Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 179/24557/13 СЕНТЯБРЯ 2013 3 ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА ОПЫТ БЕЗ ГРАНИЦ | Мастера продолжают традиции Куда улетают лебеди Эмма Меньшикова Нельзя объять необъятное. С особой ясностью воспри- нимаешь эту гениальную мысль легендарного Козьмы Пруткова, знако- мясь с лебедянскими мастерами народного творчества. Кого ни возьми — каждый достоин восхищения и отдельного рассказа, у каждого свой самобытный стиль, свои находки. И только руки у всех похожие — мозоли- стые, ловкие, неутомимые. В народе их называют золотыми… Многие здесь увлекают- ся каким-нибудь исконным русским ремеслом, рукоде- лием. Несомненно, связано это с богатыми традициями, доставшимися лебедянцам в наследство от трудолюби- вых предков. Неясно только, что первично: то ли широко известные по всей России лебедянские ярмарки, спо- собствовавшие процветанию ремесел, толимастеровитость людей, производивших мас- су разнообразного товара, который нужно было как-то продавать. Яркая гладь на фоне жизни — Да и сейчас к любой нашей старушке зайдите — обязательно она что-нибудь да творит: клубки мотает, коврики вывязывает, кроит, шьет, — говорит начальник районного отдела социаль- ной защитынаселенияЕлена Новикова. Ей вторит директор ком- плексного центра социаль- ного обслуживания Алек- сандр Бачурин и приглаша- ет навестить подопечную социальной службы Вален- тину Денщикову: женщину простую, до пенсии работав- шую в местном хозяйстве. Живет она в скромном домике, а во двор вошли — он весь в цветах, по плетню — рушники да скатерти, вышитые яркой гладью, кружевами обрамленные, половички да коврики, жи- вописно преобразующие обыденность двора. Сама хозяйка — артистка, да и только: с удовольствием по- зирует, клубки и спицы по- казывает, старинные песни и страдания с припевками исполняет. Оказалось, не так давно к нейс телевиденияприезжали — вот она по заданной про- грамме и встречала гостей. А потом села и про жизнь свою непростуюрассказала:икакв родительскойсемьеиз десяти детей только двое выжили, и как папа из овечьей шерсти собственного приготовления валенки валял, а мама пряла да вязала... — А когда же вы сами шить да вязать начали? — спрашиваем бабушку. — А как родилась, так и вяжу, — с улыбкой отвечает она. Сегодняонаужеправнука обвязывает. А вообще-то, откровенно признается жен- щина, детям про запас вяжу. Живут они вдали, своими се- мьями, кто им свяжет, когда ее не станет? 12 пар варежек, три пары носков только за минувшую зиму пополнили наследный узел, а там еще дерюжки, покрывала. Пря- жей, лоскутами снабжает ее социальная служба, а дом и быт уже восемь лет поддер- живает «хожалка» Светлана Гулевская. Дом рукоделия Ивот ведь сила традиции: в то время, когда рушились устои целого государства, в Лебедяни открыли Дом ремесел. Было это в 1996 году. Творческие люди полу- чили возможность не только учиться какому-нибудь ре- меслу или искусству, осва- ивать его в мастерских, но и показывать свои работы людям в двух выставочных залах. Число кружков с годами только росло, причем обуче- ние в них велось и ведется бесплатно. С 2006 года Дом ремесел вошел в состав меж- поселенческого координаци- онно-методического центра города Лебедяни в качестве отдела народных промыс- лов и ремесел. И, судя по представленным в нем для широкого обозрения издели- ям, лебедянцы занимаются всеми возможными видами творчества. Это — и живопись, и вы- жигание по дереву, и вы- резание из него различных поделок и домашней утвари, и корнепластика (!), и ори- гами, и различные техники вышивания, а ещекерамика, вязание, лоскутное шитье. Есть изделия из бересты и на бересте, выточенные на то- карномстанке, смастеренные из газетных трубочек и упа- ковочной ленты, проволоки и бисера, есть тряпичные ку- клыидеревянныематрешки. Преподают здесь мастера со стажем, сами весьма пре- успевшие в своемделе.Кпри- меру, от гобеленов Надежды Космаковой глаз не отвести. Одни названия ее тканых полотен о многом говорят: «Седая старина глазами ле- тописца», «Песнь о России», «Древо жизни» и другие. Ивообще семьяКосмако- вых—это целый творческий клан: глава Иван Егорович и старший сын Алексей — ху- дожники, младший Петр — освоилипреподает вДоме ре- месел гончарное искусство. Их работы—украшение вы- ставок и конкурсов разного масштаба и географии. Дело тонкое Самым милым сердцу экспонатомавторуэтихстрок показалась работа из солом- ки Григория Насулецкого с сельским пейзажем и ко- лоритным петухом на плет- не. Григорий Корнилович широким жестом преподнес картину нам в подарок. И рассказал об этом искусстве много интересного. Преждечемзолотыекупо- ла храмов, солнечные пейза- жи нашего края, светящиеся виды Липецка, Лебедяни по- разят воображение зрителя, они возникают в фантазиях мастера. Он всё лето вына- шивает их, делает эскизы. В это же время он и собирает материал, бродя по полям и подбирая нужные для его задумок соломки. Пропа- ренные, высушенные, раз- резанные, проглаженные, они затем раскладываются по коробкам. Для запаса на зиму это коробок десять, рассказывает мастер. Можно только догадываться об их величине, если он умудряет- ся за зимние месяцы создать около ста картин. Дело это тонкое, но и картины под стеклом, в жи- вописных рамах выглядят роскошно. Причем солом- ку можно красить — для морских пейзажей, лес- ных «зарисовок». Много лет Григорий Корнилович преподавал в школе изо- бразительное искусство, и вот уже лет 15 занимается исключительно соломкой. Создал за это время около двух тысяч картин. А на душе тепло… АвотуБорисаКарпухина материал и работа пожестче: он занимается лозоплетени- ем. Но по красоте изделия его рук тоже поразительны. Было время, трудилсяБорис Юрьевич строителем — ма- стером, прорабом. Кремеслу обратился вынужденно — потерял здоровье, получил группу инвалидности. На- чинал тоже с соломки, точил ложкида ножки, а прикипел к лозе. — Я когда плету, — при- знается он, — то и не думаю, будет вещь востребована, по- дойдет ли кому: мне просто нравитсяэтозанятие.Апотом глядишь: изделие еще сырое, только-толькоиз-подрук, ана душе тепло… Излюбленная поделка мастера, его «визитная» кар- точка и одновременно бренд, говоря современным языком, города — это корзина-лебедь с широко раскинутыми кры- льями.Неоднастаяэтихптиц разлетелась по свету. Толь- ко в Москву таких корзин, полнехоньких ароматными краснобокими лебедянскими яблоками, переправилось столько, что и не сосчитать. Естьумастеровиученики. Это ведь очень нужно: со- хранять народные ремесла и промыслы, чтобы людскими руками создавать реальный мир красоты — в противовес компьютерному, виртуаль- ному, которым всё чаще и чаще довольствуется сегодня молодежь… Вас заинтересовала тема , поднятая обозревате - лем , и есть что сказать в ее продолжение ? Пред - лагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Слово обозревателю За Сирию в ответе Виктор Грибачев Новости, касающиеся сирийского конфликта и готовно- сти Вашингтона «урегулировать» его силовыми метода- ми, устаревают, едва появившись на лентах информаци- онных агентств. Что уж там говорить о ежедневных газетах или еженедельных журналах. Попробуем считать последней точкой отсчета невиданное миролюбие Барака Обамы: в своем телевизионном обращении к американ- цам он великодушно заявил, что готов повременить с запуском крылатых ракет с боевых кораблей ВМС по уже утвержденным целям на территории Сирии. Н аивные могут верить, что тайм-аут лауреат Нобелевской премии мира взял исключительно из желания не взрывать ситуацию на всем Ближнем Востоке. В реальности пауза оказалась мерой вынужден- ной. Президента подвел его государственный секретарь. Находясь в Лондоне, Джон Керри заявил: «Режим ( пре- зидента Башара Асада. — Ред. ) может предотвратить вооруженное вмешатель- ство, если передаст все хи- мическое оружие мировому сообществу в течение следу- ющей недели». В Вашинг- тоне сразу же пожалели о его опрометчивых словах: человек, выполняющий в других государствах функ- ции министра иностранных дел, нарушил все планы во- енной операции. Сергей Лавров — уже российский министр ино- странных дел — практиче- ски мгновенно отреагиро- вал простым и понятным предложением. Собственно, поймал Джона Керри на слове. Если установление международного контроля над химическим оружием в Сирии позволит избежать военных ударов, Москва немедленно готова начать работу с Дамаском, объявил он. Видимо, по случайному совпадению именно в это время Лавров вел в Москве переговоры с главой МИД СирииВалидомМуаллемом, и Дамаск сразу одобрил эту инициативу. Казалось, все, Вашингтон угомонился и теперь станет терпеливо ждать выводов экспертов ООН, которые проводили исследования на месте пред- полагаемого использования химического оружия… Именно — казалось. По- тому что государственный департамент США решил «отмотать пленку назад». Слова Джона Керри назвали неким «риторическим аргу- ментом»ипредложилисвою, единственновернуютрактов- ку инициативы: «Государ- ственный секретарь хотел сказать, что такому жесто- кому диктатору, известно- му вольным обращением с фактами, нельзя доверять в этом вопросе». Если смысл «перевода» высокопостав- ленного должностного лица совершенно не совпадает с оригиналом, значит, тем хуже для оригинала. С егодня Бараку Обаме нужно время, чтобы убедить своих кон- грессменов одобрить резо- люцию, санкционирующую нанесение удара. Еще не- сколькоднейназадказалось, что инициативу президента США народные избранники одобрят с восторгом и «на ура». Спикер палаты пред- ставителей, республиканец Джон Бейнер заверял, что проголосует «за», и при- зывал своих коллег-кон- грессменов последовать его примеру: «Использование химического оружия—вар- варский поступок. Для меня абсолютно ясно, что ООН не может ничего сделать. НАТО также вряд ли вме- шается». Лидер демократов в ниж- ней палате Нэнси Пелоси объявила, что обязательно поддержит планы президен- та. Американские издания широко цитируют слова се- натора-республиканца Джо- на Маккейна, объявившего, что «мы должны обрушить режим Башара Асада». То есть поначалу Барак Обама был абсолютно уверен в поддержке конгрессменов. Они же настоящие амери- канцы, и осознают, что Ва- шингтон восстановит спра- ведливость и укрепит мир в Сирии, верно? Конечно, тем более что президент провел среди них разъяснительную работу, предоставив изло- женные в самых расплывча- тыхформулировках«данные разведки», обрывки теле- фонных разговоров неких «официальных лиц» в Дама- ске и сведения, полученные от сирийских мятежников. Абсолютно неубедительные аргументы, но по первости сенаторы и члены палаты представителей их пере- варили. Но очень скоро на Капи- толийском холме появились «сомневающиеся» и даже те, кто сейчас готовдать«задний ход». Причиной тому было вовсе не желание урегули- ровать сирийский конфликт дипломатическими способа- ми, просто социологи опове- стили, что больше половины американцев против удара поСирии. Сограждане прези- дента не ограничились лишь выражениемсвоегомнения в ходе опросов, а массово при- нялись писать конгрессме- нам от своих штатов письма с требованием не поддержи- вать планы «ограниченной войны». В Америке этот на- мексугрозойне голосовать за них на следующих выборах действует на членов палаты представителей и сенаторов безотказно. Дело дошло уже и до вольнодумства в рядах вооруженныхсил.Всоциаль- ных сетях появляются фото- графии военнослужащих, которые сопровождают их подписями: «Яшел служить во флот не для того, чтобы воевать за «Аль-Каиду», «Я не вступал в армию, чтобы сражаться за «Аль-Каиду» в Сирии, когда «Аль-Каида» убиваетмоихбратьевисестер в Афганистане». В итоге, согласно раз- личным оценкам, в нижней палате от 200 до 216 избран- ников, скорее всего, прого- лосуют против резолюции, предложенной президентом. При том, что в конгрессе заседает 435 человек. Пока расклад выглядит так, но еще не вечер, американцы продолжают названивать в офисы своих избранников. Как с удивлением заметили журналисты, страна давно не видела такого единства, протестуют все: либералы, социалисты, консерваторы, демократы, республикан- цы… Правильно, во время пожара в лесу зверям неког- да нападать друг на друга, следует спасаться вместе. Е сть много политиков, по сей день считаю- щих, что главное — ввязаться в бой, а там война план покажет. Барак Обама —одинизних.Все вВашинг- тоне прекрасно понимают, что для него одобрение кон- грессменами удара по Сирии — простая формальность. Можно назвать это неким соблюдением этикета, кото- рый используется в качестве декорации для американ- ской демократии. Можно — желанием разделить от- ветственность за непред- сказуемые результаты уже спланированной операции, повязать конгрессменов кро- вью жертв, которых будет очень много. Президент Соединенных Штатов вступил в конфликт со своими избирателями и, судя по всему, с конгресс- менами, представляющими обе партии. Как выяснилось, лишь каждый четвертый гражданин страны готов сейчас поддержать главу государства, даже если будет доказано, что официальный Дамаск применял химиче- ское оружие. Свидетельств тому нет, однако Барак Оба- ма категоричен: сирийская армия это оружие использо- вала, и Башар Асад должен за свое преступление против человечности понести самое суровое наказание. Прези- дент абсолютно уверен в своей правоте и считает, что только он в ответе за судьбу Сирии. Согласно некоторым данным, теперь сирийские мятежники готовят крупно- масштабную провокацию, собираясь нанести удар по Израилю с применением хи- мического оружия с террито- рии, которая подконтрольна Дамаску. После чего Барак Обама, естественно, назовет виновным Башара Асада. Другого сценария в админи- страции президента просто не рассматривают, мятеж- ники — друзья Америки. Даже если это откровенные исламистыиз «Аль-Каиды». Словом, понятно, за что Ба- рак Обама получилНобелев- скую премию мира. ВЕРНИСАЖ | Открылась выставка икон и старопечатных книг Подвижники веры христианской Сергей Малюков Больше узнать о подвиж- никах православной веры, увидеть уникаль- ные иконы, старопечат- ные книги, предметы декоративно-прикладно- го искусства из крупней- ших русских монастырей можно, посетив выстав- ку «Образы Православ- ного монашества: от преподобного Антония Великого до преподобно- го Серафима Саровского. Иконопись и русская культура XVI—XIX веков» из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, открыв- шуюся в Липецком областном художествен- ном музее. Впервые в Липецке выставлены около сотни экспонатов из коллекции единственного в России специализированного му- зея, посвященного рус- скому церковному искус- ству. Благодарямногочис- ленным экспедициям и приобретениям, в Москве на музейномхранении на- ходится свыше десяти ты- сяч интереснейших пред- метов, охватывающих более чем семь столетий, среди которых иконы, рукописные и старопечат- ные книги, копиии ориги- налы фресок, памятники археологии. Теперь эти сокровища стали доступ- ны и липчанам. — Для нас это очень важный шаг, — подчер- кивает заместительдирек- тора музея имени Андрея Рублева Мария Иващук. —В Липецк мы привезли очень ценные экспона- ты. Выставка посвящена 110-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, мы приехали со святой саровской земли в область с богатейшими духовными традициями, и от этого на душе светло и радостно. Экспозиция стала результатом боль- шого труда многих людей —исследователей, рестав- раторов, учёных.Уверена, знакомство с замечатель- ными иконами будет ин- тересно самомуширокому кругу зрителей. На выставке также представлена иконопись из собрания икон при под- держке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного, музея при московской церкви святителя Митро- фанаВоронежского, а так- же частных коллекций. Бесценные экспонаты прибыли из Нижегород- ской области в специаль- ных холодильных каме- рах— старинным иконам необходима определен- ная температура воздуха и приглушенный свет, чтобы не испортилась краска. За сохранностью произведений искусства следит сопровождающий выставку реставратор. При необходимости он готов восстановить работы на месте. — Большая удача, что Липецк вошел в число трех российских городов, принимающих этот мас- штабный проект, — счи- тает директор областного художественного музея Павел Матвиец. — Наши сотрудники готовились к выставке несколько меся- цев. Все отвечает строгим требованиям. Тематиче- ские разделы выставки организованы в соответ- ствии с основными этапа- миисториихристианского аскетизма. В начале экспозиции зритель видит иконы с изображением древних египетских и византий- ских святых — первона- чальников монашества и создателей его традиций. Подвижники, затворни- ки, скитальцы Онуфрий Великий,ПетрАфонский, Мария Египетская посвя- тили свою жизнь аскезе и молитвенному подвигу, в их кротких взорах —со- страдание и надежда для всего человечества. Целый зал отдан ико- нам, восславляющим рус- ских преподобных-пу- стынножителей и основа- телей монастырей. Одной из самых впечатляющих и древних из представлен- ных является образ осно- вателя Троице-Сергиевой лавры «игумена земли русской» преподобного Сергия Радонежского, датируемый началом XVI века, из собрания фонда Андрея Первозванного. Антоний Печерский, Кирилл Белозёрский, Андроник Московский и многие другие последо- ватели дела Христа осно- вали святые обители по всей Руси. Их простые, наполненные светомиму- дростью лики часто писа- лись в самих монастырях согласно текстам жития святых, составленным их учениками, очевидцами чудесных явлений. В экс- позиции представлено несколько редких икон XVI—XVII веков из под- московных, поволжских и северных земель Руси. Воплощением мона- шеского идеала в новое время, накануне эпохи богоборчества, служат образы преподобного Се- рафима, славы и «похва- лы» Саровской пустыни. Выходец из купеческой семьи Прохор Мошнин, ставший за время много- летнего подвижничества и духовного стяжания «ан- гелом на земле и во плоти Серафимом», прославил Саровскую пустынь на весь христианский мир. Вступив в это уединенное место в 1778 году, проведя долгие годы в молитвах, монашеском затворе и житие в пустыне, только в 1825годупреподобныйСе- рафим по указанию Пре- святой Богородицы начал принимать людей, щедро делясь с ними духовным опытом до самой правед- ной кончины в 1833 году. Благообразная согбенная фигура святого в простор- ных белых одеждах и в лаптях на картине худож- ника Мухина начала XX века из музея при москов- ской церкви святителя МитрофанаВоронежского написана под влиянием многочисленных прижиз- ненных иконографиче- ских изображений Сера- фима Саровского. В экспозиции также представлены образцы декоративно-приклад- ного искусства, гравюры и старопечатные книги, дающие представление об основных направлениях развития русского цер- ковного искусства на про- тяжении пяти столетий. Стоит отметить, что музейный проект реали- зуется в рамкахфедераль- ной целевой программы «Культура», финансируе- мойМинистерством куль- туры России. Выставка продлится до 17 октября, а после переедет в Тамбов. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ХОККЕЙ Несъедобный первый блин Михаил Абрамов В дебютном матче первенства Высшей хоккейной лиги ХК «Липецк» уступил на своем льду краснодарской «Кубани» — 3:7. Поединку предшествовала красочная церемония открытия. На площади перед Дворцом спорта зрителей развлекала зажигательными хитами прошлых лет рок-группа, а в фойе «Звездного» вы- ступал духовой оркестр, который перед матчемвживуюисполнилГимнРоссии. С открытием сезона хоккеистов и зрителей поздравил заместитель главы админи- страции области Руслан Губайдуллин. А вот сама игра положительных эмо- ций липецким болельщикам, заполнив- шим трибуны до отказа, не доставила. Гости открыли счет уже на 7-й минуте: отличился Александр Чистяков. Вскоре Денис Кочетков забросил вторую шайбу в ворота Антона Кислицына. Первую шайбуХК«Липецк» в новом сезоне запи- сал на свой счет в конце первого периода форвард Вадим Аверкин. Увы, это был локальный успех хо- зяев: в начале второго периода Андрей Шепеленко забросил третью шайбу, а окончательно все точки над «i» были расставлены после результативной кон- тратаки кубанцев в меньшинстве. Выход на рандеву с Кислицыным реализовал Сергей Пискунов — 1:4. В концовке второго периода случился неприятный эпизод: судьинашли выбои- ну на льду, и на перерыв команды ушли раньше—заливочнаямашина устраняла неполадки. Едва возобновился матч, как кубанцы забросили пятую шайбу, а в третьемпериоде и вовсе пошел открытый хоккей. Команды обменялись результа- тивными атаками, причем соперники отличились по два раза. В составе липчан шайбы забросили Михаил Васильев и АлександрФроленков. Итоговыйрезуль- тат — 3:7 в пользу «Кубани». — Тяжело что-то говорить после такого поражения, но копья ломать не будем, — сказал на послематчевой пресс-конференции главный тренер ХК «Липецк» Валерий Олейник. — Допу- скать грубые ошибки с мастеровитыми соперниками для нас смерти подобно: расплата наступает немедленно. Первая игра, полныйзал,многомолодыхигроков в составе — возможно, все это повлияло. Однако волнение волнением, но с такими ошибками, которыемыдопускалив своей зоне, дальше будет тяжко. Надо работать над этим. Свой второй матч ХК «Липецк» про- ведет сегодня, 13 сентября, против «Ди- намо» из Балашихи. Своими золотыми руками мастера лебедянского края Григорий Насулецкий, Валентина Денщикова творят чудеса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz