Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

№ 132/24510/ 10 ИЮЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Почтим вставанием и уходом Ольга Шкатова Не случайно затеянная реорганизация Российской академии наук вызвала жаркие споры: ученые мужи опасаются, не рухнет ли в одночасье то, что создавалось десятилетия- ми. Наука ведь не терпит суеты и дилетантства, ее, как и традиции, принято передавать в надежные руки последователей. А они есть у каждого толко- вого преподавателя, и не только в столичных учебных заведениях, но и у нас, на периферии. Взять хотя бы третье- курсницу Усманского про- мышленно-технологическо- го колледжа Анну Смолья- нинову, ставшуюв этом году лауреатом Международной премии им. А. Г. Небольси- на, ратовавшего за развитие технического образования в царской России в конце XIX века. Между прочим, лау- реатами этой престижной премии в разные годы ста- новились Президент РФ ВладимирПутин, академик Дмитрий Лихачев, лауреат Нобелевской премииЖорес Алферов, писатель Даниил Гранин. Более двадцати лет назад в С.-Петербурге был созданфонд профессиональ- ного образования, носящий имя Александра Небольси- на. По словам президента фонда Семена Цимринга, работа Анны Смольянино- РЯДОМ С НАМИ | Живет в Усмани увлеченный историей человек С академическим прицелом вой имеет настолько высо- кий уровень, что ее вполне можно поставить в один ряд с исследовательскими разработками студентов столичных вузов. За время существования фонда науч- ный труд такого уровня с пе- риферии поступил впервые. По мнению самой Анны, секрет ее успеха заключает- ся в том, что она располагала достаточным количеством времени, чтобы полностью раскрыть и развить выбран- ное направление. Немало- важно и то, что ей, будуще- му бухгалтеруиэкономисту, помогла по-настоящему по- любить историюРоссии пре- подаватель Наталья Фур- сова. Узнав, что 2012 год объявлен Годом истории, Наталья Максимовна подо- брала для первокурсников подходящие темы, а заодно и конкурсы, в которыхмож- но было бы принять участие со своими научными изы- сканиями. Аня Смольянинова за- интересовалась «Историей профессионального образо- вания на Руси от Петра I до наших дней». С докладом на эту тему девушка вы- ступила вначале на на- учно-исследовательской конференции в колледже, а затем, внеся определенные изменения в свою работу, приняла участие в Меж- региональном исследова- тельском форуме, который проводился в Воронежском энергетическом техникуме. — Мне было очень ин- тересно работать в архивах колледжа, — вспоминает Анна. —Пришлось изучить множество книг в библиоте- ке. Любопытно было узнать, что наше учебное заведение открыли в 1931 году на базе одной из воронежскихшкол (Усмань тогда входила в со- став Воронежской области). Как выяснилось, история колледжа неразрывно свя- зана с историей моей семьи, ведь здесь учился мой де- душка, Сергей Михайлович Смольянинов. Новые коррективы в на- учную работу Аня внесла уже в соответствии с тре- бованиями Всероссийского конкурса «Год Российской истории», учредителями которого выступили С.- Петербургский фонд про- фессионального образова- ния им. А. Г. Небольсина, Музей профессионального образования и политехниче- ский университет Северной столицы. На суд жюри де- вушка представила «Исто- рию развития професси- онального образования в Усманском районе», а оно, в свою очередь, выдвинуло работу нашей землячки на соискание международной премии им. А. Г. Неболь- сина. Участие в конкурсе было заочным. За своим дипло- мом и медальюлауреата «За отличие в учебе и предан- ность профессии» в Север- ную столицу Аня отправи- лась вместе с НатальейМак- симовной. Администрация учебного заведения опла- тила эту поездку, и перед летней сессией девушка провела три незабываемых дня в городе на Неве. Надо ли рассказывать, как была горда Наталья Максимовна за свою учени- цу?! Такие победы бывают нечасто и даются нелегко. За сорок с лишним лет ра- боты в колледже Наталья Фурсова нашла свой стиль общения со студентами и во- влечения их в научную дея- тельность. Ее вводный урок с первокурсниками обычно проходит в историко-крае- ведческом музее колледжа, созданномв 1990 году. Здесь собраны материалы, рас- сказывающие об учебном заведении, усманском крае, его людях. Большая часть экспозиций собрана самими студентами. Но и музей сегодня пе- реживает реорганизацию. Созданный когда-то на базе кабинета истории, он со вре- менем «переехал» в специ- альное помещение, отведен- ное в коридоре колледжа. Сегодня оно потребовалось для лаборатории отделе- ния строителей, и Наталья Максимовна вынуждена снова заниматься переез- дом. Лишь одна часть экспо- зиции останется в кабинете истории в учебном корпусе. Другую решено разместить в студенческом общежитии. Будет ли она востребована так же, как и раньше? Этот вопрос заботит не только Наталью Максимовну, но и Аню, у которой именно со студенческого музея нача- лось увлечение российской историей. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА Елена Бредис Кто бы мне ответил, как передается пошлость? Через грязные руки, зараженную воду, воздуш- но-капельным путем? Как разгадать природу этой заразы? Ведь есть же какой-то тайный меха- низм, позволяющий ей в кратчайшее время приоб- ретать характер пандемии. Я сейчас выскажу кра- мольную, с точки зрения либералов, мысль, но эпидемия этой заразы началась у нас после того, как подняли «желез- ный занавес». Я ничего не имеюпротив западной куль- туры, но если речь идет на самом деле о культуре, а не о ее дешевых и низкопробных подделках, рассчитанныхна толпу. Вот ведь парадокс! Именно западная демокра- тия разделила общество на тонкий слой высоколобой элиты и весь прочий «элек- торат». Для элиты— артха- узное кино, концерты клас- сической музыки, шедевры мировой живописи. Для остальных—масскульт, ко- торый легко совмещается с кока-колой и поп-корном. А вот при нашем «тоталитарном режиме» тако- го разделения не было. Когда Ле- нин в разго- воре с Кларой Цеткин про- изнес знаме- нитую фразу: «И с к у с с т в о принадлежит народу» , он тут же уточнил, что искус- ство должно быть понятно простому народу, что, гово- ря об искусстве, надо видеть перед собой рабочих и кре- стьян. Было это незадолго до его смерти, поэтому трудно сказать, как бы он развил, а то и пересмотрел этот тезис. А уж при Сталине, на мой взгляд, была принята важ- нейшая стратегия: не ис- кусство низводить до уровня народного понимания, а культуру и образование на- рода поднимать до восприя- тия искусства. Не буду повторяться и писать, что в советское время по радио звучало огромное количество клас- сической музыки. Вспомню лучше советскую эстраду. Могли ли допустить хоть каплюпошлости такие звез- ды мировой оперной сцены, как Тамара Синявская или Муслим Магомаев? Более того: на эстраде они не по- зволяли себе ни на йоту опуститьпрофессиональную планку, их песни были до- стойны их оперных партий. Но, правда, и авторы песен были уникальными талан- тами: вспомним, какие ком- позиторысочинялимузыку, какие поэты писали стихи. Весь репертуар Магомаева — недосягаемая высота для нынешних «кумиров мил- лионов». Да разве только Магомаева? А Георг Отс, а Эдуард Хиль, а Сергей За- харов, а Анна Герман? И ными словами, люди у телевизоров полу- чали уровень и каче- ство исполнения не ниже, чем те, кто приходил в кон- цертный залконсерватории. Искусство на самом деле стало принадлежать народу. Подлинное искусство. Да, были худсоветы, на которые ополчались сами деятели этого искусства. Да, была дурь чиновников. Были запреты по чисто идеологи- ческим соображениям. Но те же худсоветы тщательно следили за профессиональ- ным уровнем и на тысячу километров не подпускали к эстраде пошлость, глу- постьибезнравственность. В обществе не было циничного разделения на «суперэлиту» и «быдло». Илозунг: «Куль- туру—в массы» не имел ни- чего общего с современной «массовой культурой». Но прошли те времена, когда Алла Пугачева, так тонко спевшая в фильме «Ирония судьбы», и на под- мостках оставалась равнове- лика собственному таланту. Откровенное потакание низ- копробным вкусам — стер- жень масскульта. Однако я потому и заговорила о пандемии, что масскуль- том дело не ограничилось. Следующим бастионом на пути пошлости оказалось то самое серьезное искусство. И она его взяла. Преподаватель инсти- тута культуры и искусства ЛГПУ, выпускница знаме- нитого хореографического училища имени Вагановой Ирина Попова с горечью вспоминает, что даже за- мечательный проект «Боль- шой балет», который шел по интеллигентному каналу «Культура», не обошелся без ложки дегтя. — Я была в шоке, когда услышала, как уважаемый членжюринаставляетмоло- дую балерину: «Я не вижу в тебе страсти! Что же ты ему не отдалась?!» А ведь речь шла о классическом произ- ведении. Вообще балет очень условен. И Галине Улано- вой не надо было взасос целоваться на сцене, чтобы передать глубокое чувство, страсть. Ей хватало жеста. Классический балет изна- чально консервативен, и именно это его и спасало. А сегодня в угоду «запросам» публики уродуют не только балет. Предают и потрясаю- щуюрусскуюхореографиче- скую школу, потрясающих русских танцовщиков и танцовщиц. В свое время Ваганова соединила фран- цузскуюи итальянскуютех- нику, наполнив их истинно русским духом. И этот дух, эти традиции, эту культуру она трепетно оберегала. А сейчас идет слом. Меня при- гласили в жюри на Кубок Черноземья по хореографии —судить классику. И вдруг объявляют номинацию — стрип-пластика! То есть я должна оценивать будущих стриптизерш! Я отказалась. Но это ведь ничего не изме- нило. По большому счету, и мои коллеги во главе с пред- седателем жюри должны были встать и уйти. Но ни- кто не ушел. А меня просто больше не позовут... К огда во главе угла ока- зываются деньги, в ход идут любые сред- ства. И уже выдающийся балетмейстер Борис Эйфман ставит балет «Чайковский» с упором на нетрадицион- ную сексуальную ориен- тацию композитора. А в главном театре страны идет операМоцарта «ДонЖуан», которую «осовременивают» сценами перманентного со- ития. На подмостках сто- личных театров появляются спектакли, где актеры по ходу действия должнынату- ральным образом справлять малуюнужду. Ну а ужобна- женное тело и вовсе стало привычным, этим никого не удивишь и на премьеру не завлечешь. Скандал — лучший спо- соб привлечь внимание. Началось своего рода со- ревнование в скандальности даже среди вчера еще очень достойных и уважаемых деятелей искусства. А где скандал, там в избытке и по- шлости, и цинизма, и грязи. Они придают скандалу осо- бую пикантность. Заметь- те, на эту «пикантность» с равным успехом клюет и элита, и вовсе необразован- ный зритель. Вот она, точка пересечения, вот они, ан- шлагии сборы! Ипосле этого не остается уже ничего, как говорится, святого. Все — на потребу. Знаменитый режиссер Юрий Любимов ставит в Большом оперу «Князь Игорь» и сокраща- ет ее почти вдвое, видимо, чтобы зритель не устал. Он даже выбрасываетцентраль- ную и красивейшую арию Кончака. Ну не нужна она Любимову! Бородин, когда оперу сочинял, не думал ведь о сборах. Так мы его поправим, улучшим. Если культовый режиссер может делать такое с произведени- ем гениального композито- ра, то остальным и подавно все дозволено. И все-таки в этой эпи- демии мы виноваты и сами. Почему нам годами показывают по ТВ компанию Петросяна с ее низкопробным юмором? Да потому что рейтинг у про- граммы есть, потому что мы телевизоры включаем! Почему безголосые «кра- сотки», сладострастно изги- бающиеся под фонограмму, зарабатывают в сотни раз больше врачей и учителей? Потому что мы покупаем билеты на их концерты. Мы слушаем, смотрим, платим. Ине следуемпринципуИри- ны Поповой: просто встать и уйти. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Виктор МИСЮТКИН : «По традиции искупали рулевого» С одним из двух липчан, входивших в состав победившей на Универсиаде восьмерки российских гребцов, мы разговорились в микст-зоне сразу после церемонии награждения. КАЗАНЬ-2013 | Победы даются нелегко Липецкий вклад в золото России Юрий ПШЕНИЧНИКОВ : «Стали больше кушать, и пришел результат» Наш специальный корреспондент на Универси- аде сразу после победного выступления липец- ких гребцов взял у них интервью, которое мы и предлагаем вниманию читателей. — В полуфинале вы по- казали время, которое было на десять секунд хуже, чем время победителей первого заезда, а сегодня уверенно выиграли. В чем секрет? — Дело в том, что в пер- вом полуфинальном заезде была более благоприятная погода, а мы на середине дистанции тот график даже опережали. На второй по- ловине подул резкий встреч- ный ветер, поэтому полу- чилось слабое время. Но сегодня мы показали, что являемся лучшими. —Этот экипаж восьмер- ки был собран специально для Универсиады или же постоянно участвует в дру- гих соревнованиях? —За исключением одно- го человека, это—основной состав сборнойРоссии. Хотя команда у нас молодая и была создана не так давно. — По какому принципу отбирается экипаж вось- мерки? — Обычно тренеры смо- трятнарезультатыдвоекрас- пашных, и четыре лучших экипажа составляют вось- мерку. Также учитываются индивидуальныепоказатели на эргонометре «Концепт». — После церемонии на- граждения вы сбросили в воду одного из участников. Это что — традиция такая? — Именно традиция. Она идет, по-моему, с самого основания гребного спорта. Вся команда скидывает в воду своего рулевого. Вот и мы нашего искупали. —ВысоЛьвомГриценко давно выступаете вместе? —Четвертый год в паре. Но теперь мы сосредотачи- ваемся на выступлениях в восьмёрке. В соревнованиях двоек участвуем только в начале сезона, чтобы ото- браться в сборную. набирать массу. —Тяжело дался переход в другой вес? — Нет. Просто нужно побольше есть и отдыхать (смеется) . Ничего слож- ного. — А почему вы вообще решились на этот переход? — Мы слишком высо- ки ростом для легковесов. Сложно было держать себя в рамках, при каждой сгонке веса теряли мощность. — По легковесам вы часто выступали в составе четверки… — Теперь сосредоточим- ся на двойке. — Вы с Александром давно в одном экипаже? —С самого детства. Поч- ти как братья. — В греблю многие ат- леты переходят из других видов спорта. Вы — не ис- ключение? — Я тоже раньше зани- мался лёгкой атлетикой, но в итоге выбрал греблю. И не жалею! Чемпионов расспрашивал Денис Коняхин Журналистов, желающих взять интервью у новоис- печённых чемпионов УниверсиадыЮрия Пшеничникова и Александра Чаукина, в микст-зону набилось сверх всякой меры. Пошли на компромисс: с одной половиной общался Чаукин, с другой, в числе которых был и наш корре- спондент, —Пшенични- ков. — На финише вас прак- тически настигла украин- скаяпара. Какудалось удер- жать преимущество? — В первой половине дистанции мы создали себе хороший задел. На том участке гораздо слабее дул ветер, а мы весим легче своих соперников, и из-за этого труднее грести против ветра, который на финише особенно силён. Но все по- лучилось, как мы и хотели, —преимущество удержали. — О чем думали, когда увидели стремительно при- ближающихся соперников? — Трибуны несли нас вперёд! Я думал, что нельзя подвести стольких людей, пришедших поболеть за нас. — Эта украинская пара — ваши давние соперники? —Нет, мыниразу с ними не пересекались. Мы рань- ше соревновались в лёгком весе, а они — тяжеловесы, выступали на Олимпийских играх в восьмёрке. У нас вообще первый сезон в тя- жёлом весе, только начали КОРОТКО Пляж для инвалидов В Липецке появится место отдыха на воде для инвалидов. Площадку для него в рамках программы «Доступная среда» уже благоустраивают в районе городского пляжа, сообщили LipetskMedia в пресс- службе мэрии. В настоящее время сотрудникиМЧС уже провели расчистку дна, освободили его от водорослей и бытового мусора. Территорию оградили, по берегу проложили деревянную дорожку. Скоро здесь установят теневые на- весы, шезлонги и специальный туалет для людей с ограниченными возможностями здо- ровья. Вход в воду оборудуют специальным устройством. Кроме того, администрацией города заказано особое плавсредство под на- званием «Тирало». По сути, это кресло, ко- торое может удерживать человека с ограни- ченными возможностями здоровья на воде. Рядом с пляжем будет организована сто- янка для транспорта. Предполагается, что первые посетители здесь появятся в День города. Пляж будет бесплатным. ПРОИСШЕСТВИЕ Град засыпал полсела Марина Кудаева Град, обрушившийся в понедельник на Хлевное, доставил немало тревоги местным жителям. В некото- рых домах выбило стекла. Накануне региональное управление МЧС предупреж- дало, что на территории обла- сти местами пройдут дожди с грозами разнойинтенсивности, возможен град с сильнымпоры- вистымветром.Но никто немог предположить, что буквально за двадцать минут половина села окажется укрыта ледяным покрывалом. Толщина его в некоторых местах достигала десяти сантиметров. Данных о разрушениях нет. Как рассказал «Липецкой газете» заместитель главы администрации Хлевенского района Михаил Коротких, по предварительным подсчетам, урожай в полях серьезно не по- страдал. Известно, что под ле- дяную картечь попали посевы кукурузы в хозяйстве «Зерос». В основном же пострадали ого- роды и приусадебные участки хлевенцев. Как говорят мест- ные жители, картофелю град не причинил много вреда, а вот помидоры вряд ли оправятся от такого «подарка» природы. Будущий академик со своим педагогом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz