Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 119/24497/ 21 ИЮНЯ 2013 15 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В целях формирования в Липецкой области политики по улучшению положения де- тей разработана и распоряжением администрации Липецкой области от 26 октября 2012 года № 500-р утверждена «Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы». Таким образом, в Липецкой области продолжают развиваться семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершен- ствуется психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи; осуществля- ется активное информирование граждан региона об условиях приема в семью детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации. Устройство детей в учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Государственные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются путем функционирования учреждений госу- дарственной поддержки детства. В настоящее время в Липецкой области функционируют 20 учреждений для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможно- стями здоровья: два Дома ребенка с общим коечным фондом на 180 коек (ГУЗ «Липецкий специализированный Дом ребенка» и ОКУ «Елецкий специализированный Дом ребенка»), 7 детских домов; 2 общеобразовательные школы-интернаты; 9 специальных (коррекци- онных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Домах ребенка проживают 144 ребенка, в учреждениях государственной поддерж- ки детства обучаются и воспитываются 1800 детей, что на 85 человек меньше, чем в 2010 году. Из общего контингента воспитанников — 794 составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (на 128 детей меньше, чем в 2010 году). В 2012 году в области выявлено 298 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты направлены 50 де- тей, что составляет 16,7% от числа выявленных детей (2010 г. — 59 детей (17%), 2011 г. — 27 детей (10,3%). В Домах ребенка оказывается реабилитационная помощь детям по принципу сочета- ния комплекса медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направ- ленных на снижение процента инвалидизации среди больных детей, повышение каче- ства их жизни и социальной адаптации. Дети-инвалиды по итогам 2012 года составляют 16,3% от общего числа детей, воспитывающихся в Домах ребенка (2010 г. — 33,1%; 2011 г. — 31,1%) (диаграмма 9.7). Диаграмма 9.7 Динамика численности детей в Домах ребенка и доля среди них детей инвалидов в 2010—2012 годах Основное число детей, поступивших в Дома ребенка, составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однако следует отметить, что за последние три года возросло количество детей, поступивших от родителей (таблица 9.7). Таблица 9.7 Социальный состав воспитанников Домов ребенка в 2010—2012 годах,% 2010 г. 2011 г. 2012 г. Дети, поступившие от родителей 45,8 56,9 50,8 Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 54,2 43,1 49,1 В Домах ребенка дети получают полный объем медико-социальной, педагогической помощи, что позволяет вернуть их в биологическую семью или передать на усыновление (удочерение), под опеку. В 2012 году в интернатные учреждения передано 24,4% детей из домов ребенка, что на 13,3% меньше, чем в 2011 году (таблица 9.8). Таблица 9.8 Распределение детей, выбывших из Домов ребенка в 2010—2012 годах,% Из числа выбывших детей 2010 г. 2011 г. 2012 г. Передано в семьи, всего 75,4 62,3 43,9 в том числе: — возвращено родителям 38,5 55,8 31,7 — усыновлено 1,5 14 12,2 Переведено в интернатные учреждения системы образования 20,0 29,0 22 Переведено в учреждения социальной защиты населе- ния 4,6 8,7 2,4 Выполнение норм расходов на питание воспитанников детских домов и школ- интернатов, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, которые предусмотре- ны постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 722-пс «О социальных нормах и нормативах в образовательных учреждениях» и мерами социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные Законом Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О соци- альной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей, в Липецкой области». Учреждения государственной поддержки полностью укомплектованы педагогиче- скими кадрами. Учебный процесс обеспечивают 787 педагогических работников. Из них высшее образование имеют 590 человек (75%), среднее профессиональное 141 (18%) человек, обучаются в педагогических вузах и колледжах 56 (7%) человек. В учреждениях государственной поддержки детства создаются необходимые ус- ловия для всестороннего развития способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализации через работу кружков, клубов спортивной, спортивно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической направ- ленности. В рамках реализации областной целевой программы «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012 — 2015 годы» воспитанники учреждений государственной поддержки детства приняли участие и стали участниками: – V Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» – V Всероссийской Спартакиады по военно-спортивному многоборью «Призывники России-2012». Кроме того, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья были организованы мероприятия: — праздник Весны и Труда (01 мая 2012 г., площадь Ленина — Соборная); — участие во всероссийской акции в рамках празднования Международного дня за- щиты детей (01 июня 2012 г. в г. Москве). В период оздоровительной кампании 2012 года все обучающиеся (воспитанники) детских домов, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ-интернатов были охвачены оздоровительным отдыхом. Всего для детей данной категории было закуплено более 4500 путевок в 8 загородных оздоровительных лагерей. В течение весенних, осенних и зимних каникул на базе детских домов, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ-интернатов функционировали лагеря с дневным пребыванием детей, в которых отдохнули более 1600 воспитанников. Реализация программ социализации в учреждениях государственной поддержки детства позволяет обеспечить трудоустройство выпускников. Около 200 воспитанников, получивших основное общее и среднее (полное) общее образование, ежегодно выпуска- ют из учреждений государственной поддержки детства. В 2012 году 61% (в 2010 г.— 51%) выпускников поступили в учреждения профессионального образования. Процент вы- пускников, продолживших обучение в 10 классе, в 2012 году составил 39% (2010 г.— 29%) (диаграмма 9.8). Диаграмма 9.8 Трудоустройство выпускников учреждений государственной поддержки детства 2010 год 264 выпускника 2012 год 197 выпускников В области продолжается работа по обеспечению благоприятных условий в учрежде- ниях государственной поддержки детства для воспитания детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей; реализуются программы социализации, обеспечива- ющие подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни; внедряются индивидуальные программы комплексного сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родите- лей. Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми Деятельность всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних Липецкой области основывается на ключевых принципах Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы: обеспече- ние реализации семейной политики детствосбережения, права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, защиты детей от жестокого обращения, улучшения качества обучения, воспитания, культурного развития, информационной безопасности, а также создания дружественного к ребенку правосудия. Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер. Своевременное выявление фактов семейного не- благополучия в целях предотвращения совершения в отношении несовершеннолетних правонарушений и уголовно наказуемых деяний, в том числе со стороны совместно про- живающих с ними лицами, проведение с ними профилактической работы даёт возмож- ность сохранения для ребенка кровной семьи. Благодаря активному межведомственному сотрудничеству всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из года в год отмечается сокращение количества состоящих на учете родителей, нуждающихся в осу- ществлении контроля за условиями воспитания несовершеннолетних детей, как и число вновь выявленных сотрудниками полиции фактов неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. На учете в территориальных органах МВД России районного (городского) уровня (далее — ТО МВД России) состоит 2 418 родителей (2010 г. — 2 487 чел.; 2011 г. — 2 466 чел.). В таких семьях воспитывается 3 465 детей несовершеннолетнего возраста (2010 г. — 3 960 чел.; 2011 г. — 3 826 чел.). В Липецкой области большое значение представителями всех учреждений и ве- домств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних уделяется вопросам сопровождения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также семей с ослабленными воспитательными функциями. В подразделения по делам несовершеннолетних ТО МВД России поступило 785 инфор- маций о фактах семейного неблагополучия (2010 г. — 861; 2011 г. — 699). Из учреждений здравоохранения получено 90 таких информаций, из образовательных учреждений — 199, из других подразделений органов внутренних дел — 496. В результате отработки полученной информации, жилого сектора и административ- ных участков в 2012 году дополнительно выявлено и поставлено на профилактический учет 1 126 родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содер- жанию несовершеннолетних детей (2010 г. — 1 633 родителя; 2011 г. — 1 181 родитель). Анализ причин и условий совершения подростками преступлений подтверждает превалирующую роль и влияние условий семейного воспитания на правопослушное или правонарушающее поведение ребенка. Меры ранней профилактики семейного неблаго- получия, уклонения от воспитания детей, пьянства, бесконтрольности за поведением детей являются одними из действенных рычагов предупреждения отклоняющегося по- ведения как несовершеннолетних детей, так и родителей. В 2012 году составлено 6 914 протоколов об административных правонарушениях на родителей либо законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обя- занностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей (ст. 5.35 КоАП РФ) (2010 г. — 7 041; 2011 г. — 6 888). За те же действия, связанные с жестоким обращением с детьми, возбуждено 14 уголовных дел по признакам преступлений, пред- усмотренных ст. 156 УК РФ (2010 г. — 11, 2011 г. — 19). Профилактическая работа с родителями сотрудниками полиции и представителями учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений не- совершеннолетних в первую очередь направлена на сохранение семьи. На протяжении последних трех лет число материалов, подготовленных сотрудниками полиции о лише- нии родительских прав, уменьшилось в два раза, с 524 в 2010 году до 260 в 2012 году. В отношении 72 родителей сотрудниками органов внутренних дел готовились мате- риалы об ограничении в родительских правах. В отношении остальных родителей про- должалось проведение профилактической работы. При этом в ряде случаев предупре- дительно-профилактические меры имели действенное влияние на поведение граждан и 437 родителей в 2012 году сняты с учета по исправлению. Таким образом, в Липецкой области продолжает функционировать система межве- домственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения и органов по делам молодежи по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми В Липецкой области активно идет процесс формирования и реализации государ- ственной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, повышения ответ- ственности власти и общества за обеспечение ее социальных гарантий. Главный акцент делается на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства и оказании своевременной помощи семьям. Главный приоритет в деятельности всех органов власти — сохранение ребенку кровной семьи. В Липецкой области принят ряд законодательных актов, направленных на пред- упреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Для финансовой и социальной поддержки семей с детьми работают 24 закона и 19 долгосрочных целевых программ. Распоряжением администрации Липецкой области от 26 октября 2012 года № 500-р утверждена Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012 — 2017 годы. В целях реализации данного распоряжения образован координационный Совет (распоряжение администрации Липецкой области от 31 января 2013 года № 23-р), раз- работан план мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей Ли- пецкой области на 2012 — 2017 годы. Организация раннего выявления случаев нарушения прав детей и случаев жестокого обращения с ребенком и последующей работы по защите прав ребенка осуществляется по технологии «работа со случаем», что позволяет осуществлять индивидуальный под- ход к каждой семье и учитывать ее особенности в организации процесса помощи. В области на индивидуально-профилактическом учете на 01 января 2013 года состо- ят 2148 неблагополучных семей, в которых воспитываются 3465 детей. Разработаны единые формы ведения документации по работе с семьей, единые формы карт по выявлению семей во всех ведомствах системы профилактики. Для каж- дой семьи составляется индивидуальная программа реабилитации, закрепляется спе- циалист, отвечающий за социальное сопровождение семьи, по оказанию помощи как ребенку, так и семье, организующий и координирующий процесс реабилитации. В целях обеспечения системности в процессе межведомственного взаимодействия субъектов профилактики, аккумуляции ресурсов и информации на уровне муници- пальных образований области созданы межведомственные советы, ежеквартально проводятся социальные консилиумы по индивидуальным программам реабилитации и отслеживанию результатов работы. При этом важное значение при выявлении семей на ранней стадии кризиса имеет слаженная система взаимодействия между всеми служ- бами системы профилактики, в том числе учреждениями социальной защиты, здраво- охранения, образования. Информация о семьях группы риска, о детях, нуждающихся в государственной защите, ежеквартально направляется в региональный орган опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Для оказания психолого-педагогической поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-психологической реабилитации детей, по- страдавших от жестокого обращения и преступных посягательств, в Липецкой области функционирует государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения. На базе Центра работает круглосуточный «Телефон Доверия» для детей и подрост- ков, областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), определяющая об- разовательный маршрут детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, служ- бы ювенальных психологов, коррекции и реабилитации подростков, употребляющих психоактивные вещества, а также служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. В Г(О)БОУ Центре психолого-медико-социального сопровождения психолого-пе- дагогическую помощь могут получить все категории детей и подростков, их родители и специалисты по запросам служб и ведомств системы профилактики и личным обраще- ниям. Всего к специалистам Центра в 2012 году за психолого-педагогической помощью обратилось 6 555 человек (из них 2618 — дети и подростки, 2650 — родители (лица, их заменяющие), 1297 — педагоги и специалисты служб и ведомств системы профилакти- ки области). Органы и учреждения системы профилактики направили в Центр 3 505 человек, что составляет 63% от общего числа обратившихся в Центр: — 25%— направлены судами, следственными органами области; — 21%— органами опеки и попечительства области; — 10%— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав области; — 5%— областными и муниципальными образовательными учреждениями; — 2%— другими органами и учреждениями. Экстренная психологическая помощь детям и семьям оказывается службой «Теле- фона Доверия». «Телефон Доверия» для детей и подростков работает в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней. Внутри учреждения принят порядок реаги- рования специалистов «Телефона Доверия» на случаи, требующие экстренного вмеша- тельства. В 2012 году на «Телефон Доверия» поступило 2 184 обращения по вопросам насилия и жестокости в отношении детей. Службой психолого-педагогической работы и ювенальных технологий проведено 510 индивидуальных и 15 групповых диагностических исследований детей и подростков. Обязательно проводились углубленные психолого-педагогические исследования лич- ностных особенностей детей и подростков, их межличностных отношений, а также роди- телей детей и подростков, детей — жертв насилия, с целью анализа стиля воспитания и внутрисемейных отношений, суицидального поведения детей и подростков. Исследования личности несовершеннолетних правонарушителей и их родителей на предмет выявления их личностных особенностей и межличностных взаимоотношений в рамках применения ювенальных технологий проводились с 277 подростками, 309 — с родителями. Проведено 459 индивидуальных занятий с 60 несовершеннолетними, 43 групповых занятия с 128 подростками по коррекции состояния страха и тревожности, агрессивного поведения, личностного развития, развития у подростков навыков постановки жизнен- ных целей и самоопределения. В 2012 году продолжена профилактическая работа с детьми и подростками, их роди- телями в рамках реализации реабилитационных программ, предусматривающих профи- лактическое наблюдение, бесплатное лечение и диспансеризацию, получение квалифи- цированной и комплексной медико-социальной помощи. Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав которых на постоянной основе входят подростковые врачи психиатры-наркологи, продолжается активная деятельность по выявлению и проведению профилактической работы с несовершеннолетними, допу- скающими употребление алкоголя и психоактивных веществ. Во исполнение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2007 года № 389 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях» в ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр» создан кабинет медико-социальной помощи, который оказывает медицинскую, правовую помощь женщине во время беременности и после- родовой период. В родильных домах с женщинами проводится разъяснительная работа по социальным вопросам, оказывается практическая помощь обратившимся. В рамках реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011—2012 годы продолжена работа по совершенствованию взаимодействия с работниками социальной службы по работе с женщинами, оказавши- мися в трудной жизненной ситуации, на базе ОГУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям». К сотрудничеству привлечены 12 открытых кабинетов медико-социальной помощи беременным центральных районных больниц Данковского, Грязинского, Хле- венского, Добринского, Добровского районов, г. Ельца, 5 кабинетов муниципальных учреждений г. Липецка. За счет средств Программы проведена информационная кампа- ния по снижению абортов и закупка контрацептивных средств для девочек-подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (всего израсходован один млн. рублей), что способствовало снижению показателя абортов по области на 19,9% к уровню 2010 года. Для оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам в ряде про- фильных медицинских учреждений, а также в управлении здравоохранения области от- крыта «горячая линия». С целью привлечения внимания населения к проблеме жестокого обращения с детьми и распространения информации о недопустимости проявления жестокого об- ращения с детьми и насильственных методов воспитания совместно со специалистами ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики» в течение года были организованы вы- ступления медицинских специалистов на радио и телевидении, публикации в прессе и Интернете. В связи с тем, что случаи насильственного обращения с детьми чаще встречаются в социально неблагополучных семьях, для родителей, которые употребляют наркотиче- ские и психоактивные вещества, на телеканалах ОТРК «Липецкое время», ТК «Славия», а также при проведении мероприятий в образовательных учреждениях города и области организована трансляция видеороликов по профилактике алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни. В соответствии с утвержденным на 2012 год медиа-планом осуществлялась подготовка и трансляция информационных, обучающих передач и но- востных сюжетов по вопросам профилактики заболеваний, сохранения здоровья насе- ления и пропаганды здорового образа жизни совместно с 7 телекомпаниями (ГТРК «Ли- пецк», ОБУ ТРК «Липецкое время», ТВК (РЕН-ТВ), ТВ «Славия», 2 телекомпании г. Ельца («РЕН — Елец» и «Елец — 5 канал»), телекомпания г. Данкова). Сотрудники государственного учреждения здравоохранения особого типа «Центр медицинской профилактики» совместно со специалистами областного управления здравоохранения осуществляли регулярное взаимодействие по подготовке и транс- ляции тематических передач с телекомпанией ТВК («Точка зрения») и телекомпанией ОБУ ТРК «Липецкое время» («Открытая студия»). Прокаты аудиороликов по профилак- тике алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни демонстрировались на FM- радиостанциях «Русское радио», «Love-радио», «Радио 7 на семи холмах», «Липецк FМ» и в супермаркетах г. Липецка и области. При проведении различных мероприятий распро- странялась профилактическая литература. Традиционно специалистами службы медицинской профилактики проводятся роди- тельские собрания, классные часы, посвященные привлечению внимания населения к проблеме жестокого обращения с детьми, в них участвуют врачи-педиатры, наркологи, подростковые гинекологи. Благодаря активной системной деятельности всех служб системы профилактики с неблагополучными семьями по профилактике сиротства в области: — отмечается положительная динамика снижения числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — снизилось количество исков по лишению родительских прав; — растет число детей, возвращенных в кровные семьи в результате восстановления в родительских правах. Работа с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет сохранять детям кровную семью и снижать число детей, проживающих в неблагополучных семьях. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об осно- вах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются координирующим органом в системе государственных органов, занимающихся вопросами предупрежде- ния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав и закон- ных интересов. Порядок образования и деятельности комиссий в регионе устанавливает закон Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ «О комиссиях по делам несовер- шеннолетних и защите их прав в Липецкой области и наделении органов местного само- управления государственными полномочиями по образованию и организации деятель- ности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Данным Законом определяется общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления государственных полномочий по образованию и организации деятельности муниципальных комиссий. В соответствии с действующим законодательством в Липецкой области согласован- ность действий всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонаруше- ний несовершеннолетних на областном и муниципальном уровнях обеспечивают 25 ко- миссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (одна областная, 24 городских и районных комиссий). В целях формирования государственной политики Липецкой области в сфере про- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области реализу- ется Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87 «О профилактике безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» (далее — областной закон), в соответствии с которым активно проводится работа по отработке механизма взаимодействия и взаимоинформирования между всеми субъектами системы профи- лактики Липецкой области. В рамках реализации областного закона разработаны и утверждены «Порядок ор- ганизации учета несовершеннолетних в комиссии по делам несовершеннолетних и за- щите их прав», «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуаль- ной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении», утвержден ежегодный отчет о состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Липецкой области. В муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних осуществляется стати- стический учет, списочный и персонифицированный учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. В 2012 году проведены 564 (2010 г. — 575; 2011 г. — 560) заседания комиссий всех уровней, на которых рассмотрено более 12 576 (2010 г. — 13936; 2011 г. — 12593) дел на несовершеннолетних и родителей. На заседаниях комиссий в 2012 году обсуждено 185 (2010 г. — 182; 2011 г. — 180) профилактических вопросов, касающихся положения несовершеннолетних и семей, защиты прав и законных интересов детей. Рассмотрению указанных вопросов предшествуют проверки условий воспитания, обучения и содержа- ния несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики. По результатам про- веденных проверок в прошедшем году подготовлено 164 (2010 г. — 170; 2011 г. — 112) представления об устранении причин безнадзорности и правонарушений несовершен- нолетних. С 2008 года комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с cудами области успешно проводится работа по внедрению ювенальных технологий. Для обеспечения взаимодействия судов и служб системы профилактики в 2008 году образован Координационный совет по развитию ювенальных технологий. Возглавляет совет председатель Липецкого областного суда и заместитель главы администрации Липецкой области, председатель областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В состав Координационного совета входят представители судебных органов, Липец- кого областного Совета депутатов, администрации области, прокуратуры, правоохрани- тельных органов, общественной палаты Липецкой области, Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области, социальных служб и служб системы профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних. Все вопросы, связанные с совершенствованием правосудия в отношении несо- вершеннолетних, разрешение проблем, возникающих в ходе реализации мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия, обсуждаются на заседаниях Координационного совета. В частности, приняты решения: — по организации индивидуального психологического сопровождения несовершен- нолетнего правонарушителя, жертвы преступления и их семей; — по организации в регионе системы профессионального образования судей, их по- мощников, психологов, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защи- те их прав, а также иных категорий лиц, занимающихся вопросами детской психологии, социологии, педагогики; — по развитию системы непрерывного сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, начиная с момента совершения преступления и заканчивая стадией исполнения судебного решения; — разработаны Методические рекомендации, касающиеся помещения несовершен- нолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, помеще- ния несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. На сегодняшний день в области обеспечивается комплексная система правосудия в отношении несовершеннолетних с использованием социально-правовых технологий, предполагающих: — специализацию судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела с участи- ем несовершеннолетних; — участие в судопроизводстве помощника судьи с функциями социального работника; — психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей и жертв преступлений; — социальную диагностику личности несовершеннолетнего и совершенного им правонарушения; — составление карты социального сопровождения несовершеннолетнего правона- рушителя; — повышение уровня взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, органов и служб системы профи- лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальных служб в сфере охраны прав ребенка и семьи; — соблюдение принципа конфиденциальности. В судебном заседании обязательно участвуют представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальных служб, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, психологи, представители учебного за- ведения либо предприятия, где учится или работает подросток. Представители данных ведомств привлекаются не только с целью получения наиболее полных данных о несо- вершеннолетнем и его семье, но и для выработки совместных предложений по оказанию необходимой помощи семье с целью ее оздоровления, улучшения взаимоотношений между подростком и его родителями. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав получают от органов и учреждений системы профилактики информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, подлежащих индивидуальной профи- лактической работе, и ведут персонифицированный учет. На основе документов пер- сонифицированного учета комиссия по делам несовершеннолетних с привлечением соответствующих органов и учреждений разрабатывает на данную категорию лиц инди- видуальные программы реабилитации и адаптации. Основу индивидуальной программы составляет карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего. Социально-психологическое исследование не- совершеннолетнего осуществляется с привлечением необходимых специалистов. Ежегодно комиссии области организуют профилактическую работу с разработкой и реализацией программ реабилитации с более 500 несовершеннолетними, находящими- ся в социально опасном положении, состоящими на персонифицированном учете. Особая роль в организации профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями принадлежит психолого-педагогической службе государственного бюджетного областного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в пси- холого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-соци- ального сопровождения» (далее — областной центр). Психологи областного центра обеспечивают психолого-педагогическое сопрово- ждение в процессе судопроизводства несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свобо- ды, и детей-жертв насилия. Помощь носит коррекционно-реабилитационный и профи- лактический характер. Специалисты службы выполняют следующие виды деятельности: — психолого-педагогические обследования несовершеннолетних правонарушите- лей и их родителей; — участие в ходе досудебного и судебного производства при исследовании судом особенностей личности, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияния на него старших по возрасту лиц, условий и причин совершения преступления, оценки возможностей перспектив исправления, дальнейшего обучения и воспитания, реабили- тации; — исполнение постановлений, решений, приговоров суда; — исполнение частных постановлений суда; — проведение коррекционно-реабилитационной работы по индивидуальным и груп- повым программам реабилитации условно осужденных несовершеннолетних (индивиду- ально ориентированные и групповые коррекционно-реабилитационные занятия). Этапы работы педагогов-психологов с несовершеннолетними правонарушителями выглядят следующим образом: 1 этап — изучение материалов уголовных дел с целью выяснения обстоятельств, ха- рактеризующих развитие подростка в семье, социуме, образовательном учреждении по необходимости. 2 этап — проведение психолого-педагогического исследования несовершеннолет- них правонарушителей и их родителей (лиц, их заменяющих) по запросам судов, комис- сий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел. 3 этап — психологический анализ интересующей следственные органы ситуации, подготовка заключения. 4 этап — комплексное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолет- него правонарушителя. Анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений сви- детельствует о том, что в большинстве случаев это семейное неблагополучие, связан- ное с употреблением родителями спиртных напитков, ведением асоциального образа жизни. Полагая, что в первую очередь проблемы в семье возникают по делам о лишении родительских прав, социально-правовые технологии по гражданским делам в Липецкой области стали применяться с 2009 года. Главным критерием, которым руководствуются суды, комиссии по делам несовер- шеннолетних и защите их прав, представители органов системы профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних, — это интересы ребенка. Лишение же родительских прав — это крайняя мера, и ее применение возможно лишь в тех случа- ях, если реабилитационные и профилактические меры, направленные на сохранение се- мьи, исчерпаны, и когда нахождение ребенка в родной семье создает угрозу его жизни и здоровью. В центре судебного процесса — ребенок, а сам судебный процесс ориентирован на восстановление внутрисемейных связей, сохранение семьи, защиту ребенка. Действующее семейное законодательство позволяет в случае уклонения от выпол- нения родительских обязанностей применять к неблагополучным родителям иные меры воздействия: такие, как ограничение в родительских правах, предупреждение о необхо- димости изменения поведения, отобрании ребенка. Для обеспечения вышеуказанных принципов органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав представ- ляют в суды полные, мотивированные материалы, акты, обоснованные заключения, что помогает суду выносить законные и обоснованные решения. Продолжение на 16-й стр. Продолжение. Начало на 5–14-й стр. 118 39 106 33 144 33 0 20 40 60 80 100 120 140 160 2010 ɝ . 2011 ɝ . 2012 ɝ . Ʉɨɥɢɱɟɫɬɜɨ ɞɟɬɟɣ ɜ Ⱦɨɦɚɯ ɪɟɛɟɧɤɚ ɂɡ ɧɢɯ ɞɟɬɟɣ - ɢɧɜɚɥɢɞɨɜ 41% 12% 8% 39% ɇɉɈ ɋɉɈ ȼɉɈ 10 ɤɥɚɫɫ 50% 10% 10,00% 29% 1% ɇɉɈ ɋɉɈ ȼɉɈ 10 ɤɥɚɫɫ ɞɪɭɝɨɟ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz