Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ № 133/24511/ 11 ИЮЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 МИХАИЛ ЗЕЛЕНСКИЙ (ЛЕНТА.РУ) Известно высказыва- ние Владимира Путина о мотоциклах, назвавшего их «символом свободы». Вместе с тем для облегче- нияжизнимотоциклистов на российских дорогах делается крайне мало, пропаганда культуры мо- тодвижения практиче- ски не ведется, а боль- шинство мер сводится к ужесточению контроля и штрафныхсанкций.Ниже речь пойдет о последних законотворческих ини- циативах, которые не- посредственно касаются мотоциклистов. Московский эксперимент В начале июня 2013 года было объявлено об инициативе московских властей по ужесто- чениюконтроля за соблюдением мотоциклистами правил дорож- ного движения. Представители Центра организации дорожного движения (ЦОДД) заявили, что в течение двух месяцев в каче- стве эксперимента на дорогах будут работать камеры, которые смогутфиксироватьнарушения, совершаемые водителями мото- циклов. Специальным образом расположенные камеры по- зволят считывать информацию с номерного знака мотоцикла, который расположен сзади. Такие меры столичный Де- партамент транспорта объяснил двумя главнымипричинами: во- первых, до сих пор нарушения мотоциклистов (их в Москве около 200 тысяч) никак целе- направленно не администри- ровались, а во-вторых, именно превышение водителями мо- тоциклов максимальной раз- решенной скорости приводит к большому количеству ДТП с летальным исходом. Мотоциклистыкпредложен- ному нововведению отнеслись с вынужденным спокойствием. «Не то чтобы мы это поддер- живали, но от камер никуда не денешься», — заявил в интер- вью газете «Коммерсант» лидер Союза мотоциклистов России Павел Фролов. Он, однако, не исключил возможность того, что некоторые водители могут после появления камер снять своимотоциклы с учета и ездить без номеров. С Фроловым согла- сен координатор волонтерской программы помощи на дороге «Motocitizen»Павел Сосков, ко- торый подчеркнул, что увеличе- ние штрафов за езду без номера также не поможет. «Увеличат штрафысущественно—переста- нут останавливаться. Начнутся гонки по городу», — рассказал он корреспонденту «Ленты.ру». В настоящее время штраф за не- читаемый номер составляет 500 рублей, а за управление транс- портным средством без номера — 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Инспекторов ГИБДД и ранее упрекалив том, что смотоцикли- стами они предпочитают иметь дело только в рамках оформле- ния ДТП. Немаловажную роль в этом играет неспособность или нежеланиесотрудниковполиции задерживать нарушителей на мотоциклах. Специальныхмото- Скрипит потертое седло На российских дорогах усиливают контроль за мотоциклистами батальонов ГИБДД, инспекторы которых могут догнать мотоци- клиста без создания аварийных ситуаций, в России немного — основная часть из нихнаходится в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах за соблюдением ПДД среди мотоциклистов следят обычные экипажи ДПС. Альтернатива штрафам Сами водителимотоциклов в качестве альтернативы контро- лю и штрафам за превышение скорости предлагают воспи- тательные меры внутри мото- сообщества. В повседневном варианте это принимает форму совета более опытных водителей начинающим мотоциклистам. Острая необходимость таких со- ветов обусловлена, как считают представители мотосообще- ства, серьезными недостатками в системе обучения на права категории А (для управления мотоциклом) в России. Теоретический экзамен на знание ПДД для мотоциклистов ничем не отличается от экзамена на права категории В (для управ- ления легковыми автомобиля- ми). К практической подготовке мотоциклистов при этом предъ- являются не такие строгие кри- терии—в экзаменеприсутствует только так называемая «пло- щадка». В результате на улицы мотоциклисты выезжают непод- готовленнымикреальнойдорож- нойобстановке.Правакатегории А при этом можно получить с 16 лет. Проблема усугубляется тем, что в российских регионах практически отсутствуют специ- ализированные автошколы. ВВеликобритании, к приме- ру, практическая часть экзаме- на на права для мотоциклистов состоит из двух частей. «Пло- щадка» практически не отлича- ется от российской: «змейка», «восьмерка», движение с малой скоростью, разворот, поворот, управляемое и экстренное тор- можение, а также уклонение от препятствия. При этом на экзамене присутствует так на- зываемый «город». От водителя требуется продемонстрировать умение остановиться в потоке, выехать с парковочного места и тронуться в горку. В «город- скую» часть экзамена также входит свободное вождение по заранее оговоренномумаршруту в течение 10 минут. На скутере и без шлема Но если водители мотоци- клов в России сдают экзамен на права, то за руль мопеда в настоящее время имеет право сесть любой человек, которому исполнилось 16 лет. На прак- тике же некоторые подростки водят скутеры и в более раннем возрасте. «Дети ездят на ску- терах по дорогам без шлемов. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Кстати В конце апреля в областной Госавтоинспекции состоялся бри- финг для представителей СМИ, посвященный открытию весенне- летнего сезона водителями мотоциклов, мопедов и скутеров. Во встрече с журналистами также приняли участие представители областного мотоклуба «МС 48 рус». К мотоциклистам и скутеристам области и города Липецка об- ратился президент мотоклуба «МС 48 рус» Александр Николаев. От имени байкерского сообщества региона он также призвал всех водителей мотоциклов, мопедов и скутеров не лихачить. Только соблюдение ПДД, использование средств индивидуальной защиты и, конечно же, профессионализм способны защитить каждого во- дителя мотоцикла или скутера. Он также призвал водителей данной категории транспортных средств быть предельно вежливыми и законопослушными на до- роге, подчеркнув, что это касается и водителей автомобилей. права категории М, которые, как и права на мотоцикл, можно получить с 16 лет. По имеющей- ся на настоящий момент инфор- мации, единственным отличием мопедных и мотоциклетных прав будет полное отсутствие практической части экзамена в ГИБДДдля водителей скутеров. Не все депутаты, однако, готовы ждать до ноября 2013 года, когда поправки вступят в силу. 19 июня парламентарий Сергей Тен из фракции «Единая Россия» предложил еще до по- явления новой категории прав ввести временный «мораторий» на пользование мопедами — за- претить ездить на скутерах не- совершеннолетними водителям без прав. Вкачестве повода было названо удвоение в начале 2013 года количества ДТП с леталь- нымисходомс участиеммопедов по сравнению с предыдущим годом (притом, что, по данным ГИБДД, количество ДТП с мо- тоциклистами снизилось на 20 процентов). Под запрет в той форме, в которой его предложил Тен, попадалииобладателиправ категорииА, которым не испол- нилось 18 лет. Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин призвал на этом не останавливаться и обязать владельцев мопедов оформлять полис ОСАГО. Еще до того как другой депу- тат ВячеславЛысаков выступил с опровержением, назвав вре- менный мораторий на мопеды «дутой сенсацией», вИнтернете началось обсуждение того, кто на самом деле виноват в гибели скутеристов на дорогах. Одни приводили в пример случаи на- езда автомобилей на мопеды по вине водителей первых, делая вывод о том, что права и полис ОСАГО в кармане в таких случа- ях бесполезны. Другие напоми- нали, что ситуации на дорогах бывают разные, а неопытность молодых водителей скутеров только способствует ДТП, в которых они оказываются наи- более беззащитными. Несмотря на обилие новых ограничительных мер в отноше- нии владельцев двухколесных транспортных средств, в не- которых случаях власти идут им навстречу. В центре Москвы мотоциклистам разрешено пар- коваться бесплатно, а в мае руководство города и столичная ГИБДД организовали экспери- мент по допуску мотоциклов на полосыдляобщественноготранс- порта. В течение нескольких ча- сов 25 водителей на мотоциклах двигались по выделенным по- лосам на проспекте Андропова. «Выводы были сделаны одно- значные. Самое главное — мы немешаемобщественномутранс- порту. Более того, движение мотоциклистов по выделенным полосам препятствует выезду на них автомобилей», — описал итогиэкспериментаСосков.Вме- сте с темГИБДДиЦОДДпока не объявлялио дальнейшихпланах по результатам испытательных заездов. За 6 месяцев текущего года в области зарегистрировано 42 ДТП с участием мотоциклов, в которых 11 человек погибли, 49 получили травмы различной степени тяжести. В 2012 году в МРЭО ГИБДД жителям Липецка выдано 100 водительских удостоверений категории «А» (мотоцикл), за 6 месяцев текущего года — 41 удостоверение. По данным ГИБДД, на 1 января 2013 года в области зарегистрировано 10 531 единица мототехники. Причем дети явно более млад- шего возраста, чем это разре- шено Правилами дорожного движения. Государство этим не занимается», — проком- ментировал ситуацию Павел Сосков. Статистика ГИБДД, в то же время, свидетельствует о значительной доле аварий со скутерами в общем числе ДТП с участием двухколесных транс- портных средств — в среднем 41,4 процента (до 60 процентов в отдельных регионах). Для водителей категории А в законе также предусмотрен ряд изменений. С 16 лет можно будет получить права только категорииА1, которые позволят управлять мотоциклом с дви- гателем объемом не более 125 кубических сантиметров имощ- ностью не более 15 лошадиных сил (11 киловатт). Полноценные права мотоциклист сможет по- лучить только при достижении 18-летнего возраста. Этой проблемой озаботились депутаты Госдумы и члены Со- ветаФедерации, поддержавшие весной 2013 года изменения в Законе «О безопасности дорож- ного движения» и Кодексе об административных правонару- шениях, которые затем одобрил президент Владимир Путин. К управлениюскутеромимопедом было решено допускать только тех, кто получил водительское удостоверение (любой катего- рии). Для начинающих води- телей, желающих управлять маломощными транспортными средствами, ввели отдельные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz