Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ № 173/24551/ 5 СЕНТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 АНДРЕЙ СЛАВИН Говорят, Бог создал человека из глины. И че- ловек тоже не остался в долгу: по поверию, на- деленный божественной природой, он научился лепить… горшки. Видимо поэтому одна из древней- ших профессий имеет не только практическое зна- чение, но и несет в себе сакральный смысл. Утраченный промысел Наивысшего развития гон- чарный промысел достиг в Рос- сии в начале 70-х годов XIX века, но тогда же и произошел упадок этого древнего ремесла. Причина заключалась в том, что на бурно развивающиеся капиталистические фабрики сталиприходить новые техноло- гии, позволявшие производить более разнообразный товар. Ремесленники уже не могли конкурировать с фабричным производством керамики, что постепенно низводило кустар- ное производство до минимума. Второе рождение гончарное дело получило в советское вре- мя, поскольку в СССР существо- вала замечательная программа по возрождению народных про- мыслов, и государство уделяло этому должное внимание. Ма- стеров объединяли в кооперати- вы и артели, а гончарное ремес- ло получило довольно высокий художественный статус – ему учили на уровне высшейшколы в художественно-промышлен- ных училищах и институтах. В кризисные годы после распада СССРмногие артели и предпри- ятие по выпуску керамических изделий прекратили работу, и, похоже, гончарный круг посте- пенно уходит в небытие. Сегодня старинная про- фессия считается фактически утраченной. Забытое ремесло становится уделом любите- лей-одиночек. Среди таких увлеченных людей — есть наш земляк, сотрудник Липецкого музея народного и декоративно- прикладного искусства Леонид Данилов. Новое призвание До того как сесть за гон- чарный круг, Леонид Данилов прошел большой жизненный путь. Выучился на инженера- технолога и проработал в этой должности полтора года. Затем закончил спортфак пединсти- тута, преподавал физкультуру в школе. А с 2003 года «забо- лел» гончарным делом. Новое увлечение пришло совершенно неожиданно. В тот год в декабре Леонид Леонидович поехал по своим делам в Москву и позна- комился в автобусе с липецкими мастерами романовской игруш- ки. Из поездки он вернулся с огромным желанием овладеть гончарным ремеслом. Прежде всего стал искать в Липецке мастеров старинной профессии. Увы, таковых он не нашел. Зато узнал, что на факультете худграфа ЛГПУ есть гончарный круг. В педуниверситете ему подтвердили: агрегат действи- тельно имеется, но работать на нем некому… Во все времена ремесло гончара пользовалось уважением, потому что связано оно с огнем и землей – стихиями, которые в народном сознании осмыслялись как чистые и святые, а потому – почитаемые. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЛЕОНИДА ДАНИЛОВА ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Вечный гончарный круг Возродится ли в России древнее народное ремесло Как-то узнав, что в Вологде проводится фестиваль гонча- ров, Данилов поехал на него в надежде перенять мастерство. Впечатлений липчанин привез с фестиваля много, но практи- ческих навыков получить там ему не удалось. Пришлось идти в библиотеку и учиться азам профессии самостоятельно, по учебникам, методомпроб и оши- бок. Гончарный круг Леонид Данилов смастерил сам. Как он теперь говорит, это не трудно, если есть руки и мозги, а вот что-то изготовить получилось далеко не сразу. Гончар должен обладать еще одним важным умением – подбирать материал. Чтобы научиться работать с глиной, Леониду Леонидовичу при- шлось самостоятельно получить основательные знания по гео- логии. Подготовить правильно глину для гончара—дело очень непростое. Наша область богата месторождениями глинозема, но найти нужный пласт не так просто, тем более в местной по- чве много примесей известня- ка, что делает такой материал непригодным для гончарного дела. Со временем Данилов выработал привычку: если он, проезжая на машине, видит овраг или карьер с глиняным пластом, обязательно остано- вится и его обследует. Немало пришлось потрудиться масте- ру и над конструкцией печей для обжига изделий. Сделал и дровяную, и электрическую. У каждой есть свои недостатки и преимущества. Через год после вологодско- го фестиваля Леонид Данилов поехал уже с собственными изделиями на международный фестиваль гончаров в город Ско- пин. Там появление липчанина было встречено среди мастеров с удовольствием: —Какже так,—восклицали потомственные гончары,—ведь год назад ты вообще ничего не умел! И действительно, только благодаря упорству, не имея художественного образования, Леонид Леонидович довольно быстро овладел древним ремес- лом, которое обычно веками передавалось по наследству. Кстати, международный фестиваль в Скопине с тех пор стал традиционным. В этом году прошел уже пятый по счету, на который приехали гончары из Швеции, Грузии, Белоруссии, Украины и народные умельцы практически со всей России. Самое ценное — обмен опы- том и чрезвычайно сложный конкурс на профессиональное мастерство. Конкурсное задание заранее не знает никто, а готовое изделие буквально разрезают на части, смотрят толщину глиняных стенок, симметрию изделия. Волшебный горшок Гончар Данилов мастерит не только посуду. Пробует из- готавливать изразцы, большие декоративные вазы, выполнил даже церковный заказ: восста- навливал голосники в куполе собора Сизеновского женского монастыря. Сегодня Леонид Данилов работает в областном Музее народного и декоративно-при- кладного искусства и обучает гончарному делу любознатель- ныхшкольников, а в выходные дни выезжает в знаменитый задонский Сафари-парк, где вращает свой гончарный круг в деревянной крепости Города мастеров. По словам Леонида Леонидовича, гончарные изде- лия сегодня мало востребованы в магазинах и художественных салонах, но пользуются спросом у туристов. Еще бы, изделие изготавливается прямо на их глазах, в атмосфере древней мастерской. А гончар не про- сто делает и продает посуду, а рассказывает, как надо с ней обращаться, правильно поль- зоваться. Ведь глиняные из- делия, например, нельзя мыть современными моющимися средствами. Вообще, самому главному гончарному изделию — горш- ку — часто приписывались мифологические и волшебные свойства. Так, у славян при новоселье горшок использовали для того, чтобы «перевезти» до- мового на новое место: «жар» из печи в старом доме собирали в горшок и, перенося его в новую избу, приглашали «домового де- душку». Здесь угли высыпали в новуюпечь, а горшок разбивали и ночью закапывали черепки под передним углом. Горшки широко использовались в ле- чебной практике: знахарь на- кидывал их на живот больного, бабка-повитуха зачастую таким же образом «правила» рожени- цу. Не случайно у славян сло- жилась поговорка: «Горшок на живот — все заживет». Вот сколько интересного для себя узнает турист, покупая обыкновенный горшок. Целую историю русского народа. Посуда гончарного ремесла чрезвычайно многообразна и применялась в разных сферах крестьянского быта. Это раз- личная утварь для хранения продуктов, готовки и подачи пищи на стол: кринки, кув- шины — для молока, сметаны, сливок; корчаги — для воды; емкости для хранения масла и других продуктов; сковороды и горшки для варки и жарки, всевозможные миски и тарелки для еды, квасники и прочие со- суды для напитков. Во все времена ремесло гон- чара пользовалось уважением, потому что оно связано с огнем и землей — стихиями, которые в народном сознании осмыс- лялись как чистые и святые, а потому — почитаемые. А его кажущаяся обыденность и простота работы гончара — си- ноним добра, домашнего уюта, торжество вечных ценностей человеческого бытия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz