Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ПОВЕСТКА ДНЯ № 118/24496/ 20 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 А у нас в машине газ... Экологически чистое топливо для автотранспорта: выгодно и удобно ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ Сегодня самыми заинтере- сованными в переводе ав- тотранспорта на газ пока остаются владельцы част- ных автомобилей. В Ли- пецкой области уже в 2001 году по дорогам бегало де- сять тысяч легковушек на газовомтопливе ибылахо- рошая динамика в перево- де автотранспорта на газ. Тогда в год переоборудова- лось до 700 автомобилей. Гладко на бумаге В 2005 году об актуальной проблеме вновь заговорили. Глава Липецка Михаил Гулев- ский издал распоряжение о переводе транспортных пред- приятий города на газомоторное топливо, причем предпола- галось реализовать намечен- ное быстро, в сжатые сроки. Делалось это в соответствии с программой, разработанной и утвержденной в горсовете: «Ох- рана окружающей природной среды г. Липецка на среднесроч- ную перспективу 2004—2007 годы». Примечательно, что контроль за исполнением этого распоряжения был возложен на первого заместителя мэра Владимира Федорова. С тех пор нет в Липецке ни Федорова, ни массового город- ского транспорта на газовом топливе, да и состав городских депутатов сильно поменялся. В очередной раз наболевшая тема всплыла в 2012 году. К этому времени процесс газифи- кации автомобилей развивался ни шатко ни валко. По дорогам области бегало всего 15 тысяч автомобилей на газовом топли- ве, то есть, по сравнению с 2001 годом, спустя 12 лет, прибавка не ахти какая. 16 августа про- шлого года городские депутаты пришли к выводу, что пере- водить автобусы Липецка на газовое топливо нерентабельно. Согласно информации депар- тамента транспорта, дорог и благоустройства экономическая выгода от перехода на газ суще- ствует, так как такое топливо в два раза дешевле обычного бензина. Но этот выигрыш во многом обесценивается затра- тами на переделку автобусов, закупку нового оборудования и более высоким расходом то- плива. Кроме того, в Липецке сегодня работает только одна подходящая длямуниципально- го транспорта газовая заправка, что увеличивает «холостой» пробег. Оптимальным вариан- том могла бы стать закупка но- вых автобусов, на которых стоит заводской газовый двигатель. Беда в том, что их стоимость примерно на 20 процентов выше своих бензиновых собратьев. ОпытМосквы говорит о том, что окупаться такая машина будет до 25 лет. Однако депутаты от- метили, что дальнейший пере- вод городского транспорта на газ может быть оправдан не столько экономическими, сколько эко- логическимипричинами. Сегод- ня вЛипецке на альтернативном топливе работают 103 единицы техники. В ближайшее время к ним прибавится еще 16. При- чем в основном это транспорт СпецПАТа, Липецкгорсвета и ремонтно-строительного дорож- ного предприятия. К этому стоит добавить, что на сегодняшний день в крупных и средних предприятиях обла- сти все же работают 287 грузо- виков на газовом топливе и 31 автобус. Есть грузовики и авто- бусы на газе и индивидуальных предпринимателей, коих у нас три тысячи, но таковой стати- стики просто не существует. ИП не обязанывести эту отчетность. Президентская инициатива Месяц назад тема перевода автотранспорта на газ снова встала на повестке дня, но уже не в Липецкой области, а сразу на федеральном уровне. 13 мая председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о переводе 50 процентов общественного транс- порта на газ. Кроме того, он дал поручения по разработке мер господдержки производства и оборота транспортных средств и сельхозтехники на природ- ном газе, а также по созданию заправочной и сервисной ин- фраструктуры, системы учета и техрегулирования. До 2014 года министерства должны предста- вить в правительство комплекс мер, направленных на то, чтобы к 2020 году использование газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и транспорте дорожно-комму- нальных служб в городах с на- селением более 1 млн. человек составило до 50 процентов, более 300 тыс. человек — до 30 процентов и в «стотысячниках» — до 10 процентов. А заправка транспортных средств газовым моторным топливом вошла в перечень обязательных услуг, оказываемых на АЗС в России. Напомним, чтоВладимирПутин поручил правительству уско- рить разработку комплекса мер по стимулированию использо- вания газа в качестве моторного топлива в ходе совещания 14 мая в Сочи. В правительстве на эти ини- циативыотреагировали практи- чески сразу. Например, уже 15 мая Министерство энергетики РФ предложило освободить от транспортного налога автомоби- ли, работающие на газовом то- пливе, что стало бы существен- ным экономическим стимулом для перевода автопарка на газ. Кроме того, вМинэнерго предло- жили установить целевые пока- затели комплексного развития рынка газомоторного топлива к 2020 и 2030 годам. Согласно планам число автомобилей на газе должно увеличиться к 2030 году в 25 раз до 2,5 млн. машин, а количество газозаправочных станций к этому времени долж- но вырасти в 17 раз, до 3500. Это создаст в стране дополнительно 60 тысяч рабочих мест и при- несет бюджету дополнительные доходы в 3,5 млрд. долларов. Дали по тормозам Но едва успели СМИ озву- чить планы правительства, как в российских регионах, в том числе и в Липецке, раздался тихий ропот транспортников. 17 мая в департаменте транс- порта, дорог и благоустройства горадминистрации заявили ИА REGNUM, что переоборудова- ние автомобилей с бензиновыми двигателями на газообразное моторное топливо в муници- пальных предприятиях сдер- живается. Причин для этого не- сколько. Весь автобусный парк МУП «Липецкпассажиртранс» представлен автобусами ЛиАЗ 5256 с дизельным двигателем, перевести на газовое топливо их невозможно. Необходимысуще- ственные доработки двигателя, топливной аппаратуры, дора- ботка кузова автобуса. К тому же придется реконструировать производственно-техническую базу (систему вентиляции, уста- навливать датчики, системы сигнализации). Автобусы на газообразноммоторном топливе требуют особого вида обслу- живания. При переводе на газ возникают дополнительные за- траты на обучение персонала, ремонт и обслуживание газо- баллонного оборудования, при- обретение специального техно- логического оборудования для организации постов для слива газа, регулировки аппаратуры. Цена автобуса отечественно- го производства, работающего на сжатом газе, ориентировочно на 20 процентов выше, чем цена автобуса с дизельным двигате- лем (например, автобус ЛиАЗ 5256-57 с газовым двигателем стоит 5,3 млн. руб., а аналогич- ный автобус ЛиАЗ 5256-53 с дизельным двигателем 4,2 млн. руб.). Для эксплуатации парка газовых автобусов необходима развитая сеть газозаправочных станций. В настоящее время в Липецке существует только одна подобная заправка в посел- ке СырскийРудник. «Мысчита- ем, что замена муниципального парка автобусов на газовые автобусыдолжна осуществлять- ся поэтапно, в соответствии с выделяемыми финансовыми средствами для выполнения ре- конструкции муниципального транспортного предприятия и обновленияподвижного состава. Наиболее приспособленыкпере- воду на газ автомобили с бензи- новымидвигателями»,—заяви- ли в департаменте. Им вторят многие эксперты и чиновники вомногих российскихрегионах, которые в большинстве под- держивают решение о переводе транспорта на газ, однако вы- сказывают серьезные опасения о неготовности инфраструктуры к таким преобразованиям. О нехватке заправок заявляют практически в каждом субъекте РФ. Единственное исключение — Якутия, где на газе работает 80 процентов автотранспорта. Газовое топливо — перспективно И все же, несмотря на непо- воротливость липецких транс- портников, с экономической точки зрения работа автомо- бильных двигателей на газомо- торном топливе является делом крайне выгодным. Газовики нашей области уже имеют 14- летний и очень успешный опыт работы по переоборудованию автомобилей с бензина на газ на предприятии САТП — СТО. Его руководитель Игорь Енин рассказал корреспонденту «Ли- пецкой газеты», что метан, ко- торымможно заправлять пасса- жирский и грузовой транспорт, дешевле бензина в три раза. Есть и другие преимущества. Напри- мер, отсутствие жидкой фазы у газового топлива способствует сохранению масляной пленки на стенках цилиндров, а это приводит к уменьшению износа деталей цилиндропоршневой группы, снижению расхода масла на 15-20 процентов и, как следствие, к увеличению срока службы двигателя в 1,5 раза. За последние пять лет в этой сфере произошел существенный прогресс. Появилось новое и эф- фективное газобаллонное обору- дование четвертого поколения, которое позволяет использовать его практически на всех типах и моделяхтранспортныхсредстви сельхозтехники. Подобные меры позволят сэ- кономить в год сотнимиллионов рублей бюджетных денег за счет дешевизны газа и удлинения срока эксплуатации автобусов. Судите сами, по предваритель- ным расчетам, перевод одного автобуса марки ПАЗ-3205 при среднесуточном пробеге 300 км дает экономический эффект более 200 тысяч рублей в год и имеет срок окупаемости около 5 месяцев. Если говорить о пре- имуществах газа как топлива, то на первом месте, конечно, экологическая составляющая: в 3-4 раза сокращаются выбросы в атмосферу окислов углерода, на 15-20 процентов снижаются выбросы окислов азота, полно- стью отсутствуют окислы свин- ца. Это обстоятельство особенно актуально для Липецка, где проблемы загрязнения окру- жающей среды стоят особенно остро.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz