Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 13/24391/ 23 ЯНВАРЯ 2013 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение. Начало на 5–6-й стр. Окончание на 8-й стр. — сброс сточных вод предприятиями промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства ненормативного качества и без разрешительной документации; — зарастание, заиливание водных объектов, расположенных на территории области; — негативное воздействие на окружающую среду твердых бытовых отходов; — незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых; — обеспечение безопасного технического состояния гидротехнических сооружений. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы определяется основными на- правлениями социально-экономического развития Липецкой области, индикаторами и показателями по улучшению состояния окружающей среды и рациональному использо- ванию природных ресурсов, предусмотренными государственной программой. Сфера реализации подпрограммы «Улучшение состояния окружающей среды, охра- на водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области» охватывает направления деятельности, которые призваны создать условия для улучшения состоя- ния окружающей среды, рационального использования общераспространенных полез- ных ископаемых, безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и индикаторы достижения целей, показатели решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 1, сроков и этапов реализации подпрограммы 1 Основными приоритетами государственной политики в сфере действия подпро- граммы являются: — создание условий для уменьшения негативного воздействия на окружающую сре- ду антропогенных факторов, улучшения экологической ситуации в регионе; — охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; — снижение негативного воздействия вод на объекты, обеспечение безопасной экс- плуатации гидротехнических сооружений. Целью подпрограммы является обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов. Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач: 1. Создание условий для улучшения состояния окружающей среды и использования общераспространенных полезных ископаемых. 2. Снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду. 3. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности и располо- женных на территории области. Индикаторы, характеризующие достижение цели подпрограммы: снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за счет природоохранных мероприятий, тыс. тонн; снижение объема сбросов загрязненных сточных вод за счет водоохранных меро- приятий, млн. куб. м; объем добычи общераспространенных полезных ископаемых по разрешительной документации, тыс. куб. м. Показателем решения задачи 1 «Создание условий для улучшения состояния окру- жающей среды и использования общераспространенных полезных ископаемых» яв- ляется доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды,%. Показателями решения задачи 2 «Снижение негативного воздействия твердых быто- вых отходов на окружающую среду» являются: — доля размещенных отходов на полигонах ТБО от количества образованных отхо- дов,%; — доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области,%. Показателем решения задачи 3 «Охрана водных объектов, находящихся в федераль- ной собственности и расположенных на территории области» является доля протяжен- ности расчищенных участков водных объектов к протяженности участков водных объек- тов, нуждающихся в расчистке,%. К ожидаемым конечным результатам выполнения подрограммы относятся: — снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за счет природоохранных мероприятий — не ниже 2 тыс. тонн ежегодно; — снижение объема сбросов загрязненных сточных вод за счет водоохранных меро- приятий — не ниже 2 млн. куб. м ежегодно; — увеличение объема добычи общераспространенных полезных ископаемых по раз- решительной документации к концу реализации подпрограммы до 9500 тыс. куб. м. Сроки реализации подпрограммы охватывают период 2013—2020 годов без выделе- ния этапов. в) характеристика ведомственной целевой программы и основных мероприятий подпрограммы 1 Ведомственная целевая программа «Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области в 2012—2014 годах». Целью программы является создание условий для улучшения состояния окружаю- щей среды и повышения эффективности использования общераспространенных полез- ных ископаемых. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: создание условий для улучшения качества природной среды и обеспечение рацио- нального использования общераспространенных полезных ископаемых; обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности. Сроки реализации программы: 2012—2014 годы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: — доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды составит 88%; —количество мероприятий по контролю в сфере охраны окружающей среды—4500 шт.; — количество проведенных испытаний и измерений в соответствии с областью ак- кредитации экологической лаборатории — 51050 шт.; — количество гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственно- сти, в отношении которых обеспечивается безопасная эксплуатация, — 164 шт. Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюд- жета в 2013—2014 составляет 151312,8 тыс. рублей. Основное мероприятие 1. Улучшение качества природной среды и совершенствова- ние недропользования Липецкой области. Основное мероприятие 1 направлено на создание условий для улучшения со- стояния окружающей среды и повышения эффективности использования обще- распространенных полезных ископаемых. Сроки реализации программы: 2015—2020 годы. Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятия: доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окру- жающей среды составит 90%. Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюд- жета составляет 432867,0 тыс. рублей. Основное мероприятие 2. Осуществление мероприятий по обеспечению раз- мещения бытовых и промышленных отходов на территории области. Реализация основного мероприятия направлена на снижение негативного воздей- ствия твердых бытовых отходов на окружающую среду области. Сроки реализации основного мероприятия 2: 2013—2020 годы. Ожидаемым конечным результатом выполнения основного мероприятия 2 является увеличение доли захороненных отходов на полигонах ТБО от количества образованных отходов до 78%. Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюд- жета составляет 200 млн. рублей. Основное мероприятие 3. Создание системы обращения с отходами на терри- тории Липецкой области. Реализация основного мероприятия направлена на снижение негативного воздей- ствия твердых бытовых отходов на окружающую среду области и решение задачи 2 Про- граммы. Сроки реализации основного мероприятия 3: 2014—2020 годы. Ожидаемым конечным результатом выполнения основного мероприятия 3 является увеличение доли населения области, охваченного системой обращения с отходами до 74%. Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюд- жета составляет 193025,0 тыс. рублей. Основное мероприятие 4. Осуществление мер по охране водных объектов, на- ходящихся в федеральной собственности. Реализация основного мероприятия 4 направлена на охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории об- ласти. Мероприятие проводится за счет субвенций из федерального бюджета, предостав- ляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Предусматривается проведение работ по двум направлениям: — расчистка водных объектов или их частей; — установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Сроки реализации основного мероприятия 4: 2013—2020 годы. Ожидаемым конечным результатом выполнения основного мероприятия 4 является увеличение доли протяженности расчищенных участков водных объектов к протяженно- сти участков водных объектов, нуждающихся в расчистке к 2020 году, до 22,6% (с нарас- тающим итогом). Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств федерального бюджета составляет 109272,8 тыс. рублей. г) прогноз сводных показателей государственных заданий по годам реализации подпрограммы 1 Государственные услуги оказывает подведомственное учреждение управления эко- логии и природных ресурсов Липецкой области областное казенное учреждение «Гидро- технические комплексы»: — обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений области; — проведение испытаний и измерений в соответствии с областью аккредитации эко- логической лаборатории. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий предусмотрено в рамках ведомственной целевой программы «Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области в 2012—2014 годах» и основ- ного мероприятия 1 «Улучшение качества природной среды и совершенствование не- дропользования Липецкой области». Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание услуг ОКУ «Ги- дротехнические комплексы» представлен в приложении 6. д) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1 Прогнозный общий объем финансовых ресурсов, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей задач подпрограммы, составляет 977204,8 тыс. рублей, в том числе 2013 год — 103155,0 тыс. рублей, 2014 год — 125732,8 тыс. рублей, 2015 год — 124359,1 тыс. рублей, 2016 год — 124532,1 тыс. рублей, 2017 год — 124713,5 тыс. рублей, 2018 год — 124904,1 тыс. рублей, 2019 год — 124904,1 тыс. рублей, 2020 год — 124904,1 тыс. рублей. Участие средств федерального бюджета — 109272,8 тыс. рублей. Прогнозные финансовые ресурсы распределены следующим образом: средства областного бюджета, направленные на достижение конечных результатов ведомственной целевой программы по улучшению качества природной среды и совер- шенствованию недропользования Липецкой области, — 151312,8 тыс. рублей; средства областного бюджета, направленные на реализацию основного мероприя- тия 1 по улучшению качества природной среды и совершенствование недропользования области, — 432867,0 тыс. рублей; субсидии на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных от- ходов в муниципальных районах и городских округах в части строительства полигонов для хранения твердых бытовых отходов направляются на реализацию основного меро- приятия 2 — 200000 тыс. рублей; средства областного бюджета, направленные на реализацию основного мероприя- тия 3 по созданию системы обращения с отходами на территории области, — 193025,0 тыс. рублей; субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Рос- сийской Федерации для осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, направляются на реализацию основного ме- роприятия 4 — 109272,8 тыс. рублей. е) анализ рисков реализации подпрограммы 1 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1 При реализации подпрограммы необходимо учитывать возможные риски: — сокращение финансирования и невыполнение юридическими лицами природоох- ранных мероприятий; — несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств (областной и феде- ральный бюджеты) на ресурсное обеспечение настоящей подпрограммы; — возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей и задач подпрограммы относятся: 1. Планирование реализации подпрограммы. Своевременное внесение изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ас- сигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год. 2. Применение правовых методов влияния (проведение проверок хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей среды, контроль за выполнением природоох- ранных мероприятий предприятий), способствующих достижению целей подпрограммы. 3. Контроль за выполнением индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации подпрограммы. ж) оценка вклада подпрограммы 1 в достижение целей Программы Подпрограмма «Улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области» вносит вклад в достижение цели Программы и направлена на обеспечение снижения негативного воздействия на окру- жающую среду и рационального использования природных ресурсов. Выполнение мероприятий по государственному экологическому надзору, выдаче разрешительной документации, предоставление государственных услуг населению об- ласти создаст условия для улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечит сохранение природных и антропогенных объектов. Строительство полигонов ТБО будет способствовать снижению негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду. Проведение водоохран- ных мероприятий сохранит и улучшит экологическое состояние водных объектов обла- сти. Таким образом, реализация подпрограммы способствует улучшению состояния окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов на территории области. 3. ПАСПОРТ подпрограммы 2 государственной программы Липецкой области Наименование подпрограммы Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области Соисполнители Программно-целевые инструменты подпрограммы Ведомственная целевая программа «Обеспечение устойчивого существования и использования объектов животного мира и водных биоресурсов (2012—2014 годов)» Цель подпрограммы Обеспечение устойчивого существования, использования и регулирования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сохранение среды их обитания. Задачи подпрограммы 1. Создание условий для охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания. 2. Регулирование использования охотничьих животных на территории Липецкой области в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством. 3. Обеспечение проведения охраны животного мира и водных биоресурсов, повышение эффективности охранных мероприятий. 4. Повышение эффективности воспроизводства охотничьих животных. 5. Регулирование любительского и спортивного рыболовства, улучшение рекреационной привлекательности лицензионных водоемов и повышение их биологической продуктивности. Целевые индикаторы подпрограммы Доля используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охотничьих ресурсов, встречающихся на территории области, — 83%. Показатели задач подпрограммы Показатель задачи 1: — количество проведенных плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — 22 шт. Показатель задачи 2: — количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов — 13900 шт. Показатель задачи 3: — количество лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охоты, рыболовства, а также нарушения режима государственных природных заказников областного значения — 1345 человек. Показатель задачи 4: — объем заготовленных концентрированных кормов, а также естественных кормов для подкормки диких животных в зимний период в государственных заказниках областного значения — 561 тонна. Показатель задачи 5: — количество реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах — 12000 шт. Этапы и сроки реализации подпрограммы Подпрограмма реализуется в I этап (2013—2020 годы) Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 363405,2 тыс. рублей, в том числе 2013 год — 50908,5 тыс. рублей, 2014 год — 45615,2 тыс. рублей, 2015 год — 44441,1 тыс. рублей, 2016 год — 44459,9 тыс. рублей, 2017 год — 44479,6 тыс. рублей, 2018 год — 44500,3 тыс. рублей, 2019 год — 44500,3 тыс. рублей, 2020 год — 44500,3 тыс. рублей. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Вовлечение в хозяйственный оборот новых для Липецкой области видов охотничьих ресурсов, в том числе увеличение доли используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охотничьих ресурсов, встречающихся на территории области, до 83% процентов в результате введения новых видов охотничьих животных; снижение антропогенной нагрузки на охотничьи угодья в результате уменьшения количества выдаваемых разрешений до 13900 шт.; увеличение объема заготовленных концентрированных кормов до 561 тонны; увеличение количества реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах до 12000 шт. 4. Текстовая часть подпрограммы 2 а) характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в сфере охраны окружающей среды и природопользования и прогноз ее развития Животный мир — это наиболее уязвимый компонент природной среды, состояние которого определяется состоянием окружающей среды. Вследствие этого рациональ- ное использование животного мира выступает инициатором разумного пользования всей окружающей средой. С древнейших времен человечество научилось пользоваться животным миром, потребляя объекты животного мира с помощью охоты и рыболовства. Не утратили своего значения охота и рыболовство и в настоящее время. В Липецкой об- ласти зарегистрировано около 20000 охотников-любителей, а граждан, занимающихся спортивным ловом рыбы, в несколько раз больше. В современных условиях ведение охотничьего хозяйства невозможно без целенаправленной помощи популяциям охотни- чьих животных со стороны человека. Только интенсивные биотехнические мероприятия совместно с эффективной охраной позволяют осуществлять производство охоты при увеличивающемся антропогенном прессе. В условиях стабильно высокой антропоген- ной нагрузки на популяции диких животных и водные биоресурсы, а также учитывая зна- чительную трансформированность их местообитаний, требуется введение в действие системы компенсирования данного отрицательного воздействия, без чего на современ- ном этапе животный мир обречен на постепенную деградацию. В Липецкой области общая площадь охотничьих угодий составляет 2 269,6 тыс. га, из них 930,7 тыс. га общедоступных охотничьих угодий; 1 231,8 тыс. га предоставленных в пользование территорий; 151 тыс. га в 17 государственных заказниках областного значения. Водные акватории области включают 1995 водохранилищ и прудов общей площадью 17,7 тыс. га, 399 рек и речек общей протяженностью 5300 км. Только незна- чительная часть территории обладает высоким классом бонитета, остальная представ- лена землями сельскохозяйственного назначения, где показатели гнездозащитности и кормопригодности для объектов животного мира крайне низки. Воспроизводство диких животных на этих территориях близко к нулю. С учетом изымания части приплода в про- цессе производства охоты, а также гибели животных при производстве технологических процессов поддержание численности видов, которые являются объектами систематиче- ского использования в Липецкой области, — сложный и систематический процесс. Наиболее подвержены антропогенному воздействию в Липецкой области такие виды, как лось, олень, кабан, косуля, заяц-русак, куница, бобр, пернатая дичь. Динамика численности данных видов характеризуется следующими тенденциями. Состояние популяции лося по области можно оценить как вполне стабильное, о чем свидетельствует состояние численности вида, которая является популяционным показа- телем (2007 г. — 347; 2008 г. — 330; 2009 г. — 351, 2010 г. — 379, 2011 г. — 461). Средняя плотность вида по области в свойственных ему лесных угодьях составляет 2,02 особи/ тыс. га. В государственных заказниках областного значения (70 тыс. га) плотность вида в среднем выше, а в таких заказниках, как «Колодецкий» и «Яманский», превышает опти- мальную. Олень благородный. Вид, динамика численности которого характеризуется резкими изменениями (2005 г. — 340, 2006 г. — 265, 2007 г. — 520, 2008 г. — 730, 2009 г. — 536, 2010 г. — 459, 2011 г. — 544). Государственный учет показал среднюю по лесопокрытым территориям, включая колковые леса, плотность в 2,19 особи на тыс. га. Популяции оле- ня малочисленны и изолированы друг от друга в пространстве. Требуется систематиче- ская и долговременная работа по восстановлению численности. Состояние популяции косули характеризуется относительной стабильностью, о чем свидетельствует динамика численности за ряд лет: 2005 г. — 2190 особей, 2006 г. — 2000 особей, 2007 г. — 2150 особей, 2008 г. — 2240 особей, 2009 г. — 2086 особей, 2010 г. — 2437 особей, 2011 г. — 2678 особей. По данным учета 2010 года, усредненная плотность косули на лесопокрытых участ- ках области составила 10,10 особи/тыс. га, что является нижним пределом оптимальной плотности вида в условиях Центрального Черноземья. В государственных заказниках средняя плотность выше, достигает величины 20 особей/тыс. га. Рост численности вида обусловлен значительным объемом биотехнических меро- приятий и усиленной охраной вида. На протяжении последних лет наблюдается стабильный рост численности кабана: 2007 г. — 1446 особей, 2008 г. — 1930 особей, 2009 г. — 1956 особей, 2010 г. — 2447 осо- бей, 2011 г. — 2616 особей. Усредненный показатель плотности в пределах лесопокрытых участков в охотугодьях области, по данным учета, составляет 11,87 особи/тыс. га, что, безусловно, превышает хозяйственно-целесообразную плотность 4—8 особей/тыс. га. В заказниках же плот- ность достигла значения 28,41 особи/тыс. га. Лисица красная. Вид, численность которого (впервые с 2004 года) удалось в 2010 году снизить на 18% по сравнению с 2009 годом благодаря работе по регулированию численности лисицы красной во внесезонный период. В 2004—2008 гг. прирост вида составлял 140—600 особей, ЗМУ-2009 показал увеличение численности с 6050 особей в 2008 году до 7600 особей, то есть прирост составил 25,6%. За последние 5 лет динамика численности вида следующая: 2005 г. — 4760 особей, 2006 г. — 4900 особей, 2007 г. — 5500 особей, 2008 г. — 6050 особей, 2009 г. — 7600 осо- бей, 2010 г. — 6410 особей, 2011 г. — 6164 особи. Требуется снижение численности до достижения оптимального показателя 1 особь на 1000 га. Заяц-русак. Численность вида относительно стабильна, будучи из года в год в рам- ках 6,5 тыс. — 8,5 тыс. особей, то есть плотность вида в охотугодьях стабильно ниже нормы для 4-го класса бонитета (15 особей/тыс. га). ЗМУ-2010 показал незначительное, в пределах допустимой ошибки, уменьшение численности с 7840 особей в 2009 году до 7070, то есть на 10,9%. Численность вида в 2007 году составляла 8200 особей, в 2008 г. — 6900 особей. По сравнению с нормативными показателями численность вида ниже оптимальной в несколько раз. Требуется государственная поддержка, направ- ленная на восстановление численности вида путем выпуска в охотничьи угодья новых особей. Куропатка серая. В 2011 году зафиксировано уменьшение численности по сравне- нию с прошлым годом: с 66,48 тыс. особей в 2010 году до 48 тыс. особей в 2011 году. Численность вида в 2007 году составляла 8700 особей, в 2008 году — 16400 особей, в 2009 году — 60530 особей. Основная проблема в поддержании положительных тенденций возрастания числен- ности у таких видов, как кабан, лось, косуля, и компенсации негативного воздействия на виды, по которым наблюдается спад численности: заяц-русак, олень, куропатка. Сложность решения данной проблемы определяется несколькими объективными факторами. К ведущим факторам следует отнести: — ускоренный рост отрицательного антропогенного воздействия (прямого и опос- редованного) как на объекты животного мира, так и на среду их обитания. В результате трансформации условий обитания диких животных уменьшаются их ареалы, снижается численность популяций и в целом без целенаправленной восстановительной деятельно- сти человека фауна обречена на разрушение биологического разнообразия; — отсутствие взаимоувязанной федеральной нормативной правовой базы, направ- ленной на рациональное использование охотничьих ресурсов, в том числе внутренние противоречия Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о со- хранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подзаконным нормативным актам, в результате чего по- является необходимость в формировании регионального законодательства в рассма- триваемой области; — сокращение мест обитания объектов животного мира. В целях укрепления эф- фекта самовоспроизводства объектов животного мира необходимо продолжить работы по расширению сети особо охраняемых природных территорий, являющихся центрами расселения диких животных на смежные с ними территории. Параллельно требуется создание угодий, закрытых для охоты, являющихся стациями переживания охотничьих видов животных. Липецкая область — один из малообеспеченных водными ресурсами регионов России. Большая часть водоемов области относится к бассейну р. Дон. Крупных озер в области нет, малые по площади озера-старицы расположены в поймах рек бассейна р. Дон и р. Воронеж. Наиболее крупной рекой Липецкой области является р. Дон. Значи- тельную протяженность в пределах области имеют реки Воронеж, Сосна. На территории области для промышленных целей и нужд сельского хозяйства создано Матырское во- дохранилище. Основное назначение водохранилища — рекреационное. На водоемах Липецкой области промышленное рыболовство отсутствует по причине их низкой промысловой рыбопродуктивности. Работы по оценке запасов рыбы и опреде- лению объемов общих допустимых уловов проводятся ФГУП «Всероссийский научно-ис- следовательский институт пресноводного рыбного хозяйства» с 2010 года. По данным ФГУП «ВНИИПРХ», ихтиофауна водохранилища представлена 39 видами рыб и 1 видом рыбообразных. В настоящее время в уловах рыболовов-любителей до- минируют серебряный карась, окунь, плотва, лещ и густера. Значительно реже встре- чаемость щуки, судака, язя. В последние годы значительно увеличивается численность серебряного карася. Из непромысловых объектов в уловах мальковой волокуши доста- точно высока встречаемость уклеи, горчака, бычка-цуцика. Вселение растительноядных рыб и карпа проводилось нерегулярно и незначительным количеством рыбопосадочного материала. Вылов рыбы в 1989 году на Матырском водохранилище составлял 97,1 т; в 1990 году — 85,8 т; в 1991 году — 47,8 т; в 1992 году — 12 т; в 1993 году — 6,1 т, в 1994 году — 3,3 т. С 1995 года Координационным советом Липецкой области был запрещен промыш- ленный лов рыбы в водохранилище сроком на 5 лет и не возобновлялся. Причиной падения уловов является увеличение зарастаемости водоема высшей во- дной растительностью. В июле 2010 года была проведена гидроакустическая съемка Матырского водохра- нилища. Суммарная биомасса ихтиофауны в Матырском водохранилище составила 19 кг/га. В Матырском водохранилище из-за бурного развития макрофитов плохая пищевая обеспеченность молоди на ранних этапах онтогенеза приводит к высокой смертности, которая усугубляется массовым воспроизводством окуня, составляющего 28,3% запаса. Если не предпринимать никаких мер, Матырское водохранилище превратится в окуневый водоем. Подобные примеры известны. Поэтому необходимо ежегодно произ- водить вселение белого амура из расчета 300 штук стандартных сеголетков на гектар. Такая мера позволит повысить рыбопродуктивность аборигенных видов рыб до 50 кг/га, а с учетом белого амура — существенно выше. Прирост популяции леща за год составил 5,3 т, судака — 2,6 т, окуня — 1,7 т, сере- бряного карася — 4,5 т. Ввиду того что запасы рыбы в Матырском водохранилище существенно ниже опти- мума, объемы допустимых уловов (ОДУ) и возможный вылов можно определять только по величине годового прироста ихтиомассы и рекомендовать для спортивного и люби- тельского рыболовства. Река Дон относится к водоему высшей рыбохозяйственной категории. Протяжен- ность реки в пределах области составляет 289 км, протекает по территории Данковско- го, Лебедянского, Задонского и Хлевенского районов. Наиболее крупными притоками в пределах области являются: левобережные — Сквирня; правобережные — Красивая Меча, Сосна, Снова. Кормовая база рыб в реке в пределах области как в видовом, так и количественном отношении практически не изучена. Состав ихтиофауны достаточно разнообразен и представлен преимущественно фи- тофильными видами (линь, серебряный карась, красноперка, плотва, лещ, щука и др.). Встречаются реофильные виды (подуст, елец, голавль, жерех и др.). Наиболее много- численно семейство карповых. Биология рыб реки Дон в пределах области изучена не- достаточно, ресурсных исследований также не проводилось. Поэтому для проведения ежегодного ихтиологического мониторинга необходимо определить объем квоты в кон- трольных целях. Основное назначение водоема — хозяйственно-бытовое водоснабжение населенных пунктов, используется в промышленных и сельскохозяйственных целях. Берега реки являются местом отдыха и туризма местного населения. Дон протекает по густонасе- ленной местности, на всем протяжении реки по ее берегам расположены ряд крупных (городов) и множество мелких (деревни, станицы) населенных пунктов, в том числе Данков, Лебедянь, Донское, Задонск. В пределах области на реке интенсивно ведется спортивное и любительское рыболовство, отмечено применение запрещенных орудий лова. Промышленного лова рыбы на водоеме не ведется с 1963 года. Река Воронеж относится к левобережным притокам р. Дон, является водоемом пер- вой рыбохозяйственной категории. Протяженность реки в пределах области составляет 283 км. Воронеж протекает по территории Данковского, Липецкого, Грязинского, Усман- ского и Хлевенского районов. Наиболее крупными притоками в пределах области являются: левобережные — Кол- пинка, Матыра, Двуречка, Мещерка, Боровица, Излегоша; правобережные — Становая Ряса, Мартынчик, Кузьминка, Ериловка. Состав ихтиофауны достаточно разнообразен и представлен теми же видами, что и в реке Дон. Основное назначение водоема — хозяйственно-бытовое водоснабжение населенных пунктов, используется для промышленных и сельскохозяйственных целей. Берега реки являются местом отдыха и туризма местного населения. На всем протяжении весьма интенсивно ведется спортивное и любительское рыболовство, отмечаются случаи от- лова рыб сетями. Река Сосна относится к правобережным притокам р. Дон, является водоемом пер- вой рыбохозяйственной категории. Протяженность реки в пределах области составляет 283 км, протекает по территории Долгоруковского, Измалковского и Елецкого районов. Сосна протекает в пределах области с юго-запада на северо-восток, впадает в р. Дон в районе пос. Засосенка. Состав ихтиофауны достаточно разнообразен и представлен теми же видами, что и в реке Дон. Основное назначение водоема — хозяйственно-бытовое водоснабжение населенных пунктов, используется для промышленных и сельскохозяйственных целей. Берега реки являются местом отдыха и туризма местного населения. Сосна протекает по густонасе- ленной местности, наиболее крупные населенные пункты, расположенные по берегам р. Сосны, — с. Чернава и г. Елец. На всем протяжении весьма интенсивно ведется спор- тивное и любительское рыболовство, отмечаются случаи браконьерства. В пределах области расположено значительное количество малых рек, пойменных озер и водоемов комплексного назначения (ВКН) — русловых прудов, затопленных ка- рьеров и т.д. Весь этот водный фонд активно используется рыболовами-любителями. Основу уловов рыболовов-любителей составляют представители аборигенной ихтиофа- уны, а также вселенцы (растительноядные, карп, серебряный карась). Периодическое зарыбление ВКН ценными видами рыб обогащает местную ихтиофауну и значительно повышает рыбопродуктивность малых водоемов области. Поэтому в расчетах ОДУ необ- ходимо учитывать достаточно значительные объемы рыб-интродуцентов. С целью обогащения состава ихтиофауны, повышения рыбопродуктивности и полу- чения биомелиоративного эффекта (борьба с зарастаемостью) необходимо проведение мероприятий по воспроизводству, охране водных биоресурсов и среды их обитания в рыбохозяйственных водоемах Липецкой области. Полномочия по воспроизводству во- дных биоресурсов возложены на федеральные структуры Росрыболовства России. По- этому требуется разработка федеральной программы по вселению в водоемы карповых видов рыб (сазан, растительноядные) и хищных рыб (судак, щука) или выделения соот- ветствующего объема субвенций исполнительным органам субъекта Российской Феде- рации на проведение указанных мероприятий. Специально уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федера- ции наделены полномочиями по охране водных биоресурсов на особо охраняемых при- родных территориях регионального значения, в которые включены акватории рек Дон, Воронеж и Матырское водохранилище. Поэтому охрана водных биологических ресурсов водоемов Липецкой области, включая акватории особо охраняемых природных террито- рий регионального значения, является основной задачей управления по охране, исполь- зованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области. Таким образом, решение проблемы, конечной целью которой является обеспече- ние устойчивого существования животного мира и водных биоресурсов параллельно с устойчивым его использованием, зависит от разработки широкого круга вопросов в биологической, охотохозяйственной, правовой и финансовой сферах. б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и индикаторы достижения целей, показатели решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 2, сроков и этапов реализации подпрограммы 2 Приоритетами государственной политики в сфере использования и охраны животно- го мира являются: — приоритет охраны животного мира перед его использованием; — максимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека; — достижение равновесия между использованием объектов животного мира и их воспроизводством. Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого существования, исполь- зования и регулирования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сохранение среды их обитания. Реализация поставленной цели обеспечивается исполнением следующих задач: — создание условий для охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания; — регулирование использования охотничьих животных на территории Липецкой об- ласти в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством; — обеспечение проведения охраны животного мира и водных биоресурсов, повыше- ние эффективности охранных мероприятий; — повышение эффективности воспроизводства охотничьих животных; — регулирование любительского и спортивного рыболовства, улучшение рекреаци- онной привлекательности лицензионных водоемов и повышение их биологической про- дуктивности. Целевым индикатором является: — доля используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охот- ничьих ресурсов, встречающихся на территории области,%. К показателям решения задач относятся: — количество проведенных плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, шт.; — количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов, шт.; — количество лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охо- ты, рыболовства, а также нарушения режима государственных природных заказников областного значения, человек; — объем заготовленных концентрированных кормов, а также естественных кормов для подкормки диких животных в зимний период в государственных заказниках област- ного значения, тонн; — количество реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водо- емах, шт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz