий очень». ВАфганистане яне встре- тил её Бахрома, но очень надеюсь, он вернулся к маме живой. Такой же солдат, как и я. Наша часть была уком- плектована представителя- ми всех национальностей на- шей великойимогучей тогда державы. Среди офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат — русские, украин- цы, азербайджанцы, чечен- цы, грузины, прибалты, мол- даване, таджики, узбеки, дагестанцы и все, все, все. Даже якут один был, Яшка. Каки дедушка в годывойны, он был снайпером. Опять судьба свела с ребятами из Туркмении и Узбекистана. И те, и эти в шутку спорили, кому я больше земляк. И вот позади Афгани- стан, нелёгкий путь выво- димых на Родину колонн, одним многонациональным организмом, сквозь все пре- грады, мыпрорвались кжиз- ни и миру. Вы бы видели, сколько намна каждой стан- ции, и даже, когда мы через иные кишлаки проезжали медленно, туркменскиежен- щины пихали еды! Бежали за вагонами и кричали: «Си- нок возьми, возьмикушать»! Узбечки, туркменки, сколь- ко эшелонов прошло поАзии тогда от афганских границ? Мы шли последними, а они все совали нам лепёшки, пирожки, молоко, чебуреки. Ждали наши эшелоны, пек- ли ижарили специально для нас в больших количествах. Когда рассказал дома маме, она плакала, обняв меня, и благодарила тех женщин. И всю жизнь про это всем рассказывала. Теперь их сы- новья на нашей территории, пытаются не дать тем самым женщинам умереть с голоду. Двенадцатая застава У нас в Добровском рай- оне проживает семья погра- ничников, три сына Нины Ивановны и Виктора Матве- евича Майборода — погра- ничники. Старший,Михаил, в 1992 году служил на тад- жикско-афганской границе начальником заставы. Сред- ний, Иван, в подчинении. (Илья был ещё маленький, но сегодня и он начальник заставы). 13 июля в 4 утра на заставу напали с афган- ской стороны. В результате одиннадцатичасового боя погибли 25 человек из 49. Среди них и Михаил Май- борода. Шесть человек были удостоенызванияГероевРФ. Четверо посмертно. Осталь- ные представлены к боевым наградам, орденам «За лич- ное мужество» и медалям «За отвагу». Этот бой вошел в учебные пособия во многих стра- нах мира. Ребята сделали невозможное. По первому каналу, в канун двадца- тилетия гибели той самой легендарной 12-й заставы, транслировалась большая передача—Александр Слад- ков снял документальный фильм «Огненная застава 20 лет спустя». А 13 июля ветераны «двенашки», все, кто смог, приехали к роди- телям геройски погибшего командира. Двадцать лет. День в день. Мне довелось быть на этой встрече боевых друзей. Довелось пожать руку взяв- шему на себя командование заставой после гибели ко- мандира, нашему земляку, геройскому парню Андрею Мерзликину. Тогда ещё мо- лодой лейтенант, восхи- тивший весь мир, получил кучу ранений и контузий. И звание Героя РФ. Довелось посмотреть в глаза Додоко- лонову Мербако, доброму, улыбчивому таджику, спас- шему в решающий момент всех, оставшихся к концу боя. Он, под немыслимым шквалом огня, добежал, дополз, дотёк до последне- го цинка патронов и, из- раненный, приволок его в окоп, где уже оставалось по одному-два патрона на автомат. Аминов Азам, сол- дат, которому пулемётной пулей перебило плечо, и его товарищи, не в силах с умирающим бойцом проры- ваться из окружения, спря- тали его под скалой, завалив ветками. Алим, который за- держался дольше других и, раненный и обессиленный, замывал водой кровавые следы на камнях, ведущие к раненому Азаму, таская её из реки в панаме. Онижили одной большой пограничной семьёй, и та служба, и тот бой навеки сроднилиих всех. УМербако шесть дочерей, они с женой живут у себя на родине, у брата во времянке, а сам он — гастарбайтер с большим стажем. Орден Мербако вы- глядит очень потрёпанным, смущённо улыбаясь, он объ- ясняет: «Это мой пропуск, всякое бывает, с собой всег- да». Азам смеётся, хлопа- ет друга по плечу, Алим, улыбаясь, кивает головой. Они все трое гастарбайтеры. Нину Ивановну, как и все выжившие, называют мама Нина. Она их, понятно, сы- ночки мои. Нас связывает целая жизнь Царь всея Руси и осно- ватель нашего города Пётр Первый специально населял Москву разными народами. Чтобы учились друг у друга, чтобыладить дажить вместе привыкали, чтобы сильней быть и богаче. В чём один народ ловок, в том другого не растолкать. Один народ до ратных дел умел да смел, другой в кузнечном деле, в разведении лошадей да в земледелии силён. Одни торговать мастера, другие строить. Всем миром оно всегда верней. И причём истинный Православный Христианин и истинный Правоверный Мусульманин уважают друг друга. Помните, как в писании сказано? «С уважением от- носитесь к другим рели- гиям». Коран тоже учит не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, по- читать отца и мать своих, и так далее. Нет конкретного итога и потока идей. Есть достоинства и недостатки, как у них, так и у нас. К со- жалению, идеальных нет. Ни народов, ни сторон. Все хороши, и все хорошие. Нет плохих наций, есть, как ни печально, плохие люди. Просто надо с уважением и терпимостью относиться друг к другу, с понимани- ем. Как я могу рассуждать иначе, всё это прочувствовав и познав. Нас связывает целая жизнь, целая эпоха, а в связи с политическими землетрясениями до сих пор детонирующей перестрой- ки жившая на советских просторах непридуманная шутливая фраза «Моя твоя не понимай», стала обоюд- ной констатацией наших отношений.Мыне понимаем друг друга и не пытаемся понять. С грустной иронией, но с оптимизмом хочется за- кончить тем, что в Елецкой исправительной колонии № 3 рядом стоят и церковь, и мечеть, был с визитом, сам видел. Спокойно живут. Ничего не делят. Как всегда, в трудностях мы едины. Может, ну их, такие трудно- сти? Давайте учиться жить вместе, жить дружно! Наци- ональный вопрос, наверное, самый сложный вопрос на планете. Тысячи возраже- ний и противоречий, «за» и «против» бьются многие века. Но, дорогие мои, жить- то надо. НАШИ ИСТОКИ | В Москве прошел торжественный вечер православной культуры и литературы Всемирность русской души Эмма Меньшикова Главное впечатление от этого вечера — удивительный соборный дух, чувство искреннего единения всех его участников. И даже более — единения со всей Россией, которая незримо и зримо присутствовала на этом торже- стве русской православной культуры и литературы. Тем более что проходил вечер в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя, а открыл его Святейший Патриарх Кирилл… И тут уже пора приот- крыть завесу тайны для непосвященного читателя: что же стало поводом для такого масштабного — все- российского, по утверж- дению народного артиста РСФСР Михаила Ножкина, — праздника. Вот оно, имя виновника торжества: Ва- лерий Ганичев. Прозаик. Доктор исторических наук. Председатель Союза писате- лей России. К его 80-летию и был приурочен вечер, про- шедший при большом сте- чении народа и на каком-то особом душевном, духовном подъеме. К сожалению, многим нашим согражданам это имя ничего не говорит. Вот если бы примадонна российской эстрады — не дай Бог! — проникла бы на соборную сцену или звездный кумир и одинокий отец, большой любитель проповедовать с амвона, возгласил бы здесь «аллилуйю», то берегись все СМИ страны и зарубежья: эта новость вмиг быоблетела земной шар. Двухминутное кривля- ние развратных девиц в храме муссируется уже вто- рой год. А православная русская культура, литера- тура вниманием широкой общественности в последние два десятилетия обойдена. Но это вина не литературы, и не общественности даже, а тех, кто такое отношение к культуре сформировал, кто низвел русскую литературу до гастрономических, фи- зиологических откровений пресыщенных домохозяек и предпринимательниц. Тем важнее и значитель- нее в таких условиях торже- ственное, широкое чество- вание русского писателя, православного государствен- ника, общественного деяте- ля. Всвоемпоздравительном слове Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил основные вехии заслугиюбиляра, удо- стоенного за труды во благо Церкви и Отечества ордена преподобного Сергия Радо- нежского I степени. Вместе с этой высокой наградой Свя- тейший Патриарх Кирилл вручил Валерию Ганичеву вырезанную на кости икону БожиейМатери «Знамение» работы мастеров Русского Севера. В ходе вечера, организо- ванного в стенах главного храма страны Всемирным РусскимНароднымСобором и Союзом писателей России, выяснилось, что еще в моло- дые годы Валерий Ганичев определил для себя пятьде- сят добрых дел и начинаний во имя Отечества, которые он намеревался осуществить за жизнь. Выполнил ли Ва- лерийНиколаевич своюпро- грамму-минимум? Кто-то подсчитал, что только на комсомольской и журналистской работе — а он возглавлял журнал «Молодая гвардия», ру- ководил одноименным из- дательством, был главным редактором «Комсомоль- ской правды», «Роман-газе- ты» и «Роман-журнала XXI век», — и в последующую двадцатилетнюю деятель- ность на посту председателя правления Союза писателей России Ганичев не только выполнил, но и в два раза перевыполнил свой жиз- ненный план во славу Отече- ства. За это подвижничество особое почтение юбиляру выразил президент страны ВладимирПутин, направив- ший ему поздравительную телеграмму, которая была зачитана на праздничном вечере «Росс непобедимый»: по названию одного из исто- рических романов Ганичева. Приятно отметить, что после первых официаль- ных поздравлений на сцене появился наш елецкий ан- самбль «Русь державная». Этот молодежный казачий коллектив в ярких вырази- тельных костюмах встречал гостей уже в холле зала. А затем на сцене исполнил замечательную патриоти- ческую песню «Вспомни, матушка-Россия». Для нее, для молодежи, во многом трудится и наш литературный патриарх Валерий Ганичев. К его не- сомненным заслугам гла- ва Русской Православной ЦерквиКирилл как раз и от- нес создание замечательных произведений, в том числе адресованных молодым. Еще одно его доброе дело — это сохранение Союза писателей России, сплоче- ние писательского братства страны. Это под силу толь- ко такой яркой личности с открытым сердцем, как Валерий Ганичев, сказал Святейший Патриарх. Отметил он и тот огром- ный вклад, который внес руководитель Союза писате- лей России в восстановление отношений между писатель- ским сообществом, нашей интеллигенцией и Русской Православной Церковью. Но, пожалуй, есть еще два самых основных деяния Га- ничева, каждое из которых могло бы стать оправданием целой человеческой жизни. И прежде всего это участие в создании Всемирного Рус- ского Народного Собора — самой крупной, по сло- вам Патриарха, и значимой общественной организации в России. Валерий Ганичев — неизменный организатор ируководитель практически всех соборных встреч—а их прошло уже 16, сопредседа- тель и правая рука Патриар- ха в этой общенациональной дискуссии о судьбе России, ее настоящем и будущем. И еще одно дело Гани- чева было удостоено самого высокого признания: это изучение и прославление личности адмирала Ушако- ва. Ганичевские разработки и исследования легли в ос- нову процесса канонизации прославленного адмирала. Поздравить Ганичева пришли представители ду- ховенства, государственной власти, армии и флота, чле- ны Всемирного Русского Народного Собора, писатели и поэты, композиторы и ак- теры. Но праздник не был бы праздником, если бы не сопровождался раздольной русской песней, тем более если это праздник русской культуры. Кроме ельчан, на соборной сцене выступили хор Сретенского монастыря, оркестр «Россия», русские народные певицы Татьяна Петрова и Татьяна Семуши- на. «Эй, ухнем!» — гремел бас уникального певца, со- листа Большого театра Рос- сии и одновременно ученого- филолога, защитившего в 2011 году докторскую дис- сертацию, Федора Тарасова. Литературную состав- ляющую праздника, кото- рый вела Екатерина Стри- женова, представляли из- вестные русские прозаики, поэты Владимир Крупин, Юрий Лощиц, Станислав Куняев, Николай Рачков. Поздравить руководителя писательского цеха России приехали коллеги из Санкт- Петербурга, Белгорода, Смо- ленска, Липецка, Сыктыв- кара и других городов и весей страны. Народу было много, на- род был разный. Но все в едином порыве принимали блистательного — в полном смысле этого слова — Ва- силия Ланового, который влетел на сцену легко, как ветер, словно не прошло почти полвека после его три- умфальной роли в фильме «Офицеры». А как он читал пушкинского «Пророка»! Зал внимал каждому звуку, каждой паузе… Такой же легкой и не сдающейся годам остает- ся Александра Пахмутова, представившая со своим веч- ным соавтором и супругом Добронравовым премьеру песни. Апофеозомже празд- ника стало выступление МихаилаНожкина. Отметив особый дар Ганичева объеди- нять людей, соборный дух самой его натуры и обще- ственных устремлений, он подвиг зал к удивительной сплоченности, редкостному единению в стремлении вы- казать «россу непобедимо- му» свои лучшие чувства, теплое к нему и друг к другу отношение. Все вместе стоя пели «Я люблю тебя, Россия», «По- следний бой», «Прощание славянки»… И над залом витало осознание того, что среди нас есть люди, юбилеи которых становятся событи- ем русской культуры. Витя С. Родился в августе 1998 года. Братьев и сестер у Вити нет. Старается хорошо учиться, хотя троечки все же случаются. Но мальчик упорно движется к цели. Подходит к преподавателям и просит дать ему дополнительное задание. Так в дневнике появля- ется больше пятерок и четверок. В новом учебном году паренек поставил перед собой две задачи: стать хорошистом и еще активнее заняться спортом, чтобы быть крепкими здоровым. Под руковод- ством физрука Александра Козло- ва, которого уважают мальчишки с самым ершистым характером, Витя с удовольствием играет в баскетбол, пионербол. Он научился кататься на коньках и лыжах. Мальчик мечтает освоить гончарное ремесло. С людьми, создающими красоту своими руками, познакомился на Международной выставке гончарного искусства, которая проходила вРязанской области. «Мытеперь часто выезжаем из детскогодома.Путешествуемпородномукраю, знакомим- ся с людьми интересных профессий. Смотрим интересные фильмыв кинотеатрах, бываемна спектаклях, участвуемво многих конкурсах. Интересно живем, — сообщил Витя. — Да вот и ребята подтвердят. Мы очень благодарныДмитрию Игоревичу, директору детского дома, за то, что он так нас понимает и столько для нас делает…» Серьезный мальчик растет. Понимает, что такое добро. ИгорьШ. Игорьживет уже в тре- тьем детском доме. Об отце ничего не знает. Мама есть, но он не видел ее уже несколько лет. Сней осталась маленькая сестренка, о которой он мало что знает. Равно как и о стар- шей сестре, котораяживет самосто- ятельно, работает. Навещает Игоря крестная — добрая, приветливая женщина. Она считает, что Игорю в детском доме гораздо лучше, чем в родной семье: он получит гораздо больше знаний, будет всегда сыт и здоров, определится с профессией. Видимо, она верно оценивает свои силы, поэтому не берет мальчика под опеку. Игорь не унывает. Старается хорошо учиться. Любимые предметы— история, география, биология. Много времени посвящает спорту. Отличный футболист, хорошо играет в теннис, баскетбол, занимается в секции туризма. Все пору- чения взрослых выполняет быстро и охотно. После уроков — частый гость в библиотеке. Там он не только берет книги писателей-фантастов, но и разбирает труднодоступные для понимания школьные задания. Голубоглазому симпатичному подростку четырнадцать лет. ФОТО С САЙТА WWW.VRNS.RU Знаменитыйфонтан «Дружба народов» наВДНХ (нынеВВЦ) вМоскве по-прежнему является символом единения людей, некогда живших в Союзе ССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz