Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
17 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 114/24492/ 14 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Размер потенциально возможного к получению индивидуаль- ным предпринимателем годового дохода Законом области уста- новлен в зависимости от средней численности наемных работни- ков. Исключение составляют такие виды деятельности, как оказа- ние автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, по перевозке пассажиров автомобильным транс- портом, легковыми таксомоторами, оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом, для которых размер потенциально возможного к получению индивидуальным пред- принимателем годового дохода установлен в зависимости от ко- личества транспортных средств, а также сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, при- надлежащих индивидуальному предпринимателю на праве соб- ственности, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не бо- лее 50 квадратных метров по каждому объекту организации тор- говли, розничная торговля, осуществляемая через объекты ста- ционарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а так- же через объекты нестационарной торговой сети, услуги обще- ственного питания, оказываемые через объекты организации об- щественного питания с площадью зала обслуживания посети- телей не более 50 квадратных метров по каждому объекту орга- низации общественного питания, где размер потенциально воз- можного к получению индивидуальным предпринимателем годо- вого дохода установлен в зависимости от количества обособлен- ных объектов (площадей). Законом области также был увеличен предусмотренный На- логовым кодексом Российской Федерации максимальный раз- мер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в полтора раза при занятии медицинской деятельностью или фармацевтической деятельно- стью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельно- сти; в два с половиной раза при розничной торговле, осущест- вляемой через объекты стационарной торговой сети, не имею- щие торговых залов, а также через объекты нестационарной тор- говой сети; в три раза для таких видов деятельности, как техни- ческое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототран- спортных средств, машин и оборудования, оказание автотран- спортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобиль- ным транспортом, оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом, обрядовые и ритуальные услуги; в десять раз при сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помеще- ний, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуально- му предпринимателю на праве собственности, розничной торгов- ле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, при оказании услуг об- щественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации обществен- ного питания. Размер потенциально возможного к получению индивидуаль- ным предпринимателем годового дохода по видам предприни- мательской деятельности, в отношении которых применяется па- тентная система налогообложения, устанавливается на кален- дарный год и применяется в следующем календарном году (сле- дующих календарных годах), если он не изменен законом субъек- та Российской Федерации. В связи с введением патентной системы налогообложения Законом Липецкой области от 8 ноября 2012 года № 81-ОЗ «О признании утратившим силу Закона Липецкой области «О применении индивидуальными предпринимателями упро- щенной системы налогообложения на основе патента на территории Липецкой области» с 1 января 2013 года признан утратившим силу Закон Липецкой области от 18 августа 2010 года № 407-ОЗ «О применении индивидуальными предпринима- телями упрощенной системы налогообложения на основе патен- та на территории Липецкой области». Таким образом, изменения налогового законодательства об- ласти в 2012 году были направлены на дальнейшее повышение ин- вестиционной привлекательности индустриальных парков и осо- бой экономической зоны федерального уровня Липецкой области, поддержку сельхозтоваропроизводителей, введение на террито- рии Липецкой области патентной системы налогообложения. § 3. Законодательство в сфере имущественных отношений В целях приведения законодательства об областной собствен- ности в соответствие с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в свя- зи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом от 30 ноя- бря 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организаци- ям имущества религиозного назначения, находящегося в государ- ственной или муниципальной собственности», Законом Липецкой области от 27 октября 2010 года № 425-ОЗ «Об инновационной де- ятельности в Липецкой области» принят Закон Липецкой обла- сти от 2 мая 2012 года № 27-ОЗ «О внесении изменений в За- кон Липецкой области «О порядке управления и распоряже- ния государственной собственностью в Липецкой области». В соответствии с внесенными изменениями в Закон Липец- кой области от 31 августа 2004 года № 122-ОЗ «О порядке управ- ления и распоряжения государственной собственностью в Ли- пецкой области» принятие решения о передаче религиозным ор- ганизациям областного имущества религиозного назначения от- несено к полномочиям управления имущественных и земельных отношений области не зависимо от стоимости этого имущества. Установлено, что с субъектов инновационной деятельности — физических и юридических лиц со среднесписочной численно- стью работников не более двух тысяч человек и объемом произ- веденной продукции не более трех миллиардов рублей за пред- шествующий год, реализующих проекты, включенные в област- ной реестр инновационных проектов, арендная плата за пользо- вание зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности области, невзимается в течение первых трех лет реализации проекта. Определено, что средства, поступившие от сдачи в арен- ду объектов областной собственности и полученные за несвоев- ременное перечисление арендной платы и невыполнение усло- вий договора, распределяются в соответствии с Бюджетным ко- дексом Российской Федерации, средства, получаемые от прода- жи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в област- ной собственности, а также дивиденды по акциям (долям, паям) в капиталах хозяйственных товариществ и обществ зачисляются в областной бюджет по нормативу 100 процентов. Закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) могут сдаваться в аренду в соответствии с действующим законодательством в целях их сохранения и попу- ляризации. Кроме того, признаны утратившими нормы Закона Липецкой области «О порядке управления и распоряжения государствен- ной собственностью в Липецкой области», касающиеся Фонда имущества области и его полномочий. Постановлением Липецкого областного Совета депута- тов от 25 октября 2012 года № 277-пс «О ликвидации спе- циализированного финансового учреждения «Фонд иму- щества Липецкой области» было принято решение о ликви- дации специализированного финансового учреждения «Фонд имущества Липецкой области» в связи с несоответствием его организационно-правовой формы действующему законодатель- ству и принятием постановления администрации Липецкой обла- сти от 18 ноября 2011 года № 405 «О создании областного бюд- жетного учреждения «Областной фонд имущества», которому были переданы функции ликвидируемого Фонда имущества Ли- пецкой области. В соответствии с Законом Липецкой области от 26 марта 2004 года № 97-ОЗ «О приватизации государственного имуще- ства Липецкой области» в 2012 году были приняты постанов- ление Липецкого областного Совета депутатов от 2 авгу- ста 2012 года № 173-пс «О внесении изменения в прогноз- ный план (программу) приватизации областного имущества на 2012 год» и постановление Липецкого областного Совета депутатов от 6 декабря 2012 года № 315-пс «О прогнозном плане (программе) приватизации областного имущества на 2013 год». Постановлением Липецкого областного Совета депута- тов от 25 декабря 2012 года № 361-пс «О внесении измене- ний в Перечень объектов залогового фонда Липецкой обла- сти» были внесены изменения, в результате которых величина за- логового фонда области уменьшилась с 3557358 тыс. рублей до 2803359 тыс. рублей, что обусловлено включением части объектов залогового фонда в прогнозный план (программу) приватизации областного имущество на 2013 год, а также выбытием ряда объ- ектов, входивших в Перечень объектов залогового фонда области. § 4. Законодательство в сфере промышленности и инвестиций В 2012 года дважды вносились изменения в Закон Липецкой области от 18 августа 2006 года № 316-ОЗ «Об особых экономи- ческих зонах регионального уровня». Данные изменения были на- правлены на стимулирование инвестиционной деятельности хо- зяйствующих субъектов, поддержку эффективных инвестицион- ных проектов, реализуемых предприятиями области по произ- водству конкурентоспособной продукции, формирование усло- вий для создания новых производств. Законом Липецкой области от 27 апреля 2012 года № 34-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «Об особых экономических зонах регионального уров- ня» предоставлена возможность создания на территории Ли- пецкой области особых экономических зон регионального уров- ня промышленно-производственного типа, деятельность участ- ников которых ориентирована на оказание услуг по обеспече- нию перевозок и складированию товаров (деятельность по логи- стике). Участникам особых экономических зон регионального уровня установлена новая форма государственной поддержки инвести- ционной деятельности в виде предоставления субсидий на воз- мещение части затрат, связанных с приобретением машин и обо- рудования для реализации инвестиционных проектов. Увеличен с тридцати до шестидесяти дней срок рассмотре- ния уполномоченным органом по управлению особыми экономи- ческими зонами регионального уровня заявки лица, намерева- ющегося получить статус участника особой экономической зоны регионального уровня, на заключение договора о ведении дея- тельности. Законом Липецкой области от 8 ноября 2012 года № 82- ОЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Липецкой об- ласти «Об особых экономических зонах регионального уров- ня» установлена возможность располагаться как на территории одного муниципального образования, так и на территориях не- скольких муниципальных образований особым экономическим зонам регионального уровня всех типов, а не только туристско- рекреационного и агропромышленного типов, как это было пред- усмотрено ранее. Улучшение инвестиционного климата является одним из основных приоритетов экономической политики государства, сформулированных в Указах Президента Российской Федера- ции от 7 мая 2012 года и в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В целях улучшения инвестиционного климата и обеспечения стабильности положения инвесторов были внесены изменения в Закон Липецкой области от 25 февраля 1997 года № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области». Законом Липецкой области от 27 апреля 2012 года № 24-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» уточнены условия предоставления государственной поддержки организациям в форме льготы по налогу на имущество организа- ций и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль органи- заций, подлежащему зачислению в областной бюджет, и в форме государственных гарантий области по инвестиционным проектам для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (далее – государственных гарантий области), предоставляемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Липецкой области от 9 октября 2007 года № 94-ОЗ «О бюджетном процессе Липецкой области». Право на получение государственной поддержки в форме го- сударственных гарантий области предоставляется организаци- ям по инвестиционным проектам, прошедшим конкурсный отбор. Срок действия предоставляемых государственных гарантий об- ласти не может быть более пятнадцати лет. Государственная гарантия области подлежит отзыву в случа- ях, утвержденных Законом Липецкой области от 9 октября 2007 года № 94-ОЗ «О бюджетном процессе Липецкой области», а так- же в случае невыполнения более чем на 10 процентов годовых финансово-экономических показателей бизнес-плана инвести- ционного проекта, представленного в конкурсную комиссию, в части следующих показателей: инвестиции, вложенные в проект, по которому предоставлена государственная гарантия, выручка от реализации продукции (работ, услуг), налогооблагаемая при- быль, количество созданных рабочих мест. Уточнен перечень документов, представляемых в конкурс- ную комиссию организациями, претендующими на льготный ре- жим налогообложения, куда дополнительно включены бухгалтер- ская отчетность за последний отчетный год, на последнюю отчет- ную дату и соответствующий период предшествующего года; ко- пия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской от- четности за последний отчетный год (для юридических лиц, кото- рые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку); подтверж- дение налоговых органов и органов государственных внебюджет- ных фондов об отсутствии задолженности по платежам в бюдже- ты всех уровней и внебюджетные фонды. Организации, претендующие на получение государствен- ной поддержки в форме государственной гарантии области, кро- ме вышеуказанных документов, дополнительно должны пред- ставлять в конкурсную комиссию сведения о наличии обеспече- ния исполнения обязательств организации по удовлетворению регрессного требования к организации в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии. При рассмотрении конкурсной комиссией инвестиционных проектов, заявленных организациями, претендующими на полу- чение государственной поддержки в форме государственной га- рантии области, в обязательном порядке должно учитываться на- личие положительного заключения финансового органа области о финансовом состоянии предприятия. Срок государственной гарантии области должен определять- ся исходя из установленного кредитным договором срока испол- нения обязательств, обеспечиваемых гарантией, увеличенного на 70 дней. Закон Липецкой области «О поддержке инвестиций в эконо- мику Липецкой области» в соответствии с Законом Липецкой области от 17 декабря 2012 года № 95-ОЗ «О внесении из- менения в Закон Липецкой области «О поддержке инвести- ций в экономику Липецкой области» дополнен нормой о га- рантиях прав инвесторов и защите инвестиций. Указанной нормой всем инвесторам гарантированы равные права на получение информации, необходимой для принятия ре- шений о вложении инвестиций, осуществление инвестиционной деятельности и защиту инвестиций; на государственную поддерж- ку осуществляемой ими инвестиционной деятельности в порядке и на условиях, установленных законами области, а также приняты- ми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Всем инвесторам независимо от форм собственности гаран- тируется гласность в обсуждении инвестиционных проектов. Органы государственной власти области не вправе ограни- чивать права инвесторов, реализующих инвестиционные проек- ты на территории области, в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным зако- нодательством. В случае принятия нормативных правовых актов области, ухудшающих условия инвестирования по отношению к реализуе- мым инвестиционным проектам, должны применяться положения нормативных правовых актов области, действующих на момент принятия решения о предоставлении государственной поддерж- ки инвестиционного проекта. Принятие Закона Липецкой области от 1 октября 2012 года № 64-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Липецкой области «О порядке предоставления государственных гаран- тий Липецкой области по кредитам, привлекаемым организа- циями регионального значения в условиях кризиса» обуслов- лено дальнейшим совершенствованием института оказания госу- дарственной поддержки, осуществляемой в форме предоставле- ния государственных гарантий Липецкой области, а также приве- дением положений Закона Липецкой области от 18 марта 2009 года № 253-ОЗ «О порядке предоставления государственных гарантий Липецкой области по кредитам, привлекаемым организациями ре- гионального значения в условиях кризиса» в соответствие с тре- бованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Зако- на Липецкой области от 9 октября 2007 года № 94-ОЗ «О бюджет- ном процессе Липецкой области» в части предоставления государ- ственных гарантий области. В результате внесенных изменений условия предоставления гарантии дополнены условием о наличии у принципала в разме- ре не менее 100 процентов предоставляемой государственной гарантии обеспечения исполнения обязательств по удовлетворе- нию регрессного требования гаранта к принципалу в связи с ис- полнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии. Изменен срок гарантии, который теперь определяется исходя из установленного кредитным договором срока исполнения обя- зательств, обеспечиваемых гарантией, увеличенного на 210 дней. Установлено, что гарантийный случай наступает по оконча- нии шести месяцев со дня неисполнения принципалом требо- вания бенефициара об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга). При этом со дня неисполнения принципалом обязательств по воз- врату суммы кредита до наступления гарантийного случая бене- фициаром должны быть приняты меры по обращению взыскания на иное (кроме гарантии) обеспечение исполнения обязательств принципала по кредитному договору. Таким образом, вносимые в 2012 году в законодательство об- ласти в сфере промышленности и инвестиций изменения были направлены на создание дополнительных условий для привлече- ния инвестиций в экономику Липецкой области, совершенствова- ние форм государственной поддержки субъектов предпринима- тельской деятельности, установление гарантий прав инвесторов и защиту инвестиций. § 5. Законодательство в сфере транспортного обслуживания Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» были внесены изме- нения в Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями перевозчик име- ет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполно- моченный орган которого выдал разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым так- си по территориям иных субъектов Российской Федерации допу- скается только в случае, если пункт подачи легкового такси нахо- дится на территории субъекта Российской Федерации, уполно- моченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Россий- ской Федерации. На основании соглашений, заключенных меж- ду субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным ор- ганом одного из таких субъектов Российской Федерации, предо- ставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, за- ключивших указанные соглашения. Порядок осуществления контроля за соблюдением юридиче- скими лицами и индивидуальными предпринимателями указан- ных требований, а также требований, предусмотренных правила- ми перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определяет- ся законом субъекта Российской Федерации. Внесены изменения, касающиеся возможности осуществле- ния деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при наличии у юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей транспортных средств не только в собственно- сти или на условиях лизинга, но и на праве хозяйственного веде- ния либо договора аренды транспортных средств, а также в слу- чае использования индивидуальным предпринимателем транс- портного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством. Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 34-ФЗ так- же изменено условие о наличии у водителя легкового такси об- щего водительского стажа, продолжительность которого сниже- на с пяти до трех лет, и признано утратившим силу требование о прохождении легковым такси каждые шесть месяцев государ- ственного технического осмотра. Законом Липецкой области от 13 августа 2012 года № 49- ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О пра- вовом регулировании некоторых вопросов в сфере перево- зок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ли- пецкой области» соответствующие изменения были внесены в За- кон Липецкой области от 7 сентября 2011 года № 541-ОЗ «О право- вом регулировании некоторых вопросов в сфере перевозок пасса- жиров и багажа легковым такси на территории Липецкой области». Кроме того, был уточнен перечень документов, предоставля- емых юридическими лицами и индивидуальными предпринима- телями при проведении контроля за соблюдением требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, куда до- полнительно включены журнал регистрации заказов и бланки кассовых чеков или квитанций, а также указаны дополнительные требования, предъявляемые к транспортным средствам, исполь- зуемым в качестве легкового такси, предусмотренные пунктами 110, 115-118 постановления Правительства Российской Федера- ции от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил пе- ревозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и го- родским наземным электрическим транспортом». Данные требования касаются оборудования легкового так- си таксометром, в случае, когда плата за пользование легковым такси определяется на основании установленных тарифов, исхо- дя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси; внешнего оборудования и оформления легкового такси; информации, которая должна быть размещена в салоне легкового такси. В целях оказания государственной поддержки перевозчикам, осуществляющим социально значимые перевозки пассажиров автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении, был принят Закон Липецкой области от 17 декабря 2012 года № 96-ОЗ «О внесении из- менения в статью 16.1 Закона Липецкой области «Об орга- низации транспортного обслуживания населения транспор- том общего пользования в Липецкой области». В соответствии с внесенными изменениями в Закон Липец- кой области от 22 декабря 2004 года № 149-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области» с 1 января 2013 года подлежат возмещению в виде субсидий за счет средств областного бюдже- та понесенные перевозчиками затраты, связанные с уплатой пер- вого лизингового платежа при заключении договора финансовой аренды (договор лизинга) транспортных средств для осущест- вления социально значимых перевозок пассажиров автомобиль- ным пассажирским транспортом общего пользования в межму- ниципальном сообщении. Законом Липецкой области от 14 декабря 2012 года № 94-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 году на указанные цели запланировано выде- ление субсидий в сумме 16 980,7 тыс. рублей. Таким образом, изменения законодательства области в сфе- ре транспортного обслуживания были направлены на дальней- шее совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с перевозками пассажиров и багажа легковым такси, а также оказание государственной поддержки перевозчикам, осу- ществляющим социально значимые перевозки пассажиров ав- томобильным пассажирским транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении. § 6. Законодательство в сфере торговли Изменения законодательства области в сфере торговли свя- заны с установлением дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в со- ответствии со статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производ- ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержа- щей продукции и об ограничении потребления (распития) алко- гольной продукции». Принятие Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» направлено на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактику алкоголизма среди насе- ления Липецкой области, увеличение продолжительности жизни населения и сокращение уровня смертности, формирование сти- мулов к здоровому образу жизни. На территории Липецкой области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21.00 часов до 09.00 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алко- гольной продукции, осуществляемой организациями, и рознич- ной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индиви- дуальными предпринимателями, при оказании такими органи- зациями и индивидуальными предпринимателями услуг обще- ственного питания. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции в торговых объектах (за исключением ресторанов, баров, кафе), расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для по- купателей, до входа в автостанции, железнодорожные станции; крупные автостоянки (более 50 мест); гаражные кооперативы; зоны рекреационного назначения (в границах территорий, заня- тых скверами, парками, городскими садами, пляжами; от границ береговой линии пруда, озера, водохранилища); действующие здания и сооружения, предназначенные для проведения религи- озных обрядов; детские, образовательные, медицинские орга- низации; объекты спорта; оптовые и розничные рынки; вокзалы, аэропорты; объекты военного назначения. Указанные требования к торговым объектам не распростра- няются на организации розничной торговли, осуществляющие реализацию алкогольной продукции в непрозрачной упаковке в отделе (помещении), изолированном от общего торгового зала, а также в случаях, когда на территории населенного пункта имеет- ся только одна организация розничной торговли по продаже ал- когольной продукции. Кроме того, не допускается розничная продажа алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых по- мещениях многоквартирного жилого дома, вход для покупате- лей в которые организован с территории двора, а также в местах проведения массовых общественно-политических и культурно- зрелищных мероприятий во время их проведения. Таким образом, принятие мер, связанных с установлени- ем дополнительных ограничений времени, условий и мест роз- ничной продажи алкогольной продукции, направлено на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Липецкой области. ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Феде- рации Россия является социальным государством, политика ко- торого направлена на создание условий, обеспечивающих до- стойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из стра- тегии социально-экономического развития страны на долгосроч- ную перспективу приоритетами социальной политики остаются совершенствование системы социальной защиты населения, за- щита материнства, семьи и детства, модернизация систем здра- воохранения и образования, всестороннее развитие науки, куль- туры, искусства, физической культуры и спорта. На достижение данных целей и была направлена законотвор- ческая деятельность Липецкой области в прошедшем году. Реги- ональное законодательство в сфере социальной политики явля- ется самым объемным и наиболее подвижным, опережая иные сферы правого регулирования по количеству вносимых измене- ний. За прошедший год областным Советом рассмотрено и при- нято более тридцати областных законов, связанных с внесени- ем изменений в нормативные правовые акты в сфере социальной политики. Кроме того, принят и ряд базовых законов области. § 1. Законодательство в сфере социальной защиты населения, труда и занятости Социальная политика Липецкой области в 2012 году традици- онно была ориентирована на реализацию и соблюдение социаль- ных прав граждан, установленных Конституцией Российской Фе- дерации, федеральными законами, обеспечение социальных га- рантий граждан, их прав в сфере труда и занятости, а также на развитие социальной инфраструктуры региона. Одним из основных нормативных правовых актов области, за- крепляющим меры социальной поддержки для граждан, прожи- вающих на территории региона, является Закон Липецкой обла- сти от 2 декабря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной под- держки отдельных категорий граждан в Липецкой области». Вы- шеуказанный областной Закон устанавливает меры социальной поддержки ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в пе- риод с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести ме- сяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечествен- ной войны, жертвам политических репрессий из числа реабили- тированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, и иным категориям граждан в целях создания условий, обеспечи- вающих им достойную жизнь и уважение в обществе. В прошедшем году Закон Липецкой области «О мерах соци- альной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой об- ласти» претерпел ряд изменений в связи с принятием законов области от 24 февраля 2012 года № 14-ОЗ, от 2 мая 2012 года № 29-ОЗ, от 1 октября 2012 года № 65-ОЗ, от 17 декабря 2012 года № 101-ОЗ. Принятие Закона области от 24 февраля 2012 года № 14-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граж- дан в Липецкой области» , прежде всего, было обусловлено не- обходимостью приведения регионального законодательства в соответствие с действующим федеральным законодательством. Отдельно следует отметить, что областным Законом от 24 фев- раля 2012 года № 14-ОЗ установлена возможность реализации гражданами, получающими пенсию по старости, права на бес- платное зубопротезирование (кроме расходов на оплату стоимо- сти протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в го- сударственных или муниципальных учреждениях здравоохране- ния по месту жительства один раз в три года; на бесплатное слу- хопротезирование – один раз в четыре года. Помимо этого, была уточнена категория граждан, имеющих право на льготу по слухо- протезированию. С учетом внесенных изменений право на льго- ту по слухопротезированию имеют граждане, получающие уста- новленную (назначенную) им в соответствии с действующим за- конодательством пенсию по старости и не признанные в установ- ленном порядке инвалидами, поскольку лица, признанные инва- лидами с установленной группой инвалидности имеют право на получение соответствующей льготы за счет средств федерально- го бюджета. Также областным законодателем был расширен пе- речень заболеваний детей, предусмотренных Законом Липецкой области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области», для лечения которых требуется на- значение за счет средств областного бюджета дорогостоящих препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых. В связи с вступлением в силу с 1 марта 2011 года Федераль- ного закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» Зако- ном области от 2 мая 2012 года № 29-ОЗ признан утратившим силу пункт 10 статьи 13 Закона Липецкой области «О мерах соци- альной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой об- ласти», предусматривающий предоставление за счет средств об- ластного бюджета бесплатных путевок в загородные стационар- ные детские оздоровительные лагеря области отдельным катего- риям детей сотрудников милиции и сотрудников подразделений милиции общественной безопасности. Федеральным законом «О полиции» установлено, что финансовое обеспечение деятель- ности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудни- ков полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выпла- чиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, нахо- дящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств феде- рального бюджета. Законом области от 1 октября 2012 года № 65-ОЗ «О внесении изменений в статью 13.3 Закона Липецкой об- ласти «О мерах социальной поддержки отдельных катего- рий граждан в Липецкой области» установлена дополнитель- ная мера социальной поддержки граждан, находящихся в труд- ной жизненной ситуации в связи с наличием заболевания, требу- ющего систематического прохождения амбулаторного лечения программным гемодиализом. Региональным законодательством для данной категории лиц предусмотрена материальная под- держка в форме ежегодных денежных выплат в размере 8 тысяч рублей ввиду постоянных транспортных расходов, вытекающих из необходимости регулярного получения гражданами жизненно важных процедур в специализированных отделениях лечебно- профилактических учреждений города Липецка и города Ельца. На обеспечение данной выплаты предусмотрено ежегодное вы- деление из областного бюджета 1440 тысяч рублей. За прошедший год законами области от 24 февраля 2012 года № 14-ОЗ и от 17 декабря 2012 года № 101-ОЗ дважды индексиро- вались суммы денежных средств, выделяемые на бесплатное пи- тание доноров крови, и размер денежной компенсации на приоб- ретение питания донорам крови, установленные статьей 13.4 За- кона Липецкой области «О мерах социальной поддержки отдель- ных категорий граждан в Липецкой области» и выплачиваемые за счет средств областного бюджета. В результате сумма денежных средств, выделяемая на бесплатное питание доноров крови, была увеличена с 6 до 8 рублей, а размер денежной компенсации на приобретение питания донорам крови с 282 до 298 рублей. Важным событием законотворческой деятельности регио- на в 2012 году стало принятие Закона Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 13-ОЗ «О финансовой поддержке граждан в сфере содействия занятости населения» , обуслов- ленное изменением федерального законодательства. Федераль- ным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении из- менений в отдельные законодательные акты Российской Феде- рации» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Россий- ской Федерации» в части определения полномочий федераль- ных органов государственной власти в сфере занятости населе- ния, а также полномочий органов государственной власти субъ- ектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. К полномочиям, осуществляемым за счет собствен- ных средств субъектов Российской Федерации, предусматрива- ющим предоставление выплат гражданам, федеральным законо- дателем отнесены: организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолет- них граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы вре- мя, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске ра- боты, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и сред- него профессионального образования, ищущих работу впервые; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке без- работными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, пе- реподготовку и повышение квалификации по направлению орга- нов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фер- мерского) хозяйства, а также единовременной финансовой по- мощи на подготовку документов для соответствующей государ- ственной регистрации; содействие безработным гражданам в переезде и безработ- ным гражданам и членам их семей в переселении в другую мест- ность для трудоустройства по направлению органов службы за- нятости. Наряду с указанными полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом орга- низовывать профессиональную подготовку, переподготовку и по- вышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ре- бенком до достижения им возраста трех лет. Органы государственной власти субъектов Российской Феде- рации устанавливают размеры соответствующих выплат гражда- нам, порядок и условия их предоставления. На основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Фе- дерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по принятию норматив- ных правовых актов в области содействия занятости населения. Законом Липецкой области «О финансовой поддержке граждан в сфере содействия занятости населения» были определены виды финансовой поддержки граждан в сфере содействия занятости населения на территории области: в виде материальной поддержки в период участия в обще- ственных работах и временного трудоустройства по направле- нию органов службы занятости; в виде единовременной финансовой помощи при государ- ственной регистрации в качестве юридического лица, индивиду- ального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хо- зяйства; в виде единовременной финансовой помощи на подготов- ку документов для государственной регистрации вышеуказанной категории лиц; в виде финансовой поддержки при прохождении профессио- нальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в другой местности; в виде финансовой поддержки при переезде или переселе- нии в другую местность для трудоустройства. Кроме того, в областном Законе прописаны размер и условия предоставления материальной поддержки, виды единовремен- ной финансовой помощи при государственной регистрации в ка- честве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также срок, в те- чение которого граждане могут обратиться за предоставлением единовременной финансовой помощи, размер компенсации рас- ходов по оплате ежедневного проезда до места обучения и об- ратно, размер единовременного пособия на безработного граж- данина и всех членов его семьи при переезде. Законами области от 24 февраля 2012 года № 11-ОЗ, от 2 мая 2012 года № 26-ОЗ, от 9 июня 2012 года № 38-ОЗ, от 13 ав- густа 2012 года № 57-ОЗ, от 17 декабря 2012 № 97-ОЗ были вне- сены изменения в Закон Липецкой области от 7 октября 2008 года № 182-ОЗ «Об оплате труда работников областных государ- ственных учреждений». Во исполнение частей 14, 14.1 ст. 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдель- ные законодательные акты Российской Федерации в связи с со- вершенствованием правового положения государственных (му- ниципальных) учреждений» в регионе с 1 января 2012 года созда- но Липецкое областное бюджетное учреждение «Автотранспорт- ное учреждение». Принятие областного Закона от 24 февраля 2012 года № 11-ОЗ «Об оплате труда работников областных го- сударственных учреждений» вызвано необходимостью установ- ления системы оплаты труда для работников Липецкого област- ного бюджетного учреждения «Автотранспортного учреждения». Областным законом «Об оплате труда работников област- ных государственных учреждений» с 1 января 2009 года на отрас- левую систему оплаты труда были переведены работники цело- го ряда организаций бюджетной сферы. Внесение изменений в данный нормативный правовой акт Законом области от 2 мая 2012 года № 26-ОЗ было обусловлено необходимостью даль- нейшего перевода на новую систему оплаты труда областных го- сударственных учреждений строительства. С переводом на но- вую систему оплаты, должности работников учреждений при- ведены в соответствие с выполняемой работой и требования- ми квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В условиях принятой системы оплаты заработная плата каждого работника зависит от его квалифика- ции, количества затраченного труда, сложности выполняемой ра- боты. В целях оказания услуг в сфере управления государственным имуществом было принято постановление администрации Ли- пецкой области от 18 ноября 2011 года № 405 «О создании об- ластного бюджетного учреждения «Областной фонд имущества». Законом области от 9 июня 2012 года № 38-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об оплате труда ра- ботников областных государственных учреждений» установ- лена система оплаты труда работников, обеспечивающих управ- ление государственным имуществом. Принятие областного Закона от 13 августа 2012 года № 57-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «Об оплате труда работников областных государствен- ных учреждений» и признании утратившими силу некоторых законов Липецкой области» связано с отказом от существую- щего диапазона должностных окладов и установлением их фик- сированных размеров. Внесение данных изменений обусловлено необходимостью соблюдения принципов формирования регио- нальных систем оплаты труда, закрепленных в Главе II Единых ре- комендаций Российской трехсторонней комиссии по регулиро- ванию социально-трудовых отношений по установлению на фе- деральном, региональном и местном уровнях систем оплаты тру- да работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год. Кроме того, в соответствии с данным областным Зако- ном на новую систему оплаты труда переводятся работники об- ластных государственных учреждений средств массовой инфор- мации. Законом области от 17 декабря 2012 года № 97-ОЗ «О внесении изменений в закон Липецкой области «Об опла- те труда работников областных государственных учрежде- ний» повышены должностные оклады отдельным категориям ра- ботников областных государственных учреждений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 год №597 «О мероприятиях по реализации государственной соци- альной политики». В частности, вышеуказанным Законом преду- смотрено повышение должностных окладов: Продолжение на 18-й стр. Продолжение. Начало на 14—16-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz