Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 114/24492/ 14 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 20 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В 2013 году запланировано рассмотрение проектов законов Липецкой области «О государственной поддержке садоводческих и дачных некоммерческих объединений в Липецкой области», «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборно- го органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», «О порядке проведения конкур- са по отбору банка (банков), обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения», «О пре- дании исторического вида Соборной площади г. Липецка». Кроме того, внесенные в конце 2012 года изменения в ряд федеральных законов потребуют принятия соответствующих ре- гиональных нормативных правовых актов, которые не нашли от- ражения в Программе нормотворческих работ областного Совета депутатов на 2013 год. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госу- дарственные должности, и иных лиц их доходам» в целях проти- водействия коррупции установлены правовые и организацион- ные основы осуществления контроля за соответствием расходов, лиц, замещающих (занимающих) государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, включенные в переч- ни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должности муници- пальной службы, включенные в перечни, установленные закона- ми, иными нормативными правовыми актами субъектов Россий- ской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Законами и иными нормативными правовыми актами субъ- ектов Российской Федерации должны быть определены порядок предоставления вышеуказанными лицами сведений о своих рас- ходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершен- нолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий до- ход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; порядок принятия ре- шения об осуществлении контроля за расходами указанных лиц; государственный орган (подразделение государственного орга- на либо должностное лицо данного органа, ответственное за рабо- ту по профилактике коррупционных и иных правонарушений), осу- ществляющий контроль за расходами вышеуказанных лиц. Внесение соответствующих изменений потребуется в следу- ющие законы Липецкой области: от 14 февраля 1995 года № 5-ОЗ «О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов», от 30 декабря 2005 года № 259-ОЗ «О государственной граждан- ской службе Липецкой области», от 7 июля 2009 года № 288-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение госу- дарственных должностей Липецкой области, и лицами, замещаю- щими государственные должности Липецкой области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного харак- тера и порядке предоставления этих сведений средствам массо- вой информации Липецкой области для опубликования». Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алко- гольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении по- требления (распития) алкогольной продукции» и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» к видам алкоголь- ной продукции, в отношении которых применяются нормы Феде- рального закона «О государственном регулировании производ- ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер- жащей продукции и об ограничении потребления (распития) ал- когольной продукции», в том числе связанные с особыми требо- ваниями к их розничной продаже и потреблению (распитию), до- полнительно отнесены сидр, пуаре (грушевый сидр) и медовуха (медовый напиток). Данные изменения, которые вступили в силу с 1 марта 2013 года, потребуют внесения соответствующих изменений и в Закон Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регули- ровании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». Кроме того, принятое Правительством РФ постановление от 27 декабря 2012 года № 1425 «Об определении органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации мест мас- сового скопления граждан и мест нахождения источников повы- шенной опасности, в которых не допускается розничная прода- жа алкогольной продукции, а также определении органами мест- ного самоуправления границ прилегающих к некоторым органи- зациям и объектам территорий, на которых не допускается роз- ничная продажа алкогольной продукции», которым утверждены «Правила определения органами государственной власти субъ- ектов Российской Федерации мест массового скопления граж- дан и мест нахождения источников повышенной опасности, в ко- торых не допускается розничная продажа алкогольной продук- ции» и «Правила определения органами местного самоуправле- ния границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа ал- когольной продукции», вступившие в силу с 19 января 2013 года, также потребуют внесения изменений в Закон Липецкой области «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». Принятие Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде- рации и признании утратившими силу отдельных положений зако- нодательных актов Российской Федерации» потребует разработки региональной нормативной правовой базы по вопросу капиталь- ного ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации изменениями органы государственной власти и мест- ного самоуправления в пределах своих полномочий организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов соб- ственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. К полномочиям органов государственной власти субъек- та Российской Федерации отнесено установление минимально- го размера взноса на капитальный ремонт в порядке, определен- ном законом субъекта Российской Федерации, Кроме того, законом субъекта Российской Федерации долж- ны быть установлены порядок подготовки и утверждения регио- нальных программ капитального ремонта и требования к таким программам; критерии определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных до- мах; порядок и сроки предоставления региональным оператором в орган государственного жилищного надзора сведений о много- квартирных домах, собственники помещений в которых форми- руют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионально- го оператора, о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах, в том числе и сам перечень этих сведений; порядок выполнения реги- ональным оператором своих функций, в том числе порядок осу- ществляемого им финансирования капитального ремонта обще- го имущества в многоквартирных домах; требования к обеспече- нию финансовой устойчивости деятельности регионального опе- ратора; объем средств, которые региональный оператор ежегод- но вправе израсходовать на финансирование региональной про- граммы капитального ремонта. По ряду вопросов в сфере капитального ремонта общего иму- щества в многоквартирных домах потребуется принятие норма- тивных правовых актов исполнительных органов власти области. Федеральным законом от 16 октября 2012 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «О ве- теранах» установлена возможность обеспечения жильем нужда- ющихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий, а также воен- нослужащих и лиц рядового и начальствующего состава орга- нов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, став- ших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, по- лученных при исполнении обязанностей военной службы (слу- жебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов се- мей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветера- нов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц ря- дового и начальствующего состава органов внутренних дел, Го- сударственной противопожарной службы, учреждений и орга- нов уголовно-исполнительной системы и органов государствен- ной безопасности, погибших при исполнении обязанностей воен- ной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослу- жащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, путем предо- ставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Порядок предоставления такой денежной выплаты должен быть установлен законодатель- ством субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государствен- ной социальной помощи» введено понятие социального контрак- та-соглашения, которое заключается между гражданином и орга- ном социальной защиты населения по месту жительства или ме- сту пребывания гражданина, и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину го- сударственную социальную помощь, а гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адап- тации, разработанной органом социальной защиты населения совместно с гражданином. Государственная социальная помощь на основании социаль- ного контракта оказывается гражданам, категории которых опре- делены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в целях стимулирова- ния их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федера- ции должен быть установлен порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании со- циального контракта. Учитывая сложившуюся судебную практику (определение Верховного Суда РФ от 8 августа 2012 года №1-АПГ12-10), в свя- зи с необходимостью приведения регионального законодатель- ства в соответствие с федеральным законодательством потре- буется внесение изменений в статью 13 Закона области от 2 де- кабря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки от- дельных категорий граждан в Липецкой области» в части предо- ставления по рецептам врачей бесплатно лекарственных средств лицам, не имеющим права на получение государственной соци- альной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Россий- ской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, ис- ходя из программы государственных гарантий бесплатного ока- зания гражданам медицинской помощи. В целях обеспечения конституционных прав граждан Россий- ской Федерации на получение бесплатной медицинской помо- щи постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1074 была утверждена «Программа государственных гаран- тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Как следует из раздела IV данной Программы, определяющего источники фи- нансового обеспечения оказания медицинской помощи, за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Россий- ской Федерации осуществляется обеспечение: граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препарата- ми для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугро- жающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) за- болеваний, приводящих к сокращению продолжительности жиз- ни гражданина или его инвалидности; лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном ле- чении которых лекарственные препараты и изделия медицинско- го назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с уче- том лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жиз- ненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством РФ; лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекар- ственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-про- центной скидкой. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при ам- булаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бес- платно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам вра- чей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утверждены по- становлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышлен- ности и улучшении обеспечения населения и учреждений здраво- охранения лекарственными средствами и изделиями медицин- ского назначения». Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая льготное лекарственное обеспечение как меру социальной под- держки отдельных категорий граждан, определил, что за счет бюджетных ассигнований региональных бюджетов вышеназван- ные меры предоставляются в соответствии с перечнем групп на- селения и категорий заболеваний, то есть по объективным кри- териям нуждаемости лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, либо по характеру заболевания лицам, страдающим соответствующими болезнями. Изъятия из состава обозначенных групп, получающих лекарственные сред- ства за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, феде- ральным законодательством не предусмотрены. В связи с этим граждане из числа установленного Правительством Российской Федерации круга лиц не могут быть лишены права на обеспече- ние лекарствами и изделиями медицинского назначения норма- тивным правовым актом субъекта Российской Федерации. В силу Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» подобное ограничение не допускается и в связи с наличием у лица права на получение набора социальных услуг в качестве оказания социальной помо- щи малоимущим семьям и иным категориям граждан. Таким образом, обеспечение в соответствии с региональным законодательством лекарственными средствами только тех боль- ных, которые не имеют права на получение государственной соци- альной помощи в виде набора социальных услуг, снижает уровень гарантий в сфере охраны здоровья жителей Липецкой области. В докладе «О состоянии законодательства Липецкой обла- сти» за 2011 год уже указывалось на необходимость принятия исполнительным органом власти области нормативных право- вых актов, устанавливающих порядок закрепления обществен- ных воспитателей за несовершеннолетними и порядок ведения Реестра общественных воспитателей, предусмотренных Законом Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об обще- ственных воспитателях несовершеннолетних». До настоящего времени данные вопросы остаются неурегулированными, а поло- жения Закона области «Об общественных воспитателях несовер- шеннолетних» нереализованными. Обозначенные направления совершенствования законо- дательства области на 2013 год не являются исчерпывающи- ми. Законотворческий процесс, как и всякий творческий про- цесс, непрерывен и не заканчивается с принятием или вступле- нием в силу того или иного закона. Координация деятельности всех участников нормотворческого процесса в целях своевре- менного внесения изменений в законодательство области и при- нятия новых нормативных правовых актов, направленных на обе- спечение прав и интересов жителей области во всех сферах об- щественной жизни – вот задача, которую призван решать каждый день областной Совет депутатов как законодательный орган Ли- пецкой области. ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях реализации Послания Президента Российской Феде- рации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 де- кабря 2012 года на региональном уровне предлагается следующее. По вопросам реализации государственной политики в области поддержки детства, семьи и материнства. Предлагается внесение изменений в Закон Липецкой обла- сти от 2 декабря 2004 года № 142-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» в целях индексации на прогнозный уровень инфля- ции размера ежемесячного пособия на ребенка. Для изменения диспропорций в материальном обеспечении приемных и опекунских семей предлагается предусмотреть вы- плату денежных средств на компенсацию оплаты за жилое поме- щение и коммунальные услуги для детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях под опекой (попечительством). Для этого предлагается внесение из- менений в Закон Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных га- рантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в Липецкой области». Кроме того, с 1 января 2013 года вводится единовременная выплата в размере 50 тыс. рублей опекуну (попечителю), прием- ному родителю, усыновителю, принявшему на воспитание в се- мью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте от 7 лет, а также ребенка-инвалида, ребен- ка с ограниченными возможностями здоровья из числа детей- сирот без ограничения возраста. По вопросам реализации демографических программ, направленных на поддержку семей с тремя и более деть- ми, учителей, врачей, инженеров и ученых, в целях создания возможности для улучшения их жилищных условий с помо- щью льготной ипотеки. В 2013 году планируется увеличение объемов финансирова- ния областных целевых программ «Ипотечное жилищное креди- тование на 2011—2015 годы», «Свой дом на 2011—2015 годы», «О государственной поддержке в обеспечении жильем моло- дых семей на 2011—2015 годы», «Социальное развитие села на 2009—2013 годы», «Ипотечное кредитование молодых учителей на 2012—2016 годы». Кроме того, в целях обеспечения детей-сирот, детей, остав- шихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проживаю- щих в Липецкой области, жилыми помещениями специализиро- ванного жилищного фонда постановлением администрации Ли- пецкой области от 19 декабря 2012 года № 523 утверждена об- ластная целевая программа «Обеспечение жилыми помещения- ми детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2013 — 2016 годы» с общим объемом финан- сирования 410,9 млн.рублей. Успешное выполнение Программы позволит в 2013–2016 годах обеспечить жилыми помещениями по договорам найма специали- зированных жилых помещений 616 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, уменьшить количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих, но не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями, до 552 человек. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографиче- ской политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» в связи с рожде- нием третьего и последующих детей единовременная социаль- ная выплата выплачивается в размере 30000 рублей. В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении размеров данной социальной выплаты, что может стать дополни- тельным шагом по увеличению рождаемости. В целях создания для многодетных семей режима наибольше- го благоприятствования и стимулирования рождаемости на тер- ритории области был принят Закон Липецкой области от 7 сентя- бря 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земель- ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей». В целях реализации указанного Закона области в 2013 году планируется обеспечить предоставление 1145 земельных участ- ков для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей. По вопросу развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни. В целях пропаганды физической культуры и спорта в следую- щем году планируется провести областной молодежный фести- валь спорта и здоровья «Универсиада-2013» и обеспечить регу- лярное освещение мероприятий по формированию здорового образа жизни населения Липецкой области в средствах массо- вой информации. Кроме того, в 2013 году планируется разработать и утвердить областную целевую программу «Формирование здорового обра- за жизни населения Липецкой области на 2013–2020 годы». По вопросу модернизации государственного управления предлагается внесение законопроекта «О поправках к Уставу Ли- пецкой области» в части наделения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Липецкой области правом законодательной инициативы. ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Одной из сфер правового регулирования, требующей совер- шенствования на федеральном уровне, является административ- ное законодательство. Статьей 3.5 Кодекса Российской Федера- ции об административных правонарушениях, устанавливающей порядок применения такого административного наказания, как административный штраф, предусмотрен максимальный размер административного штрафа для граждан в размере 5 тысяч ру- блей, который не претерпевал изменений с 2007 года. Как показывает практика, существующий в настоящее время максимальный размер штрафа для граждан не позволяет уста- новить соразмерное наказание за ряд серьезных администра- тивных правонарушений, в том числе и на региональном уров- не, в сфере общественного порядка, здоровья граждан, дорож- ного движения, транспорта, что в свою очередь снижает соци- альную эффективность данной меры административного воздей- ствия. В связи с чем назрела необходимость во внесении изме- нения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об админи- стративных правонарушениях в части увеличения максимального размера административного штрафа для граждан, что позволит усилить превентивную роль административной ответственности. В последние годы одной из самых злободневных проблем со- временного общества продолжает оставаться проблема детско- го насилия. В связи с этим огромное значение имеет закрепление на законодательном уровне мер, направленных на предотвраще- ние данного рода преступлений. Особую актуальность приобре- тает закрытие доступа лицам, имеющим судимость или подверг- шимся уголовному преследованию за преступления против поло- вой неприкосновенности и половой свободы личности, против се- мьи и несовершеннолетних, общественной нравственности, в не- коммерческие организации и общественные объединения в сфе- ре работы с детьми. В прошедшем году областным Советом раз- работаны проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» и «О вне- сении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих орга- низациях», направленные на установление запрета на включение в состав учредителей общественного объединения и учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций, осуществляю- щих деятельность в сфере образования, воспитания, развития не- совершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, меди- цинского обеспечения, социальной защиты и социального обслу- живания в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, физических лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уго- ловному преследованию (за исключением лиц, уголовное пресле- дование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенно- сти и половой свободы личности, против семьи и несовершенно- летних, общественной нравственности. В рамках соглашения о взаимодействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Липецкого областного Совета депутатов в федеральном законодательном процессе, заключенного 7 июля 2009 года, региональным пар- ламентом направлены предложения в Совет Федерации Феде- рального Собрания Российской Федерации о внесении в Госу- дарственную Думу Федерального Собрания Российской Федера- ции в порядке консолидированных законодательных инициатив проектов федеральных законов «О внесении изменения в часть 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», «О внесении изменений в Федеральный за- кон «Об общественных объединениях», «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Пунктом 7.4 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода- тельных (представительных) и исполнительных органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ) предусмотре- но, что процедура отзыва высшего должностного лица субъек- та Российской Федерации (руководителя высшего исполнитель- ного органа государственной власти субъекта Российской Феде- рации) проводится в порядке, установленном для проведения ре- ферендума субъекта Российской Федерации, с учетом особенно- стей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно пунктам 1, 6 статьи 73 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе- дерации» решение, принятое на референдуме, является обяза- тельным и не нуждается в дополнительном утверждении. Реше- ние, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, может быть отменено или изменено путем принятия иного реше- ния на референдуме субъекта Российской Федерации либо при- знано недействительным (недействующим) в судебном порядке. Вместе с тем в силу подпункта «л» пункта 1 и пункта 1.1 ста- тьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга- нов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ) для досрочного прекращения полномочий высшего должностно- го лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации) в случае его отзыва избирателями, необхо- димо также соответствующее решение законодательного (пред- ставительного) органа государственной власти субъекта Россий- ской Федерации, принимаемое по представлению Президента Российской Федерации. Таким образом, положения пункта 1.1 статьи 19 вышеуказан- ного федерального закона вступают в противоречие с пункта- ми 1, 6 статьи 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Для устранения этого противоречия потребуется внесение изменения в пункт 1.1 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации». ГЛАВА 4. ИНКОРПОРАЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В рамках мероприятий по инкорпорации на 2012 год област- ным Советом проанализирована возможность применения по- становления Всероссийского Центрального Исполнительного Ко- митета, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 марта 1927 года «Об утверждении Сводного закона о реквизиции и конфи- скации имущества». По результатам комплексного изучения законодательства в данной сфере правового регулирования областным Советом де- путатов было установлено, что вышеуказанный нормативный правовой акт не соответствует современным политическим и экономическим реалиям, в связи с чем требуется принятие ново- го нормативного правового акта. Необходимо отметить, что Гражданским кодексом Россий- ской Федерации предусмотрено принудительное изъятие у соб- ственника имущества по основаниям, установленным законом, в частности, в случае реквизиции (статья 242 Гражданского кодек- са Российской Федерации) и конфискации (статья 243 Граждан- ского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем в Гражданском кодексе Российской Федерации не нашли отражения условия и порядок проведения реквизиции и конфискации. Применение конфискации осуществляется в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодек- са Российской Федерации об административных правонаруше- ниях. Порядок исполнения судебного акта прописан в Федераль- ном законе «Об исполнительном производстве». Таким образом, вопросы проведения конфискации достаточно полно урегулиро- ваны действующим законодательством Российской Федерации. При этом порядок проведения реквизиции на сегодняшний день законодательно не закреплен. Областным Советом депутатов был разработан проект феде- рального закона «О реквизиции в Российской Федерации», кото- рый направлен на устранение данного законодательного пробела. В проекте федерального закона прописаны полномочия государ- ственных органов по проведению реквизиции, объекты реквизи- ции, содержание решения о реквизиции, порядок изъятия вещей, вопросы возмещения собственнику стоимости реквизированной вещи и возврата сохранившейся реквизированной вещи. Проект федерального закона «О реквизиции в Российской Федерации» планируется внести в порядке совместной с Сове- том Федерации Федерального Собрания Российской Федера- ции законодательной инициативы в Государственную Думу Феде- рального Собрания Российской Федерации. Приложение ИТОГОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТАПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ ДЕПУТАТОВ от 6 сентября 2012 года Совместное заседание Совета представительных органов муниципальных образований и Общественного совета при Ли- пецком областном Совете депутатов посвящено теме «Роль вла- сти и гражданского общества в профилактике алкоголизации на- селения Липецкой области». В рамках обсуждения данного во- проса была обозначена проблема злоупотребления алкоголем населением, озвучен положительный региональный опыт в ча- сти профилактики алкоголизации населения, а также высказаны предложения по повышению эффективности профилактической работы в данном направлении. 1. Несмотря на понимание пагубности явления алкоголиз- ма, немалая часть населения остается подверженной алкоголь- ной зависимости. Вовлеченность различных слоев населения в потребление алкоголя сопровождается негативным влиянием на состояние здоровья нации, криминогенную обстановку и демо- графическую ситуацию. По данным Всемирной организации здравоохранения, пре- вышение уровня потребления алкоголя в 8 литров абсолютно- го спирта в год на душу населения приводит к разрушению ге- нофонда нации. В России уровень потребления алкоголя почти в два раза выше этой черты. Алкоголизм в России приобрел мас- штаб эпидемии. Алкогольной зависимостью страдает: зареги- стрированных – более 2,2 миллиона человек, с учетом незареги- стрированных – более 10 миллионов человек. Возраст приобще- ния к алкоголю в России за последнее десятилетие снизился до 15 лет. Экономические потери от алкоголизма в России состав- ляют более 871 млрд. рублей, что составляет 2,1% валового вну- треннего продукта страны. Алкоголизм как заболевание вносит вклад в структуру смертности населения – 12%. До 60% смер- тельных случаев при катастрофах происходят в состоянии алко- гольного опьянения. Более 30% детей-сирот – из семей, где ро- дители больны алкоголизмом. Население Липецкой области составляет около 1,2 млн. че- ловек. Официально в Липецкой области порядка 30 тысяч состо- ящих на учете больных алкоголизмом. При этом, как утвержда- ют эксперты областного наркологического диспансера, на одно- го больного, состоящего на учете, приходится 7-10 неучтенных (анонимных) алкоголиков. Таким образом, реально в Липецкой области страдают от алкогольной зависимости около 210 тысяч человек, или 17,5 %. Высокий уровень потребления алкоголя от- мечается и среди молодежи. Так, согласно опросам регулярно потребляют алкогольные напитки 22 % опрошенных молодых лю- дей. УМВД России по Липецкой области констатирует, что, не- смотря на снижение с начала текущего года подростковой пре- ступности в целом на 12,4 %, в каждом пятом случае преступле- ния были совершены несовершеннолетними в состоянии алко- гольного опьянения. Для «глобального перелома» сложившейся критической ситу- ации необходимы слаженные, активные действия антиалкоголь- ной направленности со стороны органов государственной власти региона и гражданского общества. 2. Как показывает история, проблема пьянства неоднократ- но поднималась еще со времен СССР. Предпринимались различ- ные способы искоренения алкоголизма. Достаточно вспомнить знаменитый перестроечный «сухой закон» восьмидесятых годов, а также систему лечебно-трудовых профилакториев, в которые в принудительном порядке отправляли на лечение алкоголиков и наркоманов, упраздненную Указом Президента Российской Фе- дерации в 1994 году. На заседании Общественного совета был затронут вопрос о возможности возврата к системе принудительного лечения ал- коголиков. С подобной законодательной инициативой в Государ- ственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации выходила Астраханская областная Дума еще в 2009 году. Однако данная законодательная инициатива была отклонена. На сегодняшний день в связи с широкой распространенностью алкогольной зависимости среди населения Российской Федера- ции борьба с этим социально значимым заболеванием является приоритетным направлением деятельности государства. Распоря- жением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р была утверждена и начала реализовываться Кон- цепция реализации государственной политики по снижению мас- штабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Органам исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации рекомендовано учитывать положения Концепции при разработке региональных программ, направленных на сниже- ние масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и про- филактику алкоголизма среди населения. В текущем году старто- вал федеральный проект «Трезвая Россия», основной целью ко- торого является консолидация усилий общества и государства по сокращению потребления алкоголя и наркотиков. На территории Липецкой области обеспечен комплексный подход к решению вопросов профилактики злоупотребления ал- когольными напитками. В рамках областной целевой комплекс- ной программы по профилактике правонарушений в Липецкой области на 2009—2012 годы, утвержденной постановлением ад- министрации Липецкой области от 24 сентября 2008 года № 248, проводятся научно-практические конференции, семинары по проблемам профилактики пьянства, алкоголизма, табакокурения и наркотической зависимости. Тиражируются информационные и справочные материалы по профилактике вышеуказанных па- губных привычек. Законом Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ установлен запрет на розничную продажу алко- гольной продукции (в том числе пива) после 21 часа. Особо пристальное внимание уделяется вопросу профилак- тики употребления алкоголя подростками. На сегодняшний день реализуются областные целевые программы: «Развитие граж- данского общества (2009—2012 годы)» и «Молодежь Липецкой области (2009—2013 годы)», а также проводятся мероприятия в рамках распоряжения администрации Липецкой области от 8 де- кабря 2008 года № 519-р «О совершенствовании работы по ме- дицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населе- ния и формированию здорового образа жизни». На сегодняшний день в профилактике алкоголизации населе- ния высокую заинтересованность проявляют не только учрежде- ния и ведомства системы профилактики, но и общественные ор- ганизации. В Липецкой области отмечена положительная тенден- ция активного включения представителей общественности в про- цесс профилактики алкоголизма и пропаганды здорового обра- за жизни посредством создания и участия в деятельности обще- ственных организаций антиалкогольной направленности. Наиболее известными из них являются Липецкая областная общественная организация «Союз Борьбы за Народную Трез- вость-Липецк», Липецкое региональное отделение «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», Ли- пецкая общественная организация «Здоровая нация — Да!», Ли- пецкая областная молодежная общественная организация «Ас- социация учащейся молодежи», Липецкая областная обществен- ная организация «Родители против наркотиков», Липецкая об- ластная общественная организация «Социальная адаптация мо- лодежи», клуб «Трезвый Липецк». Целью общественных организа- ций подобной направленности является вовлечение прежде все- го молодых людей в активную деятельность и донесение до них достоверной информации о последствиях асоциального поведе- ния. Общественными организациями области проводится актив- ная пропаганда спорта как хорошей альтернативы вредным при- вычкам. Во дворах и парках создаются спортивные площадки, организуются пробежки в парках, походы на лыжах, катание на коньках. Сформирована футбольная команда «Патриот», которая играет в Липецкой любительской футбольной лиге. Проводится активная информационная работа путем раздачи листовок, дис- ков с фильмами о вреде алкоголя. Совместно со специалистами областного наркологического диспансера организованы посеще- ния учебных заведений области, в ходе которых проводятся заня- тия по пропаганде здорового образа жизни. Проводятся акции, посвященные различным праздникам. В качестве положительного опыта, который может быть ис- пользован и в Липецкой области, на заседании общественного Совета был отмечен опыт противодействия алкоголизации насе- ления, сложившийся в странах ближнего зарубежья. В частности, в Республике Беларусь вводятся ограничения на продажу алко- голя для граждан, злоупотребляющих алкоголем и состоящих на учете в специализированных лечебных учреждениях; в образова- тельных учреждениях проводятся так называемые «уроки трезво- сти»; на предприятиях закрепляются «наставники» за работника- ми, злоупотребляющими алкоголем. Таким образом, обсуждение вопроса о роли власти и обще- ства в профилактике алкоголизации населения показало, что со стороны власти в данной сфере требуется проведение постоян- ной, системной, целенаправленной работы. Наиболее эффектив- ные меры алкогольной политики включают в себя активную про- паганду трезвости и уменьшение доступности алкогольных на- питков во времени, пространстве и по возрасту. При этом под- держка общества в этом направлении значительно повышает эф- фективность мер государственной антиалкогольной политики. 3. По результатам обсуждения на заседании общественного Совета при Липецком областном Совете депутатов проблемы ал- коголизации населения, в целях повышения эффективности си- стемы профилактики было предложено: 1) в рамках первичной профилактики алкоголизации: а) Управлению административных органов Липецкой обла- сти, Управлению здравоохранения Липецкой области, Управле- нию образования и науки Липецкой области, Управлению физиче- ской культуры, спорта и туризма Липецкой области, Управлению МВД России по Липецкой области продолжить работу по обеспе- чению активных профилактических мероприятий антиалкогольной направленности в средствах массовой информации, путем наруж- ной рекламы, выпуска методических материалов и средств нагляд- ной агитации; б) Управлению по делам печати, радиовещания и связи Ли- пецкой области рассмотреть вопрос об определении времен- ных квот и квот на объем предоставляемой информации антиал- когольной направленности областными и муниципальными СМИ; в) Управлению образования и науки Липецкой области: — способствовать максимальному охвату несовершеннолет- них учащихся программами психологических тренингов по фор- мированию навыков, важных для сохранения трезвости (навыков ответственного принятия решений, противостояния групповому давлению, эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчиво- сти и другим психологическим факторам); — содействовать созданию родительского и педагогического актива, готового к массовому тиражированию механизмов анти- алкогольного воспитания; г) Управлению здравоохранения Липецкой области и Управле- нию образования и науки Липецкой области рассмотреть вопрос о создании механизма взаимодействия медицинских и образова- тельных учреждений области по профилактике алкоголизма; д) Управлению физической культуры, спорта и туризма Ли- пецкой области продолжить работу по популяризации спорта среди населения области; е) Управлению культуры и искусства Липецкой области и ор- ганам местного самоуправления развивать образовательно- культурную занятость молодежи на селе, обратить внимание на оборудованность и функциональность сельских клубов и домов культуры; ж) органам государственной власти области и органам мест- ного самоуправления предоставлять социальные гранты в под- держку общественно-полезной деятельности в сфере профилак- тики алкоголизма и пропаганды здорового образа жизни, а также применять меры поощрения к гражданам, занимающимся про- филактикой алкоголизма, к Международному дню добровольцев; з) органам местного самоуправления: — использовать опыт прошлых лет по организации встреч представителей органов прокуратуры, полиции, медицинских учреждений с населением в районах области и проведению лек- ций о вреде злоупотребления алкоголем; — рассмотреть вопрос об открытии во всех районах области муниципальных центров психолого-медико-социального сопро- вождения и укомплектовать штат психологами; — рассмотреть вопрос об обеспечении доступа гражданам в спортивные залы учебных заведений муниципальных районов для занятий спортом до 22 часов; — не проводить на территории области мероприятий алко- гольной тематики (пивных, винных фестивалей и т. п.); 2) в рамках совершенствования системы реабилитации граж- дан, прошедших курс лечения от алкоголизма, Управлению здра- воохранения Липецкой области рассмотреть вопрос о создании загородных реабилитационных центров, обеспечивающих полно- ценное вхождение граждан, прошедших курс лечения от алкого- лизма (далее – реабилитантов), в трудовую деятельность и фор- мирование позитивного круга общения; 3) в целях совершенствования законодательства в сфере профилактики алкоголизации обратиться в Липецкий областной Совет депутатов с предложением: а) предусмотреть в областном законодательстве порядок квотирования рабочих мест для реабилитантов на областных и муниципальных предприятиях; б) рассмотреть вопрос о проведении социологического ис- следования по вопросу отношения населения Липецкой области к здоровому образу жизни; в) внести в порядке законодательной инициативы в Государ- ственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части повышения размера административ- ного штрафа, установленного для граждан. Данные изменения позволят усилить административную ответственность за изготов- ление, хранение и сбыт алкогольной продукции домашнего про- изводства на региональном уровне; 4) обратиться в администрацию Липецкой области с прось- бой об установлении порядка ведения Реестра общественных воспитателей в рамках Закона Липецкой области «Об обществен- ных воспитателях несовершеннолетних». Окончание. Начало на 14—19-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz