Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ | В Елецком госуниверситете обсудили проблемы педагогического образования Девяносто лет дискуссий Дмитрий Бровкин О современном состоянии педагогического образова- ния не говорит сегодня только ленивый. Разброс мнений от консервативного («У нас всё в порядке») до революционного («Нужны крутые перемены»). Дискуссии на злободнев- ную тему регулярно прохо- дят и в ЕГУ имени И. А. Бунина, который в очеред- ной раз вошёл в сотню лучших вузов России. Девять лет кряду в уни- верситете организуется «Школа молодых учёных» попроблемамгуманитарных наук. В этом году научный форум собрал людей науки в возрасте до 40летиз четырёх вузов нашего региона — ЕГУ, ЛГПУ, ЛГТУ и Липец- кого института развития образования. Пленарное за- седание впервые состоялось в главном корпусе: преды- дущие восемь лет семинар открывался на учебно-спор- тивной базе Елецкого госу- ниверситета в Задонском районе. Перед участниками семинара выступила ректор ЕГУ, доктор педагогических наук, профессор Евгения Герасимова. Она рассказала о том, что в следующем году будет отмечаться 75-летие с момента появления Елецко- го учительского института. За это время вуз окончи- ли более 60 тысяч выпуск- ников в основном педаго- гических специальностей. Многие из них—победители и призёры всероссийских конкурсов профессиональ- ного мастерства, например «Учитель года». Его ини- циатор и присутствовал на семинаре. Главныйредактор «Учительской газеты» Пётр Положевец привёз первый номер своего издания, вы- шедшийпочтидевяностолет назад. В нём опубликована статья одного из лучших, как подчеркнул Пётр Григо- рьевич, министров образова- ния Советского Союза и Рос- сииАнатолияЛуначарского. —Автор пишет о нехват- ке качественных учебников; о родительской помощи, без которой молодому учите- лю не прожить; о том, что молодые педагоги не стре- мятся жениться—не на что содержать семью. Прошли десятилетия, мало что изме- нилось: дискуссии на тему продолжаются, — полагает Пётр Положевец. Консервативность систе- мыроссийского образования не всегда ей же на пользу, считают столичные экспер- ты. Вице-президент Россий- ской академии образования, профессор Виктор Болотов озвучил инициативы, ко- торые сегодня обсуждают- ся в научном сообществе: организовать для будущих учителей экзамены на про- фессиональнуюпригодность и ввести педагогическую интернатуру. В последнем случае молодой специалист получает высшее образова- ние, в течение года работает помощникомучителя, после чего становится полноцен- ным педагогом. Подобная практика уже широко при- меняется в странах Европы. — В постоянно меняю- щейся системе образования по-прежнему ряд проблем: качество подготовки учите- лей, нежелание молодёжи идти работать в школу, на- сыщенность рынка труда педагогами. Поэтому чтобы не стоять наместе, нужно бе- жать, то есть совершенство- ваться, — заметил учёный. Как бы то ни было, коли- чество молодых учёных не уменьшается. Посредством науки они не только делают новыеоткрытия,ноизанима- ются общественной работой. Аспиранттретьегогодаобуче- нияЛипецкогогосударствен- ного педагогического уни- верситета, вице-президент организации «Становление» Сергей Полозов в свободное от занятий время оказывает юридическую, психолого- педагогическую помощь, со- действуетврешениипроблем выпускников-сирот. — Ключевой момент в моей будущей диссертации — меры, позволяющие вы- пускнику-сироте включить- ся в социум, узнать свои возможности, которые ему предоставляет государство. Мы участвуем в грантовой деятельности, на получен- ные средства обустраиваем быт сирот. Десятки ребят уже получили современ- ную технику — стиральные машины, холодильники. Проводим психологические тренинги, педагогические семинары. Сейчас планиру- ем оказывать помощь в по- лучении водительских прав и изучении иностранных языков. Но главное — необ- ходимо подготовить единую модель постинтернатного сопровождения и предоста- вить её в учреждения систе- мы профилактики и борьбы с сиротством, — говорит Сергей Полозов. В неформальной обста- новке люди науки пооб- щались на загородной базе ЕГУ. Для них провели ма- стер-классы и «круглые столы». «Учитель должен постоянно учиться», не раз звучало на семинаре. Мо- лодые учёные продолжают совершенствоваться. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 116/24494/18 ИЮНЯ 2013 ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди Преодолевая и побеждая… Слово обозревателю А туда ли течет Волга? Александр Косякин «Будь проще и народ за тобой потянется…». Это — из современного фольклора. Народ действительно потянул- ся. Простота стала нормой жизни, как воровство, а смена гражданства — как смена белья. Упростились нравы. Истончилась культура. Облетели листки календаря, прошлое задрапировали новыми реалиями. Люди стали тверже в желаниях и скупее на отдачу. Фразу «А я вам, сударь, руки не подам…» теперь можно встретить только в старом кино. Вызова на дуэль еще заслужить надо, а полу- чить сатисфакцию можно разве что в программе Соловье- ва, и то, если… перекричишь соперника. Д емократия, эта сказоч- наяЖар-птица, снова вырвалась из наших объятий, при этом каркая, как распоследняя ворона. В руках остались жемчужные перья, а на сердце досада: успела-таки нагадить намна голову. Но мы продолжаем следить за ее полетом. За- пад с его свободами и ценно- стями по-прежнему влияет на жизнь России — как бы мы ни противились этому, как бы ни вздыхали: ох и трудно переложить «ихние» ценности на язык «наших» родных осин. Давайте посмотрим, ка- кие проблемы и — соот- ветственно — законы мы обсуждаем в последнее вре- мя. Гей-парады… Слово на слуху, оно в петициях, до- кладах и в рабочей повестке. Общество спорит: стоит ли запрещать эти странные шествия, ведь «голубые» да «розовые» желают не столько тусоваться, сколько участвовать в политическом процессе — делиться с нор- мальными людьми своими идеями. А вдруг во время шествия кого-то осенит со- вершенно свежей? Европу вот осенило — там уже Мен- дельсона в загсах играют исключительнодлямужчин. Анашлиберал, ошалев от та- кого приступа демократии, мечется, какбуриданов осел, между двумя стогами сена: на демократическом лужке он выглядит вроде пышнее, зато на своей российской по- ляне — поосанистей… Но что вообще тут об- суждать? Разве здесь есть тема? Разве возможны были хотя бы дискуссии по этим проблемам прежде? Если бы в старой России, России наших предков, кто-либо заикнулся об Этом, реакция последовала бы такая: за- чинщику — первый кнут! В церковной жизни — епи- тимья, в миру — по лицу канделябром! Но мы теперь в другой России. Мы за- игрались в демократию. Вот и обсуждаем скабрезную по самой сути идею: можно ли отдавать российских детей в однополые семьи на Запад? Ну в те, где не папы–мамы (как в нормальных семьях во всем мире), а что-то такое средне-демократическое? Для обычного (непродви- нутого) человека это все равно, что обсуждать вопрос: можно приходить на работу, простите, без штанов или все-таки с ними? Еще Турге- нев говорил, что абсолютное большинство состоит из лю- дей нормальных, которые, с одной стороны, сальных свечей не едят, с другой — битым стеклом не утира- ются… На днях даже прези- дент на пресс-конференции не выдержал, так и сказал «акулам пера»: достали вы этими однополыми семьями! С еть и эфир затоплены бесконечными обсуж- дениями, которые пре- жде вогнали бы в краску не только гимназистку. Но мы продолжаем споры и зате- ваем «круглые столы». Мы открываем дискуссии и… закрываем себя. Целый год разводили турусы на коле- сах, разбирая по косточкам дичайший поступок «пусек» в храме. Рассусоливали: а может, панк-молебен у алтаря — никакое не свя- тотатство, а демократичная процедура? Не замечая при этом, что как раз битым сте- клом и утирались… Разумеется, далеко не все свободы навязаны Западом. У нас и своей дури хватает. Вот почему вещи обычные, лапидарные у нас требуют законодательного осмыс- ления. К примеру, опреде- лились наконец с пивом. Решили, что пить его нельзя не только в подворотне, но и на улицах, в трамваях, в детскихпесочницах, а также возле памятника Пушкину или на ступенях Эрмитажа. Нехорошо, неправильно это, а теперь еще ипротивозакон- но! А ведь еще недавно так не считали. Счет был опять- такикакуклассика: дважды два — стеариновая свечка. Ну разве могла бы возник- нуть сама эта тема в трезвом и культурном обществе? Примерно в такой же плоскости шло обсуждение другой проблемы: прилично ли курить в переполненном автобусе или нет? А — на улице, где полно детей и беременных женщин? А в лифте или вузовской ауди- тории? С таким же успехом можно обсуждать: а туда ли течет у нас Волга? Но жизнь все подсыпает вопросы. Вот еще: правиль- но ли предлагать авиапас- сажиру выпивку в салоне самолета (а то пока летит, все равно делать нечего) или погодить? Остановились на второмварианте.Потому что все чаще одни надираются до столбнячных судорог, другие — до поросячьего визга, третьи—до потасовок на борту… Значит — нельзя! Впору вешать в салоне таб- личку с цитатой из указа Петра: «Пьянства и мордо- боя не учинять, ибо для этого другие места есть». С колько уже лет веду- щие каналы и печат- ные СМИ обсуждают вопрос: а хорошо лиругаться в обществе матом? Дискус- сия открытая — говори что думаешь. Я вот думаю—что плохо. Это у меня личное. Вторую неделю на соседнем доме кровельщики кроют крышу. Ядумал—железом. Оказалось — матом… Про- стецкий, я бы даже сказал, веселыймат сыпется сверху, как спелые орехи, с утра до вечера. И форточку не за- кроешь — душно. Ничего необычного — это они так разговаривают… Да разве только кровельщики? То об- стоятельство, что законода- тель недавно определился с матерщинниками, впринци- пе ничего не меняет: заразу просто уберут с медийной поляны, а на большее сил не хватит. Сегодня уже кро- ют, не только когда на ногу падает батарея отопления, не только в драке и в случае потери кошелька с отпуск- ными, а — просто всякий раз, для связки, так сказать, слов в предложении. О чем говорить, если массовым тиражом издаются словари мата! ...Довелось как-то тор- чать в приемной одного из высоких руководителей местного пошиба. Оконча- ния заседания ждали люди, а срединихженщины—роб- кие птахи номенклатурной сакуры. И вот дверь рас- пахнулась, и начальник ос- частливил поджидавших его всего двумяфразами.Первая была вопросительной: где, мол, у нас то-то и то-то? Зато вторая — резко утверди- тельная (это «то-то и то-то» почему-то отсутствовало), она состояла из привычного речитатива одесских бин- дюжников, в которомматер- ные слова все, даже паузы. Но подведенные бровиужен- щин даже не шевельнулись. При этом галстук на пузе на- чальника висел аккуратно, ботинки были начищены, да и сам он, встреть его в другой приемной, показалсябыпри- личным человеком. Так мы и живем. КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН | Группа французских студентов побывала в Липецке Из России с любовью Сергей Малюков Одиннадцать студентов факультета славянских языков университета Стендаль-3 из французско- го города Гренобля прове- ли две недели в Липецкой области в рамках програм- мы научного и культурно- го обмена. За это время они побыва- ли в Задонске, в Ельце, Цен- тре романовской игрушки в селе Троицкое Липецкого района. Увидели фонтаны и парки областного центра и многое-многое другое. Ску- чать французским гостям у нас не пришлось, каждый день их знакомства с нашим краембыл наполнен яркими впечатлениями. —Пять лет назад по ини- циативе кафедры француз- ского языка факультета иностранных языков наш университет заключил до- говор о сотрудничестве с университетом Стендаль-3, — рассказала доцент ка- федры французского язы- ка иняза ЛГПУ Светлана Жиронкина. — Молодые французы, первый год изу- чающие русский язык, в Липецке живут в семьях студентов, обучающихся на французском отделении. Программа ихпребывания в двуязычной среде включает в себя занятия по русскому языку, а также различные экскурсии как в Липецке, так и за его пределами. В не- принужденной обстановке значительно повышается уровень языковой подго- товки, студенты больше узнают о русской культуре, традициях и обычаях. Входе поездкифранцузы укрепились в правильности своего выбора. — Русский язык — один из самых важных славян- ских языков,—считает Осе- ан Фиор. — На нем говорят не тольковогромнойРоссии, но и в Закавказье, в Средней Азии, а также в Централь- ной Европе. Я очень люблю путешествовать, и, чтобы понимать людей, которых я встречаю, иметь возмож- ность с ними общаться, мне кажетсяважнымуметь гово- рить по-русски. С ней согласен и Лоик Базиль: — Я решил изучать рус- ский язык, так как меня всегда привлекала культура вашей страны, ее история и люди. Побывав в Липецке, я убедился, что мои русские знакомые—очень гостепри- имные и радушные хозяева. Достопримечательности Липецка и его окрестностей произвели приятное впечат- ление на молодых францу- зов, хотя их сложно удивить красотами. — В первые дни я по- знакомилась с городом, с его парками, площадями, фонтанами, — вспоминает Осеан Фиор. — У нас были многочисленные интерес- ные экскурсии. Я также посетила несколько спекта- клейиконцерт народнойму- зыки, которыймне особенно понравился. Его ритмы до сих пор отзываются в моем сердце! В Липецке очень много парков, где могут играть дети, и это здорово. — Я впервые в России, Липецк произвел на меня огромное впечатление , — рассказывает Клеманс Мельхиор. — Нас, францу- зов, принимали в семьях очень тепло и радушно. По- сле этой поездки хочется больше узнать об истории и культуре России, прочесть книги русских классиков. У вас очень богатая культу- ра, захватывающая, увле- кательная, производящая сильное впечатление, и, мо- жет быть, немного сложная для понимания иностранца, пока онне увидит все своими глазами. В рамках договора о со- трудничестве студенты, обу- чающиеся на французском отделении иняза ЛГПУ, также отправятся на языко- вую стажировку в Гренобль. Кафедра французского язы- ка организует эту поездку во время зимних каникул. Наши студенты будут жить во французских семьях, по- сещая занятия по переводу и другим аспектам языка в университете Стендаль-3. Этот обмен даст студен- там возможность открыть для себяФранцию, поближе познакомиться с ее культу- рой, завязать новые контак- тыи продолжить обучение в магистратуре университета Гренобля. 3 Евгения Селезнева, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области Когда-то в своей автобио- графии, хранящейся сегодня в нашем архиве, этот человек сформулиро- вал принцип, которому был верен всю жизнь: «Работать, преодолевать и побеждать». Тот, кто помнит каверинский роман «Два капитана», наверняка уловит пере- кличку с романтическим кредо полярного летчика Сани Григорьева: «Бороть- ся и искать, найти и не сдаваться». Удивляться не стоит: Николай Федорович Богатырев принадлежал к тому же, может быть, лучшему в советской истории поколению романтиков, идеалистов, однако прочно стоявших на земле и не жалевших сил, чтобы ее защитить, преобразить. Из когорты созидателей В постсоветские времена в книгах, фильмах, спек- таклях то и дело возникает малопривлекательная фи- гура партчиновника, чья миссия сводится к немно- гим функциям: держать и не пущать, казенно блюсти «идеологическую чистоту» и угождать вышестоящим. Чтона это сказать?Бурбоны, карьеристы, угодливые ла- кеи, узколобые и бездумные бюрократы существовали всегда — и до Октябрьской революции, ипосле, ив воен- ные, и в мирные годы, и при «диктатуре пролетариата», и в либерально-демократи- ческие времена. Но видеть всех, кторуководил страной, губерниями, уездами, обла- стями, районами, городами, в черной краске несправед- ливо. Даже самые непри- миримые обличители Совет- ской власти, пусть и скрепя сердце, уженеотрицают: вту эпоху было сделано немало позитивного, государство достигло впечатляющих ре- зультатов и в экономике, и в науке, и в культуре. Амогло ли это произойти, если бы в стране не было энергичных, умных и честных лидеров? В молодой Липецкой области и в пятидесятые, и в шестидесятые, и в после- дующие десятилетия рабо- тали одаренные, сильные, инициативные управленцы, организаторы. Люди стар- шего поколения до сих пор с уважением называют имена партийных руководителей: ГригорияПавлова, Алексан- дра Путри и многих других. НиколайБогатырев—из той же когорты. В ушедшеммае Николаю Федоровичу исполнилось бы девяносто пять лет. Но люди, на чьюдолюдосталось столько трудов ииспытаний, редко становятсядолгожите- лями-рекордсменами. Вот и Богатырева уже двадцатьлет нет на свете. Звезда крестьянского сына Наверное, ему повезло родиться где-то пример- но спустя полгода после Октября. Иначе бы судьба мальчишки из бедной кре- стьянской семьи, выросшего на хуторе, сложилась бы, скорее всего, по-другому. Между прочим, когда Ни- колай Федорович уже стал секретарем обкома КПСС, кто-то мог удивленно пожи- мать плечами. Богатырев, выражаясь в духе того време- ни, «отвечал за идеологию». То есть за прессу, культуру, политпросвещение и так далее. А поскольку до того он двадцать лет руководил райкомами—Октябрьским, Грязинским, Липецким, то есть занимался прежде всего сельским хозяйством, то его опыт представлял- ся мало подходящим для кураторства, в сущности, гуманитарнойсферы.Другое дело — земледелие, живот- новодство, строительство. Здесь он достиг успехов, был награжден орденамиЛенина и Октябрьской революции, в апреле 1971-го удостоил- ся Золотой Звезды Героя Соцтруда. Но что касается литературы, театра... Люди, у которых возни- кали такие мысли, понятия не имели, что он с детства мечтал стать учителем, все- рьез интересовался исто- рией. Кстати, такая тяга к знаниям—тоже знак эпохи. Сельские подросткимечтали быть инженерами, летчика- ми и, да, учителями — педа- гогическаястезявтридцатые годы минувшего века счи- талась завидной, почетной. Вот и Николай Богатырев поступил в Острогожский педтехникум. А в восем- надцать лет уже был назна- чен заведующим начальной школой. Правда, школы этой еще не существовало. Ее предстояло построить. С чего и началась учительская карьераюного заведующего. Он справился. Это стало первой проверкой будущего руководителя: сумеет ли он организовать дело и довести его до победного конца? А дальше Николая эк- заменовали еще более су- ровые обстоятельства. Для него война началась раньше, чем для большинства свер- стников. Он получил боевое крещение в столкновениях с белофиннами. В роковом июне сорок первого Богаты- рев находился на полуостро- ве Ханко, там располагалась военно-морская база. Диви- зия, в которой он служил, была переброшена на Ле- нинградское направление. Богатырев с товарищами защищал Северную столицу все тяжкие девятьсот дней блокады. Весной сорок чет- вертого эта дивизия одной из первых прорвала вражеское кольцо вокруг города на Неве. Она удостоилась зва- ния гвардейской. Получал боевые награды и Николай Богатырев. А к наградам — ранения. День Победы он встретил после взятия Вены. Пока бьется сердце А сняв форму, вернулся к учительской работе. Дирек- тор школы ФЗО. Завроно. Первая трудовая награда Богатырева после боевых ор- денов и медалей—знак «От- личник народного просве- щения». Талант, характер, организаторские умения, наконец, кругозор Николая Федоровича открыли ему новые возможности. Его на- значили заместителем пред- седателярайисполкома. Аон по-прежнему хочет учиться. Поступает практически па- раллельно в Воронежскую областную партшколу и на историческийфакультет Во- ронежского пединститута. По меркам других, более спокойных, времен его бы числили в молодых, кому надобно еще набираться ума- разума, на старших глядя. Но фронтовое поколение об- ретало зрелость быстро. Вна- чале пятидесятыхБогатырев уже одиннадцать лет носил в нагрудном кармане партби- лет. Стал он коммунистом на фронте, в сорок втором, когда до Победы было так далеко... Поэтому вполне закономерно, что его пере- водят на партработу. Сперва онинструкторВоронежского обкома, через два года—пер- вый секретарь Октябрьского райкома едва родившейся области — Липецкой. Что успел, что сумел он сделать для Грязинского и Липецкого районов, где тоже был первым? Об этом свидетельствуют не столько награды, сколько реальные достижения. Тот же Липец- кий район, во главе которого Богатырев стоял десять лет, совершил колоссальный ры- вок, превратившись в один из самых перспективных в регионе. Почти столько же време- ни Николай Федорович тру- дился секретарем обкома. И не надо сомневаться: он и с режиссером, и с писателем, и с ученым, и с истори- ком находил общий язык не менее уверенно, нежели с председателями колхозов, агрономами, зоотехниками, доярками, механизаторами. При нем далеко за пределы региона разнеслась добрая молва о местном театре, заслужившем статус ака- демического, при его под- держке появлялись новые музеи, клубы, развивалось народное творчество. Он был не надсмотрщиком, а союзником людей ищущих, думающих, работающих на авторитет области. Потому как и сам был одним из них. Ауже пенсионером союзного значения Богатырев работал в Советском фонде мира, был заместителем председа- теля. Он старался служить делу, пока оставались силы, не изменяя своему девизу: «Работать, преодолевать и побеждать». — Творческий человек всегда должен быть в гуще жизни страны, — любил повторять секретарь-идеолог Николай Богатырев; липецкие литераторы в гостях у бригады строителей Героя Соцтруда Ивана Макарова на Липецкой Магнитке. ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ ИЗОШУТКА АЛЕКСАНДРА АЛЛЕНЫХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz