Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙМАСШТАБ № 133/24511/ 11 ИЮЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ВЛАДИМИР МИРОШНИК Законотворчество — суть и соль деятельности чле- нов СоветаФедерации. Сенатор от Липецкой области в этом смысле не исключение и даже скорее показатель- ный пример, образчик ответственности и вдумчивого отношения к своему делу. На счету Анатолия Лыскова десятки подготовлен- ных им поправок и изменений по самому широкому кругу вопросов, относящихся к уголовному и граждан- скому праву. Пожалуй, наибольшую известность в 2011 году по- лучило предложение липецкого сенатора о создании в России правового института независимого прокурора. И хотя «революционная» идея не нашла должной под- держки в Федеральном Собрании РФ, тем не менее получила широкое одобрение общественности. Впрочем, сенатор не стремится мыслить глобаль- ными категориями. Законодательные инициативы Лыскова, как правило, носят «заземленный» характер, они в той или иноймере касаются каждого из нас и при- званы защищать интересы и права рядовых граждан. Как-то в одной из своих публикаций в «Липецкой газете» сенатор высказал следующую мысль: «Если государство не сумело защитить человека от преступ- ных посягательств, оно должно создать такую ситу- ацию, в которой он будет диктовать свои условия по изобличению виновного и возмещению причиненного ему вреда». Это исходная профессиональная и человеческая позиция юриста Лыскова. Он всегда верен ей, и вряд ли кто-то убедит его в обратном. Недавно в распоряжении редакции оказались тек- сты нескольких законопроектов Анатолия Лыскова. Думается, будет небезынтересно узнать, с какими инициативами выходил в последнее время липецкий сенатор. Три дня следователю на извещение Одной из главных задач прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства явля- ется осуществление надзора за исполнением требований закона о соблюденииразумного срока предварительного следствия и дознания. На сей счет есть приказ Генераль- ного прокурора РФ. По данным официальной статистики, при незна- чительном снижении в 2012 г. общего количества уголовных дел, оконченных следственными органами, вызывает тревогу прирост на 3,6 процента числа дел, расследованных в срок свыше установленногоУПКРФ. Наряду с объективными причинами такое положение объясняется тем, что по многим делам следователи допускали волокиту. В 2012 г. в адрес руководителей следственных органов прокурорами направлено 30295 информационных писем, представлений и требований в связи с нарушением положений ст. 61 УПК РФ, что почти в полтора раза больше, чем в 2011 г. (20608). Про- курорами большинства субъектовФедерации в качестве основной причинынесоблюдения разумных сроков рас- следования уголовных дел называется низкий уровень ведомственного контроля. Вместе с тем, как показывает практика, прокурор, в свою очередь, несвоевременно уведомляется или совсем не уведомляется следовате- лем о продлении срока предварительного следствия, что затрудняет работу прокурора по своевременному выявлению и пресечению фактов волокиты при рас- следовании уголовных дел. Сенатор Лысков разработал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 162 Уголов- но-процессуального кодекса Российской Федерации» , излагающий в новой редакции часть восьмую, которая обязывает следователя в течение трех суток с момента продления срока предварительного следствия уведом- лять об этом прокурора, обвиняемого, его защитника, потерпевшего и его представителя. Это позволит про- курору не только эффективно осуществлять надзор за законностью и целесообразностью продления срока предварительного следствия, но будет способствовать повышению ответственности следователя и руководи- теля следственного органа за соблюдением сроков пред- варительного следствия, предупреждению нарушений процессуальных сроков. Личный отчет омбудсмена Как обеспечить гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного са- моуправления и должностными лицами? В немалой степени этому должен способствовать Уполномочен- ный по правам человека в Российской Федерации. У омбудсмена ежегодно сосредотачиваются данные о соблюдении конституционных прав и свобод граждан в конкретном субъекте Федерации. В связи с этимАна- толий Лысков внес следующее предложение: пункт 1 статьи 5 Федерального конституционного закона «Об Проекты сенатора Лыскова Деятельность члена Совета Федерации от Липецкой области отмечена десятками законодательных инициатив Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» дополнить нормой, обязывающей Упол- номоченного по правам человека в субъектеФедерации по окончаниикалендарного года направлятьУполномо- ченному по правам человека в Российской Федерации доклад о соблюдении в регионе конституционных прав и свобод граждан. Это позволит Уполномоченному по правам человека в России более предметно и полно анализировать положение дел на местах, связанных с соблюдениемконституционных прав и свобод граждан. Дополнительно вышеназванным законопроектомпред- лагается пункт 1 статьи 33 данного закона изложить в новой редакции. Вносимая правка обязывает Упол- номоченного по правам человека в РФ представлять в перечисленные в этом пункте структуры власти еже- годный доклад о соблюдении конституционных прав и свобод граждан с учетом докладов уполномоченных в субъектах Федерации. Кроме того, предлагается в целях полного информирования Совета Федерации и Государственной Думы данный доклад представлять омбудсмену лично на заседаниях палат, а также при- нимать участие при его рассмотрении в Правительстве России. Законопроектом также вносятся изменения в статьи закона «О Правительстве Российской Федерации», предлагающие Правительству рассматривать ежегод- ный доклад Уполномоченного по правам человека о соблюдении в России конституционных прав и свобод граждан с его участием. Это позволит правительству бо- лее предметно участвовать в законодательной деятель- ности и целенаправленно реализовать представленное ему право законодательной инициативы в вопросах за- конодательной защитыконституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Оградить депутата от шантажа О борьбе с коррупцией сегодня говорят много. Чтобы избежать злоупотреблений в законотворческом процессе, Анатолий Лысков подготовил законопро- ект о внесении изменения в Уголовный кодекс РФ, предусматривающий правовую защиту представителей государственной власти. Поправка предлагает допол- нить УК РФ новой статьей 287.1 «Воспрепятствование деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государ- ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата законодательного (представи- тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации». В существующих нормах УК РФ уже частично реализован подобный подход в защиту деятельности конкретных носителей государственной власти. Так, предусмотрена уголовная ответственность за «вос- препятствование осуществлению правосудия и произ- водству предварительного расследования» (статья 294 УК РФ), по которой защищается деятельность судьи, прокурора, следователя и дознавателя. В условиях широкой распространенности в стране действий коррупционного характера установление уголовной ответственности, направленной на защиту деятельности конкретного законодателя и в целом законодательной власти, является оправданным и вы- текает из степени общественной опасности указанного вида противоправных действий. В то же время предлагаемое изменение в Уголовном кодексе будет способствовать предупреждениюпротиво- правных действий в отношении членов Совета Федера- ции, депутатов Госдумы и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектовФедерации, которые могут предприниматься со стороны третьих лиц. Это может быть шантаж, под- куп, обман, применение насилия. Ходатайство председателю Верховного суда И вновь вернемся к обязанностям Уполномочен- ного по правам человека в Российской Федерации. Как известно, он рассматривает поступающие к нему обращения граждан и вправе использовать различные средства их правовой защиты. Например, обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод гражданина, направить в суд или прокуратуру ходатайство о провер- ке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда. Как показывает практика, правовая защита может быть значительно эффективней, если в процессуальном законодательстве закрепить соответствующие правовые процедуры. На этот имеющийся пробел обращает внимание Лысков в своем законопроекте. Что имеется в виду? Уполномо- ченный по правам человека, рассматривая обращения о допущенных нарушениях действующего законодатель- ства судами, решения которых вступили в законную силу, порой вынужден обращаться с ходатайством о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в Президиум Верховного суда России. Подоб- ные надзорныежалобы, а следовательно, и ходатайство Уполномоченного изучаются судьей Верховного суда. Суть предложенного сенатором проекта федераль- ного закона «О внесении изменений в статью 412.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Феде- рации и статью 391.5 Гражданского процессуального кодекса РоссийскойФедерации» в том, чтобыподобные ходатайства в целях более оперативного и полного рас- смотрения передавались непосредственно председателю Верховного суда РФ или его заместителям. При этом они вправе вынестипостановление (определение) о пере- даче ходатайства с уголовным делом для рассмотрения в Президиуме ВС либо об отказе в его передаче в эту судебную инстанцию. Наказать владельца наркопритона Одна из недавних инициатив Анатолия Лыскова — законопроект, предусматривающий уголовную от- ветственность не только за организацию и содержание наркопритонов, нои за систематическое предоставление помещений для этих целей. Сенатор подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в статью 232 УК РФ» . Дело в том, что следственная и судебная практика в разныхрегионахРоссии свидетельствует об имеющихся проблемах по привлечению к уголовной ответствен- ности лиц, виновных в организации или содержании наркопритонов. Отсутствие единообразного подхода приводит к нестабильности принимаемых судебных ре- шений и зачастуювлечет необоснованное освобождение от ответственностивиновныхлиц.Инымисловами, при- тоносодержатели крайне редко подыскивают, приоб- ретают или нанимаютжилые или нежилые помещения исключительно только для целей потребления наркоти- ческих средств. В большинстве случаев они используют для этих целей помещение, где проживают сами, часто с семьями. В результате при квалификации судом вины фактических притоносодержателей искусственно сни- жается общественная опасность указанного деяния. Принятие данного законопроекта в наиболее полной мере обеспечит эффективность деятельности право- охранительных органов и судов в борьбе с незаконным оборотом и потреблением наркотиков и психотропных веществ. ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Визитная карточка Анатолию Григорьевичу Лыскову 66 лет. Член Коми- тета Совета Федерации по конституционному законо- дательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Представитель от исполнитель- ного органа государственной власти Липецкой области. Награжден орденом «За военные заслуги», медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». Имеет почетное звание «Заслуженный юрист Россий- ской Федерации».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz