Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 123/24501/ 27 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ЕЛЕНА БРЕДИС «Нам не дано предуга- дать, как слово наше от- зовется…» Воистину, не дано. Гениальныйрусский поэтФедорИвановичТют- чев прозрел это еще в по- запрошлом веке. Правда, тогда к слову и родному языку относились куда более бережно и трепетно, да и Тютчев в этом стихот- ворении писал не о том, о чем у нас сегодня пойдет речь. Но именно сейчас эта его строчка, эта его своего рода формула стала акту- альна как никогда. Потому что нынче мы тво- рим со своим языком такое, что даже страшно подумать, как отзовутся в будущих по- колениях произнесенные нами слова. Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой современного русско- го языка и методики его препо- давания ЛГПУ Галина Звёздова уже много лет занимается изу- чением взаимовлияния языка и ментальности, роли языка в формировании «национального кода». —ГалинаВасильевна, сегод- ня филологи и лингвисты рас- ходятся в оценках того, что про- исходит с русскимязыком. Одни кричат о его катастрофическом разрушении, другие утвержда- ют, что идет просто обновление нашего языка, которое ему ни- чемне угрожает. Какойпозиции придерживаетесь вы? — Вообще-то, как и многие другие специалисты, я не явля- юсь пуританкой в отношении языка. Например, я считаю, что навязывание «идеального» ли- тературного русского языка при Советской власти привело к ис- чезновению многих диалектов, и это очень обидно. Темболее что у нас многонациональная стра- на. Особенности произношения —это ведь своего рода визитная карточка человека, по которой сразу можно определить, в ка- ком регионе он родился и вырос. Горький всю жизнь «окал», но это не помешало ему стать вели- ким писателем. Однако то, что сегодня творят с нашимязыком, я считаюнастоящей угрозой на- циональной безопасности. — Все так серьезно? — Конечно! И прежде всего потому, что слово неразрывно связано с сознанием, с духом. Разрушение слова ведет к разру- шению сознания, и процесс этот закольцован. Он продолжается на все более глубинных уровнях. — А вы могли бы привести какой-то пример? — Пожалуйста. Разве по- явившиеся выражения «за- няться любовью», «заняться сексом» не связаны с резкими сломами в сознании, в духе, в представлении о нравственно- сти? Вы можете себе предста- вить, чтобы во время Великой Отечественной войны солдат в письме с фронта написал своей жене или невесте: «Я мечтаю заняться с тобой любовью»? Это невообразимо, потому что тогда была ЛЮБОВЬ, а не занятия ею. Но ведь на этом все не оста- новилось, разрушение пошло дальше, когда появились слова, прости Господи, «трахаться», «перепихнуться». Это уже про- сто низведение человеческих от- «Национальный код» языка Слово неразрывно связано с сознанием ношений до уровня животных. Это пренебрежение и к велико- му таинству любви, и к себе, и к другому человеку. Разве это не означает колоссальный сдвиг в сознании молодых людей? Ведь любовь включает в себя и друж- бу, и сострадание, и жалость, и ответственность. У них от всего этого остался только «основ- ной инстинкт». А когда слово «мещанство» заменили словом «потребление», начала исчезать духовность, потому что стало не стыдно жить только материаль- ным. Теперь вдумайтесь: часто ли вы слышите слова «честь», «совесть»? Скоро они станут устаревшими. — Неужели слово может играть такую огромную роль в нашей жизни? — А как же? Слово может и спасти, и убить. Оно обладает огромной силой и энергетикой. Тут смешно даже спорить, это уже давно доказано и биолога- ми, и физиологами, и предста- вителями точных наук. Ведь все помнят опыт с растениями, когда одно «ругали», а другое «хвалили» и говорили, как его любят. Первое — зачах- ло, а второе быстро выросло. Все уже знают, как меняется структура воды в зависимости от того, какие слова над ней произносят. Так как же можно предположить, что человек не подвержен подобному вли- янию? И как же можно так безответственно относиться к родному языку, к словам, которые мы произносим? Про- исходят страшные изменения не только в сознании, но и в генетическом коде. — Те, кто спокойно отно- сится к сегодняшним транс- формациям нашего языка, утверждают, что он способен все очень гибко «переварить» и адаптировать… — Во-первых, я уже гово- рила о взаимовлиянии языка и сознания — далеко не каждая такая «адаптация» в языке может пойти на пользу созна- нию. А во-вторых, сегодня нет той спасительной «вакцины», которая была в советское время в виде культуры чтения. Я хо- рошо помню из своего детства нескольких одноклассников, которые плохо учились и ху- лиганили на уроках. Учителя просто выгоняли их из класса. Росли эти ребята без отцов, а матери были алкоголичками. Каково же было мое удивление, когда спустямного лет я узнала, что никто из этих мальчишек не пошел по криминальному пути, никто не спился, не оказался в колонии. Знаете, почему? Ког- да их выгоняли из класса, они садились в коридоре за печкой и читали книжки. У меня эта картинка до сих пор перед гла- Мыслеречь формируется прежде всего с помощью художественной литературы, а культуру чтения мы почти утратили. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Слова, слова, слова... зами. А сегодня мы подменили чтение виртуальным миром Интернета и полагаем, что все идет как надо. Знаете, как ска- зал Ярослав Мудрый о книгах? «Книги—это реки, напояющие Вселенную». —Ая и не знала, что уже в те времена существовало понятие «вселенной»… — Кстати, аналогов этому слову нет ни в одном языке. Во всех других языках есть «кос- мос», то есть миропорядок. А «вселенная» — от слова «все- ляться». Нашему человекумало знать, как все устроено, ему важно определить свое место в этом мире, понять, зачем он в него пришел, то есть — «все- литься» в него. Вы видите, на- сколько русский язык отражает нашументальность, какон с нею связан? Разрушение языка — это разрушение ментальности, разрушение «национального кода», о котором сегодня столь- ко говорят. —Каковыже, навашвзгляд, механизмы этого разрушения? — Например, английский язык у нас становится чуть ли не важнее русского. «Без ан- глийского ты не проживешь!», «Без английского у тебя нет будущего!», — это же факти- чески зомбирование, это фор- мирование «колониального» сознания: ты, конечно, можешь говорить на своем суахили, но без знания французского ты обречен. А к чему приводит такой бесконтрольный вал за- имствований из английского языка? «Убийца» в русском языке — слово страшное, родо- вая память тут же сигналит нам о смертномгрехе.Покажитемне ребенка, который бы сказал «я хочу быть убийцей»! А вот «я хочу быть киллером» звучит уже нормально. Киллер — это профессия, которая очень хо- рошо оплачивается, киллер сильный, смелый. Чувствуете, как знак «минус» меняется на знак «плюс»? А ведь это про- исходит в сознании, в душе. А сколько этих «менеджеров» развелось, которые ничего собой не представляют, но с гордостью произносят это слово. А какая пропасть между словами «пред- принимательство» и «бизнес»! Предприниматель что-то пред- принимает, занимается каким- то делом, а бизнесмен может просто быть посредником или ростовщиком. Но звучит-то кра- сиво! И уже не стыдно получать за свое посредничество большие деньги. — Интересно, что в Испа- нии, Австрии, Германии люди принципиально не хотят гово- рить на английском, потому что возмущены американской экс- пансией. Они скорее ответят на твой вопрос, если ты задашь его с помощью мимики и жестов… — Да, но наши-то мечтают уехать в Америку! Им же объ- яснили, что там — все лучше, чем у нас. Значит, и англий- ский язык лучше русского, английским надо владеть в со- вершенстве, а по-русски можно говорить абы как. Еще один механизм разрушения — это слова-паразиты. Я, кстати, заметила, что больше всего грешат ими слабые студенты. Знаете, почему? У них не сфор- мирована «мыслеречь». Это понятие, которое предполагает гармонию между мышлением и речью. Так вот когда голова соображает медленно, надо с помощью слов-паразитов замед- лить и речь: «я, типа, думаю…», «я, как бы, читал…». А чему удивляться?Мыслеречь форми- руется прежде всего с помощью художественной литературы, а культуру чтениямыпочти утра- тили. Еще слова-паразиты де- монстрируют пустоту общения: говорить не о чем, мыслей нет, но вроде бы положено… Если эти слова отбросить, то вообще ничего не останется. И еще. Рус- ская речь признанно считается очень напевной. Существует музыка речи, музыка слова. И вот этамузыка тоже оченьмного передает собеседнику. А о какой плавности и напевности речи можно говорить, если она пере- сыпана словами-паразитами? Это тоже разрушение языка и разрушение сознания. — Но неужели вы сегодня в школах не встречаете ребяти- шек, которые бы говорили на хорошем русском языке? — Со школьниками отдель- ная история. У меня такое ощу- щение, что у них своего рода раздвоение сознания. Слушаю, как они делают доклады,—пре- красный язык, очень грамотная речь. Выхожу из школы, впе- реди меня идут те же ребята, разговаривают. И что я слышу! Сленг, слова-паразиты, слова из «блатного» жаргона. Как будто это вообще другие дети. Значит, они знают, как правильно, как надо говорить, но это — только для учителей, для нихже самих такая речь неестественна и неор- ганична. Это чтоже с сознанием происходит?! — Но ведь такого не было в советской школе, в советское время… — Что бы сегодня ни гово- рили о советской школе, она давала потрясающие резуль- таты. Потому что она вобрала в себя все лучшее, что было в дореволюционном образовании. Главным принципом советской школы было образование ума плюс образование сердца. А сегодня все свели к образова- тельным услугам и передаче информации. Наш выдающий- ся земляк-педагог профессор Борис Трофимович Панов, ра- ботая и со школьниками, и со студентами, умел сделать так, что слово для них становилось живым. Он не боялся говорить с младшими школьниками об этимологии слов, и именно благодаря этому они постига- ли их глубинный, исконный смысл. И это формировало их личности, их характеры. Язык —это же не просто свод правил. Он формирует сознание, он по- могает встраиваться в мир, во Вселенную. Панов ездил по всем школам области, проводил там уроки. ВДобровском районе ре- бята подарили ему самодельный этимологический словарик, с которым он не расставался. Вот такие были педагоги, такое было образование. А теперь у нас это образование разрушает- ся. Фактически идет настоящая информационная война, и поле боя — душа человека. Галина Звёздова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz