Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ПРОЕКТЫ № 163/24541/ 22 АВГУСТА 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 Елец, Задонск и далее... Липецкая область развивает индустрию гостеприимства ная война церквям, дворцам, усадьбам. Когда ныне яркая, будто елочная игрушка, Вели- кокняжеская церковь лежала в руинах и когда казалось, что окружающие ее мрак, тлен и за- пустение — навсегда. Но Елец выстоял. Да и не только он. Думаю, весь регион, сотканный из окраинных, лоскутных рай- онов сопредельных областей и потому разный, способен стать центром новой и очень интерес- ной туристической территории России. — Простите, а вы не пре- увеличиваете? Как известно, Липецкая область никогда не былаМеккой для туристов, да и сегодня поток гостей, кажется, оставляет желать лучшего… — Меккой область не была. Это правда. Ну а что касается турпотока, готов спорить. Он есть, и отнюдь не маленький. О его увеличении в Липецкой области задумались задолго до того, как регион стал участни- ком федеральной целевой про- граммы развития въездного и внутреннего туризма, еще в те времена, когда у нас появились две особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина». Они, по сути, стали пилотным проектом для страны. И доста- точно успешным. Уже в 2010 году Задонск посетили до 120 тысяч паломников. Столь же стремительно растет и количе- ство туров в Елец. Логично, что минувшей осенью глава област- ной администрации подписал документы о создании нашего центра. Он же предложил и программу деятельности. — И главное в ней? — Да, по сути, все главное. И создание инфраструктуры, и популяризация туризма в области — это ненормально, когда школьники, изучающие творчество Бунина, Замятина, Пришвина, не знают, где пи- сатели провели свои детские годы. Иформирование туристи- ческого имиджа территории, и взаимодействие с Федераль- ным агентством по туризму, и привлечение инвесторов и инвестиций, и обустройство, в том числе и сооружение рекре- ационных ресурсов… — Это, простите, как? Эве- рест в чистом поле отсыпать или море выкопать? — Может, и не Эверест, но Диснейленд в пустыне амери- канцы в свое время построили. На что-то столь же грандиозное мы пока (дайте время!) не за- махиваемся, но многое липец- кие и московские инвесторы уже сделали и делают. В том же Задонском районе появил- ся прекрасный сафари-парк «Кудыкина гора» со страуса- ми, верблюдами, Троянским конем и прочей экзотической живностью. Буквально в пяти минутах от трассы «Дон» соз- дана лучшая в центре России лыжная база с серпантином лесных дорожек и крутых, практически горных спусков. В ВИКТОР СТРАХОВ Сегодня туризм — не только хобби миллио- нов любознательных оби- тателей земного шара, но и процветающий бизнес, соперничающий по до- ходности с нефтяным и газовым. И посему разви- вает туриндустрию прак- тически вся планета. По- нятно, что Россия вообще и Липецкая область в частности — не исключение. —Регион, в течение многих лет остававшийся аграрным и промышленным, уже в обо- зримом будущем станет точкой притяжения для тысяч путеше- ственников, которые найдут у нас и стол, и дом, и развитую рекреационную сферу, рас- считанную на людей самого разного возраста, достатка и интересов, — обещает дирек- тор Центра развития туризма Липецкой области Валерий Новиков. Мы встретились в офисе центра, расположенного в чу- дом сохранившемся уголке старого дореволюционного Липецка на улице Фрунзе, бывшей Усманской. Мой собе- седник раскладывает на столе пасьянс из схем, буклетов, фотографий и рассказывает, как о вещах реальных, при- вычных, общеизвестных, о том, чего еще нет, что существует в планах, проектах, замыслах. Но что, как убежден Новиков, обязательно будет. — Из чего еще совсем не- давно исходили организаторы турпоездок? — размышляет он. — Из того, что внутренний туризм — это самое синее в мире Черное море, то есть Сочи, Геленджик и Анапа. Плюс центр России с его «Золотым кольцом». Разумеется, Москва и Санкт-Петербург с окрест- ностями. Что еще? Наверное, Кавказ, Урал, Алтай, Карелия. И все! Но с какой стати? Почему список достопримечательно- стей столь короток? К счастью, в Липецкой области нашлись люди, которые задали себе эти вопросы. И в итоге появились тысячи новых «почему?» — Например, почему Ли- пецк не столица? —Что-то в этом духе. А если точнее, почему Липецк, став- ший еще 200 лет назад модным российским курортом, сегодня воспринимается прежде всего как центр черной металлур- гии? Почему забыты история и памятники других городов и весей региона? Почему Елец, сохранивший (во всяком слу- чае, в своей центральной части) не только облик, но и, кажется, саму атмосферу девятнадцато- го века, не способен стать не просто городом-памятником, но и, если хотите, туристиче- ской жемчужиной российского уровня? — Вы полагаете, он этого титула достоин? — Я полагаю, что на город непозволительно долго не обра- щали внимания. Иэто несмотря на то, что бывший крупнейший уездный центр средней полосы России многое пережил, что он еще помнит те времена, когда была объявлена беспощад- окрестностях Задонска отлич- ные условия и для любителей «матрасного» водного туриз- ма. Выбор плавсредств Дон позволяет широчайший — от плотов, катамаранов и рафтов до байдарок, весельных лодок и даже яхт. — А если сплавляться здо- ровье не позволяет? — Ходите пешком, ездите на велосипеде, передвигайтесь любым другим способом. Бе- рега — загляденье! В Гагарино знаменитая стоянка древнего человека, в Скорняково усадьба генерала Муравьева, взявшего турецкий Карс и ставшего Му- равьевым-Карским. Ниже по течению — заповедник «Гали- чья гора» с горным, совершенно не типичным для нашей рав- нины рельефом, уникальным набором реликтовых растений и грандиозным, крупнейшим на Верхнем Дону песчаным пляжем. — Однако не секрет, что Задонск — это прежде всего паломнический туризм, туда едут люди верующие, чтобы поклониться святыням… как любовь к малой родине, к речке, научившей когда-то плавать. Именно они возрожда- ют усадьбы и восстанавливают разрушенные церкви, строят торговые, культурные, развле- кательные, оздоровительные центры и возводят кафе, ресто- раны, гостиницы... — Если не возражаете , на гостиницах остановимся подробнее. О них мы обычно вспоминаем, когда говорим о развитии массового туризма. Однако я с трудом представляю себе «массового липчанина», готового выложить две тысячи за ночь во время развлекатель- но-познавательного турне по области. — Хорошо принять гостей — большое искусство. И для этого, конечно, недостаточно одной большой гостиницы, пусть даже с пятью звездами. Надо учитывать индивидуаль- ные запросы туристов. Кому-то требуется люкс — как прави- ло, это гости, приезжающие в регион с деловыми целями, а кто-то готов довольствоваться местом для палатки или для ав- томобиля с жилым прицепом. Караванинг (так называется этот вид туризма), невероятно популярный в Соединенных Штатах, постепенно отвоевыва- ет место под солнцем и у нас. А кроме того, все более модными становятся экологический и спортивный туризм, сафари- туры, зимние виды туризма, водный туризм, треккинг, или, если перевести на русский, пе- шеходный туризм. Мы должны учитывать вкусы и запросы самых разных гостей. Во вся- ком случае, именно с таким расчетом спроектирован авто- туристский кластер «Задонщи- на». Он займет 450 гектаров, а это огромная территория на левом берегу Дона. Там уже по- явились турбаза, отель «Форест парк», веревочная трасса, пло- щадка для любителей пейнтбо- ла. И это только начало. — Дело за гостями? — Не только и даже не столько. Федеральная авто- трасса «Дон» со среднесуточ- ным транспортным потоком в 50 тысяч автомобилей — до- статочно солидная целевая аудитория, и недостатка в туристах при рациональной организации отдыха, широкого предложения познавательных, развлекательных, спортивных, экстремальных маршрутов, на- сыщенных вечерних программ просто не может быть. Дело за частной инициативой. За людь- ми, которые способны сделать наш слишком ненавязчивый сервис более теплым, гуман- ным, добрым. Дело за мини-предприяти- ями, способными предложить гостям интересные сувениры, ту же романовскую игрушку, кружева да и все остальное, что душа туриста пожелает. Дело за креативными людьми, способными организовывать и проводить фестивали рекон- структоров, байкеров, рокеров, бардов…Здесь неограниченный простор для фантазии. Мы рас- считываем на энтузиастов. На выпускников Елецкого универ- ситета, специализировавшихся на социально-культурном сер- висе и туризме. Да и вообще на всех активных липчан, ельчан, задонцев, жителей Лебедяни, Чаплыгина, других городов и даже других регионов. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Регион, сотканный из окраинных, лоскутных районов сопредельных областей и потому разный, способен стать центром новой и очень интересной туристической территорией России. —Все так. Конечно, главное достояние города — его храмы и монастыри. И прежде всего Задонский Рождество-Богоро- дицкий мужской монастырь, основанный на левом берегу Дона в начале семнадцатого века и ставший особо почитае- мым в последней трети века во- семнадцатого, когда в обитель пришел епископ Воронежский и Елецкий Тихон. Но я не готов согласиться, что такого рода туры имеют узкую аудиторию. Тихон, уже прижизни почитав- шийся святым, создал в Задон- ске основные свои труды, стал духовным наставником для ты- сяч паломников. Ну а для боль- шинства обычных туристов интересен тихий уголок в лесу под Задонском, где святитель особенно любил бывать и где своими руками выкопал и обу- строил колодец. Сюда и сегодня едут люди, считая источник це- лебным.Местомпаломничества стал и построенный рядом с ко- лодцем скит, закрытый в 1920 году, но давший 70 лет спустя жизнь Свято-Тихоновскому Преображенскому монастырю, где обитает несколько десятков насельниц и стараниями кото- рых восстанавливается все то, что когда-то было разрушено. Есть, разумеется, и инвесторы. — Кто они? — Туристический бизнес в российской провинции — это на первых порах удел людей увлеченных, которыми дви- жут не только меркантильные соображения, но и более воз- вышенные чувства. Такие,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz