Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 117 /24495/19 ИЮНЯ 2013 20 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Введение «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» Ф. Достоевский Меняются эпохи, государственный строй, нравы, устои, традиции, но дети остаются самой главной ценностью любого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для развития цивилизации в целом. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынеш- него поколения перед будущими поколениями. Детство – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального (внутриутробного) периода на психическое и физическое развитие ребенка влияет та социальная среда, в которой он в данный момент находится. Детство – это период, с которого начинается жизнь каждого человека, и он является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого ребенка. Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в боль- шинстве случаев – это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, – это его отношения с родителями – матерью и отцом, с братьями и сестрами, а также бабушками и дедушками. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окру- жающими его людьми – взрослыми и детьми, – которые, в свою очередь, входят в раз- личные социальные группы. В ходе своего развития – для того чтобы сформироваться как личность – ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует, который его обогащает. Ведь фактически в семье Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязан- ность родителей заложить программу развития ребенка: научить принятым в социуме словесным способам общения, обучить жизнедеятельности в социальной среде, де- монстрировать человеческие алгоритмы адаптации и создать возможность реализации личной индивидуальности. Практически каждый день мы являемся свидетелями нарушения прав детей. Сегод- ня, к нашему глубокому сожалению, множество детей сталкивается с огромным количе- ством проблем, которые они в силу возраста или определенных причин не могут решить самостоятельно: угрозы жизни и здоровью, непонимание родителями, социальное от- чуждение, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Ответственность за радикальное решение проблемы каждого ребенка лежит на его родителях, а проблемы социального отчуждения детей решает государство. Обязанность государства по обеспечению детей защитой и заботой, которые не- обходимы для их благополучия, закреплена как в национальном законодательстве, так и в международных правовых актах, наиболее важным из которых является Конвенция о правах ребенка, являющаяся уникальным инструментом защиты прав каждого ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка является государственной струк- турой, призванной обеспечить контроль за системой органов, уполномоченных госу- дарством на защиту прав детей, и эффективным механизмом, позволяющим каждому ребенку защитить свои права. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области направлена на восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов детей, усовершен- ствование системы профилактики семейного неблагополучия и популяризации лучшего семейного опыта и ценностей российской семьи, а также устранение пробелов в дей- ствующем законодательстве в части расширения прав и законных интересов детей, а также на повышение правовой грамотности граждан. Взаимодействие и сотрудничество Уполномоченного с органами законодательной, исполнительной и судебной власти области позволяет более эффективно обеспечивать права, свободы и законные интересы ребенка. В Липецкой области институт Уполномоченного по правам ребенка был создан в ав- густе 2011 года – Закон Липецкой области от 18.08.2011 № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области». Уполномоченный по правам ребенка был из- бран в конце 2011 года. Согласно ст. 10 Закона от 18 августа 2011 г. № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по пра- вам ребенка в Липецкой области» Уполномоченный готовит и направляет доклад о своей деятельности Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, Уполномо- ченному по правам ребенка в Российской Федерации, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Главному фе- деральному инспектору по Липецкой области, главе администрации Липецкой области, Липецкому областному Совету депутатов, Липецкому областному суду, Прокуратуре Липецкой области. В настоящем докладе отражен анализ деятельности Уполномоченного по правам ре- бенка в Липецкой области за 2012 год. Основанием для доклада послужили: – сведения, полученные в ходе участия Уполномоченного в конференциях, заседа- ниях коллегий, семинарах, встречах, на которых обсуждались проблемы защиты прав детей; – информации, полученные Уполномоченным при посещении детских учреждений (школ, детских домов, домов ребёнка, социально реабилитационных центров, больниц и других государственных и муниципальных учреждений для детей и подростков); – анализ письменных и устных обращений граждан. Данный доклад отражает вопросы обеспечения гарантий, прав, свобод и законных интересов детей и подростков, проживающих на территории Липецкой области. Глава 1 Анализ обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного по правам ребенка в 2012 году При рассмотрении обращений (жалоб) Уполномоченный по правам ребенка в Ли- пецкой области руководствуется требованиями действующего законодательства на основании статьи 8 Закона Липецкой области от 18.08.2011 года № 523-ОЗ «Об Уполно- моченном по правам ребенка в Липецкой области» (далее – Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области»). В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2012 году посту- пило 1205 обращений граждан, из них 690 письменных обращений (57,2 % от всех обра- щений) и 515 устных обращения (42,7 %). Диаграмма 1 Проводя анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам ре- бенка в Липецкой области, можно определить наиболее проблемные вопросы, требую- щие решения и особого внимания властей. Диаграмма 2 Подводя итоги деятельности в 2012 году, следует отметить, что не все обращения граждан, поступившие в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой обла- сти, усматривают нарушения прав и законных интересов ребенка. Это объясняется следующими причинами: первая – недостаточный уровень правовой грамотности граждан, многие из которых имеют приближенное представление о правах своих несовершеннолетних детей и своих правах, поэтому при возникновении проблемы обращаются к Уполномоченному по пра- вам ребенка в Липецкой области (таким гражданам дается юридическая консультация и предлагается вариант решения проблемы); вторая – некоторые родители или другие родственники своими необдуманными по- ступками и действиями, создав определенные проблемы материального, жилищного, имущественного характера, пытаются «прикрыться» своими детьми, заявляя, что «в ре- зультате могут быть нарушены права их детей». 1.1. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей 1.1.1 Выплаты алиментов на содержание ребенка Каждый ребенок имеет право на заботу и одинаковую ответственность обоих родите- лей за воспитание и развитие. К сожалению, не все родители добросовестно относятся к реализации этих прав. В 2012 году в Липецкой области зарегистрирован 9491 брак и 5145 разводов. В России, по данным переписи населения, каждая четвертая семья – не- полная. В них воспитываются 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа несовершенно- летних составляет 23,3%. В соответствии с Конституцией РФ забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность обоих родителей. Независимо от того, с кем после расторжения брака живет ребенок, за его будущее в равной степени ответственны отец и мать. Статья 80 СК РФ закрепляет обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. Они вправе заключить соглашение об уплате алиментов. Но зачастую родитель, который проживает отдельно от ребенка, сни- мает с себя материальные обязанности. Это свидетельствует о серьезном кризисе, в котором в последние годы пребывает институт семьи. Он вызван целым рядом причин, связанных с проведением реформ в экономической, социальной и культурной сферах. Семье все труднее сдерживать влия- ние внешних негативных факторов. Родители совместно несут ответственность за вос- питание ребенка. Но в неполных семьях львиная доля забот ложится на плечи одного из них, а другой – ограничивается выплатой алиментов, и то не всегда добровольно. В 2012 году в Управлении ФССП России по Липецкой области возбуждено 7914 исполнительных производств о взыскании алиментов на содержание детей. Целью взыскиваемых на содержание детей алиментов является обеспечение защи- ты имущественных интересов ребенка после распада семьи, в частности обеспечение максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения и ми- нимизации неблагоприятных последствий прекращения семейных отношений между его родителями. Взыскиваемые алименты должны быть достаточными для удовлетворения привычных потребностей ребенка. При этом за ребенком, которому причитаются выпла- ты сумм в качестве алиментов, пенсий, пособий, признается право собственности на эти суммы, а родители либо лица, их заменяющие, являются распорядителями таких денеж- ных средств, расходование которых определено законом исключительно на содержание, воспитание и образование ребенка. При уклонении родителей от выплаты алиментов законодательством предусмотрены определенные санкции. Если алименты не выплачиваются по решению суда, виновный плательщик должен возмещать получателю неустойку в размере 0,5% за каждый день просрочки (п. 2 ст. 115 Семейного Кодекса РФ). Однако законные представители при дли- тельной невыплате ребенку алиментов в суд за назначением неустойки, как правило, не обращаются, и данная норма редко применяется на практике. Причин несколько. В том числе: отсутствие достаточной правовой грамотности, сложная судебная процедура, не- обходимость больших временных затрат, сомнение взыскателей в положительном резуль- тате. К тому же обращение в суд за неустойкой взыскателей, по чьей инициативе исполни- тельное производство о принудительном взыскании алиментов возбуждено на основании нотариально заверенного соглашения, в соответствии с действующим законодательством невозможно. В этом Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области убедился при рассмотрении обращений граждан данной категории. Только 10 % всех обратившихся с жалобами на злостное уклонение должников от уплаты алиментов знали о предоставлен- ном им праве на взыскание неустойки в соответствии с п. 2 ст. 115 СК РФ. Надо отметить, что из этих 10% только 25 % готовы обратиться в суд с данным иском, а остальные 75% со- мневаются в положительном исходе решения данного вопроса. Для всех категорий должников, нарушающих законодательство об исполнительном производстве, предусматривается административная ответственность по ст. 17.14 Ко- декса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Нарушения, выразившие- ся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, предостав- ление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольне- нии с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходах или месте жительства влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 100 тысяч рублей. В действующем законодательстве отсутствует административная ответственность за уклонение от уплаты алиментов. Законные представители несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ «за уклоне- ние от воспитания и содержания несовершеннолетних» в виде предупреждения или ад- министративного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Но родители, лишенные роди- тельских прав, поскольку законными представителями не являются, к административной ответственности по данной статье не привлекаются, что свидетельствует об имеющемся пробеле в действующем законодательстве в отношении этой категории лиц. Наличие данной административной нормы могло бы стать основанием определения злостности, которое сейчас отсутствует и вызывает трудности при возбуждении уголовных дел по статье 157 УК РФ 1 . Примером данного факта служит то, что в деянии неработающего лица, наделенного алиментными обязанностями, выплачивающего один раз в 3 месяца в счет алиментов 500 рублей, отсутствует злостность в уклонении от уплаты алиментов. В мае 2012 года Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области заключил с Управлением Федеральной Службы судебных приставов Российской Федерации по Липецкой области соглашение о взаимодействии по защите прав и законных интересов ребенка, что способствовало более детальному изучению данной проблемы. По сведению Управления Федеральной Службы судебных приставов Российской Фе- дерации по Липецкой области в структурных подразделениях за 12 месяцев 2012 года на исполнении находилось более 18 тысяч исполнительных производств. Было окончено и прекращено более 8000 исполнительных производств о взыскании алиментов. За 2012 год дознавателями УФССП РФ по Липецкой области возбуждено 822 уголовных дела по ч.1 ст. 157 УК РФ. По данным УФССП РФ по Липецкой области идет ежегодное снижение количества возбуждаемых исполнительных производств по алиментным обязательствам на содержание детей, но отмечен ежегодный рост количества возбуждаемых уголовных дел ч.1 ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов, что говорит о нежела- нии должников даже в принудительном порядке содержать своих детей. Диаграмма 3 Доля обращений граждан о злостном уклонении должников от уплаты алиментов от общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам ре- бенка в Липецкой области, составляет 30 %. Надо заметить, что основной тематикой всех обращений данной категории стало то, что должник не желает работать и не проживает по известному взыскателю и судебному приставу-исполнителю адресу места жительства. В большинстве случаев после вмеша- тельства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области должники были объ- явлены в розыск. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в мае 2012 года поступило обращение гражданки О. с просьбой оказать содействие в защите прав ее несовершеннолетнего ребенка. Из обращения следовало, что отец ребенка с 2009 года длительное время нигде не работает, алименты не выплачивает. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области обратился с запросом по сути данного обращения в УФССП РФ по Липецкой области, где подтвердилось наличие у гражданина О. задол- женности в размере более 170 тысяч рублей. Также выяснилось, что судебный пристав- исполнитель оказывал должнику содействие в трудоустройстве, но он работал только два месяца. Судебным приставом-исполнителем предпринимались попытки взыскания алиментов: он выходил по месту регистрации должника и по месту его фактического проживания. Однако должник не проживает ни по одному из известных адресов. В со- ответствии с п.15 ст. 64, ст. 67 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном про- изводстве» судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении права должника на выезд из Российской Федерации. 22.05.2012 года су- дебным приставом-исполнителем вынесено постановление о розыске должника. Анализ ситуации, сложившейся в части взыскания алиментов на содержание детей, показал, что нарушения алиментных прав касаются всех категорий детей и возникают на всех этапах реализации. Субъектами нарушений являются как родители, так и государ- ственные органы. Нарушения обусловлены прежде всего ненадлежащим исполнением должностными лицами действующих правовых норм. Так, например, к Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области обра- тилась гражданка Р. с просьбой оказать содействие в защите прав ее несовершенно- летнего ребенка, т.к. судебный пристав-исполнитель не предпринимает никаких мер принудительного характера к должнику. За должником образовалась задолженность в размере 110 052 рубля. Проверка исполнительного производства показала, что за период нахождения исполнительного документа на принудительном исполнении судеб- ными приставами-исполнителями районного отдела судебных приставов неоднократно осуществлялась проверка имущественного положения должника, предпринимались действия по установлению места работы. В ходе совершения исполнительных действий от должника отбирались объяснения. Он неоднократно предупреждался об уголовной ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка. Вместе с тем работа в части возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ до конечного результата доведена не была, комплекс мер, предусмотренных законода- тельством об исполнительном производстве, принят не в полном объеме. После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области дан- ные нарушения были устранены. Необходимо отметить, что вопрос взыскания алиментов на содержание несовершен- нолетних детей с одной стороны остро связан с таким явлением, как «зарплата в конвер- те», когда официальный уровень заработной платы не соответствует действительности или когда должник не заключал трудовой договор с работодателем, но работает. Данный факт существенно нарушает право ребенка на достойное существование. Однако взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области с Управлением Федеральной Службы судебных приставов Российской Федерации по Ли- пецкой области в 2012 году свелось не только к совместному рассмотрению обращений граждан. В мае 2012 года прошло совместное заседание, предметом рассмотрения ко- торого стали результаты работы Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области по исполнению требований исполнительных документов о взыска- нии алиментов в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На встрече было установлено, что одной из проблем взыскания алиментов является то, что при вынесении решения о взыскании алиментов судебными органами не всег- да указываются сведения, необходимые при исполнении исполнительных документов данной категории: не указываются государственные учреждения, в которых находится ребенок; не указываются расчетные счета ребенка, на которые должны поступать денеж- ные средства в случае их взыскания. Необходимые сведения судебному приставу-ис- полнителю приходится выяснять путем обращения с запросом в суды, вынесшие реше- ния, органы опеки и попечительства соответствующего региона, что требует временных затрат. В Липецкий областной суд было направлено письмо с просьбой при направлении на принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сопрово- дительных письмах указывать реквизиты личного счета ребенка, на который подлежит перечисление взысканных алиментов. В большинстве регионов Российской Федерации на уровне Уполномоченных по пра- вам ребенка давно обсуждается вопрос о создании алиментного фонда. Данная иници- атива, предложенная Общественной палатой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, стала бы действенной государственной гарантией защиты прав несовершеннолетних. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области поддерживает инициативу Общественной палаты Российской Федерации, т.к. в создании данного фонда в первую очередь нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Создание Фонда по- мощи детям данной категории позволит выплачивать им алименты. Изучая личные дела, Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области было установлено, что на лице- вых счетах детей, оставшихся без попечения родителей, находится меньше 5-10 тысяч рублей в результате невыплаты алиментов нерадивыми родителями. Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области проводится большая рабо- та по улучшению сложившейся ситуации. 1.1.2 Оставление родителями ребенка в опасности Происходящие в нашей стране глобальные социально-экономические, политиче- ские преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с по- ложительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений. Самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети. У ребёнка, воспитывающегося в семье, создается потребность быть проникнутым любовью и верностью к своим родственникам, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, а также формируется стремле- ние этому самому научиться. В соответствии со статьей 5 Конвенции ООН о правах ребенка «государства-участни- ки Конвенции уважают ответственность, права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка». На основании ст.38 Конституции Российской Федерации забота о детях и их воспи- тание являются равным правом и обязанностью родителей. Семейный кодекс Россий- ской Федерации устанавливает ответственность родителей за воспитание своих детей: родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нрав- ственном развитии своих детей. В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса Рос- сийской Федерации родители при осуществлении своих прав не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. По мнению итальянского педагога М. Монтессори «Ребенок является воспроизведе- нием взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей». К сожалению, не все родители обращают внимание на нарушения прав своих детей в плане пренебрежительного и грубого обращения и не замечают своей жестокости по отношению к ним. К Уполномоченному по правам ребенка обратились учащиеся одной из школ города Липецка, которые стали невольными свидетелями избиения ребенка, когда мама (позже выяснилось, опекун) после беседы с классным руководителем стала хлестать девочку по щекам, выражая недовольство успеваемостью подростка, произносила всякие руга- тельные слова. Опекун была приглашена к директору школы, в органы опеки и попечительства. Она была предупреждена об ответственности за воспитание несовершеннолетнего опекае- мого. Благодаря совместным действиям органов системы профилактики конфликт был разрешен, опекун извинилась перед ребенком в присутствии класса, на глазах которого произошло нарушение прав ребенка. Гарантией обеспечения конституционных требований, относящихся к воспитанию детей, является установление уголовной ответственности за неисполнение обязанно- стей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением, пред- усмотренное статьей 156 УК РФ. СК РФ статьей 69 устанавливает возможность лишения родительских прав. В соответствии со ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несо- вершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним» в Липецкой об- ласти в 2012 году было возбуждено 14 дел. Хотелось бы отметить, по сравнению с 2011 годом (возбуждено 19 дел) наметилась тенденция к уменьшению количества преступле- ний такого вида. Судебная практика Липецкой области свидетельствует об отсутствии в 2012 году уголовных дел, возбужденных по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». На протяжении последних лет в нашей области успешно проводится ряд комплекс- ных мероприятий, направленных на профилактику социального неблагополучия детей и активную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении. Таблица 1 Количество семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на разных видах профилактического учета Виды профилактического учета 2012 в % к 2011 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 2418 -1,9 – количество детей, проживающих в таких семьях 3465 -9,4 2. По делам несовершеннолетних органов внутренних дел 2418 -1,9 – количество детей, проживающих в таких семьях 3465 -9,4 3. Органы опеки и попечительства 1477 -5,1 – количество детей, проживающих в таких семьях 2475 -4,6 В каждом муниципальном образовании области утвержден график совместных вы- ездов «мобильных групп» в социально неблагополучные семьи в составе специалистов органов системы профилактики, которые реагируют на сигналы от соседей, учителей, медицинских работников, а также родственников и знакомых. Мобильные группы являются службами раннего выявления семейного неблагопо- лучия для оказания поддержки семьям с детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной ситуации, социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств. В Липецкой области элементы ювенальной юстиции (можно назвать социального правосудия в отношении несовершеннолетних) в гражданском судопроизводстве стали применяться со второй половины 2009 года. По гражданским делам ювенальные тех- нологии применяются в первую очередь по спорам о лишении родительских прав, об ограничении, восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения. В судах на стадии подготовки и в ходе рассмотрения гражданских дел выделяются категории детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных ор- ганов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей, проживающих в малоимущих семьях, нуждающихся в социальной помощи. При выявлении таких фактов выносятся частные определения в государственные органы в целях оказания практической помощи. Все суды при рассмотрении гражданских дел, где затрагиваются интересы несовер- шеннолетних, проводят тщательную досудебную подготовку, истребуют полный характе- ризующий материал на детей и родителей. С 4 квартала 2010 года по инициативе Советского районного суда г. Липецка на базе амбулаторного детско-подросткового отделения ГУЗ «Липецкий областной наркологиче- ский диспансер» организован проект «Школа родителей». В ходе реализации мероприя- тий данного проекта проводится медицинское обследование родителей и при необходи- мости лечение наркологической патологии; осуществляется психологическая коррекция родителей и социальный патронаж семьи. По результатам занятий ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» гото- вит заключение, которое может повлиять на окончательное решение суда – способен ли этот человек быть достойным родителем, или ему не стоит доверять воспитание детей . Прежде чем принять окончательное решение по лишению родительских прав или ограничению в родительских правах, используется новая форма решения суда – пред- упреждение о необходимости выполнения родительских обязанностей , а в работе со- трудников органов опеки и попечительства появилось новое направление – работа с предупреждёнными родителями. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области (2012 год) Постановление четырнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 469-пс от 30.05.2013, г. Липецк О Докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2012 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2012 год, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депу- татов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депута- тов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребен- ка в Липецкой области за 2012 год. 2. Комитету по законодательству и правовым вопросам подготовить законода- тельную инициативу по внесению изменений в Закон Липецкой области от 27.12.2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» в части, касающейся установления механизма регистрации права собственности на жилое помещение за несовершеннолетними в случае предо- ставления на них субсидий. 3. Рекомендовать: 1) исполнительному органу государственной власти области в сфере образования и науки: а) усилить контроль за исполнением органами местного самоуправления пере- данных полномочий в соответствии с Законом Липецкой области от 27.12.2007 № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государ- ственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечитель- ству в Липецкой области»; б) с целью установления равных прав граждан, нуждающихся в особой заботе, разработать методические рекомендации по определению единой льготной катего- рии граждан на предоставление места в детском дошкольном образовательном уч- реждении в первоочередном порядке. 2) органам местного самоуправления: а) обратить внимание на неукоснительное выполнение Закона Липецкой области от 27.12.2007 № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попе- чительству в Липецкой области»; б) разработать для школ, использующих новые технологии в питании учащихся, несколько вариантов питания с учетом рекомендаций лечебных учреждений по про- филям заболеваний. 4. Направить доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ли- пецкой области за 2012 год в органы местного самоуправления муниципальных райо- нов и городских округов области. 5. В соответствии со статьей 10 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» доклад Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2012 год опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Продолжение на 21-й стр. 1 Статья 157 Уголовного кодекса. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz