Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
не выучил ту тему, и теперьнампридетсяпо- тратить время, чтобы в ней разобраться. Да, ты мог быпогулять, но что делать…»В таком вари- анте вы не становитесь врагомребенка, а у него начинают формиро- ваться причинно-след- ственные связи. Если таких связей нет — в подростковом возрасте можно столкнуться с большими неприят- ностями. Потому что подростки очень часто не понимают, к каким последствиям могут привести их поступки. — Я знаю случай, когда мама говорила учителям: «Да, мой ре- бенок учится на двой- ки, ну и что? Он никому ничегоне должен!»Как вам такая позиция? — С этим я не могу согласиться. Конечно, у ребенка ни в коем слу- чае не должно форми- роваться чувство вины за плохую отметку, но чувство ответственно- сти в нем развивать надо! Учиться — не- обходимо, этот факт не может подвергаться сомнению. Бог с ней, с оценкой, надо воспол- нить пробел в знаниях. Нивкоемслучаенельзя говорить ребенку «ты тупой», «ты дебил». Он тогда всю жизнь будет неудачником. Ив подростковом возрасте можно избежать мно- гих проблем, если до этого суметь наладить взаимопонимание. — Наверное, сами подростки к вам редко обращаются? — Конечно, чаще приходят родители с проблемами своих детей. Но был одинмальчик, ко- торый пришел сам. Помимо все- го прочего он просил убедить его отца не ругаться за татуировку, которую он собирался сделать. Что я ему сказала? Что если он решил сделать татуировку без разрешения отца, значит, он взрослый человек и понимает, какие будут последствия. Аесли он этих последствий боится, зна- чит, ему пока рано принимать самостоятельные решения. Но тут и папа виноват, поскольку не смог спокойно поговорить с сыном и объяснить, чем может быть опасна татуировка. В том- то и беда, что родители не умеют разговаривать со своими деть- ми. Мне знакомая жалуется на сына-подростка, который раз- говаривает с ней только на по- вышенных тонах. Яспрашиваю: «А ты что делаешь?» — «Ну, я тоже ору». Так кто же из них двоих взрослый? — Но почему недавно еще спокойный и послушный ре- бенок вдруг начинает грубить, закатывать истерики и делать все наперекор родителям? — Прежде всего, не будем забывать, что у них в этом воз- расте меняется гормональный фон, а для детского организма это сильная встряска. Именно в этомвозрасте они начинают чув- ствовать себя взрослыми, но по- нятияне имеют, что это означает и как это должно проявляться. А потому главный способ — это всевозможные «протестные ак- ции» в семье. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ Как справиться с цунами Откуда появляется подростковая агрессия № 128/24506/ 4 ИЮЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЕЛЕНА БРЕДИС Словосочетание «пере- ходный возраст» для боль- шинства родителей звучит страшновато. Подросток — это вам уже не малыш, на которогоможно воздей- ствовать строгим тоном или угрозой не купить шоколадку. Это зачастую бунтарь и низвергатель всех доселе незыблемых семейных правил и по- рядков. Или, наоборот, ушедшее в себя существо, которое выставляетмежду собойи родителяминепро- биваемую стену. Возможны и другие вари- анты, способные поставить в тупик самых образованных и «подкованных» в педагогике взрослых. Что делать, если ре- бенок вдруг перестал понимать вас? Аможет, он делает вид, что не понимает? Как быть, если он будто специально пытается поступать наперекор вашим советам? Ругать, наказывать, запрещать? Вместе с нашим постоянным консультантом — психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой мы по- пытаемся разобраться в этих непростых вопросах. Что такое пубертат — Екатерина Андреевна, этот пресловутый пубертатный период многих родителей в буквальном смысле доводит до истерики. И, столкнувшись с ним, многие просто опускают руки, поскольку не знают, как себя вести… —Знаете, как говорят?Пере- ходный возраст— это как цуна- ми. Родителям остается только вовремя пригнуться, чтобы не задело. Но это шутка. На самом деле пубертат нельзя отделять от всех предыдущих периодов. По- тому что ваш ребенок уже в два года был личностью, и как вы сумели наладить контакт с этой личностью, таким он и будет в дальнейшем. И мы просто не можем начать сейчас говорить о подростках, пропустив период начальной школы. — Ну, в начальной школе они все такие лапушки и оча- ровашки… — Так вот с этими лапушка- ми и надо начинать выстраивать правильные отношения, иначе потом поздно будет. В этом возрасте они уже учатся понем- ножку лгать, и это нормально, объясню почему. Допустим, ребенок соврал, что ему вшколе ничего не задали, и просится гулять. Отпустите его, не пере- званивая одноклассникам. Во- первых, вы продемонстрируете свое доверие, во-вторых, пусть потом будет двойка, это даже хорошо. Почему? Он начинает осознавать, к каким неприят- ным последствияммогут приве- сти его неправильные поступки. А это уже процесс взросления, это уже воспитание чувства от- ветственности. — А за двойки надо ругать или наказывать? — Я считаю — нет. Не надо говорить: «Ты получил двойку, а потому гулять не пойдешь». Можно ведь сказать иначе: «Ты Понять и простить — Ну и что с этим делать? Что делать, если подросток упорно возвращается домой в половине двенадцатого ночи, несмотря на все запреты и уговоры? — Для начала понять, по- чему это происходит. Может, он гуляет с девочкой, а потом провожает ее до дома. Может, пытается доказать, что имеет право сам принимать решения. Попробуйте ради эксперимента разрешить ему возвращаться в половине двенадцатого. Не исключено, что после этого он в десять уже будет дома. Ему будет достаточно сознания, что он настоял на своем. Еслиже он начнет возвращаться еще поз- же, задумайтесь, что именно он хочет вам продемонстрировать. Когда в семье нелады, родители на грани развода, наивно по- лагать, что подросток ничего не замечает и не понимает. Вам кажется, что он отбился от рук, вы обвиняете друг друга в плохом воспитании ребенка, а он всего лишь пытается при- влечь ваше внимание к тому, что у него тоже есть чувства, он тоже страдает, поскольку любит вас обоих. Это очень нередкий вариант. — Многие жалуются на то, что подростки начинают грубить и даже хамить роди- телям… —Да, огрызаются, «качают права», замыкаются в себе, хотя еще вчера делились всеми секретами. В принципе, все нормально, и через этот «бунт» просто надо пройти. Огрызает- ся, потому что считает, что его мнение не учитывают. Перестал делиться секретами, потому что на данном этапе ему стали ближе друзья-одноклассники. Он ведь убежден, что его про- блемы — самые глобальные. А разве это не так? Разве для каждого из нас первая влюблен- ность не была самой глобальной проблемой?Простомыэто часто забываем. Он хочет чувствовать себя взрослым? Подыграйте ему. Посоветуйтесь, куда по- ехать в отпуск. Спросите, как бы он хотел отметить свой день рождения, чаще интересуйтесь его мнением. Он ведь и на самом деле взрослеет. — А что делать, если ребе- нок уединяется в своей ком- нате и просит «без стука не входить»? — Это непростой вопрос. С одной стороны, он начинает выстраивать границы личного пространства, и это совершенно нормально, родители должны эти границы уважать. С другой стороны, если он все время про- водит один в своейкомнате, пора бить тревогу. В этом возрасте ребенокуже долженосваиваться в социуме, у него должна по- являться компания. Причиной «затворничества» может быть компьютер и «виртуальная жизнь», но это отдельный раз- говор. Мы же сейчас говорим о том, что важно не прогля- деть подростковую депрессию, которая нередко становится причиной суицидальных по- пыток. Что такое для подростка суицид? Это уход от проблемы, которую он не смог решить, и ему никто из взрослых не помог. И уж лучше агрессивный под- росток, «качающий права», чем тихий, молчаливый и ушедший в себя. — А может быть так, что он простошантажирует родителей попытками самоубийства? —Увы, случаи такого мани- пулирования нередки. Я знаю трагический случай, когда в интернате повесился мальчик. До этого он десятки раз демон- стрировал подобные намере- ния, его останавливали, и он добивался того, чего хотел. А в очередной раз никто из ребят останавливать его не стал, все просто стоялии смотрелина этот «цирк», а ножка у стула подло- милась. И все. В том-то и беда, что они зачастую не осознают, к чему приведет тот или иной их шаг. Отсюда наркомания, под- ростковый алкоголизм: дай-ка я попробую, чтобы быть такимже «крутым» и «взрослым». — Кстати, а как вы отно- ситесь к идее тотального те- стирования школьников на наркотики? — Очень положительно! Именно потому, что они не всег- да ведают, что творят. И в этом смысле должен быть жесткий контроль. Не понимаю, при чем тут «нарушение прав»?Мы что, защищаем права ребенка на смерть? Так ведь он не к смер- ти стремится, а к тому, чтобы занять место в определенном социуме. Потому что ему оди- ноко, потому что родители его не замечают. Я убеждена, что при таком тотальном контроле у нас станет намного меньше наркоманов. Правда лучше лжи —А с какими еще проблема- ми к вам обращаются? — Часто родители жалу- ются, что ребенок стал обма- нывать. Вот пример. Девочка скрывает от родителей двойки и тройки по математике. Мне она честно говорит, что не в состоя- нии понять этот предмет. Начи- наю общаться с мамой и папой. Оказывается, мама пообещала, что за тройку обрежет девочке волосы, папа настаивает, чтобы она поступала на экономиче- ский факультет. А девочка потрясающе рисует! Но этого ее таланта никто не замечает. Так кто виноват в этом вранье? Вечная истина: врут тому, кому нельзя сказать правду. — Я смотрю, вы все время поворачиваете разговор с под- ростков на их родителей… — А как же иначе? Сначала люди не замечают малыша, по- том не видят, что у ребенка в школе нет друзей, а потом удив- ляются, откуда взялись под- ростковая агрессия или «глухая оборона». А на самом деле нет подростковых проблем, а есть проблемы их родителей. Подростки часто не понимают, к каким последствиям могут привести их поступки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz