Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 18/24396/ 30 ЯНВАРЯ 2013 3 Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зрения и в письме в ре - дакцию , и на сай - те нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ВЕРНИСАЖ | У скульптора Юрия Гришко появился свой музей Художник проверяется временем Сергей Малюков По скульптурным портретам в мастерской народного художника России, академика Российской академии художеств Юрия Гришко на улице Студеновской можно изучать историю культурной жизни страны. Вот уверенно шагает худрук академического театра Владимир Пахомов, рядом основатель и главный режиссер Липецкого театра кукол ВадимЖуков со своим тряпичным «актером», чуть дальше — мастер живописи Виктор Сорокин, беседующий с членом президиума Российской академии художеств Альбиной Акритас, знаменитый скульптор, президент Рос- сийской академии художеств Зураб Церетели, поэт Иван Завражин, актер Михаил Соболев, генеральный директор издательства «Молодая гвардия», наш земляк Валентин Юркин и другие не менее достойные люди. 34 произведения, соз- данные с 1983 по 2012 годы, представлены на выставке Юрия Гришко «Мои друзья — моя биография», открыв- шейся в отделе скульптуры Липецкого областного худо- жественного музея. Такой статус не так давно получи- ла знаменитая мастерская Гришко на Соколе, в которой мастер работает уже больше тридцати лет. Здание после ремонта преобразилось в двухъярусную галерею, а сам Юрий Дмитриевич те- перь не только радушныйхо- зяин, но и хранитель музея и даже немного экскурсовод и увлекательный рассказчик. —Художникпроверяется временем, — уверен Юрий Гришко. — Если работаешь не ради сиюминутной вы- годы, на потребу заказчику, а для души, самовыражаясь в творчестве, то твои работы будут помнить долго. Вот, например, мои «Металлур- ги». Это же не банальный соцреализм, производствен- ная тема, а гораздо более многослойные образы. Для меня этирабочие парни срод- ни античным атлантам, на мощныхплечахкоторыхдер- житсямир. Было быстранно, живя в городе металлургов, избегать подобных сюжетов. Всоветскиегодыбылаидеяза нескольколет создать силами художников коллективный портрет страны и ее жителей — металлургов, хлеборобов, ткачих, рыбаков…Жаль, что не удалось ее реализовать, помешала перестройка и все, что снейсвязано.Нокакдань уваженияэпохия квыставке сделалкопиютех самых«Ме- таллургов». Девять скульптур Юрия Гришко находятся в Тре- тьяковской галерее, две — в Русском музее, пятьдесят приобретены ведущими московскими галереями, десятки работ уехали к за- рубежнымколлекционерам. Сейчас в мастерской-музее хранится порядка трехсот скульптур, а их автор полон новых творческих замыслов. — С а м а я л ю б и м а я скульптура для меня — та, над которой я работаю в данный момент, — призна- ется Юрий Дмитриевич. — А бывает и наоборот, ты не придаёшь значение работе, не считаешь её особенной, а специалисты, академики в один голос называют ее великолепной. Разные люди, образы, размеры, различные выра- зительные средства, техноло- гии и материалы — бронза, сварная медь, гипс, пласти- лин, неизменно одно — про- образ скульптуры всегда хорошо узнаваем, внешность и индивидуальные черты характератщательноподчер- кнуты. Каждая — не только произведение искусства, но еще и тонкое психологиче- ское наблюдение за моделью с натуры. Поздравить Юрия Гриш- ко с персональной выставкой пришли заместитель началь- ника областного управления культуры и искусства Вла- димир Кравченко, председа- тель Липецкого отделения Союза художников России Александр Вагнер, много- численные друзья, соратни- ки, коллеги мастера. Экспозиция «Мои друзья — моя биография» продлит- ся до середины марта. До конца года отдел скульптуры Липецкого областного худо- жественного музея плани- рует организовать здесь еще шесть новых экспозиций. Слово обозревателю Верните руки пианисту Елена Бредис В Министерстве культуры Российской Федерации собра- ны своего рода, как модно сейчас говорить, бренды разных регионов. Так вот, Липецкий регион представлен только одним именем, и имя это —Константин Николае- вич Игумнов. Наверное, это не вполне справедливо, поскольку липецкая земля дала мировой культуре огром- ную плеяду выдающихся деятелей, я даже не буду их перечислять. Но, с другой стороны, не случайно все-таки, что упомянут именно прославленный пианист, уроженец Лебедяни. Созданная им фортепианная школа (тут слово «школа» надо понимать по аналогии со школой научной) стала для всего мира олицетворением русского пианизма. М узыканты поймут меня без многосло- вья, тем более что все формальные определения будут грешить искусствен- ностью. Ну как объяснить, что такое искренность души и как она передается через руки, пальцы клавишам, преобразуясь в совершенно особые, неповторимые зву- ки? Как определить необы- чайную поэтичность испол- нения, которой нельзя на- учить, поскольку такможно только чувствовать? Для западных фортепианных школ это загадка, которую там не без зависти пытаются разгадать. Действительно, почему, скажите намилость, у русских блестящая фи- лигранная техника — не самоцель и не демонстрация мастерства, а всего лишь один из инструментов для создания образа? И отнюдь не самый главный. Впрочем, и этим русская пианистиче- ская школа не исчерпыва- ется. Одно слово, феномен. Чудо. И Константин Нико- лаевич Игумнов — один из его творцов. Наступивший год — не совсем обычный, очень на- сыщенный по количеству юбилеевдлянашегорегиона. Среди них удивительно со- впали два: четырехсотлетие Лебедяни и стосорокалетие со дня рождения Игумнова. Можно сказать, что облик даже нынешней Лебедя- ни складывался во многом благодаря роду Игумновых. Ими построены гимназия, больница, торговые ряды, храмы, здания, которые существуют до сих пор. В основном на их средства был сооружен Ново-Казанский собор, ставший, в сущно- сти, центром православия в городе. А еще в этом же году исполняется двадцать лет Международному фортепи- анному конкурсу имени К. Игумнова, который прово- дится в Липецке. Его гости, члены жюри (главные сре- ди них — ученики самого Константина Николаевича и ученики его учеников) традиционно приезжают в Лебедянь с концертами. И это не просто ритуал, дань памяти великому учителю, это естественнаяпотребность души—ступитьна ту землю, которая подарила России и миру такого музыканта. Г отовитьсякюбилейным торжествам начинали загодя и с размахом. В районе был объявлен кон- курс на проект памятника Игумнову. Представленные варианты оказались очень разными и, прямо скажем, не равнозначными. Проекты выставиливрайонноммузее, предложили лебедянцамвы- брать лучший. Честно при- знаться, само по себе такое предложение было доволь- но странным: демократия демократией, но в любые времена подобные решения принимали специалисты и профессионалы. Я, конечно, понимаю, что у нас народов- ластие, но вряд ли общий культурный уровень всех поголовно столь ужвысок. А памятники-то ставятсяне на год и даже не на десять лет. Короче, хотелось бы мнение квалифицированного жюри услышать. Какое-то время я регу- лярно следила за бурными дебатами вокруг проектов. Шли они на форуме лебе- дянского сайта. Инемножко огорчалась: часто аргумен- ты спорящих лежали далеко от сферы искусствознания, скульптурыи архитектуры. Чего только стоила пре- тензия к самому, на мой взгляд, художественному и современному проекту, сделанному скульптором Евгением Вольфсоном. Ав- тор изобразил Константина Николаевича за роялем. Так вот, писали на форуме, это не годится, поскольку под крышкурояля народ будет… банки из-под пива бросать. Что на это сказать? С такими опасениями вообще лучше никаких памятников не ставить: к сидящей фигуре — на колени будут заби- раться, стоящую — птички подпортят. Я не искусствовед и о проектах могу говорить как дилетант: нравится — не нравится. Так вот, лично мне самым ярким и инте- ресным показался проект именно Вольфсона. А по- чему — пусть растолкуют специалисты. Впрочем, они это уже сделали, например, в Министерстве культуры РФ, откуда в Лебедянь при- шло письмо с такими вот строчками: «Над проектом памятника К. Н. Игумнову уже более 20 лет работает из- вестный российский скуль- птор Е. А. Вольфсон, чье творчество хорошо известно у нас в стране и за рубежом, а произведения представлены в экспозициях многих худо- жественных музеев. Проект памятника был одобрен Ху- дожественно-экспертнымсо- ветом по монументальному искусству приМинистерстве культуры Российской Феде- рации и выполнен с привяз- кой к историческому дому Игумновых вЛебедяни. При обсуждении проекта скуль- птурной композиции были отмечены высокие художе- ственные достоинства про- изведения, яркое образное решение, выразительный пластический язык». Ныне здравствующие родственни- ки Игумнова, его ученики, музыкальная обществен- ность Липецка отдали пред- почтение опять-таки детищу Вольфсона. Однако… Оказывается, народ зря на страницах сайта копья ломалиходил вмузейпроек- ты сравнивать. Игрыв демо- кратию закончились. Когда дошло до дела, то вдруг вы- яснилось: юбилей пианиста отметят установкой про- стенького бюста, который, должна заметить, даже в конкурсе не участвовал. Зато он значительно дешевле всех прочих разработок. Так экономическая целесообраз- ность перевесила художе- ственную ценность. Я понимаю: памятник— штука действительно очень не дешевая. А у Лебедяни и в преддверии юбилея, да и вообще, как говорится, по жизни масса насущных проблем и забот. Но разве это дело только лебедянцев? Разве регион, да и все мы не заинтересованыв том, чтобы Липецк ассоциировался не только с «городомметаллур- гов», а та же Лебедянь — не только с производством ка- чественных соков? И коли уж пришлось по- мянутьЛипецк, давайтепри- знаем: в областном центре мало что напоминает о на- ших выдающихся земляках. Зато есть памятник Градона- чальнику. Не спорю, Митро- фан Клюев наверняка имеет право быть увековеченным в Липецке. Но вряд ли это право больше, чем у двух на- ших нобелевских лауреатов — писателя Ивана Бунина и физика Николая Басова. Что же касается памятника Константину Николаевичу Игумнову, то он бы очень достойно смотрелся, допу- стим, возле областного кол- леджа искусств, носящего его имя. З ачем сочинять какие- то бренды, если они уже есть в нашей исто- рии? Можно, конечно, по- ставить памятник Огурцу, как в селе Черкассы Елец- кого района, или памятник Пакету Сока — получится дешево и сердито. Но вряд ли такие «объекты куль- туры» сделают наш регион по-настоящему привлека- тельным для зарубежных гостей. А вот если привести в порядок и отремонтиро- вать родовую дачу Игумно- вых в селе Шовское, то этот удивительной красоты уго- лок может стать весьма вос- требованным, популярным туристическиммаршрутом. Но пока недостает уж не знаю чего: то ли денег, то ли доброй воли, чтобы хотя бы забить окна и двери в ста- ринном здании, дабы убе- речь его от окончательного разорения и разрушения. Да, местное руковод- ство вынуждено по одежке протягивать ножки. Да, сложно найти миллионы на памятник. Но запечатлеть память о выдающемся пиа- нисте в виде бюста все-таки, на мой взгляд, слишком убого. Пианист без рук (не говорю уж о том, что без рояля) — согласитесь, это очень странно. ОБРАЗОВАНИЕ | Не « сам себе кутюрье » На подиуме... школьная форма Ирина Смольянинова В липецкой школе № 5 состоялась презентация новой школьной формы. Мальчики и девочки продемонстрировали собравшимся в актовом зале директорам образова- тельных учреждений и членам родительской ассамблеи города Липецка несколько коллекций одежды для учащихся 1 — 11 классов. Как рассказал председа- тель департамента образо- вания г. Липецка Евгений Павлов, предложение ввести единую форму в школах го- рода носит рекомендатель- ный характер. Однако если родители и педагоги примут положительное решение, то уже до конца февраля им предстоит определиться с выбором модельного ряда для своего учебного заве- дения. Ни о каком возврате традиционной советской формы для школьников на собрании речи не шло. Представленные образцы отличались большим раз- нообразием цветов, фасонов и фактур ткани. Для дево- чек модельеры предложили сарафаны всевозможных покроев, юбки — прямые и расклешенные, с жиле- том или жакетом, платья и костюмы-тройки. Среди цветов преобладали оттенки серого с серо-белой клеткой в качестве отделки, а также черный и бордовый. Не- изменным остался только такой атрибут, как белая блузка. Более консервативно вы- глядела одежда для маль- чиков. Это уже ставший привычным костюм-тройка серого или черного цвета в сочетании с рубашками светлых цветов. Вопрос о единообразии одежды для школьников уже давно поднимался ро- дителями как по матери- альным, так и этическим соображениям. По данным социологического опроса, за школьную форму вы- сказывается большинство родителей и педагогов, счи- тая, что она дисциплини- рует детей и укрепляет дух коллективизма, сглажива- ет социальное неравенство и значительно снижает за- траты для родителей. За возврат школьной формы неоднократно вы- сказывался и глава госу- дарства Владимир Путин, напоминая о необходимости восстановления лучших школьных традиций, в том числе, воспитательной роли школы. На сегодняшний день единая школьная форма фактически уже существует в некоторыхшколахЛипец- ка. Во многих других дей- ствует дресс-код. Поэтому переход к единообразию в школьной одежде для уча- щихся и родителей, как считают в департаменте об- разования администрации Липецка, не будет неожи- данностью. ИСТОКИ | Конференция краеведов прошла под знаком 400- летия дома Романовых Колумбы липецких древностей Роман Ромашин Не все знают о том, что в 1837 году Липецк прини- мал цесаревича Алек- сандра Николаевича. Ждали его и на местных Минеральных водах, директор которых Мамоно- вич усердно наводил лоск. Наследник явился на курорт в сопровождении роскошной свиты. По ходу экскурсии пышная процес- сия ступила на мостик через Липовку. Деревянная конструкция не выдержала нагрузки и с треском обрушилась. Дамы в кринолинах и кавалеры в расшитых золотом мунди- рах оказались по колено в грязи и выбирались из нее кто как мог. СлучившеесяМамонович объяснил нищенским фи- нансированием. Александр выдал ему тысячу рублей ассигнациями, которые ди- ректор по привычке тут же стал пересчитывать. «Вас не обманут!» — тонко под- метил кто-то из гостей. На вечернембалу незадачливый директор с медвежьей нелов- костью пригласил на танец даму. «Я не ваша жена!» — заявила рассерженная партнерша. Три конфуза за один день стали для несчаст- ногоМамоновича роковыми. Его хватил сердечный удар, и вскоре наш герой пересе- лился в вечность. Трагический рассказ с нотками комического про- звучал в большом зале об- ластной универсальной на- учной библиотеки на ХХVI областной конференции кра- еведов, лейтмотивомкоторой стало отмечаемое в нынеш- нем году 400-летие дома Ро- мановыхиихрольвразвитии липецкогокрая.Несмотряна традиционнуюпопулярность темы, отдельные связанные с нейфакты, в томчисле ипри- веденный в начале отчета, малоизвестны для широкой публики. Кроме професси- ональных исследователей прошлого вряд ли кто знает и о том, что уцелевшие под- валысгоревшегов1806годув Липецке скромного деревян- ного путевого дворца Петра I местные торговцы запросто использовалидляхранения… селедки и соли, что вызы- вало сильное недоумение у просвещенных постояльцев курорта. А чугунная плита с оттиском императорской рукиеще впозапрошломвеке пошла в тираж. Изготовле- нием её сувенирных копий в промышленных масштабах (!) занимались на липецком заводе братьевМиловановых и в городе Харькове. Историки напомнили: династия самодержавных правителей Отечества была крепко связана с нашим краем во все века. Примеров тому тьма. Вот лишь неко- торые из них. При Михаиле Федоровиче основалась Ле- бедянь, а древний Данков перенесли на нынешнее ме- сто. Юный наследник коро- ны с трагической судьбой Иоанн Антонович пребывал некоторое время в заточе- нии в Раненбурге. Отдавая должное многополезной де- ятельности Петра, следует понимать, что именно по- сле взятия Азова границы России отодвинулись на юг, что дало возможность на- шему краю мирно, а значит, полноценно развиваться. А благодаря «раскрученной» царем-реформатором мине- ральной воде после закрытия железоделательных заводов Липецк не зачах, что, кстати сказать, нередко случалось с обделенными природными богатствами городками. При Екатерине Второй Липецк обрел наряду с Задонским (именнотак в судьбоносном указе государыни имено- вался теперешний Задонск. — Прим. автора ) статус го- родского поселения. Во вре- мена Александра Первого были утверждены важней- шие документы — генпла- ны ряда расположенных на нашей территории уездных центров. Сотню лет назад тысячи ельчан разных со- словий в единомпатриотиче- скомпорыве приветствовали члена правящей фамилии, брата государя Михаила Александровича Романова. О неоднократных визитах в древний город его Почетного гражданина напоминают не- зауряднаяВеликокняжеская церковь и Дом призрения… Отрадно, что ревнители прошлого постоянно попол- няют копилку открытий. В ходе конференции полу- тора сотням ее участников презентовали несколько солидных исторических из- даний. Это лишь верхушка айсберга. В ряде районных газет регулярно выходят краеведческие страницы. Во Всемирной паутине зара- ботал сайт областного обще- ства. Исследовательская деятельность расширяется. Воссоздано Липецкое отде- ление Всероссийского обще- ства охраны памятников. От возглавляемой деканом ист- факаЕГУДенисомЛяпиным исторической секции «от- почковалась» секция цер- ковной истории, которую по общему решению возглавил известный исследователь Андрей Найденов. Плани- руется создание детского отделения краеведческого общества — достойной сме- ны взрослых энтузиастов. Тем временем в глубинке укрупняется сетьшкольных музеев, лучшие из которых вполне могут конкуриро- вать с куда более крупными собраниями. Как водится, не все идет гладко—остает- ся, к примеру, нерешенным вопрос о зарплате руково- дителям самодеятельных коллекций. Интенсивно развивается туриндустрия. Здесь полным-полно резер- вов. Некоторые из задумок уже реализованы. В част- ности, удалось издать лю- бопытные открытки, где на современные видыЛипецка «наложены» утраченные храмы и здания. Примеча- тельно и другое. — Посмотрите, сколько энтузиастов собралось сегод- ня в зале,—отметил в беседе с корреспондентом «Липец- кой газеты» председатель областного краеведческого общества Александр Кло- ков. — Далеко не каждая общественная организация может похвастаться таким количеством. Сообща про- делана гигантская работа. Нам есть на кого опереться. Стабильно нам помогает региональное управление внутренней политики, фи- нансирующее издание на- ших книг: о монастырях и храмах области, а также записок общества. Нынеш- ней власти, кстати сказать, есть на кого равняться, ведь век назад председателемЛи- пецкого Петровского обще- ства по зову сердца был сам городской глава Митрофан Клюев. Под занавес атаманмест- ного казачьего общества Александр Данилов вручил Александру Клокову образ святого страстотерпца-царя Николая II, пронесенный тысячи километров кресто- ходцами. Его покров должен вдохновить неутомимых исследователей на новые свершения. КСТАТИ Школьная,точнее—гимназическая, фор- ма была введена в России в 1834 году и имела полувоенный характер. Фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, атакжепуговицамииэмблемами.В1886году появилась и форма для девочек: коричневые платья с высоким воротникомифартуки— чёрныйвобычные дниибелыйпопраздникам. После революции 1917 года форма была отменена как буржуазный пережиток. Вер- нулась уже в конце 40-х годов прошлого века и была очень похожа на гимназическую: фу- ражки, гимнастеркииремнисбляхами—для мальчиков, коричневые платья и фартуки — для девочек. Лишь в 1962 году гимнастёрки для маль- чиков поменяли на серые шерстяные костю- мы. А в 1975—1976 учебном году костюмы были заменены на брюки и куртки из полу- шерстяной ткани синего цвета. С 1992 года после принятия Закона об образовании и по сейдень введениешкольнойформыникакими нормативными документами не регламен- тируется. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz