Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Вспоминая Наталью Бехтереву... Памяти ученого-физиолога, доктора медицинских наук и профессора Натальи Бехтеревой телеканал «Россия К» показывает 4-серийный документальный фильм «Магия мозга» (17-20 июня, 22.15). ВнучкаВладимираМихайловича Бехтерева, невропатолога, психиатра ифизиолога, родилась вПетрограде. Ее отца, инженера одного из оборон- ных заводов Ленинграда, расстреля- личерез несколько лет после загадоч- ной смерти деда, а мать на долгие годы попала в сталинские лагеря. В 13 лет Наталья Петровна осталась сиротой. Вместе с братом ее отправи- ли в детский дом для латышских детей, чьи родители тоже были ре- прессированы. Как вспоминает в программе Наталья Петровна, «там был потрясающий директор, Арка- дий Исаевич Кельнер. Он мне сразу сказал: «Положение у тебя такое. Если ты не будешь первой ученицей в школе, мне тебя не отстоять: после седьмого класса ты отправишься на кирпичный завод. Дети «врагов на- рода» получали такую путевку в жизнь...Ивот в этихобстоятельствах я поневоле стала первой ученицей». В 1947 году Наталья Бехтерева окончила Ленинградский медицин- ский институт имени академика И. П. Павлова, а затем аспирантуру Ленинградского психоневрологиче- ского института имени В. М. Бехте- рева. «Долгое время я не могла гово- рить о деде. Все считали, что пользу- юсь известнойфамилией. Например, когда в 1951 году я защищала кан- дидатскую, то вокруг говорили, что за меня это написал дедушка, кото- рый умер в 1927 году. Вопроса о том, как он это сделал, не возникало», — рассказывает Наталья Петровна. Нейрофизиология — молодая наука. Многие открытия в стенах Института мозга были сделаны под руководствомНатальи Бехтеревой и становились сенсацией. В 1962 году Бехтерева предложила вживлять в мозг электроды для диагностики и лечения. Основные свои работы она посвятила функции подкорки чело- веческого мозга, мечтала если не изучить, то хотя бы подобраться по- ближе к самому феномену гениаль- ности, безумства, интуиции и к тайне мозга, каковой она считала сон. А еще она стремилась исследо- вать творчество — вершину мысли- тельного процесса. «Универсальный артист» По многочисленным просьбам телезрителей, в эфире Первого канала продолжается шоу «Один в один!». Зрители снова смогут увидеть, как участники проекта перевоплощаются в легендарных личностей и музыкантов. Однако наряду с этим проектом Первый запускает новое шоу. Итак, премьера сезона! 23 июня в 19.15 — шоу «Универсальный ар- тист» (от создателей проекта «Один в один!»). Это профессиональное со- ревнование, в котором восемь раз- ножанровых исполнителей выступа- ют в неожиданных для себя музы- кальных стилях. Каждый выпуск программы будет посвящен опреде- ленному направлению в музыке. От участников требуется органично и ярко проявить себя в несвойствен- ных им амплуа. Вфинальномшоу по итогамвсех выступлений определит- ся исполнитель, которому подвласт- ны все музыкальные направления, а значит, он по праву может носить звание Универсального артиста. Участники: Сергей Лазарев (поп- музыка), Лариса Долина (джаз), Сергей Галанин (рок), Денис Майда- нов (авторскаяпесня,шансон), Теона Дольникова (мюзикл), Варвара (фолк), ЛюдмилаСенчина (советская эстраднаяпесня), Батишта (хип-хоп). «Руссо туристо. Впервые за границей» Сегодня миллионы наших соотече- ственников получили возможность побывать в мире по имени «загра- ница». Но в советское время дальние страны являлись для русских недостижимой мечтой. Как тогда встречала заграница редких советских гостей? Что поражало русских в другой стране? Что обескураживало? Об этом — документальный фильм «Руссо туристо: впервые за границей» (ТВ Центр, 20 июня в 22.20). ЗнаменитыйХаррис, сыгранный Александром Ширвиндтом в коме- дии «Трое в лодке, не считая соба- ки», поражал зрителей своими на- стоящими английскими манерами. И тем, как непринужденно курил трубку. Миллионы зрителей и не до- гадывались, что трубка для Шир- виндта стала неизменной спутни- цей... и проблемой еще с начала 60-х годов. И не знал бы Ширвиндт этих страданий, если бы не заграница. Именно оттуда привезли ему в каче- стве подарка первую трубку. Итабак к ней прилагался. Вот только кон- чился он очень быстро. Что делать? Ответ пришел сам собой — ехать за границу. Приключения, связанные с покупкой табака, могли бы лечь в основу комедийного сюжета… Руководитель популярнейшего советского вокально-музыкального ансамбля «Ариэль», музыкант и певец Валерий Ярушин летел на га- строли во Вьетнам. Музыканты вез- ли на продажу десяток бутылок русской водки. Прилетев в Ханой, ребята не могли понять, что проис- ходит. Почему вьетнамцы вдруг от- казываются от такой твердоймежду- народной валюты, как русская вод- ка? Зачемимсоветскоешампанское? Оказалось, что само шампанское вьетнамским бизнесменам было не нужно. А вот бутылки... Они брали бутылку из зеленого стекла, били ее и делали поддельные изумруды... В фильме принимают участие: ВераВасильева, АлександрЖурбин, ВладимирАлеников, НатальяСелез- нева и другие. По материалам интернет-ресурсов подготовила Ирина Николаева. № 114/24492/14 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА У ТЕЛЕЭКРАНА | О том , что покажут по « ящику », и о тех , кого мы там часто видим ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ С 17 ПО 23 ИЮНЯ 2013 ГОДА ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ Дорогой Леонид Ильич Исаак Розенфельд Брежнева легко пародировать. Этим занимались не только профессионалы вроде Хазанова, но и тьма любителей. Очень уж характерны были скрипучие старческие интонации Леонида Ильича, запинки и опять-таки возрастные «фефекты фикции». ОБрежневе рассказывалимассу анекдотов. Тут с ним мог соперничать, пожалуй, лишь Василий Иванович. «Леонид Ильич Брежнев принял посла Франции за по- сла Швеции и имел с ним беседу…» Он все сильнее раз- дражал, он попросту надоел. Это, впрочем, участь почти всех засидевшихся во власти политиков, не исключая Черчилля и де Голля. Так что наступившая после «эпо- хи пышных похорон» горбачевская перестройка и ре- формация расправлялись с «дорогим Леонидом Ильи- чом» походя, но в охотку. Если, допустим, Сталина, стиснув зубы и бледнея от ненависти, проклинали, то над Брежневым весело, с хамской развязностью, шалея от безнаказанности, из- девались. Известный режиссер, например, устроил шумную тусовку. Попасть на нее можно было, непре- менно пройдя ногами по расстеленному на полу у входа огромному брежневскому портрету. Кое-кто из пригла- шенных от этого затаптывания умершего генсека отка- зался и ушел. Большинство, однако, топтало с энтузиаз- мом. Не тогда ли возник барьер между людьми, сохра- нившими право считаться интеллигенцией в классиче- ском понимании, и интеллигентами, готовыми обслу- живать корпоративы паханов, скоропостижно превра- щавшихся в респектабельных бизнесменов и депутатов? Само время Брежнева обозвали застоем. Что-то не- подвижное, вязкое, засасывающее, абсолютно беспер- спективное. Правда, как сегодня пишут думающие публицисты, причем вовсе не из левого лагеря, в период этого «застоя» в стране непонятным образом были по- строены тысячи предприятий. Люди получали жилье. Хельсинские соглашения гарантировали, что сбудется извечное наше желание: лишь бы не было войны. Еще больше уверенности в этом давала армия. На нее тогда, разумеется, никто не осмелился бы покуситься, ликви- дируя сотни военных предприятий, разрезая на метал- лолом подводные лодки и распродавая иностранцам за гроши гигантские суда, начиненные секретной военной техникой, как это было при Ельцине. Вообще-то в цивилизованном мире, куда мы стали неудержимо рватьсяпослеБрежнева, семидесятые годы назвали бы не застойными, а стабильными. Стабиль- ность проявлялась во всем. И в копеечных ценах на жилье и электроэнергию. И в твердом знании: накопив деньги и терпеливо постояв в очереди, рано или поздно обзаведешься холодильником. И в возможности не в этом году, так в следующем поступить в вуз без блата и взяток. Но «перестройщикам» хотелось разрушить любой позитив, связанный с советским временем. Вот и вбили в наши мозги хлесткое, злое словечко «застой». Слова в России многое значат — мы народ литературо- центричный. Для нас всегда была практически бесспор- ной истиной юмористическая строчка: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Но спустя четверть века имя Брежнева, осмеянного, затоптанного подошвамипродвинутых интеллектуалов, по опросам населения, вдруг попало на первую строчку рейтинга деятелей, вызывающих симпатию. Озадачен- ные сотрудники Пятого канала призвали публику обсу- дить этотфеномен.Какполагается, в «Открытойстудии» друг против друга расселись поединщики — пробреж- невские иантибрежневские. Среди техидругихяувидел людей, достойных уважения. «За» Леонида Ильича, например, выступал запомнившийся еще по Первому съезду Верховного Совета страстной искренностью, бес- страшиемперед любыми ярлыками типа «совок», «ком- муняка», «красно-коричневый» Виктор Алкснис. На стороне демократов и либералов былЯков Гордин, автор увлекательных исторических сочинений. Рядом с ним, правда, пристроился некий социолог. Он объявил, что при Брежневе у девяноста процентов населенияне было…ванн. Его социологическое открытие столь же «достоверно», как и взятая Солженицыным с потолка цифра погибших при Советской власти помимо войн — шестьдесят шесть миллионов человек! И чего ради социолог так врет, еслилюбой совсемеще не старый человек легко опровергнет его выдумки? Когда я произ- нес это вслух, жена удивилась: «Тебе непонятно? Да он ине рассчитывает на твое илимое поколение. Он говорит длямолодых.Авось у нихи застрянет впамяти, что отцы и матери обитали в дикой нищете, в грязи, потому как даже помыться негде было». Кто в телевизионном поединке выиграл? Не спец по ваннам—это ужточно. Игости в студии, и звонившие на Пятый зрители, перечисляя плюсы и минусы «застоя», склонялиськтому, что вторые абсолютноперевешивают- сяпервыми.ИБрежнев совсемиего слабостями, грехами, идеологической зашоренностью и неприязнью к инако- мыслию достоин остаться в отечественной истории дале- ко не худшим из всех царей, генсеков и президентов. Что, однако, побуждаетлюдейстакойнастойчивостью оглядыватьсяназад? Есть ведьдругие заботы, насущные. Почемунежить, как советовал Карнеги, в отсеке нынеш- него дня?Не потомули, чтомногимвсе-такиостронужно разобраться, чего мы стоим как народ, как страна, как государство?Инадо ли послушно соглашаться, если тебе твердят: ближняяидальняяисторияРоссии—бесконеч- наяцепь утопий,жестокости, унижения, рабства?В«От- крытой студии» говорили о Брежневе, но имели в виду именно этитревожныевопросы. Иответнанихпрозвучал иной, нежели тот, что пришелся бы по душе господину социологу и даже очень мне симпатичному Якову Горди- ну, сидевшему, по-моему, совсем не на той стороне. На т а л ь я Бе х т е р е в а . На к а н а л е «Россия-К», в фильме, посвященном памяти гениального ученого, — ее откровенный и пронзительный монолог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz