Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 119/24497/ 21 ИЮНЯ 2013 10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В целях повышения доступности образовательных услуг организован подвоз детей в общеобразовательные школы. В 2012 году закуплено 58 школьных автобусов, 269 школьных автобусов по 379 маршрутам подвозят 9188 обучающихся (в 2010 г. — 7721 чел.). Для осуществления безопасного подвоза обучающихся, мониторинга транспорт- ных средств на всех школьных автобусах (кроме одного, подлежащего замене) установ- лена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В 2012 году в соответствии с заявками муниципальных образований полностью удовлетворена потребность в приоб- ретении автотранспортных средств для подвоза обучающихся в общеобразовательные учреждения. Доступность качественного образования обеспечивает развитие системы дистанци- онного обучения. В каждой восьмой школе области образовательный процесс организо- ван с использованием дистанционных технологий. Осуществлена модернизация техни- ческой базы 32 общеобразовательных учреждений: закуплено оборудование, увеличена пропускная способность Интернет, обновлено программное обеспечение, приобретены электронные образовательные ресурсы. Создание центров дистанционного образова- ния на базе 7 общеобразовательных учреждений, внедрение дистанционных технологий способствуют решению проблем повышения качества образования, в том числе в сель- ских малокомплектных школах; расширению возможностей профильного обучения (в 9 школах-спутниках дистанционное образование направлено на реализацию программ на профильном уровне); осуществлению перехода на электронный документооборот; от- крытию и функционированию очно-заочной школы для одаренных детей. В 2012 году продолжилось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) общего образования во всех общеобразо- вательных учреждениях области в соответствии с планом-графиком основных меропри- ятий по ФГОС на территории Липецкой области на 2012 год. По новым образовательным стандартам обучаются все первоклассники, второклассники общеобразовательных учреждений области, 795 учащихся продолжили обучение в 3 классе, 26 учащихся — в 4 классе, что составило 22,3% от общей численности школьников. Завершен первый этап укрепления материально-технической базы школ в соответ- ствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Ка- бинет каждого первого класса оборудован мультимедийным комплексом (631 единица), что позволило создать условия для внедрения в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий. Общеоб- разовательные учреждения оснащены 55 современными кабинетами химии и биологии, 11 цифровыми лабораториями по физике. За 2011—2012 годы в школы области заку- плено более 5,6 тыс. единиц учебно-лабораторного оборудования; более 5,1 тыс. еди- ниц учебно-производственного оборудования; около 4 тыс. единиц спортивного обо- рудования; более 3,8 тыс. компьютеров; 269,9 тыс. экземпляров учебной литературы. В результате принятых мер доля обучающихся, которым предоставлены все ос- новные виды современных условий обучения, увеличилась почти в 2 раза и составила 66,93% (2010 г. — 34,95%). Показатель удовлетворенности населения качеством общего образования возрос с 58,5% в 2010 году до 67% в 2012 году (2011 г. — 59,2%). В области продолжена работа по совершенствованию процедуры проведения госу- дарственной итоговой аттестации. В данных целях разработан и утвержден План-график мероприятий по подготовке и проведению единого государственного экзамена на тер- ритории Липецкой области в 2013 году (региональный уровень). В соответствии с Пла- ном-графиком проведены выездные родительские собрания в Задонском, Хлевенском, Измалковском, Лев-Толстовском, Добровском, Лебедянском, Усманском, Чаплыгин- ском, Тербунском районах по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации для выпускников 11 классов образовательных учреждений области. В 2012 году единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводился в штатном режиме по 13 предметам. Результаты проведения ЕГЭ на территории Липецкой области показа- ли, что средний балл по обязательным предметам по области выше, чем по России: по русскому языку — 63,73 (Россия — 61,1); по математике — 48,55 (Россия — 44,6) (табли- ца 6.1). Таблица 6.1 Результаты ЕГЭ по Липецкой области в 2010—2012 годах № Предмет 2010 г. 2011 г. 2012 г. 1 Русский язык 62,10 66,50 63,73 2 Математика 52,54 56,66 48,55 3 Физика 57,46 61,95 50,26 4 Химия 67,61 71,11 67,79 5 Информатика 64,24 61,95 63,34 6 Биология 63,91 62,65 61,94 7 История 63,93 67,33 59,24 8 География 62,78 63,32 59,59 9 Английский язык 58,18 65,61 63,52 10 Немецкий язык 40,38 58,78 62,59 11 Французский язык 63,58 64,64 70,08 12 Обществознание 64,18 63,40 58,55 13 Литература 58,50 61,10 56,27 Успешно прошли аттестацию в форме государственного выпускного экзамена по математике 208 обучающихся с ограниченными возможностями (успеваемость — 100 %, качество знаний — 27,4 %), по русскому языку — 199 человек (успеваемость — 100 %, качество знаний — 63,3 %). В 2012 году выпускники 9-х классов школ области в новой форме сдавали два обя- зательных предмета (русский язык и математика) и 9 предметов по выбору (биология, физика, химия, география, история, обществознание, информатика, иностранный язык, литература). Обязательные предметы сдавали 9400 учащихся. Качество знаний по рус- скому языку — 64,7 %; успеваемость — 96 %. По математике качество знаний составило 57,5 %; успеваемость — 94 %. Таким образом, система общего образования Липецкой области развивается на ос- нове оптимизации сети образовательных учреждений, совершенствования программно- методического, информационного, материально-технического обеспечения перехода на федеральные государственные образовательные стандарты, что создает условия для рационального и эффективного использования ресурсов в целях обеспечения каче- ственного образования обучающихся. Профессиональное образование В соответствии с экономическими изменениями и потребностями региона в квали- фицированных рабочих кадрах осуществляется перестройка деятельности учреждений профессионального образования региона. В Липецкой области действует 18 учрежде- ний начального профессионального образования (НПО), в которых ведётся подготовка по 62 профессиям. В 2012 году сохранилась тенденция уменьшения количества обучаю- щихся в учреждениях НПО (диаграмма 6.2). Диаграмма 6.2 Численность обучающихся в учреждениях НПО в 2010—2012 годах, человек Начальное профессиональное образование осуществляется в соответствии с за- просами рынка труда. Освоение профессиональных образовательных программ обе- спечивается с учётом конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Учреждения НПО выпускают квалифицированные рабочие кадры, востребованные на ведущих производствах региона. Выпускники имеют возможность продолжить своё об- разование в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (диа- граммы 6.3, 6.4). Диаграмма 6.3 Выпуск из учреждений НПО в 2010—2012 годах, человек Диаграмма 6.4 Трудоустройство выпускников учреждений НПО в 2012 году,% В 2012 году на территории области продолжили свою работу пять ресурсных цен- тров, созданных на базе учреждений начального профессионального образования. В них сконцентрированы модернизированные образовательные ресурсы по родственным профессиональным профилям, предназначенные для укрепления связи с работодателя- ми и обеспечения развития инновационных производственных технологий. В 2012 году было заключено и реализовано Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и администрацией Липецкой области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Липецкой области на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития об- разования на 2011—2015 годы по направлению: «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ». В рамках реализации областной комплексной программы «Модернизация профес- сионального образования Липецкой области, 2011—2015 годы» и указанного Соглаше- ния ведется системная работа по обновлению учебно-лабораторного и учебно-произ- водственного оборудования, проведению капитальных и текущих ремонтов помещений профессионального лицея № 10 г. Липецка. Это позволило внедрить современные формы и методы обучения, вызванные сменой производственных технологий и обо- рудования в сформированном региональном кластере металлургического профиля, включающего в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, и повысить качество образовательного процесса. В целях привлечения молодых кадров, повышения качества подготовки молодых рабочих, обеспечения привлекательности рабочих профессий и престижа учебных за- ведений базовым предприятием ОАО «НЛМК» учреждены и выплачиваются стипендии лучшим обучающимся Г(О)БОУ НПО Профессиональный лицей № 10 в размере от 500 до 1000 рублей каждая. Повышению уровня подготовки специалистов в системе НПО способствует пла- номерная реализация олимпиад профессионального мастерства. Олимпиады про- фессионального мастерства позволяют выявить наиболее одарённых и талантливых обучающихся по различным профилям подготовки, способствуют дальнейшему совер- шенствованию их мастерства, творческому росту, повышают престиж образовательных учреждений. В 2012 году областные олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся учреждений НПО проводились по 10 профессиям: «Продавец, контролер- кассир», «Электросварщик ручной сварки», «Мастер сухого строительства», «Слесарь по ремонту автомобиля», «Портной», «Парикмахер», «Электромонтёр по ремонту и обслу- живанию электрооборудования», «Повар, кондитер», «Станочник», «Тракторист-маши- нист сельскохозяйственного производства». Учреждения начального профессионального образования Липецкой области неодно- кратно становились площадками для проведения всероссийских олимпиад профес- сионального мастерства. Обучающиеся учреждений НПО Липецкой области ежегодно становятся победителями и призёрами всероссийских олимпиад профессионального мастерства (таблица 6.2). С 2007 года ежегодно присуждаются областные премии мастерам производственно- го обучения за достижение высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся (Закон Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выпла- тах в сфере образования и науки Липецкой области»). С 2012 года областная премия мастерам производственного обучения увеличена с 30 000 до 50 000 рублей каждая. Таблица 6.2 Участие учреждений НПО во всероссийских олимпиадах профессионального мастерства в 2010—2012 годах Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Количество и наименование профессий и специальностей, по которым проводились областные олимпиады 10 11 10 Количество всероссийских олимпиад, в которых участво- вали представители Липецкой области 6 8 10 Количество призовых мест на всероссийских олимпиадах 1 (I место) 3 (2 — I место, 1 — II место) 1 (II место) Всероссийские олимпиады, проводимые на базе Липецкой области На базе ПЛ № 9 «тракторист-маши- нист сельскохозяй- ственного производ- ства» На базе ПЛ № 10 — «станочник широкого профиля» На базе ПЛ № 10 — «электромонтер по ремонту и обслужива- нию электрооборудо- вания» В соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» продолжены выплаты областных стипендий за успехи в учёбе и активное участие в общественной жизни образовательного учреждения обучающимся учреждений начального профессио- нального образования (25 стипендий по 200 рублей). Для поддержки талантливой учащейся и студенческой молодёжи, в рамках реализа- ции областной целевой программы «Молодёжь Липецкой области (2009—2013 годы)», в отчётный период проведён областной молодёжный фестиваль самодеятельного худо- жественного творчества обучающихся учреждений начального профессионального об- разования «Я вхожу в мир искусств». В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, укрепления здоровья и привлечения к занятиям в спортивных секциях проведе- ны финалы Областной круглогодичной спартакиады обучающихся учреждений НПО, Об- ластной спартакиады допризывной молодёжи, обучающейся в учреждениях НПО. Обучающиеся учреждений начального профессионального образования обеспечи- ваются горячим питанием, им предоставляются места в общежитии. Эти элементы со- циальной защиты важны, так как многие обучающиеся — дети из малообеспеченных и неполных семей. Планомерная работа по модернизации учреждений НПО, предусматривающая со- вершенствование учебно-производственной базы учреждений, создание многоуровне- вых образовательных учреждений профессионального образования, реализующих про- граммы начального и среднего профессионального образования, оптимизацию сети учреждений НПО с учетом демографической ситуации и потребностей рынка труда, развитие частно-государственного партнерства в системе начального профессиональ- ного образования, позволяет обеспечить условия для повышения качества образова- ния обучающихся и их трудоустройства на региональном рынке труда. Воспитание и развитие детей Разностороннее развитие и самореализация подрастающего поколения, форми- рование у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного само- определения осуществляется при реализации программ дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей сферы образования в 2012 году была представлена 63 учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) (60 — му- ниципальные учреждения дополнительного образования детей), в которых занимались 59,3 тысячи воспитанников, что составляет 57% от общего количества обучающихся общеобразовательных школ Липецкой области (2010 г. — 54,7%; 2011 г. — 55,6%). По сравнению с 2010 годом количество учреждений дополнительного образования детей уменьшилось с 66 до 63, но при этом увеличилось число воспитанников (таблица 6.3). Таблица 6.3 Сеть учреждений дополнительного образования детей Липецкой области в 2010—2012 годах Виды учреждений дополнительного образования детей Количество учреждений Количество воспитанников 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Центр 45 36 41 38714 37126 40659 Дом 9 12 9 11272 12178 12184 Школа 9 11 10 4240 5344 4747 Станция 3 3 3 1668 1773 1704 ИТОГО 66 62 63 55894 56421 59294 Продолжился процесс изменения организационно-правового статуса учреждений дополнительного образования детей. В 2012 году по сравнению с 2010 годом количе- ство автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей увеличилось на 8 учреждений (таблица 6.4). Систему дополнительного образования составляют центры и дома детского и юно- шеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образователь- ные программы, охватывающие практически все сферы современной жизни. Воспитан- ники объединений учреждений дополнительного образования занимаются различными видами художественного, научно-технического творчества, физической культурой и спортом, краеведением, туризмом и учебно-исследовательской деятельностью. Таблица 6.4 Автономные образовательные учреждения дополнительного образования детей в 2012 году № п/п Муниципальное образование Наименование учреждения 1 Елецкий МАОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма» 2 Данковский МАОУ ДОД Детская школа искусств им. А.И. Плотнова 3 Данковский МАОУ ДОД ДЮСШ 4 Добринский МАОУ ДОД ДООЦ «Жемчужина» 5 Хлевенский МАОУ ДОД ДЮСШ 6 Чаплыгинский МАОУ ДОД «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Орбита-Лазур- ный» 7 Чаплыгинский МАОУ ДОД «ЦДОД» 8 Лебедянский МАОУ ДЮСШ 9 Долгоруковский МАОУ ДОД ДЮСШ 10 Добровский МАОУ ДОД ЦДОД 11 г. Липецк МАОУ ЦРТДиЮ «Советский» 12 г. Липецк МАОУ ЦДОД «Стратегия» 13 г. Елец МАОУ ДОД ДЮЦ «Детский парк им. Б.Г. Лесюка» Наиболее массовым и популярным среди детей и родителей является художествен- но-эстетическое направление (диаграмма 6.5). В 2012 году в 1197 объединениях худо- жественно-эстетической направленности учреждений дополнительного образования детей занимались 17 884 воспитанника (2010 г. — 17949 чел.; 2011 г. — 17436 чел.). Про- граммы дополнительного образования художественно-эстетической направленности осуществлялись 37 многопрофильными учреждениями дополнительного образования и 2 учреждениями дополнительного образования однопрофильной направленности. Диаграмма 6.5 Занятость обучающихся по направлениям в учреждениях дополнительного образования детей в 2010—2012 годах, человек В 541 объединении учреждений дополнительного образования детей в 2012 году зани- мались 35 видами спорта 11748 воспитанников (2010 г. — 19156 чел.; 2011 г. — 12539 чел.). В учреждениях дополнительного образования детей спортивно-туристской направлен- ности реализуются вариативные программы разноуровневой работы с детьми, интегри- рованные спортивно-эстетические программы, целевые оздоровительные программы. Были разработаны и внедрены авторские образовательные программы по 11 видам спорта. Продолжают совершенствоваться содержание и формы туристско-краеведческого дополнительного образования. Научно-исследовательской краеведческой работой в ре- жиме дополнительного образования занимались более 1,6 тыс. учащихся. В 392 объединениях спортивно-технической направленности занимались 4261 вос- питанник (2010 г. — 3662 чел.; 2011 г. — 4842 чел.). Развитие технического творчества детей имеет большое значение для увеличения социально-экономического, научно-тех- нического и оборонного потенциала общества и государства. Вместе с тем все труднее содержать спортивно-технические виды деятельности, требующие больших материаль- но-технических затрат. В 484 объединениях эколого-биологической направленности занималось 7055 че- ловек (2010 г. — 6526 чел.; 2011 г. — 6485 чел.). Приоритетным направлением деятель- ности данных учреждений является учебно-исследовательская работа, ориентирован- ная на привлечение детей к участию в научно-исследовательских проектах, конкурсах, конференциях, проведение самостоятельных исследований. В 2012 году в областных экологических акциях и операциях приняло участие более 90 тыс. детей. Продолжена работа учреждений дополнительного образования детей, действующих на базе крытых плавательных бассейнов, в которых обучаются плаванию и другим видам спорта 14,1 тыс. человек, что на 1577 человек больше, чем в 2011 году. В них организо- ваны занятия в рамках изучения предмета физическая культура в общеобразовательных учреждениях для 11586 школьников (2010 г. — 9109 чел.; 2011 г. — 11214 чел.). В крытых плавательных бассейнах работали секции акваэробики, плавания, фитнеса, пауэрлиф- тинга (таблица 6.5). Таблица 6.5 Учреждения дополнительного образования детей сферы образования, функционирующие на базе крытых плавательных бассейнов в 2010—2012 годах Наименование учреждения Численность воспитанников, занимающихся в объединениях, человек Численность обучаю- щихся плаванию на уроках физической культу- ры, человек Предоставление платных услуг, тыс. руб. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Воловский район МБОУ ДОД ДООЦ ВВС 105 103 103 613 1043 880 248,0 311,0 321,4 Добринский район МАОУ ДОД ДООЦ «Жемчужина» 75 75 75 555 870 1261 552,0 720,0 811,2 Добровский район МБОУ ДОД ПБ «Юность» - - 60 - - - - 14,0 Долгоруковский район МАОУ ДОД ДЮСШ 286 285 352 1300 1300 1338 515,2 492,8 530,0 Задонский район МОУ ДОД ДООЦ ПБ «Янтарь» 149 133 140 956 1740 1869 405,8 493,9 527,1 Липецкий район МОУ ДОД ЦДОД «Волна» 196 196 215 1354 1357 1403 1161,0 1341,5 1419,1 Становлянский район МОУ ЦДОД «Дельфин» 130 130 141 731 762 824 718,0 877,6 925,0 Усманский район МОУ ДОД ДООЦ (ПБ) 120 195 195 450 1140 1213 646,3 1002,1 1084,2 Хлевенский район МАОУ ДОД ДЮСШ 556 106 149 1100 1023 1123 434,1 468,3 560,1 Чаплыгинский район МАОУ ДОД ФОК 84 132 1130 2050 1979 1675 347,6 347,6 567,7 ИТОГО: 1701 1355 2560 9109 11214 11586 5028,0 6054,8 6759,8 В системе дополнительного образования развивается сетевое взаимодействие учреждений, что позволило создать оптимальные условия для успешного участия вос- питанников в областных, всероссийских и международных мероприятиях (таблица 6.6). Таблица 6.6 Организационно-массовая работа учреждений дополнительного образования детей (сетевое взаимодействие) в 2011—2012 годах УДОД Областные мероприятия Всероссийские мероприятия Международные мероприятия Количество мероприя- тий Количество участников Количество мероприя- тий Количество участников Количество мероприятий Количество участников 2011 г.2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. ЦРТДиЮ 80 65 12765 14595 19 41 2412 1368 7 7 168 23 ДООЦ (СиТ) 64 68 7534 7196 30 32 195 295 2 2 8 10 ДЭБЦ 34 33 71382 86060 32 29 353 326 3 7 755 763 Итого: 178 166 91681 107851 81 102 2960 1989 12 16 931 796 Работа по развитию системы дополнительного образования позволила увеличить следующие показатели: — количество занимающихся, по сравнению с 2011 годом, в объединениях допол- нительного образования детей художественно-эстетической и эколого-биологической направленности; — количество детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в объединениях дополнительного образования детей; — количество электронных образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; — количество участников в мероприятиях областного уровня. Одновременно с положительными процессами в системе дополнительного образо- вания детей сохраняются тенденции: — неравномерности охвата услугами дополнительного образования детей в муници- пальных образованиях области; — уменьшения количества воспитанников объединений дополнительного образова- ния детей спортивно-туристской и спортивно-технической направленности. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья В области продолжается работа по созданию оптимальных условий для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом совершенствуется деятельность по обеспечению непрерывности и преемственности между дошкольным, общим и профессиональным образованием. В 2012 году сеть областных специальных (коррекционных) образовательных учреж- дений для детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя 9 специ- альных (коррекционных) школ-интернатов (таблица 6.7). Таблица 6.7 Сеть ГБ(О)С(К)ОУ специальных (коррекционных) школ-интернатов Липецкой области в 2010—2012 годах Г(О)С(К)ОУ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты: 2010 г. 2011 г. 2012 г. I вида (для глухих детей) 1 - - II вида (для слабослышащих детей) 1 - - I — II вида (для глухих и слабослышащих детей) 1 1 III-IV вида (для слабовидящих и незрячих детей) 1 1 1 V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) 1 1 1 VII вида (для детей с задержкой психического развития) 1 1 1 VIII вида (для детей, имеющих умственную отсталость) 5 5 5 Итого учреждений: 10 9 9 Контингент обучающихся (воспитанников) специальных (коррекционных) школ- интернатов в 2012 году составил 1439 человек (2010 г. — 1249 чел.; 2011 г. — 1220 чел.) (таблица 6.8). Таблица 6.8 Контингент обучающихся (воспитанников) по видам специальных (коррекционных) школ-интернатов Вид специального (коррекционного) образовательного учреждения Количество обучающихся (воспитанников), человек 2010 г. 2011 г. 2012 г. I — II 60 67 73 II — IV 420 439 580 V 66 70 67 VII 89 94 90 VIII 614 550 629 Итого 1249 1220 1439 В специальных (коррекционных) школах-интернатах обучается и воспитывается 632 ребенка-инвалида, которые имеют разные формы инвалидности и отдельные классы заболеваний, среди них 82 ребенка-инвалида из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (таблица 6.9). Таблица 6.9 Количество детей-инвалидов в специальных (коррекционных) школах-интернатах Дети-инвалиды Количество детей-инвалидов, человек всего из них детей, оставшихся без попечения родите- лей глухие, слабослышащие и позднооглохшие 81 3 слепые, слабовидящие поздноослепшие 186 12 с тяжелыми нарушениями речи 8 2 с нарушением опорно-двигательного аппарата 101 7 с задержкой психического развития 13 2 с умственной отсталостью 148 43 с ограниченными возможностями здоровья в связи с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушения обмена 15 1 с ограниченными возможностями здоровья в связи с прочими заболеваниями 80 12 В специальных (коррекционных) школах-интернатах создана материально-техниче- ская база, подобраны соответствующие педагогические кадры для осуществления учеб- но-воспитательного процесса, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный про- цесс, реабилитацию и социализацию обучающихся (воспитанников). Функционирование специальных (коррекционных) школ-интернатов, осуществление учебно-воспитатель- ного процесса в них обеспечивают 1055 работников, в том числе 577 педагогических работников. Образовательный процесс в специальном (коррекционном) учреждении осуществляется 141 специалистом в области коррекционной педагогики, которые име- ют специальное (дефектологическое) образование по профилю: тифлопедагогика — 6, логопедия — 36, сурдопедагогика — 18, олигофренопедагогика — 81. В области созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей-инвали- дов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для эффективной организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2012 году продолжена работа по реализации мероприятия в рамках ПНП «Образование» — «Организация дис- танционного образования детей-инвалидов». Цель данного проекта — создание в Липецкой области безбарьерной образователь- ной среды и системы получения доступного и качественного образования детей-инвали- дов, нуждающихся в обучении на дому. В 2009 году на базе ОАУ С(К)О школы-интерната III — IV вида был создан Центр дистанционного образования, в котором осуществляется обучение детей-инвалидов. В настоящее время созданы условия для обучения с ис- пользованием дистанционных технологий для 283 детей-инвалидов, в том числе для 60 детей-инвалидов в 2012 году (таблица 6.10). Таблица 6.10 Количество детей-инвалидов, которым созданы условия для обучения с использованием дистанционных технологий Год Количество созданных мест для детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных технологий 2010 125 2011 50 2012 60 Итого 283 За период с 2009 по 2012 год на финансирование данного проекта было выделено более 176 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 72,8 млн. рублей, за счет средств областного бюджета — 103,2 млн. рублей. За счет средств фе- дерального бюджета произведены расходы на приобретение, установку оборудования и подключение к сети Интернет, а также на обучение педагогических работников и ро- дителей детей-инвалидов. Средства областного бюджета направлены на организацию деятельности центра дистанционного образования, оплату труда педагогических работ- ников, оплату услуг доступа к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников. Для осуществления дистанционного образования детей-инвалидов организовано обучение 245 педагогических работников и 180 родителей (законных представителей). В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в течение 2-х лет в Липецкой области на базе ОАУ С(К)О школы–интерната III — IV вида функционирует стажировочная площадка по распространению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возмож- ностями здоровья и детей-инвалидов, по направлению «Социализация детей с наруше- ниями зрения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения III — IV вида (для детей с нарушениями зрения)». В 270 общеобразовательных учреждениях области также созданы необходимые условия для обучения 601 ребенка-инвалида, обучающегося на дому, и 1190 детей-ин- валидов, обучающихся в школах. Дети-инвалиды зачисляются в общеобразовательные учреждения в порядке, установленном законодательством РФ для приема граждан в образовательные учреждения. Их обучение осуществляется в рамках общеобразова- тельных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в щадящем режиме. Выдается документ государственного образца о соответствующем образовании. Инди- видуальная программа реабилитации в части обучения в школе и на дому реализуется для всех детей-инвалидов. Во всех общеобразовательных учреждениях имеются обо- рудованные в соответствии с требованиями компьютерные классы. Кроме того, руково- дители образовательных учреждений создают условия и для функционирования специ- альных медицинских групп для данной категории детей. Адаптацию к условиям обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах области обеспечивают 89 психологов, 56 логопедов, 89 дефектологов. Продолжение. Начало на 5–9-й стр. 8018 8249 7675 7200 7400 7600 7800 8000 8200 8400 2010 г. 2011 г. 2012 г. 47,3 10,2 30,1 0 10 20 30 40 50 Труд оус троены Призваны в ряды ВС РФ Прод ол жил и обучение 3070 3125 3519 2800 2900 3000 3100 3200 3300 3400 3500 3600 2010 г. 2011 г. 2012 г. 3662 4842 4261 6526 6485 8601 17436 17884 17949 19156 11748 12539 7055 18000 15119 0 5000 10000 15000 20000 25000 2010 ɝ . 2011 ɝ . 2012 ɝ . ɏɭɞɨɠɟɫɬɜɟɧɧɨ - ɷɫɬɟɬɢɱɟɫɤɨɟ ɋɩɨɪɬɢɜɧɨ - ɬɭɪɢɫɬɫɤɨɟ ɋɩɨɪɬɢɜɧɨ - ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɨɟ ɗɤɨɥɨɝɨ - ɛɢɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɟ Ⱦɪɭɝɨɟ Продолжение на 11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz