Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
МИР ВОКРУГ НАС № 178/24556/ 12 СЕНТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Волжский маршрут Там, где плещет и блещет великая река ПЕТР ИГНАТОВ Разрезая стальным носом речную гладь, от- швартовавшийся от берега четырехпалубный тепло- ход «Федор Шаляпин» отправлялся в очередной поход из Москвы вниз по матушке Волге. Ав- тору этих строк вместе с некоторыми членами делегации журналистов российскихСМИподанно- му маршруту предстояло проплыть впервые. Стройка на костях Р азместившись в уютных, без лишнего шика каю- тах, народ туристический дружно выпорхнул на палубы. Благо недостатка их на кру- изном судне нет, а погода в день отплытия от старенького речного вокзала Белокаменной благоволила принимать скорее солнечные ванныивкушать пре- лесть прогулки по воде, нежели томиться под железной крышей белоснежного корабля. Он постепенно набирал ход, натруженные дизеля все время о чем-то спорили с упругой вол- ной.Журналистская братия, по- шумев напоследок в диско-баре, стала отходить ко сну. Поутру у всех на устах один и тот же банальный вопрос: в каких краях находимся? Оказа- лось, еще не вырвались из знаме- нитого канала имени Москвы. — Неужели он такой длин- нющий? — первая реакция туристов-новичков. — Да, — звучал тягучий от- вет «знатока»,—перед поездкой читал, чтопротяженностьискус- ственной реки 128 километров, ширина 85метров, глубина пять с половиной. —И как все запомнил?.. —Акак не помнить,—обна- руживается разгадка, — когда перед глазами компьютер-ноут- бук. По нему и шпарит. —Ага. И что еще интересно- го вычитал? — Первое, — продолжаются пояснения,—документально за- регистрированное предложение соединитьМоскву-реку с Волгой обнаружено историками в госу- дарственных бумагах еще при царях. Ставилась задача облег- чить транспортировку грузов на Cевер. Когда проект был готов, самодержец Петр Алексеевич, ознакомившись со сметой рас- ходов, многозначительно изрек: «Однако!» И про строительство канала пришлось забыть. Моло- дой Российской империи такие расходы тогда были еще не по карману. Кмасштабной стройке вернулись только при Николае I в 1805 году. Начались работы, которые выполняли в основном солдаты Его Императорского Величества. В 1850-м канал сдали в эксплуатацию. Но в это же время достроили ижелезную дорогу до величавой Северной Пальмиры. По ней перемещать грузыоказалосьидешевле, ибы- стрее. Судьбамногомиллионных государственных инвестиций в мощную водную артерию была предрешена. Год от года она при- ходила в упадок, и вскоре после отмены крепостного права ее и вовсе закрыли. В третий раз о канале за- говорили в начале ХХ века. На первый план вышла программа снабжения столицы нашей Ро- дины водой. По расчетам выхо- дило, что москвичи со временем выпьют всю Москву-реку. И в 30-х годах большевики развер- нули изнурительные земляные работы. Как и на Беломорка- нале, их выполняли заключен- ные. Этого не скрывали. Этим гордились. — Мужики, — просвеща- ет нас «продвинутый» колле- га, — здесь тогда выходила и специальная газета. И знаете, как называлась? «Перековка». Сильны, язви их, были комму- нисты в идеологии... Огромные людские массы ежедневно извлекали и пере- мещали тысячи тонн грунта, укладывали сотни тонн кубоме- тров бетона. Из душной каюты с москов- ским коллегой выходим на одну из палуб. Наш корабль уверен в своих силах. — Андрей, — замечаю глав- ному редактору газеты «Аргу- менты недели» Угланову, — ты представляешь тот драматизм и нечеловеческие условия стро- ительства? Безнадега, ручной труд. Из подручных средств только кайло, лопата, тачка. — И каждый день, — про- должает собрат по перу, — уни- жения, тычки конвоиров. Не- доедание, из одежды и обуви —одни ошметья. Акакой объем работ выполнен! Смотри, по обе стороныберега русла укреплены или камнем, или железобетон- ными плитами. Сколько же тут, в раскисшей грязи, сгинуло наших соотечественников, не выдержавшихкаторги?Сколько костей под нами? Грустно и уныло от таких раздумий. Ловлюсебянамысли: какже непростительномаломы, представителивзрослогопоколе- ния, знаем об истории Отчизны. А дети наши? Затопленные души И з тесного канала вы- рываемся на просторы Иваньковского водохра- нилища. Под нами ушедшие под воду села и деревни. В этом месте бетонная плотина впервые остановила привычное течение Волги, высоко подняла ее воды, образовав безбрежные глади так называемого теперь Москов- ского моря. Именно из этой ги- гантской «чаши» и происходит подпитка канала. Тверские коллеги рассказы- вают про затопленную во время ударной коммунистической стройки историческую часть города Калязин. До поездки на- слышан о нем. —Под водой скрылись,—за- мечает председатель Тверского отделения Союза журналистов России Татьяна Соколова, — дома, огороды, улицы, монасты- ри и кладбища. И как укор — чудом уцелев- шая колокольня, вырастающая на пути следования прямо из воды. Признаться, становится не по себе.Интересно, обсуждает ли кто еще помимо нас, жур- налистов, такие подробности в круизе, ощущая неуютную встроенность одного времени в другое? Ведь о каких-то собы- тиях повествуют памятники, другие сохранены в легендах, версиях, рассказах. А третьи возвращаются из исторического зазеркальяпочтисмистическим окрасом. Отсвет зазеркалья Г ородокМолога, к которому держим курс после Каля- зина, девять веков шумел ярмарками. Был отнесен к двор- цовым посадам и поставлял к царскому столу Екатерины I рыбу. К началу XIX века про- пускал до семи тысяч судов из низовых поволжских губерний, успешно развивал у себя судо- строительный промысел, сла- вился отменными продуктами земледелия и животноводства. Крестьянское масло поставляли даже вЛондон. Соборы, церкви, библиотеки, училища, лесные массивыи заливные луга, арены для верховой езды и театры под открытым небом. И вот в связи со строительством Угличской и Рыбинской ГЭС всю эту красоту пришлось затопить. Исковер- кать судьбы130 тысячжителей, уничтожить около 700 близле- жащих сел и деревень, сотни памятников культуры. Долгие годы зловещий за- говор молчания царил над Мо- логой. О ней не было сказано ни слова. Тайком люди сохраняли память о родном крае. Выходи- ли в море на катерах, чтобы воз- ложить цветы и венки на месте затопления кладбищ. ИГосподь словно услышал человеческую скорбь. — В 1992 году, — слышим пояснения, — из-за засухи уровень Рыбинского водохра- нилища понизился почти на два метра. В результате этого обнажились мостовые, улицы, могильные плиты, кованые ре- шетки старинного города.Народ бросился собирать экспонаты и реликвии для музеев, отыски- вать надгробия предков. Ядо резив глазахвглядывал- ся в голубые волны Рыбинского моря, пытаясь увидеть в них... затопленные души. Ведь около трехсот человек отказались эва- куироваться, разделив печаль- ную участь вместе с любимой Мологой. Заживо погребеныпод водой. Неожиданно почудилось, что наш корабль замедлил ход именно у их праха. Увы, только показалось. На самой верхней палубе гремела музыка, от- дыхающий народ традиционно «зажигал» на полную катушку. Никомуив головуне пришло приостановиться, напомнить туристам некоторые скорбные моменты прошлого. А что о них вспоминать, когда той могучей державы ныне, к сожалению, нет и в помине. Русское очарование И все же не влюбиться в такой вид отдыха, как речной круиз, нельзя. Петляя, матушка Волга уводит тебя от мирской суеты, а на- полненный свежестью вечерней прохлады воздух настолько кристален, что по-доброму завидуешь тем, кто каждый день не вдыхает нашего ли- пецкого смога. Трудяга тепло- ход неторопливо проходит под множеством мостов, берега то тонут вдали, то во всей красе предстают взору, когда судно томится вшлюзах.Махина реки всем своим существом тянется к солнцу. Благо оно, как по зака- зу, приветливо сопровождает в поездке. Словно памятуя о том, что впереди у нас знакомство с городами, входящими в «Золо- тое кольцоРоссии»,—Угличем, Мышкиным. Или, например, Плесом. Райское местечко. Видимо, не зря сюда наведыва- лись выдающиеся художники, а знаменитый Исаак Левитан, приезжая на целое лето, именно тут создал свои лучшие полотна. Затерявшийся на российских просторах городишко Иванов- ской губернии встречает привет- ливыми, дружелюбными лица- ми, великолепной набережной, настоящейярмаркой сувениров, грибной икрой, карпом с пылу с жару в домашнем кафе. А еще —копченым сомом с огурчиком под шелест волжской волны. Кажется, что здесь культ рыбы. Прямо на деревянных забор- чиках стареньких, но еще кре- пеньких домишек развешаны объявления «Рыба», а вокруг красуются красно-белые кио- ски, прилавки которых ломятся от данного деликатеса. Окунувшись в беззаботность и спокойствие, наслаждаемся настоящими русскими ланд- шафтами с большим количе- ством монастырей, соборов, церквей, сохранившимися до наших дней средневековыми улицами и купеческими до- мами. А еще певучим русским языком. Самый древний из городов на Волге — Ярославль, основанный, только представь- те, в 1010 году киевскимкнязем ЯрославомМудрым. Внем более 140 памятников архитектуры, признанных ЮНЕСКО «куль- турным наследием человече- ства». В этих приволжских краях долго жил и работал мой тог- дашний попутчик—легенда ли- пецкой журналистики Леонид Винников. К сожалению, этим летом Леонид Иванович ушел от нас навсегда... Помню, как он радостно объявил: «Сейчас в Ярославле с моим бывшим кол- легой увижусь—когда-то фото- кором областной газеты, а ныне известным фотомастером». Вот это была встреча давнишних друзей! Словно предчувствовал наш старейшина, что она для него станет последней. …Аничего не подозревавший теплоход, урча дизелями, брал- ся за последний бросок, чтобы через остановку в местечке Городец доставить нас до Ниж- него Новгорода. Но об этом как- нибудь в следующий раз. ОТ РЕДАКЦИИ. Дорогие друзья! Если у вас естьжела- ние рассказать о впечатле- ниях от своих турпоездках, поделитесь ими с нашими читателями! Ждем ваших писем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz