Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Социальное партнерство 5 Впрочем, отпускное вре- мя на юге — это прекрасно, только вот не всегда удается отдохнуть именно в курорт- ный сезон. Ведь весна, лето и осень — самая напряжен- ная пора для коллектива станции, насчитывающего на все ее необозримые план- тации всего 134 работника. И труд их аналогичен труду земледельца-хлебороба с той лишь разницей, что они растят посадочный мате- риал для городов и весей, их зеленого и цветочного благоукрашения. Да еще разница в том, что весной здесь параллель- но с высадкой идет массовая уборка—отгрузка посадоч- ного материала, который разъезжается по всей стра- не. О напряженности рабо- ты озеленителей говорит такой факт — в весенний пик отгрузок они трудятся без выходных, с рассвета и до полуночи. Хватает дел и летом, когда наступает пора ухода за цветами. А осенью вновь копка-отгрузка… И с каждым годом, как свидетельствуют специали- сты станции, объем работ на предприятии прибывает — площади под зеленый «товар» растут. Аот объемов производства, как известно, зависят рентабельность и прибыль, а вместе с ними финансово-экономическое и социальное благополучие… И в этом отношении при- мер Мещерской лесостеп- ной станции, что в Станов- лянском районе, показа- телен. О ней, красотах ее дендропарка, сиреневых плантаций на страницах «ЛГ» рассказывалось не раз, а «Мы» в свое время публиковали очерк о ди- ректоре предприятия Анто- нине Ивановне Минаевой, которая была названа луч- шим руководителем года, ее портрет был помещен на областную Доску почета. Но при всем том о взаи- моотношениях хлопотливой хозяйки этого райского и весьма доходного уголка с профсоюзом и трудовым коллективом—о том самом социальном партнерстве — было сказано вскользь. Поэтому настала пора ис- править пробел, тем паче, что Мещерская лесостеп- ная опытно-селекционная станция стала победителем областного конкурса «Кол- лективный договор, эффек- тивность производства — основа защиты социально- трудовых прав граждан» по итогам 2012 года. И именно в номинации «Социальное партнерство»… — Начну с того, что профсоюзная жизнь у нас не затухала даже в самые сложные для станции годы, а былии такие. Но профсоюз сохранился и никто не вы- шел из него. Руководитель преодолевал трудности вме- сте с нами, а мы — с ним. И только благодаря Антонине Ивановне имеем сейчас то, что имеем, — говорит пред- седатель профкома Татьяна Бекетова, онаже—заведую- щая дендропарком. — Кол- лективный договор на 2013 — 2015 годы был доработан и принят опять же с учетом той самой эффективности производства. При этом со- циальный «пакет» не худе- ет, наоборот, по некоторым позициям улучшается… Например, с этого года при вступлении работника станции в брак и рождении у него ребенка предприятие оказывает материальную поддержку в том и другом случае по 20 тысяч рублей. В сравнении с прежней сум- мой — рост в два раза. Сде- лано это в целях стимули- рования создания молодых семей, о чем печется Ан- тонина Минаева не только как хозяйка Мещерки, но и депутат облсовета, член его комитета по науке, образо- ванию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи. Что ж, стимулировать при- ходится. В прошлом году у озеленителей станции была лишь одна свадьбаиродился одинмалыш…Иэтопритом, что молодежь составляет треть коллектива. А в эти предсентябрьские дни ожи- даются выплаты родителям школьников—на сборыуче- ника вшколу выделяется по четыре тысячи рублей. Зарплата же здесь не- уклонно растет. В 2011 году она была 20 с лишним тысяч рублей, в прошлом—почти 24 тысячи, а за семь месяцев нынешнего года уже пре- высила эту сумму. Но и это еще не все. Плюсомко всему идет «тринадцатая» зар- плата. Да плюсом еще одна в конце года — за перевы- полнениепроизводственных показателей, начисленная из расчета — 40 копеек на заработанныйрубль.Из «ко- пеечек» набегают премии от 40 до 70 тысяч рублей! Одним из «проектантов» — разработчиков коллек- тивного договора бессменно является экономист Вера Клопова. — Естественно, все эти выплатыбылибыневозмож- ны без высокой рентабель- ности нашего хозяйства, — рассказывает Вера Пав- ловна. —Выше головы ведь не прыгнешь. А прибылью нужно еще толково рас- порядиться. Значительная ее часть идет на развитие и совершенствование матери- альнойбазы. Техникуновую постоянно приобретаем, внутрихозяйственные до- роги асфальтируем, дендро- парк новый закладываем… На социальные же выплаты Наши консультации Наталья Полякова, правовой инспектор ФПЛО ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 164/24542/23 АВГУСТА 2013 Колдоговор — дороже денег Некоторые аспекты ненормированного режима работы Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которымпри необходимости отдельные работники могут по распоряжению работодателя эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Однако даже если должность включена в перечень ра- ботников с ненормированным рабочим днем, человек не можеттрудиться на ненормирован- ных условиях ежедневно. Статья 101 ТК РФ однозначно устанавливает, что привлечение к работе за пределами установленной продол- жительности рабочего времени можетносить лишь эпизодический характер. Тем не менее злоупотребление работодателями своим правом на установление работнику ненормированного режима работы превращает эпизодическую работу за пределами рабочего времени фактически в постоянную. Внести ясность смогли бы только суды, но судебная практика по данному вопросу в Российской Федерации практически отсутствует. У работодателей, где нет профсоюзной организации, отстоять позиции работника при установлении режима рабочего времени, продолжительности дополнительного отпуска просто некому. Сегодня возникает еще одна проблема: некоторые работодатели хотят исключить из коллективных договоров должности работников с ненормированным рабочим днем, считая, наверное, что ту работу, которую сотрудники выполняли в режиме «эпизодической переработки», они теперь должны успевать сделать за нормированное время. Требует или нет производство наличия работников с ненормированным рабочим днем, можно решить только в каждой конкретной ситуации. И профкому придется найти убедительные доводы для работодателя, чтобы доказать переработку и отстоять ненормированный режим и компенсации за него. При наличии в организации коллективного договора доказывать свою позицию придется работодателю. Если профком откажется вносить изменения в коллективный договор, то это условие останется до истечения срока коллективного договора. Если же ненормированный рабочий день определен локальным нормативным актом, например, правилами внутреннего трудового распорядка, то мотивированное мнение профкома работодатель может не учесть. И тогда, предупредив работников об изменении условий трудового договора, введет для них нормированный режим работы через два месяца после уведомления. Вывод: необходимо заключать коллективный договор. Новое в эффективном контракте Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизи- рованы его должностные обязанности, условия оплатытруда, показатели и критерии оценки эффективностидеятельностидляназначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. При поступлении на работу сотрудник и работодатель заключают трудовой договор по форме, установленной приложением № 3 Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы. Должностные обязанности работника рекомендуется отражать непосредственно в тексте трудового договора. С работником, который уже состоит в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении определенных сторонами условий. В трудовой договор или дополнительное соглашение для того, чтобы он отвечал требованиям эффективного контракта, рекомендуется включать условия, предусмотренные статьей 57 ТК РФ, в частности: z место работы, а в случае, когда работник принимается в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; z трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы); z если заключен срочный трудовой договор, то срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора; z условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат и компенсационного характера (наименование выплаты, ее размер, а также факторы, обусловливающие получение выплаты), и стимулирующего характера (наименование выплаты, условия, размер и периодичность ее получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности); z режим рабочего времени и отдыха (если для данного работника последний отличается от общих правил, действующих в учреждении); z компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если человек принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; z условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной и так далее); z продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков с указанием оснований для их предоставления; z меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (например, особенности установления учебной нагрузки преподавателей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования). В трудовом договоре или дополнительном соглашении могут предусматриваться также случаи, связанные с возложением на работников учреждения с их согласия дополнительных обязанностей с указанием размеров доплат. И как их не жалеют на предприятии в интересах своих тружеников узнавал Александр Дементьев Хотите — верьте, хотите — нет, но здесь профсоюзу даже приходится уговаривать работников отдохнуть и подлечиться в Анапе. Или в санаториях Сочи, Новороссийска… Путевки — бесплатные. Все затраты берет на себя лесостепная станция. При этом на юг можно ездить хоть каждый год. И кому нужно — ездил не раз. В год по статье коллективного договора «Забота о здоровье» на санаторно- курортное лечение расходуется от семисот и более тысяч рублей. О взаимоотношениях хозяйки это- го райского и весьма доходного уголка с профсоюзом и трудовым коллективом в свое время было сказано лишь вскользь. Поэтому настала пора исправить про- бел, тем паче, что Мещерская лесо- степная опытно-селекционная станция стала победителем областного конкурса «Коллективный договор, эффектив- ность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан» по итогам 2012 года. И именно в номинации «Социальное партнерство». «Прорабы» коллективного договора — председатель профкома Татьяна Бекетова и экономист Вера Клопова. Плантации хвойных зимой и летом одним цветом. уходит 5 процентов от при- были. И это высокий показа- тель, и к тому же он растет. Еслив2011 году социальные выплатына одного работаю- щего составляли на станции 33,4 тысячи рублей, то в прошлом — 45,6 тысячи. Еще несколько при- меров, на что пошли эти деньги согласно пунктам коллективного договора. На «лечебные» к отпуску — по 5 тысяч, на компенсацию затрат на лекарства, если общая их сумма превышает тысячу рублей… На выпла- тыпри выходе работника на пенсию — от одной до трех среднемесячных зарплат в зависимости от трудово- го стажа на предприятии. Кстати, неработающие вете- раныполучают от хозяйства ежемесячно по 1000 рублей к пенсии. А еще «социаль- ный фонд» расходуется на три дополнительных опла- чиваемых дня к отпуску… На оказание помощи в связи со смертью работника или пенсионера — по 10 тысяч рублей (а с этого года выпла- чивается по 20 тысяч), и эта сумма, заметим, не связана с ритуальными услугами — предприятие берет их на себя. Согласно колдоговору работники станции имеют возможность взять беспро- центную ссуду на крупные покупки. — Бывает, до семисот тысяч берут, — вставля- ет к месту председатель профкома Татьяна Бекето- ва, а экономист Вера Кло- пова вдруг вспоминает о «натуральной» помощи: — В конце года всем га- рантирован «пакет» бес- платных продуктов—по сто кило сахара, сто—капусты. А два килограмма масла вы- деляется ежемесячно! Кто ведет подсобное хозяйство — тому по 3 тонны зерна. Что касается выделения транспорта, машин и меха- низмов для вспашки огоро- дов, то это тоже бесплатно. Кстати, еще один мо- мент, связанный с транс- портом. ДеревняБарсуково, рядом с которой находится Мещерская станция, селе- ние отдаленное. ДоЛипецка — 150 километров, до рай- центра Становое — 65. Так вот, кому нужно в поликли- нику, больницу — машина для поездки выделяется тоже бесплатно. Социальное партнерство — это и забота о будущей трудовой смене — выпуск- никахместной среднейшко- лы. Молодым — дорога на процветающее предпри- ятие, а путь сюда начина- ется с летней практики на плантациях станции, где ребята ухаживают за расте- ниями. И неплохо при этом зарабатывают. А 1 сентября ихждет еще и премия, кото- руюна линейке вручит сама АнтонинаМинаева. Премия — 50 процентов от жалова- нья, которые школьники получили на практике. За- работал, скажем, 20 тысяч — вот к ним еще десять! Что важно: приподготов- ке условий коллективного договора и профсоюз, и ад- министрация были едино- гласны. На то и социальное партнерство, чтобы сообща стоять на страже интересов своих работников. По всем позициям коллективного договора. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА Потребительский практикум Внимание! Как только я закон- чил писать этот материал, то тут же получил сле- дующую SMS: «Такси 200-200. Назови № кар- ты 020, получи скидку 10 про- центов»… Контора продолжает свое дело. ПРИВЛЕЧЬ КЛИЕНТА... ОТКАЗОМ В МАШИНЕ Как Алексей Колбаско пробовал вызывать такси по именной карточке Как вы думаете, уважаемые клиенты, когда вам со всех сторон помимо вашего желания на- вязывают различные карты, уверяя, что именно сей пластиковый кусочек принесет счастье в виде различных скидок, — это сервис или… лохотрон типа «заманухи». Нет, о многих фирмах в этом смысле не могу сказать ничего плохого, так по- хорошему «привязывают» клиентов. Но вот не- давно столкнулся со странным, если не сказать больше, отношением к себе, как к постоянному клиенту, имеющему карточку на заказ такси по номеру 200-200. Как-то еще весной несколько раз восполь- зовался заказом так- си по этому номеру и — о чудо! В почтовом ящике своей квартиры обнаружил скидочную карту № 052 на заказ такси по номеру 200- 200. Заметьте, уважае- мые читатели, яничего не просил, более того, такую же карточку, только уже за № 001 (звучит!) лично полу- чил и мой брат. Воспользоваться, правда, мне ей удалось только пару раз, потом начались проблемы: моизаказыпо этойкар- те больше не принима- лись. Оператор веж- ливо отвечала, что ма- шин в том районе, где я нахожусь, просто… нет! Я не могу сейчас, к сожалению, допод- линно вспомнить все случаи, но пару опишу точно. 7 июня в районе улицы Плеханова в течение 45 минут в во- семь часов вечера я так и не смог получить ма- шину (об этом я лично написал на своей стра- ничке в Фейсбуке). 4 августа мой брат также 40 минут не мог зака- зать машину на улицу Карбышева в 5 часов вечера, уже назвав но- мер своей «литерной» первой карты. Но вот что удивительно: как только такси заказы- валось без названия номера карты, машина приходила в течение 5-7минут! То есть авто- то всегда было где-то рядом. Закралась у меня однанехорошаямысль, и решил я ее развеять, попросил 2 недели на- зад оператора Анну поделиться со мной номером телефона ру- ководства, что она сна- чала сделать категори- чески отказалась (на что имеется диктофон- ная запись разговора), но потом, узнав, что я журналист, дала-таки данные: 515-660. Туда я и позвонил. Артем, предста- вившись сотрудником ООО «Единая инфор- мационная служба — Липецк», объяснил, что картысущественно уменьшают сумму по- ездки, и не все води- тели в часы «пик» (а я даже возьму на себя смелость сказать — почти все и не в часы «пик», а в любое вре- мя) хотят брать такие заказы. И добавил: «У нас очень строгий кон- троль качества. Води- тели штрафуются». Тольконе сказал, зака- кое-такое «качество» — непредставление машины по карте или что-то иное? В Центре обслужи- вания клиентов феде- ральной службызаказа такси (8-800-100-18- 20), Евгения, узнав, что яизЛипецкаихотелбы поговорить с руковод- ством, также ответила, что таких телефонов не даст. Так вот, свои вопросы руководству фирм в таком случае я задам публично. Во-первых, зачем было затевать всю эту систему с именными картами, если по ним водители просто не хо- тят брать заказы, счи- тая их невыгодными? Во-вторых, раз уж систему ввели, чтобы привлечь клиентов, то почему не отслежи- вают по навигатору (сейчас ведь все так просто), где находится водитель и почему от- казывается ехать по именной карте? И, в-третьих, уж нет ли здесь сговора между диспетчерами и водителями? Ставлю жирный вопрос, чтобы не обвинили в ложном утверждении. И все- таки? Очень хотелось бы от упомянутых здесь фирм получить исчер- пывающие ответы и именно через наш же выпуск, потому что наверняка еще кто-то из земляков сталки- валсясподобнымксебе отношением. Кстати, обиженные липчане, вы нам об этом тоже можете написать или позвонить в газету.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz