Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

№ 163/24541/ 22 АВГУСТА 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ | РЕЗОНАНС В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ Еще раз о шлаке, народе и сероводороде ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА В номере «Липецкой газеты» за 15 августа с.г. был опубликован материал под заголовком «Ошлаке, народе и сероводороде». В ста- тье речь шла о площадке на окраине поселка ЛТЗ, где в огромном количестве складирован сталеплавильный шлак. На небезопасное для здоровья людей и экологии соседство со- ответствующим образом отреагировала прокуратура. О вопиющем факте нарушения природоохранного законодательства рассказали СМИ, в том числе «Липецкая газета» в своем четверговом номере. Причем в публикации наш автор взглянул на проблему шире, еще раз напомнив, что при охлаждении произведенного шлака проис- ходит загрязнение воздуха сероводородом. Один из выводов статьи следующий: вредныхвыбросов было быменьше, еслибытехнология «погашения» шлаковых отходов металлургического производства происходила в более щадящем для окружающей среды режиме. Весьма оперативно на статью откликнулась пресс-служба ОАО «НЛМК», посчитав, что «газета вводит читателей в заблуждение» и наносит ущерб деловой репутации ОАО «НЛМК». В редакцию поступил текст комментария пресс-службы Ново- липецкого комбината, который без сокращений публикуется ниже. КОММЕНТАРИЙ НЛМК Статья Андрея Славина «О шлаке, народе и серово- дороде» («Липецкая газета», 15.08.2013 г., http://www.lpgzt. ru/aticle/32874.htm) вводит читателей в заблуждение о при- чинах экологических проблем Липецка и путях их решения. В частности, по данным Рос- гидромета, в 2012 году почти 70 процентов всех зафиксирован- ных на городских постах пре- вышений по сероводороду были никак не связаны с комбинатом. В то же время в пробе воздуха, отобранной в феврале-марте текущего года из приемной ка- меры МУП «Липецкая станция аэрации», куда поступают все хозяйственно-бытовые стоки со всего города, содержание се- роводорода составило более 500 ПДК.Исамисточные водыпери- одически содержат повышенное количество сероводорода. На- пример, 1 марта по коллектору с направления Казинка посту- пали стоки, в которых сероводо- рода было в 4 раза больше, чем в обычных стоках. В городе много как стацио- нарных газозаправочных стан- ций, так и передвижных пун- ктов, газораспределительных станций, котельных и ТЭЦ на газе, многие автомобили пере- оборудованына газовое топливо. При недостаточной герметич- ности и наличии утечек это еще один мощный источник серово- дорода в Липецке. Объективно определить вклад различныхпредприятий в загрязнение воздуха должен об- щегородской документ — свод- ный том предельно допустимых выбросов (ПДВ) Липецка, соз- дать который НЛМК призывает все заинтересованные стороны уже не один год. На комбинате целенаправ- ленно внедряются современные природоохранные технологии с минимальным воздействием на окружающую среду. Масштаб- ная модернизация и многомил- лиардные инвестиции позволя- ют НЛМК стабильно уменьшать выбросы в атмосферу даже при росте производства. За 5 лет валовые выбросы уменьшены на 3,5 тыс. тонн при росте про- изводства на 44 процента. НЛМК осуществляет хра- нение и переработку шлака в строгом соответствии с требо- ваниями природоохранного законодательства, что было неоднократно подтверждено в ходе проверокконтролирующих органов. НЛМК не имеет ника- кого отношения к случаям не- надлежащего обращенияшлака за пределами комбината. Отгружаемая НЛМК фир- мам-переработчикам шлаковая продукция имеет всю необходи- мую документацию, в том числе сертификаты соответствия. Приобретая ее, покупатели несут полную ответственность за дальнейшую надлежащую транспортировку и использо- вание этой продукции в соот- ветствии с существующими нормативами. Если по какой- либо причине эти требования не соблюдаются — это вина фирм- переработчиков, но не продавца. НЛМК как добросовестный продавец полностью выполняет все необходимые процедуры по отгрузке и сертификации своей продукции. Проверять недо- бросовестных переработчиков шлака должны компетентные контролирующие органы. Отгрузкашлака осуществля- ется в том числе 13-и дорожно- строительным компаниям по заявке администрации Липец- кой области. С конца июля по середину августа этим фирмам отгружено более 4000 тонн про- дукции.Шлакиспользуется для ремонта дорог региона. ОТ РЕДАКЦИИ В письме на имя главного редактора «Липецкой газеты» пресс-служба комбината называет «избирательным» и даже «непрофессиональным» подход «ЛГ» к освещению важных для Липецка проблем. Столь болезненная реакция на критическую публикацию понятна: НЛМК дорога деловая репутация, и газета с уважением относится к такой позиции предприятия. Но сколь бы убедительной ни выглядела приводимая цифирь, людям от этого не легче. Липчане дышат тем воздухом, которым дышат. Проблема загрязнения атмосферы в областном центре не снята с повестки дня. И вряд ли удобная для отчета статистика поможет сделать окружающую среду более благополучной для проживания. Нужны еще более серьезные усилия по оздоровлению экологии областного центра. Всех без исключения заинтересованных сторон. Пока же предпринимаемых мер недостаточно. Видимо, потому и появляется желание обвинить журналистов в предвзятости и необъективности. Побочный эффект пыли «Благоустройство» как способ экономить на переработке отходов СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Можно ли улучшить качество грунтовой доро- ги, отсыпав ее… пылью? Абсурдный вроде бы во- прос уже не первый ме- сяц активно обсуждается в областных средствах массовой информации. И не потому, что других тем нет. Дело в том, что речь идет не о простой пыли, а о шлаковой. Впрочем, некоторые счита- ют, что это не пыль, ашлаковый щебень, только мелкий очень. А раз так, то, отсыпая им дороги, можно благоустроить немало липецких сел. Благо дефицита материала нет: на ОАО«НЛМК» данного отхода металлургиче- ского производства в избытке. Расставить все точки над «i» в этой дискуссии и был при- зван брифинг, состоявшийся накануне в областной админи- страции. Участие в немприняли начальник управления дорог и транспорта области Валерий Елфимов и заместитель началь- ника управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Елена Бадулина. Еще перед началом беседы журналистам представили об- разцы того, что бесспорно явля- ется шлаковым щебнем, и того вещества, которым отсыпали дороги в сельских поселениях. Чуть позже Елена Бадулина оз- накомила собравшихся с требо- ваниямиГОСТа: частицышлако- вогощебня не могут бытьмельче трех миллиметров, а шлакового песка—мельче 0,7миллиметра. То, чем «благоустроены» дороги в ряде сел области, сложно, по словамБадулиной, назвать даже песком — это, по сути, пыль. И ведет она себя на дороге, как ейи положеноприродой: припроезде транспорта или дуновении ветра поднимается в воздух, насыщая его мельчайшими взвешенными частицами. Их концентрация, как показали проведенные ис- следования, превышаетпредель- но допустимые нормы от полу- тора до четырех раз. Регулярное вдыхание этого кислородно-пылевого коктейля не обрадовало селян: за послед- ний год в управление экологии и природных ресурсов поступило более двадцати обращений от жителей области. Под каждой жалобой — семь-восемь десят- ков подписей. — Сейчас влияние шлако- вой пыли на здоровье человека исследуется. Но ее негативное воздействие на окружающую среду очевидно, — заметила Елена Бадулина. При этом только в одном Липецком районе для отсыпки дорог в селах было использовано 300 тысяч тонн отходов метал- лургического производства. Благодаря кому же это произо- шло? Отгрузки по заявкам от глав сельских администраций производило ОАО «НЛМК» в рамках, так сказать, благотво- рительной деятельности. Но за- явкибылинашлаковыйщебень, а по факту комбинат отгружал нечто гораздо более мелкое. — Государственный стан- дарт регламентирует и обя- занности производителя при отгрузке продукции, — под- черкнула Елена Бадулина. — В сопроводительных документах, которые он выдает, обязательно конкретизируется размер ча- стиц отгружаемой продукции. На деле же ОАО «НЛМК» из- готовило типовые документы, и они выдавались независимо от того, что в реальности отгружа- лось —щебень или пыль. Совместные проверки об- ластного управления экологии и природных ресурсов, при- родоохранной прокуратуры и Росприроднадзора выявили ряд нарушений со стороны ОАО «НЛМК», связанных с перера- боткойшлака и складированием пылевидных отходов на почве. По результатам проверок про- куратурой подан иск в суд. Есть еще несколько нюан- сов. Во-первых, как отметил Валерий Елфимов, для строи- тельства дорог годен лишьшлак доменный, а не сталеплавиль- ный, который стал предметом дискуссий. Последний из-за его насыщенности различными хи- мическими элементами—очень нестабильный материал, что, какпоказали экспериментыеще 1980 годов, ведет к быстрому разрушению созданного с его использованием полотна. Во-вторых, при благоустрой- стве дорог — а шлак в селах области использовался именно для благоустройства, а не стро- ительства — согласно приказу Минрегиона допускается ис- пользование сыпучих веществ лишь тогда, когда они скрепле- ны вяжущим веществом. —Мы постоянно призываем НЛМК к тому, что необходимо перерабатывать отходы произ- водства, — продолжила она. — Но для этого нужны огром- ные капитальные вложения. А комбинату, видимо, легче под благовидным предлогом отгру- зить сельскимпоселениям туже шлаковуюпыль, чем думать о ее переработке. Кстати, в свое время НЛМК обещал Росприроднадзору до 2015 года переработать шлако- вые отвалы. Но экологи сомне- ваются, что это обещание будет выполнено. При этом полно- мочия местных специалистов в отношении ОАО «НЛМК» ограничены: комбинат — объ- ект федерального надзора. Тем не менее сложа руки они не сидят. Так, на днях на 20 ты- сяч рублей было оштрафовано ООО «Магистраль», которое складировало шлаковую пыль комбината в поселке ЛТЗ. Но названное общество продолжа- ет наносить вред окружающей среде, и управление экологии будет добиваться запрещения его деятельности. Постоянно проводится разъяснительная работа в районах. В частности, главам сельских поселений на- правлялись рекомендации не использовать шлаковую пыль для благоустройства дорог. За отсутствие должного производ- ственногоконтроляадминистра- тивные санкции были примене- ны к одному из руководителей сельских поселений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz