Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 13/24391/23 ЯНВАРЯ 2013 Вас заинтересовала тема , поднятая обо - зревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ОБРАЗОВАНИЕ | Елецкая школа отметила полувековой юбилей Встреча с юностью Милада Федюкина Особенный праздник, которого нет ни в одном календаре, состоялся в елецкой школе №21. Вспомнить славную ее историю собрались в этот день руководители образова- тельного учреждения разных лет, выпускники, учителя и ученики нового поколения — всего более двухсот человек. Именинников пришли поздравить представители местной власти, депутаты, руководители городского управления образования, коллеги из высшей школы — ЕГУ им. И.А. Бунина. Для тысячи двухсот уче- ников школа впервые рас- пахнула двери 1 сентября 1962 года. Это было действи- тельно особое образователь- ное учреждение. Первая но- вая школа, построенная по- сле Великой Отечественной войны.Коллективучителей, почти шестьдесят человек, вместе с первым директором Анатолием Красниковым стремился сделать школь- ную жизнь воспитанников по-настоящемунасыщенной и интересной. АнатолийНи- кифорович заложил основы новых школьных традиций (однойиз них стало создание летописи учебного заведе- ния, в которой рассказыва- лось об успехах учеников и о судьбах выпускников). Он, как теперь вспоминают его коллегиивоспитанники, це- ликомотдавал себяшколе. С раннего утра и до позднего вечера. Домашний быт — это все потом. Пожалуй, именно школа была первым его главным домом, семьей. Строгий, требовательный и в то же время чуткий, вни- мательный, компетентный — таким остался в памяти этот педагог, огромныйжиз- ненный опыт которого и зна- ние психологии помогали найти верные «ключики» к сердцам взрослых и детей. Много интересного было в школе в шестидесятые. Один только пример. Стро- ительство собственных ма- стерских превратилось в на- родную стройку, на которой наравне трудились ученики и их родители. Сегодня та- кому энтузиазму можно только позавидовать. Сорок восемь выпусков, около трех тысяч выпуск- ников за 49 лет. И школе- имениннице есть кем и чем гордиться. Ее воспитанники в разные годы трудились и продолжают трудиться в разных отраслях народ- ного хозяйства. На встрече в честь 50-летия образо- вательного учреждения о своем школьном детстве вспоминали кандидат юри- дических наук, начальник центра занятости населения Ельца ВикторЩепетильни- ков, обладательница звания «Учитель года-2011»Ирина Данилина и тот, кто самым первым подал заявление о приеме в новую школу в да- леком 1962 году, Владимир Скавыш. Он встретил ново- селье в 9 классе. А сегодня является консультантом по оборудованию одного из крупных предприятий города. На юбилейной встрече вспоминали славную пле- яду учителей-ветеранов. Многие из них посвятили школе всю свою трудовую жизнь и ушли на заслужен- ный отдых с единственной записью в трудовой книж- ке. Добрые слова звучали в адрес их преемников, тех, кто сегодня «сеет разумное, доброе, вечное». Проректор ЕГУ им. И. А. Бунина Ольга Сарычева подчеркнула роль школы как сильного звена единого учебно-методиче- ского комплекса, создан- ного вузом более десяти лет назад. 2011 год оказался пере- ломным в истории школы. Директор Ольга Гришанова напомнила, что учебное за- ведение вошло в структуру самого старинного образо- вательного центра города — школы № 1 им. М. При- швина. И с этого момен- та для трехсот учеников с первого по девятый класс начался отсчет уже нового времени. Помимо структур- ных изменений качествен- но выросло материальное обеспечение учреждения. В рамках программы мо- дернизации системы об- разования техническая и учебная база школы по- полнилась компьютерным, интерактивным оборудова- нием, в спортзал поступил современный инвентарь. Здесь появился и первый в регионе кадетский класс, в котором обучаются юные инспектора дорожного дви- жения. Финальным же аккор- домюбилейного вечера, как то и бывает на торжествах «по случаю», стал цере- мониал зажжения свеч на торте и его «официальное» разрезание. Это право было предоставлено бывшему директору Владимиру Та- тарникову и нынешнему руководителюшколыОльге Гришановой. Слово обозревателю Ненужная роскошь Елена Бредис Под словом «роскошь» мы сегодня подразумеваем все что угодно: дорогущий автомобиль, бриллианты, особняк на Рублевке, яхту, но только не человеческое общение. Неисправимый романтик Антуан де Сент-Экзюпери, написавший в книге «Земля людей», что единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого обще- ния, бесповоротно устарел. Его крылатая некогда фраза уже ничего, кроме снисходительной улыбки, вызвать не может. Во-первых, потому что мы стали не просто прак- тичными, но приземленно прагматичными. А во-вторых, разучились общаться. В ообще-то, если вду- маться, то эти пере- мены взаимосвязаны. самом деле, с какой стати человеку тратить время на задушевные беседы? У него есть дело поважнее: больше денег заработать для при- обретения всего выше пере- численного. А уж если с кем и встретиться, посидеть, так только, как кто-то однажды сострил, с «нужниками». То есть с теми, кто нужен, по- лезен в продвижениик успе- ху — в бизнесе, карьере, достижении лидерства. Мо- лодежь, правда, тянется с себе подобными, но эти кон- такты все больше сводятся к обмену смс-сообщениями или короткими репликами в чате. Но и там чаще всего происходит почти так, как рассказывает Задорнов: «Ты чё?» — «Я ничё. А ты чё?» Казалось бы, это не име- ет отношения к заявлению, которое в конце прошлого года было принято ученым советом филологического факультетаМГУ. Речь в нем вроде бы совсем о другом — о нынешнем состоянии образования в России и о результатах его реформи- рования: «Несколько лет подряд отдельные пред- ставители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастро- фы как в школьном обра- зовании вообще, так и в его гуманитарном сегмен- те в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая лите- ратура более не выполняет роль культурного регуля- тора образовательного про- цесса». Проще говоря, пока все нормальные люди были озабочены концом света, ученые главного универси- тета страны били в набат из-за катастрофы в гумани- тарном образовании. Мож- но, разумеется, по аналогии с несостоявшимся концом света сказать: не надо боять- ся этой катастрофы, потому что она давно уже наступила и ничего ужасного как будто бы не принесла. Но так ли это? Н аверное, не стоило бы очень уж сгущать краски, если бы не одинсимптоматичныйфакт: в программе развития рос- сийского образования до две тысячи двадцатого года, которая принята незадолго до объявленного конца све- та, выражается глубокое удовлетворение проведен- ными реформами. В ней еще раз подчеркивается, что главный критерий уровня образования— это все те же результаты ЕГЭ. Но почему тогда так встревожен ученый совет именно филфака? Первый из возможных ответов ле- жит на поверхности: несмо- тря на весь прогрессивный характер единого госэкза- мена и все рекламируемые плюсы тестовой системы проверки знаний, грамот- ность населения неуклонно снижается. Достаточно на улице прислушаться, как молодые люди говорят друг с другом. Достаточно попы- таться выделить, уловить хоть какую-то мысль в этих разговорах, отбросив много- численные слова-паразиты, междометия и матерщину. Вот-вот. Это она и есть, та са- мая«роскошьчеловеческого общения» на новый лад. Я уж помалкиваю о том, как поколение next переписыва- ется в Интернете. Хотя что предъявлять претензии юн- цам, коли ведущая «Мину- ты славы»Юлия Ковальчук прямо с телеэкрана на всю страну говорит «туфлЕй», да еще с ударением на по- следнем слоге? Ну, нашелся бы кто-нибудь, чтобы ей объяснить: у слова «туфли» есть родительный падеж — «туфель»! И никак иначе. Но кто просветит блондин- ку в кадре? Диктор с НТВ, который рекламирует оче- редной фильм по мотивам «повестЕй», ставя опять же ударение на последнем сло- ге? В пору моей молодости, когда я работала на радио, за такое с работыувольняли. Но это когда было... Другой ответ, а точнее, суть катастрофы, препо- даватели МГУ, как я уже процитировала, сформули- ровали так: «русская клас- сическая литература более не выполняет роль куль- турного регулятора образо- вательного процесса». Ну чудаки! Да почему русская литература должна сегодня что-то там регулировать? С ее идеями служения выс- шим идеалам, самопожерт- вования, чувства долга и ответственности? Это же в корне противоречит кодек- су строителя капитализма! Какое самопожертвование, если главная цель — быть богатым и процветающим? Как можно ощутить себя частицей огромного народа, если тебе с детства предпи- сано стремиться стать оли- гархом? Тут уж надо идти по головам. Не то рискуешь оказаться в числе «лохов» и неудачников. К слову, ве- ликие идеи великой русской литературы девятнадцатого века отнюдь не противоре- чили моральному кодексу строителя коммунизма. Па- радоксально, но факт. Чего ради, скажите, так поспешили у нас «ликви- дировать» выпускное со- чинение по литературе? Официально было заявлено: это самый «коррупцион- ноемкий» вид экзамена. Можно подумать, мыне зна- ем, как фальсифицируются результаты ЕГЭ! Если по ним судить, так лучше всего русский знают на Северном Кавказе. А не в том ли дело, что школьные сочинения были призваны научить де- тей не только самостоятель- но мыслить, но и выражать этимысли?Не в томли дело, что для сочинения требуется самостоятельный анализ прочитанного, его личное, личностное проживание и переживание? Это, по суще- ству, тоже общение: с кни- гой, с автором, с учителем, да и с самим собой. Диалог. В идеальном варианте для сочинения требовался акт сотворчества. Но творческие люди и «креативный класс» — две большие разницы, как говорят в Одессе. Попу- ляция «креативных менед- жеров»—это популяция ис- полнителей-потребителей. Чемлучше исполняешь, тем больше потребляешь. Раз- думья над смыслом жизни и склонность делать свои собственные выводы, давать собственные оценки при этом будут помехой. И для самих потребителей, и для их хозяев. «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь». Ох, Александр Сергеевич, всё вынаше! Икогдаже строчки ваши потеряют актуаль- ность? Т еперь предполагается, что в старших классах русский язык и лите- ратуру объединят в один предмет: «Словесность». Вы догадываетесь, чем будут заниматься на этих уроках? Правильно, все тем же на- таскиванием для единого госэкзамена по языку. И наверняка от этого выпуск- ники не станут правильнее ни писать, ни говорить. До- шло уже до того, что в целях борьбыс безграмотностьюна негуманитарных факульте- тах вМГУ вынуждены были ввести предмет «Русский язык и культура речи». В крупных городах «бога- тенькие буратины» запросто найдут платные тренингипо «речевому имиджу», где их научат говорить «Туфель» вместо «туфлЕй». Но даже на тренингах не научишь мыслить и обмениваться друг с другом этими мыс- лями. Впрочем у большин- ства и потребности такой не возникнет. Как ни крути, а общение в наше время становится непозволитель- ной, да и не желательной роскошью. ВЕРНИСАЖ | В Липецке открылась уникальная экспозиция Известные «неизвестные» ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫЙ | Рыбалка как души отдохновение Мормышка для окунишки Ольга Белякова В минувшую субботу на льду Матырского водохра- нилища состоялся откры- тый чемпионат области по ловле рыбы на мормышку. Популярность этого вида спорта растет год от года. Юноши и убеленные седи- ной ветераны, люди всех профессий — всем нашлось место у лунок. И не только липчанам. Как и в прежние чемпионаты, к нам в гости с надеждой на победу приеха- ли команды мастеров ловли рыбы на мормышку из Бел- городскойобласти,Воронежа иКурска, а также из городов и районов нашего региона. Особенностью прошед- шего чемпионата была не только массовость. Впер- вые в состязаниях такого ранга разыгрался именной кубок — первого президен- та Липецкого областного рыболовного клуба Олега Мазура.Активныйрыболов, внесший большой вклад в создание общественной ор- ганизации преданных рыбо- ловному досугу людей, он и по сейдень немыслитжизни без удочки. Правда, выйти на лед на этом чемпионате ему помешали неотложные дела, но свой именной кубок Олег Мазур все же вручил лично. А вот кому — пред- стояло выяснить в ходе шестичасового марафона любителей зимней рыбалки. Когда подвели итоги, выяснилось, что весь пье- дестал и в личном, и в ко- мандном первенстве заняли рыболовы из Воронежа. Больше всех окуней, почти 2 кг, наловил воронежский спортсменВладимирПорот- ков. Ему и достался кубок Олега Мазура. Впрочем, в пятерку сильнейших во- шел и липчанин Александр Савчук. Вне конкуренции была единственная среди рыболововженщина—Еле- на Анохина, председатель Федерации спортивного и любительского рыболовства Курской области. Успех, что называется, по чину. Липецкие спортсмены относительной неудачей не были обескуражены. Впе- реди у них февральский розыгрыш Кубка области и чемпионат России по ловле рыбы на мормышку. А в марте вновь пройдет став- ший грандиозным люби- тельскийфестиваль рыболо- вов. Будет еще где показать свое мастерство! — Главное, в конце кон- цов, не победа, а участие, тяга людей к здоровому об- разу жизни, — подчеркнул в беседе с корреспондентом «Липецкой газеты» глав- ный судья соревнований, президент областной Феде- рации спортивного и лю- бительского рыболовства Олег Мосоров. — Вы посмо- трите как популярна у нас в регионе зимняя рыбалка. Поистине, увлечение по душе, которое прибавляет и здоровья, и новых друзей, и адреналина в крови. Сергей Малюков Убелённые сединами благообразные старцы в парадных мундирах, бравые молодые офицеры, благородные князья, кокетливые светские красавицы, и почти под каждой картиной таблич- ка: «Изображён предполо- жительно…» или «Худож- ник неизвестен». В Липецком областном художественном музее на улице Ленина открылась необычная выставка «Пор- треты неизвестных» из кол- лекции Государственного музея А.С. Пушкина. В залах старинного особняка Губина разместились 40 живописных и пастельных работ. Перед зрителем раз- ворачивается широкая па- норама русского общества XVIII-XIX веков. Посети- тель, гуляя по просторным залам, словно оказывается в центре великосветского приёма пушкинской эпохи. Безусловно, центральное место на выставке зани- мают экспонаты, связан- ные с личностью «солнца русской поэзии». Прямо у входа расположен интерес- нейший стенд, собравший различные прижизненные интерпретации образаПуш- кина художниками. Здесь и портрет Саши Пушкина трех лет от роду, оригинал которого есть в экспозиции, знаменитый автопортрет тушью, почти каноническая работа кисти Ореста Ки- пренского и других масте- ров. Вот уж действительно, у каждого свой Пушкин! Первый зал выставки служит, своего рода, мостом времени, объединяющим прошлое и настоящее музея, — нынешнюю выставку и прежнюю, имевшую то же название и проходившую в залах Государственного му- зея А.С. Пушкина более 40 лет назад. Она была открыта 10 января 1969 года: к тому времени фонды насчиты- вали около 80 безымянных портретов современников поэта. Здесь сразу же обраща- ешь внимание на портрет молодого романтичного щё- голя байронического вида. Этакий «москвич в Гароль- довом плаще» с идеальны- ми классическими чертами лица, мало похожий на привычный нам образ Алек- сандра Сергеевича. Амежду тем под картиной таблич- ка с надписью «Pushkin». Дело в том, что полотно долгое время находилось в курортном городке Висба- дене. Много лет немецкая семья хранила у себя этот портрет, считая, согласно легенде, что неизвестному художнику позировал сам великийпоэт. Однако, когда картина поступила в сто- личный музей, эксперты, проведя сравнительный иконографический анализ портрета с известными при- жизненнымипушкинскими изображениями и техни- ко-технологическую экс- пертизу, пришли к выводу, что она была написана уже 1840—1850 годах, после смерти Пушкина. А вот по поводу того са- мого небольшого изображе- ния ребёнка, датируемого 1801—1802 годом, сомне- ния развеяны. Ранее эта миниатюра принадлежала известному советскому ар- тисту Всеволоду Якуту. В 1949 году он блестяще ис- полнил рольПушкина в теа- тре имениМ. Н. Ермоловой, восхищенная поклонница в благодарность вручила ему эту реликвию, ну а Якут решил поделиться редкой работой с публикой. Споры вокруг нее не ути- хали несколько десятков лет, к работе привлекались даже судмедэкспертные институты США. Специ- алисты, исследуя все при- жизненные изображения поэта, в том числе автопор- треты, сравнивали конфи- гурацию глаз, расстояние между ними, изучали лоб, подбородок. — Этот портрет пришел к нам в 1961 году,—расска- зал корреспонденту «ЛГ» директор Государственного музея А.С. Пушкина Евге- ний Богатырёв. — И толь- ко сравнительно недавно специалистам удалось до- казать, что эту работу на- писал одиниз известнейших французских художников— Ксавье де Местр, который приехал в Россию после французской буржуазной революции, был лично зна- ком с Александром Сергее- вичемПушкиными дружил с его родителями. Второй и третий залы отданы портретам пушкин- ской эпохи. Со старых по- лотен на нас смотрят пре- красные дамы и элегантные кавалеры, люди разных сословий и занятий, многие из которых, как например «дама с моноклем»— ба- ронесса Дантес-Геккерн, урожденная Екатерина Гон- чарова, сестра Натальи Гон- чаровой, или старшая внуч- ка Александра Сергеевича Наталья Дубельт, имели самое непосредственное от- ношение к Пушкину. Большинство изображе- ний представителей дворян- ского и купеческого сосло- вий России в разное время и при разных обстоятельствах поступили в коллекцию музея с пометкой «портрет неизвестного лица» либо с мифологизированной или ошибочной аннотацией. И только благодаря кро- потливой работе специали- стов Пушкинского музея на Пречистенке удалось уста- новить истину. Картины обрели своих авторов, а их герои — имена. Так, парадный портрет светлейшего князя Италий- ского графа Суворова-Рым- никского кисти художника Тюрина поначалу вызывал немало вопросов. Пожилого генерала все принимали за сына Пушкина Александра Александровича — коли- чество орденов совпадало. Но военный историк Алек- сандр Кибовский обратил внимание, что генерал — в солдатском мундире зна- менитого Фанагорийского гренадерского полка имени Суворова. Так выяснилось, что на картине изображён внук прославленного гене- ралиссимуса, унаследовав- ший титулы и регалии. Со времён первой выставки «Портреты неизвестных» из нескольких сотен экспо- натов Пушкинского музея окончательно не «опозна- ны» не более трети кар- тин. Специалистампришлось немало поломать голову, анализируя шарж неиз- вестного шутника начала XIX века, изображавше- го солидного мужчину с брюшком и подписью: «Кто бы ето был?» Ребус, тем не менее, удалось разгадать и идентифицировать лич- ность Василия Алексеевича Лёвшина — тульского по- мещика, известного агра- рия, секретаря Вольного экономического общества, русского литератора и ку- линара. Вероятно, изобра- жение входило в какой-то сборник, а пояснения со временем затерялись. Познакомиться с «Пор- третами неизвестных» лип- чане смогут до 25 марта. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz