Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

лизму, к брани. А теперь без мата — никуда. И.Н. Вообще-то скан- далы вокруг «Штрафба- та» начались сразу после премьеры. Фронтовики, историки буквально ловили сценариста и режиссера за руку на манипуляциях и передержках. Ваш колле- га Максим Кустов, напри- мер, писал о поразительном анекдотическомневежестве авторов. Но те гордо за- являли, что они впервые приоткрыли завесу над за- претной в советские годы штрафбатовской темой. И опять попались. Тот же Ку- стов страницами цитировал фрагменты из «Живых и мертвых», из «Вечного зо- ва», из книг Вячеслава Кон- дратьева и других советских литераторов, не обошедших эту сторону войны. В.Ф.: Вот посмотрите, как этилюдичувствительны ищепетильны, если дело ка- сается себя, любимых. Чуть что—неуважение, хамство. А бесцеремонное обращение с историей, которое ранит тех же ветеранов войны, да и вообще любящих свою страну людей, — разве не хамство?Иведь бесцеремон- ность проявляется не только когда речь заходит о событи- ях Второй мировой. Я вам когда-то уже рассказывал о статье, где прямо в заголов- ке великого Ломоносова не постеснялись аттестовать дураком. Это вызвало воз- мущение историков. Но, оказалось, дать отпор сочи- нителю и редактору, позво- лившим себе подлость, не так-то просто. Письмо, где стояли подписи уважаемых ученых, положили под сук- но. Мы обращались в весьма высокие инстанции, но без- результатно. Защитить од- ного из самых выдающихся людей за всю историю От- ечества там не сочли делом государственной важности. И.Н. А с какой стати-то? У нас плюрализм, свобода слова. То, что для боль- шинства свято, неприкос- новенно, какой-нибудь бес- предельщик может походя очернить, оскорбить, от- вергнуть... В.Ф.: Вот-вот. Но я убеж- ден: беспредельщикам надо отвечать. Жестко и резко. Вы их называете беспре- дельщиками, а я бы назвал духовными эсэсовцами. Они в отличие от завоевателей говорят с нами на одном языке, но, в сущности, пре- следуют те же цели, что и гитлеровцы. Я найду взаи- мопонимание и с верующим соотечественником, и с неве- рующим, если они остаются русскими людьми, если не разрушают духовные осно- вы нашего бытия. Но что общего у меня с теми, кто антигероя, какого-нибудь Власова, провозглашает героем, а подлинного героя, действительно спасавшего Россию, служившего Рос- сии, ни в грош не ставит? И.Н. Боюсь, нас с вами обвинят в желании лишить оппонентовправана свобод- ный, ничем не скованный поиск истины, пусть она и наносит ущерб патриотиче- ским чувствам. Л.З. : Вряд ли истина может нанести ущерб. Ее просто не надо оскоплять, изолировать от историче- ского контекста. Авот когда хлопочут не об истине, когда ее подменяют, тогда беда. В.Ф.: Причемподмена го- товится заранее, исподволь. Прежде чем перевернуть все с ног на голову, для на- чала высмеивают то, что в народном сознании живет как величественное, траги- ческое, героическое. Для этого годится и анекдот, и издевательская реплика. Главное — уничтожить оре- ол святости. Л.З.: Я почему-то вспом- нил, как подростком смо- трел французскую кино- комедию «Бабетта идет на войну». Там девица легкого поведения в оккупирован- ной стране нечаянно вы- ручает сбитого немцами ан- глийского летчика, обводит вокруг пальца всех геста- повцев-эсэсовцев и получает награду от высшего коман- дования.Меня, мальчишку, выросшего на нашем кино о войне, это коробило. И я это себе объяснял так: ну, у них, на Западе, так вот и воевали. Там была не война, а забавная прогулка. Что, разумеется, абсолютно не- верно. Но легкомысленная комедия создавала как раз такое впечатление. В.Ф.: Кстати, заметьте: в Советском Союзе не расска- зывали анекдотов о войне. Даже о немцах, о врагах анекдотов практически не было. А уж о своих и по- давно. И.Н.: Зато теперь нам показывают анекдоты «про войну» на телевидении. В.Ф.: Я это и имел в виду. Допустим, вшоу«6кадров». Тут вам и Сталин, и наши разведчики, и партизаны. И все — смешно, ситуации нелепые, балаганные… И.Н.: А разыгрывают-то их хорошие актеры. В.Ф.: Это еще хуже. Та- лант есть, а совести, ответ- ственности, понимания, что творишь, — увы… И.Н.: Это вы еще, навер- ное, не видели буффонаду «Гитлер капут!»Но авторы, скорее всего, считают свой фильм безобидной шут- кой, пародией на сериал «Семнадцать мгновений весны»… В.Ф.: Нет, здесь я на- строен непримиримо: боль и память народа, потерявшего в той войне десятки милли- онов, запрещают такие бес- тактные… И.Н.: Молодежь говорит — безбашенные… В.Ф.: Пусть безбашенные — игры и выходки. Особен- но на фоне обескураживаю- щего невежества по части истории. И.Н.: Знаете, Вячеслав Васильевич, вот вы настаи- ваете на быстром и остром реагировании, если кто- то осмеливается поносить Ломоносова или помещать на одну доску эсэсовцев и наших «смершевцев». Но мне представляется, что на каждый чих не наздрав- ствуешься. Изадачу надо бы сформулировать иначе: де- тям, молодым необходимы знания и убеждения, кото- рымне страшныкавалерий- ские наскоки нигилистов. Поэтому, наверное, как бы в продолжение идеи о вы- веренном единомшкольном учебнике по истории ваши коллеги сейчас заговорили о воспитании историей уже даже не с первого класса, а с дошкольного возраста. В.Ф.: Так, в сущности, в России было всегда. Об Александре Невском, о Ку- ликовской битве, о Бороди- но, о героях Великой Отече- ственной детям рассказыва- ли задолго до того, как они надевалишкольнуюформу, осваивали чтение. Были короткие увлекательные книжки о замечательных соотечественниках. Делали свое великое дело и русские былины, и сказки. То есть к моменту, когда ребенок раскрывал учебник, он уже обладал определенной сум- мой даже не информации, а впечатлений, переживаний, из которых и прорастает ин- терес к прошлому Родины. Ну и, конечно, огромное значение имело религиоз- ное воспитание, по крайней мере, до революции. И.Н.: То есть иммунитет против нигилизма выра- батывался рано. Но сейчас вернуться к этому, согласен, бесценному опыту нелегко. Хотя бы потому, что роди- тели, вступившие в пору самоосознания в середине или конце двадцатого ве- ка, ни интеллектуально, ни духовно, ни душевно не способны дать детям то, о чем мы говорим. И вот в этой связи хочу спросить о ваших выпускниках, о тех, кто все-таки приходит работать в школу. Сталки- ваясь с детьми, которым надо объяснять все с нуля, которые ничего не ведают об истории, они не разоча- ровываются впрофессии, не впадают в безнадегу? Л.З.: Я думаю, в регионе нет школы, где бы ни рабо- тали выпускники липец- кого истфака. Встречаясь с ними, свидетельствую: ни- какого разочарования, тем более отчаяния у них нет. В конце концов, они сами не столь уж и давно были школьниками, им известна ситуация. Неготовность, неосведомленность детей — это данность. Из нее сле- дует исходить, пробуждая у них потребность узнать, по- нять, как жила, трудилась, сражалась, крепла страна. Наши воспитанники способ- ны решать эту задачу. Они верят в принцип, который можно прочитать у нас на факультете: «Историческое образование — основа госу- дарственной безопасности России». А видели бы вы, с каким запасом энергии воз- вращаются студенты после педпрактики! Им нравится работать с детьми, они ощу- тили вкус педагогического труда. Ишколу, мне кажет- ся, выбрало бы большин- ство, если бы не жалкие зарплаты. В.Ф.: Наши преподава- тели, выпускники, студен- ты верят в свою миссию. Но государство и общество должны проявить заинте- ресованность в том, чтобы они реализовали свои воз- можности. И тут нельзя ограничиватьсяконцепцией единого учебника. Нужна патриотически ориенти- рованная концепция всего гуманитарногообразования, последовательная и внятная государственная политика в сфере просвещения и воспи- тания. Пока же она, может, и внятная, но далеко не всег- да государственная. А на- счет последовательности… Помните, как одно время все обсуждали создание комис- сии по борьбе с фальсифи- кациями в истории? Где эта комиссия, в рабочей группе при которой состоял и ваш покорный слуга? Нас пару раз собирали — тем дело и кончилось. Между тем воспитание — это процесс непрерывный.Воспитывают не только уроки истории, литературы, родного языка. Когда ты едешь в автобусе, где все надписи на немец- ком, то чувствуешь себя странно. Может, работает генетическая память. Не- ужели нельзя потребовать от хозяев общественного транспорта эти надписи убрать? А обилие иноязыч- ных вывесок, иностранных названий, иногда даже и написанныхлатиницей?Это тоже разрушает националь- ное самоуважение. И.Н. : Однажды наша газета предлагала решение. Нет, ничего не запрещать, но обложить всю эту ино- странщину специальным налогом. У кого недостает разума, совести, культуры, чтобы не допускать пока- зушногоипустого«западни- чества», должны платить. В.Ф.: Но эти меры воз- можны лишь при условии, что та самаяпатриотическая стратегия будет осущест- вляться настойчиво, после- довательно и строго. Когда повторяют ставшую хрестоматийной насмешливую фразу о том, что вот, мол, писатель пописывает, читатель почитывает, то имеют в виду весьма грустную вещь: написанное ничего не меняет ни в жизни, ни в головах людей, оставляя их равнодушными. Зато если читатель не только почитывает, но и сам берется за перо или выходит в Интернет, желая высказать собственную точку зрения, это льстит и журналисту, и редакции. Пусть даже отклик нередко звучит сердитый, нервный, пусть его автор категорически не согласен с газетчиками. В конце концов, единомыслие в большинстве случаев синоним безмыслия. А мыслящие люди всегда инакомыслящие. Как правило, оживленно реагируют читатели на высту- пления публицистов «Липецкой газеты» под рубрикой «Тема». И наш призыв принять участие в споре не пропа- дает впустую. Одни читатели шлют в редакцию письма в конвертах, другие обмениваются мнениями в блогах. Конечно, бывает, что дело ограничивается коротенькими репликами, в которых из пяти слов три уничижительных типа «автор-провокатор» или «у сочинителя каша в голове». До каких-либо аргументов блогеры в подобных случаях не опускаются. Но есть и вполне внятные, любопытные суждения и оценки. Сегодня на «Форуме» мы предоставляем слово тем, кто решил продолжить, заострить разговор, начатый обозре- вателями «Липецкой газеты». В подборке есть и показав- шиеся нам наиболее любопытными замечания из Интер- нета, и прямой, очный, диалог журналиста и ученых- историков, и читательские письма. Будем думать вместе! КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА РЕПЛИКА С горечью и обидой Прочитала в вашей га- зете за 17 июля заметку «Четыре ступени подвига» и сильно расстроилась. Не такой памятник Победы хотели мы увидеть. Десять лет о нем говорили, писали, спорили. Когда возникла сама идея, изначально было понятно, что место ему на площади Победы. Тогда же заложили там камень. Но время шло. О том камне успели забыть. На- чали заново решать, где поставить монумент. И… повторно заложили камень на той же площади. Стран- но, не правда ли? Гораздо, впрочем, страннее другое: неужели, пока все так тя- нулось, руководство города не могло предвидеть, что проект в принципе не будет дешевым и о средствах надо думать заранее? Возможно, стоило обратиться к состоя- тельным людям. В Липецке ведь есть миллионеры, а то и миллиардеры. В их богат- ствах огромная доля общего нашего труда. Вот и пусть пожертвуют, не скупясь, не мелочась, на памятник. Петр Иванович Кащен- ко, создавший фонд, соби- рающий пожертвования на увековечение подвига наро- да в Великой Отечественной войне, по-видимому, устал ждать и согласился хоть на какой-то символ, только чтобы он был. Но я уверена: компромисс в таком деле недопустим. Это стыдно. Бог весть, на что находятся сред- ства, а на святое дело—нет. Но я верю: простые лип- чане, уже пожертвовавшие на памятник три миллиона, готовы пожертвовать еще. Петру Ивановичу надо по- мочь в сборе средств. Ведьпа- мятник—дело не ветеранов, а всех, ктоживет вЛипецке. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда А. Суслова. ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Поиск необходимо продолжить! Как неравнодушный читатель и бывший армейский газетчик (стаж 17 лет!) хочу поделиться соображениями по поводу публикации в номере за 22 июня под заголовком «Предтеча Прохоровского сра- жения». Дело в том, что в ней, на мой взгляд, есть некоторые упущения. Во-первых, не указано, в какой газете и когда был опубликован очерк К. Симонова «Единоборство», не объяснено, почему поразительный факт уничтожения артил- леристами на липецкой земле в 42-м году в одном бою 14 вражеских танков так долго замалчивался. Во-вторых, отдавая должное командиру взводалейтенантуИ.Шуклину, иизвестный писатель Симонов, ижурналист «Липецкой газеты»АлександрКосякиндажененазвали имени мужественного и меткого наводчика расчета. А ведь он в любом случае в этом эпизоде сыграл главную или, по крайней мере, не меньшую роль, чем комвзвода. Так что когда уважаемый мноюКонстантин Си- монов пишет: «Шуклин определил расстоя- ние и прицел и с первого же снаряда зажег танк... Тем временем Шуклин продолжал вести огонь. Впереди дымились уже двенад- цать танков...», то он не прав. Это результат умелых действий всего расчета, в первую очередь—наводчика.Может быть, опытный литератор допустил это из-за понятной в тех условиях спешки? И еще одна неточность: «Тогда же, под Тербунами, пишет Александр Косякин, он встретил своего героя, который сумел единственной пушкой остановить целую немецкую дивизию! За всю историю войны таких примеров были единицы». Да, это так! Только вот 30 атакующих танков все- таки — не дивизия, а всего лишь танковый батальон! «РодилсявСибири, воевалнаСреднемДо- ну, голову сложил в степях Украины... Дело краеведов теперь установить точное место подвига героя на нашей земле»,—таким по- желанием закончил свою статью оШуклине газетчик.Нокакже этонепросто сделать спу- стя 71 год! Думаю, одним краеведам не спра- виться. Будет правильно, если журналист «Липецкой газеты» получит возможность поработать в Подольском военном архиве. Там он мог бы найти в материалах артилле- рийского полка 112-й Башкирской дивизии нужную информацию, а потом поделиться еюс читателями. Говорюэто, основываясь на собственном опыте. В 60-е годы по заданию вологодской областной газеты «Красный Север» я побывал в ЦАМО Вооруженных СилСССР, собираяматериал о подвигах зем- ляков в составе сформированной в Вологде стрелковой дивизии. Результатом стала моя полновесная публикация офронтовых делах вологжан на Северо-западном фронте. Виктор Ерофеев, ветеран войны, труда и Вооруженных Сил, читатель «ЛГ» с 1971 г. РАЗГОВОР «НА ТРОИХ» | Год российской истории закончился , история продолжается … Право на защиту 4 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 10 АВГУСТА 2013 № 155 (24533) Форум Дискуссионный клуб «Липецкой газеты» И. Неверов На днях прочитал, как у Иосифа Бродского спроси- ли, вернется ли он в постсоветскую Россию. Он ответил, что нет, и объяс- нил почему: «Вы так шельмуете свое прошлое, что это унизительно...». Упоэта был свой нелице- приятный счет к Советской власти. Но он понимал: то- тальное шельмование ее, перечеркивание семидесяти лет родной истории опасны. И ясно видел: это отнюдь не детская болезнь сбитой с толку «новой России», не ветрянка и не насморк, а недуг посерьезнее. Если бы Бродский дожил до нынеш- него дня, он бы наверняка испытал негодование, до- пустим, читая в русскоязыч- нойВикипедии, что маршал Жуков обрекна бессмыслен- ную (!!!) гибель сотни тысяч солдат. Тот самый Жуков, на смерть которого поэт на- писал знаменитые стихи в торжественном державин- ском стиле. Год отечественной исто- рии давно закончился, но история продолжается. И продолжается война за прав- ду о минувшем. Она идет в академических аудитори- ях и школьных классах, министерских кабинетах и газетах, на телеэкране и во Всемирной паутине. Как защищаться от лавины лжи, фальшивых трактовок, предвзятых и односторонних гипотез и те- орий?Может, на них просто не стоит реагировать? Как говорят на востоке: собака лает, а караван идет. Что-то подобное, каюсь, янаписал в «Липецкойгазете».Итутже мне позвонил заведующий кафедрой отечественной истории Липецкого пед- университета Вячеслав Ва- сильевичФомин . Он сказал, что не согласен с этим и предложил встретиться. В редакцию он пришел вме- сте с другим авторитетным ученым Леонидом Иосифо- вичем Земцовым . По-моему, наш разговор «на троих» может заинтере- совать читателей «Липец- кой газеты». В.Ф.: В вашей статье был упомянут сериал «Штраф- бат». Я попытался его смо- треть, и у меня возникло прямо-таки физическое от- вращение. Авторы делают вид, что желают поведать всюправду о войне, оштраф- ныхбатальонахбез прикрас, а в итоге получается фильм тенденциозный, полный выдумок, неточностей. Чего стоят хотя бы диалоги, эти омерзительные словечки типа «чпокаться», которые не могла произносить жен- щина-фронтовичка. И.Н. При повторном по- казе на ТВ ненормативную лексику из «Штрафбата» вырезали. Чем кровно оби- дели режиссера. Купюры он назвал ханжескими, а отношение к его авторским правам—неуважительным, хамским. Дескать, из-за такой «цензуры» пострада- ла художественная ткань картины. Без матерных вы- ражений нельзя раскрыть характер уголовника. В.Ф.: Ну да! Вот Досто- евский, Чехов, Горький сумели описать арестантов, каторжников, обитателей ночлежки, не прибегая к грубому речевому натура- ИНТЕРНЕТ-РЕЗОНАНС «Зеркало без героя» Вовка Так нас пытаются приобщить к « цивилизованным странам », в Америке никогда не называли по имени - отчеству . Вот и хотят ироды , чтобы мы забыли отцов и дедов своих , так легче за - ставить нас потерять и позабыть свое Отечество . Dashulja Я не понимаю , когда люди обижаются , если их называют на « ты » и по имени . Отчество — понятие отечественное , в остальных странах его может и не быть . Точнее , т . н . second name существует , но обозначать оно может что угодно , напри - мер , у немцев было имя матери ( Эрих Мария Ремарк , может , слышали ), а у испанцев 2 фамилии — от отца и от матери . Отчество должно исчезнуть в процессе глобализации . ЗЛ Дык , в русской - то традиции отчество не у всех было . У кня - зей и прочих власть предержащих было , потом у царевой се - мьи и дворян да помещиков , а у остальных не то что отчеств , даже фамилий не было , одни клички и семейные прозвища . Советская власть всех уравняла , и если бы В . И . Ульянов не был дворянином , то и не было бы отчеств . А статья - то не об отчествах , просто автор замануху неверную выбрал . Мое имя Стиль изложения хороший , умелый , добротный . Прекрасное русское слово . Увлеклась формой и утонула в содержании . По сути : middle-name ( кто - то его тут назвал secondo м ) не есть отчество . У человека прежде всего есть имя . И это правильно , что его называют по имени . Отчество придает статусу и воз - раста , а это все надо заслужить . Мне 45, и мне не нравится , что меня зовут по отчеству , хотя оно у меня красивое и редкое . При чем тут к отчеству липецкие подвижники — вообще не поняла . ¨ ¨ ¨ ¨ В этой « колонке » рубрики « Тема » журналист Елена Бредис задалась вопросом : отчего с такой легкостью , покорностью , порою даже с энтузиазмом мы принимаем самые « чернушные » версии отечественной истории , соглашаемся перечеркнуть былых ее героев или переквалифицировать их в антигерои ? Гоблин Ну вот опять кукловоды , рука Запада , беспринципные жлобы , торгующие Родиной ... сколько можно ? Елена , а вы не задумывались о том , почему в войну идеологической ма - шине , даже подкрепленной танками , не удалось разрушить советскую идеологию ? А какие - то кукловоды справились ... А причина в другом , Елена , прозрейте же наконец ! Вы сами пишете : « Раз спрос есть , будет и предложение ». Так откуда в высокоморальном советском обществе возник спрос на грязные пасквили ? Разве высокоморальный человек не должен был содрогнуться от ужаса и брезгливо отбросить книжицу , если уж она ненароком к нему попала ? А у него , по вашим словам , от вожделения руки задрожали , у нашего высокоморального . Долгие - долгие годы от людей старательно скрывали правду , предлагая им в качестве героев не живых людей , а сотворенные из них кумиры . И вы думаете , что люди этого не понимали ? Понимали , очень хорошо понимали . И поскольку привыкли к утаиванию правды официальными каналами , гото - вы были поверить в любую неофициальную информацию . Да , Елена , вы правы , сформировался устойчивый спрос , который не мог не породить предложение . Не то же ли самое проис - ходит сейчас ? Официальные каналы вновь и вновь наступают на те же грабли . Волна отечественного позитива вперемешку со страшилками про « чужаков » — вот чем потчуют зрителя и читателя официальные каналы . Как вы думаете , какой спрос формируется у сегодняшнего общества ? Петрович Идет тотальное очернение СССР . Во всех передачах , фильмах и т . д . обязательно присутствует до неприличия злой , беспринципный КГБешник ( НКВДешник ), запуганный народ . Хотя в советские времена народ жил и дружил , много общались , потому что не было социального неравенства . А в КГБ , кстати , отбирали лучших студентов , военных , и попасть туда на работу хотели многие , но не проходили жесткий отбор . Волчара Я пасквиль не читал и читать не стану , даже если под - вернется . Жуков победитель , боевой офицер , солдат своей Родины . А кто такой этот « писатель » Суворов и ему подобные — еще надо разобраться . ¨ ¨ ¨ В. Фомин Л. Земцов И. Неверов «Жили-были...» В этой заметке И . Неверова в ряду многих других фактов , свидетельствующих о нашей привычке бездумно подражать чужим обычаям , перенимать чужие взгляды , говорилось и о готовности многих отбрасывать традиционное для России отчество . Почему - то именно это и вызвало наиболее оживленный отклик у блогеров .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz