Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 13/24391/ 23 ЯНВАРЯ 2013 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение на 6-й стр. Постановление администрации Липецкой области № 524 от 19.12.2012, г. Липецк Об утверждении государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» В целях улучшения состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создания системы обращения с отходами производства и потребления и во исполнение Закона Липецкой области от 25 декабря 2006 № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года» администрация Липецкой области постановляет : утвердить государственную программу Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липец- кой области» (приложение). Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ I. ПАСПОРТ государственной программы Липецкой области Наименование государственной программы Государственная программа Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» (далее — Программа) Ответственный исполнитель Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области Соисполнители Управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области; Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области; Управление ветеринарии Липецкой области; Управление сельского хозяйства Липецкой области Сроки и этапы реализации государственной программы 2013—2020 годы Перечень областных целевых программ Областная целевая программа «Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013—2020 годы»; Областная комплексная программа «Обращение с отходами на территории Липецкой области на 2011—2013 годы»; Областная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области в 2013—2020 годах»; Областная целевая программа «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2013—2020 годы» Подпрограммы 1. «Улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области»; 2. «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области» Цель государственной программы Улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создание системы обращения с отходами производства и потребления Индикаторы цели — объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников — 336 тыс. тонн; — объем сбросов загрязненных сточных вод —79 млн. куб. м; — доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов — 92,6% — количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе — 79 шт. Задачи государственной программы 1. Охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области 2. Создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области 3. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения 4. Воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр 5. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов 6. Обеспечение сохранения и рационального использования объектов животного мира. Показатели задач Показатель задачи 1: — улучшение состояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области — 65% Показатель задачи 2: — доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области — 74% Показатели задачи 3: — доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности — 100% — доля выполненных работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в общей потребности в таких работах — 16,66% Показатель задачи 4: — воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых — не менее 100% Показатель задачи 5: — увеличение доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды — на 3% Показатель задачи 6: — численность наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных — 6390 особей. Объемы бюджетных ассигнований государственной программы Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 1763197,14 тыс. рублей, в том числе 2013 год — 221240,7 тыс. рублей, 2014 год — 213683,24 тыс. рублей, 2015 год — 208552,8 тыс. рублей, 2016 — 225996,6 тыс. рублей, 2017 год — 226623,1 тыс. рублей, 2018 год — 227209,6 тыс. рублей, 2019 год — 219267,5 тыс. рублей, 2020 год — 220623,6 тыс. рублей. Ожидаемые результаты реализации государственной программы Уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников до 336 тыс. тонн; сокращение объема сбросов загрязненных сточных вод до 79 млн. куб. м; увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов до 92,6%; увеличение количества месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе до 79 шт. II. Текстовая часть 1. Характеристика текущего состояния, в том числе формулировки основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития в сфере охраны окружающей среды и природопользования Липецкая область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отрас- лей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду. Вследствие большой техногенной нагрузки Липецкая область относится к регионам с высокой экологической напряженностью. Существенное негативное влияние на состо- яние окружающей среды оказывают предприятия промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства. В связи с этим государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для улучшения состояния окружающей среды и рацио- нального использования природных ресурсов. Одной из основных экологических проблем в области является высокий уровень за- грязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (предприятия) в 2011 г. составили 344,9 тыс. т, что на 22,7 тыс. тонн меньше по сравнению с предыдущим годом. Но в то же время область занимает лидирующее место по данному показателю среди субъектов РФ по ЦФО. За счет природоохранных мероприятий, выполненных природопользователями ре- гиона, произошло снижение валовых выбросов на 2 тыс. тонн. В 2011 г. количество автомобилей в Липецкой области увеличилось на 20,3 тыс. еди- ниц. Соответственно увеличились выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта и составили 119,3 тыс. тонн. В области на постоянной основе ведется мониторинг атмосферного воздуха в жи- лой зоне. Ежедневный отбор проб воздуха осуществляется на 10 стационарных постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, размещенных в городах Липецк, Елец, Грязи, пос. Матырский. На всех постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в области отбор проб проводится в полуавтоматическом режиме. На территории Липецкой области протекает 151 река, более 500 ручьев, расположе- но около 2000 прудов и водохранилищ, множество озер, 217 болот, более 600 родников. Состояние основных водотоков характеризуется вторым (чистые) и третьим (умеренно- загрязненные) классами качества. Одним из главных факторов состояния поверхностных водных объектов является сброс сточных и дренажных вод. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло сокраще- ние общего объема сброса сточных вод в водоемы со 98,16 до 91,62 млн. м 3 /год, в том числе, загрязненных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных сточных вод до 82,46 млн. м 3 /год. Данное снижение обусловлено уменьшением водопотребления пред- приятиями ООО «Водоканал» г. Грязи, МУП «Елецводоканал», МУП «Липецкая станция аэрации», ООО «Биологические очистные сооружения» г. Данков, ООО «Исток» Лебедян- ского района. Водозаборы из поверхностных водных объектов оборудованы приборами водоучета на 54,8%, очистными сооружениями — на 53,8%. По представленным сведениям за 2011 год 24 водопользователя имеют на своем балансе очистные сооружения биологической и механической очистки. Однако только 6,06% от общего объема сбрасываемых сточных вод, требующих очистки, являются нор- мативно-очищенными. Очистные сооружения городов Липецк, Усмань, Лебедянь и Елец сбрасывают в реки около 80% недостаточно очищенных стоков. За последние пять лет средства на рекон- струкцию выделяются в недостаточном количестве, поэтому сроки реконструкции рас- тягиваются до 10 лет. Достаточно остро стоит проблема загрязнения, зарастания и заиливания водных объектов области, более 80% водных объектов нуждается в расчистке. Обмеление водо- емов и их дополнительный прогрев создает условия бурного развития водорослей, при- водящего к комплексу экологических проблем. Важной проблемой, требующей безотлагательного решения, является обеспечение защиты населения и объектов экономики области от негативного воздействия вод. На территории Липецкой области расположено 346 гидротехнических сооружений (далее — ГТС), построенных по проектам, включающих в себя: — 331 действующее ГТС водохранилищ и прудов; — 9 прудов-отстойников, 2 шламонакопителя, 2 шламоотстойника, 1 шламохранили- ще, 1 хвостохранилище. За годы эксплуатации ГТС на большинстве из них образовалось значительное ко- личество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ различной степени капитальности. По состоянию на 1 января 2012 года 66 ГТС имеют неудовлетворительное техническое состояние и явля- ются аварийными, что при определенных условиях представляет опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. На территории Липецкой области, подверженной негативному воздействию вод, проживает 31 тыс. человек. Государственная программа Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» Серьезной проблемой является разрушение берегов Матырского водохранилища, что требует проведения комплекса мер инженерной защиты по берегоукреплению. Ос- новными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользова- ния значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а также развитие оползневой опасности на застроенных территориях. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения области осуществляется за счет подземных вод.Подземные воды Липецкой области, в основном, отвечают современ- ным действующим стандартам, но существуют значительные площадные природные и техногенные аномалии железа, нитратов, жесткости, в меньшей степени бора, стронция, кремния с превышением ПДК. Подземные воды на всей территории области находятся под воздействием большо- го количества разнообразных источников загрязнения, часть из которых ответственна за распространение площадного нитратного загрязнения, ставящего под угрозу всю систему водоснабжения областного центра и ряда мелких населенных пунктов. Около ста населенных пунктов пользуются подземными водами, в той или иной мере загрязненными нитратами выше санитарных норм. Наиболее подвержены загрязнению подземные воды в Липецком промрайоне, Измалковском, Становлянском, Елецком и Лебедянском районах. Фонд водозаборных скважин для питьевого водоснабжения населения области со- ставляют 4668 скважин, в т.ч.: действующих — 3119, резервных — 803, подлежащих ремонту — 122, подлежащих тампонажу — 605, ликвидировано за 2011 г. — 19 скважин. Необходимо определять современное гидродинамическое и гидрохимическое со- стояние подземных вод и прогнозировать его изменение в естественных и природно-тех- ногенных условиях, выявлять источники загрязнения и разрабатывать мероприятия по их ликвидации или снижению воздействия на эксплуатируемые водоносные горизонты. Негативное воздействие на окружающую среду оказывают отходы производства и потребления, в том числе ранее накопленные. В 2011 г. на предприятиях области об- разовалось около 5,9 млн. тонн отходов производства и потребления, что больше на 0,9 млн. тонн по сравнению с 2010 г. В объеме образовавшихся отходов преимущественно преобладают отходы V класса опасности (практически неопасные) — 4,58 млн. тонн, IV класса опасности (малоопасные) — 1,25 млн. тонн. Доля отходов I класса опасности (чрезвычайно опасные) составила 0,417 тыс. тонн, II класса опасности (высокоопасные) — 0,145 тыс. тонн, III класса опасности (умеренно опасные) — 76,7 тыс. тонн. В отчетном году предприятиями области использовано и обезврежено 5,4 млн. тонн, в т.ч. и ранее накопленных отходов. Для размещения коммунальных отходов населения в 17 муниципальных образова- ниях области функционируют полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). Несмотря на это, проблема очистки территории от отходов не решена в полном объеме. Следует от- метить низкую степень вовлечения отходов, в первую очередь бытовых, в хозяйственный оборот, наличие большого количества несанкционированных свалок, особенно около частного сектора, наличие крупных нерекультивированных районных свалок, пред- ставляющих угрозу окружающей среде и здоровью людей, где накоплены тысячи тонн опасных отходов, площадью более 100 га, недостаточное количество спецтехники по обслуживанию полигонов захоронения ТБО и в результате нарушение технологии за- хоронения отходов. На территории области фактически отсутствуют предприятия по переработке и во- влечению коммунальных отходов в хозяйственный оборот: переработка макулатуры, переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий в продукцию. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на полигон ТБО или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности. Экологической проблемой региона является недействующий полигон захоронения ядохимикатов «Большие Избищи». На территории области расположено 159 особо охраняемых природных территорий федерального, областного и местного значения. Особо охраняемые природные терри- тории являются в области основным инструментом эффективного сохранения биораз- нообразия и составляют около 7% от общей площади области. Растительный мир области представлен 1438 таксонами, 328 видами растений, за- несенных в список редких. Кроме того, на территории области произрастает 38 видов грибов и 32 вида лишайников, занесенных в Красную книгу области. В Липецкой области насчитывается 5532 вида животных, из них: — 68 видов млекопитающих, к числу редких и находящиеся под угрозой исчезнове- ния относятся 18 видов, — 269 видов птиц, среди них исчезнувших, редких и находящихся под угрозой исчез- новения — 85, — 8 видов пресмыкающихся, в том числе видов, занесенных в Красную книгу — 6, — 11 видов земноводных, включающих 3 краснокнижных вида, — предполагается обитание 56 видов круглоротых и рыб, к числу редких относятся 11 видов, — 5120 видов насекомых, среди которых 73 вида — редких и находящихся под угро- зой исчезновения. Наблюдается рост отрицательного антропогенного воздействия (прямого и опосре- дованного) на объекты животного мира и среду их обитания. В результате трансформа- ции условий обитания диких животных сокращаются их ареалы, снижается численность популяций и в целом нарушается биологическое разнообразие. Минерально-сырьевой комплекс области включает в себя как месторождения по- лезных ископаемых, так и горнодобывающие, перерабатывающие предприятия. Он позволяет не только поддерживать промышленный потенциал, но и является важным ис- точником бюджетных поступлений. Полезные ископаемые на территории Липецкой области представлены керамиче- ским, глинистым, песчаным сырьем и торфом. По состоянию на 01.01.2012 г. разведано 350 месторождений, участков и проявлений. Количество месторождений в распреде- ленном фонде недр — 46. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, расширение сети транспортных магистралей, решение социальных проблем сопровождается неуклонным ростом добычи и потребления минеральных ресурсов. Это влечет за собой необходи- мость укрепления минерально-сырьевой базы, увеличения добычи полезных ископа- емых на эксплуатируемых месторождениях и выявления новых проявлений полезных ископаемых. Поэтому наиболее актуальными проблемами в сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне являются вос- производство запасов и ресурсов общераспространенных полезных ископаемых, раз- витие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых, информационно-аналитическое обеспечение системы недропользования. Для повышения уровня социально-экономического развития области необходимо проводить исследование недр с целью дальнейшего практического их использования. Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы показы- вает наличие ряда проблем. В области охраны окружающей среды: — высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; — изменение режима поверхностного стока водных объектов, их зарастание и за- иливание; — сброс загрязненных сточных вод предприятиями промышленности, жилищно- коммунального и сельского хозяйства; — необходимость обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; — низкая степень внедрения малоотходных технологий и вовлечения в хозяйствен- ный оборот вторичных ресурсов; — наличие крупных нерекультивированных свалок твердых бытовых отходов; — наличие объектов накопленного экологического ущерба в результате хозяйствен- ной деятельности прошлых лет; — сохранение особо охраняемых природных территорий Липецкой области, популя- ций редких и исчезающих видов растений и животных. В области воспроизводства и рационального использования природных ресурсов: — отсутствие необходимого количества и качества запасов общераспространенных полезных ископаемых для производства высококачественных строительных материалов; — нитратное загрязнение подземных водоносных горизонтов, обеспечивающих насе- ление городов, районных центров и сельских населенных пунктов области питьевой водой; — сокращение ареалов диких животных, снижение численности популяций в резуль- тате отрицательного воздействия антропогенного фактора. При решении данных проблем необходимо учитывать возможные риски в сфере реа- лизации государственной программы. Социальные риски , в первую очередь, обусловлены возможным дефицитом высоко- квалифицированных кадров экологической и геологической отрасли для осуществления научных исследований, природоохранных мероприятий и геологоразведочных работ. Финансово-экономические риски связаны с: — увеличением производственных мощностей действующих предприятий и вводом в эксплуатацию крупных инфраструктурных проектов, оказывающих негативное воздей- ствие на окружающую среду; — возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — сокращением финансирования юридическими лицами природоохранных меро- приятий, направленных на внедрение наилучших доступных технологий; — возможным снижением уровня инвестиционной активности хозяйствующих субъ- ектов; — несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств на ресурсное обеспе- чение настоящей программы. Операционные риски связаны с недостатками нормативно-правового обеспечения, несвоевременным внесением назревших изменений в нормативную правовую базу по направлениям реализации государственной программы. Экологические риски связаны с возможным снижением экологической ценности ох- раняемых участков территорий, невосполнимостью утраченных биоресурсов. Геологические риски достижения показателей воспроизводства минерально-сырье- вой базы определяются вероятностным характером геологоразведочного процесса. Важнейшими условиями успешной реализации программы является минимизация указанных рисков. Исходя из существующих проблем, сформулированы основные стратегические цели и задачи государственной программы. 2. Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования, цели, задачи, индикаторы достижения целей и показатели решения задач, прогноз развития в сфере охраны окружающей среды и природопользования Основные приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей сре- ды и природопользования определены в Законе Липецкой области от 25 декабря 2006 года №10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года». В сфере охраны окружающей среды приоритеты государственной политики направ- лены на стабилизацию и улучшение экологической обстановки в области, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека. Поэтому основная цель государственной политики в сфере экологии — улучшение экологической обста- новки и качества окружающей среды. Важными приоритетами являются уменьшение негативного воздействия на окру- жающую среду, оптимизация объема водопотребления, использование вторичных ре- сурсов, обезвреживание и утилизация отходов производства и потребления, развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения и сохранение био- логического разнообразия. К высокому уровню приоритетности принадлежит решение вопросов по предотвра- щению негативного воздействия вод, повышению противопаводковой защищенности человека и объектов экономики. По данному направлению государственной политики в области проводятся берего- укрепительные работы и расчистка русел рек, мероприятия по обеспечению безопасно- сти гидротехнических сооружений, государственный мониторинг водных объектов. К важным приоритетам государственной политики в области природопользования относится укрепление минерально-сырьевого комплекса региона, обеспечение мине- рально-сырьевыми ресурсами потребностей Липецкой области, рациональное исполь- зование и охрана недр. Основным направлением государственной политики в сфере недропользования является создание условий для повышения эффективности использования общераспро- страненных полезных ископаемых путем повышения объема разведанных запасов об- щераспространенных полезных ископаемых, обеспечения их рационального использо- вания, проведения мониторинга и охраны геологической среды на территории области. С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены следующие цель и задачи госу- дарственной программы. Реализация Программы предусматривает достижение цели: улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования при- родных ресурсов, создание системы обращения с отходами производства и потребления. Для достижения цели предусматривается решение следующих основных задач: 1. Охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области. 2. Создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области. 3. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. 4. Воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр. 5. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рацио- нального использования природных ресурсов. 6. Обеспечение сохранения и рационального использования объектов животного мира. Индикаторы, характеризующие достижение цели Программы: 1. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источни- ков, тыс. тонн. 2. Объем сбросов загрязненных сточных вод, млн. куб. м. 3. Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов,%. 4. Количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числя- щихся на государственном балансе, шт. Показателем решения задачи 1 «Охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области» является улучшение состояния окружающей среды по оценке на- селения Липецкой области,%. Показателем решения задачи 2 «Создание системы обращения с отходами на тер- ритории Липецкой области» является доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области,%. Показателями решения задачи 3 «Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения» являются доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлет- ворительным и опасным уровнем безопасности,%, и доля выполненных работ по восста- новлению и экологической реабилитации водных объектов в общей потребности в таких работах,%. Показателем решения задачи 4 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы Ли- пецкой области, рациональное использование и охрана недр» является воспроизвод- ство запасов твердых полезных ископаемых,%. Показателем решения задачи 5 «Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов» является уве- личение доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды,%. Показателем решения задачи 6 «Обеспечение сохранения и рационального исполь- зования объектов животного мира» является численность наиболее ценной в охотхозяй- ственном отношении группы диких копытных животных, особи. Прогноз развития сферы охраны окружающей среды и природопользования опреде- ляется основными направлениями социально-экономического развития Липецкой обла- сти, индикаторами и показателями по уменьшению негативного воздействия на окружа- ющую среду, рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренными документами стратегического планирования. По охране окружающей среды планируются мероприятия по оздоровлению эколо- гической обстановки в области путем ежегодного снижения выбросов в атмосферу за- грязняющих веществ за счет природоохранных мероприятий и сбросов загрязненных сточных вод. Развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды обеспечит функционирование и постоянную актуализацию современной системы сбора, обработки, анализа информации. Проведение мероприятий по развитию водохозяйственного комплекса повысит за- щищенность населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод. Проведение водоохранных мероприятий, расчистка русел рек области повысит водность рек, произойдет улучшение их санитарно-эпидемиологического со- стояния, возрастет пригодность русел рек для рекреационных целей. Поддержка особо охраняемых природных территорий обеспечит их охрану и сохра- нение занимаемой площади. Будут созданы условия для восстановления численности объектов животного мира, сохранения их видового разнообразия и расширенного вос- производства, оптимизации естественной среды обитания диких животных, а также со- хранения численности редких и исчезающих видов животных и растений. Воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы области будет достигнуто за счет повышения объема разведанных запасов общераспространенных полезных ис- копаемых и их рационального использования, что обеспечит устойчивое развитие эко- номики области. 3. Прогноз конечных и непосредственных результатов Программы, характеризующих состояние (изменение состояния) в сфере охраны окружающей среды и природопользования Конечные результаты Программы определены в соответствии со Стратегией со- циально-экономического развития области до 2020 года и отражают достижение цели Программы. Реализация Программы позволит улучшить состояние окружающей природной среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, создать систему обращения с отходами производства и потребления. К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы относятся: — уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационар- ных источников к 2020 году до 336 тыс. тонн; — сокращение объема сбросов загрязненных сточных вод к 2020 году до 79,0 млн. куб. м; — увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и по- требления в общем объеме образовавшихся отходов к 2020 году до 92,6%; — увеличение количества месторождений общераспространенных полезных ископа- емых, числящихся на государственном балансе, к 2020 году до 79 штук. Реализация областных и ведомственных целевых программ послужит обеспечением реализации поставленной цели и задач государственной программы. Прогноз оценки эффективности реализации государственной программы может быть сделан по следующим непосредственным результатам: — улучшение состояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области (к 2020 году планируемое значение показателя 65%); — увеличение доли населения области, охваченного системой обращения с отхода- ми, к общей численности населения, к 2020 году до 74%; — увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное тех- ническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетво- рительным и опасным уровнем безопасности, к 2020 году до 100%; — увеличение доли выполненных работ по восстановлению и экологической реаби- литации водных объектов в общей потребности в таких работах, к 2020 году до 16,66%; — воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых, значение показателя должно составлять ежегодно не менее 100%; — увеличение доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфе- ре охраны окружающей среды на 3%; — увеличение численности наиболее ценной в охотхозяйственном отношении груп- пы диких копытных животных, к 2020 году до 6390 особей. Итоговым результатом Программы станет уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду, рациональное использования природных ресурсов, соз- дание системы обращения с отходами производства и потребления. 4. Этапы и сроки реализации Программы с указанием промежуточных показателей Сроки реализации Программы охватывают период 2013—2020 годов без выделения этапов. 5. Перечень и краткое описание областных целевых программ и подпрограмм с указанием сроков и ожидаемых результатов Для достижения поставленной цели и решения задач Программы реализуются четы- ре областные целевые программы в сфере охраны окружающей среды и природополь- зования и две подпрограммы в соответствии с Перечнем областных целевых программ, подпрограмм Программы (приложение 1):

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz