Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 168/24546/ 29 АВГУСТА 2013 ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ с Исааком Розенфельдом Ностальгия по иллюзиям КИНО АВГУСТА «Шестидесятники» неактуальны. Они все сделали и за все получили. Их успели превоз- нести, переиздать, а затем перестали читать и начали осуждать. Одних — за то, что, прокляв Сталина, поверили в правильногоЛенинаисоциализмсчеловеческимлицом. Других— за то, что предпочитали протестовать против административно-командной системы не на площадях, а на кухнях, слушая «Би-Би-Си», джазовые импро- визации и пересказывая сплетни и анекдоты сперва о Хрущеве, потом о Брежневе. А в девяностые эти люди, как, впрочем, и вся страна, раскололись. Кто-то отре- кался от собственных стихов, признавался в любви к Гайдару сЧубайсом, кто-то эмигрировал, акто-тожалел о распаде СССР и участи соотечественников, со смаком пережевываемыхжелезными челюстями рынка. Среди этих последних, вероятно, неожиданно для иных своих поклонников, оказался, например, Виктор Сергеевич Розов. Онбылстарше большинствакумиров«оттепели», со- биравшихна своивыступленияогромные залыистадио- ны. Воевал, вернулся инвалидоми стал ключевойфигу- ройшестидесятых. Егопьесой«Вечноживые»открылся «Современник». По его сценарию гениальный Михаил Калатозов снял прославленный культовыйфильм «Ле- тят журавли». Его драмы и комедии ставились по всей стране. Розова били и запрещали не меньше самых от- чаянных поэтов и прозаиков, прямиком пополнявших ряды диссидентов. Но когда не любившая драматурга власть рухнула, он не топтал ее, не поносил, а говорил о позитивном, гуманномпотенциале свергнутого строя. Вероятно, поэтому столетие Розова на ТВ отметили формально, по-дежурному. Прокрутили не лучшие экранизации розовских пьес, что-то пробормотали о творческом пути и таланте. В общем, вспомнили, и то хорошо. Почти в те же самые дни телевизионщики отдали дань и другому писателю из компании «шести- десятников»: по «Культуре»повторилидвухлетнейдав- ностивечер, посвященныйВасилиюАксенову.На сцену выходили легенды моего поколения. Елена Камбурова пела Окуджаву. Алексей Козлов околдовывал публику звуками своего золотого сакса. Галина Волчек говорила о спектакле «Всегда в продаже» по озорной аксеновской комедии, заподозренной партначальством в подрывной антисоветчине. Телережиссер щедро показывал зрительный зал. И тут, не скрою, уменязащемило сердце.Навечере сидели люди за полтинник и старше. Они были растроганы, то слезинку смахивали, то одними губами повторяли строчки звучавших со сцены стихов. А вот молодых лиц я почти не приметил. Дети и внуки «шестидесят- ников» с ними не пришли. Возможно, их не позвали, возможно, они предпочитают иные тусовки, а эта для них — дедушкин «отстой». Зато сколько молодежи я увидел на киноэкране, когда гостям «Культуры» демонстрировали доку- ментальные фрагменты из фильма «ЗаставаИльича». ЗнаменитыйПолитехниче- ский.ВыступаютЕвтушен- ко, Слуцкий, Окуджава, Ахмадулина.Неудивлюсь, если старики, пришедшие почтить память Аксенова, узнали среди слушателей на экране самих себя — на полсотни лет моложе, прекрасных, романтичных. Тогда и в столице, и в провинции бушевала стихия стихов. Поэтический бум, однако, был интересен не столько как массовое увлечение, сколько как симптом более серьезных перемен. Это угадал еще в середине пятидесятых умный и хитрый сталинский нарком Анастас Микоян. Однажды он притормозил у Литера- турного музея, поскольку правительственную трассу перекрыла толпа. Нет, это была не демонстрация про- теста, не митинг. Люди слушали стихи. Их читал сам поэт ЕвгенийЕвтушенко, позже описавший весь эпизод в мемуарной книге. Микоян, единственный нерасстрелянный бакин- ский комиссар, благополучно переживший и Ленина, и Сталина, дотянувший до Хрущева и Брежнева, по- разился: —Я впервые увидел очередь не за продуктами, а за поэзией. Я понял, что началась новая эпоха. Да, то была новая эпоха романтиков, идеалистов, поверивших в возвращение их страны к правде, к казавшимся им неистребимыми законам добра, спра- ведливости, равенства. Они были убеждены: спасение мира — в духовности, искренности, красоте. Не слу- чайно крылатой, как афоризм, сделалась наивнейшая строчка Владимира Солоухина: «Имеющий в руках цветы дурного совершить не может...». На общем стволе шестидесятничества чуть позднее появились разные ветви, побеги. Его корни питали и будущих диссидентов-западников, и правозащитни- ков, и почвенников-богоискателей, и новых мистиков, язычников, новых «левых» и «правых». Но то было, по-моему, чуть ли не последнее поколение, которому не все равно, что «будет с Родиной и с нами». Оно не замыкалось на личном, на карьере и деньгах, жаждало служения и не укло- нялось от самопожертвования. Не забудем: ребята не просто пели о геологах, но и в самомделе отправлялись искатьжелезную руду, нефть, газ. Они не только мечтали о «голубых городах», но и строили их. Они оставались детьмифронтовиков.Исколько бы ни путали, ни путались, где бы ни плу- тали, судьбы отцов для них были святы. В той же «Заставе Ильича» главный герой отвечал цинику, когда тот насмешливо спрашивает, к чему на свете стоит относиться всерьез: он всерьез относитсяк революции, к тридцать седьмому году и к тому, что у него и почти у всех его друзей отцы не вернулись с войны. А представьте, пофантазируйте, что бы на месте парня из старого советского кино сказали нынешние двадцатилетние. Мы относимся всерьез к покупке «Тойоты Ленд Крузер», шансу получить должность топ-менеджера или уехать на ПМЖ за рубеж? А то и вообще бы отмахнулись: отвали, дядя, не грузи? Такое впечатление, что чуть ли не впервые в отечественной историинемалая (еслине подавляющая) частьмолодых научилась прекрасно обходиться без больших идей и целей, без потребности что-то совершить для всех, ради всех, без всяких иллюзий, или, выражаясь толстов- скими словами, «энергии заблуждения» (кстати, она же — энергия веры), которая единственная способна менять мир. Потому и пылятся на полках в ожидании случайного чудака книжки стихов, а на вечере памяти талантливого русского писателя рядом с интеллигент- ными стариками нет и в помине их детей и внуков. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 То была новая эпоха романтиков, идеалистов, поверивших в возвращение их страны к правде, к казавшимся им неистребимыми законам добра, справедливости, равенства. «Одноклассники» по-американски Новая встреча с повзрослевшими выпускниками СЕРГЕЙ ИВАНОВ Чем ближе 1 сентября, тем больше в прокате фильмов, так или иначе обыгрывающих школь- ную тему. Сегодня в России стартует продолжение популярной комедии с Адамом Сэндлером «Одно- классники». Нас снова ждет встреча с повзрос- левшими выпускниками, которых играют Кевин Джеймс, Крис Рок, Дэвид Спейд, Сальма Хайек. После того как Ленни Фе- дер (АдамСэндлер) переезжает с семьей обратно в родной го- род, он и его друзья извлекут немало уроков, когда их дети окончат школу… В одной из ролей у постановщика «Одно- классников-2»ДеннисаДугана снялся сам Стив Бушеми. Кстати, именно Дуган сделал Сэндлера большой звездой по- сле фильма «Большой папа». Правда, он же удостоился «Золотой малины» — премии за худший фильм года — за очередную комедию с Сэндле- ром«Такие разные близнецы». Как получится в этот раз — увидим. Студия «Пиксар» воз - в р аща е т с я н а э кр а ны с мультфильмом «Самолеты». ДастиПолейполе—скромный трудяга-самолет, работаю- щий сельскохозяйственным распылителем на заштатном провинциальном аэродроме. Однако это не мешает ему мечтать о том, чтобы однажды принять участие в кругосвет- ных гонках самых быстрых самолетов. Одна незадача — Дасти панически боится большой высоты. Поэтому, когда волею случая он все же попадает в число участников отборочного тура воздушных соревнований, ему приходит- ся искать помощи у ветерана военно-морской авиации, от- ставного пилота Шкипера. С помощью мудрого наставни- ка Дасти сможет преодолеть свои слабости и бросить вызов надменному чемпиону Рип- слингеру, а весь мир будет с замиранием сердца следить за гонкой в небесах! Ещё один мульт накануне нового учебного года — китай- ская «Панда». Мирный воин Джинбао волшебным образом переносится в параллельную реальность — мирное коро- левство Мэрилэнд, о котором когда-то ему рассказывал ле- генды дедушка. Но, к своему удивлению, попав в другой мир, он оказывается в теле панды! Да, да! Той самой пан- ды, которая когда-то спасла королевство. Теперь курица Стальной Клюв, поросенок Скайуокер, пес Ниндзя и су- ровый богомол должны объ- единиться с Джинбао, чтобы спасти королевство от тирании девятиглавой змеи и освобо- дитьпринцессуиз заключения. Тем, кто повзрослее, адре- сован триллер американско- го классика жанра Брайана Де Пальма «Страсть». Это история двух девушек, топ- менеджеров крупной ком- пании. Они крутили роман с одним и тем же сотрудником, причем обе одновременно ува- жают и ненавидят друг друга. В один прекрасный день одна сильно оскорбляет другую пе- ред всеми коллегами. Девушка решает отомстить… В главных ролях Рэйчел МакАдамс и Нуми Рапас. Криминальная драма «Ле- дяной» рассказывает о на- емном убийце Ричарде Ку- клински, сумевшем долгое время параллельно вести две абсолютно взаимоисключаю- щие жизни: с одной стороны, он жестокий киллер, с другой — образцовый семьянин. По- становщику фильма Ариэлю Вромену удалось собрать на площадке отличный актер- ский состав: Майкл Шеннон, Вайнона Райдер, Рэй Лиотта. Название триллера Адама Вингарда «Тебе конец!» гово- рит само за себя. Его героям и зрителям не поздоровится! Банда маньяков в звериных масках, вооруженных топора- ми и арбалетами, вторгается в загородный дом семьи Дэ- висон. Жертвы оказываются в западне. Неожиданно среди них находится тот, кто спосо- бен дать отпор убийцам. Предпочитаете мрачным задворкам море и вечное лето? Тогда стоит посмотреть австра- лийскую спортивную драму «Дрифт». Действие фильма развивается в Австралии 70-х. Главные герои — братья Фи- шер. Энди и Джимми больше всего на свете любят оседлать волну побольше. Когда Фише- ры были маленькими, их мать переехала из Сиднея в неболь- шойприбрежный городокМар- гарет-Ривер, славящийсясвоим прибоем. На протяжении две- надцати лет мальчики развива- лисвоисерферские способности впоискахидеальнойволны.Но, несмотря на свой талант, свобо- долюбивый Джимми пытается помочь семье выбраться из долгов и начинает скатываться в криминальный мир. Тогда Энди принимает важное реше- ние. Он увольняется с работы и помогает младшему брату начатьбизнеспопродажеснаря- жениядля серфинга. Вглавных ролях Майлс Поллард, Завьер Сэмюэл и звезда «Аватара» Сэм Уортингтон. Российский кинематограф по-прежнему не радует. В гра- фике кинопремьер недели — лишь одна отечественная лента «Пельмени» известного сцена- риста Геннадия Островского, дебютирующего в режиссу- ре. Официальная аннотация фильма озадачивает: «Есть две безусловные вещи—этомама и пельмени, которые она лепит. Даже если нет выхода, даже если твоя жена изменяет тебе с охранником филармонии, а твой младший брат посещает гей-клубы и зарабатывает в разы больше тебя, даже если тебя укусила бешеная собака, а в носовых платках тебе при- сылают отрубленные пальцы, помни, что всегда есть ценно- сти, которые остаются незы- блемыми: будь собой и никогда не ври маме!». Это все, что может показать зрителям ки- ноиндустрия великой страны. Сегодня в России стартует продолжение популярной комедии «Одноклассники». Море и вечное лето — в ав- стралийской спортивной драме «Дрифт».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz