Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Визитная карточка Екатерина Антонова закончила ЛГПУ по специальности «клиническая психология». Прошла повышение квалификации в Московском Институте психотерапии и клинической психологии. Сертифицированный специалист. Практикует пять лет, проводит в год более пятисот консультаций. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ В памперсах и старше Можно ли перехвалить ребенка? № 118/24496/ 20 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ЕЛЕНА БРЕДИС Все мы отлично знаем, что дети — «цветы жиз- ни». Помним и о том, что ни в коем случае нельзя «даватьимраспускаться». В теории все логично, по- нятно и просто. Зато на практике вопросов хоть отбавляй. Что делать, если ты холил и лелеял нежный колокольчик, а у него вдруг, откуда ни возь- мись, появились острые жаля- щие шипы, и он с каждым днем все больше становится похож на чертополох? Обламывать эти шипы?Оборачиватьмягкойтря- почкой? Просто не прикасать- ся? Говорят, что с маленькими детьми — маленькие беды, а с большими — гораздо больше. Но, может, если избежать «ма- леньких бед», а точнее, ошибок с малышами, то потом и больших проблем удастся избежать? Как выуже догадались, сегодня речь пойдет об этих самых «цветах». А разобраться в этой непростой теме нам, как всегда, поможет психолог-психоаналитик Ека- терина Антонова. —ЕкатеринаАндреевна, на- сколько я знаю, сегодня у очень многих родителей возникает проблема с какой-то невероят- ной гиперактивностью малы- шей. Что с этим делать: как-то бороться или нет? И если — да, то как? — То, что вы сейчас сказа- ли, — очень распространенная ошибка. Термином «гиперак- тивность» люди стали опреде- лять просто подвижных деток. А ведь гиперактивность — это диагноз, и поставить его может только врач. Я видела детей с таким диагнозом. Это уже па- тологическая неспособность со- средоточить внимание, какие-то непрекращающиеся движения тела, даже когда ребенок сидит. —Аесли трехлетниймалыш не хочет сидеть и слушать сказ- ку, — это считается отсутстви- ем способности сосредоточить внимание? — Да в таком возрасте от него можно требовать минут пять сосредоточения. Поймите, до трех лет развитие ребенка происходит именно в движении и за счет движения! Почитали ему три минуты книжку — дайте побегать. Посмотрел пять минут мультик — и хватит. Он ведь познает мир, ему все надо потрогать, всюду залезть. А как выхотите?Просто рассказывать ему об этом мире, пока он будет чинно сидеть рядом с вами? Угробите ребенка. Но если вы все-таки решили обратиться к невропатологу, то ищите только очень грамотного! Неверным диагнозом ребенку можно всю жизнь искалечить. — Но ведь поведение ребен- ка наверняка зависит и от его характера… — Точнее даже от того, экс- траверт он или интроверт. Ин- троверту надо все тщательно обдумать, все пропустить че- рез себя, именно поэтому их зачастую по ошибке считают тугодумами. К примеру, экс- траверт просто запоминает, что один плюс один будет два. А интроверту всякий раз надо это осмыслить и убедиться. Понят- но, что и вести себя такие дети будут по-разному. — Вряд ли в наших школах обращают внимание на столь тонкие отличия. — Увы, в школе зачастую «ломают через колено», ста- раясь всех уровнять, — так же учителям проще и легче. Ужасно, когда ребенку-интро- верту с первых дней начинают внушать, что он «тупой» и «тор- моз». Он начинает чувствовать себя изгоем, неполноценным, у него резко снижается самооцен- ка. Аведь гениальные музыкан- ты, художники, композиторы зачастую вырастают как раз из интровертов. Они все копят в себе, а потом выплескивают это в творчестве. С другой сто- роны, самые «неудобные» для школы ребята, непослушные и своевольные нередко очень многого добиваются в жизни. Именно потому, что они сумели «не отступить» от самих себя. По-моему, страшнее всегожить середнячком. — Но вернемся пока к ма- лышам. Что делать, если такой активныйребенок, как говорит- ся, весь дом вверх дном перево- рачивает? — Организуйте ему про- странство для игры! Если вы дали ему мячик, поставьте кор- зину и покажите, как в нее бро- сать. Тем самым вы сразу сме- стите фокус его внимания с окна или вашего «драгоценного» хрусталя. Нельзя относиться формально: «Я дала ему игруш- ки, пусть играет!»Проявите чу- точку внимания, выдумкии вам самой будет легче.Малышлезет в шкаф и вываливает оттуда все кастрюли, — достаньте ему самикастрюльку с половником, и он надолго займется этим. И уж точно, не прищемит себе пальцы дверцей шкафа. — Но ведь бывают случаи, когда выпроявляете максимум терпенияивнимания, а ребенок все равно неуправляемый. Вы догадались, к чему я клоню? Именно: можно ли ребенка шлепать? — До шести месяцев — ка- тегорически нет! Своим плачем ребенок просто дает вампонять, что ему что-то нужно, его что-то беспокоит. А вот ближе к году они уже начинают ориентиро- ваться—что можно, а что нель- зя. Иначинают «прощупывать» границытого, что импозволено. Самая большаяошибка считать, что дети ничего не понимают, ничего не соображают. Отлич- но все понимают! А уж к двум годам — и подавно. Заметьте, в этом возрасте они уже отлично знают, что можно позволить себе с мамой и чего нельзя — с папой. Они даже предпринима- ют попытки манипулировать родителями. — А как насчет шлепанья? — Конечно, лучше всего обходиться вообще без при- менения силы. Увы, это не всегда удается. Например, если полуторалетний ребенок уда- рил вас, реакция должна быть адекватной. Но запомните: если вы шлепнули ребенка, в этом не должно быть ни злости, ни желания причинить боль! Вы просто обозначили, что он нарушил границу, которую не имел права преступать. — Ох, слышали бы нас приверженцы ювенальных технологий! Вмиг бы детей отобрали. — Они на Западе со своими ювенальными технологиями имеют гораздо больше проблем, чеммы. Поймите, выне можете двухлетнему малышу сказать: «Ах, ты упал на пол и поднял крик? Значит, тыгулять не пой- дешь!» Он просто вас не поймет, да и свежий воздух ему нужен. К двум годам уже должны быть установлены четкие ограниче- ния — что можно, а что нельзя. Хотя бы ради безопасности самого ребенка. И еще, мама должна проговаривать свои ощущения: «Ты сейчас меня обидел, расстроил, ты сделал мне больно, я пока не хочу с тобой общаться». Тем самым вы гораздо быстрее наладите понимание. —Вот вы сказали: «Не хочу с тобой общаться». Значит ли это, что в качестве наказания ребенка можно оставлять од- ного? — Опять же, младенцев — категорически нет. Даже в полгода ребенок еще является с вами единымфизиологическим целым. А вот в полтора-два года вполне уже можно. Скажем, по- садите малыша в кроватку или манеж и оставайтесь в поле его зрения, но прекратите общаться и реагировать. В большинстве случаев все истерики и крики прекращаются, как только пре- кращается мамина эмоциональ- ная реакция. И вообще, спокой- наямама—спокойный ребенок. А что делать, если вы не можете увести малыша с улицы домой? Если он падает на землю, подни- мает крик и требует прогулки? Ну да, приходится спрятаться за ближайшим кустом и наблю- дать. Как правило, ребенок тут же встает на ноги и начинает ис- катьмаму. Итут уже не составит труда убедить его пойти домой. — С появлением памперсов у родителей отпало много про- блем, в том числе с бессонными ночами, но зато возникли новые трудности — как приучить ма- лыша к горшку. В современных подгузниках он не испытывает никакого дискомфорта и даже не пытается себя контролиро- вать. Как тут быть? —Вообще-то, набраться тер- пения. И главное — хвалить за малейшие достижения. Я очень хочу, чтобы наши читатели за- помнили: маленького ребенка нельзя перехвалить! Смог попи- сать на горшок — аплодируйте, восхищайтесь. Он обязательно захочет еще раз заслужить вашу похвалу. — Малыши не понимают, что такое альтруизм и жела- ние помочь ближнему. Как же сделать так, чтобы ребенок не вырос жадным и эгоистичным? — Я против того, чтобы в ребенке полностью уничтожать здоровое агрессивное начало. Когда в песочнице подходит чу- жоймалышиначинает отбирать у вашего игрушку, яне понимаю мам, которые кричат: «Отдай- отдай, пусть он поиграет!» С какой стативашребенокдолжен отдавать мячик, который ему самомунужен?Приучите—и он всю жизнь будет безропотно от- давать то, что принадлежит ему по праву. Подскажите малышу предложить другую игрушку взамен той, которая сейчас нуж- на ему. Тогда он и жадным не вырастет, и растяпой не будет. — Мы с вами уже касались темы манипуляции. Вот си- туация: папа за дело отругал ребенка, а малыш побежал жаловатьсямаме. Как тут быть? — Пожалеть необходимо, поскольку за жалостью он к вам и прибежал. Но жалеть надо примерно так: «Да, мне тебя жалко, тебя отругали, но ведь папа-то прав, ты на самом деле поступил неправильно». Самое главное — никогда в таком слу- чае не говорить: «Папа плохой!» или «Мама плохая!» Авторитет родителей должен быть незы- блем, и в вопросах воспитания они должны быть одним целым. А иначе ребенок быстро начнет действовать по принципу «раз- деляй и властвуй». — Надо ли малыша с само- го раннего возраста приучать к тому, что вот это нам «по карма- ну», а вот это — нет? — Ребенок только в одном не должен быть ограничен: в любви, в заботе и внимании. Все остальное должно подвергаться корректировке и ограничениям. Опятьже, если выне можете не- медленно купить ему игрушку, о которой он мечтает, то по- пробуйте накопить, и пусть это принесет Дед Мороз на Новый год. Ожидание подарка — тоже радость. И совсем недопустимо отказывать себе во всем, чтобы ребенок был «не хуже других». Вот в таких случаях и вырас- тают закоренелые эгоисты. Поверьте, если ребенок будет чувствовать, что он самый лю- бимый, он не станет завидовать другим ребятам. Для меня лю- бить ребенка — это уважать в нем личность, доверять ему, не мешать своей гиперопекой. Даже если речь идет о моей двухлетней дочери. И главное: любовь матери должна быть безусловной, без всяких требо- ваний взамен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz