Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Синие человечки едут в Париж «Смурфики-2» и другие новинки экрана СЕРГЕЙ ИВАНОВ Премьеры, о которыхмырассказывали неделюна- зад, нашли своего зрителя. «Росомаха: Бессмертный» —новый фильм из фантастического цикла «ЛюдиX» — уверенно лидирует в российском прокате, собрав уже больше 350 миллионов рублей. Расположивший- ся на втором месте в кассовом хит-параде триллер Джеймса Ванна о доме с привидениями «Заклятие» заработал более «скромные» 105 миллионов рублей. «Бронзовыйпризер»,фантастическийбоевико борцах с потусторонними силами «Призрачный патруль», принес создателям более 70 миллионов рублей. По-прежнемусобираютзалы мультфильм «Турбо» и мас- штабная фантастическая лента Гильермо Дель Торо «Тихооке- анский рубеж». Тем временем зрителей ждут очередные но- винки августовских экранов. «Увидеть Париж и… ос- мурфеть!» — таков слоган продолжения семейной ленты «Смурфики», собравшей пару лет назад вмировомпрокате бо- лее полумиллиарда долларов. Как известно из первой части, синие смурфики — это забав- ные человечки, европейский аналог советских коротышек, созданныхНиколаемНосовым, выбравшиеся наконец-то через волшебный портал из своей деревеньки в большой мир, а точнее в Центральный парк Нью-Йорка. В «Смурфиках-2» злой волшебник Гаргамел соз- дает Хакуса и Векси — как две капли воды похожую на смурфиков злобную парочку неопределенной расцветки, надеясь все-таки обрести маги- ческую силу. Когда он узнает, что лишь настоящий смурф может дать ему то, что онхочет, и лишь Смурфетта способна превратить Хакуса и Векси в настоящих смурфов, Гаргамел похищает Смурфетту и берет ее с собой в Париж, планируя сделать своей прислужницей. Но смурфики—Папа, Растяпа, Смельчак, Ворчун, Красавчик, Благоразумник — и их друзья изНью-Йорка этого такне оста- вят. Тем более что к ним при- соединился новорожденный Голубчик. Так что нас ждут большие мультприключения. Поставил продолжение Раджа Госнелл, в активе которого помимо первых «Смурфиков» пара фильмов про забавного пса Скуби-Ду. Любителям комедийных боевиков и хороших актеров старой школы стоит обратить внимание на «РЭД -2». Отстав- ной агент ЦРУ Фрэнк (Брюс Уиллис) продолжает нелепые приключения вместе со своими боевыми товарищами и недру- гами—скрывающимсявлуизи- анскихболотах эксцентричным параноиком Марвином (Джон Малкович), мудрым спецаген- том Джо из дома престарелых (Морган Фриман), утонченной британской киллершей Викто- рией (ХеленМиррен) ирусским дипломатом Иваном (Брайан Кокс). После успеха фильма «РЭД» бюджет второй части был значительно увеличен. Теперь сюжет разворачивается сразу в нескольких странах. Во второй части те же персонажи (за исключением Фримана) вновь берутся за пушки и от- правляются на поиски пропав- шего ядерного оружия.Миссия приводит героев в Москву, а финальный эпизод происходит вообще в Молдове. В активе «РЭД-2» — Энтони Хопкинс в роли гениального физика, коротающего время в лондон- ской психушке, и Кэтрин Зета- Джонс вролиКати, суперагента из России. Поставил картину Дин Паризо, известный сво- ими комедиями «В поисках галактики» и «Аферисты Дик и Джейн». Американские кри- тики, увидевшиефильмраньше российских коллег, оценивают его как «легкое и толковое лет- нее развлечение». Новый драматичный трил- лер итальянского классика Джузеппе Торнаторе называ- ется «Лучшее предложение». Вергилий Олдман — управ- ляющий директор ведущего аукционного дома. Время от времени он со своимпартнером Билли на глазах у всего мира проворачивает хитроумные аферы, ловко манипулируя и вводя в заблуждение как про- давцов, так и покупателей. В секретном зале своей виллы он собрал сотнибесценныхкартин из разных эпох. Однажды таинственная женщина, скрывающая свою личность, просит его продать антиквариат ее семьи. Среди многочисленныхпроизведений искусства раз за разом Олдман обнаруживает частицы давно утерянного механизма. В свое время поговаривали, что для того, чтобы его оживить, созда- тели прибегали к помощи выс- ших сил. Складывая, как пазл, найденные детали, Вергилий вместе со своим гениальным другомРобертом пытается раз- гадать этот секрет. Но Олдман интересуется не только пред- метами старины… Обладатель «Оскара» Торнаторе в своё время поставил «Новый кино- театр «Парадизо», «Легенду о пианисте», «Малену», «Про- стую формальность» и другие замечательные картины. В его новомфильме, каквсегдауТор- наторе, отличный актерский состав—ДжеффриРаш, Джим Стерджесс, Сильвия Хукс, До- нальд Сазерленд. А музыку к «Лучшему предложению» на- писал еще один итальянский классик — Эннио Морриконе. № 153/24531/ 8 АВГУСТА 2013 ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ с Исааком Розенфельдом Чай с маньяком КИНО АВГУСТА Конечно, это дурацкая привычка — пить утром чай под телевизор. Смотришь об- рывки из отрывков, ни начала, ни конца, потому как к началу не успел, а конца не дождешься — пора будет идти на работу. Сегодня вот показывали про маньяка. После тюрь- мы он попал в психушку, убежал и стал сводить счеты с ментом, который его когда-то посадил. Мента игра- ет заматеревший Игорь Костолевский. Мой Бог, где его былое романтическое простодушие, беззащитная чистота провинциального учителя из «Безымянной звезды»! Тяжелый взгляд, угрюмая обреченность изо дня в день разгребать грязь, сталкиваться лицомк лицу с мразью и подлостью людской. Маньяк убивает жену мента, охотится за маленькой дочкой. Он поджигает квартиру, где та живет с бабушкой. В памяти надол- го остается детское лицо сквозь языки огня, в ушах звучит вой привязанной к стулу старушки. Бабушка сгорает, малышку спасают, но еще не вечер: маньяк обзаводитсянапарником, убившимсобственнуюмать, и задумывает новые козни. Что было дальше —не знаю, уехал в редакцию. А вернувшись, пил уже вечерний чай с бутербродом и опять же — с включенным телеком. Но, казалось, утреннее кино и не кончалось. Очередной отморозок с порочной физиономией снова мстил. Снова киднеп- пинг. Стрельба, драки, кровь, бандюга с удавкой в ру- ках приближается к втиснувшемуся в угол мальчику… «Чернуха» сегодня четко делится на «чернуху» для массовой аудитории и «чернуху» для эстетов. В крими- нальных сериалах страстей-мордастей в избытке. Но там, по крайней мере, надежда не умирает даже по- следней. Убийц ловят, маньяков изолируют, киллеров мочат. Не то в артхаузном кино. Оно занимательные сюжеты и хэппи-энды презирает. Его творцы привер- жены либо «правде жизни», то есть любовно, длинно, занудно демонстрируют все ее «свинцовые мерзости» —загаженные городские окраины, обшарпанные ком- натушки, перманентно напивающуюсямассовку, либо по-сюрному нагромождают отталкивающие стран- ности, символы тотального разложения и депрессии. Надежда здесь безропотно приказала долгожить еще до начала фильма. Как сказали недавно о кинематографе безвременно ушедшего культового режиссера Алексея Балабанова: «Стремление кживописаниюнизменного, маргинального, порочного, ядовитого и болезненного». Но, в сущности, и артхауз, и масскульт сходятся в своем диагнозе большинству человечества: люди по природе своей бесстыдны, жадны, эгоистичны. Мало у кого не снесет крышу, если на кону большие деньги, наследство, кресло главы крупной фирмы или хотя бы шанс заполучить квартиру одинокого пенсионера. Междуманьякоми персонажами, одержимыми, подоб- но подростку из романаДостоевского, идееймиллиона, граница чисто условная. Когда-то я думал, что пристрастие голливудских сценаристов к маньякам объясняется легко: не надо сильно хлопотать о психо- логических мотивировках ихкровожадности, сочинять какой-никакой характер. Маньяк и есть маньяк. Ну, сдвиг у бедняги, ему мило и весело резать, душить, на- силовать. А крики и мольбы жертв для него слаще зву- ков Моцарта. Теперь, когда наше российское кино и ТВ переняли заокеанский опыт, я понял: все не так элементарно. Маньяк, го- спода, — это абсолютное зло. Это зверь, до поры до времени смирно сидящий в каждом. А потом он вдруг обнажает клыки и бросается рвать свою добычу. Его не остановить, не убедить, не разжалобить, не удержать. И уж тем более не выдрессировать и не перевоспитать. Потому-то в советском кино маньяков в принципе не было. Человек там оступался, запутывался, ожесто- чался, но оставался человеком. Буквально в течение двух недель на ТВшли несколько старыхфильмов, объ- единенных общим этическим посылом. Я имею в виду знаменитую«Калину красную» имало кому запомнив- шиеся ленты «Соучастники», «Из жизни начальника уголовного розыска». Кстати, две последние отнюдь не средней руки поделки. Это хорошо рассказанные исто- рии с блестящими актерами—Лавровым, Филатовым, Колтаковым, Старыгиным.Но онине столько о том, как ловили убийцу или грабителя, сколько о пробуждении у преступника совести, о попытке грешников отказать- ся от ненависти, мести, от легких неправедных денег. Сюжет, признайте, чрезвычайно распространенный в том кинематографе. Как его ни транспонировали! И в жанре комедии—допустим, «Джентльмены удачи», и в трагедийном ключе — та же шукшинская повесть о Егоре Прокудине. Вы находите, что это утешительные соцреалистические иллюзии и мифы? А сегодня мы ведь вместе с разоблачением социальных утопий от- казываемся и от благостного отношения к человеку, от доверия к его человеческой сути. Но мне почему-то не кажется, будто «Калина красная» — благостное, лакирующее зрелище. Просто и Шукшин, и его менее именитые товарищи по литературному и кинематогра- фическому цеху не хотели, не могли, не считали себя вправе внушать публике, что человек человеку опасней зверя. Да и сами искренне верили: это совсем не так. Втворчестве онине отбрасывалипо- балабановски категорично дидактику, нравственную программу. Правильно написал о советском кино рано умер- ший критик СергейДобротворский: оно «учило не читать чужих писеми не стре- лять в белых лебедей, отдавать деньги за краденые автомобили нуждающимся детям или тому, что только у дятла не болит голова о чужой беде». Ах, до чего ж нехорошее, неправильное слово упо- требил автор этого высказывания: учило! По нынешним представлениям искусство, хоть эстетское, хоть массо- вое, не должно учить! Забота масскульта—развлекать, пусть это развлечение щедро приправлено крутизной, кровью, запахом паленого человечьего мяса, хрустом разбитыхчелюстей.Аартхауз беспристрастноисследует реальность и ставит людямтот самыйнеутешительный, не подлежащий пересмотру диагноз. Впрочем, похоже, что страшный диагноз известен сценаристам и режис- серам заранее, как ответ в школьном задачнике, под который старательные ученики и подгоняют решение. Такое время, господа. Лишенное иллюзийи лишаю- щее совести и надежды. Так что давайте отвыкать пить чай перед работающим телевизором. Не хотим же мы от ужаса или отчаяния поперхнуться этим чаем или подавиться кусочком печенья. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Но в сущности, и артхауз, и масскульт сходятся в своем диагнозе большинству человечества: люди по природе своей бесстыдны, жадны, эгоистичны. «Увидеть Париж и осмурфеть!» — сказка продолжается. Новые приключения отставного агента ЦРУ Фрэнка (Брюс Уил- лис) и его товарищей в фильме «РЭД-2».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz