Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Дети и Интернет Компьютер и интернет-технологии прочно вошли в современную жизнь, серьезно изменив ее. Особенно это касается наших детей. Традиционные забавы, занятия, игрушки все чаще уступают место виртуальным. Наши наследники активно переписываются на форумах и в чатах со знакомыми из самых отдаленных городов России и даже из-за границы, но порой не знают, с кем выйти погулять во двор. Самое страшное наказание для детей во многих современных семьях — ли- шение доступа к компьютеру. Часовые бдения у монитора и связан- ные с этим падение остроты зрения, проблемы с осанкой и здоровьем в целом, конечно, тревожат и огорчают. Но потому-то новые технологии и за- воевывают мир, что несут с собой не только минусы, а и множество плюсов. Доступность обучающей, развиваю- щей информации, широкие возмож- ности полезного общения — все это тоже способен дать Интернет. Как же устроить все таким образом, чтобы дети получали из Сети только хорошее, избегая опасностей? И что нужно сде- лать, чтобы ребенок не ушел с головой в виртуальный мир, забыв о реальном? Ответы на эти вопросы попытаемся найти в сегодняшнем выпуске «Роди- тельского собрания». МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ — Хотим мы того или нет, реалии таковы: основное про- странство для игр и общения современныхдетей—Интернет. Сегодняшкольнику, чтобыбыть успешным среди ровесников, уметь поддерживать с ними раз- говор, достаточно преуспеть в онлайн-играх. Но пользование Интернетом и интернет-зависи- мость — разные вещи. По сути симптомов зависимость от ком- пьютераилиИнтернетамалочем отличаетсяот других, допустим, алкоголизма. Ребенок, лишен- ный любимого удовольствия, становится нервным, агрес- сивным, требует включить ему компьютер или Интернет. Он не может переключитьсяна другие виды деятельности, привязан к компьютеру, каккживомуорга- низму, инемыслит себябезнего. Он страдает, тоскует, плохо ести спит, неможет сосредоточиться. Налицо невроз. Но зависимость не возни- кает в один день. И не всякий ребенок, сидящий в Интернете или за компьютернымииграми, попадет в такую ловушку. В группе риска—дети с «глухой» эмоциональной ситуацией в семье, недополучающие роди- тельского внимания. Бывает так: мама и папа—приличные, образованные люди, но главным в их жизни стала работа, а их дом превратился в «общежи- тие», где члены семьи приходят в себя после работы—и все! Нет общих семейных дел, традиций, эмоциональные связи разо- рваны. Такие родители и сами не знают, что они будут делать вечером со своим сыном, если он не будет играть в танки-онлайн. Поэтому борьбу с интернет-за- висимостью детей родители должны начинать с себя, с оздо- ровления своей семьи. Там, где есть любовь, взаимопонимание, искренность, ребенок не станет интернетзависимым. Еще одна беда современных семей—когда ни дети, ни роди- тели не знают, что такое само- дисциплина, что такое «нель- зя».Отсюдадиалоги: «Выключи компьютер» — «Ага, сейчас», и это «сейчас» длится часами. Мы не рождаемся с правилами в голове, мы учимся им на при- мере близких, в ходе длитель- ной социальной «дрессуры». Ограничивать время общения с компьютером — нормально и необходимо, даже если ребёнок сопротивляется этому. Родите- ли должны интересоваться, на каких сайтах бывают их дети. Очень часто электронная по- чта, которую дети указывают при регистрации на игровых сайтах, попадает в рассылки мошенников и извращенцев. Естественно, контролируя, ро- дитель должен уважать своего ребенка как личность. Поэтому не стоит устраивать внезапных «карательных» мероприятий. Вообще, чем больше правил обговаривается, обсуждается в семье, тем лучше. Кто в группе риска Любовь Заева, клинический психолог и сертифицированный психоаналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической психотерапии: Светлана Красненкова, заместитель директора по учебно-вос- питательной работе школы с. Марьино-Николаевка Тербунского района: —Покашликаникулы, моя дочь, ей9лет, проводила за компью- тером примерно два часа в день. С наступлением учебного года это время, конечно, уменьшится. Выходит она и в Интернет, но обычно я нахожусь рядом и слежу за тем, какие сайты она посещает. Это могут быть «Дневник.ру» или «Википедия» для учебы, а для от- дыха — разные игры для девочек на «Яндексе», например такие, где нужно выбрать одежду для модели. Но одни из самых любимых — развивающие игры, их я покупаю на лицензионных дисках. По-моему, любая информация (и не только из Интернета) может нести угрозу, поэтому она должна быть проверенной, нацеленной на определенную аудиторию. Ольга Куприянова, домохозяйка: —Моя дочь довольно часто пользуется Интернетом. В основном это музыкальные сайты, группы «ВКонтакте», Твиттер. В летние каникулы ограничить доступ ребенка к Интернету сложнее, чем в течение учебного года. Тут я стараюсь действовать методом убежде- ния. Лучший способ—отправить ребенка на прогулку, предложить помочь по дому, почитать книгу. Я не против Интернета, но сидеть часами за компьютером — это просто вредно для здоровья. Если говорить об информационной угрозе, то она исходит не только от Интернета, но и от телевидения, от печатных изданий. От телеви- дения даже в большей степени, так как там в дневное время транс- лируют гораздо больше негативнойинформации, от которойхочется оградить своего ребенка. ВИнтернете же получаешь то, что ищешь. Соответственно, главным в этом вопросе становится воспитание и настрой ребенка. Андрей Кораблев, оператор на заводе «Yokohama»: — В среднем два-три часа в день мой ребёнок проводит за ком- пьютером, из них большуючасть времени—вИнтернете. Слежу ли? В общем-то, нет, у сына много увлечений и за пределами компью- тера. Подростку необходимо доверять, а не следить за каждым его шагом. Полагаю, в этом возрасте (а моему сыну 16) у человека уже есть определенные понятия о том, что хорошо, а что плохо. Если нет —проблема в родителях, а не в ребенке. Время, в целомпроводимое за компьютером, стоит ограничивать лет до 13-14. Но, опять же, не строгими запретами — они бесполезны при современном развитии Интернета, в первую очередь мобильного, а прививая другие инте- ресы. В целом для детей, и в особенности подростков, Интернет — замечательное средство общения, ведь благодаря ему можно найти единомышленников фактически в любой точке земного шара! ЧТО ДУМАЮТ РОДИТЕЛИ СЛЕДИМ ЗА ЧАСАМИ Сколько времени в день можно проводить детям за компьютером 0-5 лет — нисколько, 5-7 лет — 20-30 минут 7-11 лет — не более 1 часа, 12-16 лет — не более 2 часов Перерывы в работе с компьютером обязательны! Тема следующего выпуска: «Дети и увлечения» Ваш ребенок настолько сильно увлечен чем-то, что это мешает учебе?Или, наоборот, онничемнеинтересуется, ивызнаете, какбыть в этой ситуации?Можно ли «гнаться за двумя зайцами», менять год от года кружки и секции или стоит сосредоточиться на одном деле? В этих и других вопросах мы попытаемся разобраться в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собствен- ными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул. Москов- ская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 30-82-25. — Мое личное мнение сво- дится к тому, чтоИнтернет при- носит больше вреда, чемпользы, тогда, когда пользователи — не только дети, кстати, но и взрос- лые — не умеют критически оценивать получаемую в Сети информацию: насколько она объективна, полезна или вредна и т.д. УгрозывИнтернете могут поджидать самые разнообраз- ные, начинаяотпросмотра сцен, содержащих актынасилия, все- возможныхизвращений, допро- пагандынацизма, экстремизма, употребления различных пси- хоактивных веществ. Кроме этого, Интернет подразумевает анонимное общение, где каж- дый скрыт под определенной маской, а дети порою очень и очень доверчивы, и этим могут воспользоваться социально опасные лица. Оградить ребенка от нега- тивного влияния Интернета можно лишь одним способом: научить егоопределятькачество контента, то есть того информа- ционного содержания, которое ему предлагается в Сети. Здесь нам, несомненно, помогут такие школьные и вузовские дисци- плины, как медиаобразование и медиакритика. Информаци- онное общество, амыстремимся к таковому, предполагает на- личие у члена этого общества медиаграмотности — способ- ности к правильному воспри- ятию и оценке информации. В общем, нужно научить ребенка отделять зерна от плевел, а не закрывать все подряд сайты. Жесткая система контентной фильтрации способна оградить детей от сомнительных серви- сов, услуг, сайтов, если они за- ходят в Интернет со школьного компьютера. Прокуратура пе- риодически проверяет школы, насколько они бдительныв этом вопросе. Министерство образо- вания обновляет рекомендуе- мые «белые» списки сайтов. Но отфильтровать весь Интернет невозможно. Проще говоря, ре- бенок со школьного ПК не дол- жен и не может открыть сайт, где есть слова «наркотики», «терроризм» и тому подобное. Однако он легко может сделать это со своегомобильного устрой- ства или домашнего компьюте- ра. Наш мир таков, что проще запретить самих детей, нежели профильтроватьИнтернет и вы- бросить оттуда все лишнее и не- гативное. Поэтому и родители, и педагоги должны не столько отгонять детей от компьютера — без него в современном мире не обойтись, сколько помогать детям овладевать информаци- онной культурой. Об информационной культуре Василий Сторожевых, учитель информатики и ИКТ липецкого лицея № 44: Подготовила Наталья Иванникова № 173/24551/ 5 СЕНТЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz