Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 117 /24495/19 ИЮНЯ 2013 22 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ципальному жилищному фонду. Однако органы опеки и попечительства в исполнение ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае смерти родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого по- мещения в собственность детям-сиротам. Из данного факта следует, что в закрепленных за детьми-сиротами жилых помеще- ниях задолженность по оплате коммунальных услуг с каждым годом только увеличивает- ся. Для устранения пробела в регулировании указанных выше правоотношений и рас- ширения возможности получения дополнительных гарантий в сфере имущественных и жилищных прав для детей-сирот необходимо внесение изменений в Закон Липецкой об- ласти от 30.12.2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Липецкой об- ласти». Вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, находится на особом контроле не только Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области, но и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова. В ходе рабочей поездки Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова в Липецкую область выявлен факт того, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлены в оче- редь на получение жилья не по месту их выявления (г. Липецк), а по месту пребывания в учреждении государственной поддержки детства (с. Вторые Тербуны). Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов обратил внима- ние на недопущение подобных фактов. 1.5. Защита прав и законных интересов ребенка в сфере правоохранительной деятельности 24 апреля 2012 года Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области и Управление МВД России по Липецкой области заключили соглашения о взаимодействии и сотрудничестве. Принимаемые в Липецкой области меры по защите несовершеннолетних от преступ- ных посягательств позволили добиться снижения количества преступлений, совершен- ных в отношении несовершеннолетних. Диаграмма 4 Надо отметить, что в 2012 году наметилось снижение количества преступлений сек- суального характера, совершенных в отношении детей. Однако снижение количества преступлений данной категории не должно достигаться путем отказа в возбуждении уголовного дела, т.к. уход от ответственности лица, совершившего преступление, толь- ко усиливает причиненную несовершеннолетнему психологическую травму. Примером может послужить попытка суицида со стороны несовершеннолетнего по одному из таких недоказанных преступлений. В 2012 году в отношении родителей и законных представителей не вынесено ни од- ного обвинительного приговора по преступлениям сексуального характера, совершен- ных в отношении детей, но Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области по данному вопросу рассматривались жалобы на действия сотрудников правоохранитель- ных органов и на постановления о прекращении уголовного дела на стадии следствия. Данный вид преступлений требует более строгого подхода при проведении следствия и находится на особом контроле у Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой об- ласти. Диаграмма 5 Положительная тенденция наблюдается и в статистике по преступлениям, совершен- ным самими несовершеннолетними. Диаграмма 6 Надо заметить, что и количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, также имеет положительную тенденцию снижения. Диаграмма 7 Выше приведенные показатели говорят о том, что на территории Липецкой области ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет- них. Несмотря на положительные показатели, происходит рост случаев совершения ад- министративных правонарушений среди несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к административной ответственности. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области обратилась граж- данка В. с просьбой оказать содействие в прекращении нанесения телесных поврежде- ний ее сыну (ученику 2 класса) учеником 3 класса одной из школ города Липецка, т.к. ее обращения к директору учебного заведения с просьбой провести беседу с родителями данного ученика оказались безрезультатными. В ходе проведенной совместной работы Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области и Управления МВД России по Липецкой области с ребенком была проведена профилактическая беседа, направленная на недопущение совершения ад- министративных правонарушений и преступлений, а его родители были привлечены к административной ответственности. Проводя анализ обращений граждан данной категории, поступивших к Уполномочен- ному по правам ребенка в Липецкой области, можно сделать вывод, что значительная их часть стала причиной сложившейся конфликтной ситуации между бывшими родственни- ками. К Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области обратилась гражданка К. с просьбой оказать содействие по розыску ее несовершеннолетнего ребенка, которого под угрозой физической расправы и причинения телесных повреждений увез в неиз- вестном направлении ее бывший супруг. На момент обращения гражданке К. ничего не было известно о месте нахождения и о состоянии здоровья ее несовершеннолетнего ребенка. Гражданка К. опасалась за жизнь и здоровье ребенка, т.к. ее бывший супруг ранее привлекался к уголовной ответственности за тяжкие преступления. После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области и Управления МВД России по Липецкой области инцидент был исчерпан, а ребенок воз- вращен матери. Данное обращение в большей степени относится к категории обращений граждан по вопросу определения места жительства ребенка, но в данной ситуации отцом ребенка были нарушены нормы уголовного права как в отношении гражданки К., так и в отноше- нии несовершеннолетнего. Анализируя обращения граждан, можно сделать вывод, что одной из причин и ус- ловий формирования противоправного поведения детей и подростков продолжают оставаться социальные факторы: семейное неблагополучие, алкоголизм, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Воспитание толерантного сознания у подрастающего поколения, формирование и удовлетворение культурных запросов различных национально-этнических групп, проживающих на терри- тории Липецкой области, профилактика детского и молодёжного экстремизма на нацио- нальной и религиозной почве, обеспечение занятости несовершеннолетних и молодёжи общественно полезным трудом, позволит обеспечить высокий уровень правовой созна- тельности несовершеннолетних и снизить уровень роста противоправного поведения детей. 1.6. О деятельности Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в миграционной сфере В современном мире миграция стала неотъемлемым компонентом социально-де- мографической политики любого государства. Российская Федерация не стала ис- ключением. Принадлежность к определенному государству порождает для человека его юридическое положение внутри страны и за пределами ее границ, одновременно предоставляя ему права и возлагая на него обязанности. По этой причине одним из важ- нейших вопросов для родителей стало приобретение или установление гражданства их несовершеннолетних детей. Защита миграционных прав детей, в том числе и детей мигрантов, является одной из задач в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2012 году посту- пило 37 обращений граждан по вопросам, связанным с миграционной проблематикой, а именно: – получение детьми гражданства Российской Федерации; -получение паспорта гражданина Российской Федерации; – проблемы, возникающие при оформлении регистрации по месту жительства. 1.6.1. Получение гражданства Российской Федерации В основной своей массе процедура приобретения гражданства Российской Феде- рации несовершеннолетними регламентирована. Однако практика показывает, что при определенных жизненных обстоятельствах несовершеннолетние не могут воспользо- ваться законным правом на приобретение гражданства Российской Федерации. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области обратился граж- данин К. с просьбой оказать содействие в удостоверении гражданства Российской Федерации его детям, т.к. представители миграционной службы требовали от родите- лей доказательства, что их дети граждане РФ. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что гражданин К. является гражданином Российской Федерации, а супруга заявителя, являясь лицом без гражданства, с 1989 года имеет постоянную регистрацию в г. Липецке. Дети данной супружеской пары родились и постоянно проживают в г. Ли- пецке. После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области родителям детей была оказана государственная услуга об удостоверении наличия граж- данства Российской Федерации несовершеннолетним детям. Другим примером по данной тематике стало обращение по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.к. ему отказывали в выдаче паспорта граждани- на Российской Федерации. К Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области поступило обращение законного представителя несовершеннолетнего с просьбой оказать содействие в полу- чении несовершеннолетнему паспорта гражданина Российской Федерации. Из обраще- ния следовало, что родители несовершеннолетнего (граждане Российской Федерации) по решению суда были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней П., которая родилась на территории Российской Федерации. Однако в территориальном отделе УФМС России по Липецкой области в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации отказали, требуя дополнительных доказательств. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области обратился в УФМС России по Липецкой области с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса. В адрес Уполномоченного по правам ребенка из УФМС России по Липецкой области по- ступил ответ, из которого следовало, что несовершеннолетняя П. является гражданкой Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации неправомерен. После получения данного ответа препятствий со стороны сотрудника территориаль- ного отдела УФМС России по Липецкой области в получении несовершеннолетней П. паспорта гражданина Российской Федерации не было. Проводя анализ обращений, Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой обла- сти приходит к выводу, что данных конфликтных ситуаций можно было избежать. Несмотря на то, что УФМС России по Липецкой области регулярно проводит работу по повышению правовой грамотности населения, в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области продолжают поступать обращения граждан с просьбой дать консультацию по вопросам получения гражданства несовершеннолетними. 1.6.2. Оформление регистрации по месту жительства В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступило обра- щение законного представителя несовершеннолетнего К., оставшегося без попечения родителей, с просьбой оказать содействие в регистрации ребенка по месту регистра- ции заявительницы, т.к. ей было отказано. После обращения Уполномоченного по пра- вам ребенка в территориальный орган УФМС России по Липецкой области вопрос о регистрации несовершеннолетнего К. по месту жительства его опекуна был решен. Анализируя обращения граждан можно сделать вывод о качественной работе Фе- деральной миграционной службы региона. Вместе с тем должностным лицам органов Федеральной миграционной службы следует рекомендовать усилить контроль за не- укоснительным исполнением нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданства, особенно в отношении несовершеннолетних, что позволит в дальнейшем свести к минимуму нарушения прав несовершеннолетних. В целях оперативного разрешения ситуаций, связанных с нарушением прав несо- вершеннолетних, в ноябре 2012 года Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области в адрес начальника УФМС России по Липецкой области направлено обращение с просьбой рассмотреть вопрос о заключении соглашения о дальнейшем взаимодей- ствии. Подписание соглашения о взаимодействии между Уполномоченным по правам ре- бенка в Липецкой области и УФМС России по Липецкой области состоялось в январе 2013 года. 1.7. Иные обращения граждан К Уполномоченному по правам ребенка в течение года обращались родители по во- просу питания детей в школах. Размер родительской доплаты составляет 44 руб. на каж- дого ребенка в день; для сравнения, в городе Елец – только 30 руб., а весовая категория порций у детей в городе Ельце больше, чем в г. Липецке. Наибольшее количество жалоб на питание детей поступает из школ, которые переш- ли на новую систему школьного питания и обслуживаются Липецкой Кейтеринговой ком- панией, а таких школ в городе Липецк – 60. Анализируя поступившие жалобы, можно сделать вывод, что родителей не устраи- вают вкусовые качества школьных обедов: нарушения при приготовлении пищи (недо- варенный рис, слипшиеся макароны), издержки при транспортировке школьных обедов (холодные блюда), но значительное количество родителей возмущены тем, что на де- серт детям выдают йогурты со сроком хранения до 6 месяцев от непонятного произво- дителя, кондитерские изделия сомнительного качества с практически истекшим сроком реализации. Более того, примерное меню школьных обедов, разработанное на 2 недели, вклю- чает в себя колбасу, а также рыбу (которая чаще всего заменяется селедкой), зеленый горошек, кукурузу консервированную, сырок творожный глазированный. Для детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а таких достаточно много в наших школах, эти продукты категорически запрещены. В школьных столовых отсут- ствует понятие «диетический стол», хотя родители представляют справки из лечебных учреждений с указанием диагнозов, детям нельзя есть какие-то продукты, а родители вынуждены оплачивать то, что их дети не едят. Уполномоченный по правам ребенка неоднократно встречался с родителями и директорами школ по вопросам школьного питания. В тех школах, которые оставили старую систему питания (готовят повара школ самостоятельно), нареканий на качество школьных обедов нет. Для школ, которые используют новые технологии в питании учащихся, необходимо разработать несколько вариантов питания с учетом рекомендаций лечебных учреждений по профилям заболеваний, например: для детей, страдающих заболеваниями ЖКТ, са- харным диабетом, сердечно-сосудистой системы и почечными заболеваниями, по при- меру учреждений здравоохранения (диет стол № 5, 7, 9 и др.) Руководству школ города Липецка следует детально продумать качество питания, предоставляемого учащимся, учитывая мнения родителей по вопросу организации пита- ния для детей, страдающих хроническими заболеваниями. Вызывает тревогу тот факт, что цены на поставляемую продукцию в школьные столо- вые в разы превышают магазинные цены на аналогичные продукты. По мнению главы администрации региона О.П. Королева, при закупке продуктов для обеспечения нужд школьных столовых необходимо предоставлять «приоритет местным сельхозпроизводителям». Организация школьного питания в Липецкой области требует дальнейшего контроля и пристального внимания в 2013 году. Глава 2 Плановые проверки Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области Помимо рассмотрения жалоб, заявлений и обращений граждан в соответствии с За- коном Липецкой области от 18.08.2011 №523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребен- ка в Липецкой области» и по поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова, Уполномоченным по правам ребенка в Ли- пецкой области и сотрудниками аппарата проводились выездные проверки учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения. 2.1. Проверка соблюдения прав и законных интересов детей, проживающих в учреждениях государственной поддержки детства Липецкой области Охрана семьи, материнства, отцовства и детства объявлены безусловным приори- тетом современной государственной политики России. Об этом свидетельствует и на- правленность ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 – 2012 годов и утверждение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 Национальной стра- тегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. В условиях перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти особое значение приобретает реализация этого важнейшего направления социальной политики в субъектах Российской Федерации. Липецкая область не стала исключением. В регионе создана законодательная база (более 20 нормативно-правовых актов), ориентированная на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально неза- щищенным категориям. В области реализуются нормативные правовые акты о правах ребенка, о дополнительных гарантиях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на стимулирование семейных форм их устройства и воспитания, а также о порядке создания и деятельности комиссий по делам несовер- шеннолетних и защите их прав, о профилактике безнадзорности и правонарушений не- совершеннолетних. Разработаны и успешно выполняются более десяти программ по защите материн- ства, отцовства и детства, по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, в Липецкой области сохраняются проблемы в части соблюдения прав и законных интересов детей в отдельных сферах их жизнедеятельности. За весь период работы Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области неоднократно посетил все учреждения государственной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из лучших учреждений государственной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлся детский дом № 5 г. Ельца, где проживали дети дошкольного возраста. Надо заметить, что данный детский дом был признан П.А. Астаховым как самый лучший в нашем регионе. В детском доме № 5 г. Ельца дети были окружены любовью, заботой, вниманием со стороны сотрудников учреждения. Здоро- вью детей уделялось там особое внимание. Примером может послужить то, что состоя- ние здоровья ребенка, имеющего диагноз сахарный диабет, находилось под постоянным контролем медицинских работников и администрации детского дома. Но это не един- ственный случай, можно привести и другие примеры. К сожалению, в конце 2012 года было принято решение о закрытии этого детского учреждения – одного из лучших в области, который имел очень сильную педагогическую базу, индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Положительной оценки заслуживает работа администрации и педагогов Государ- ственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 6 с. Боринское Липецко- го района Липецкой области, где стараются отслеживать дальнейшую судьбу выпускни- ков. В данном детском доме хорошая материально-техническая база, хорошо построен воспитательный процесс. Личные дела воспитанников не вызвали нареканий ни в ходе первой, ни в ходе последующих проверок. Все воспитанники, нуждающиеся в получении жилья, поставлены в очередь на получение жилья. Особое внимание хотелось уделить пребыванию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме № 3 г. Ельца, которое вызывает тревогу и бес- покойство. Впервые данное учреждение Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой обла- сти посетил в феврале 2012 года, после поступления первого обращения о нарушении прав детей в данном детском доме. Необходимо отметить, что за год работы в нашем регионе института Уполномоченного по правам ребенка по данному детскому дому по- ступило более 9 обращений о нарушении прав детей. Наибольшая часть указанной там информации нашла свое подтверждение уже в ходе первого посещения. Так, было уста- новлено, что в здании детского дома длительное время не делался ремонт. Стены в зда- нии покрашены краской, в комнатах местами отсутствует краска, на потолках следы про- текания. Стены, тумбочки грязные. Уборные не соответствуют нормам САНПиН. Трубы покрыты ржавчиной, на полу стоит вода, на раковинах отсутствует мыло, нет туалетной бумаги. В тумбочках у детей средства личной гигиены также отсутствовали. Переход из спального корпуса в столовую не отапливается. В момент посещения данного учрежде- ния Уполномоченный увидел, что шторы в одной из комнат вешает ребенок. Личные дела детей не были оформлены надлежащим образом. Не поднимался во- прос о получении гражданства РФ детьми, оставшимися без попечения родителей. 19 октября 2012 года Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области со- вместно с председателем Общественной палаты Липецкой области Кисенко В.П. в очередной раз посетил детский дом № 3 г. Ельца. Изменения в лучшую сторону были отмечены только в работе социального педагога. Личные дела детей оформлены в со- ответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Ведется работа по получению вос- питанниками детского дома гражданства РФ. Счета детей проверяются два раза в год. Социальный педагог помогает выпускникам в выборе профессии. Проводится работа по постановке детей в очередь на получение жилья. Однако жилищно-бытовые условия детей в лучшую сторону не изменились. Во время посещения детского дома П.А. Астаховым в присутствии Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области директором было дано обещание утеплить переход из спального корпуса в столовую в третьем квартале 2012 года, но данные работы до насто- ящего времени не выполнены. Надо отметить, что во всех детских домах, а также в Государственном бюджетном (областного) образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоро- вья VIII вида г. Лебедянь проводится очень серьезная работа по вопросам взыскания али- ментов на содержание воспитанников учреждений, чьи родители обязаны выплачивать алименты. Лица, злостно уклоняющиеся от уплаты алиментов, привлекаются к уголовной ответственности. Однако в ходе проверки Государственного бюджетного (областного) образователь- ного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спе- циального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида г. Лебедянь было установлено, что судебные приставы ССП по Лебедянскому району не желают идти на контакт с администрацией детского дома. Данного рода замечания уже были сделаны в адрес ССП по Лебедянскому району со стороны П.А. Астахова в ходе его рабочей по- ездки, но должные выводы не были сделаны. В ходе рабочего визита в Липецкую область Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астаховым даны рекомендации по улучшению работы, в которых от- мечалось об особом внимании на организацию досуга воспитанников детских учрежде- ний, на обеспечение их занятости социально полезными видами деятельности, способ- ствующими всестороннему развитию и формированию личности детей и подростков, а также на осуществление контроля за проведением воспитанниками свободного от учебы времени. Перед всеми существующими в регионе детскими домами и интернатами не- обходимо поставить задачу создания в них наиболее благоприятных условий для содер- жания и воспитания детей, максимально приближенных к домашним условиям. Однако ни все руководители детских учреждений приняли во внимание данные реко- мендации. Так, в детском доме № 3 г. Ельца не организовано время досуга для воспитан- ников. Администрация детского дома не приняла во внимание и тот факт, что уже один из воспитанников данного детского дома отбывает наказание в местах лишения свободы. Дети, время которых после занятий в школе организовано надлежащим образом, не пойдут совершать преступления, если только у них нет клептомании (редчайшего психи- ческого заболевания), когда человек получает удовольствие от процесса воровства. Учитывая постоянно поступающую информацию о состоянии дел в детском доме № 3 города Ельца, управлению образования и науки области необходимо взять на осо- бый контроль сложившуюся ситуацию в данном учреждении и разработать комплекс мер психологического воздействия на сотрудников учреждения, позволяющие погасить кон- фликт внутри коллектива. Задача государства, поставленная перед нами, заключается в том, чтобы создать ус- ловия пребывания детей в детских домах и специализированных учреждениях наиболее приближенными к домашним. Окружить их теплом и заботой, т.к. эти дети уже перенесли психологическую травму, оказавшись в детском доме. Помимо детских домов и школ-интернатов в 2012 году Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области посетил социально-реабилитационные центры для не- совершеннолетних Липецкой области, а также Областное казённое учреждение «Кри- зисный центр помощи женщинам и детям» Управления социальной защиты населения Липецкой области. Нарушений прав несовершеннолетних в период пребывания в данных учреждения не выявлено. 2.2. Проверка соблюдения прав и законных интересов детей в загородных детских оздоровительных лагерях в период летней оздоровительной кампании 2012 года В 2012 году по поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова, Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой об- ласти провел проверку 15 загородных оздоровительных учреждений области по соблю- дению и защите прав, свобод и законных интересов детей в сфере организации летнего отдыха и связанной с ним оздоровительной кампании. Предметом проверки являлось соблюдение действующего федерального законода- тельства и актов органов государственной власти Липецкой области, а также фактиче- ских обстоятельств, связанных с функционированием системы загородных стационар- ных учреждений отдыха и оздоровления. По итогам проверки установлено, что на территории Липецкой области в период летней оздоровительной кампании 2012 года функционировало 16 загородных стацио- нарных учреждений отдыха и оздоровления, в том числе один в качестве подразделения санатория. Продолжительность оздоровительных смен в загородных оздоровительных учреждениях составила 21 день. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 №20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. СанПиН 2.4.4.1204-03». Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области был проведен анализ де- ятельности загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей с по- зиций соответствия требованиям СанПиН 2.4.4.1204-03 и с целью изучения условий пре- бывания детей и обеспечения их безопасности в оздоровительных учреждениях. Анализ соблюдения законодательства в сфере детского отдыха и оздоровления, проведенный по результатам контрольной деятельности, свидетельствует о том, что при функционировании детских оздоровительных лагерей допускались неоднократные нару- шения действующих нормативных правовых актов. В ходе проверок были установлены факты нарушения санитарно-эпидемиологиче- ских норм и правил в части ненадлежащего содержания жилых помещений и мест обще- го пользования. В целях существенного улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в ла- герях необходима замена всех неканализованных уборных на канализованные. В ОАУК «Культурно-развивающий центр «Спартак» установлен факт превышения на- полняемости детей в отрядах (на момент проверки во 2 отряде числился 51 ребенок). Для ряда загородных оздоровительных лагерей стали типичными: – некачественная уборка территории и жилых корпусов; – отсутствие ограждения вокруг территории либо его неудовлетворительное состо- яние; – ненадлежащая организация досуга детей; – несоответствие площади помещений и количества детей в отрядах установленным нормативам; – нарушение требований трудового законодательства РФ. Процесс купания детей в водоемах был организован не на должном профессиональ- ном уровне, не везде проведены соответствующие мероприятия по подготовке пляжей к летнему сезону. Указанные обстоятельства отразились на качестве обеспечения водных процедур, а в некоторых случаях их проведение было просто невозможно. В отдельных лагерях (ОАУК КРЦ «Спартак», МАУ ДЗОЛ «Орленок», ДОЛ «Лукоморье», МА ОУ ДОД ФОК «Орбита-Лазурный») не была обеспечена круглосуточная охрана тер- ритории. Необходимо отметить, что в 2012 году самовольного ухода детей с территорий загородных лагерях не установлено. Действующим законодательством предусмотрен ряд правовых механизмов, целью которых является обеспечение безопасности детей в летних лагерях. Все сотрудники летних лагерей при приеме на работу обязаны представить справки об отсутствии су- димости либо уголовного преследования. Данная форма справки во всех личных делах сотрудников детских оздоровительных лагерей отсутствовала. В отдельных лагерях профессионализм медицинского и иного персонала, обслужи- вающего детей, вызвал сомнения, т.к. в личных делах отсутствовали документы о нали- чии профессионального образования. Установлен факт допуска к работе в помещение пищеблока повара без наличия ме- дицинской книжки (ОАУК КРЦ «Спартак»). Данное нарушение создало угрозу причинения вреда здоровью детей, а также возможность возникновения и распространения инфек- ционных заболеваний. Помимо этого, документация по организации внутреннего распорядка и культурно- воспитательной работы не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Наиболее ярко перечисленные выше нарушения проявились в детских лагерях ОАУК КРЦ «Спартак», ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида ОРК «Клен», МАУ ДЗОЛ «Орленок», в которых не были созданы условия для полноценного отдыха детей. В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О за- щите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с распоряжением о Продолжение. Начало на 20–21-й стр. Окончание на 23-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz