Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | Обозреватель газеты читает редакционную почту О диалоге, консенсусе и лесоповале Слово обозревателю По ложному следу И. Неверов То ли мы разучились, то ли еще не научились оцени- вать реальный масштаб людей, событий, идей. Иначе не находили бы с пугающим энтузиазмом столько поводов для разделения на «своих» и «чужих». Д а, бывает, что надо стоять насмерть, на- пример, защищая от «ювенальщиков» наших де- тей или не позволяя в угоду сетевикам давить налогами малый бизнес. Но с какой стати идти стенка на стенку, услышав, что в Париже или Бордо геям позволено всту- пать в официальный брак? В России-то, слава Богу, ближайшие тысячу лет ни- чего похожего не ожидает- ся. Однако как горячимся, как спорим, как ссоримся, вплоть до рукопашной! Право же, словно некий неугомонный бесенок толка- ет нас под руку. Высмотрит злобным вострым глазом не- видимую трещинку и давай расковыривать, пока стены не разъедутся, пока про- вал не образуется. Как там любил повторять Горбачев? «Нам подбрасывают». Вот именно. Нам подбрасывают, а мы ведемся. Точнее — за- водимся с полуоборота. И провокаторыполучают двой- ные, а то и тройные дивиден- ды. Во-первых, претендуют на место в истории, на строч- ку, страницу и даже целую главу в будущих учебниках. Во-вторых, запутывают не слишком искушенных лю- дей, отвлекая от насущного пустяками. Ив-третьих (или это все-таки скорее уж «во- первых»?), поддерживают высокий уровень несогласия всех со всеми. Подобной, придется при- знать, успешной операцией была скандальная выходка девиц в капюшонах и бала- хонах, ворвавшихся в храм. Ее до сих пор преподносят как значимую, судьбонос- ную, героическую акцию. А что? Было бы по-другому, не поднялся бы такой гвалт, не кипели бы страсти, не печатали бы в газетах ты- сячи строчек, неважно ка- ких — восхищенных или возмущенных. Хотя о чем шумели-то? Виктор Шклов- ский однажды сказал, что и скандал можно устроить талантливо. «Пусси райт» таланта явно не хватило. Получилось тупо, невнят- но, уныло. А мы позволили им пролезть в героини. Для кого-то в положительные, для кого-то — в отрицатель- ные. Но — в героини. А вот другая, совсем не- давняя, провокация. Некий либерал, более-менее извест- ный в узкой либеральной тусовке, объявил: «СС» и СМЕРШ — близнецы-бра- тья, отвратительные и пре- ступные. Сделано это было, чтобы немножко освежить начавшую протухать идею об одинаково преступных режимах гитлеровской Гер- мании и Советского Союза. Ну и ладно, сказал и сказал, черт с ним.Приличные люди на неприличные слова либо не реагируют, либо реагиру- ют насмешливо и брезгливо. Но нет, не умеем мы убивать пакостников презрением. Кидаемся зачем-то их сты- дить, опровергать, читать им нотации. А пакостники со своими сторонниками премного этим довольны и с удовольствием отруги- ваются. Начинается зава- рушка. Молодые пожимают плечами: с их исторической эрудицией не разберешь- ся, кто говорит правду, кто передергивает и полуврет. Тем не менее создается впе- чатление, что закоперщик действительно изрек что-то очень серьезное, важное, принципиальное, раз уж во- круг так всполошились. Б есенку, превраща- ющему трещины в разломы, годится все, что под руку — под мох- натуюлапу—попадется. За- говорилио единомшкольном учебнике по истории? Вроде бы о чем здесь дискутиро- вать? Дети должны знать о прошлом, чтобычувствовать: они наследники славных пращуров, у них прочные, глубокие корни. Это не ин- новация — по таким книж- кам учатся в любом уголке Земли, в любом большом и маленьком государстве. Но бесенок и его подручные плюралистыбез рогов, копыт и хвостов, иные и с профес- сорскими званиями, в ужасе вопрошают: аразвеподобное, господа, совместимо с демо- кратией, свободомыслием и отсутствием цензуры? Разве нас не пытаются вернуть в тоталитаризм, в эпоху ста- линского «Краткого курса»? Запутать для них — про- грамма-минимум. Рассо- рить, расколоть — програм- ма— максимум. Понятия о сплоченности, о единстве взглядов, о патриотизме вызывают у этих ребят ал- лергию.Чембольше пунктов несогласия, чем сильнее разброд, темдемократичнее. Наверное, главный мрако- бес, неисправимый «совок» в их глазах—Кот Леопольд, когда он лукаво-добродуш- ным голосом артиста Каля- гина призывает: «Ребята, давайте жить дружно». Но что делать, коли почти то же вдруг говорит человек, обязанный, буду- чи творческой личностью, придерживаться либераль- ных правил игры? На днях самый популярный после Высоцкого, Окуджавы, Визбора бард Олег Митяев вздохнул: «Раньше строили коммунизм, и, даже если поройшли не туда, все равно двигались сплоченно». А дальше назвал потрясающей упраздненную всесоюзную пионерскую организацию: нынче ничего достойнее для детей не придумали. Ох, он и рискует, этот Митяев! Мало того, что, выговорив страшное слово «коммунизм», не чертых- нулся, не сплюнул трижды через левое плечо. Так вдоба- вокне постеснялсяпублично ностальгировать по совково- му коллективизму. Ему, ви- дите ли, незазорно влиться в толпу, в стадо, ему хочется быть частью великого цело- го, а не самодостаточным и независимым целым. Когда про «духовные скрепы», необходимые на- роду, стране, рассуждает политик—его слова либера- лы всегда готовы встретить оглушительным хохотом. А потом объяснить недогад- ливым: «духовные скрепы» — это путы. Они мешают конкуренции, благосло- венному индивидуализму и творческому эгоизму, без которых ни тебе рынка, ни прогресса, ни миллиард- ных состояний у наиболее рыночных и прогрессивных соотечественников. С Митяевым сложнее. Как и, допустим, с Жоре- сом Алферовым, тоже не боящийся говорить о на- роде и сплоченности. Им бы по статусу «белые лен- точки» носить да «Пусси райт» аплодировать. Они же креативные. Но вот незада- ча: выпадают из обоймы. А осмеивать их—себе дороже. Один все-таки выдающийся физик, нобелевскийлауреат, второй—поэт, тридцать лет собирающий полные залы. В прочем, агитпроподер- жимых бесом плюра- лизма на взрослых, зрелых, думающих и не рассчитан. Они расщепля- ют, разламывают общество там, где народ понаивнее, помоложе. И подсовывают ложныеориентиры, пускают по ложному следу. Кому-то ткнут в афишу театра, где инсценировали «Лолиту», и подначат: ступай и проучи этих педофилов. А кому-то шепнут: надо остановить фашистов, они вон уже не в церкви, а в театрах и кар- тинных галереях порядки наводят. Иссякнет изобре- тательность на злобу дня — вытащат из рукава верный козырь: эй, вы там, наверху, скоро ли, наконец, Ленина закопаете? В последний или пред- последний раз ультиматум на сей счет предъявили в гневном послании потомки дворянских родов. Глядишь и снова вокруг имени вождя революции закрутятся водо- вороты протестов и сканда- лов. И волны гражданского противостояния опять до- стигнут нужной отметки. А наследники знатных аристо- кратических фамилий и со- шка помельче будутшикать, заглушая трезвые голоса, призывающие чуток успо- коиться, заняться делом. А участь Мавзолея доверить детями внукам. Вот они под- растут — и все решат. А потом откуда-нибудь вынырнет новая тема для разборок и размежеваний. Готовпобитьсяоб заклад: она не будет иметь касательства к повседневной жизни боль- шинства из нас. Нашажизнь инициаторов раздраев мало беспокоит. Так, может, инам пора перестать включаться в их игры? Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ПРОБЛЕМА | Почему в пригороде недостает питьевой воды Огурчики виноваты... Владимир Михайлов Липецк опять захлестнула постоянно возникающая в лет- ние месяцы проблема перебоев с водоснабжением в пригородах областного центра. Она создается не предна- меренно: комплекс водоснабжения ЛГЭК осуществляет подачу воды в полном объеме, согласно заключенным договорам. Зимой этих объемов достаточно, летом же жители сел Коровино, Сселки, поселка Сырский ощуща- ют дефицит воды. — Перебои с водоснаб- жением в летний период, — говорит директор комплек- са водоснабжения ЛГЭК Вячеслав Безрукавников, — возникают из-за неорга- низованного полива приуса- дебных участков. В итоге суточное водопотребление возрастает в полтора-два раза. Сети водоснабжения названных сел построены в 60—70-х годах прошлого века с диаметром трубы 100 миллиметров и были рас- считаны в основном на обе- спечение потребителей пи- тьевой водой только через водоразборные колонки. Но со временем к водопроводу были подключены жилые дома с индивидуальными вводами, и, как следствие, потребление питьевой воды значительно возросло. Раз- бор воды таков, что когда в начале улицы жители поливают огороды, то в конец ее вода просто не до- ходит. Наши специалисты предпринимают меры по регулировке гидравличе- ского режима, повышению давления в сети, однако подать воды больше, чем позволяет диаметр труб, невозможно. На прошедшем на днях заседании координационно- го совета ЛГЭК по связям с общественностью было при- знано целесообразным об- ратиться в администрацию города с просьбой принять решение о регулировании порядка полива приусадеб- ных участков. Представи- тели общественности на- стаивают на введении от- ветственности за отсутствие индивидуальных приборов учёта, за полив огородов в дневное время из шлангов, подключенных к центра- лизованной системе водо- снабжения. Кроме того, отмечалось, что использование питьевой воды для полива нерацио- нально, поэтому комплексу водоснабжения ЛГЭК пору- чено проработать вопрос об устройстве альтернативного поливочного водопровода. Очевидно, что это здравое предложение необходимо поддержать. Цена питьевой воды слишком высока, а расточительность только увеличивает ее стоимость. КНИЖНАЯ ПОЛКА | Липецкий литератор размышляет о судьбах России Всему отмерен срок Наталья Борисова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ им. И. А. Бунина Книга липецкого писателя Владимира Петрова «И будут сроки» обращена к неизменно актуальной и болезненной теме нашей жизни: к судьбе России, к ее прошлому и настоящему. Сборник, вместивший в себя и прозу, и публицистику, целостен и по своему замыслу, и по его художественному воплощению. У каждого серьезного произведения всегда можно обнаружить единую линию повествования, наиболее отчетливую ноту в полифониче- ском звучании текста. Таким звучащим смысловым центром является сердечная любовь автора к России, к ее народу, не знающему путей своих в новом изолгавшемся времени. Жесткий, прямодушный диалог писателя с читателем бескомпромиссен потому, что речь идет о трагически- жертвенном бытии народа наисторических сквозняках ХХ—началаXXI в. В книге исследуются судьбоносные конфликтные линии оте- чественной истории, в том числе современные изломы российской жизни, поэтому так жёстко расставляются акценты. Но что лучше? Прямодушие или мягкое, спокойно-размеренное при- ручение общества к двой- ным стандартам морали под аккомпанемент либе- рально-демократических излияний? Думается, ответ очевиден. В повести «И будут сро- ки», давшей название всей книге, предстают знако- мые до боли места нашего края, куда возвращается герой произведения князь МихаилДмитриевич Долго- руков, чтобы на старости лет поселиться в Алма- зовке, на земле предков. Хочу быть тоже честной: у меня лично реальный про- тотип этого художественно- го образа не вызывает осо- бой симпатии. Не вызывает потому, что этот человек воевал в те трагические дни минувшей войнына стороне Третьего рейха. И как бы теперь к этому тепло-хладно ни относились, целился-то он не в большевистский ре- жим, в ненавистную«Совде- пию», а в русского солдата, в который раз закрывшего своейпростреленной грудью не только Россию, но иЕвро- пу. Впрочем в повести есть эпизод, свидетельствующий о духовномпрозрении героя, что произошло в деревне Шипово перед плитой из мраморной крошки, где все еще можно было раз- личить столбцы фамилий односельчан, погибших в ту страшную войну: «Нет, не за коммунизм воевали они, безымянные и забытые сол- датыРоссии, —за Родину». «И будут сроки» — ко- довое название, в семантике которого угадывается по- таённый смысл — надежда на будущее, несмотря ни на что. Но каково оно? Об- ращаясь к прошлому, Вла- димир Петров справедлив в своей оценке: «есть вещи, исполненные сакральным смыслом… кто выстрелит в прошлое из ружья, в ответ получит выстрелизпушки». Но есть ли ответ на извечно «русские вопросы»? Есть, утверждает автор, однако нашему потерянному поко- лению все труднее принять его в сердце: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь». В этих словах Спасителя — вся правда, ибо только право- славие, наша церковь, суще- ствующая более тысячи лет, хранит тайну национальной идентичности. В книге немало раз- мышлений о судьбе нашей литературы, о русской по- эзии. В документальной по- вести «Кесарь и художник — путь к России» пред- ставлена оригинальная концепция, демонстриру- ющая смелость авторско- го замысла: сопоставить столь различные и явно несимметричные истори- ческие личности Сталина и Бунина, политика, опреде- лившего историю первой половины ХХ столетия, и блистательного поэта, боль- шого художника, навсегда потерявшего Россию. Но в художественной стратегии Владимира Петрова есть некая внутренняя логика: посмотреть на недавнее про- шлое глазами антагонистов. Писательищетинаходит связующее звено — истори- ческую правду. Повесть по- настоящему интересна даже для специалистов: здесь немало фактов, документов, дневниковых записей, собы- тий из жизни литературной среды, в частности, из эми- грантской судьбы нашего земляка Ивана Бунина, к которому у автора почти трепетное отношение. Книга «И будут сроки» обращена к русскому миру, к проблеме воспитания на- ционального достоинства, к сохранению наших лучших традиций, нашей идентич- ности. Мы еще раз убеж- даемся, что русский путь — путь крестный, но без страданий, как известно, радость просветления и спа- сения невозможна. 3 № 119/24497/21 ИЮНЯ 2013 Елена Бредис Уже в начале девяностых заговорили о том, что век публицистического жанра в СМИ подошел к концу, потому как мир, вступивший в информационную эру, нуждается в «голой» информации, а не в размышлениях на ту или иную тему. Мой коллега настаивал на том, что образцом для любой газеты должна стать немецкая «Bild»: немного политической информации, светская хроника, сплетни и скандалы, реклама. У него был «железный» аргумент: тиражи «Bild» в десятки раз превышали тиражи серьезных, респектабельных изданий. В поисках собеседника Однако прогнозыдвадца- тилетней давности в отноше- нии отечественной прессы не сбылись. Да, появилось множество газеток, пред- ставляющих собой умень- шенную копию «Bild». Они имеют свою аудиторию. Но огромноеколичествороссий- ских читателей продолжает интересоваться публици- стикой. Может, это все-таки особенность нашего мента- литета, нашей культуры, когда человек ищет вжурна- листе не просто репортера, а прежде всего собеседника, с которым соглашается, спо- рит. Или просто, прочитав статью, чувствует себя не таким одиноким. Это в полной мере от- носится и к читателям «Ли- пецкой газеты», которые не пропускают материалы рубрики «Тема». Они откли- каются на них в письмах, оставляют комментарии в Интернете, звонят авторам по телефону. Многие даже становятся заочно добрыми друзьями журналистов. С ними мы обсуждаем самые непростые ситуации нашей жизни. Вот Мария Яковлевна Мищенко . Она педагог с огромным стажем. При- нимала непосредственное участие в реализации так называемого «Липецкого опыта», идей педагогиче- ской школы Москаленко. Сегодня она не в силах по- нять, какдовели отечествен- ное образование до такого уровня, когда воспитатель- ный процесс превращается в «образовательные услуги», а в самой читающей стране в мире появилось столько по- луграмотных или вовсе без- грамотных людей. А еще ей больно, что сегодня ее опыт, ее отнюдь не устаревшие на- работки никому не нужны и неинтересны: «Ведь за все это время нас ни разу не пригласили в городской департамент образования, ни разу не попросили выска- заться по той или иной про- блеме. Как будто вся наша жизнь прошла даром…» По- хожие упреки я нахожу и в письмах врачей с тридцати-, сорокалетним стажем. Надо быть очень самоуве- ренным человеком, чтобы думать, что владение ком- пьютером и возможность «рыскать» в Интернете за- менят мудрость предыду- щих поколений. Не стоит утверждать, будто их опыт уже неактуален и неприме- ним, что их вера и подвиж- ническое служение своему призванию потеряли цену. Скорее наоборот: это как раз то, чего нам сегодня не хватает. ЛевФедорович Суханов , проработавший много лет в Липецком техническомуни- верситете, не может спокой- но наблюдать, как «пересма- триваются» итоги Великой Отечественной войны, как пытаются приуменьшить подвиг нашего народа, его историческое значение для всей планеты. Он пишет: «Нам так и хочется крик- нуть на весь мир: «Руки прочь от Сталинградско- го символа Победы!» Да и ударить по этим грязным рукам». Такова его реакция на мои заметки о том, что в Волгограде объявили кон- курс на «новый брэнд» для героического города вместо легендарного монумента скульптора Вучетича, по- скольку Родина-мать может вызывать уиностранцев «не- приятные ассоциации». Конечно, возмущение читателя можно объяснить просто: он в детстве пере- жил тяготы войны. Но разве отношение к родной исто- рии, к героизму илишениям твоего народа зависит лишь от того, когда ты появился на свет, коснулись ли лично тебя те страшные события? А ведь кому-то очень нужно периодически мазать все наше прошлое дегтем. Об этом же пишет и другой наш читатель — Владимир Алехин (впрочем, он и сам напрямую причастен кжур- налистике, удостоен жур- налистской премии имени Вермишева), по поводу еще одной моей статьи «Зерка- ло без героя»: «Хулители нашей истории не всегда задумываются, а быть мо- жет, не задумываются вообще, что обкрадывают чьи-то незащищенные судь- бы, чьи-то лучшие годы. Но не обкрадывают ли они и самих себя?» Нужно чаще спорить Случается, человек пона- чалу воспринимает тебя как оппонента, а со временем вдруг обнаруживается: вас многое объединяет. Пусть прийти к такому «консенсу- су», как говаривал Михаил Горбачев, удается далеко не всегда. Но журналисту и самое острое неприятие его точки зрения интересно и полезно. Не могу отказать себе в удовольствии и не процитировать еще одно письмо. Оно касается моей «колонки» «Почем кило- грамм Родины?» «Конечно, от начала до конца статья — полный бред, а точнее — гнусная, дешевая и абсолютно бес- таланная пропагандист- ская агитка, достойная как немецких фашистов, так и коммунистических чекистов. Осуждая «уклони- стов», авторша нисколько не гнушается ссылаться на солдат Красной Армии, ви- димо, абсолютно уверенная в том, что те умирали не ради того, чтобы их внуки и правнуки жили и радо- вались свободной жизни, а ради того, чтобы их внуки и правнуки были искале- чены или убиты в армии, которая вполне сравнима с застенками фашистских и коммунистических концла- герей. Авторша не скрыва- ет своего патологического мужененавистничества: вместо термина «мужчи- на» используется оскорби- тельный термин «мужик». Напомню, что мужиком является мужчина, обреме- ненный крепостнической обязанностью, попросту крепостной. Оговорочка по Фрейду, однако. Только крепостными мужиками и видит российских мужчин злобная баба. Господи, когда же всю бесталантщину из провинциальных проправи- тельственных газетенок отправят в Сибирь лес ва- лить (пусть там и рассуж- дают о «плохих мужиках», пользующихся косметикой «Жилетт»)??? Надеюсь, что скоро Россия будет сво- бодной! Дмитрий Исаков» Не смейтесь, но меня за- делолишьодно: что господин Исаков назначил меня му- жененавистницей. Поэтому объяснюсь сразу. Мужчин я всегда любила. И, простите уж, они меня тоже. А выра- жение «настоящий мужик» никогда не было обидным, оскорбительным. Правда, в пору моей юности настоя- щими мужиками были те, кто отправлялся в дальние экспедиции, ехал строить новые города, осваивал Арк- тику. Предложи-ка им на- мазаться кремом «Нивея» или «откосить» от армии — в морду дали бы! Не стоит обращать внимание и на то, что именуюсь я в письме не иначе как «авторшей» или «злобной бабой». Меня куда больше заин- тересовалопредложение г-на Исакова отправить «автор- шу» в Сибирь на лесоповал, чтобы Россия наконец стала свободной. Вот уж где «ого- ворочка поФрейду»! Потому как лично я ни на секунду не сомневаюсь: если к вла- сти придут ультраправые либералы, то несогласные с ними немедленно отправят- ся валить лес. Во имя пущей свободы. Опять-таки, ради нее же, любимой, в Сибири надо будет организовать концентрационные лагеря по типу фашистских. К слову, о лесоповале—о реальном, а не о скандально известной группе. В начале семидесятых родители при- везли меня летом к деду Эдгару на Рижское взморье. Как пенсионеру республи- канского значения ему пола- галась государственнаядача, то есть половина довольно ветхого домика в маленьком местечке Булдури, на самом берегу Балтийского моря. Высокие дедовы регалии были своего рода компенса- цией за то, что в 1938 году его, тридцатишестилетнего редактора газеты в Ростове- на-Дону, в недавнем про- шлом—комиссара, арестова- ли как врага народа. Кажет- ся, обвинили в организации заговора с целью свержения Советской власти. Сначала дали десять лет, потом до- бавили еще восемь. Реабилитировали в 1956 году. Большуючасть из этих восемнадцати лет он валил лес где-то в Красноярском крае, потом там же отбывал наказание в колонии-поселе- нии. Когда его отца, старого латышского большевика Эдуарда Матисовича Бреди- са, в 1937 году расстреляли, дед сказал бабушке только одно: «Откуда мы знаем? А вдруг что-то такое было…» Вера была неподдельная. Свои восемнадцать лет «се- верОв» он Советской власти простил безоговорочно. И никогда в ней не усомнился, не таил обиды. Полдомика на взморье, квартиру в цент- ре Риги и пенсию побольше, чем у остальных, воспри- нимал как высокую честь и награду за преданное слу- жение. Через моего отца ко мне от деда дошел афоризм: «Ошибаются люди, а не Со- ветская власть». Тут речь не о политическом строе, тут дело в принципах и убежде- ниях, которые тогда жили в умах и сердцах. * * * Итак, общение с чита- телями всегда интересно и увлекательно. Даже если взгляды диаметрально про- тивоположны. Полемиче- ские выпады наводят на новые мысли, подсказывают новые аргументы. Однако мне не хотелось бы вызы- вать у читателей негативные эмоции, подобные тем, что выплеснулДмитрийИсаков. Я лучше еще раз процити- рую Владимира Алехина, который отзывается о пу- блицистике в «Липецкой га- зете» так: «От этого добрый человек становится еще добрее, отзывчивый — еще отзывчивее, еще сердечнее, а равнодушный и холодный, полагаю, сразу уходитв свою раковину, точно улитка».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz