Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ Мы покупаем, нас покупают Легко ли быть шопоголиком Человек, страдающий шопоголизмом, заполняет в себе некую пустоту, пытается компенсировать себе нехватку любви, тепла, искренней заботы. № 178/24556/ 12 СЕНТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЕЛЕНА БРЕДИС Для большинства из нас слово «ониомания» ни о чем не говорит. Нет, понятно, что раз «мания», — значит, болезнь, но вот какая? При этом все мы о ней прекрасно зна- ем, а многие даже стали ее жертвами. Разгадка проста: в быту мы онио- манию называем шопо- голизмом, а страдающих от этой болезни — шопо- голиками. Хотя почему страдающих? Ходят люди по магазинам, покупают все, что им нравится, удо- вольствие получают. Чем плохо? Вот на этот вопрос мы и попросили ответить психолога, психоаналити- ка Екатерину Антонову. — Плохо хотя бы тем, что это болезнь. Это такая же за- висимость, как алкоголизм или наркомания. Да, эти люди полу- чают удовольствие от походов по магазинам и от бесконечных покупок. Но разве алкоголик не получает такое же удовольствие от бутылки водки, а наркоман — от дозы? А ведь все знают, что бывает с наркоманом или алкоголиком, когда дозы или бутылки нет. Наступает син- дром абстиненции, или, как в народе говорят, — ломка. Вот точно то же самое происходит и с шопоголиком, когда у него нет возможности отправиться по магазинам: возникают раз- дражение, депрессия, плохое самочувствие. Пятнадцать лет назад в Англии была история, когда женщина потратила два миллиона фунтов стерлингов из фонда страховой компании, в которой работала. Сейчас эта сумма равнялась быпятнадцати миллионам. Знаете, что она по- купала? Автомобили и рояли, арендовав для этого специаль- ный склад. При этом она не имела водительских прав и не умелаигратьна рояле. Вот такая крайняя степень зависимости. Кстати, в Германии сейчас по официальной статистике во- семьсот тысяч шопоголиков. — Большинство женщин очень любят ходить по магази- нам и, уж тем более, покупать то, что понравилось. Но ведь это не значит, что все они страдают ониоманией. —Безусловно. Есть ряд при- знаков, по которым несложно определить, подвержены вы этой зависимости или нет. Вот некоторые из них. Поход в ма- газин без четкого желания най- ти что-то конкретное. Осмотр большинства выставленного на продажу товара. Желание ку- пить продукт без объективной причины. Постоянное обсужде- ние купленного. Апатия без ре- гулярного посещения торговых заведений. Проанализируйте себяи свои ощущенияи ответьте честно: не обнаруживаете ли вы наличия каких-то признаков? Ноя быхотелакое-что уточнить. Нормально, когда женщина радуется, купив себе красивые туфли, а мужчина счастлив, найдя в магазине именно ту удочку, о которой давно мечтал. Но трагедия шопоголика в том, что он покупает совершенно не нужные вещи в огромных количествах, причем делает это постоянно. И еще. Шопоголик очень часто тратит те деньги, которых у него нет, и это уже опасно для жизни. — Если я правильно пони- маю, вы имеете в виду всевоз- можные долги, которые уже нечем отдать. Но разве всевоз- можные кредитные предложе- ния не провоцируют развитие ониомании? — Я бы сказала, что не про- воцируют, а катализируют, то есть усиливают. Здоровый че- ловек прежде чем взять кредит, двадцать раз подумает, сможет ли он его выплачивать. А чело- век, страдающий зависимостью, счастлив возможности именно сегодня получить деньги на покупки, о завтрашнем дне он просто не думает. У меня есть знакомая, работающая в фирме, которая быстро выдает кредиты, но не более пяти тысяч. Процен- ты огромные. Я поинтересова- лась: на что же люди чаще всего берут такие небольшие деньги? И услышала: «На шопинг». А ведь все эти кредиты могут за- кончиться страшно, когда хоть почку продавай, хоть всего себя на органы. Вообще сам по себе кредит таит в себе некую ло- вушку. Вот хочется вам сменить мебель, взяли вы кредит, купи- ли то, что хотели. Как долго вы будете радоваться этойпокупке? Неделю или пару недель. Зато мучительный период возвра- щения кредита растянется на очень долгое время. Вы будете экономить, бояться просрочить выплаты и мечтать только об одном — когда все это закон- чится. А вот если вы просто от- кладываете деньги на будущую покупку, даже ограничивая себя во всем, вы живете в состо- яниирадостного предвкушения. Чувствуете разницу? В первом случае негативное состояние во много раз перекрывает по- ложительные эмоции. Не надо думать, что ониомания — это шуточки, милое увлечение дам. Зависимость — это всегда очень серьезно. У такого человека ра- циональное начало не работает, он просто не может взять себя в руки и остановиться. — Но есть же какие-то при- чины для возникновения такой зависимости? —Знаете, есть люди, страда- ющие булимией. Они постоянно едят и никак не могут прекра- тить есть. Это еще называют заеданием тревоги, страхов. А человек, страдающий шопого- лизмом, заполняет в себе некую пустоту. Как правило, этими покупками он пытается компен- сировать себе нехватку любви, тепла, искренней заботы. — А если ребенка с детства балуют, покупая ему все, на что он пальчиком покажет? Такой ребенок может впоследствии стать шопоголиком? — Тут нет однозначного от- вета. Если в семье из ребенка сделали божка и исполняли все его желания, то такой ребенок, став взрослым, скорее будет тре- бовать от окружающих, чтобы они обеспечивали его тем, что ему хочется. А вот если родите- ли пытались «откупиться» от ребенка с помощью подарков, подменить ими отсутствие сво- ей любви и внимания, то тут в будущем и зависимость может возникнуть. Ведь у такого ребен- ка с детства сложилась жесткая связь: любовь—это новая вещь. И уже во взрослом возрасте че- ловек реагирует на обиды, оди- ночество, отсутствие любви все так же: беспорядочным приоб- ретением новых вещей. Он идет за вещами, чтобыпочувствовать себя любимым. —Может, причина в элемен- тарной духовной неразвитости? Ну не знает человек, чем свобод- ное время занять, вот и ходит по магазинам... Иначе почему шопоголизму особенно подвер- женывсякие гламурные девицы и «рублевские жены»? — Духовная неразвитость безусловно играет свою роль в возникновении такой зависи- мости. Но ведь она ни оттуда, ни отсюда не берется, ее истоки все в том же детстве, в недо- статке внимания родителей. Человек просто не знает, что эмоциональную пустоту можно восполнить, слушая музыку, читая книги, посещая театр. ва, чтобы быть ближе к природе и не зависеть от тех правил, которые диктует современная жизнь в мегаполисе. Это на- зывается «дауншифтинг». Вам не кажется, что это своего рода противоположность шопого- лизму? — Нет, хотя бы потому, что шопоголизм — это болезнь, зависимость, а дауншифтинг — свободный выбор человека. Лично я могу с ним согласить- ся только в том случае, если у человека нет семьи, нет детей. Принимать такие решения за детей и лишать их жизни в ци- вилизованном обществе просто нельзя. Я понимаю, что опреде- ленныймомент протеста против мира, заполненного вещами, здесь есть. Но это, опять же, не решение проблемы, а только бег- ство от нее. Кто мешает обрести внутренний покой и ощущение самодостаточности без бегства от цивилизации? Только не- желание разобраться с самим собой и своими внутренними проблемами. — Возможно ли проявление шопоголизма у детей? — Когда ребенок тянет вас в детскиймагазин, то тут никакой зависимости, понятно, нет—он просто хочет новую игрушку. А вот у подростков, увы, уже можно наблюдать проявления этой болезни. Мне становится страшно, когда я вижу, как де- вочки пятнадцати-шестнадцати лет в прекрасный весенний день «гуляют» по бутикам, вместо того чтобы посидеть в парке и полюбоваться ожившей после зимы природой. Приходится признать, что развитие такой зависимости сегодня провоци- рует пропаганда потребления. Какая девочка устоит против рекламы со слоганом «Ведь ты этого достойна!»? Фактически подросткам навязывается един- ственный способ доказать себе свою собственную значимость: приобрести «статусную» вещь. Я знала молодого человека двад- цати трех лет, который нахо- дился в глубочайшей депрессии из-за того, что не мог купить себе «раскрученную» рекламой иномарку. Он был убежден, что без этой машины он — ни- чтожество. Так же, как и теле- визионная реклама, на девочек действуют модные журналы, а теперь еще и интернет-магази- ны. Ведь как все упростилось! Сидишь себе дома перед ком- пьютером, «прыгаешь» с сайта на сайт и хватаешь все, что приглянулось. Чем дальше, тем больше зависимый человек уже не отдает себе отчета, сколько денег придется заплатить за все это барахло. —Можно ли самостоятельно справиться с этой зависимо- стью? — Не думаю. На началь- ной стадии еще может помочь психолог, но в запущенных случаях нужны уже другие спе- циалисты. Могу дать лишь один важный совет. Если вас необъ- яснимо тянет «прошвырнуться» по магазинам, прислушайтесь к себе и своим эмоциям. Что вас в данный момент тревожит? Что вызывает дискомфорт? Какие душевные раны вы пытаетесь залечить с помощью покупок? Только честно ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, чегоже на самомделе вамне хва- тает в этой жизни. А осознание — это уже половина решения проблемы. Единственное, что ему доступно, — это прогулка по магазинам. Чтоже касается дам с Рублевки, то тут все сложнее. Не секрет, что чаще всего они просто по расчету выходят замуж за бо- гатых мужчин, то есть продают себя. Они сами себя изначально считают вещью и назначают себе цену. Подлинных чувств в таких бракахочень частонет.На их место приходит потребность постоянного подтверждения собственной ценности путем бесконечных и ненужных по- купок. Плюс подтверждается еще и свой некий социальный статус за счет приобретения дорогих брендовых вещей. А если такая «рублевская жена» еще вчера танцевала в ночном клубе за деньги, то у нее навер- няка есть огромный комплекс неполноценности, который она пытается компенсировать та- ким образом. Внимание и подо- бострастие продавцов дорогих магазинов только подогревает иллюзию собственной власти и значимости. В романе Тибо- ра Фишера «Коллекционная вещь» рассказывается о древней вазе, которую на протяжении веков приобретают различные коллекционеры. В итоге полу- чается, что это сама ваза кол- лекционирует людей. Эти дамы не осознают, что становятся вещами. Вообще счастливый и наполненный человек не будет стремиться на Рублевку, ему не нужно какое-то подтверждение его статуса, ему не нужен пиар. — Сейчас все чаще стали появляться люди, которые бро- сают своюобеспеченнуюжизнь, отлаженный бизнес и уезжают на какие-нибудь далекие остро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz