Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ТАК ПОБЕДИМ! № 118/24496/ 20 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 Наша справка За последние десять лет число церковных приходов в Липецкой области возросло в несколько раз. Сейчас в регионе действуют 10 монастырей, 276 храмов, более ста воскресных школ и восемь молодежных православных клубов. РОМАН РОМАШИН Под исполнение церков- ных гимнов стрела крана вознесла над новенькой часовней сияющий по- золотой купол. На счи- танные секунды кра- сивейшее творение рук человеческих зависло над сводчатой кровлей и затем филигранно легло в «яблочко». Светлый день Расторопные мастера-вы- сотники тут же закрепили кон- струкцию, а толпа принаряжен- ных зрителей расцвела счастли- выми улыбками. Благочинный церковного округа протоиерей Валентин Бильчук вручил ико- ну священномученика епископа Липецкого Уара причастным к созиданию благотворителям и обильно окропил святой водой специальнуюбронзовуютаблич- ку с их именами. Таковой стала кульминация праздника у деревянного хра- ма-часовни в данковском селе Барятино Спешнево-Иванов- ского сельсовета. Инициатором ее построения стала группа московских предпринимателей, которые в начале двухтысячных занялись на окрестных черно- земах сельхозпроизводством. Бизнесменам досталось скудное наследство: заросшие березка- ми поля, полуразвалившиеся фермы. Мастерская же и ма- шинный двор находились, что примечательно, на месте пору- шенного Софийского женского монастыря. —Узнав об этом, мы с колле- гамирешилисохранитьпамятьо славной обители,—вспоминает один из учредителей «РосАгро- Альянса» Николай Талыгин. — Сочли неправильнымупираться исключительно в производство. Наши труженики должныжить полнокровно, получать духов- ную пищу. Да и святому месту не пристало пустовать. Ведь не по-людски это. Но совершённым не ограничимся. Будем опекать святое место и дальше. Возвели же симпатичную часовню искусники липецкого ООО «Инженерный центр «Ви- олан-Электро». — Над необычным заказом работали с воодушевлением, — рассказывает гендиректор фир- мы Олег Акулов.— Уложили сосновые бревнышки часовни- храма менее чем за год. Остави- ли на намоленной барятинской земле о себе память. При случае обязательно сюда наведаемся. Последняя монахиня монастыря В гуще собравшегося по слу- чаю открытия народа утирала платочком слезу учительница- пенсионерка с40-летнимстажем ТамараМатвеевна Серпецкая. В молодости ей довелось общаться с Феоктистой Глаголевой — по- следней монахиней прежнего Софийского монастыря. — Не дожила Феоктиста Ивановна до светлого денечка. Порадовалась бы. Судьба ведь не баловала ее, — растроганно вспоминает Тамара Матвеев- на. — Век назад голодающую сироту приютили сердоболь- ные насельницы. Дали при- личное образование, научили даже музицировать на скрип- Барятинское возрождение На месте порушенного Софийского монастыря в селе возвели храм-часовню ке. Окончательный же выбор жизненного пути Глаголевой предопределил его величество случай. На прогуливавшуюся девочку налетел целый табун лошадей. На бешеном скаку кони пронеслись мимо насмерть перепуганнойФеоктисты. Но ни один волос не упал с ее головы. В чудесном спасении она узрела Божий промысел. И посвятила себя православному служению. Последующие гонения на право- славие монахиня встретила с мужеством. Через всю долгую жизнь пронесла веру, милосер- дие, скромность. Когда в воен- ное лихолетье по запыленному барятинскому большакушагали в тульскую сторону красноар- мейцы, жившая неподалеку женщина отдавала защитни- кам последнее. Поставила на ноги трех приемных детей. О собственном благе пеклась в по- следнюю очередь. Тихо отошла к Богу в преклонном 87-летнем возрасте. Праведница Феоктиста Гла- голева была одной из пятисот (!) жительниц Барятинского мона- стыря. Этот светильник веры за- горелся на окраине Данковского уезда на исходе позапрошлого столетия из-за личной трагедии. У владелицы села Баловнево, что верстах в двадцати от Баря- тино, Софьи Петровны Муром- цевой (в девичестве княжны Голицыной. — Прим. автора ) скоропостижно скончался су- пруг — Николай Леонидович Муромцев. Красавица-барыня крепко отчаялась. Постоянно носила траур, чуралась гостей, избегала общения. Коротала дни напролет за молитвами да чтением церковных книг. С годами боль от потери дорогого человека не притуплялась. Со- фья Петровна решилась круто переменить жизнь. Короткий век обители Окраинные барятинские земли относились к обширным владениям Муромцевых. Здесь вдова решила с нуля возвести обитель. В 1900 году приняла постриг в московском Чудовом монастыре. Спустя считанные месяцы в нарождающейся об- щине Софьи Муромцевой на- ходилось уже полсотни мона- шествующих, облаченных по воле строгой основательницы в однообразные черные платья. Вделовойхватке утонченной Софии Муромцевой не отка- жешь. Монастырь живописно располагался на окруженных кирпичной стеной десяти (!) гектарах. Насельницы труди- лись как пчелки на скотном дво- ре, пасеке и даже маслобойне. Всюду царила исключительная чистота. Дорожки для прогулок до самого леса были аккурат- но посыпаны доставленным с речки Вязовни песочком. Об- разцовость обители отмечали многие именитые гости. И в их числе побывавший в Барятино владыкаРязанскийиЗарайский Димитрий. А главной святыней считался двухэтажный Софий- ский собор с тремя престолами и пещернымхрамомАхтырской Божьей Матери. В революционном семнад- цатом события развернулись по типичному для российских монастырей сценарию. Первое время новая власть не трогала верующих. Однако в восемнад- цатом году комиссары сняли караулы с окрестных винных заводов. Припасенные тонны спирта полились широкой ре- кой, инастали смутные времена. В хмельном угаре банды кру- шили все подряд, а степенные крестьяне боялись выходить со двора даже средь бела дня. Тогда-то осмелевшие строители светлого будущего наведались в Барятинский монастырь. Ото- бранное имущество «хозяева» свезли в село и поделили. Среди доверху нагруженного подво- дами добра имелись поистине уникальные ценности. Икона Владимирской Божьей Матери в серебре, украшенном изумру- дами и бриллиантами. Древний образ Спасителя, надпрестоль- ные кресты, складни, поти- ры, ковшики из благородных металлов. Кстати пришелся и сельхозинвентарь… Подшитым белыми нитками предлогом открытия лечебницы для туберкулезников, на обу- стройство которой требовалась колоссальная сумма, сестрам оставили два тесных строения за оградой. Софья Муромцева отчаянножаловалась Рязанско- му епархиальному начальству. Настоятельница писала, что вынужденное проживание не соответствует самому духу мо- нашества и чревато закрытием обители. Но разве могло заступ- ничество опального губернского духовенства переломить ситу- ацию? В итоге монастырь преоб- разовали в коммуну. Среди барятинских мужиков зрело недовольство, которое перерос- ло в стихийное выступление. С криками: «Долой Советы! Давай царя!» повстанцы разо- гнали коммунаров по домам. Для усмирения православных из Козлова (ныне Мичуринска) прибыл отряд красноармейцев с пулеметами. Основных за- чинщиков расстреляли, других осудили и сослали. А храмы разобрали по кирпичикам. До наших дней выстоял дом насто- ятельницы с башенками да пара деревянных корпусов. После разрушения, припо- минаютстарожилы,потерявшая все Софья Петровна Муромцева инкогнито приезжала в Баря- тино, осматривала поруганные владения. Редкие селяне узнали в пожилой нищенке некогда богатейшую аристократку. Но в покое 77-летнюю настрадав- шуюся старушку все равно не оставили. Вместе с соратницами ее арестовали по «ходовому» обвинениюв антисоветчине, эта- пировали в Козловский дом за- ключенных, а затем отпустили. Скончалась набожная барыня с трагической судьбой, скорее всего, в Москве… В продолжение темы Обустраивается скромная часовня и в районном центре, в сердце несуществующего ныне Данковского Покровского монастыря, основанного опаль- ным боярином Ивана Грозного Романом Никитовичем Телеп- невым. В ХVI-ХХ веках благо- устроенная мужская обитель располагалась в живописном устье речки Вязовни, что ря- дышком с нынешним ком- плексом зданий Центральной районной больницы. Помимо хозяйственных построек за каменной оградой обители на- ходились Покровский собор с колокольней, Никольская церковь и часовня над могилой схимонаха Романа Телепнева. В советские годы святая земля была предана забвению и зарас- тала густым бурьяном. Несколько лет назад на- чалась работа по изучению древнего монастыря. Руковод- ствуясь уцелевшей черно-белой панорамной фотографией, ар- хеологи Воронежского госуни- верситета сумели обнаружить конкретное место захоронения чтимого данковчанами старца Романа. Раскопаны остатки круглой часовни, ступени, веду- щие в склеп, обломки мрамор- ной плиты и увесистый крест от вериг. Любопытно, что они упоминаются в старинном опи- сании часовни старца Романа. Вполне возможно, четыре с половиной столетия назад най- денный железный крест носил сам благочестивый основатель обители. ФОТО РОМАНА РОМАШИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz