Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 114/24492/ 14 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 14 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ВВЕДЕНИЕ На основании части 1 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных пра- вовых актов Липецкой области» Липецкий областной Совет депу- татов представляет шестой доклад «О состоянии законодатель- ства Липецкой области». Законодательная деятельность является ключевым и одним из наиболее значимых по своим социальным последствиям ви- дом деятельности государства. Изменения, происходящие в об- ществе и российской правовой системе, предъявляют повышен- ные требования к современному нормотворческому процессу, полноправным участником которого является Липецкий област- ной Совет депутатов. В качестве основных направлений совершенствования право- вого регулирования в Липецкой области на 2012 году были назва- ны улучшение инвестиционного климата для субъектов предпри- нимательской деятельности; дальнейшая гуманизация законода- тельства в сфере предоставления государственных и муниципаль- ных услуг; социальная поддержка многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представленный в докладе комплексный анализ принятых областным Советом депутатов в 2012 году нормативных право- вых актов призван не только подвести итоги деятельности всех участников законотворческого процесса в Липецкой области, но и обеспечить последовательность в выработке предложений по дальнейшему совершенствованию регионального и федерально- го законодательства. Оценкой законодательной деятельности органов государ- ственной власти должны выступать качество принимаемых нор- мативных правовых актов, эффективность их применения, сво- евременное реагирование на потребности в юридическом регу- лировании общественных отношений. Одним из действенных ме- ханизмов такой оценки законодательного процесса в нашей об- ласти является ежегодный доклад Липецкого областного Сове- та депутатов «О состоянии законодательства Липецкой области». Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области и законотворческого процесса ГЛАВА 1. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ ДЕПУТАТОВ В 2012 ГОДУ Планирование законотворческой деятельности Липецко- го областного Совета депутатов (далее — областной Совет) осу- ществляется в порядке, предусмотренном статьями 9 и 10 Зако- на Липецкой области от 27 марта 1997 года № 64-ОЗ «О норма- тивных правовых актах Липецкой области». На основании предложений субъектов права законодатель- ной инициативы и решений комитетов областного Совета 1 дека- бря 2011 года постановлением Липецкого областного Совета де- путатов № 1856-пс была утверждена программа нормотворче- ских работ Липецкого областного Совета депутатов на 2012 год. В 2012 году было запланировано к принятию 36 законов об- ласти, из которых принято 30 законов, что составило 83,3% от запланированного объема. Показатель исполнения программы нормотворческих работ остался на уровне 2011 года, что свиде- тельствует о стабильности законодательного процесса. Сверх программы нормотворческих работ депутатами зако- нодательного органа области было рассмотрено 82 проекта зако- на, то есть более чем в два раз от числа запланированных (211%). С одной стороны данный показатель свидетельствует о гибкости законотворческого процесса в области, своевременном реагиро- вании на изменения федерального законодательства и социально- экономические потребности общества, с другой стороны указы- вает на необходимость еще более тщательного планирования за- конодательной деятельности, поскольку более трети из указанно- го числа законопроектов объективно могли найти свое отражение в программе нормотворческих работ областного Совета на 2012 год. Не были внесены в Липецкий областной Совет следующие за- конопроекты: 1. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой обла- сти и порядке его изменения» (субъект законодательной инициа- тивы администрация области). 2. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О вы- борах депутатов Липецкого областного Совета депутатов» (субъ- ект законодательной инициативы комитет по государственному устройству и местному самоуправлению). 3. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О ма- териальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» (субъект законодательной инициативы администрация области). 4. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О нор- мативах финансирования общеобразовательных учреждений» (субъект законодательной инициативы Липецкий городской Со- вет депутатов). В ноябре 2012 года администрация Липецкой области обра- тилась с просьбой исключить из программы нормотворческих ра- бот областного Совета депутатов на 2012 год проект закона Ли- пецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области», в связи с незначительными изменениями индекса цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров. Принятие Закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах депутатов Липецкого об- ластного Совета депутатов» было признано целесообразным пе- ренести на 2013 год, в связи с внесением в течение 2012 года це- лого ряда изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В декабре 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области внесены в област- ной Совет депутатов проект закона «О внесении изменений в За- кон Липецкой области «Об органах записи актов гражданского состояния Липецкой области и наделении органов местного са- моуправления государственными полномочиями по образованию и деятельности органов записи актов гражданского состояния и государственной регистрации актов гражданского состояния», а также проекты двух базовых законов: «О порядке избрания пред- ставителей Липецкого областного Совета депутатов в квалифи- кационную комиссию при адвокатской палате Липецкой области» и «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области», которые рассмотрены и приняты на сессии областного Совета депутатов 21 февраля 2013 года. Всего в 2012 году депутатами законодательного органа обла- сти было принято 112 законов Липецкой области. Из числа принятых законов 16 являются базовыми, 2 закона о поправках к Уставу Липецкой области Российской Федерации, 89 законов о внесении изменений в законы Липецкой области, 2 за- кона об исполнении бюджетов, 2 закона о признании утративши- ми силу отдельных статей законов Липецкой области и 1 закон о признании утратившим силу закона Липецкой области в целом. Необходимо отметить, что 30 законов области, или 26,8 %, были приняты без прохождения законопроекта через комиссию по рассмотрению и внесению предложений по проектам феде- ральных законов, законов области и постановлений областного Совета, что является нарушением пункта 16 статьи 41 Регламента Липецкого областного Совета депутатов. В 2012 году областным Советом принято 328 постановлений, в том числе 19 постановлений регулятивного характера, из ко- торых 13 были внесены на рассмотрение главой администрации области, 2 — депутатами и 4 — комитетами областного Совета. Качество принимаемых областным Советом депутатов нор- мативных правовых актов продолжает оставаться неизменно вы- соким, о чем свидетельствует отсутствие случаев их судебного обжалования и актов прокурорского реагирования. В 2012 году областным Советом были внесены в порядке за- конодательной инициативы в Государственную Думу Федерально- го Собрания Российской Федерации 5 проектов федеральных за- конов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального зако- на «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»; «О внесении изменений в статьи 12.21 и 12.33 Кодекса Рос- сийской Федерации об административных правонарушениях»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий орга- нов государственной власти субъектов Российской Федерации»; «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Постановлением областного Совета депутатов от 2 августа 2012 года № 183-пс было признано утратившим силу постанов- ление Липецкого областного Совета депутатов от 4 августа 2011 года № 1720-пс «О законодательной инициативе Липецкого об- ластного Совета депутатов по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта феде- рального закона «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Феде- рального закона «Об общественных объединениях», в связи с не- обходимостью доработки данного законопроекта. В 2012 году активность субъектов права законодательной инициативы в областном Совете сохранила тенденции 2011 года и выглядит следующим образом: Субъект права законодательной инициативы Коли- чество внесен- ных законо- проектов Процент от числа принятых законов области Глава администрации области, администрация области 84* 74,5% Комитеты областного Совета депутатов 14 12,5% Председатель областного Совета депутатов, депутаты областного Совета депутатов 10* 8,5% Представительные органы местного самоуправления 1 0,9% Члены Совета Федерации Федерального Собрания — представители областного Совета и администрации области - - Прокурор области 2 1,8% Председатель Липецкого областного суда - - Председатель Арбитражного суда области - - Начальник Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области 2 1,8% Группа избирателей - - * главой администрации области и председателем областно- го Совета депутатов одновременно были внесены законопроекты о поправках к Уставу Липецкой области Российской Федерации, в результате рассмотрения которых был принят Закон Липецкой области от 2 мая 2012 года № 21-ОЗ. Постановление четырнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 467-пс от 30.05.2013, г. Липецк О докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2012 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2012 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Реализация права законодательной инициативы комитета- ми областного Совета депутатов в 2012 году выглядит следую- щим образом: Комитет областного Совета депутатов Коли- чество внесенных законо- проектов Процент от числа при- нятых законов области Комитет по законодательству и правовым вопросам 1 0,9% Комитет по государственному устройству и местному самоуправлению 10 8,9% Комитет по экономике 1 0,9% Комитет по социальным вопросам 1 0,9% Комитет по вопросам агропромышленного комплекса и земельных отношений - - Комитет по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи 1 0,9% Природоохранный комитет - - Комитеты, всего 14 12,5% Наиболее активными участниками законотворческого процесса в 2012 году являлись глава администрации области, администра- ция области, депутаты и комитет по государственному устройству и местному самоуправлению областного Совета депутатов. Требования об открытости и доступности информации о зако- нотворческой деятельности органов государственной власти об- ласти, установленные Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятель- ности государственных органов и органов местного самоуправ- ления», продолжали обеспечиваться путем размещения на офи- циальном сайте областного Совета в сети Интернет http://www. oblsovet.ru/ внесенных законопроектов, принятых нормативных правовых актов и трансляций заседаний сессий областного Со- вета в режиме реального времени. ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ § 1. Участие прокуратуры Липецкой области в законотворческой деятельности Прокуратура Липецкой области в 2012 году, как и прежде, принимала активное участие в законотворческом процессе об- ластного Совета. Так, в порядке законодательной инициативы были внесены два законопроекта: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании вопросов защиты населения и терри- торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- рактера в Липецкой области» и «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мировых судьях в Липецкой области». По результатам рассмотрения указанных законопроектов, по состоянию на 31 декабря 2012 года, принят Закон Липецкой об- ласти от 13 августа 2012 № 53-ОЗ «О внесении изменений в За- кон Липецкой области «О правовом регулировании вопросов за- щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при- родного и техногенного характера в Липецкой области». Представители прокуратуры Липецкой области принима- ли участие в заседаниях комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, законов обла- сти и постановлений областного Совета, заседаниях профиль- ных комитетов, рабочих групп и сессиях, участвовали в разработ- ке проектов нормативных правовых актов, вносили предложения о необходимости приведения их в соответствие с федеральным законодательством. В минувшем году прокуратурой области было подготовлено 163 заключения на нормативные правовые акты, 54 из которых с замечаниями и предложениями. В 2012 году областным Советом было рассмотрено 16 пред- ложений прокуратуры области о необходимости внесения изме- нений в нормативные правовые акты Липецкой области. Кроме того, представители областной прокуратуры принима- ли активное участие в разработке проектов законов области, впо- следствии принятых областным Советом депутатов, среди кото- рых: — Закон Липецкой области от 9 июня 2012 года № 43-ОЗ «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате»; — Закон Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 116-ОЗ «Об отзыве главы администрации Липецкой области»; — Закон Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 111-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой обла- сти» и др. Хотелось бы отметить, что в прошлом году прокуратурой об- ласти не было внесено ни одного представления на законы Ли- пецкой области, что свидетельствует о повышении качества при- нимаемых нормативных правовых актов области и наличии эф- фективного механизма взаимодействия Липецкого областного Совета и прокуратуры области на стадии проведения экспертизы нормативных правовых актов до рассмотрения их на сессии об- ластного Совета. § 2. Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в законотворческой деятельности Немалая заслуга в обеспечении качества принимаемых и действующих нормативных правовых актов области принадлежит Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. В соответствии с Уставом Липецкой области Российской Фе- дерации, Законом Липецкой области «О нормативных право- вых актах Липецкой области», Регламентом Липецкого област- ного Совета депутатов, а также в рамках заключенного с област- ным Советом депутатов 24 ноября 2008 года соглашения о вза- имодействии Управление Министерства юстиции РФ по Липец- кой области проводит правовую и антикоррупционную экспер- тизу проектов нормативных правовых актов области, участвует в работе комиссий, комитетов, рабочих групп областного Сове- та депутатов. В рамках предоставленных полномочий в 2012 году Управ- лением Министерства юстиции РФ по Липецкой области рас- смотрено 168 проектов нормативных правовых актов области на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, по которым подготовлены письменные заключения, из них 44 — с замечаниями и предложе- ниями. По 19 проектам нормативных правовых актов заключения были удовлетворены. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области принимает активное участие в законотвор- ческом процессе Липецкой области. В 2012 году Управлением юстиции разработаны и внесены в областной Совет депутатов в порядке законодательной инициа- тивы 5 законопроектов области: — «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О ми- ровых судьях в Липецкой области»; — «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об ад- министративных правонарушениях»; — «О бесплатной юридической помощи и создании юридиче- ских консультаций на территории Липецкой области»; — «О порядке избрания представителей Липецкого областно- го Совета депутатов в квалификационную комиссию при адвокат- ской палате Липецкой области»; — «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об ор- ганах записи актов гражданского состояния Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственны- ми полномочиями по образованию и деятельности органов запи- си актов гражданского состояния и государственной регистра- ции актов гражданского состояния». По состоянию на 31 декабря 2012 года приняты два нор- мативных правовых акта из числа разработанных Управлением юстиции: — Закон Липецкой области от 1 октября 2012 года № 73-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мировых судьях в Липецкой области»; — Закон Липецкой области от 1 октября 2012 года № 74-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об админи- стративных правонарушениях». Эффективным инструментом осуществления контроля за за- конностью действующих нормативных правовых актов Липецкой области является ведение Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По состоянию на 31 декабря 2012 года общее количество со- держащихся в федеральном регистре нормативных правовых ак- тов Липецкой области составило 7271, из них принятых област- ным Советом депутатов — 2118, органами исполнительной вла- сти области — 5153. В 2012 году в региональную базу данных федерального ре- гистра включен 1291 нормативный правовой акт, из которых 123 приняты областным Советом депутатов, 1168 — органами испол- нительной власти области. Хотелось бы отметить, что по итогам проведенных Управле- нием юстиции в 2012 году экспертиз нормативных правовых ак- тов Липецкой области положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а так- же содержащих коррупциогенные факторы не выявлено. Таким образом, проводимая Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области работа с проектами нормативных правовых актов и принятыми законами и постановлениями областного Совета способствует повышению качества законотворческой деятельности, своевременности и эффективности осуществления правового регулирования обще- ственных отношений. § 3. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов В целях выявления положений, не соответствующих феде- ральному и областному законодательству, а также наличия кор- рупциогенных факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом областно- го Совета правовое управление областного Совета осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы всех проектов нор- мативных правовых актов, вносимых на рассмотрение областно- го Совета. В случае несогласия разработчика проекта с заключе- нием правового управления о результатах экспертизы, указанное заключение рассматривается комиссией по рассмотрению и вне- сению предложений по проектам федеральных законов, законов области и постановлений областного Совета. В 2012 году было представлено 144 заключения правового управления по проектам нормативных правовых актов, из кото- рых 21 заключение по проектам базовых законов, 29 заключений по проектам постановлений областного Совета и 5 заключений по проектам федеральных законов. Четыре законопроекта, по ко- торым были даны отрицательные заключения, отозваны субъек- тами законодательной инициативы и областным Советом не рас- сматривались. Правовые замечания были даны к 59 проектам нормативных правовых актов области. По 72 проектам нормативных правовых актов Липецкой области представлены замечания редакционно- го, синтаксического, юридико-технического характера. При дора- ботке проектов нормативных правовых актов указанные замеча- ния были учтены. В 2012 году по результатам антикоррупционной эксперти- зы законопроектов и проектов постановлений областного Совета правовым управлением областного Совета в заключениях по 10 проектам нормативных правовых актов Липецкой области было указано на наличие 12 коррупциогенных факторов. По 8 проек- там нормативных правовых актов 10 коррупциогенных факторов были устранены. Помимо правового управления областного Совета депута- тов антикоррупционную экспертизу проектов законов области и нормативных правовых актов областного Совета осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. Наличие коррупциогенных факторов в проек- тах нормативных правовых актов проверяется прокуратурой Ли- пецкой области. Кроме того, независимая экспертиза на коррупциогенность проводилась на территории области восемью независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Рос- сийской Федерации, которые представили заключения по ре- зультатам проведения независимой антикоррупционной экспер- тизы двух проектов законов области, принятых в 2012 году. В соответствии с Законом Липецкой области от 7 октября 2008 года № 193-ОЗ «О предупреждении коррупции в Липецкой области» по инициативе граждан, общественных объединений, либо по собственной инициативе Общественная палата области вправе проводить общественную антикоррупционную эксперти- зу нормативных правовых актов области и их проектов. Порядок её проведения определяется Общественной палатой области са- мостоятельно. Заключения о результатах общественной анти- коррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения. В 2012 году Общественной палатой Липецкой области была осуществлена общественная экспертиза 4-х проектов норматив- ных правовых актов области, связанных с поправками к Уставу Липецкой области, исполнением областного бюджета за 2011 год и проектом областного бюджета на 2013 год и на плановый пери- од 2014 и 2015 годов. Столь комплексный подход, используемый в ходе проведе- ния антикоррупционной экспертизы проектов нормативных пра- вовых актов области, позволяет устранять коррупциогенные фак- торы на стадии их принятия. Часть II. Направления развития законодательства Липецкой области по сферам правового регулирования ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТАХ, ИНСТИТУТАХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА § 1. Законодательство об административно- территориальном устройстве В 2012 году административно-территориальное устрой- ство Липецкой области, установленное Законом Липецкой об- ласти от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно- территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения», осталось в неизменном виде. Данное обстоятельство объясняется тем, что сложившаяся на сегодняшний день система административно-территориального устройства области является оптимальной, учитывает интересы населения и создает необходимые предпосылки для эффектив- ного и сбалансированного развития территории области. Вместе с тем, областной Совет депутатов совместно с адми- нистрацией области и органами местного самоуправления ведет постоянную работу по совершенствованию административно- территориального устройства области и устранению неточностей в нормативных правовых актах. С этой целью были приняты законы Липецкой области от 8 ноября 2012 года № 89-ОЗ и от 29 декабря 2012 года № 115-ОЗ о внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой об- ласти», которыми были уточнены границы Больше-Хомутецкого и Панинского сельсоветов Добровского района, Кузнецкого и Во- лотовского сельсоветов Лебедянского района, в связи с воз- вращением территорий, исконно принадлежавших Больше- Хомутецкому, Кузнецкому сельсоветам, ошибочно отнесенных со- ответственно к Панинскому и Волотовскому сельсоветам. § 2. Законодательство об органах государственной власти В прошедшем году Законом Липецкой области от 2 мая 2012 года № 21-ОЗ в Устав Липецкой области Российской Фе- дерации (далее — Устав) внесен ряд поправок, направленных на приведение основного Закона области в соответствие с нор- мами федеральных законов от 27 июня 2011 года № 157-ФЗ, от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ, от 11 июля 2011 года № 192-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 224-ФЗ и № 242-ФЗ, от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ, от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, от 21 ноября 2011 года № 326, № 329-ФЗ и № 331-Ф3, от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ и № 364-ФЗ, от 28 февраля 2012 года № 10-ФЗ, внес- шими изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанным законом области расширен круг полномочий ор- ганов государственной власти области по предметам совместно- го ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета. К полномочиям органов го- сударственной власти области отнесено осуществление област- ного государственного надзора: в области охраны и использова- ния особо охраняемых природных территорий; за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального зна- чения; в строительстве; в ветеринарии; за применением подле- жащих государственному регулированию цен (тарифов) на това- ры (услуги); за проведением региональных лотерей, а также фи- нансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, на- чального общего, основного общего и среднего (полного) обще- го образования в имеющих государственную аккредитацию не- государственных общеобразовательных учреждениях; создание искусственного земельного участка; принятие мер по организа- ции проведения технического осмотра транспортных средств; утверждение нормативов минимальной обеспеченности населе- ния пунктами технического осмотра для области и входящих в ее состав муниципальных образований; осуществление полномочий в области содействия занятости населения. Кроме того, к полномочиям администрации области отнесе- ны разработка и осуществление мер по безопасности дорожно- го движения; определены сроки принятия областным Советом депутатов решения о досрочном прекращении депутатских пол- номочий. Внесены изменения в статьи 30 и 68 Устава, предусма- тривающие проведение публичных слушаний непосредственно по годовому отчету об исполнении областного бюджета, а не по его проекту, как ранее было предусмотрено в Уставе. К полномо- чиям областного Совета отнесено заслушивание ежегодного от- чета начальника Управления Министерства внутренних дел Рос- сийской Федерации по Липецкой области о деятельности поли- ции подчиненных органов внутренних дел. Также расширен пере- чень имущества, предусмотренный статьей 66 Устава и необхо- димый для осуществления полномочий органов государственной власти области в соответствии со статьей 15-1 Устава. Закреплена обязанность депутатов областного Совета еже- годно представлять сведения о доходах, об имуществе и обя- зательствах имущественного характера в комиссию областного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, пред- ставляемых депутатами областного Совета (статья 26 Устава). Согласно закону глава администрации области предоставляет сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах иму- щественного характера, а также о доходах, об имуществе и обя- зательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Прези- дентом Российской Федерации. На главу администрации обла- сти распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установле- но федеральным законом. В связи с изменением в декабре 2011 года структуры област- ного Совета законом внесены соответствующие поправки в ста- тью 27 Устава. Принятие Закона Липецкой области от 13 июня 2012 года № 44-ОЗ обусловлено необходимостью приведения Устава в со- ответствие с Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих прин- ципах организации законодательных (представительных) и ис- полнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации» и Федеральный закон «Об основных га- рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поправками предусмотрено, что глава администрации об- ласти избирается гражданами Российской Федерации на осно- ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тай- ном голосовании сроком на 5 лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Главой администрации области может быть избран гражда- нин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Кон- ституцией Российской Федерации, федеральным законом пас- сивным избирательным правом, не имеющий гражданства ино- странного государства либо вида на жительство или иного доку- мента, подтверждающего право на постоянное проживание граж- данина Российской Федерации на территории иностранного го- сударства, и достигший возраста 30 лет. В этой связи признаны утратившими силу нормы Устава о на- делении гражданина Российской Федерации полномочиями гла- вы администрации области по представлению Президента Рос- сийской Федерации. В указанном законе установлено, что осно- ванием для утраты доверия Президента Российской Федерации являются выявление в отношении главы администрации области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. Предусмотрена также возможность отзыва главы админи- страции области по основаниям и в порядке, установленным Фе- деральным законом «Об общих принципах организации законо- дательных (представительных) и исполнительных органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации» и при- нятым в соответствии с ним Законом Липецкой области от 29 де- кабря 2012 года № 116-ОЗ «Об отзыве главы администрации Ли- пецкой области». В связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», применя- емые в законах Липецкой области: от 14 июля 2011 года № 517-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Липецкой области», от 18 авгу- ста 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребен- ка в Липецкой области», термины заменены на понятия, предусмо- тренные действующим федеральным законодательством ( Закон Липецкой области от 24 февраля 2012 года№19-ОЗ ). Закон Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 20-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О статусе депутата Липецкого областного Совета депута- тов» , разработанный на основании норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдель- ные законодательные акты Российской Федерации в связи с со- вершенствованием государственного управления в области про- тиводействия коррупции», предусматривает предоставление де- путатами областного Совета сведений о своих доходах, об имуще- стве и обязательствах имущественного характера, а также сведе- ний о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В силу положений статьи 12 Федерального закона от 6 октя- бря 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации за- конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ука- занный закон области устанавливает порядок размещения све- дений, представляемых депутатами, на официальном сайте об- ластного Совета, а также основания и порядок их проверки. За- коном предусмотрено создание комиссии областного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами областного Совета. Доклад «О состоянии законодательства Липецкой области» за 2012 год является ежегодным итогом законотворческой де- ятельности Липецкого областного Совета депутатов. Доклад подготовлен исходя из необходимости выработ- ки практических рекомендаций по правовому регулированию наиболее важных направлений социально-экономического развития области. Структура доклада традиционно включает в себя вопросы развития законодательства области по сферам правового ре- гулирования и предложения по его совершенствованию. Не- отъемлемой частью доклада являются разделы, посвященные предложениям по реализации Послания Президента Россий- ской Федерации, по совершенствованию федерального зако- нодательства и инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР в законодательство Российской Федерации. В качестве основных направлений совершенствования пра- вового регулирования в Липецкой области в прошедшем году выступили: улучшение инвестиционного климата для субъектов пред- принимательской деятельности; дальнейшая гуманизация законодательства в сфере пре- доставления государственных и муниципальных услуг; социальная поддержка многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представленный в докладе комплексный анализ принятых областным Советом депутатов в 2012 году нормативных пра- вовых актов показал гибкость законотворческого процесса в области, своевременное реагирование на изменения феде- рального законодательства, социально-экономическую ситуа- цию в регионе при неизменном сохранении качества принима- емых нормативных правовых актов. В целях дальнейшего совершенствования законодательно- го процесса в области необходимо выработать меры по более конструктивному взаимодействию всех его участников. Так, до настоящего времени исполнительным органом власти обла- сти не приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации Закона Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершеннолет- них», о чем уже отмечалось в докладе «О состоянии законода- тельства Липецкой области» за 2011 год. Изменения, происходящие в обществе и российской пра- вовой системе, предъявляют повышенные требования к совре- менному нормотворческому процессу. Одной из задач областного Совета депутатов является со- вершенствование координации деятельности всех участников нормотворческого процесса в целях создания единой, согла- сованной системы законодательства области и принятия нор- мативных правовых актов, направленных на обеспечение прав и интересов жителей области во всех сферах общественной жизни. Учитывая изложенное, решение комитета Липецкого об- ластного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липец- кой области Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Зако- на Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мо- ниторинге нормативных правовых актов Липецкой области», областной Совет депутатов постановляет : 1. Утвердить доклад Липецкого областного Совета депута- тов за 2012 год «О состоянии законодательства Липецкой об- ласти». 2. Считать, что в докладе 2012 года дана комплексная ха- рактеристика состояния законодательства Липецкой области, определены основные направления совершенствования зако- нодательного процесса в целях наиболее полного обеспечения интересов, прав и свобод человека и гражданина. 3. Субъектам права законодательной инициативы более тщательно подойти к вопросам планирования законодатель- ной деятельности. 4. Комитетам Липецкого областного Совета депутатов обе- спечить соблюдение порядка внесения и рассмотрения зако- нопроектов в соответствии с требованиями Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» и Регламента Липецкого областного Совета депутатов, исполь- зовать выводы и рекомендации доклада при осуществлении своей деятельности по правовому мониторингу и реализации полномочий областного Совета депутатов. 5. Обратить внимание администрации Липецкой области на соблюдение порядка и сроков внесения законопроектов в соответствии с требованиями Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» и Регламен- та Липецкого областного Совета депутатов, соблюдение сро- ков, установленных Регламентом деятельности администрации Липецкой области для принятия правовых актов во исполне- ние законов области и постановлений областного Совета де- путатов. 6. Направить доклад Липецкого областного Совета депута- тов за 2012 год «О состоянии законодательства Липецкой об- ласти» в Совет Федерации и Государственную Думу Федераль- ного Собрания Российской Федерации, Министерство юсти- ции Российской Федерации, Главному федеральному инспек- тору по Липецкой области, главе администрации области, в ад- министрацию области, Липецкий областной суд, Арбитражный суд области, прокуратуру области, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, Упол- номоченному по правам человека в Липецкой области, Упол- номоченному по правам ребенка в Липецкой области, в орга- ны местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов области. 7. Опубликовать текст доклада Липецкого областного Со- вета депутатов за 2012 год «О состоянии законодательства Ли- пецкой области» и разместить на официальном сайте Липецко- го областного Совета депутатов. 8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Продолжение на 15-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz